Лосенкова Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков

Л

Тер­мин «интер­нет-зави­си­мость» впер­вые был вве­ден А. Гол­дбер­гом кото­рый пред­ло­жил набор диа­гно­сти­че­ских кри­те­ри­ев для опре­де­ле­ния интер­нет — зави­си­мо­сти. Далее эта про­бле­ма раз­ра­ба­ты­ва­лась аме­ри­кан­ским иссле­до­ва­те­лем К.Янг [1, с. 83].

Сре­ди оте­че­ствен­ных спе­ци­а­ли­стов выде­лил пси­хо­ло­ги­че­ские фор­мы зави­си­мо­стей Ц. П. Коро­лен­ко. «Эле­мен­ты зави­си­мо­го пове­де­ния, — пишет он вме­сте с Н. В. Дмит­ри­е­вой, — свой­ствен­ны любо­му чело­ве­ку, ухо­дя­ще­му от реаль­но­сти путем изме­не­ния сво­е­го пси­хи­че­ско­го состо­я­ния. Про­бле­ма зави­си­мо­сти начи­на­ет­ся тогда, когда стрем­ле­ние ухо­да от реаль­но­сти, свя­зан­ное с изме­не­ни­ем пси­хи­че­ско­го состо­я­ния, начи­на­ет доми­ни­ро­вать в созна­нии, ста­но­вясь цен­траль­ной иде­ей, втор­га­ю­щей­ся в жизнь, при­во­дя к отры­ву от реаль­но­сти» [1, с. 87].

Кри­зис под­рост­ко­во­го воз­рас­та свя­зан с пере­строй­кой орга­низ­ма. Воз­ни­ка­ют труд­но­сти в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии серд­ца, лег­ких, кро­во­снаб­же­нии голов­но­го моз­га, эмо­ци­о­наль­ный фон ста­но­вит­ся неста­биль­ным. Поэто­му может появ­лять­ся раз­дра­жи­тель­ность, даже агрес­сив­ность, бур­ные всплес­ки энер­гии сме­ня­ют­ся упад­ком сил. Воз­ни­ка­ет чув­ство взрос­ло­сти, роди­тель­ский авто­ри­тет обес­це­ни­ва­ет­ся. В семье воз­ни­ка­ют частые кон­флик­ты, неред­ко под­ро­сток реа­ги­ру­ет про­те­стом на любые попыт­ки вме­шать­ся в его жизнь.

Как пра­ви­ло, интер­нет-зави­си­мые фор­мы пове­де­ния харак­тер­ны для под­рост­ко­во­го воз­рас­та, в кото­ром воз­мож­ны объ­еди­не­ния кри­зис­ных явле­ний с раз­ви­ти­ем интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния. Такое нало­же­ние про­блем усу­губ­ля­ет тече­ние интернет-зависимости.

Раз­ви­тие интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния под­рост­ков обу­слав­ли­ва­ет­ся рядом при­чин: воз­мож­ность ано­ним­но­го обще­ния; реа­ли­за­ция пред­став­ле­ний, фан­та­зий с обрат­ной свя­зью (в том чис­ле воз­мож­ность созда­вать новые обра­зы «Я»; вер­ба­ли­за­ция пред­став­ле­ний или фан­та­зий не воз­мож­ных для реа­ли­за­ции в обыч­ном мире); чрез­вы­чай­но широ­кая воз­мож­ность поис­ка ново­го собе­сед­ни­ка; неогра­ни­чен­ный доступ к информации.

По мне­нию И. М. Бало­но­ва, интер­нет-зави­си­мо­сти под­вер­же­ны неуве­рен­ные в себе под­рост­ки, нере­ши­тель­ные, чрез­мер­но стес­ни­тель­ные, испы­ты­ва­ю­щие труд­но­сти в обще­нии, име­ю­щие низ­кую само­оцен­ку, ком­плек­сы или чрез­мер­но застен­чи­вые. Таким под­рост­кам слож­но при­нять помощь окру­жа­ю­щих. Ком­пью­тер в какой то сте­пе­ни заме­ня­ет им роди­те­лей, педа­го­гов, друзей.

Уход под­рост­ка в вир­ту­аль­ный мир свя­зан с его лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми и отно­ше­ни­ем с окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­стью, его поло­же­ни­ем в обще­стве. Под­рост­ки, кото­рые пло­хо адап­ти­ру­ют­ся в соци­у­ме, не име­ю­щие дру­зей боль­ше под­вер­же­ны интер­нет — зависимости.

Интер­нет-зави­си­мость нега­тив­но воз­дей­ству­ет на все сфе­ры раз­ви­тия под­рост­ка: физи­че­скую, пси­хо­ло­ги­че­скую, соци­аль­ную, эмо­ци­о­наль­но — воле­вую, духов­но — нрав­ствен­ную и т. д. [2, с.56]

Иссле­до­ва­ние в рам­ках «Фон­да Раз­ви­тия Интер­нет», про­ве­ден­ное Г. В. Сол­да­то­вой, О. С. Гостим­ской, Е. Ю. Кро­па­ле­вой опре­де­ли­ло круг потреб­но­стей, кото­рые под­рост­ки удо­вле­тво­ря­ют с помо­щью Интернета.

Сре­ди них:

  • потреб­ность в авто­но­мии и самостоятельности;
  • потреб­ность в само­ре­а­ли­за­ции и признании;
  • потреб­ность в при­зна­нии и познании;
  • удо­вле­тво­ре­ние соци­аль­ной потреб­но­сти в обще­нии, в при­над­леж­но­сти к груп­пе по инте­ре­сам, в любви;
  • потреб­ность в обладании;
  • позна­ва­тель­ная потребность,
  • так­же вла­де­ние новы­ми зна­ни­я­ми спо­соб­ству­ет дости­же­нию при­зна­ния со сто­ро­ны сверст­ни­ков и самореализации.

В резуль­та­те исполь­зо­ва­ния Интер­не­та воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние пол­но­го кон­тро­ля и вла­де­ния ситу­а­ци­ей, что удо­вле­тво­ря­ет потреб­ность в без­опас­но­сти — одну из базо­вых в систе­ме потреб­но­стей чело­ве­ка [3].

Про­яв­ле­ние зави­си­мо­го пове­де­ния осу­ществ­ля­ет­ся в соот­вет­ствии сме­ной аспек­тов взрос­ле­ния под­рост­ка. В про­цес­се иден­ти­фи­ка­ции под­рост­ки пыта­ют­ся опре­де­лить свое место в окру­жа­ю­щем мире. Зада­вая себе фило­соф­ские вопро­сы: Кто я? В чем смысл жиз­ни? они ищут отве­ты на них в Интернете.

В про­цес­се раз­ви­тия интим­но­сти и при­над­леж­но­сти под­рост­ки зна­ко­мят­ся с раз­лич­ны­ми аспек­та­ми интим­ных отно­ше­ний, в осо­бен­но­сти с про­ти­во­по­лож­ным полом. Они ищут дру­зей и ком­па­нии, где мог­ли бы испы­тать чув­ство при­над­леж­но­сти груп­пе. Эти отно­ше­ния для под­рост­ка явля­ют­ся важ­ной частью иден­ти­фи­ка­ции лич­но­сти. Интер­нет предо­став­ля­ет ему огром­ное коли­че­ство людей и групп, объ­еди­ня­ю­щих сво­их чле­нов по инте­ре­сам, цен­но­стям, склон­но­стям, что дела­ет его привлекательным.

В про­цес­се эман­си­па­ции от роди­те­лей и семьи, поис­ке сво­е­го места в жиз­ни и при выстра­и­ва­нии отно­ше­ний с дру­ги­ми людь­ми, под­рост­ки жела­ют частич­но отде­лить­ся от роди­те­лей, делать то, что они хотят. Интер­нет предо­став­ля­ет им эту воз­мож­ность, из реаль­но­го мира, они ухо­дят в вир­ту­аль­ный мир.

В про­цес­се избав­ле­ния от фруст­ра­ции, кото­рое явля­ет­ся одним из серьез­ных фак­то­ров жиз­ни и опре­де­ля­ет­ся дав­ле­ни­ем шко­лы, семьи и дру­зей. В сво­бод­ном, ано­ним­ном интер­не­те под­рост­ки нахо­дят спо­со­бы избав­ле­ния от фруст­ра­ций [3].

Интер­нет-зави­си­мость фор­ми­ру­ет целый ряд пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем: кон­фликт­ное пове­де­ние, хро­ни­че­ские депрес­сии, уход в вир­ту­аль­ный мир от реаль­ной жиз­ни, труд­но­сти адап­та­ции в соци­у­ме, поте­ря спо­соб­но­сти кон­тро­ли­ро­вать вре­мя пре­бы­ва­ния за ком­пью­те­ром, воз­ник­но­ве­ние чув­ства дис­ком­фор­та при отсут­ствии воз­мож­но­сти поль­зо­ва­ния Интер­не­том. Исполь­зуя Интер­нет, под­ро­сток пред­по­чи­та­ет «искать» вме­сто «думать». [2, с.36].

Сопо­став­ляя нали­чие интер­нет-зави­си­мо­сти с воз­ни­ка­ю­щи­ми у под­рост­ка пси­хо­ло­ги­че­ски­ми про­бле­ма­ми мож­но пред­по­ло­жить, что если сре­ди под­рост­ков будет выяв­лен высо­кий уро­вень интер­нет-зави­си­мых, то у них будет наблю­дать­ся высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти, нега­тив­ные эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния и низ­кий уро­вень позна­ва­тель­ной активности.

С целью под­твер­жде­ния тако­го пред­по­ло­же­ния про­во­ди­лось эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние интер­нет-зави­си­мо­сти сре­ди под­рост­ков, для это­го при­ме­нял­ся ряд мето­дик: опрос­ник Ким­бер­ли Янг; экс­пресс-тест С. А. Кула­ко­ва; тест тре­вож­но­сти Ч. Д. Спилберга.

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле г. Вла­ди­ми­ра. В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие под­рост­ки 13–14 лет, в коли­че­стве 36 чело­век, обу­ча­ю­щих­ся в 7-х классах.

Полу­чен­ные в иссле­до­ва­нии резуль­та­ты пока­зы­ва­ют, что 8, 3 % — име­ют нали­чие зна­чи­тель­ных про­блем в свя­зи с исполь­зо­ва­ни­ем Интер­не­та, раз­ре­ше­ние кото­рых воз­мож­но с помо­щью спе­ци­а­ли­ста; у 16,6 % — име­ют про­бле­мы в свя­зи с исполь­зо­ва­ни­ем Интер­не­та; 75,1 % — явля­ют­ся обыч­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми Интер­не­та, кото­рые уме­ет себя кон­тро­ли­ро­вать (Рис. 1).

Уровни интернет-зависимости подростков по К. Янг
Рис. 1. Уров­ни интер­нет-зави­си­мо­сти под­рост­ков по К. Янг

Для иссле­до­ва­ния уров­ней тре­вож­но­сти при­ме­нял­ся опрос­ник Ч. Спил­бер­га. В резуль­та­те было уста­нов­ле­но, что с высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти име­ет 27,7 %, 55,5 % — име­ют сред­ний уро­вень тре­вож­но­сти; 16,6 % низ­кий уро­вень тревожности.

Для под­твер­жде­ния выдви­ну­то­го в нача­ле иссле­до­ва­ния пред­по­ло­же­ния о том, что Интер­нет-зави­си­мость нега­тив­но воз­дей­ству­ет на лич­ность, фор­ми­руя тре­вож­ность, эмо­ци­о­наль­ность про­во­дил­ся срав­ни­тель­ный ана­лиз полу­чен­ных резуль­та­тов. Для это­го сопо­став­ля­лись пока­за­те­ли нали­чия Интер­нет-зави­си­мо­сти и уров­ни тре­вож­но­сти, рас­счи­ты­вал­ся коэф­фи­ци­ент кор­ре­ля­ции, опре­де­ля­ю­щий меру вза­и­мо­свя­зи признаков.

Полу­чен­ные зна­че­ния r=6,9 при p<0,4 под­твер­жда­ют наше пред­по­ло­же­ние, о том, что Интер­нет-зави­си­мость нега­тив­но вли­я­ет на лич­ность под­рост­ка. Он ста­но­вить­ся более раз­дра­жи­тель­ным, тре­вож­ным, пре­об­ла­да­ют нега­тив­ные эмо­ци­о­наль­ные переживания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вой­скун­ский, А. Е. Интер­нет — новая область иссле­до­ва­ний в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке // Уче­ные запис­ки кафед­ры общей пси­хо­ло­гии МГУ. Выпуск 1.- М.: Смысл, 2002, С. 82–101.
  2. Бало­нов, И. М. Ком­пью­тер и под­ро­сток / И. М. Бало­нов. — М.: Экс­мо, 2002. — 319с. ISBN 5–98563–057–9
  3. Мони­то­ринг Рос­сий­ско­го Интер­не­та monitoring.ru

Источ­ник: Лосен­ко­ва Т. А. Вза­и­мо­связь интер­нет-зави­си­мо­сти с тре­вож­ны­ми состо­я­ни­я­ми под­рост­ков // Моло­дой уче­ный. — 2014. — №4. — С. 702-703

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest