Базаров Р.И. Тени Интернета: как анонимность влияет на психологическое здоровье подростков

Б

Введение

В усло­ви­ях быст­рой циф­ро­ви­за­ции обще­ства вопрос ано­ним­но­сти в Интер­не­те при­об­ре­та­ет осо­бую зна­чи­мость для под­рост­ко­вой сре­ды. Совре­мен­ные под­рост­ки актив­но исполь­зу­ют ано­ним­ные циф­ро­вые плат­фор­мы, кото­рые, с одной сто­ро­ны, откры­ва­ют новые воз­мож­но­сти для само­вы­ра­же­ния, поис­ка под­держ­ки и раз­ви­тия ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков, а с дру­гой — свя­за­ны с рис­ка­ми для пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, кибер­бул­лин­гом, интер­нет-зави­си­мо­стью, сни­же­ни­ем само­оцен­ки и раз­ви­ти­ем тре­вож­ных состо­я­ний (Вла­со­ва, Бусла­е­ва, 2023; Brand et al., 2024; Twenge, Campbell, 2018). 

Акту­аль­ность иссле­до­ва­ния обу­слов­ле­на необ­хо­ди­мо­стью ком­плекс­но­го ана­ли­за вли­я­ния ано­ним­но­сти на пси­хи­ку под­рост­ков для раз­ра­бот­ки мето­дов про­фи­лак­ти­ки и поддержки.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз пока­зы­ва­ет, что под­рост­ки в боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны нега­тив­ным послед­стви­ям ано­ним­но­сти по срав­не­нию со взрос­лы­ми поль­зо­ва­те­ля­ми, что свя­за­но с незре­ло­стью меха­низ­мов само­ре­гу­ля­ции и соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти (Вой­шель, 2021). 

В усло­ви­ях совре­мен­но­го «обще­ства рис­ка» ано­ним­ность в вир­ту­аль­ном обще­нии спо­соб­ству­ет не толь­ко под­держ­ке, но и фор­ми­ро­ва­нию новых форм соци­аль­ной тре­вож­но­сти и неопре­де­лен­но­сти сре­ди под­рост­ков (Жел­ни­на, Мед­ве­де­ва, 2020).

В то же вре­мя, наря­ду с рис­ка­ми, ано­ним­ное интер­нет-обще­ние может спо­соб­ство­вать раз­ви­тию ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков, рас­ши­ре­нию кру­го­зо­ра и фор­ми­ро­ва­нию пози­тив­ной иден­тич­но­сти у под­рост­ков (Шевя­ко­ва, 2020). Для части под­рост­ков, склон­ных к оди­но­че­ству, ано­ним­ные плат­фор­мы ста­но­вят­ся источ­ни­ком под­держ­ки и спо­соб­ству­ют рас­ши­ре­нию соци­аль­ных свя­зей (Вол­ко­ва, 2025; Харар­ба­хо­ва и др., 2021).

Эмпи­ри­че­ские дан­ные пока­зы­ва­ют, что под­рост­ки из раз­ных соци­аль­ных групп оди­на­ко­во реа­ги­ру­ют на ано­ним­ное онлайн-обще­ние: у одних уси­ли­ва­ет­ся уже суще­ству­ю­щая тре­вож­ность, а у дру­гих она появ­ля­ет­ся, хотя ранее пред­по­сы­лок к ней не наблю­да­лось (Хол­мо­го­ро­ва и др., 2015). 

Кро­ме того, спе­ци­фи­че­ские соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские уста­нов­ки лич­но­сти во мно­гом опре­де­ля­ют роль под­рост­ка в ситу­а­ции кибер­бул­лин­га и эффек­тив­ность пре­одо­ле­ния нега­тив­ных послед­ствий ано­ним­ных атак (Фази­ло­ва, 2024). 

Ано­ним­ность так­же моди­фи­ци­ру­ет пове­де­ние под­рост­ков под вли­я­ни­ем мне­ния сверст­ни­ков, сни­жая барье­ры для само­вы­ра­же­ния, но посте­пен­но уве­ли­чи­вая веро­ят­ность нега­тив­ных послед­ствий (Юде­е­ва, 2022).

Таким обра­зом, фено­мен циф­ро­вой ано­ним­но­сти высту­па­ет одно­вре­мен­но и как фак­тор рис­ка, и как ресурс для лич­ност­но­го раз­ви­тия под­рост­ка, что тре­бу­ет ком­плекс­но­го и диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го под­хо­да к его изу­че­нию и регулированию. 

Насто­я­щее иссле­до­ва­ние направ­ле­но на ана­лиз вли­я­ния ано­ним­но­сти на пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние и соци­аль­ное пове­де­ние под­рост­ков, а так­же на опре­де­ле­ние фак­то­ров рис­ка и ресур­сов, свя­зан­ных с ано­ним­ным онлайн-взаимодействием.

Материалы и методы

В иссле­до­ва­нии при­ме­нен обзор науч­ных пуб­ли­ка­ций, посвя­щен­ных фено­ме­ну циф­ро­вой ано­ним­но­сти сре­ди под­рост­ков. Дизайн иссле­до­ва­ния пред­по­ла­гал после­до­ва­тель­ное выпол­не­ние эта­пов: фор­му­ли­ро­ва­ние кри­те­ри­ев вклю­че­ния и исклю­че­ния источ­ни­ков, поиск реле­вант­ных работ в рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных базах дан­ных (eLIBRARY, PsyJournals, PubMed, Scopus, Web of Science), а так­же ана­лиз биб­лио­гра­фи­че­ских спис­ков в клю­че­вых публикациях.

На пер­вом эта­пе были опре­де­ле­ны поис­ко­вые запро­сы и клю­че­вые сло­ва, свя­зан­ные с тема­ти­кой ано­ним­но­сти в Интер­не­те, пси­хи­че­ским здо­ро­вьем под­рост­ков, кибер­бул­лин­гом, интер­нет-зави­си­мо­стью, фор­ми­ро­ва­ни­ем иден­тич­но­сти и пси­хо­ло­ги­че­ской безопасности. 

Затем про­ве­ден отбор пуб­ли­ка­ций, соот­вет­ству­ю­щих уста­нов­лен­ным кри­те­ри­ям: пери­од изда­ния с 2014 по 2024 год, фокус на под­рост­ко­вую ауди­то­рию 12—18 лет, рас­смот­ре­ние пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских, соци­аль­ных и юри­ди­че­ских аспек­тов циф­ро­вой анонимности.

Ито­го­вая выбор­ка вклю­чи­ла 20 работ, сре­ди кото­рых пред­став­ле­ны ори­ги­наль­ные иссле­до­ва­ния, обзо­ры, мета­а­на­ли­зы и тео­ре­ти­че­ские ста­тьи. Для ана­ли­за мате­ри­а­лов исполь­зо­ва­лись мето­ды каче­ствен­но­го кон­тент-ана­ли­за и срав­ни­тель­но­го ана­ли­за эмпи­ри­че­ских данных. 

Основ­ное вни­ма­ние уде­ля­лось выяв­ле­нию общих тен­ден­ций, про­ти­во­ре­чий и про­бе­лов в суще­ству­ю­щих иссле­до­ва­ни­ях, что поз­во­ли­ло систе­ма­ти­зи­ро­вать дан­ные о двой­ствен­ной при­ро­де циф­ро­вой ано­ним­но­сти и ее вли­я­нии на под­рост­ко­вую психику.

К огра­ни­че­ни­ям дан­но­го иссле­до­ва­ния сле­ду­ет отне­сти то, что в обзор были вклю­че­ны не все воз­мож­ные пуб­ли­ка­ции по теме, а лишь те, что соот­вет­ство­ва­ли кри­те­ри­ям отбо­ра. Кро­ме того, обзор­ный харак­тер рабо­ты не поз­во­ля­ет уста­но­вить при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи, а лишь выяв­ля­ет ассо­ци­а­ции и тен­ден­ции, опи­сан­ные в литературе.

Результаты

Про­ве­ден­ный ана­лиз науч­ных пуб­ли­ка­ций выявил слож­ную и про­ти­во­ре­чи­вую роль циф­ро­вой ано­ним­но­сти в пси­хо­ло­ги­че­ском бла­го­по­лу­чии под­рост­ков. Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют кон­ста­ти­ро­вать, что ано­ним­ность в интер­нет-про­стран­стве высту­па­ет зна­чи­мым фак­то­ром рис­ка, но так­же может выпол­нять функ­цию ресур­са при опре­де­лен­ных условиях.

В ходе обзо­ра было уста­нов­ле­но, что ано­ним­ная сре­да суще­ствен­но повы­ша­ет уяз­ви­мость под­рост­ков к кибер­бул­лин­гу, агрес­сив­но­му и деви­ант­но­му пове­де­нию (Була­ев, 2024; Вла­со­ва, Бусла­е­ва, 2023; Kowalski et al., 2014). 

Важ­ным резуль­та­том ана­ли­за явля­ет­ся вывод о том, что ощу­ще­ние без­на­ка­зан­но­сти и ослаб­ле­ние соци­аль­но­го кон­тро­ля в усло­ви­ях ано­ним­но­сти спо­соб­ству­ют не толь­ко рас­про­стра­не­нию деструк­тив­но­го кон­тен­та, но и свя­за­ны с ростом тре­вож­ных и депрес­сив­ных состо­я­ний, сни­же­ни­ем само­оцен­ки и обще­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия (Кова­лен­ко, 2022; Поль­ская, Яку­бов­ская, 2019; Brand et al., 2024). 

Было выяв­ле­но, что эти рис­ки осо­бен­но выра­же­ны у под­рост­ков с низ­ким уров­нем соци­аль­ной под­держ­ки и недо­ста­точ­но раз­ви­той циф­ро­вой гра­мот­но­стью (Кар­пов, Воро­но­ва, 2021; Livingston, Smith, 2014).

Ана­лиз лите­ра­ту­ры так­же под­твер­дил нали­чие тес­ной свя­зи меж­ду ано­ним­ным исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых плат­форм и риском фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти и ком­пуль­сив­но­го онлайн-пове­де­ния (Brand et al., 2024; Kuss, Griffiths, 2017). 

Кро­ме того, обзор поз­во­лил выявить кор­ре­ля­цию ано­ним­но­сти с ростом слу­ча­ев само­по­вре­жда­ю­ще­го пове­де­ния, осо­бен­но сре­ди под­рост­ков, испы­ты­ва­ю­щих дефи­цит соци­аль­ной под­держ­ки или нахо­дя­щих­ся в состо­я­нии изо­ля­ции (Поль­ская, Яку­бов­ская, 2019; Сол­да­то­ва, Илю­хи­на, 2021).

В то же вре­мя резуль­та­ты ана­ли­за не явля­ют­ся одно­знач­ны­ми и сви­де­тель­ству­ют о дуаль­но­сти фено­ме­на. Было обна­ру­же­но, что ано­ним­ные плат­фор­мы могут спо­соб­ство­вать раз­ви­тию ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков, рас­ши­ре­нию кру­го­зо­ра и фор­ми­ро­ва­нию пози­тив­ной иден­тич­но­сти (Шевя­ко­ва, 2020), а для части под­рост­ков, склон­ных к оди­но­че­ству, — ста­но­вить­ся источ­ни­ком под­держ­ки и спо­соб­ство­вать рас­ши­ре­нию соци­аль­ных свя­зей (Харар­ба­хо­ва, Муса­то­ва, Шпа­ги­на, 2021).

Осо­бое вни­ма­ние в рам­ках ана­ли­за было уде­ле­но фено­ме­ну кибер­бул­лин­га, кото­рый в ано­ним­ной сре­де при­об­ре­та­ет новые фор­мы и мас­шта­бы. Полу­чен­ные дан­ные сви­де­тель­ству­ют, что ано­ним­ность спо­соб­ству­ет росту агрес­сив­но­го пове­де­ния, сни­жая риск иден­ти­фи­ка­ции и ответ­ствен­но­сти агрес­со­ра (Вла­со­ва, Бусла­е­ва, 2023; Kowalski et al., 2014), а жерт­вы ано­ним­ных атак чаще стал­ки­ва­ют­ся с выра­жен­ны­ми стрес­со­вы­ми состо­я­ни­я­ми и соци­аль­ной дез­адап­та­ци­ей (Манукян, Гути­е­ва, 2023; Livingston, Smith, 2014).

Таким обра­зом, ито­гом про­ве­ден­но­го ана­ли­ти­че­ско­го обзо­ра явля­ет­ся заклю­че­ние о двой­ствен­ной при­ро­де циф­ро­вой ано­ним­но­сти: она может как усу­губ­лять пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы под­рост­ков, так и слу­жить ресур­сом для их лич­ност­но­го раз­ви­тия и соци­аль­ной адап­та­ции — при усло­вии гра­мот­но­го сопро­вож­де­ния и мини­ми­за­ции нега­тив­ных последствий.

Обсуждение результатов

Обсуж­де­ние резуль­та­тов систе­ма­ти­че­ско­го обзо­ра поз­во­ля­ет по-ново­му взгля­нуть на фено­мен циф­ро­вой ано­ним­но­сти как на слож­ный и мно­го­пла­но­вый фак­тор, фор­ми­ру­ю­щий пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье и соци­аль­ное пове­де­ние подростков. 

Ана­лиз оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных иссле­до­ва­ний пока­зы­ва­ет, что ано­ним­ность в интер­нет-про­стран­стве одно­вре­мен­но явля­ет­ся серьез­ным риском, а так­же потен­ци­аль­ным ресур­сом для лич­ност­но­го раз­ви­тия, тре­бу­ю­щим ком­плекс­но­го и диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го иссле­до­ва­ния для ее ана­ли­за и регу­ли­ро­ва­ния (Буды­кин, 2017; Brand et al., 2024; Marciano, Vishwanath, 2023).

Во-пер­вых, резуль­та­ты обзо­ра под­твер­жда­ют, что ано­ним­ность повы­ша­ет уяз­ви­мость под­рост­ков перед пси­хо­ло­ги­че­ски­ми угро­за­ми. Ано­ним­ная сре­да спо­соб­ству­ет рас­про­стра­не­нию кибер­бул­лин­га, агрес­сии и деви­ант­но­го пове­де­ния, что свя­за­но с фено­ме­ном сни­жен­ной соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти и ощу­ще­ни­я­ми безнаказанности. 

У под­рост­ков, стал­ки­ва­ю­щих­ся с ано­ним­ны­ми фор­ма­ми агрес­сии, чаще воз­ни­ка­ют тре­вож­ные и депрес­сив­ные состо­я­ния, сни­же­ние само­оцен­ки, стрес­со­вые состо­я­ния, а так­же про­яв­ля­ют­ся при­зна­ки соци­аль­ной дез­адап­та­ции. Осо­бен­но высо­ка уяз­ви­мость у под­рост­ков с низ­ким уров­нем соци­аль­ной под­держ­ки и недо­ста­точ­ной циф­ро­вой грамотностью.

Во-вто­рых, выяв­ле­на тес­ная связь меж­ду ано­ним­но­стью и риском интер­нет-зави­си­мо­сти, а так­же риском ком­пуль­сив­но­го онлайн-пове­де­ния. У под­рост­ков, актив­но вовле­чен­ных в ано­ним­ные циф­ро­вые сооб­ще­ства, часто сни­жа­ет­ся само­кон­троль, появ­ля­ет­ся склон­ность к ком­пуль­сив­но­му исполь­зо­ва­нию соци­аль­ных сетей и к раз­ви­тию зави­си­мо­го пове­де­ния. Ано­ним­ность так­же кор­ре­ли­ру­ет с ростом слу­ча­ев само­по­вре­жда­ю­ще­го пове­де­ния и суи­ци­даль­ных настро­е­ний, осо­бен­но сре­ди под­рост­ков, испы­ты­ва­ю­щих недо­ста­ток поддержки.

В то же вре­мя ана­лиз иссле­до­ва­ния выявил выра­жен­ную раз­но­на­прав­лен­ность про­бле­мы ано­ним­но­сти. В част­но­сти, циф­ро­вые про­стран­ства ста­но­вят­ся ком­пен­са­тор­ным ресур­сом, поз­во­ля­ю­щим без­опас­но обсуж­дать слож­ные или табу­и­ро­ван­ные темы, искать эмо­ци­о­наль­ную под­держ­ку и апро­би­ро­вать новые моде­ли роле­во­го пове­де­ния (Водя­ха, Водя­ха, 2020; Вол­ко­ва, 2025; Шевя­ко­ва, 2020; Marciano, Vishwanath, 2023). Стрем­ле­ние к рис­ку и ано­ним­ное интер­нет-обще­ние могут спо­соб­ство­вать раз­ви­тию ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков, рас­ши­ре­нию кру­го­зо­ра и фор­ми­ро­ва­нию пози­тив­ной иден­тич­но­сти у подростков.

Осо­бое зна­че­ние име­ет про­бле­ма фор­ми­ро­ва­ния иден­тич­но­сти в усло­ви­ях ано­ним­но­го онлайн-вза­и­мо­дей­ствия. С одной сто­ро­ны, ано­ним­ные плат­фор­мы поз­во­ля­ют под­рост­кам экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с соци­аль­ны­ми роля­ми и моде­ля­ми пове­де­ния, что может спо­соб­ство­вать раз­ви­тию лич­ност­ной устой­чи­во­сти и соци­аль­ной адап­та­ции. С дру­гой сто­ро­ны, уси­ле­ние увле­че­ния ано­ним­ным обще­ни­ем может при­ве­сти к фраг­мен­та­ции лич­но­сти, нару­ше­нию соци­аль­ных ролей и уси­ле­нию чув­ства одиночества.

Ано­ним­ность моди­фи­ци­ру­ет пове­де­ние под­рост­ков в ответ на мне­ние сверст­ни­ков, сни­жая барье­ры для само­вы­ра­же­ния, но посте­пен­но уве­ли­чи­вая веро­ят­ность нега­тив­ных послед­ствий и кри­ти­ки. Это тре­бу­ет отдель­но­го ана­ли­за в пери­од раз­ви­тия циф­ро­вой куль­ту­ры и про­фи­лак­ти­ки рисков.

Таким обра­зом, полу­чен­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о необ­хо­ди­мо­сти систем­но­го меж­дис­ци­пли­нар­но­го про­фи­лак­ти­че­ско­го под­хо­да к рабо­те с под­рост­ка­ми в усло­ви­ях ано­ним­но­го онлайн-взаимодействия. 

Прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции долж­ны вклю­чать раз­ви­тие циф­ро­вой гра­мот­но­сти, кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, навы­ков само­ре­гу­ля­ции и эмо­ци­о­наль­ной под­держ­ки, а так­же созда­ние без­опас­ных усло­вий для пози­тив­но­го само­вы­ра­же­ния и фор­ми­ро­ва­ния идентичности. 

Толь­ко ком­плекс­ное сопро­вож­де­ние и уча­стие всех субъ­ек­тов соци­а­ли­за­ции — семьи, шко­лы, спе­ци­а­ли­стов — спо­соб­но мини­ми­зи­ро­вать рис­ки и рас­крыть ресурс­ный потен­ци­ал ано­ним­но­сти для пол­но­цен­но­го раз­ви­тия под­рост­ков в циф­ро­вом мире.

Заключение

В заклю­че­ние про­ве­ден­но­го ана­ли­за мож­но утвер­ждать, что фено­мен циф­ро­вой ано­ним­но­сти зани­ма­ет цен­траль­ное место в пси­хо­ло­ги­че­ском кли­ма­те под­рост­ко­во­го пери­о­да и ока­зы­ва­ет суще­ствен­ное вли­я­ние на пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье, соци­аль­ное пове­де­ние и лич­ност­ное раз­ви­тие под­рост­ков. Ана­лиз науч­ных источ­ни­ков пока­зы­ва­ет, что ано­ним­ность в Интер­не­те явля­ет­ся зна­чи­мым фак­то­ром рис­ка, а так­же потен­ци­аль­ным ресур­сом для подростков.

С одной сто­ро­ны, ано­ним­ная циф­ро­вая сре­да спо­соб­ству­ет росту кибер­бул­лин­га, раз­ви­тию интер­нет-зави­си­мо­сти, сни­же­нию само­оцен­ки, фор­ми­ро­ва­нию тре­вож­ных и делин­квент­ных форм пове­де­ния, а так­же росту само­по­вре­жда­ю­ще­го пове­де­ния. Эти рис­ки осо­бен­но выра­же­ны у под­рост­ков с низ­ким уров­нем соци­аль­ной под­держ­ки и недо­ста­точ­ной раз­ви­той циф­ро­вой грамотностью.

С дру­гой сто­ро­ны, ано­ним­ность может созда­вать усло­вия для без­опас­но­го само­вы­ра­же­ния, поис­ка под­держ­ки и обсуж­де­ния слож­ных тем, что важ­но для фор­ми­ро­ва­ния пози­тив­ной иден­тич­но­сти и пре­одо­ле­ния соци­аль­но­го стра­ха. Для части под­рост­ков ано­ним­ные плат­фор­мы откры­ва­ют про­стран­ство для апро­ба­ции новых роле­вых моде­лей и пере­хо­да к соци­аль­ным инновациям.

Про­ве­ден­ный ана­лиз сви­де­тель­ству­ет о необ­хо­ди­мо­сти систем­но­го меж­дис­ци­пли­нар­но­го вме­ша­тель­ства в отно­ше­нии нега­тив­ных послед­ствий циф­ро­вой ано­ним­но­сти. Осо­бую роль в этом про­цес­се игра­ют обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, семья и спе­ци­а­ли­сты, кото­рые долж­ны спо­соб­ство­вать раз­ви­тию навы­ков кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, циф­ро­вой гра­мот­но­сти и куль­ту­ры ответ­ствен­но­го пове­де­ния в сети. 

Важ­но так­же рас­смот­реть вопро­сы фор­ми­ро­ва­ния иден­тич­но­сти в усло­ви­ях ано­ним­но­го онлайн-вза­и­мо­дей­ствия, посколь­ку уси­ле­ние вовле­че­ния в ано­ним­ные плат­фор­мы может при­ве­сти к фраг­мен­та­ции лич­но­сти и труд­но­стям в постро­е­нии устой­чи­вых меж­лич­ност­ных отношений.

Литература

  1. Буды­кин, С.В. (2017). Инфор­ма­ци­он­ная без­опас­ность детей и под­рост­ков в совре­мен­ном мире: пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты про­блемПси­хо­ло­гия и пра­во, 7(1), 13—24. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070102
    Budykin, S.V. (2017). Information security of children and adolescents in the modern world: Psychological aspects of the problem. Psychology and Law, 7(1), 13—24. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070102
  2. Була­ев Д.Ю. (2024). Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ции и агрес­сив­но­го пове­де­ния под­рост­ков в онлайн-про­стран­стве. Изве­стия Вол­го­град­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та, 1(184), 85—91.
    Bulaev D.Yu. (2024). The psychological peculiarities of the communication and the aggressive behavior of the teenagers in the online environment. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 1(184), 85—91. (In Russ.). 
  3. Вла­со­ва, Н.В., Бусла­е­ва, Е.Л. (2023). Кибер­бул­линг в под­рост­ко­вом воз­расте: агрес­сор и жерт­ваПси­хо­ло­гия и пра­во, 13(3), 56—71. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130305
    Vlasova, N.V., Buslaeva, E.L. (2023). Cyberbullying in Adolescence: Bully and the Victim. Psychology and Law, 13(3), 56—71. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130305
  4. Водя­ха, С.А., Водя­ха, Ю.Е. (2020). Вли­я­ние Интер­не­та на пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие под­рост­ков. Вест­ник пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки Алтай­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, 2, 35—43.
    Vodyakha, S.A., Vodyakha, Yu.E. (2020). Influence of the Internet on the psychological well-being of teenagers. Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State Univerity, 2, 35—43. (In Russ.). 
  5. Вой­шель, Т.И. (2021). Рис­ки интер­не­та как поля обще­ния под­рост­ков и людей сред­не­го воз­рас­та в срав­не­нии. В: В.В. Руб­цов, М.Г. Соро­ко­ва, Н.П. Рад­чи­ко­ва (ред.), Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2021): сб. ста­тей II-й Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем. 11—12 нояб­ря 2021 г. (с. 456—464). М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ.
    Voishal, T.I. (2021). The risks of the Internet as a communication field for adolescents and middle-aged people in comparison. In: V.V. Rubtsov, M.G. Sorokova, N.P. Radchikova (Eds.), Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): Collection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. November 11–12, 2021 (pp. 456—464). Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ. (In Russ.). 
  6. Вол­ко­ва, Е.Н. (2025). Фено­ме­ны соци­а­ли­за­ции совре­мен­ных под­рост­ков: Pro et contra. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 16(2), 23—42. https://doi.org/10.17759/sps.2025160203
    Volkova, E.N. (2025). Socialization’ phenomenas of modern adolescents: Pro et contra. Social Psychology and Society, 16(2), 23—42. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2025160203
  7. Ерма­ко­ва, П.Н., Ста­ро­дуб­це­ва, Г.А. (Ред.). (2014). Оцен­ка нега­тив­ной инфор­ма­ции о раз­ви­тии пси­хи­ки ребен­ка. Ижевск: ИПКРО.
    Ermakova, P.N., Starodubtseva, G.A. (Eds.). (2014). Assessment of negative information about child mental development. Izhevsk: IPKRO Publ. (In Russ.)
  8. Жел­ни­на, Е.В., Мед­ве­де­ва, М.А. (2020). Осо­бен­но­сти вир­ту­аль­но­го обще­ния в обще­стве рис­ка. Карель­ский науч­ный жур­нал, 9(3), 97—104. https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0903-0023
    Zhelnina, E.V., Medvedeva, M.A. (2020). Features of Virtual Communication in the Risk Society. Karelian Scientific Journal, 9(3), 97—104. (In Russ.) https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0903-0023
  9. Кар­пов, А.В., Воро­но­ва, Т.А. (2021). Циф­ро­ви­за­ция и раз­ви­тие пси­хи­ки ребен­ка: вызо­вы ново­го вре­ме­ни. Чело­ве­че­ский капи­тал, 8(152), 22—28. https://doi.org/10.25629/HC.2021.08.02
    Karpov, A.V., Voronova, T.A. (2021). Digitalization and development of child psyche: challenges of a new time. Human Capital, 8(152), 22—28. (In Russ.). https://doi.org/10.25629/HC.2021.08.02
  10. Кова­лен­ко, С.В., Мако­вец­кая, А.Д., Тюсти­на, Г.Г. (2022). Иссле­до­ва­ние интер­нет-зави­си­мо­сти под­рост­ков в усло­ви­ях обра­зо­ва­тель­ной сре­ды как фак­то­ра пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти. Мир нау­ки. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия10(5), Ста­тья 36.
    Kovalenko, S.V., Makovetskaya, A.D., Tyustina, G.G. Analysis of Internet addiction of teenagers in the educational environment as a factor of psychological safety of the personality. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5), Article 36. (In Russ.).
  11. Манукян, А.Р., Гути­е­ва, И.Г. (2023). Неко­то­рые соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты кибер­бул­лин­га несо­вер­шен­но­лет­них. Пра­во и управ­ле­ние, 5, 35—39. https://doi.org/10.24412/2224-9133-2023-5-35-39
    Manukyan, A.R., Gutieva, I.G. (2023). Some socio-psychological aspects of underage cyberbullying. Law and Management, 5, 35—39. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2224-9133-2023-5-35-39
  12. Поль­ская, Н.А., Яку­бов­ская, Д.К. (2019). Вли­я­ние соци­аль­ных сетей на само­по­вре­жда­ю­щее пове­де­ние у под­рост­ковКон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия, 27(3), 156—174. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270310
    Polskaya, N.A., Yakubovskaya, D.K. (2019). The Impact of Social Media Platforms on Self-Injurious Behavior in Adolescents. Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 156—174. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2019270310
  13. Руса­ков, А.А., Горо­до­ва, Д.Д., Пачи­на, Н.Н. (2021). Кибер­бул­линг в под­рост­ко­вой сре­де. В: Наци­о­наль­ная без­опас­ность и моло­деж­ная поли­ти­ка: кибер­со­ци­а­ли­за­ция и транс­фор­ма­ция цен­но­стей в VUCA-мире: мате­ри­а­лы Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции 21–22 апре­ля 2021 г. (с. 485—491). Челя­бинск: Изда­тель­ство Южно-Ураль­ско­го госу­дар­ствен­но­го гума­ни­тар­но-педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та.
    Rusakov, A.A., Gorodova, D.D., Pachina, N.N. (2021). Cyberbullying in Adolescent Environment. In: National Security and Youth Policy: Cybersocialization and Value Transformation in the VUCA World: Collection of scientific articles on the materials of International Scientific and Practical Conference April 21–22, 2021 (pp. 485—491). Chelyabinsk: South Ural State Humanitarian Pedagogical University Publ. (In Russ.).
  14. Сол­да­то­ва, Г.У., Илю­хи­на, С.Н. (2021). Ауто­де­струк­тив­ный онлайн-кон­тент: осо­бен­но­сти оцен­ки и реа­ги­ро­ва­ния под­рост­ков и моло­де­жиКон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия, 29(1), 66—91. https://doi.org/10.17759/cpp.2021290105
    Soldatova, G.U., Ilyukhina, S.N. (2021). Self-Destructive Online Content: Features of Attitude and Response of Adolescents and Youth. Counseling Psychology and Psychotherapy, 29(1), 66—91. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2021290105
  15. Сол­да­то­ва, Г.У., Рас­ска­зо­ва, Е.И. (2023). Циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция рос­сий­ских под­рост­ков: сквозь приз­му срав­не­ния с под­рост­ка­ми 18 евро­пей­ских странСоци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 14(3), 11—30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
    Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2023). Digital Socialization of Russian Adolescents: through the Prism of Comparison with Adolescents in 18 European Countries. Social Psychology and Society, 14(3), 11—30. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
  16. Сомкин, А.А. (2024). Кибер­бул­линг в совре­мен­ном обще­стве: основ­ные при­зна­ки и раз­но­вид­но­сти. Гума­ни­та­рий: акту­аль­ные про­бле­мы гума­ни­тар­ной нау­ки и обра­зо­ва­ния, 24(1), 80—90. https://doi.org/10.15507/2078-9823.065.024.202401.080-090
    Somkin, A.A. (2024). Cyberbullying in Modern Society: basic features and varieties. Russian Journal of the Humanities, 24(1), 80—90. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/2078-9823.065.024.202401.080-090
  17. Фази­ло­ва, А.Э. (2024). Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские уста­нов­ки лич­но­сти, вклю­чен­ной в ситу­а­цию кибер­бул­лин­га в циф­ро­вой сре­де. Вест­ник Южно-Ураль­ско­го госу­дар­ствен­но­го гума­ни­тар­но-педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та, 4(182), 315—333. https://doi.org/10.25588/CSPU.2024.182.4.017
    Fazilova, A.E. (2024). Socio-Psychological Attitudes of a person involved in a Cyberbullying situation in a Digital Environment. The Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University, 4(182), 315—333. (In Russ.). https://doi.org/10.25588/CSPU.2024.182.4.017
  18. Харар­ба­хо­ва, М.А., Муса­то­ва, О.А., Шпа­ги­на, Е.М. (2021). Интер­нет и оди­но­че­ство под­рост­ков. Пси­хо­ло­гия и пра­во, 11(4), 2—13. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110401
    Khararbakhova, M.A., Musatova, O.A., Shpagina, E.M. (2021). Internet and Loneliness of Adolescents. Psychology and Law, 11(4), 2—13. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110401
  19. Хол­мо­го­ро­ва, А.Б., Ава­кян, Т.В., Кли­мен­ко­ва, Е.Н., Малю­ко­ва, Д.А. (2015). Обще­ние в интер­не­те и соци­аль­ная тре­вож­ность у под­рост­ков из раз­ных соци­аль­ных группКон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия, 23(4), 102—129. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230407
    Kholmogorova, A.B., Avakyan, T.V., Klimenkova, E.N., Malyukova, D.A. (2015). Internet communication and social anxiety among different social groups of adolescents. Counseling Psychology and Psychotherapy, 23(4), 102—129. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2015230407
  20. Чагин, В.С. (2024). Суи­цид как ответ под­рост­ка на дав­ле­ние соци­аль­но куль­тур­ной циф­ро­вой систе­мы. Вест­ник Ады­гей­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия 1: Реги­о­но­ве­де­ние: фило­со­фия, исто­рия, социо­ло­гия, юрис­пру­ден­ция, поли­то­ло­гия, куль­ту­ро­ло­гия, 1(334), 99—104. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2024-1-334-99-104
    Chagin, V.S. (2024). Suicide as adolescents’ response to socio-cultural digital system pressures. Bulletin of Adyghe State University. Series “Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Cultural Studies”, 1(334), 99—104. (In Russ.). https://doi.org/10.53598/2410-3691-2024-1-334-99-104
  21. Шевя­ко­ва, О.В. (2020). Пози­тив­ное вли­я­ние интер­нет-обще­ния на раз­ви­тие лич­но­сти под­рост­ка. Сту­ден­че­ский элек­трон­ный жур­нал «СтРИЖ», 1(30), 56—61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42274781 (дата обра­ще­ния: 15.04.2025).
    Shevyakova, O.V. (2020). Positive influence of internet communication on the development of teenager’s personality. Student Electronic Magazine “StRIZH”, 1(30), 56—61. (In Russ.). 
  22. Юде­е­ва, Т.В. (2022). Осо­бен­но­сти реа­ги­ро­ва­ния под­рост­ков на мне­ние сверст­ни­ков в интер­нет-про­стран­стве. Уче­ные запис­ки Крым­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та име­ни В.И. Вер­над­ско­го. Социо­ло­гия. Педа­го­ги­ка. Пси­хо­ло­гия, 8(74), 195—205.
    Yudeeva, T.V. (2022). Features of response of teenagers to the opinion of peeers in the internet space. Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 8(74), 195—205. (In Russ.). 
  23. Brand, C., Fochesatto, C.F., Gaya, A.R., Schuch, F.B., López-Gil, J.F. (2024). Scrolling through adolescence: Uncovering the link between social media use and its addictive behaviors with psychosocial health. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health, 18, Article 107. https://doi.org/10.1186/s13034-024-00805-0
  24. Kowalski, R.M., Giumetti, G.W., Schreder, A.N., Lattanner, M.R. (2014). Bullying in the digital age: a critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin, 140(4), 1073—1137. https://doi.org/10.1037/a0035618
  25. Kuss, D.J., Griffiths, M.D. (2017). Social Networking Sites and Addiction: Ten Lessons Learned. International Journal of Environmental Research and Public Health, 14(3), Article 311. https://doi.org/10.3390/ijerph14030311
  26. Livingstone, S., Smith, P.K. (2014). Harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 55(6), 635—654. https://doi.org/10.1111/jcpp.12197
  27. Marciano, L., Vishwanath, K. (2023). Social media use and adolescents’ well-being: A note on flourishing. Frontiers in Psychology, 14, Article 1092109. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1092109
  28. Orben, A., Przybylski, A.K. (2019). The association between adolescent well-being and digital technology use. Nature Human Behaviour, 3(2), 173—182. https://doi.org/10.1038/s41562-018-0506-1
  29. Twenge, J.M., Campbell, W.K. (2018). Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study. Preventive Medicine Reports, 12, 271—283. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2018.10.003
Источ­ник: Вест­ник прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния, 22(3), 210–220. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220314

Конфликт интересов

Автор заяв­ля­ет об отсут­ствии кон­флик­та интересов.

Об авторе

Расул Ирты­ше­вич База­ров — педа­гог-пси­хо­лог, Город­ской пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский центр Депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния и нау­ки горо­да Моск­вы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Рос­сий­ская Феде­ра­ция, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-0555-319X

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest