Гигантский скачок в развитии информационных и компьютерных технологий, объеденных в сети, в первую очередь касается Интернета.
Виртуальный мир, киберпространство – понятия, которые широко используются для обозначения работы человека с компьютером, в том числе и с Интернетом.
Бесспорными плюсами использования Интернета является электронная почта; доступ к информации; покупки; онлайн-общение; сообщества; бизнес; сфера услуг [6].
Интернет предоставляет широкие возможности анонимного общения, общение друг с другом без имени, используя только сетевое имя, присвоенное при регистрации; интерактивной реализации представлений, фантазий, невозможных в обычном мире, создание новых образов «Я» в виртуальном пространстве; поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым требованиям [1].
Неограниченная свобода действий личности в виртуальном пространстве приводит к формированию интернет-аддикции. Интернет-зависимость объединяет следующие признаки [2]:
- Зависимость от компьютера выражается в играх, программировании или в других видах опосредствованной деятельности с ним.
- «Электронное бродяжничество», т.е. источник удовольствия, который служит фактом пребывания в Сети. Результатом электронного бродяжничества является узнавание новой информации.
- Происходит привязанность к интернет-азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам;
- Появляется зависимость от «киберотношений» – сетевое общение и установление в ходе общения дружеских отношений или «флирта».
В сочетании признаков интернет-зависимости исследователи выделяют классификации типов интернет-зависимых личностей. Приведем классификации интернет-зависимых людей.
Первая классификация интернет-зависимых людей рассмотрена в работах В.Д. Менделевич [4,5]. Автор выделил следующие типы:
- Интернет-гемблеры – люди, которые используют разнообразные интернет-игры, аукционы, лотереи;
- Интернет-трудоголики реализуют себя в Интернете через расширение рамок профессиональной деятельности (использование поисковых ресурсов Интернета);
- Интернет-сексоголики посещают различные порносайты, занимаются виртуальным сексом;
- Интернет-эротоголики – любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством сети;
- Интернет-покупатели – реализуют аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн;
- Интернет-аддикты отношений часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальные отношение на виртуальные.
Вторая классификация склонных к интернет-зависимости подростков, предложенная Н.О. Завалишиной:
- «Интернет-контакты» – подростки, главный мотив обращения к Интернету – виртуальное общение. Основная цель для них состоит в поиске людей, с которыми им будет интересно общаться в Сети.
- «Интернет-игроки» – подростки, которые значительную часть свободного времени играют в различные по жанру онлайн игры. Чаще всего – это «одиночки», не имеющие друзей в реальной жизни, ищущие способ личностной реализации в виртуальном пространстве компьютерной игры.
- «Интернет-гедонисты» – подростки, не получающие удовольствия от реальной жизни, использующие Интернет для развлечения с целью – скачать музыку, фильмы, посмотреть онлайн спортивные соревнования и пр.
- «Интернет-исследователи» – малочисленная группа. Это обучающиеся, которые используют Интернет только в учебных целях, посещая образовательный порталы, информационные ресурсы для выполнения учебных заданий, самостоятельной исследовательской работы, проектной деятельности.
- Смешанный тип – обучающиеся, которым просто нравится находиться в Сети, независимо от вида занятий – общение, скачивание информации, игры, просмотр фильмов, слушание музыки и пр. [3].
Автор приведенной классификации сократил количество типов интернет-зависимой личности, взял за основу классификацию Ф.А. Соглам [7]. Ф.А. Соглам рассматривала типы интернет-зависимых личностей, используя классификацию В.Д. Менделевича. Авторы рассматривали поведение подростков в интернет-пространстве через общее поведение пользователей Интернета. В классификации представлены общие типы интернет-зависимых личностей.
В классификации М. Дрепа появились новые типы интернет-зависимых личностей. К ним можно отнести [4,5]:
- Навязчивый веб-серфинг – бессмысленный поиск информации, при которой наблюдается постоянный переход по ссылкам и чтение бесполезных постов. Пытаясь найти информацию на определенную тему, он отвлекается и забывает, для чего изначально открыл Интернет.
- Пристрастие к просмотру фильмов через интернет – любви к киноискусству не наблюдается. Человеку все равно, что смотреть. Его не волнует ни качество, ни жанр выбранного фильма. Смысл действий сводится к непрерывному просмотру новейших сериалов и фильмов.
Данные классификации рассматривают различные аспекты деятельности личности в Интернете. Каждая классификация показывает возможность использования интернет-пространства для создания комфорта. Размывания границ реальной жизни и интернет-пространства приводит к появлению новых форм и типов интернет-зависимых личностей.
Таким образом, Интернет формирует особую культуру поведения и общения в виртуальном пространстве с собственными законами и механизмами взаимодействия в нем. Интернет позволяет расширять рамки взаимодействия с людьми, сообществами и группами. Интернет-пространство формирует возможности самовыражения личности через создание нового «образа я», что приводит к мифологизации личности. Это выражается в создании абсолютно нового «образа Я» личности в интернет-пространстве. Все это приводит к чрезмерному увлечению Интернетом и формированию зависимости от виртуального пространства.
В статье рассмотрены классификации типов интернет-зависимых личностей. В классификациях повторяются типы интернет-зависимых личностей, такие как гамблеры и коммуникаторы. Каждый исследователь добавляет новый тип интернет-зависимой личности.
Все классификации основаны на исследовании деятельности подростков в интернет-пространстве, т.к. большая часть подростков реализует свою деятельность по средствам Интернета.
Литература
- Войскунский А. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. – №1.
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации // [Электронный ресурс].
- Завалишина О. В. Интернет-аддикция – одна из актуальных проблем современности [Текст] // Научный журнал КубГАУ. – 2015. №105 (01).
- Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) [Текст] // Вестник клинической психологии. – 2003. № 2.
- Науширванова Р.Р., Ахмадеева Е.В. Психологические аспекты селфи // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс].
- Патрикеева Э. Г., Соловьева О.А., Селезнева Т. А., Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи // Молодой учёный. 2015. № 10 (90). С.1342-1346
- Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: автореф. дис…канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 23 с.
- Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении // [Электронный ресурс].
Об авторе
Коновалова Н.В. - кандидат психологических наук, доцент, «Таганрогский институт управления и экономики»г. Таганрог, ЧОУ ВПО.
Смотрите также:
- Анисимов Е. Г. Психологическая работа с компьютерной игровой зависимостью
- Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете
- Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов
- Титова В. В. Киберпатология: результаты исследования и пути профилактики