Корниенко Д.С., Руднова Н.А., Смирнова Я.К., Калимуллин А.М., Семенов Ю.И. Цифровые предпочтения старших подростков: проблемы онлайн-активности и роль социальной поддержки

К

Введение

Про­цес­сы циф­ро­ви­за­ции, про­ис­хо­дя­щие в совре­мен­ном мире, затра­ги­ва­ют боль­шин­ство сфер жиз­ни и дея­тель­но­сти всех воз­раст­ных групп. Осо­бый инте­рес вызы­ва­ет циф­ро­ви­за­ция в под­рост­ко­вом воз­расте, так как имен­но в дан­ный пери­од про­ис­хо­дят про­цес­сы транс­фор­ма­ции основ­ных соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик (Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, 2023; Шай­ге­ро­ва и др., 2022). 

Напри­мер, актив­ное исполь­зо­ва­ние под­рост­ка­ми соци­аль­ных сетей при­во­дит к появ­ле­нию онлайн-вер­сий реаль­ных соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских фено­ме­нов, в част­но­сти – фено­ме­на фаль­ши­вой онлайн-само­пре­зен­та­ции (Кор­ниен­ко, Руд­но­ва, 2024).

Иссле­до­ва­ние содер­жа­ния инфор­ма­ции – кон­тен­та, кото­рый про­смат­ри­ва­ют поль­зо­ва­те­ли раз­лич­ных воз­рас­тов, явля­ет­ся доста­точ­но рас­про­стра­нен­ным пред­ме­том изу­че­ния. Одна­ко боль­шин­ство работ огра­ни­чи­ва­ют­ся кон­тен­том, непо­сред­ствен­но в раз­ной сте­пе­ни свя­зан­ным с обще­ни­ем, и игро­вым кон­тен­том, кото­рый так­же явля­ет­ся содер­жа­тель­но-спе­ци­фич­ным и, в отли­чие от интер­нет-обще­ния, при­вле­ка­ет мень­шее чис­ло поль­зо­ва­те­лей (Santos et al., 2023; Aragay et al., 2023). 

Немно­го­чис­лен­ные иссле­до­ва­ния пред­по­чте­ния раз­лич­ных видов кон­тен­та на выбор­ках сту­ден­тов пока­зы­ва­ют поло­жи­тель­ную связь зави­си­мо­го от интер­не­та пове­де­ния с игро­вым, обра­зо­ва­тель­ным и сек­су­аль­ным кон­тен­том (de Ávila et al., 2020), с кон­тен­том, направ­лен­ным на выра­же­ние себя и обще­ние с дру­ги­ми (Каза­ри­но­ва, Хол­мо­го­ро­ва, 2021). 

Пред­по­чте­ния в кон­тен­те в свя­зи с полом (на выбор­ке кубин­ских под­рост­ков) обна­ру­жи­ва­ют­ся в боль­шем инте­ре­се деву­шек к лич­ным бло­гам, мар­кет­плей­сам и обра­зо­ва­тель­но­му кон­тен­ту, а юно­шей – к спор­тив­но­му, поли­ти­че­ско­му и науч­но­му (Torralbas, Corcho, 2023).

За послед­нее деся­ти­ле­тие потреб­ля­е­мый под­рост­ка­ми онлайн-кон­тент суще­ствен­но транс­фор­ми­ро­вал­ся: от доми­ни­ро­ва­ния игро­вой актив­но­сти к пре­об­ла­да­нию инфор­ма­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­но­го и обра­зо­ва­тель­но­го кон­тен­та, а так­же мате­ри­а­лов, свя­зан­ных с обще­ни­ем и самовыражением. 

Напри­мер, в иссле­до­ва­нии под­рост­ков, про­ве­ден­ном десять лет назад, были выде­ле­ны фак­то­ры пред­по­чи­та­е­мой дея­тель­но­сти за ком­пью­те­ром, вклю­чав­шие не толь­ко поль­зо­ва­тель­ский (игры, обще­ние), но и про­дви­ну­тый уро­вень (про­грам­ми­ро­ва­ние и настрой­ка ком­пью­те­ра) (Рип­пи­нен, Сло­бод­ская, 2014). 

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния пред­по­чи­та­е­мо­го кон­тен­та пока­зы­ва­ют, что в пятер­ку пред­по­чи­та­е­мо­го кон­тен­та вхо­дят – раз­вле­че­ние, обще­ние, учеб­ный кон­тент, позна­ва­тель­ная инфор­ма­ция и собы­тия в мире (Каза­ри­но­ва, Хол­мо­го­ро­ва, 2021). 

Нако­нец, в одном из послед­них иссле­до­ва­ний онлайн-актив­но­стей под­рост­ков из раз­ных стран уста­нов­ле­но, что рос­сий­ские под­рост­ки име­ют боль­шее раз­но­об­ра­зие в онлайн-актив­но­сти в срав­не­нии с евро­пей­ски­ми под­рост­ка­ми, несмот­ря на низ­кий уро­вень циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти (Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, 2023).

В иссле­до­ва­нии свя­зи пред­по­чи­та­е­мо­го кон­тен­та и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских пока­за­те­лей обна­ру­жи­лось, что кон­тент, свя­зан­ный с само­пре­зен­та­ци­ей и раз­вле­че­ни­ем, поло­жи­тель­но свя­зан со стра­хом нега­тив­ной соци­аль­ной оцен­ки, но не свя­зан с соци­аль­ным дис­трес­сом и избе­га­ни­ем (Каза­ри­но­ва, Хол­мо­го­ро­ва, 2021). 

Сход­ные фак­ты были полу­че­ны отно­си­тель­но свя­зи ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях с более высо­кой само­оцен­кой и про­со­ци­аль­ным пове­де­ни­ем, а раз­вле­ка­тель­но­го кон­тен­та – с воз­рас­та­ни­ем нега­тив­но­го вли­я­ния раз­лич­ных фак­то­ров на под­рост­ка (Рип­пи­нен, Сло­бод­ская, 2014).

Несмот­ря на обшир­ные дан­ные о циф­ро­вых прак­ти­ках под­рост­ков, оста­ют­ся мало­изу­чен­ны­ми вопро­сы о том, как сами поль­зо­ва­те­ли оце­ни­ва­ют про­бле­мы, воз­ни­ка­ю­щие из-за актив­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та, и какие меха­низ­мы соци­аль­но­го окру­же­ния могут смяг­чать нега­тив­ные эффек­ты онлайн-активности.

Акту­аль­ность иссле­до­ва­ний под­рост­ка явля­ет­ся посто­ян­ной как в свя­зи со спе­ци­фи­кой само­го воз­рас­та, так и в свя­зи с ситу­а­ци­ей изме­не­ний и неопре­де­лен­но­сти (Мар­цин­ков­ская, 2022). 

Стар­ший под­рост­ко­вый воз­раст пред­став­ля­ет собой каче­ствен­но осо­бый этап раз­ви­тия и харак­те­ри­зу­ет­ся уни­каль­ной соци­аль­ной ситу­а­ци­ей раз­ви­тия, в отли­чие от млад­ше­го и сред­не­го под­рост­ко­во­го воз­рас­та (Божо­вич, 1968). 

В дан­ный пери­од чело­век впер­вые стал­ки­ва­ет­ся с зада­чей осо­знан­но­го про­фес­си­о­наль­но­го и лич­ност­но­го само­опре­де­ле­ния, под­дер­жи­ва­е­мой изме­нив­шей­ся веду­щей дея­тель­но­стью. Стар­ший под­ро­сток не толь­ко выби­ра­ет буду­щий жиз­нен­ный путь, но и совер­ша­ет цен­ност­но-смыс­ло­вое самоопределение. 

Соци­аль­ная ситу­а­ция под­рост­ка обла­да­ет спе­ци­фи­кой, кото­рая свя­за­на с воз­раст­ны­ми изме­не­ни­я­ми дан­но­го воз­раст­но­го пери­о­да и про­яв­ля­ет­ся в изме­не­нии отно­ше­ний со сверст­ни­ка­ми и роди­те­ля­ми. Важ­ность соци­аль­ной груп­пы для под­рост­ка свя­за­на не толь­ко с при­ня­ти­ем опре­де­лен­ной роли, но и с фор­ми­ро­ва­ни­ем само­оцен­ки, кото­рая и созда­ет­ся на осно­ве вза­и­мо­дей­ствия со сверст­ни­ка­ми и взрос­лы­ми (Кон­дра­тьев, Еме­лья­но­ва, 2011). 

В кон­тек­сте циф­ро­ви­за­ции инте­рес пред­став­ля­ет спе­ци­фи­ка вир­ту­аль­ных групп, отно­ше­ния внут­ри кото­рых на пер­вый взгляд кажут­ся пози­тив­ны­ми, что под­твер­жда­ет­ся боль­шей вза­им­но­стью социо­мет­ри­че­ских выбо­ров, одна­ко отно­ше­ния внут­ри таких групп ока­зы­ва­ют­ся поверх­ност­ны­ми (Кон­дра­тьев, Люби­мо­ва, 2011). 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в послед­ние годы, пока­зы­ва­ют, что оди­но­че­ство, нега­тив­ный пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат в шко­ле, про­блем­ные отно­ше­ния с роди­те­ля­ми отра­жа­ют­ся на пси­хо­ло­ги­че­ском бла­го­по­лу­чии под­рост­ков (Семе­но­ва, 2022; Вол­ко­ва, Соро­ко­умо­ва, 2024). 

Каче­ство отно­ше­ний с роди­те­ля­ми так­же явля­ет­ся кри­ти­че­ским фак­то­ром как для раз­ви­тия ребен­ка в целом, так и для появ­ле­ния зави­си­мо­го от интер­не­та пове­де­ния или дру­гих нега­тив­ных эффек­тов онлайн-актив­но­сти (Семе­но­ва, 2022). 

Уча­стие роди­те­лей в онлайн-актив­но­сти оста­ет­ся про­бле­мой, при­чи­ны кото­рой свя­за­ны с «циф­ро­вым раз­ры­вом» (Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, 2023) вви­ду отсут­ствия зна­ний и навы­ков роди­те­лей отно­си­тель­но эко­ло­гич­но­го исполь­зо­ва­ния интернета. 

Роди­тель­ское регу­ли­ро­ва­ние исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых ресур­сов зача­стую свя­за­но с реа­ли­за­ци­ей ситу­а­тив­но­го кон­тро­ля и под­держ­ки, что в резуль­та­те при­во­дит к еще мень­ше­му уча­стию роди­те­лей в онлайн-жиз­ни под­рост­ков (Rudnova et al., 2023). Вме­сте с тем иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют пози­тив­ную тен­ден­цию в циф­ро­вой меди­а­ции рос­сий­ских роди­те­лей (Сол­да­то­ва, Льво­ва, 2018). 

Уси­ле­ние кон­тро­ля роди­те­лей за онлайн-жиз­нью под­рост­ка не явля­ет­ся фак­то­ром про­фи­лак­ти­ки нега­тив­ных послед­ствий циф­ро­вой актив­но­сти (Lin et al., 2022), тогда как пози­тив­ное роди­тель­ское отно­ше­ние, соче­та­ю­щее после­до­ва­тель­ность и эмо­ци­о­наль­ную бли­зость, свя­за­но с низ­ким риском воз­ник­но­ве­ния интер­нет-зави­си­мо­сти (Кана­шов, Тру­со­ва, 2021). 

Недав­нее иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, что рос­сий­ские роди­те­ли исполь­зу­ют боль­ше опо­сре­ду­ю­щих стра­те­гий циф­ро­вой меди­а­ции, кото­рые ско­рее свя­за­ны с ока­за­ни­ем под­держ­ки ребен­ку, чем с реа­ли­за­ци­ей раз­ных форм кон­тро­ля (Rudnova et al., 2023).

Под­во­дя итог, мож­но утвер­ждать, что каче­ство соци­аль­ных свя­зей под­рост­ка как с роди­те­ля­ми, так и со сверст­ни­ка­ми ока­зы­ва­ет суще­ствен­ное вли­я­ние на его пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие и циф­ро­вое поведение.

В каче­стве гипо­тез дан­но­го экс­пло­ра­тор­но­го иссле­до­ва­ния мож­но пред­по­ло­жить сле­ду­ю­щее: во-пер­вых, наи­бо­лее пред­по­чи­та­е­мы­ми тема­ми в интер­не­те и соци­аль­ных сетях у стар­ших под­рост­ков будут темы инфор­ма­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­но­го харак­те­ра; во-вто­рых, пред­по­чи­та­е­мый кон­тент в интер­не­те и соци­аль­ных сетях будет обна­ру­жи­вать спе­ци­фи­че­ские свя­зи с про­бле­ма­ми, воз­ни­ка­ю­щи­ми в свя­зи с онлайн-актив­но­стью, так, мож­но ожи­дать, что соци­аль­ные про­бле­мы будут обна­ру­жи­вать боль­ше свя­зей с раз­лич­ным по содер­жа­нию кон­тен­том, чем эмо­ци­о­наль­ные и про­бле­мы, свя­зан­ные с базо­вы­ми потреб­но­стя­ми; в-тре­тьих, веро­ят­но суще­ству­ют раз­ли­чия в роли роди­тель­ской под­держ­ки и под­держ­ки со сто­ро­ны сверст­ни­ков в сни­же­нии про­блем, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те актив­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та и соци­аль­ных сетей.

Материалы и методы

Выбор­ка. В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 1365 под­рост­ков в воз­расте от 12 до 18 лет, обу­ча­ю­щих­ся в сред­них обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях в раз­лич­ных реги­о­нах Рос­сий­ской Федерации. 

В свя­зи с зада­ча­ми иссле­до­ва­ния и с целью боль­шей одно­род­но­сти респон­ден­тов в ито­го­вую выбор­ку (1239 чело­век) были вклю­че­ны толь­ко под­рост­ки в воз­расте от 15 до 17 лет (M = 15,9; SD = 0,79), 42,7% муж­ско­го пола. 

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось на осно­ве доб­ро­воль­но­го, ано­ним­но­го уча­стия, было полу­че­но инфор­ми­ро­ван­ное согла­сие на уча­стие в нем. 

Уча­стие в иссле­до­ва­нии было онлайн, респон­ден­ты полу­ча­ли ссыл­ку на стра­ни­цу опро­са в систе­ме testograf.ru. После озна­ком­ле­ния с крат­кой инфор­ма­ци­ей об иссле­до­ва­нии пере­хо­ди­ли к опросникам.

Методики

Опрос­ник циф­ро­вой роди­тель­ской меди­а­ции (Руд­но­ва и др., 2023) исполь­зо­вал­ся для диа­гно­сти­ки двух харак­те­ри­стик роди­тель­ско­го уча­стия в онлайн-актив­но­сти детей – роди­тель­ской под­держ­ки и роди­тель­ско­го контроля. 

Шка­ла роди­тель­ской под­держ­ки опи­сы­ва­ет дей­ствия роди­те­лей, направ­лен­ные на осу­ществ­ле­ние эмо­ци­о­наль­ной и инстру­мен­таль­ной под­держ­ки, шка­ла роди­тель­ско­го кон­тро­ля харак­те­ри­зу­ет дей­ствия роди­те­ля по уста­нов­ле­нию пра­вил досту­па ребен­ка в интер­нет и кон­тро­ля это­го досту­па. Респон­ден­ты выра­жа­ли свое согла­сие или несо­гла­сие с утвер­жде­ни­я­ми, исполь­зуя шка­лу Лай­кер­та от 1 (пол­но­стью не согла­сен) до 5 (пол­но­стью согласен).

Опрос­ник обще­го вос­при­я­тия сверст­ни­ков (the Generalized Perception-of-Peers Questionnaire) (Salmivalli et al., 2005) исполь­зо­вал­ся для обоб­щен­ной оцен­ки вос­при­я­тия и отно­ше­ния сверст­ни­ков. Опрос­ник содер­жит три­на­дцать утвер­жде­ний, кото­рые опи­сы­ва­ют раз­лич­ные харак­те­ри­сти­ки, напри­мер, доб­ро­та, забот­ли­вость, враж­деб­ность, эго­изм и другие. 

В исполь­зо­ван­ной вер­сии респон­ден­тов про­си­ли поду­мать о сво­их дру­зьях, одно­класс­ни­ках и дру­гих сверст­ни­ках, с кото­ры­ми они про­во­дят вре­мя, и оце­нить выра­жен­ность каж­дой харак­те­ри­сти­ки по сле­ду­ю­щей шка­ле: 0 – совер­шен­но невер­но, 1 – ино­гда, 2 – совер­шен­но вер­но. В насто­я­щем иссле­до­ва­нии исполь­зо­вал­ся пока­за­тель, рав­ный сум­ме всех полу­чен­ных баллов.

Опрос­ник исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных медиа (Torralbas, Corcho, 2023) направ­лен на оцен­ку пред­по­чи­та­е­мых тем при исполь­зо­ва­нии интер­не­та и соци­аль­ных сетей и выра­жен­но­сти про­блем, свя­зан­ных с циф­ро­вой активностью. 

В пер­вом бло­ке опрос­ни­ка респон­ден­там пред­ла­га­лось оце­нить, насколь­ко часто они про­смат­ри­ва­ют или раз­ме­ща­ют мате­ри­а­лы по сле­ду­ю­щим темам: обра­зо­ва­ние, вклю­чая непо­сред­ствен­но учеб­ные мате­ри­а­лы, ново­сти нау­ки, тех­ни­ки и искус­ства; обще­ство – тема, в кото­рую вхо­дит инфор­ма­ция соци­аль­но­го, эко­но­ми­че­ско­го харак­те­ра, отно­си­тель­но про­ис­хо­дя­ще­го в мире; трен­ды – тема, вклю­ча­ю­щая моду, музы­ку, инфор­ма­цию о жиз­ни зна­ме­ни­то­стей, бло­ге­ров, лич­ные бло­ги; спорт – тема, кото­рая вклю­ча­ет как инфор­ма­цию о видах спор­та, спор­тив­ных меро­при­я­ти­ях, но и так­же инфор­ма­цию о тре­ни­ров­ках; юмор, охва­ты­ва­ю­щий любой подоб­ный кон­тент (мемы, юмо­ри­сти­че­ские видео, анек­до­ты и пр.). 

Во вто­ром бло­ке участ­ни­ки иссле­до­ва­ния оце­ни­ва­ли выра­жен­ность раз­лич­ных про­блем, свя­зан­ных с циф­ро­вой актив­но­стью: сома­ти­че­ских про­блем (про­бле­мы со сном), про­блем во вза­и­мо­дей­ствии с дру­ги­ми людь­ми (чув­ство оди­но­че­ства и изо­ля­ции) и про­блем, свя­зан­ных с когни­тив­ной (труд­но­сти кон­цен­тра­ции вни­ма­ния на уче­бе) или эмо­ци­о­наль­ной сфе­рой (пере­жи­ва­ние тре­во­ги). Все эти про­бле­мы обра­зу­ют три груп­пы – про­бле­мы с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей, соци­аль­ные про­бле­мы и эмо­ци­о­наль­ные проблемы. 

В обо­их бло­ках опрос­ни­ка для отве­тов респон­ден­тов исполь­зо­ва­лась шка­ла Лай­кер­та от 1 (нико­гда) до 5 (очень часто). 

В насто­я­щем иссле­до­ва­нии для ана­ли­за были исполь­зо­ва­ны пока­за­те­ли пяти инди­ка­то­ров тем и трех инди­ка­то­ров про­блем, свя­зан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та и соци­аль­ных сетей.

Все ста­ти­сти­че­ские рас­че­ты были выпол­не­ны в про­грам­ме Jamovi (The jamovi project…, 2025).

Результаты

Пред­ва­ри­тель­ный ана­лиз пока­зал, что 99% респон­ден­тов име­ют устрой­ство для досту­па в интер­нет, при этом для 82% под­рост­ков это лич­ное устрой­ство; 50% респон­ден­тов про­во­дят до четы­рех часов в буд­ни и 70% респон­ден­тов про­во­дят до четы­рех часов в выход­ные за досту­пом в интер­нет; толь­ко 5% исполь­зу­ют одну соци­аль­ную сеть, а сум­мар­но 96% респон­ден­тов исполь­зу­ют до пяти. Учи­ты­вая эти резуль­та­ты респон­ден­тов, мож­но счи­тать их доста­точ­но актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми интер­не­та и соци­аль­ных сетей.

Взаимосвязь предпочитаемых тем в интернете и выраженности проблем, возникающих в результате цифровой активности

Пер­во­на­чаль­но были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны пред­по­чте­ния в темах, кото­рые про­смат­ри­ва­ют­ся под­рост­ка­ми в интер­не­те и соци­аль­ных сетях. Выяв­ле­ны (одно­фак­тор­ный дис­пер­си­он­ный ана­лиз с повтор­ны­ми изме­ре­ни­я­ми) зна­чи­мые раз­ли­чия в пред­по­чи­та­е­мых темах (F (3,53; 522) = 419,73; < 0,001).

Обна­ру­же­ны зна­чи­мые раз­ли­чия при попар­ном срав­не­нии всех тем, за исклю­че­ни­ем раз­ли­чий в темах «спорт» и «трен­ды». Наи­бо­лее попу­ляр­ной темой явля­ет­ся юмор, затем идет обра­зо­ва­тель­ный кон­тент, акту­аль­ные трен­ды и спор­тив­ный кон­тент име­ют оди­на­ко­вую попу­ляр­ность, а наи­мень­шее пред­по­чте­ние отда­ет­ся кон­тен­ту, свя­зан­но­му с соци­аль­ны­ми темами.

Срав­не­ние выра­жен­но­сти про­блем, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те циф­ро­вой актив­но­сти, кото­рые под­рост­ки отме­ча­ют у себя, так­же пока­за­ло нали­чие зна­чи­мых раз­ли­чий (F (1,95; 342) = 132,92; < 0,001) в выра­жен­но­сти групп про­блем. Наи­бо­лее выра­же­ны про­бле­мы с базо­вы­ми потреб­но­стя­ми, затем идут соци­аль­ные и эмо­ци­о­наль­ные проблемы. 

Попар­ные срав­не­ния пока­за­ли зна­чи­мые раз­ли­чия меж­ду нали­чи­ем про­блем с базо­вы­ми потреб­но­стя­ми и нали­чи­ем эмо­ци­о­наль­ных (t = –26,1; < 0,001) или соци­аль­ных про­блем (t = –15,2; < 0,001), так­же есть зна­чи­мое раз­ли­чие в выра­жен­но­сти соци­аль­ных про­блем и эмо­ци­о­наль­ных про­блем (t = –10,3; < 0,001).

На осно­ве кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за (здесь и далее – по Пир­со­ну) были полу­че­ны вза­и­мо­свя­зи выра­жен­но­сти пред­по­чи­та­е­мых тем в интер­не­те и про­блем, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те циф­ро­вой активности. 

Пред­по­чте­ние темы юмо­ра поло­жи­тель­но свя­за­но с про­бле­ма­ми с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей (= 0,08; p < 0,01), эмо­ци­о­наль­ны­ми (= 0,15; p < 0,001) и соци­аль­ны­ми (= 0,06; p < 0,05) проблемами. 

Ана­ло­гич­ные свя­зи с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей (= 0,13; p < 0,001), эмо­ци­о­наль­ны­ми (= 0,08; p < 0,05) и соци­аль­ны­ми (= 0,11; p < 0,05) про­бле­ма­ми обна­ру­жи­ва­ет инте­рес к теме трен­дов. Инте­рес к обра­зо­ва­тель­но­му кон­тен­ту свя­зан с часто­той эмо­ци­о­наль­ных (r = 0,07; p < 0,05) и соци­аль­ных (= 0,08; p < 0,05) про­блем, так­же обна­ру­же­на обрат­ная связь соци­аль­ных про­блем с пред­по­чте­ни­ем темы спор­та (= –0,07; p < 0,05).

Обна­ру­жен­ные вза­и­мо­свя­зи пока­зы­ва­ют, что пред­по­чте­ния в раз­вле­ка­тель­ном кон­тен­те как непо­сред­ствен­но юмо­ри­сти­че­ском, так и в инфор­ма­ци­он­ном свя­за­ны с более высо­кой выра­жен­но­стью раз­лич­ных про­блем, явля­ю­щих­ся резуль­та­том циф­ро­вой актив­но­сти, а пред­по­чте­ние обра­зо­ва­тель­но­го кон­тен­та свя­за­но с воз­рас­та­ни­ем эмо­ци­о­наль­ных и соци­аль­ных проблем.

Вклад характеристик социальной поддержки в выраженность проблем, возникающих в результате цифровой активности

Пер­во­на­чаль­но был про­ве­ден кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз, кото­рый поз­во­лил опре­де­лить вза­и­мо­свя­зи харак­те­ри­стик соци­аль­но­го окру­же­ния и выра­жен­но­сти про­блем, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те исполь­зо­ва­ния интер­не­та и соци­аль­ных сетей. 

Роди­тель­ская под­держ­ка отри­ца­тель­но свя­за­на с выра­жен­но­стью про­блем с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей (r = –0,18; p < 0,001), эмо­ци­о­наль­ных (r = –0,12; p < 0,001) и соци­аль­ных (= –0,18; p < 0,001) проблем. 

Ана­ло­гич­ные свя­зи обна­ру­жи­ва­ет и под­держ­ка со сто­ро­ны сверст­ни­ков с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей (r = –0,29; < 0,001), эмо­ци­о­наль­ных (r = –0,40; p < 0,001) и соци­аль­ных (r = –0,44; p < 0,001) про­блем. При этом роди­тель­ский кон­троль име­ет един­ствен­ную поло­жи­тель­ную связь с выра­жен­но­стью эмо­ци­о­наль­ных про­блем (r = 0,11; p < 0,001).

Полу­чен­ные вза­и­мо­свя­зи в целом поз­во­ля­ют гово­рить о том, что при боль­шей под­держ­ке со сто­ро­ны роди­те­лей и сверст­ни­ков будет обна­ру­жи­вать­ся мень­шая выра­жен­ность про­блем, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те интер­нет-актив­но­сти, и наобо­рот. При этом более высо­кий роди­тель­ский кон­троль свя­зан с боль­ши­ми эмо­ци­о­наль­ны­ми про­бле­ма­ми подростка.

Далее был про­ве­ден мно­же­ствен­ный регрес­си­он­ный ана­лиз, в кото­рый в каче­стве зави­си­мой пере­мен­ной вклю­ча­лись пока­за­те­ли выра­жен­но­сти про­блем, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те циф­ро­вой актив­но­сти – про­бле­мы с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей, соци­аль­ные и эмо­ци­о­наль­ные про­бле­мы, а в каче­стве пре­дик­то­ров рас­смат­ри­ва­лись пока­за­те­ли соци­аль­ной под­держ­ки (роди­тель­ская под­держ­ка, кон­троль и отно­ше­ния со сверст­ни­ка­ми), при кон­тро­ле пола и возраста. 

Резуль­та­ты регрес­си­он­но­го ана­ли­за при­ве­де­ны в таблице.

Таблица. Результаты регрессионного анализа для показателей выраженности проблем, возникающих в результате цифровой активности

Пре­дик­тор / PerdictorПро­бле­мы с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей /
Basic needs problems
Эмо­ци­о­наль­ные про­бле­мы / Emotional problemsСоци­аль­ные про­бле­мы / Social problems
b (SE)tb (SE)tb (SE)t
Сво­бод­ный член / Intercept0,91 (0,54)1,680,76 (0,46)1,650,19 (0,47)0,40
Воз­раст / Age0,01 (0,03)0,230,02 (0,03)0,800,07 (0,03)2,44
Пол / Gender–0,29 (0,06)–5,24***–0,36 (0,05)–7,66***–0,33 (0,05)–6,91***
Роди­тель­ская под­держ­ка / Parental support–0,14 (0,03)–5,13***–0,10 (0,02)–4,41***–0,12 (0,02)–5,11***
Роди­тель­ский кон­троль / Parental control0,01 (0,03)0,120,17 (0,03)5,99***0,11 (0,03)3,84***
Отно­ше­ния со сверст­ни­ка­ми / Peer relationship–0,52 (0,06)–8,98***–0,67 (0,05)–13,60***–0,79 (0,05)–15,78***

Модель пре­дик­то­ров для про­блем с реа­ли­за­ци­ей базо­вых потреб­но­стей объ­яс­ня­ет 12% вари­а­тив­но­сти (R2 = 0,122; F (5, 1233) = 34,2; p <0,001) и вклю­ча­ет как зна­чи­мые пре­дик­то­ры (рас­по­ло­же­ны в поряд­ке зна­чи­мо­сти) – отно­ше­ния со сверст­ни­ка­ми (отри­ца­тель­ный пре­дик­тор), пол (жен­ский), роди­тель­скую поддержку.

В модель пре­дик­то­ров для эмо­ци­о­наль­ных про­блем (R2 = 0,214; F (5, 1233) = 67,1; p < 0,001) как зна­чи­мые пре­дик­то­ры вошли: отри­ца­тель­ные пре­дик­то­ры – отно­ше­ния со сверст­ни­ка­ми, пол (жен­ский), роди­тель­ская под­держ­ка, как поло­жи­тель­ный пре­дик­тор – роди­тель­ский контроль.

Модель пре­дик­то­ров для соци­аль­ных про­блем объ­яс­ня­ет 24,3% дис­пер­сии (R2 = 0,243; F (5, 1233) = 79,3; < 0,001) и име­ет такой же набор зна­чи­мых пре­дик­то­ров, как и модель для выра­жен­но­сти эмо­ци­о­наль­ных проблем.

Пока­за­те­ли соци­аль­ной под­держ­ки ока­за­лись зна­чи­мы­ми пре­дик­то­ра­ми для трех групп про­блем, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те исполь­зо­ва­ния под­рост­ка­ми интер­не­та и соци­аль­ных сетей. 

Полу­чен­ные резуль­та­ты поз­во­ля­ют гово­рить о том, что, во-пер­вых, кон­так­ты со сверст­ни­ка­ми и, во-вто­рых, роди­тель­ская под­держ­ка игра­ют важ­ную роль в удо­вле­тво­ре­нии базо­вых потреб­но­стей подростков. 

Эмо­ци­о­наль­ное бла­го­по­лу­чие, свя­зан­ное с исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та и соци­аль­ных сетей под­рост­ка­ми, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сит от соци­аль­ных отно­ше­ний, так­же в боль­шей сте­пе­ни от отно­ше­ний со сверст­ни­ка­ми, при этом избы­точ­ный роди­тель­ский кон­троль может ока­зы­вать нега­тив­ное влияние. 

Соци­аль­ные про­бле­мы под­рост­ков, свя­зан­ные с интер­нет-актив­но­стью, силь­нее все­го зави­сят от каче­ства вза­и­мо­дей­ствия со сверст­ни­ка­ми и роди­те­ля­ми. При этом кон­троль со сто­ро­ны роди­те­лей может усу­губ­лять труд­но­сти в соци­аль­ных вза­и­мо­дей­стви­ях. Сле­ду­ет отме­тить, что обна­ру­жен­ные фак­ты ока­зы­ва­ют­ся более выра­жен­ны­ми для девушек.

Обсуждение результатов

Рас­смат­ри­вая пред­по­чте­ние тем под­рост­ка­ми, мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что темы раз­вле­ка­тель­но­го харак­те­ра в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни попу­ляр­нее дру­гих, напри­мер, обра­зо­ва­тель­ных или спор­тив­ных, одна­ко наи­мень­шую попу­ляр­ность име­ют темы, свя­зан­ные с обще­ствен­ны­ми вопросами. 

Под­рост­ки исполь­зу­ют интер­нет и соци­аль­ные сети, во-пер­вых, для про­смот­ра юмо­ри­сти­че­ско­го кон­тен­та (мемы, коми­че­ские видео), во-вто­рых, для полу­че­ния инфор­ма­ции, свя­зан­ной с учеб­ной дея­тель­но­стью, и, нако­нец, с тем, что попу­ляр­но в дан­ный момент в их соци­аль­ной груп­пе и отра­жа­ет­ся в медиа (мода, музы­ка, инфор­ма­ция о жиз­ни бло­ге­ров, лич­ные блоги). 

Полу­чен­ные фак­ты согла­су­ют­ся как с выска­зан­ным пред­по­ло­же­ни­ем, так и с име­ю­щи­ми­ся иссле­до­ва­ни­я­ми. Уста­нов­ле­но, что на про­тя­же­нии послед­них пяти лет пред­по­чте­ния под­рост­ков оста­ют­ся отно­си­тель­но посто­ян­ны­ми и наи­боль­ший инте­рес вызы­ва­ет имен­но раз­вле­ка­тель­ный кон­тент, и толь­ко потом кон­тент, свя­зан­ный с обра­зо­ва­ни­ем и собы­ти­я­ми в мире (Каза­ри­но­ва, Хол­мо­го­ро­ва, 2021). 

В целом полу­чен­ные резуль­та­ты сов­па­да­ют с дан­ны­ми о кубин­ских под­рост­ках, у них на пер­вое место так­же выхо­дит юмо­ри­сти­че­ский кон­тент, затем идут обра­зо­ва­тель­ный и раз­вле­ка­тель­ный кон­тент (Torralbas, Corcho, 2023). 

Устой­чи­вость инте­ре­са и отно­си­тель­ная кросс-куль­тур­ная неза­ви­си­мость поз­во­ля­ют утвер­ждать, что, несмот­ря на все уси­лия, обра­зо­ва­тель­ный кон­тент про­иг­ры­ва­ет раз­вле­ка­тель­но­му в гла­зах подростков.

Про­бле­мы, свя­зан­ные с исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та и соци­аль­ных сетей, кото­рые отме­ча­ют у себя под­рост­ки в целом, отли­ча­ют­ся по выра­жен­но­сти. Наи­бо­лее выра­жен­ны­ми явля­ют­ся про­бле­мы удо­вле­тво­ре­ния базо­вых потреб­но­стей, свя­зан­ных со сном и отды­хом, пита­ни­ем, затем идут про­бле­мы с вза­и­мо­дей­стви­ем с дру­ги­ми людь­ми, в част­но­сти, пере­жи­ва­ние поте­ри кон­так­та с близ­ки­ми, ощу­ще­ние оди­но­че­ства и, нако­нец, эмо­ци­о­наль­ные про­бле­мы, про­яв­ля­ю­щи­е­ся в пере­жи­ва­нии чув­ства тре­во­ги и бес­по­кой­ства, труд­но­стях с пре­одо­ле­ни­ем стрес­со­вых событий.

Инте­рес пред­став­ля­ют свя­зи выра­жен­но­сти про­блем, свя­зан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та и соци­аль­ных сетей, и пред­по­чи­та­е­мых тем. В основ­ном обна­ру­жи­ва­ют­ся свя­зи с дву­мя наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми тема­ми – юмо­ром и трендами. 

Про­смотр подоб­но­го кон­тен­та мож­но рас­смат­ри­вать как опре­де­лен­ный вари­ант копин­га, кото­рый поз­во­ля­ет отвлечь­ся и снять напря­же­ние. Без­услов­но, нель­зя исклю­чать и обрат­но­го, что про­смотр тако­го кон­тен­та уси­ли­ва­ет выра­жен­ность раз­лич­ных про­блем. Этот резуль­тат не согла­су­ет­ся с выска­зан­ным пред­по­ло­же­ни­ем отно­си­тель­но спе­ци­фи­ки свя­зей тем и проблем. 

Веро­ят­ным объ­яс­не­ни­ем обна­ру­жен­ных свя­зей будет так назы­ва­е­мый «сба­лан­си­ро­ван­ный под­ход» (Przybylski, Weinstein, 2017; Боча­вер и др., 2019), кото­рый утвер­жда­ет, что при мак­си­маль­ных и мини­маль­ных уров­нях исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей обна­ру­жи­ва­ют­ся нега­тив­ные эффек­ты это­го исполь­зо­ва­ния, тогда как при сред­нем уровне будет про­яв­лять­ся пози­тив­ный эффект. В част­но­сти, в преды­ду­щих иссле­до­ва­ни­ях это было под­твер­жде­но для свя­зи пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия и зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей (Кор­ниен­ко и др., 2023).

Ана­ли­зи­руя вза­и­мо­свя­зи и вкла­ды харак­те­ри­стик соци­аль­ной под­держ­ки и пере­жи­ва­е­мых про­блем, вызван­ных актив­ным исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та и соци­аль­ных сетей, мож­но утвер­ждать, что под­держ­ка сверст­ни­ков ока­зы­ва­ет­ся наи­бо­лее зна­чи­мым фак­то­ром в срав­не­нии с ролью роди­тель­ской поддержки. 

Дан­ные фак­ты согла­су­ют­ся с пред­став­ле­ни­я­ми воз­раст­ной пси­хо­ло­гии о стар­ших под­рост­ках и о том, что под­рост­ко­вая груп­па и отно­ше­ния со сверст­ни­ка­ми в реаль­но­сти оста­ют­ся кри­ти­че­ски важ­ны­ми для сни­же­ния нега­тив­но­го вли­я­ния актив­но­го циф­ро­во­го пове­де­ния. Это так­же под­твер­жда­ет­ся фак­та­ми о том, что, даже исполь­зуя пер­со­наль­ный смарт­фон, школь­ни­ки соби­ра­ют­ся в груп­пы, реа­ли­зуя потреб­ность в сов­мест­но­сти (Яро­шев­ская, Сысо­е­ва, 2023). 

Груп­па сверст­ни­ков, акцен­ти­руя вни­ма­ние на лич­ност­ной состав­ля­ю­щей отно­ше­ний (Кон­дра­тьев, Кова­ле­ва, 2010), может спо­соб­ство­вать сохра­не­нию эмо­ци­о­наль­но­го и соци­аль­но­го бла­го­по­лу­чия под­рост­ков, что и под­твер­жда­ют резуль­та­ты дан­но­го исследования.

Одна­ко наря­ду с отно­ше­ни­ем со сверст­ни­ка­ми, роди­тель­ская инстру­мен­таль­ная помощь и эмо­ци­о­наль­ная под­держ­ка умень­ша­ют нега­тив­ный эффект исполь­зо­ва­ния интер­не­та и соци­аль­ных сетей, отра­жа­ю­щий­ся в нарас­та­нии про­блем как со сном и отды­хом, так и с обще­ни­ем с дру­ги­ми и самоотношением. 

Несмот­ря на стрем­ле­ние к неза­ви­си­мо­сти и сепа­ра­цию, осо­бен­но в стар­шем под­рост­ко­вом воз­расте (Поскре­бы­ше­ва, Баб­ки­на, 2020), сохра­ня­ет­ся потреб­ность в реаль­ном обще­нии с роди­те­ля­ми, осо­бен­но при реше­нии повсе­днев­ных вопро­сов (Larin, Sadovnikova, 2024). 

Такая ситу­а­ция согла­су­ет­ся и с преды­ду­щи­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, в част­но­сти, обна­ру­же­но, что роди­тель­ская под­держ­ка явля­ет­ся зна­чи­мым пре­дик­то­ром как для ощу­ще­ния сча­стья, так и для удо­вле­тво­рен­но­сти собой (Руд­но­ва и др., 2023), а так­же сни­жа­ет воз­ник­но­ве­ние раз­лич­ных нега­тив­ных послед­ствий, в част­но­сти, интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния (Fasihi, Rostami, 2023). 

Дан­ная тен­ден­ция более выра­же­на для деву­шек, что так­же нахо­дит свое под­твер­жде­ние в более ран­них иссле­до­ва­ни­ях (Fardouly et al., 2018). Одна­ко кон­тро­ли­ру­ю­щее уча­стие роди­те­лей может спо­соб­ство­вать воз­рас­та­нию стрес­со­вых реак­ций и тре­вож­ных пере­жи­ва­ний, что так­же согла­су­ет­ся с име­ю­щи­ми­ся рабо­та­ми (Rudnova et al., 2023).

Заключение

В резуль­та­те дан­но­го иссле­до­ва­ния была выяв­ле­на иерар­хия пред­по­чте­ний совре­мен­ных под­рост­ков в циф­ро­вом кон­тен­те. Доми­ни­ру­ю­щее поло­же­ние зани­ма­ет раз­вле­ка­тель­ный кон­тент (мемы, юмо­ри­сти­че­ские видео, бло­ги), кото­рый, веро­ят­но, слу­жит не толь­ко сред­ством досу­га, но и меха­низ­мом пси­хо­ло­ги­че­ской разгрузки. 

Вме­сте с тем увле­че­ние таким кон­тен­том наи­бо­лее тес­но свя­за­но с нару­ше­ни­я­ми сна, пище­во­го пове­де­ния, повы­шен­ной тре­вож­но­стью и соци­аль­ной изоляцией. 

Пара­док­саль­но, но кон­тент, изна­чаль­но выпол­ня­ю­щий рекре­а­ци­он­ную функ­цию, при чрез­мер­ном потреб­ле­нии пре­вра­ща­ет­ся в источ­ник допол­ни­тель­но­го стрес­са. Обра­зо­ва­тель­ные мате­ри­а­лы, хотя и демон­стри­ру­ют поло­жи­тель­ную дина­ми­ку с воз­рас­том, оста­ют­ся на вто­ро­сте­пен­ных пози­ци­ях, усту­пая в при­вле­ка­тель­но­сти более лег­ким форматам.

Клю­че­вым фак­то­ром, смяг­ча­ю­щим нега­тив­ные послед­ствия актив­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та, высту­па­ет харак­тер роди­тель­ско­го уча­стия в циф­ро­вой жиз­ни под­рост­ков, а имен­но – роди­тель­ская под­держ­ка циф­ро­вой актив­но­сти. Иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, что эмо­ци­о­наль­но близ­кие, дове­ри­тель­ные отно­ше­ния спо­соб­ству­ют фор­ми­ро­ва­нию более осо­знан­но­го и без­опас­но­го циф­ро­во­го поведения. 

Роди­тель­ская под­держ­ка циф­ро­вой актив­но­сти так­же может высту­пать фак­то­ром про­фи­лак­ти­ки нару­ше­ний сна, труд­но­стей в обще­нии и воз­ник­но­ве­ния эмо­ци­о­наль­но­го дис­трес­са. Напро­тив, роди­тель­ский кон­троль и огра­ни­чи­тель­ные меры не толь­ко не сни­жа­ют рис­ки, но и уси­ли­ва­ют стрес­со­вые реакции.

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что каче­ство меж­лич­ност­ных свя­зей со сверст­ни­ка­ми име­ет пре­вос­хо­дя­щий поло­жи­тель­ный вклад над ролью роди­тель­ской меди­а­ции, что еще раз под­твер­жда­ет зна­чи­мость соци­аль­ной груп­пы для совре­мен­но­го подростка. 

Мож­но пола­гать, что нали­чие надеж­ной соци­аль­ной под­держ­ки сре­ди ровес­ни­ков сни­жа­ет ком­пен­са­тор­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та как спо­со­ба избе­га­ния оди­но­че­ства или запол­не­ния соци­аль­но­го вакуума.

Огра­ни­че­ния. К огра­ни­че­ни­ям дан­но­го иссле­до­ва­ния сле­ду­ет отне­сти кор­ре­ля­ци­он­ный дизайн, исполь­зо­ва­ние мето­дов само­от­че­та – опрос­ни­ков, огра­ни­че­ние воз­раст­но­го диа­па­зо­на выбор­ки, кото­рый поз­во­ля­ет рас­про­стра­нять резуль­та­ты толь­ко на иссле­до­ван­ные возраста.

Финан­си­ро­ва­ние. Иссле­до­ва­ние выпол­не­но при финан­со­вой под­держ­ке Мини­стер­ства нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции, про­ект «Пси­хо­ло­ги­че­ские эффек­ты циф­ро­ви­за­ции обра­зо­ва­тель­ной сре­ды: воз­мож­но­сти когни­тив­но­го и лич­ност­но­го раз­ви­тия и рис­ки соци­а­ли­за­ции» (FNRE-2024-0016).

Литература

  1. Боча­вер, А.А., Доку­ка, С.В., Сивак, Е.В., Смир­нов, И.Б. (2019). Исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей в интер­не­те и депрес­сив­ная симп­то­ма­ти­ка у под­рост­ков. Кли­ни­че­ская и спе­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, 8(3), 1–18. https://doi.org/10.17759/psyclin.2019080301
    Bochaver, A.A., Dokuka, S.V., Sivak, E.V., Smirnov, I.B. (2019). Internet Use and Depressive Symptoms in Adolescents: a Review. Clinical Psychology and Special Education, 8(3), 1–18. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyclin.2019080301
  2. Вол­ко­ва, Е.Н., Соро­ко­умо­ва, Г.В. (2024). Пси­хо­ло­ги­че­ские кри­те­рии бла­го­по­лу­чия совре­мен­ных под­рост­ков в кон­тек­сте изу­че­ния циф­ро­вой соци­а­ли­за­цииСоци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 15(2), 12–27. https://doi.org/10.17759/sps.2024150202
    Volkova, E.N., Sorokoumova, G.V. (2024). Psychological criteria of adolescent well-being in the context of digital socialization. Social Psychology and Society, 15(2), 12–27. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2024150202
  3. Гера­си­мо­ва, А.А., Хол­мо­го­ро­ва, А.Б. (2018). Общая шка­ла про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та: апро­ба­ция и вали­ди­за­ция в рос­сий­ской выбор­ке тре­тьей вер­сии опрос­ни­каКон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия, 26(3), 56–79. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260304
    Gerasimova, A.A., Kholmogorova, A.B. (2018). Еhe generalized problematic internet use scale 3 modified version: approbation and validation on the russian sample. Counseling Psychology and Psychotherapy, 26(3), 56–79. (In Russ.). https://doi.org/17759/cpp.2018260304
  4. Гре­ча­ный, С.В., Его­ров, А.Ю., Сол­дат­кин, В.А., Яко­влев, А.Н., Илюк, Р.Д., Шмуклер, А.Б. (2020). Интер­нет-аддик­ция у моло­дых взрос­лых: фор­мы онлайн-актив­но­сти, поло­вые раз­ли­чия, комор­бид­ные пси­хи­че­ские и нар­ко­ло­ги­че­ские рас­строй­стваВопро­сы нар­ко­ло­гии, 4, 78–102. https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_4_78.
    Grechanyi, S.V., Egorov, A.Yu., Soldatkin, V.A., Yakovlev, A.N., Ilyuk, R.D., Shmukler, A.B. (2020). Internet addiction in young adults: types of online activities, genderdifferences, comorbid mental and substance use disorders. Narcology Issues, 4, 78–102. (In Russ.). https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_4_78.
  5. Каза­ри­но­ва, Е.Ю., Хол­мо­го­ро­ва, А.Б. (2021). Пред­по­чи­та­е­мый кон­тент в интер­не­те и соци­аль­ная тре­вож­ность как фак­то­ры интер­нет-зави­си­мо­сти у под­рост­ков и сту­ден­че­ской моло­де­жиПси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, 13(2), 123–139. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130208
    Kazarinova, E.Yu., Kholmogorova, A.B. (2021). Preferred internet content and social anxiety as drivers of internet addiction in teens and students. Psychological-Educational Studies, 13(2), 123–139. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130208
  6. Кана­шов, А.Е., Тру­со­ва, А.В. (2021). Роль фак­то­ров семей­но­го вос­пи­та­ния в фор­ми­ро­ва­нии интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния у под­рост­ковНаци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 2(42), 76–87. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0207
    Kanashov, A.E., Trusova, A.V. (2021). The role of family relationships in Internet addiction in adolescents. National Psychological Journal, 2(42), 76–87. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/npj.2021.0207
  7. Кон­дра­тьев, М.Ю., Еме­лья­но­ва, Е.В. (2011). Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти вза­и­мо­свя­зи само­оцен­ки и лич­ност­но-роле­вой вза­и­мо­пред­став­лен­но­сти сту­ден­тов. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 1, 56–72.
    Kondratyev, M.Yu., Emelyanova, E.V. (2011). Socio-psychological peculiarities in correlation of self-appraisal and personal-role representations in students. Social Psychology and Society, 1, 56–72. (In Russ.).
  8. Кон­дра­тьев, М.Ю., Кова­ле­ва, В.В. (2010). Осо­бен­но­сти интр­агруп­по­во­го струк­ту­ри­ро­ва­ния и меж­лич­ност­ных отно­ше­ний в деся­тых клас­сах обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы, пре­тер­пев­ших ком­по­зи­ци­он­ные изме­не­ния раз­ной сте­пе­ни интен­сив­но­сти. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 1, 106–123.
    Kondratyev, M.Yu., Kovaleva, V.V. (2010). Peculiarities of intragroup structuring and interpersonal relationships in tenth grades of secondary schools that underwent compositional changes of different intensity. Social Psychology and Society, 1, 106–123. (In Russ.).
  9. Кон­дра­тьев, М.Ю., Лиси­цы­на, А.А. (2012). Осо­бен­но­сти интр­агруп­по­во­го струк­ту­ри­ро­ва­ния клас­сов в началь­ной шко­ле и на рубе­же началь­ной и сред­ней шко­лы. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 2, 21–40.
    Kondratyev, M.Yu., Lisitsyna, A.A. (2012). Specifics of class intragroup structuring in primary school and on the boundary between primary and secondary school. Social Psychology and Society, 2, 21–40. (In Russ.).
  10. Кон­дра­тьев, М.Ю., Люби­мо­ва, О.А. (2011). Осо­бен­но­сти интр­агруп­по­во­го струк­ту­ри­ро­ва­ния и меж­лич­ност­но­го вос­при­я­тия в реаль­ных кон­такт­ных и вир­ту­аль­ных груп­пах волон­те­ров. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 4, 71–86.
    Kondratyev, M.Yu., Lyubimova, O.A. (2011). Intragroup structuring and interpersonal perception in real contact and virtual volunteer groups. Social Psychology and Society, 4, 71–86. (In Russ.).
  11. Кор­ниен­ко, Д.С., Руд­но­ва, Н.А. (2024). Фаль­ши­вая само­пре­зен­та­ция под­рост­ков в соци­аль­ных сетях: связь с харак­те­ри­сти­ка­ми исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей и оди­но­че­ствомСоци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 15(2), 47-64. https://doi.org/10.17759/sps.2024150204
    Kornienko, D.S., Rudnova, N.A. (2024). Adolescents’ false self-presentation in online social networks: relationship with social media use, motives, and loneliness. Social Psychology and Society, 15(2), 47-64. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2024150204
  12. Кор­ниен­ко, Д.С., Дериш, Ф.В., Ники­ти­на, Е.Ю. (2021). Поло­вые и воз­раст­ные раз­ли­чия лич­ност­ной направ­лен­но­сти поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те»Вест­ник Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та друж­бы наро­дов. Серия: Пси­хо­ло­гия и педа­го­ги­ка, 18(3), 631-649. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-631-649
    Kornienko, D.S., Derish, F.V., Nikitina, E.Yu. (2021). Sex and age differences in the per-sonal orientation of user activity in the Russian social network “VKontakte”. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(3), 631-649. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-631-649
  13. Кор­ниен­ко, Д.С., Руд­но­ва, Н.А., Гор­де­е­ва, Т.О., Сычев О.А., Его­ров В.А., Верак­са А.Н. (2023). Оди­но­че­ство и соци­аль­ная под­держ­ка как харак­те­ри­сти­ки соци­аль­но­го здо­ро­вья и фак­то­ры зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей у под­рост­ков. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 14(2), 28-48. https://doi.org/10.17759/sps.2023140203
    Kornienko, D.S., Rudnova, N.A., Gordeeva, T.O., Sychev O.А., Egorov V.A., Veraksa A.N. (2023). Loneliness and social support as characteristics of social health and factors of social media addiction among adolescents. Social Psychology and Society, 14(2), 28-48. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2023140203
  14. Мик­ля­е­ва, А.В., Нико­ла­е­ва, Е.И., Сутор­ми­на, Н.В., Пан­фе­ров, В.Н. (2022). Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти под­рост­ков, свя­зан­ные с эффек­тив­ным онлайн-поис­ком учеб­ной инфор­ма­ции. Тео­ре­ти­че­ская и экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия, 15(4), 60-77. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-4-60-76
    Miklyaeva, A.V., Nikolaeva, E.I., Sutormina, N.V., Panferov, V.N. (2022). Psychophysiological and psychological characteristics of adolescents associated with effective online search for educational information. Theoretical and Experimental Psychology, 15(4), 60-77. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-4-60-76
  15. Рип­пи­нен, Т.О., Сло­бод­ская, Е.Р. (2014). Повсе­днев­ное исполь­зо­ва­ние ком­пью­те­ра и бла­го­по­луч­ное раз­ви­тие под­рост­ков. Тео­ре­ти­че­ская и экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия, 7(1), 15-23.
    Rippinen, T.O., Slobodskaya, E.R. (2014). Daily computer use and prosperous development of adolescents. Theoretical and Experimental Psychology, 7(1), 15-23. (In Russ.).
  16. Руд­но­ва, Н.А., Кор­ниен­ко, Д.С., Вол­ко­ва, Е.Н., Иса­е­ва, О.М. (2023). Циф­ро­вая роди­тель­ская меди­а­ция и ее связь с пока­за­те­ля­ми пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия детей школь­но­го воз­рас­та. Нау­ка теле­ви­де­ния, 19(1), 175-198. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198
  17. Rudnova, N.A., Kornienko, D.S., Volkova, E.N., Isaeva, O.M. (2023). Parental digital mediation and its association with the psychological well-being in school-age children. The Art and Science of Television, 19(1), 175-198. (In Russ.). https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198
  18. Семе­но­ва, Н.Б. (2022). Совре­мен­ные пред­став­ле­ния о роли соци­аль­ных фак­то­ров в раз­ви­тии интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния у детей и под­рост­ков (по мате­ри­а­лам зару­беж­ных иссле­до­ва­ний)Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 13(1), 22-32. https://doi.org/10.17759/sps.2022130102
    Semenova, N.B. (2022). Advanced concepts of the role of social factors in the development of internet addiction behavior in children and adolescents (based on foreign studies). Social Psychology and Society, 13(1), 22-32. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2022130102
  19. Сол­да­то­ва, Г.У., Льво­ва, Е.Н. (2018). Осо­бен­но­сти роди­тель­ской меди­а­ции в ситу­а­ци­ях столк­но­ве­ния под­рост­ков с онлайн-рис­ка­миПси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние, 23(3), 29-41. https://doi.org/10.17759/pse.2018230303
    Soldatova, G.U., Lvova, E.N. (2018). Adolescents encountering online risks: characteristics of parental mediation. Psychological Science and Education, 23(3), 29-41. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2018230303
  20. Сол­да­то­ва, Г.У., Рас­ска­зо­ва, Е.И. (2023). Циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция рос­сий­ских под­рост­ков: сквозь приз­му срав­не­ния с под­рост­ка­ми 18 евро­пей­ских странСоци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 14(3), 11-30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
    Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2023). Digital socialization of russian adolescents: through the prism of comparison with adolescents in 18 european countries. Social Psychology and Society, 14(3), 11-30. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
  21. Сысо­е­ва, Т.А., Яро­шев­ская, С.В. (2022). Что дети дела­ют онлайн? Ана­лиз иссле­до­ва­ний циф­ро­вых прак­тик совре­мен­ных под­рост­ковВест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14: Пси­хо­ло­гия, 2, 153-173. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.07
    Sysoeva, T.A., Yaroshevskaya, S.V. (2022). What are kids doing online? evidence from studies on adolescents’ digital practices. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 153-173. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.07
  22. Шай­ге­ро­ва, Л.А., Шил­ко, Р.С., Вахан­це­ва, О.В. (2022). Куль­тур­ное опо­сре­до­ва­ние иден­тич­но­сти циф­ро­во­го поко­ле­ния: пер­спек­ти­вы ана­ли­за интер­нет-актив­но­сти и соци­аль­ных медиа. Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14: Пси­хо­ло­гия, 2, 73-107. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.04
    Shaigerova, L.A., Shilko, R.S., Vakhantseva, O.V. (2022). Cultural mediation of the identity of the digital generation: perspectives on the analysis of internet activity and social media. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 73-107. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.04
  23. Яро­шев­ская, С. В., & Сысо­е­ва, Т. А. (2023). Смарт­фо­ны в школь­ной повсе­днев­но­сти под­рост­ков: иссле­до­ва­ние при помо­щи вклю­чен­но­го наблю­де­ния. Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 18(4), 177–187. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0415
    Yaroshevskaya, S. V., & Sysoeva, T. A. (2023). Smartphones in everyday school life of adolescents: Participant observation study. National Psychological Journal, 18(4), 177–187. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0415 (In Russ.).
  24. Aragay, N., Vallès, V., Ramos-Grille, I., Garrido, G., Grimalt, E. G., Miranda Ruiz, E., & Jovell-Fernández, E. (2023). Differences in screen addiction in the past 15 years. International Journal of Environmental Research and Public Health, 21 (1), 1.
  25. de Ávila, G. B., Dos Santos, É. N., Jansen, K., & Barros, F. C. (2020). Internet addiction in students from an educational institution in Southern Brazil: Prevalence and associated factors. Trends in Psychiatry and Psychotherapy, 42, 302–310.
  26. Fardouly, J., Magson, N. R., Johnco, C. J., Oar, E. L., & Rapee, R. M. (2018). Parental control of the time preadolescents spend on social media: Links with preadolescents’ social media appearance comparisons and mental health. Journal of Youth and Adolescence, 47(7), 1456–1468. https://doi.org/10.1007/s10964-018-0870-1
  27. Fasihi M., Rostami M. (2023). Th e Relationship of Mobile-Based Social Network Addiction and Family Communication Patterns, with Behavioral Problems in Secondary School Students: Th e Mediating Role of Emotional Self-Regulation. Psychology in Russia: State of the Art, 16(4), 55–71. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0404
  28. Larin, I.A., Sadovnikova, T.Yu. (2024). The Needs of Adolescents to Communicate with Their Parents in Online and Offline Formats: The Creation and Validation of a Questionnaire, Psychology in Russia: State of the Art, 17(1), 24–44. https://doi.org/10.11621/pir.2024.0102
  29. Lin, S., Yu, C., Chen, J., Sheng, J., Hu, Y., & Zhong, L. (2020). The association between parental psychological control, deviant peer affiliation, and internet gaming disorder among Chinese adolescents: A two-year longitudinal study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(21), 8197.
  30. Przybylski, A. K., & Weinstein, N. (2017). A large-scale test of the Goldilocks hypothesis: Quantifying the relations between digital-screen use and the mental well-being of adolescents. Psychological Science, 28(2), 204–215. https://doi.org/10.1177/0956797616678438
  31. Rudnova, N. A., Kornienko, D. S., Semenov, Yu. A., & Egorov, V. K. (2023). Characteristics of parental digital mediation: Predictors, strategies, and differences among children experiencing various parental mediation strategies. Education Sciences, 13 (1), 57. https://doi.org/10.3390/educsci13010057
  32. Salmivalli, C., Ojanen, T., Haanpää, J., & Peets, K. (2005). «I’m OK but you’re not» and other peer-relational schemas: Explaining individual differences in children’s social goals. Developmental Psychology, 41(2), 363.
  33. Santos, R. M. S., Mendes, C. G., Sen Bressani, G. Y., de Almeida, R. N. M., de Oliveira, L. R., & Nardi, A. E. (2023). The associations between screen time and mental health in adolescents: A systematic review. BMC Psychology, 11, 127. https://doi.org/10.1186/s40359-023-01166-7
  34. The jamovi project. (2022). *jamovi* (Version 2.3) [Computer software]. 
  35. Torralbas Oslé, J. E., & Corcho Rosales, E. (2023). Personal exposure to social media and variations by gender among Cuban youth. Psychology in Russia: State of the Art, 16 (4), 72–89. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0405
Источ­ник: Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 16(2), 78–95. https://doi.org/10.17759/sps.2025160206

Об авторах

  • Дмит­рий Сер­ге­е­вич Кор­ниен­ко — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, Феде­раль­ный науч­ный центр пси­хо­ло­ги­че­ских и меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Ната­лья Алек­сан­дров­на Руд­но­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, млад­ший науч­ный сотруд­ник, Феде­раль­ный науч­ный центр пси­хо­ло­ги­че­ских и меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Яна Кон­стан­ти­нов­на Смир­но­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры общей и при­клад­ной пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та гума­ни­тар­ных наук, Алтай­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО Алт­ГУ), Бар­на­ул, Рос­сий­ская Федерация.
  • Айдар Мини­манс­уро­вич Кали­мул­лин — док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор, дирек­тор инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и обра­зо­ва­ния, Казан­ский (При­волж­ский) феде­раль­ный уни­вер­си­тет (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Рос­сий­ская Федерация.
  • Юрий Ива­но­вич Семе­нов — науч­ный сотруд­ник, Науч­но-обра­зо­ва­тель­ный центр, ГБУ «Ака­де­мия наук Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)», Якутск, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest