Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой активности – начиная психической и кончая социально-психологической.
Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности.
Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Реально же не любая личность самовыражается в деятельности, т.к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности.
И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например посредством Интернета, который с одной стороны занимает всё более значимое место в жизнедеятельности людей, а с другой вызывает серьёзные опасения в связи с появлением феномена Интернет-зависимости или Интернет-аддикции.
Постановка проблемы, связанной с массовой коммуникацией опосредованной Интернетом, ведется за рубежом ещё с 80-х годов прошлого века, а в 90-х началась исследовательская деятельность и в отечественной психологической среде.
Доктор Айвен Голдберг - автор термина «Интернет-зависимость» (1996 г.), характеризует Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».
Голдберг предпочитал использовать термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use).
В настоящее время этот термин употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин «Интернет-зависимость» используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.
Изучая теоретические аспекты феномена Интернет-зависимости в работах многих исследователей данной проблемы, мы смогли выделить некоторые основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические симптомы.
К основным поведенческим характеристикам относятся:
- Нежелание прервать работу в Интернете на некоторое время;
- пренебрежение домашними делами, учебой или служебными обязанностями и собственным здоровьем;
- разрушение семьи, потеря круга общения из-за поглощенности Интернетом;
- недостаток физической активности;
Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для PCU.
К психологическим симптомам относятся:
- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
К физиологическим симптомам относятся:
- Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- Пренебрежение личной гигиеной.
К этому можно добавить часто встречающееся проявление крайнего раздражения на отвлекающие факторы «реальной жизни» в момент нахождения в киберпространстве.
Хочется отметить, что для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета - явление основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы в Интернете.
Изучая данный феномен, мы предположили, что у большинства пользователей сети Интернет наблюдается повышенный уровень социальной фрустрированности; ряд конституционных факторов, выделенных Р. Кеттеллом, имеют максимальную выраженность; а так же, личностные особенности аддиктов могут отличаться от личностных особенностей людей, не склонных к аддикции.
В исследовании, проведенном нами, выборку составили 20 человек в возрасте от 18 до 36 лет, средний возраст 26 лет, 65% женщин и 35% мужчин, все с образованием высшим и неоконченным высшим, городские жители, в большинстве холостые и незамужние (60%), у 25% есть дети.
40% опрошенных имеют стаж работы в Интернете от полугода до трех лет, 60% - от трех и более. 60% респондентов посещают Интернет от 5 до 10 часов в неделю, 35% бывают в Интернете от 20 до 30 часов в неделю, 5% бывает в Интернете более 40 часов в неделю.
Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 10% испытуемых пониженный уровень социальной фрустрированности, у 25% - неопределенный, 40% имеют умеренный уровень, 20% - повышенный и у 5% очень высокий уровень фрустрированности, т.е. большая часть испытуемых относится к группе риска людей, имеющих психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей.
По методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла нами были выявлены преобладающие максимальные показатели по группе факторов: при высокой интеллектуальности, смелости, аналитичности и хорошей информированности, общительности, артистичности, находчивости и групповой независимости у респондентов наблюдаются неуступчивость и самоуверенность, конфликтность и своенравность, эгоцентричность и ревнивость, высокая тревожность, сензитивность, агрессивность.
Проанализировав полученные данные, можно сказать, что респонденты - пользователи Интернета – это люди обладающие высоким интеллектом и умеющие его использовать в достижении своих целей.
Собранность и сообразительность, абстрактность мышления и интеллектуальная приспособляемость дают им возможность вливаться в виртуальные сообщества и управлять ситуацией со стремлением к доминированию.
Самодостаточность и высокое самомнение проявляются нередко в грубости и агрессивной враждебности. Наблюдается высокая тревожность.
На следующем этапе нашего исследования, применив методику выявления Интернет-аддикции - шкала «Интернет-зависимость» из опросника «Поведение в Интернете», разработанного А. Е. Жичкиной мы выявили, что: 40% принявших участие в исследовании не имеют склонности к аддикции, 55% склонны к зависимости и 5% явно зависимы от Интернета.
Из полученных данных, можно увидеть, что большой процент (65%) пользователей подвержены состоянию фрустрации (отметим, что чаще всего реакцией на состояние фрустрации является возникновением внутренней тенденции к агрессивности, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффект) и при высоких показателях интеллектуальности и общительности имеются максимальные значения по факторам самоуверенность, конфликтность, агрессивность.
Для таких людей, анонимность и условно безграничные возможности Интернета являются той средой, в которой они могут себя чувствовать свободнее и независимее, где состояние фрустрированности пропадает, но при выходе из Интернета вновь возникает, что и подтверждают данные полученные с помощью методики выявления Интернет-аддикции (60%), со всеми вытекающими психологическими и физическими симптомами, отмеченными нами выше.
В дальнейшем мы, основываясь на результатах полученных с помощью методики выявления Интернет-аддикции А. Е Жичкиной, разделили испытуемых на две группы, а именно на группу склонных к зависимости, куда попали также и склонные, и группу не склонных к аддикции пользователей.
Сравнив показания в группах, учитывая данные выявленные по методике Кеттела, можно заметить, что склонность к зависимости основывается на ряде конституционных личностных факторах, которые у первой группы более выражены: непринужденность, работоспособность, стремление к доминированию, упрямство, неуступчивость, независимость, общительность, импульсивность, эгоцентричность, неуверенность в себе, себялюбие, высокая тревожность, хрупкая эмоциональность и другие.
Имея в своем багаже такие факторы, люди ищут общения, потребность в общении у них очень сильно выражена. Но в реальном мире, из-за тревожности и неуверенности в себе, им труднее устанавливать и поддерживать социальные контакты, а, учитывая возможности Интернета для коммуникаций, они могут, как свободно перейти к общению, так и свободно его прекратить.
Многие исследователи психологии Интернета отмечают также, что анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.
Изучение индивидуально-психологических особенностей людей склонных к Интернет-зависимости позволяет на предварительных этапах исследования сделать предположение, что большая часть из них испытывает определенный психологический дискомфорт в реальной жизни.
Например, наличие высокой тревожности обуславливает склонность к Интернет-зависимости более 50% пользователей сети.
Сам феномен Интернет-аддикции постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения, в том числе методами психологического исследования, поскольку за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.
В дальнейшем мы будем и далее разрабатывать тему психологии Интернета, изучая индивидуально-психологические особенности пользователей, так как считаем, что причины склонности к зависимости и возможной Интернет-аддикции кроятся не в Интернете, а в самой личности для использования в профилактической и коррекционной работе психологических служб.
Об авторе
Астафьев Владимир Александрович — Донецкий Институт Рынка и Социальной политики, факультет социальной политики, кафедра социальной психологии. Сфера научных интересов - проблемы психологии интернет-пользователей.
Смотрите также:
- Абдрахманова Э.В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости
- Алексенко Н.Н. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве
- Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема
- Пахомова Т.В. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости