Наша жизнь в настоящий момент проходит в эпоху информации с господством информационных технологий, именно это является причиной изучения влияния сети Интернет на наше общество, это важная задача, поскольку интернет-коммуникации имеют большое влияние на социальную реальность. Как говорится, «кто владеет информацией – тот владеет миром».
Интернет сейчас является самым объемным хранилищем информации. В настоящее время можно жить и работать, не покидая своего жилья, только имея компьютер, подключенный к сети Интернет.
Но просторы сети таят в себе опасность. Одну из них представляет интернет-зависимость, которая появляется у некоторых пользователей.
Признаками интернет-зависимости являются: нежелание отвлекаться от работы (на второй план уходят домашние дела, общение, личные встречи, обучение); значительное увеличение денежных затрат на Интернет; пренебрегается общение с друзьями; голод удовлетворяется случайной пищей перед монитором компьютера, не соблюдается личная гигиена и аддикт начинает пренебрежительно относиться к своему здоровью; не принимает критику относительно выбранного образа жизни [1 – 7]
Интернет-зависимость еще мало изучена в нашей стране; она является актуальной проблемой на сегодняшний день, требующей детального изучения и разработки профилактических и реабилитационных программ.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка) является одним из видов девиантного (отклоняющегося) поведения, в котором у индивида формируется стремление уйти от реальности при помощи искусственного изменения своего психического состояния, посредством применения некоторых веществ или постоянном фиксировании внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (В.Д. Менделевич, 2007) [7, с. 34].
Такая тенденция становится главной в сознании человека, и он предпринимает действия по поиску метода, позволяющего ему уйти от реальности. Как итог – такой человек начинает существовать в придуманном мире. Данные действия не решают проблемы, наоборот, усугубляют их, и, как следствие, человек останавливается в своем развитии, вплоть до деградации.
В 90-х годах ХХ века феномен аддикции приобретает новое направление. Британский ученый Марк Гриффитс в 1995 г. выявил, что лица, которые активно играют в игровые автоматы, имеют те же симптомы, что и лица, которые употребляют ПАВ [4, с. 15 – 16].
М. Гриффитс обнаруживает эти же признаки у людей, пользующихся разными технологическими устройствами (настольные электронные игры, телеприставки, компьютеры и т.д.) [4, с. 15 – 16]. Эти факты привели М. Гриффитса к введению нового научного термина «нехимическая (поведенческая) аддикция» [4, с. 14 – 15]. На сегодняшний день выделяется два вида аддикций – химическая (при применении ПАВ) и нехимическая (поведенческая).
М. Гриффитс при помощи наблюдения, сравнения и анализа симптомов нехимической и химической зависимостей выделил общие признаки: получение удовольствия от деятельности; повышение толерантности, требующее увеличения интенсивности и продолжительности деятельности; наличие абстинентного синдрома; появление конфликта между постоянной аддиктивной деятельностью и прежней идентичностью аддикта в его ближнем и более широком социальном окружении.
Как следствие – стремление к социальной самоизоляции; рецидивы (подобные алкогольным запоям); множественные и различные по характеру конфликты с социальным окружением в связи с деятельностью [3, с. 21 – 23].
С развитием электронных технологий М. Гриффин определил появление новой формы аддикции, связанной с сетью Интернет. Он предрек увеличение количества и видов аддиктивного поведения из-за открывающихся многочисленных возможностей глобальной информатизации [4].
Отечественный ученый Ц.П. Короленко отмечает, что элементы аддикции характерны для любой личности, уходящей от реальности при помощи изменения своего психического состояния.
Проблемой аддикция становится тогда, когда в сознание превалирует желание уйти от реальности, являясь главной целью, которая вторгается в жизнь и приводит к разрыву с реальностью [5, с. 87].
И.А. Лаврович при помощи своих исследований создал развернутую систему критериев интернет-аддикции. Он считает, что о наличии интернет-аддикции может говорить наличие трех пунктов:
- время, проведенное в сети Интернет, для достижения удовлетворения (в некоторых случаях при общении в сети чувство удовлетворения граничит с эйфорией) значительно увеличивается.При равномерном по времени пребывании человека в сети Интернет эффект значительно снижается;
- человек старается отказаться от интернета или уделять ему меньше времени;
- при прекращении или сокращении времени пребывания в сети у пользователя ухудшается самочувствие в период от нескольких дней до месяца и наблюдается два или более перечисленных фактора: эмоциональное и двигательное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в интернете; фантазии и мечты об интернете; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре [6, c. 13].
Рассмотрим влияние интернет-аддикции на подростков. Подростки включаются в компьютерную игру настолько сильно, что их перестает интересовать реальность. Ведь в игре существуют правила и задачи, которые нужно выполнять, и если что-то пойдет не так, то не будет никаких реальных потерь, и эту ошибку можно будет исправить многократно.
Перечислим некоторые факторы, привлекающие подростка в компьютерных играх:
- малая доля ответственности либо полное ее отсутствие;
- создание собственного мира, где он главный герой;
- отвлечение от реальной жизни и проблем в ней;
- самостоятельность;
- возможность исправления ошибок, в том числе многоразовая.
Исходя из этих факторов, мы можем сделать вывод, что компьютерная зависимость начинает формироваться на эмоциональном уровне, и она возникает не мгновенно, а постепенно.
Выделим основные причины, способствующие возникновению компьютерной зависимости подростков:
- недостаток или отсутствие доверия и благоприятных эмоциональных отношений в семье;
- неимение у подростка хобби, увлечений, привязанностей, которые не связаны с компьютером;
- низкая коммуникабельность, социальность, отсутствие друзей;
- наличие тяжелой инвалидности либо серьезного заболевания [7, c. 16].
Для проведения эмпирического исследования были выбраны подростки, учащиеся в средней образовательной школе № 32 г. Таганрога.
В исследовании приняли участие школьники 7 – 9 классов в количестве 50 человек, возраст их составил 13 – 16 лет. Данная группа подходит под данные параметры исследования. Благодаря тому, что испытуемые подростки хорошо знакомы друг с другом, исследование проходило в свободной, спокойной обстановке.
В качестве методики исследования был выбран тест Кимберли Янг на интернет-зависимость (в оригинале «Internet Addiction Test» – тест на интернет-аддикцию) – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году доктором Кимберли Янг (Kimberley S.Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэдфорде.
Тест является инструментом для диагностики патологического пристрастия к интернету (не зависит от формы пристрастия). Тест состоит из 40 вопросов, испытуемый дает ответ в соответствии с 5-бальной шкалой Лайккерта. Затем баллы суммируются, и определяется итоговое значение. В. Лоскутова адаптировала опросник для русского языка.
Тест заполняется испытуемыми самостоятельно, также существуют онлайн-версии. Тест может служить скрининговым инструментом для выбора лиц, нуждающихся в консультации специалиста, также тестирование в динамике можно проводить для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.
Методика «Уровень социальной фрустрированности» представляет собой оригинальный исследовательский инструмент, разработанный для оценки социального благополучия, в том числе социальной составляющей качества жизни. Разработана в 2004 г. в НИПНИ имени Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым и М.А. Беребиным.
Социальная фрустрированность является следствием нереализации личностью (здоровой либо больной) своих социальных потребностей. Значения этих потребностей являются индивидуальными для каждой личности и зависят от самооценки (самосознания), жизненных ценностей и целей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций.
Социальная фрустрированность является личностной характеристикой, она определяет стрессогенность социальных фрустраторов (неудовлетворенность в семейных и рабочих отношениях, положением в обществе, социально-экономическим статусом, образованием, работоспособностью, психическим и физическим здоровьем и пр.).
Оценка определенных параметров дает возможность заполнить конкретным внутренним содержанием и понятием качества жизни с позиций социального функционирования личности и ее адаптивных возможностей. Иными словами, социальную фрустрированность можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов.
На заключительном этапе на основании метода математической статистики произведена обработка данных при помощи U-критерия Манна-Уитни.
В результате тестирования по методике Кимберли Янг мы выявили данные, согласно которым 48% испытуемых (24 человека) имеют интернет-зависимость, 52% (26 человек) не имеют четко выраженной проблемы с использованием Интернета. Из всех испытуемых:
- 48% не могут отстраниться от компьютера, даже если у них есть более важные дела;
- 30% стараются скрыть от родных время, которое они проводят в сети;
- 40% выбирают интернет вместо реального общения;
- 54% считают жизнь без интернета скучной и однообразной;
- 60% игнорируют время сна для того, чтобы проводить больше времени в интернет-сети;
- 84% проводят в онлайн-сети более 3-х часов в день;
- 54% легче общаться онлайн с друзьями, чем в реальности;
- 40% не могут самостоятельно ограничить время, проводимое онлайн. Из 48% с интернет-зависимостью 58,3% (14 подростков) имеют проблемы, которые связаны с избыточным временем, проведенным в сети Интернет, 41,7% (10 подростков) имеют ярко выраженную интернет-зависимость.
Результаты исследования по данной методике являются пугающими, так как почти половина испытуемых оказались интернет-зависимыми подростками.
По результатам методики «Уровень социальной фрустрированности» мы разделили испытуемых на две группы. В первую группу входят интернет-зависимые подростки, во вторую – подростки с невыраженной интернет-зависимостью.
По результатам исследования подростки группы 1 (подростки с интернет-аддикцией) более не удовлетворены своей жизнью, имеют повышений уровень фрустрации и тревожности, чем подростки группы 2 (с невыраженной интернет-аддикцией).
Мы предполагаем, что подростки с интернет-аддикцией переключаются на интернет-сети, чтобы в них чувствовать себя спокойнее и увереннее, чем в реальной жизни. Рассмотрим данные по сферам неудовлетворенности подростков с интернет-зависимостью:
- неудовлетворенность образованием выявлено у 50% респондентов;
- неудовлетворенность отношениями со сверстниками у 41,6%;
- неудовлетворенность отношениями с родителями у 54,2%;
- неудовлетворенность проведения досуга у 33,3%.
Представленные данные жизненных аспектов подростков в таком высоком значении говорят о том, что неудовлетворенность этими аспектами приводит к формированию интернет-аддикции.
На причины социальной фрустрации и неудовлетворенности могут влиять следующие факторы: низкая самооценка, социальная дезадаптация, девиантное поведение либо уже сформировавшаяся зависимость.
Отметим, что в период подросткового возраста у несовершеннолетнего меняется сознание и приоритеты, в этот период происходит взросление, и неудовлетворенность социальными достижениями является временным явлением.
По показателям статистической обработки данных U-критерия Манна-Уитни по уровню фрустрированности в группах подростков происходит статистическое различие с высоким значением, где р < 0,05.
Из этого мы делаем вывод, что подростки с интернет-зависимостью имеют более высокую социальную фрустрированность, чем группа подростков без интернет-зависимости.
На сновании проведенного исследования мы делаем вывод, что к интернет-аддикции подростков приводит социальная фрустрация, основанная на неудовлетворенности такими сферами жизни, как образование, отношения с семьей и сверстниками, нереализованность, вследствие чего подросток переключается на компьютер, чтобы чем-то себя занять, он реализовывается на просторах Интернета.
Исходя из этого, становится очевидным, что интернет-аддикция является фактором формирования девиантного поведения. Профилактические мероприятия аддиктивного поведения рекомендуется осуществлять до начала формирования девиации, объясняя подросткам причины и следствия подобного действия.
Библиографический список
- Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. Руководство по наркологии: в 2 т. Москва, 2002; Т. 1: 33 – 41.
- Буров В.А., Есаулов В.И. Механизмы формирования интернет-аддикции. Материалы XIII съезда психиатров России. Москва, 2014: 290 – 291.
- Гриффитс М.Д. Поведенческая зависимость: проблемы для всех? Обучение на рабочем месте. 1996; Т. 8, № 3: 19 – 25.
- Гриффитс М.Д. Технологическая зависимость. Форум клинической психологии. 1995; Выпуск 76, № 2: 14 – 19.
- Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993; № 1: 17 – 29.
- Лаврович А.И., Попкова Т.А. Интернет-аддикция в подростковом возрасте. Вестник образования. 2013: 3 – 19.
- Менделевич В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации).
Об авторах
- E.A. Махрина - кандидат психологический наук, доцент, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь.
- Ю.И. Тутова - магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, г. Таганрог.
Смотрите также:
- Атаскевич Н. О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости
- Лосенкова Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков
- Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков
- Ярыгина И. И. Тренинг как форма профилактики интернет-зависимости подростков