Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности

С

В свя­зи с нарас­та­ю­щей интен­си­фи­ка­ци­ей про­цес­сов ком­пью­те­ри­за­ции обще­ства все боль­ший вес при­об­ре­та­ют вопро­сы, свя­зан­ные с тем, какое вли­я­ние ока­зы­ва­ет гло­баль­ная инфор­ма­ти­за­ция на лич­ность.

Раз­лич­ные аспек­ты этой про­блем­ной обла­сти раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся пси­хо­ло­га­ми срав­ни­тель­но дав­но. В част­но­сти О.К.Тихомировым и его уче­ни­ка­ми О.Н.Арестовой, Л.Н.Бабаниным, Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунским и мно­ги­ми дру­ги­ми велись и ведут­ся иссле­до­ва­ния струк­тур­ных и функ­ци­о­наль­ных изме­не­ний в пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти чело­ве­ка при вза­и­мо­дей­ствии с ком­пью­те­ром.

Эти изме­не­ния затра­ги­ва­ют позна­ва­тель­ную, ком­му­ни­ка­тив­ную и лич­ност­ную сфе­ры, транс­фор­ми­ру­ют опе­ра­ци­о­наль­ное зве­но дея­тель­но­сти, про­стран­ствен­но-вре­мен­ные харак­те­ри­сти­ки вза­и­мо­дей­ствия субъ­ект-субъ­ект и субъ­ект-инфор­ма­ци­он­ная систе­ма, про­цес­сы целе­по­ла­га­ния, потреб­ност­но-моти­ва­ци­он­ную регу­ля­цию дея­тель­но­сти.

Вме­сте с тем, несмот­ря на име­ю­щи­е­ся фун­да­мен­таль­ные раз­ра­бот­ки этой про­бле­мы, осу­ществ­лен­ные в шко­ле О.К. Тихо­ми­ро­ва и вскры­ва­ю­щие общие зако­но­мер­но­сти моти­ва­ции поль­зо­ва­те­ля, несмот­ря на раз­ра­бот­ку про­блем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, моти­ва­ция раз­лич­ных групп поль­зо­ва­те­лей, отно­ся­щих­ся к раз­ным воз­раст­ным или про­фес­си­о­наль­ным кате­го­ри­ям, еще мало изу­че­на.

Иссле­до­ва­ние этих аспек­тов моти­ва­ции мог­ло бы уточ­нить неко­то­рые общие поло­же­ния, уже извест­ные пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке, а так­же решить ряд при­клад­ных задач. Осо­бен­ный инте­рес может пред­став­лять изу­че­ние моти­ва­ции вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром у под­рост­ков и юно­шей — в пери­од, когда обра­зо­ва­ние важ­ней­ших состав­ля­ю­щих лич­но­сти и само­со­зна­ния чело­ве­ка во мно­гих аспек­тах толь­ко начи­на­ет­ся и дале­ко от сво­е­го завер­ше­ния, но вме­сте с тем, уже мож­но гово­рить об авто­но­ми­за­ции лич­но­сти ребен­ка от взрос­лых и об откры­тии им воз­мож­но­стей даль­ней­ше­го само­сто­я­тель­но­го раз­ви­тия.

Этот пери­од явля­ет­ся свое­об­раз­ным пере­лом­ным момен­том в раз­ви­тии чело­ве­ка, и увле­че­ние ком­пью­те­ром может спо­соб­ство­вать как даль­ней­ше­му про­грес­су в ста­нов­ле­нии лич­но­сти, так и фор­ми­ро­ва­нию пас­сив­ной зави­си­мо­сти от ком­пью­те­ра, тор­мо­зя­щей ее раз­ви­тие.

Иссле­до­ва­ния в обла­сти пси­хо­ло­гии моти­ва­ции ком­пью­тер­но-ори­ен­ти­ро­ван­ных под­рост­ков толь­ко начи­на­ют­ся, и их резуль­та­ты поз­во­ля­ют ста­вить новые про­бле­мы. Одной из них ста­но­вит­ся про­бле­ма того, каким обра­зом дея­тель­ность с ком­пью­те­ром, в кото­рую вклю­че­ны под­рост­ки, отра­жа­ет­ся в их само­со­зна­нии со сто­ро­ны сво­их мотивов.Именно этот аспект послу­жил отправ­ной точ­кой наше­го иссле­до­ва­ния.

Нас инте­ре­со­ва­ло, с какой систе­мой моти­вов ком­пью­тер­но-ори­ен­ти­ро­ва­ные под­рост­ки соот­но­сят раз­лич­ные ситу­а­ции вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром (ситу­а­ции, игры, обу­че­ния и др.).

Мы опи­ра­лись на пони­ма­ние моти­вов, сло­жив­ше­е­ся в шко­ле А.Н.Леонтьева. Раз­лич­ные виды моти­вов выде­ля­ют в зави­си­мо­сти от того пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­на дея­тель­ность. Под моти­ва­ци­ей в широ­ком смыс­ле под­ра­зу­ме­ва­ет­ся то, ради чего чело­век выпол­ня­ет ту или иную дея­тель­ность. Вся­кая дея­тель­ность осу­ществ­ля­ет­ся вслед­ствии како­го-либо внут­рен­не­го импуль­са (потреб­но­сти) и ради неко­то­рой внеш­ней по отно­ше­нию к ней цен­но­сти. Эти отно­ше­ния и обра­зу­ют два полю­са реаль­ной моти­ва­ци­он­ной систе­мы. Таким обра­зом, мотив — это пред­мет, на кото­рый направ­ле­на дея­тель­ность, соот­вет­ству­ю­щий неко­то­рой чело­ве­че­ской потреб­но­сти.

Фено­ме­но­ло­ги­че­ски моти­ва­ция про­яв­ля­ет­ся в эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке собы­тий и дей­ствий субъ­ек­та, в направ­лен­но­сти и селек­тив­но­сти чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти в систе­ме цен­но­стей и пред­по­чте­ний.

Изу­че­ние систе­мы моти­вов ком­пью­тер­но-ори­ен­ти­ро­ван­ных под­рост­ков преж­де все­го выдви­га­ло мето­ди­че­скую зада­чу поис­ка спо­со­ба опре­де­ле­ния как нали­чия такой ори­ен­ти­ро­ван­но­сти, так и сте­пе­ни ее выра­жен­но­сти. В каче­стве тако­во­го была исполь­зо­ва­на анке­та «Я и ком­пью­тер», раз­ра­бо­тан­ная Петер­бург­ски­ми пси­хо­ло­га­ми О.Н.Черемисиной, Б.Л.Бардиер с целью созда­ния инстру­мен­та, спо­соб­но­го оце­нить, «изме­рить» ком­пью­тер­ную увле­чен­ность.

Кро­ме того, для опре­де­ле­ния ком­пью­тер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­сти под­рост­ков в каче­стве кос­вен­но­го мето­да мы исполь­зо­ва­ли тест смысло­жиз­нен­ных ори­ен­та­ций (СЖО) в адап­та­ции Д.А.Леонтьева. Осно­ва­ни­ем для выбо­ра это­го теста послу­жи­ло сле­ду­ю­щее: в иссле­до­ва­нии Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелева, И.В.Бурмистрова было пока­за­но, что с уве­ли­че­ни­ем игро­во­го опы­та с ком­пью­те­ром локус кон­тро­ля сдви­га­ет­ся в интер­наль­ную область. Все 6 шкал теста СЖО зна­чи­мо кор­ре­ли­ру­ют с общей интер­наль­но­стью по тесту уров­ня субъ­ек­тив­но­го кон­тро­ля.

Мы пред­по­ла­га­ем, что уве­ли­че­ние игро­во­го опы­та мож­но рас­смат­ри­вать как след­ствие ори­ен­та­ции под­рост­ка на вза­и­мо­дей­ствие с ком­пью­те­ром. Нали­чие свя­зи пока­за­те­лей анке­ты и СЖО может дать допол­ни­тель­ную инфо­ма­цию о при­ро­де вли­я­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий на под­рост­ка. Забе­гая впе­ред, ска­жем, что наши пред­по­ло­же­ния под­твер­ди­лись, при срав­не­нии пока­за­те­лей анке­ты и теста выяв­ле­на зна­чи­мая кор­ре­ля­ци­он­ная связь(r=0.65, p<0.001).

Пред­по­ло­жив, что дея­тель­ность, опо­сре­до­ван­ная совре­мен­ны­ми инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, отра­жа­ет­ся в систе­ме моти­вов лич­но­сти, мы поста­ви­ли перед собой зада­чу адек­ват­но­го опи­са­ния этой систе­мы. Для это­го мы реши­ли вос­поль­зо­вать­ся мето­да­ми пси­хо­се­ман­ти­че­ско­го под­хо­да к иссле­до­ва­нию моти­ва­ции через иссле­до­ва­ние кате­го­ри­аль­ных струк­тур инди­ви­ду­аль­но­го созна­ния.

Исход­ным образ­цом для состав­ле­ния мето­ди­ки мы взя­ли иссле­до­ва­ние моти­ва­ци­он­ной сфе­ры лич­но­сти, про­ве­ден­ное В.Ф.Петренко; так­же исполь­зо­ва­лись реко­мен­да­ции к состав­ле­нию оце­ноч­ных реше­ток Дж. Кел­ли.

Мето­ди­ка была состав­ле­на таким обра­зом что­бы изу­чить моти­ва­цию в трех сфе­рах: обще­ние, ком­пью­тер­ная игра и ком­пью­тер. На осно­ва­нии дан­ных анке­ты и теста в изу­ча­е­мой выбор­ке были выде­ле­ны две под­вы­бор­ки: под­рост­ки с высо­ким индек­сом ком­пью­тер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­сти и под­рост­ки с низ­ким индек­сом ком­пью­тер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­сти.

Дан­ные, полу­чен­ные с помо­щью пси­хо­се­ман­ти­че­ских реше­ток были под­верг­ну­ты фак­тор­но­му ана­ли­зу цен­т­ро­ид­ным мето­дом. В каж­дой изу­ча­е­мой сфе­ре выде­ли­лось по три зна­чи­мых фак­то­ра, толь­ко в одном слу­чае их было четы­ре: в сфе­ре вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром в у испы­ту­е­мых с низ­кой ком­пью­тер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­стью, при­чем, все фак­то­ры ока­за­лись одно­по­люс­ны­ми.

Отсю­да мож­но сде­лать вывод о низ­кой диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­сти осо­зна­ва­е­мых моти­вов вза­и­мо­дей­ствия в систе­ме «чело­век-ком­пью­тер» у под­рост­ков этой груп­пы.

Рас­смот­рим раз­ли­чия, выде­лен­ные в моти­ва­ци­он­ной сфе­ре у под­рост­ков с высо­ким и низ­ким индек­сом ком­пью­тер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­сти.

Пер­вые такие раз­ли­чия мы наблю­да­ем в систе­ме моти­вов, пряв­ля­ю­щих­ся в обще­нии.

Если в груп­пе с высо­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью пер­вый фак­тор свя­зан с моти­ва­ми дости­же­ния (жела­ние сде­лать карье­ру, жела­ние само­со­вер­шен­ство­ва­ния), то в груп­пе с низ­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью пер­вый фак­тор свя­зан с моти­ва­ми, выра­жа­ю­щи­ми потреб­ность во вни­ма­нии, с жела­ни­ем утвер­дить­ся в гла­зах дру­гих.

Это мож­но пони­мать так, что ситу­а­ция обще­ния акту­а­ли­зи­ру­ет у пред­ста­ви­те­лей раз­ных групп раз­ные систе­мы моти­вов, если для пер­вых обще­ние — это в первую оче­редь воз­мож­ность раз­ви­тия, само­со­вер­шен­ство­ва­ния, то для вто­рых это воз­мож­ность при­влечь к себе вни­ма­ние, пока­зать себя; так­же раз­ни­цу осо­зна­ва­е­мых моти­вов в сфе­ре обще­ния мож­но объ­яс­нить тем, что в обо­их слу­ча­ях веду­щим моти­вом явля­ет­ся повы­ше­ние соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти в гла­зах окру­жа­ю­щих, но реа­ли­зу­ют­ся они раз­ны­ми спо­со­ба­ми: в пер­вом слу­чае мы видим направ­лен­ность в буду­щее, во вто­ром — удо­вле­тво­ре­ние сию­ми­нут­ных потреб­но­стей. В пер­вом слу­чае порож­да­ют­ся смыс­лы, выпол­ня­ю­щие такую функ­цию, как созда­ние пер­спек­ти­вы раз­ви­тия, во вто­ром слу­чае смысл ситу­а­тив­ный и этой функ­ции не выпол­ня­ет.

В обе­их груп­пах выде­лил­ся фак­тор, нагру­жен­ный таки­ми моти­ва­ми, как жела­ние отдох­нуть, отвлечь­ся. В груп­пе с высо­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью он на вто­ром месте, в груп­пе с низ­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью — на тре­тьем. Види­мо для пер­вой груп­пы ситу­а­ция обще­ния акту­а­ли­зи­ру­ет гедо­ни­сти­че­ские моти­вы в боль­шей сте­пе­ни, чем у вто­рой груп­пы. Во вто­рой груп­пе вто­рой фак­тор собрал такие моти­вы, как боязнь быть непо­ня­тым, любовь к дру­го­му, т. е. свя­зан­ные с потреб­но­стью аффи­ли­а­ции. В груп­пе с высо­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью такие моти­вы не выде­ли­лись.

Тре­тий фак­тор в груп­пе под­рост­ков с высо­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью вклю­ча­ет такие моти­вы, как эго­изм, нега­ти­визм, это может быть, свя­за­но с пере­жи­ва­ни­ем соб­ствен­ной цен­но­сти и может быть одним из эффек­тов сдви­га локу­са кон­тро­ля в интер­наль­ную область.

Срав­ним раз­ли­чия моти­ва­ции в инте­ре­су­ю­щей нас обла­сти вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром.

В груп­пе с высо­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью веду­щий фак­тор собрал такие моти­вы, как жела­ние само­утвер­дить­ся, стрем­ле­ние к зна­ни­ям. Инте­рес­но, что сюда же попал такой мотив, как под­ра­жа­ние, кото­рый, воз­мож­но, отра­жа­ет стрем­ле­ние иден­ти­фи­ци­ро­вать­ся с рефе­рент­ной груп­пой. В ситу­а­ции вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром у этой груп­пы акту­а­ли­зи­ру­ют­ся позна­ва­тель­ные моти­вы, моти­вы само­ре­а­ли­за­ции, потреб­ность быть с соци­у­мом.

В груп­пе с низ­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью веду­щий фак­тор собрал такие моти­вы как эго­изм, нега­ти­визм, боязнь нака­за­ния и, с отри­ца­тель­ной нагруз­кой, жела­ние общать­ся, стрем­ле­ние к зна­ни­ям. Веро­ят­но, в ситу­а­ции вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром пред­ста­ви­те­ли этой груп­пы видят в первую оче­редь уход от обще­ния, ори­ен­та­цию на соб­ствен­ные инте­ре­сы, отказ от позна­ния.

Вто­рой фак­тор в обе­их груп­пах собрал моти­вы при­вле­че­ния к себе вни­ма­ния.

Тре­тий фак­тор в груп­пе с высо­кой вовле­чен­но­стью собрал моти­вы, отра­жа­ю­щие ори­ен­ти­ро­ван­ность под­рост­ков на себя. Мож­но пред­по­ло­жить что в ситу­а­ции вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром акту­а­ли­зи­ру­ют­ся моти­вы, интер­пре­ти­ро­ван­ные нами «Я как цен­ность».

В груп­пе с низ­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью тре­тий фак­тор собрал моти­вы само­раз­ви­тия. Чет­вер­тый фак­тор в этой груп­пе отра­жа­ет гедо­ни­сти­че­ские моти­вы. Под­рост­ки этой груп­пы, видят в ком­пью­те­ре сред­ство отды­ха и раз­вле­че­ния.

По бло­ку «ком­пью­тер­ная игра» пер­вый фак­тор в обе­их груп­пах собрал оди­на­ко­вые моти­вы, ком­пью­тер­ная игра высту­па­ет как спо­соб при­вле­че­ния вни­ма­ния.

В обе­их груп­пах выде­лил­ся фак­тор, нагру­жен­ный моти­ва­ми аффи­ли­а­ции, но в груп­пе с высо­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью этот фак­тор име­ет боль­ший удель­ный вес и нахо­дить­ся на вто­ром месте, тогда как в груп­пе с низ­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью — на тре­тьем. В груп­пе с низ­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью вто­рой фак­тор собрал моти­вы ухо­да от обще­ния, цен­тра­ции на себе.

Тре­тий фак­тор в груп­пе с высо­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью вклю­ча­ет моти­вы отды­ха, раз­вле­че­ния, ско­рее все­го, ком­пью­тер­ная игра для этой груп­пы выпол­ня­ет раз­вле­ка­тель­ную функ­цию.

Сле­ду­ет отме­тить, что в раз­ных изу­ча­е­мых сфе­рах вза­и­мо­дей­ствия в каж­дой груп­пе выде­ли­лись сквоз­ные систе­мы моти­вов. Так, в груп­пе с высо­кой ком­пью­тер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­стью и в сфе­ре обще­ния, и в сфе­ре вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром наи­боль­ший удель­ный вес име­ют моти­вы дости­же­ния, в то вре­мя как в груп­пе с низ­кой ори­ен­ти­ро­ван­но­стью во всех сфе­рах выде­лил­ся блок моти­вов при­вле­че­ния вни­ма­ния, (эти моти­вы выде­ли­лись и в пер­вой груп­пе но при этом они не зани­ма­ли высо­ко­го поло­же­ния в иерар­хии).

Обоб­щая, мож­но ска­зать, что вза­и­мо­дей­ствие под­рост­ков с ком­пью­те­ром отра­жа­ет­ся на систе­ме моти­вов таким обра­зом: у под­рост­ков с высо­ким индек­сом ком­пью­тер­ной ори­ен­та­ции более высо­кая осмыс­лен­ность жиз­ни; Локус кон­тро­ля сдви­нут в интер­наль­ную область, пре­об­ла­да­ет моти­ва­ция дости­же­ния успе­ха; ори­ен­ти­ро­ван­ность на буду­щее; ими в боль­шей сте­пе­ни осо­зна­ют­ся моти­вы само­ре­а­ли­за­ции; для них харак­тер­на боль­шая сте­пень диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­сти осо­зна­ва­е­мых моти­вов в обла­сти вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром.

У под­рост­ков с низ­ким индек­сом ком­пью­тер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­сти отме­ча­ет­ся тен­ден­ция к малой осмыс­лен­но­сти жиз­ни; Локус кон­тро­ля чаще нахо­дит­ся в экс­тер­наль­ной обла­сти; пре­об­ла­да­ет моти­ва­ция избе­га­ния неуда­чи; мотив повы­ше­ния соб­ствен­ной оцен­ки в гла­зах окру­жа­ю­щих реа­ли­зу­ет­ся через при­вле­че­ние вни­ма­ния про­из­ве­ден­ным эффек­том; осо­зна­ва­е­мые моти­вы само­ре­а­ли­за­ции име­ют малую пред­став­лен­ность как в сфе­ре обще­ния, так и в сфе­ре вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром.

Дан­ные, полу­чен­ные с помо­щью фак­тор­но­го ана­ли­за, не дают воз­мож­но­сти уста­но­вить при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи, но поз­во­ля­ют при содер­жа­тель­ном ана­ли­зе уви­деть мир «гла­за­ми испы­ту­е­мо­го», рекон­стру­и­ро­вать опре­де­лен­ную кар­ти­ну мира как мик­ро­косм зна­че­ний и смыс­лов.

Об авторе

Ахмет­жан Алта­е­вич Сак­ба­ев — Кара­ган­дин­ский Госу­дар­ствен­ный Уни­вер­си­тет (2000). Тема диплом­ной рабо­ты: «Изу­че­ние осо­зна­ва­е­мой систе­мы моти­вов дея­тель­но­сти, опо­сре­до­ван­ной ком­пью­те­ром, у ком­пью­тер­но — ори­ен­ти­ро­ван­ных под­рост­ков».

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkgooglepluspinterest