Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении

Ш

Введение

С появ­ле­ни­ем и все более актив­ным исполь­зо­ва­ни­ем меж­ду­на­род­ной ком­пью­тер­ной сети Интер­нет воз­ник новый пред­мет гума­ни­тар­ных и в част­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний - так назы­ва­е­мая Интер­нет-сре­да. Под этим тер­ми­ном пони­ма­ет­ся осо­бый эле­мент инфор­ма­ци­он­ной сре­ды, в рам­ках кото­ро­го осу­ществ­ля­ют­ся спе­ци­фи­че­ские фор­мы чело­ве­че­ско­го пове­де­ния. Тако­го рода «сре­до­вое» пове­де­ние не огра­ни­чи­ва­ет­ся поис­ком, обра­бот­кой и пере­да­чей инфор­ма­ции, при­об­ре­те­ни­ем и транс­ля­ци­ей зна­ний. В «кибер­про­стран­стве» как эле­мен­те инфор­ма­ци­он­ной сре­ды осу­ществ­ля­ет­ся целый кон­гло­ме­рат чело­ве­че­ских дея­тель­но­стей, осно­ву кото­рых состав­ля­ют позна­ва­тель­ная, игро­вая и ком­му­ни­ка­тив­ная дея­тель­ность [1].

В посвя­щен­ных Интер­не­ту и WWW тру­дах пред­ста­ви­те­лей гума­ни­тар­ных наук миро­вая инфор­ма­ци­он­ная сеть пред­став­ля­ет­ся в первую оче­редь как некая «соци­аль­ная вир­ту­аль­ная реаль­ность», осно­ву кото­рой сози­да­ет сооб­ще­ство поль­зо­ва­те­лей, актив­но дей­ству­ю­щих в новой сре­де. Иссле­ду­ют­ся явле­ния, свя­зан­ные с обще­ни­ем и вза­и­мо­дей­стви­ем поль­зо­ва­те­лей в сети; прин­ци­пы само­вы­ра­же­ния лич­но­сти и изме­не­ния «сете­вой» иден­тич­но­сти; зако­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и харак­те­ри­сти­ки функ­ци­о­ни­ро­ва­ния скла­ды­ва­ю­щих­ся вир­ту­аль­ных общ­но­стей; веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния «нар­ко­ти­че­ско­го» типа зави­си­мо­сти от Интер­не­та (т.н. Интер­нет-аддик­ции) и спо­со­бы тера­пии «аддик­тов»; сте­рео­ти­пы созда­ния и вос­при­я­тия соци­аль­ных объ­ек­тов в «кибер­про­стран­стве»; стра­те­гии осу­ществ­ле­ния позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти в усло­ви­ях опе­ри­ро­ва­ния гипер­тек­сто­вы­ми струк­ту­ра­ми; пер­спек­ти­вы пере­но­са в реаль­ную дея­тель­ность при­об­ре­тен­ных в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти навы­ков и уме­ний и т. д. и т. п.

Интер­нет при­вле­ка­ет вни­ма­ние пси­хо­ло­гов не толь­ко как сре­да, порож­да­ю­щая уни­каль­ные пси­хо­ло­ги­че­ские явле­ния, тре­бу­ю­щие отдель­но­го науч­но­го изу­че­ния, но и как инстру­мент для быст­ро­го и каче­ствен­но­го про­ве­де­ния раз­но­об­раз­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний [2].

Тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти миро­вой инфор­ма­ци­он­ной сети зада­ют усло­вия, ранее не доступ­ные и не суще­ство­вав­шие в сфе­ре чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, кото­рые опре­де­ля­ют неко­то­рую спе­ци­фич­ность дея­тель­но­сти и обще­ния поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Интер­нет как уни­каль­ная по задан­ным в ней усло­ви­ям и воз­мож­но­стям сре­да поз­во­ля­ет нам иссле­до­вать пси­хи­че­ские явле­ния, кото­рые не были акту­а­ли­зи­ро­ва­ны или столь доступ­ны эмпи­ри­че­ско­му изу­че­нию в иной сре­де дея­тель­но­сти и взаимодействия.

Одним из таких явле­ний мож­но счи­тать раз­но­об­ра­зие, дина­мич­ность само­пре­зен­та­ций лич­но­сти в раз­лич­ных усло­ви­ях и ситу­а­ци­ях обще­ния. Под само­пре­зен­та­ци­ей (или само­предъ­яв­ле­ни­ем) пони­ма­ет­ся созна­тель­ная управ­ля­е­мая пере­да­ча собе­сед­ни­ку некой инфор­ма­ции о себе. При этом исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные стра­те­гии и так­ти­ки с целью про­из­ве­сти опре­де­лен­ное впе­чат­ле­ние на окру­жа­ю­щих [3].

Иссле­до­ва­те­ли Интер­не­та не раз отме­ча­ли такие осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния «вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти» как ее потен­ци­аль­ная и акту­аль­ная мно­же­ствен­ность, про­дук­том кото­рой явля­ют­ся мно­го­об­раз­ные само­пре­зен­та­ции лич­но­сти в усло­ви­ях Интер­нет-обще­ния. Широ­кие воз­мож­но­сти управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем о себе в Интер­нет-сре­де по срав­не­нию с само­пре­зен­та­ци­ей в реаль­ном соци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии обу­слов­ле­ны неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми ком­му­ни­ка­ции поль­зо­ва­те­лей миро­вой сети.

Эти осо­бен­но­сти не раз отме­ча­лись иссле­до­ва­те­ля­ми в рабо­тах, посвя­щен­ных пси­хо­ло­гии Интернет-общения.

В не «вир­ту­аль­ном» соци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии чело­век более огра­ни­чен в воз­мож­но­стях управ­ле­ния инфор­ма­ци­ей о себе рам­ка­ми реаль­но вос­при­ни­ма­е­мо­го собе­сед­ни­ком пола, внеш­но­сти, при­зна­ков соци­аль­но­го ста­ту­са, про­фес­сии, наци­о­наль­но­сти, воз­рас­та. В Интер­не­те же, по сло­вам самих поль­зо­ва­те­лей, «все зави­сит от тво­е­го уме­ния быть раз­ным, и от жела­ния быть таковым».

Дей­стви­тель­но, само нали­чие воз­мож­но­сти для «игр с иден­тич­но­стя­ми», для изме­не­ния обра­зов само­пре­зен­та­ции еще не вынуж­да­ет всех поль­зо­ва­те­лей созда­вать «вир­ту­аль­ные лич­но­сти». Как пока­зал опрос поль­зо­ва­те­лей сети (муж­чи­ны и жен­щи­ны в воз­расте 25-35 лет), 37 % не созда­ют в Интер­не­те новые пре­зен­та­тив­ные обра­зы, не смот­ря на то, что в сре­де интер­нет­чи­ков это явля­ет­ся при­ни­ма­е­мым и, в неко­то­ром роде, одобряемым.

Таким обра­зом, невоз­мож­но рас­смат­ри­вать явле­ние мно­же­ствен­но­сти, дина­мич­но­сти само­пре­зен­та­ций в Интер­нет-обще­нии как исклю­чи­тель­но внешне детер­ми­ни­ро­ван­ное, напря­мую обу­слов­лен­ное ситу­а­ци­он­ны­ми факторами.

Сле­дуя прин­ци­пу детер­ми­низ­ма лич­но­сти и дея­тель­но­сти С.Л.Рубинштейна, кото­рый утвер­жда­ет вза­и­мо­вли­я­ние, вза­и­мо­дей­ствие внеш­них и внут­рен­них детер­ми­нант, при реше­нии про­бле­мы дина­мич­но­сти само­пре­зен­та­ции необ­хо­ди­мо учи­ты­вать не толь­ко ситу­а­цию обще­ния, но и инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ные осо­бен­но­сти участ­ни­ков обще­ния. С.Л.Рубинштейн отме­ча­ет, что спе­ци­фи­ка чело­ве­че­ско­го спо­со­ба суще­ство­ва­ния опре­де­ля­ет­ся мерой соот­но­ше­ния само­опре­де­ле­ния чело­ве­ка и зави­си­мо­стей его от того, что вне чело­ве­ка, явля­ет­ся по отно­ше­нию к нему иным [4].

Задачи исследования

В резуль­та­те выбо­ра дина­мич­но­сти само­пре­зен­та­ции в Интер­нет-обще­нии как объ­ек­та иссле­до­ва­ния наме­ти­лись наи­бо­лее важ­ные вопро­сы и про­бле­мы, свя­зан­ные с фак­то­ра­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми сте­пень подвиж­но­сти и раз­но­об­ра­зия предъ­яв­ля­е­мой поль­зо­ва­те­ля­ми инфор­ма­ции о себе. В каче­стве основ­ных вопро­сов были рас­смот­ре­ны следующие:

  1. Какие осо­бен­но­сти и усло­вия ком­му­ни­ка­ции посред­ством Интер­не­та могут являть­ся детер­ми­ни­ру­ю­щи­ми отно­си­тель­но воз­мож­но­сти более сво­бод­но­го кон­стру­и­ро­ва­ния обра­зов само­пре­зен­та­ции, управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем о себе, чем в «реаль­ном» непо­сред­ствен­ном общении?
  2. Какие инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ные осо­бен­но­сти могут опре­де­лять выбор той или иной стра­те­гии пове­де­ния в рам­ках само­пре­зен­та­ции в опо­сре­до­ван­ном ано­ним­ном общении?
  3. Како­вы внут­рен­ние детер­ми­нан­ты, фак­то­ры сте­пе­ни дина­мич­но­сти, то есть раз­но­об­ра­зия, обра­зов само­пре­зен­та­ций поль­зо­ва­те­ля миро­вой сети в раз­лич­ных ком­му­ни­ка­тив­ных ситу­а­ци­ях в пре­де­лах «вир­ту­аль­но­го соци­аль­но­го пространства»?

Схема исследования

Иссле­до­ва­ние состо­я­ло из несколь­ких эта­пов. На пер­вом эта­пе в резуль­та­те наблю­де­ния, бесед с поль­зо­ва­те­ля­ми Интер­не­та как сред­ства обще­ния, откры­то­го опро­са были выде­ле­ны и обоб­ще­ны харак­тер­ные осо­бен­но­сти Интер­нет-ком­му­ни­ка­ции, отли­ча­ю­щие ее от дру­гих форм обще­ния. При этом осо­бое зна­че­ние при­да­ва­лось тем харак­те­ри­сти­кам, кото­рые могут обу­сло­вить воз­мож­ность изме­не­ния, раз­но­об­ра­зия само­пре­зен­та­ций. В состав­ле­нии спис­ка подоб­ных ситу­а­тив­ных, внеш­них осо­бен­но­стей были исполь­зо­ва­ны и мате­ри­а­лы, изло­жен­ные дру­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми в рабо­тах по Интер­нет-ком­му­ни­ка­ции и дру­гим видам опо­сре­до­ван­но­го обще­ния. Так­же на пер­вом эта­пе про­из­во­дил­ся под­бор дан­ных и кри­те­ри­ев для состав­ле­ния опрос­ни­ка, кото­рый поз­во­лил бы оце­нить сте­пень, уро­вень дина­мич­но­сти само­пре­зен­та­ций в сете­вом обще­нии. При их выбо­ре пред­по­ла­га­лось, что субъ­ект может отно­си­тель­но адек­ват­но оце­нить свои дей­ствия в про­цес­се само­пре­зен­та­ции как созна­тель­но­го управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем о себе.

Целью вто­ро­го эта­па было состав­ле­ние пред­ва­ри­тель­ной клас­си­фи­ка­ции харак­тер­ных для поль­зо­ва­те­лей сети стра­те­гий пове­де­ния в обще­нии. Эмпи­ри­че­скую осно­ву для клас­си­фи­ка­ции соста­ви­ли про­ве­ден­ные нами интер­вью и бесе­ды с поль­зо­ва­те­ля­ми. Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ли­ли пред­по­ло­жить что, веро­ят­но, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие при­чи­ны отка­за от мно­же­ствен­но­сти раз­лич­ных обра­зов самопрезентации:

  • Неуме­ние созда­вать и функ­ци­о­ни­ро­вать в обра­зе, отлич­ном от при­выч­но­го, огра­ни­чен­ные роле­вые стереотипы.
  • Уме­ние, но неже­ла­ние или отсут­ствие потреб­но­сти в про­ду­ци­ро­ва­нии новых обра­зов самопрезентаций.

Про­бле­ма моти­ва­ции выбо­ра той или иной стра­те­гии само­пре­зен­та­ции в дан­ном слу­чае оста­ет­ся акту­аль­ной, но не явля­лась объ­ек­том дан­но­го исследования.

Таким обра­зом, мы посчи­та­ли воз­мож­ным опре­де­лить сле­ду­ю­щие пред­по­ла­га­е­мые груп­пы испытуемых:

  1. поль­зо­ва­те­ли, не обла­да­ю­щие подвиж­но­стью, дина­мич­но­стью само­пре­зен­та­ций в интернет-общении;
  2. поль­зо­ва­те­ли, акту­аль­но обла­да­ю­щие дина­мич­но­стью самопрезентаций;
  3. поль­зо­ва­те­ли, потен­ци­аль­но обла­да­ю­щие дина­мич­но­стью само­пре­зен­та­ций как воз­мож­ной стра­те­ги­ей пове­де­ния в интер­нет-обще­нии, но акту­аль­но не про­яв­ля­ю­щие ее.

На тре­тьем эта­пе с уче­том пред­по­ла­га­е­мых групп поль­зо­ва­те­лей фор­му­ли­ро­ва­лись вопро­сы, направ­лен­ные на выяв­ле­ние сте­пе­ни при­част­но­сти испы­ту­е­мых к той или иной груп­пе. На осно­ва­нии этих вопро­сов был состав­лен опрос­ник. Впо­след­ствии он был под­верг­нут экс­перт­ной оцен­ке и кор­рек­ти­ров­ке груп­пой поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та, кото­рым было пред­ло­же­но отве­тить на него и про­ком­мен­ти­ро­вать содер­жа­ние вопросов.

На чет­вер­том эта­пе раз­ра­ба­ты­ва­лась схе­ма про­ве­де­ния эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния, про­во­дил­ся под­бор допол­ни­тель­ных мето­дик, опре­де­ля­лись прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния выбор­ки респондентов.

Груп­па выбор­ки соста­ви­ла 50 чело­век, муж­чин и жен­щин в воз­расте 25 - 35 лет, с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем и доста­точ­ным «ста­жем» обще­ния в Интер­не­те. Подоб­ные кри­те­рии были выде­ле­ны с целью избе­жать вли­я­ния фено­ме­на юно­ше­ско­го «кри­зи­са иден­тич­но­сти» и фено­ме­на пер­во­на­чаль­ной увле­чен­но­сти воз­мож­но­стя­ми Интер­нет-обще­ния толь­ко что вклю­чив­ши­ми­ся в него поль­зо­ва­те­ля­ми. Неболь­шое чис­ло выбор­ки свя­за­но с зада­чей про­ве­де­ния пред­ва­ри­тель­но­го поис­ко­во­го иссле­до­ва­ния. Уча­стие в иссле­до­ва­нии было доб­ро­воль­ным. Выбор­ка фор­ми­ро­ва­лась путем слу­чай­но­го выбо­ра поль­зо­ва­те­лей Интер­нет-при­ло­же­ний, слу­жа­щих для опо­сре­до­ван­но­го обще­ния (ICQ, Chat).

В каче­стве допол­ни­тель­ных диа­гно­сти­че­ских мето­дик были исполь­зо­ва­ны мето­ди­ка ИТО (автор Л.Н.Собчик) [5] и САМОАЛ (адап­ти­ро­ван­ный опрос­ник Шострем) [6]. Мето­ди­ка ИТО пред­став­ля­ет собой инди­ви­ду­аль­но-типо­ло­ги­че­ский опрос­ник, кото­рый поз­во­ля­ет опре­де­лить веду­щие тен­ден­ции и базис­ные свой­ства лич­но­сти. Опрос­ник САМОАЛ направ­лен на изме­ре­ние уров­ня само­ак­ту­а­ли­за­ции, а так­же на изме­ре­ние неко­то­рых качеств, при­су­щих само­ак­ту­а­ли­зи­ро­ван­но­му чело­ве­ку (таких как ауто­сим­па­тия, спон­тан­ность, гиб­кость в обще­нии и т.д.)

Результаты

Особенности Интернет-общения как коммуникативной ситуации процесса самопрезентации.

Мы посчи­та­ли необ­хо­ди­мым обоб­щить, и еще раз обо­зна­чить спе­ци­фи­че­ские усло­вия вза­и­мо­дей­ствия и вос­при­я­тия чело­ве­ка чело­ве­ком в ситу­а­ции уда­лен­но­го обще­ния, опо­сре­до­ван­но­го миро­вой инфор­ма­ци­он­ной сетью.

Итак, под­во­дя итог неко­то­рым раз­мыш­ле­ни­ям дру­гих иссле­до­ва­те­лей и соб­ствен­ным дан­ным, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие харак­те­ри­сти­ки Интернет-общения:
1.Анонимность. Несмот­ря на то, что ино­гда поль­зо­ва­тель име­ет воз­мож­ность полу­чить неко­то­рую инфор­ма­цию анкет­но­го харак­те­ра и даже фото­гра­фию собе­сед­ни­ка, эти дан­ные, тем не менее, не толь­ко недо­ста­точ­ны для более или менее адек­ват­но­го вос­при­я­тия адре­са­та, но вооб­ще не могут быть вос­при­ня­ты как обла­да­ю­щие той или иной мерой истин­но­сти, так как зача­стую наблю­да­ет­ся сокры­тие или пре­зен­та­ция лож­ных све­де­ний. Вслед­ствие подоб­ной ано­ним­но­сти и без­на­ка­зан­но­сти в сети про­яв­ля­ет­ся и дру­гая осо­бен­ность, свя­зан­ная со сни­же­ни­ем пси­хо­ло­ги­че­ско­го и соци­аль­но­го рис­ка в про­цес­се обще­ния, отсут­стви­ем внеш­ней невер­баль­ной оцен­ки - аффек­тив­ная рас­кре­по­щен­ность, ненор­ма­тив­ность пове­де­ния и неко­то­рая «без­от­вет­ствен­ность» участ­ни­ков обще­ния. Чело­век в сети может про­яв­лять и про­яв­ля­ет боль­шую сво­бо­ду выска­зы­ва­ний и поступ­ков (вплоть до оскорб­ле­ний, нецен­зур­ных выра­же­ний, сек­су­аль­ных домо­га­тельств), так как риск раз­об­ла­че­ния и лич­ной отри­ца­тель­ной оцен­ки окру­жа­ю­щи­ми минимален.

2.Добровольность и жела­тель­ность кон­так­тов. Поль­зо­ва­тель доб­ро­воль­но завя­зы­ва­ет кон­так­ты или ухо­дит от них, а так­же может пре­рвать их в любой момент. Воз­мож­ность управ­ле­ния меди­а­то­ром при­во­дит к прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти управ­ле­ния кана­лом пере­да­чи сооб­ще­ния и, след­ствен­но, обрат­ной свя­зью посред­ством изме­не­ния состо­я­ний меди­а­то­ра. Поль­зо­ва­тель так­же обла­да­ет неогра­ни­чен­ным чис­лом выбо­ров сре­ди потен­ци­аль­ных ком­му­ни­кан­тов, воз­мож­но­стью одно­вре­мен­но­го изо­ли­ро­ван­но­го обще­ния с несколь­ки­ми адресатами.

3.Отсутствие пара­линг­ви­сти­че­ских, невер­баль­ных ком­по­нен­тов обще­ния. Интер­нет-обще­ние, по содер­жа­нию явля­ясь лич­ным и неофи­ци­аль­ным, огра­ни­че­но по фор­ме пере­да­чи инфор­ма­ции (толь­ко в виде печат­но­го тек­ста). Эта осо­бен­ность зада­ет вари­а­тив­ность и наи­боль­шую субъ­ек­тив­ность интер­пре­та­ций выска­зы­ва­ний собеседника.

4.Затрудненность пере­да­чи и вос­при­я­тия аффек­тив­но­го ком­по­нен­та обще­ния и, в то же вре­мя, стой­кое стрем­ле­ние к эмо­ци­о­наль­но­му напол­не­нию тек­ста, кото­рое выра­жа­ет­ся в созда­нии спе­ци­аль­ных кон­вен­ци­о­наль­ных знач­ков для обо­зна­че­ния эмо­ций или в опи­са­нии эмо­ций сло­ва­ми (в скоб­ках, после основ­но­го тек­ста послания).

5.Своеобразие про­те­ка­ния про­цес­сов меж­лич­ност­но­го вос­при­я­тия в усло­ви­ях отсут­ствия невер­баль­ной инфор­ма­ции. С одной сто­ро­ны, отсут­стви­ем непо­сред­ствен­но­го вос­при­я­тия собе­сед­ни­ка и инфор­ма­ции о его ста­ту­се сти­ра­ет­ся вли­я­ние про­цес­сов сте­рео­ти­пи­за­ции. С дру­гой сто­ро­ны, пред­став­ле­ние о собе­сед­ни­ке скла­ды­ва­ет­ся под вли­я­ни­ем уста­нов­ки на собе­сед­ни­ка как ожи­да­ния и при­пи­сы­ва­ния жела­е­мых качеств в парт­не­ре, то есть неко­то­рой «импли­цит­ной тео­рии лич­но­сти», а так­же меха­низ­мов «эффек­та инер­ци­он­но­сти» (как тен­ден­ции к сохра­не­нию одна­жды создан­но­го пред­став­ле­ния о чело­ве­ке) и «эффек­та после­до­ва­тель­но­сти», то есть вли­я­ния на вос­при­я­тие после­до­ва­тель­но­сти полу­че­ния све­де­ний о чело­ве­ке. Суж­де­ние о дру­гом чело­ве­ке может скла­ды­вать­ся и по ана­ло­гии с собой - как бес­со­зна­тель­ный пере­нос на дру­гих соб­ствен­ных свойств, мыс­лей или переживаний.

6.Снятие жест­ких соци­аль­ных кон­вен­ций, гра­ниц куль­тур.Усло­вия нестро­гой соот­не­сен­но­сти ком­му­ни­кан­тов с той или иной воз­раст­ной, поло­вой, соци­аль­ной, про­фес­си­о­наль­ной груп­пой спо­соб­ству­ют сти­ра­нию гра­ниц и форм кон­вен­ци­о­наль­но­го соци­аль­но­го пове­де­ния и обще­ния. Интер­нет-про­стран­ство в силу сво­ей все­мир­ной пред­став­лен­но­сти явля­ет­ся поли­куль­тур­ным, в обще­нии могут при­ни­мать уча­стие пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных этни­че­ских и соци­аль­ных культур.

Все выше­пе­ре­чис­лен­ные осо­бен­но­сти Интер­нет-обще­ния созда­ют усло­вия и воз­мож­но­сти для раз­но­об­ра­зия само­пре­зен­та­ций, «мно­го­ли­ко­сти» поль­зо­ва­те­лей в сети. В реаль­ном соци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии чело­век более огра­ни­чен в воз­мож­но­стях управ­ле­ния инфор­ма­ци­ей о себе рам­ка­ми реаль­но вос­при­ни­ма­е­мо­го собе­сед­ни­ком пола, внеш­но­сти, при­зна­ков соци­аль­но­го ста­ту­са, про­фес­сии, наци­о­наль­но­сти, воз­рас­та. В Интер­не­те же, по сло­вам самих поль­зо­ва­те­лей, «все зави­сит от тво­е­го уме­ния быть раз­ным, и от жела­ния быть таковым».

Индивидуально-личностные особенности коммуникантов как факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении.

В резуль­та­те про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния и даль­ней­шей ста­ти­сти­че­ской обра­бот­ки дан­ных были полу­че­ны сле­ду­ю­щие зна­чи­мые показатели:

  1. Устой­чи­вость, низ­кая дина­мич­ность само­пре­зен­та­ций в Интер­нет-обще­нии зна­чи­мо поло­жи­тель­но свя­за­на с ригид­но­стью (r = 0,643), а так­же име­ет поло­жи­тель­ную кор­ре­ля­цию с таки­ми осо­бен­но­стя­ми как лидер­ство (свой­ство, в нор­ме про­яв­ля­ю­ще­е­ся как само­сто­я­тель­ность и стрем­ле­ние быть веду­щим, а не ведо­мым, но при более высо­ких пока­за­те­лях спо­соб­ное пере­хо­дить в само­уве­рен­ность и неспо­соб­ность соблю­дать суб­ор­ди­на­цию в отно­ше­ни­ях) и спон­тан­ность. Спон­тан­ность пони­ма­ет­ся в дан­ном слу­чае как рас­ко­ван­ное само­утвер­жде­ние, насту­па­тель­ность, стрем­ле­ние к лиди­ро­ва­нию. Кор­ре­ля­ция меж­ду кри­те­ри­ем «лидер­ство» и устой­чи­во­стью само­пре­зен­та­ций соста­ви­ла r = 0,4482, с кри­те­ри­ем «спон­тан­ность» r = 0,521.
  2. Акту­аль­ная дина­мич­ность само­пре­зен­та­ций более при­су­ща поль­зо­ва­те­лям с низ­ким уров­нем ригид­но­сти (r = - 0,696) При этом они обла­да­ют отно­си­тель­но высо­кой сте­пе­нью ауто­сим­па­тии, то есть уве­рен­но­стью в себе, низ­кой тре­вож­но­стью и хоро­шо осо­зна­ва­е­мой пози­тив­ной Я-кон­цеп­ци­ей, слу­жа­щей источ­ни­ком устой­чи­вой адек­ват­ной само­оцен­ки. Такие люди не боят­ся быть раз­ны­ми в раз­ных ситу­а­ци­ях, откры­ты ново­му опы­ту в позна­нии себя и рас­ши­ре­нии роле­во­го репер­ту­а­ра. Ауто­сим­па­тия явля­ет­ся одним из пока­за­те­лей пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и цель­но­сти лич­но­сти в пони­ма­нии гума­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии (коэф­фи­ци­ент кор­ре­ля­ции меж­ду ауто­сим­па­ти­ей и дина­мич­но­стью само­пре­зен­та­ций r = 0,5686). Этой груп­пе поль­зо­ва­те­лей так­же при­сущ низ­кий «инди­ви­ду­а­лизм», кото­рый обыч­но про­яв­ля­ет­ся устой­чи­во­стью соб­ствен­но­го, вре­ме­на­ми доста­точ­но само­быт­но­го и субъ­ек­тив­но­го мне­ния (r = - 0,598).
  3. Пред­по­ло­же­ние о том, что кри­те­рий экс­тра­вер­сия-интро­вер­сия будет зна­чи­мо опре­де­лять сте­пень дина­мич­но­сти само­пре­зен­та­ций, не под­твер­жда­ет­ся. Наблю­да­ет­ся лишь некая тен­ден­ция к пози­тив­ной свя­зи кри­те­рия «дина­мич­ность» с экс­тра­вер­си­ей, и отри­ца­тель­ной с интра­вер­си­ей, кото­рая не может счи­тать­ся значимой.
  4. Поль­зо­ва­те­ли, при­зна­ю­щие для себя потен­ци­аль­ную воз­мож­ность про­ду­ци­ро­ва­ния раз­лич­ных обра­зов само­пре­зен­та­ции в усло­ви­ях Интер­нет-обще­ния, но не исполь­зу­ю­щие подоб­ные стра­те­гии пове­де­ния, демон­стри­ру­ют тен­ден­ции к низ­ким пока­за­те­лям лидер­ства, экс­тра­вер­сии (коэф­фи­ци­ент кор­ре­ля­ции со шка­лой «лидер­ство» r = - 0,5354, со шка­лой «экс­тра­вер­сия» - r = - 0,4955). Это объ­яс­ня­ет­ся веро­ят­ным отсут­стви­ем стрем­ле­ния к заня­тию жиз­нен­но­го про­стран­ства, к актив­но­му вли­я­нию на внеш­нюю ситу­а­цию, к про­яв­ле­нию себя вовне. Так­же наблю­да­ет­ся тен­ден­ция к более низ­ко­му уров­ню ауто­сим­па­тии и авто­ном­но­сти, чем у груп­пы поль­зо­ва­те­лей, актив­но про­ду­ци­ру­ю­щих раз­лич­ные обра­зы само­пре­зен­та­ций. пока­за­тель потен­ци­аль­ной дина­мич­но­сти само­пре­зен­та­ций зна­чи­мо отри­ца­тель­но кор­ре­ли­ру­ет и со шка­лой «спон­тан­ность» опрос­ни­ка САМОАЛ (r = - 0,5992).

Обсуждение результатов

В резуль­та­те иссле­до­ва­ния выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие зави­си­мо­сти меж­ду стра­те­ги­я­ми управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем о себе и инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми участ­ни­ков Интернет-общения:

1. Низ­кая дина­мич­ность само­пре­зен­та­ций опре­де­лен­ной груп­пы поль­зо­ва­те­лей свя­за­на с ригид­но­стью, то есть инерт­но­стью уста­но­вок. Это при­во­дит к невоз­мож­но­сти или затруд­нен­но­сти сме­ны устой­чи­вых пред­став­ле­ний о себе и усво­ен­ных ролей, сте­рео­тип­ных обра­зов самопрезентации.

2. Упор­ное неже­ла­ние изме­нять инфор­ма­цию о себе в раз­но­об­раз­ных ситу­а­ци­ях обще­ния может быть свя­за­но с таки­ми инди­ви­ду­аль­но-типо­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми как лидер­ство, спон­тан­ность (по ИТО) и агрес­сив­ность. Боль­шие пока­за­те­ли по ука­зан­ным шка­лам харак­тер­ны для субъ­ек­тов, склон­ных не адап­ти­ро­вать­ся к внеш­ним усло­ви­ям, а изме­нять, управ­лять ситу­а­ци­ей. Эта склон­ность, веро­ят­но, про­яв­ля­ет­ся и в ситу­а­ции Интернет-общения.

3. Поль­зо­ва­те­ли, акту­аль­но меня­ю­щие обра­зы само­пре­зен­та­ций в обще­нии, обла­да­ют низ­кой ригид­но­стью, тре­вож­но­стью и инди­ви­ду­а­лиз­мом. Они доста­точ­но подвиж­ны в фор­ми­ро­ва­нии уста­но­вок на себя и собе­сед­ни­ка, лег­ко вос­при­им­чи­вы и откры­ты к ново­му опы­ту, не испы­ты­ва­ют излиш­них стра­хов и опа­се­ний. Эта груп­па поль­зо­ва­те­лей обла­да­ет так­же высо­кой сте­пе­нью ауто­сим­па­тии, что поз­во­ля­ет гово­рить о высо­кой сте­пе­ни при­ня­тия себя и сво­е­го опы­та, пози­тив­но­го отно­ше­ния к сво­ей дея­тель­но­сти и стра­те­гий обще­ния. При этом они не обла­да­ют высо­ки­ми пока­за­те­ля­ми инди­ви­ду­а­лиз­ма, то есть не все­гда спо­соб­ны иметь соб­ствен­ное само­быт­ное мне­ние или отношение.

4. Поль­зо­ва­те­ли, потен­ци­аль­но спо­соб­ные к про­ду­ци­ро­ва­нию раз­лич­ных обра­зов само­пре­зен­та­ций, но сохра­ня­ю­щие в акту­аль­ном обще­нии отно­си­тель­ную устой­чи­вость предъ­яв­ля­е­мой инфор­ма­ции о себе, обла­да­ют более низ­ки­ми пока­за­те­ля­ми лидер­ства и зна­че­ни­я­ми по шка­ле «спон­тан­ность» опрос­ни­ка САМОАЛ. Сло­вом спон­тан­ность в дан­ном слу­чае опре­де­ля­ют «спо­соб­ность к спон­тан­но­му пове­де­нию не фруст­ри­ро­ван­но­му куль­тур­ны­ми нор­ма­ми» [6]. Сле­до­ва­тель­но, для того что­бы акту­аль­но раз­но­об­ра­зить содер­жа­ние обра­зов само­пре­зен­та­ций, необ­хо­ди­мо обла­дать неко­то­рой спон­тан­но­стью, свой­ством, при­су­щим само­ак­ту­а­ли­зи­ро­вав­шим­ся людям и выра­жа­ю­щим­ся в спо­соб­но­сти к спон­тан­но­му пове­де­нию, кото­рое соот­но­сит­ся с таки­ми цен­но­стя­ми, как сво­бо­да, есте­ствен­ность, игра, лег­кость без уси­лия, отно­си­тель­ная сво­бо­да от куль­тур­ных норм. Связь дан­ной груп­пы испы­ту­е­мых с низ­ки­ми пока­за­те­ля­ми лидер­ства, а так­же с более высо­кой тре­вож­но­стью и низ­кой ауто­сим­па­ти­ей объ­яс­ня­ет­ся веро­ят­ным отсут­стви­ем стрем­ле­ния к заня­тию жиз­нен­но­го про­стран­ства, к актив­но­му вли­я­нию на внеш­нюю ситу­а­цию, к про­яв­ле­нию себя вовне, а так­же боль­шим недо­ве­ри­ем к ново­му опы­ту, к новым обра­зам себя и непри­выч­ным ролям.

Выводы

Дан­ное иссле­до­ва­ние явля­ет­ся пило­таж­ным, и его резуль­та­ты не могут окон­ча­тель­но отве­тить на постав­лен­ный вопрос о фак­то­рах, опре­де­ля­ю­щих сте­пень раз­но­об­ра­зия обра­зов само­пре­зен­та­ций, созда­ва­е­мых поль­зо­ва­те­ля­ми в про­цес­се Интер­нет-обще­ния. Но эти дан­ные поз­во­ля­ют нам опре­де­лить некие тен­ден­ции, попы­тать­ся рас­смот­реть про­бле­му «вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти» не толь­ко с внешне-ситу­а­тив­ных пози­ций, но и с точ­ки зре­ния инди­ви­ду­аль­ных различий.

Таким обра­зом, дина­мич­ность, мно­го­об­ра­зие само­пре­зен­та­ций в Интер­нет-обще­нии не явля­ет­ся фено­ме­ном толь­ко лишь ситу­а­тив­но обу­слов­лен­ным. Необ­хо­ди­мо выде­лять внеш­ние и внут­рен­ние детер­ми­нан­ты сте­пе­ни дина­мич­но­сти обра­зов само­предъ­яв­ле­ния. Внеш­ни­ми фак­то­ра­ми в дан­ном слу­чае явля­ют­ся уни­каль­ные осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ции, обес­пе­чен­ные тех­ни­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми Интер­не­та. Внут­рен­ни­ми детер­ми­нан­та­ми яви­лись инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ные осо­бен­но­сти ком­му­ни­кан­тов. Сре­ди таких осо­бен­но­стей мож­но назвать ригид­ность, стрем­ле­ние к лидер­ству и агрес­сив­ность, тре­вож­ность, инди­ви­ду­а­лизм, ауто­сим­па­тию и спонтанность.

Полу­чен­ные резуль­та­ты гово­рят о свя­зан­но­сти при­выч­но­го выбо­ра стра­те­гии пове­де­ния в обще­нии и управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем о себе с инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми участ­ни­ков общения.

Используемая литература

  1. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты дея­тель­но­сти чело­ве­ка в интер­нет-сре­де.
  2. Жич­ки­на А.Е. О воз­мож­но­стях пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в сети Интер­нет. Пси­хо­ло­ги­че­ский Жур­нал. том 21. 2000/ с. 75-78
  3. Амя­га Н.В. Само­рас­кры­тие и само­предъ­яв­ле­ние лич­но­сти в обще­нии. // Лич­ность. Обще­ние. Груп­по­вые про­цес­сы. Совре­мен­ные направ­ле­ния тео­ре­ти­че­ских и при­клад­ных иссле­до­ва­ний в зару­беж­ной пси­хо­ло­гии. Сбор­ник обзо­ров. М. 1991.
  4. Рубин­штейн С.Л. Бытие и созна­ние. О месте пси­хи­че­ско­го во все­об­щей вза­и­мо­свя­зи явле­ний мате­ри­аль­но­го мира. М. 1957.
  5. Соб­чик Л.Н. Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию инди­ви­ду­аль­но­сти. М. 1998.
  6. Мас­лоу. А. Пси­хо­ло­гия бытия. Изд-во «Ваклер». 1997.

Об авторе

Шев­чен­ко Ири­на Сер­ге­ев­на - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии Татар­ско­го госу­дар­ствен­но­го гума­ни­тар­но­го инсти­ту­та, г.Казань. Дис­сер­та­ция «Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции лич­но­сти в Интер­нет-обще­нии» защи­ще­на в мар­те 2002 года. Сфе­ра науч­ных инте­ре­сов - само­пре­зен­та­ция в обще­нии, поиск само­пре­зен­та­ции и соб­ствен­ной иден­тич­но­сти в Интер­нет-обще­нии; про­бле­ма иден­тич­но­сти как тако­вая, наци­о­наль­ная иден­тич­ность в ино­куль­тур­ной сре­де, пси­хо­ло­гия билинг­виз­ма, психосемантика.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest