Анисимов Е. Г. Психологическая работа с компьютерной игровой зависимостью

А

Гипо­те­за иссле­до­ва­ния состо­я­ла в нали­чии свя­зи меж­ду под­вер­жен­но­стью ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти и осо­бен­но­стя­ми про­яв­ле­ния тре­вож­но­сти у респондентов. 

Прак­ти­че­ским резуль­та­том рабо­ты явля­ют­ся кон­крет­ные реко­мен­да­ции по рабо­те с лица­ми под­вер­жен­ны­ми ком­пью­тер­ной игро­вой зависимости.

В пси­хо­ло­гии зави­си­мость опре­де­ля­ет­ся тер­ми­ном «Аддик­ция» — это состо­я­ние физио­ло­ги­че­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти от нар­ко­ти­ков, а так­же зави­си­мое пове­де­ние в отно­ше­нии неко­то­рых видов дея­тель­но­сти (Свен­циц­кий А. Л., 2013). 

Аддик­тив­ное пове­де­ние выра­жа­ет­ся в ухо­де чело­ве­ка от реаль­но­сти, кото­рая его не устра­и­ва­ет, посред­ством изме­не­ния сво­е­го пси­хи­че­ско­го состояния. 

Кри­те­рии зави­си­мо­сти, в общем виде: 

  • Объ­ект зави­си­мо­сти ста­но­вит­ся сверхценным; 
  • Чело­век про­па­ган­ди­ру­ет эту ценность; 
  • Агрес­сив­но реа­ги­ру­ет на попра­ние этой ценности;
  • Вза­и­мо­дей­ствие с объ­ек­том зави­си­мо­сти зани­ма­ет всё боль­ше времени; 
  • На то, что свя­за­но с объ­ек­том зави­си­мо­сти тра­тит­ся всё боль­ше ресурсов.

Одной из совре­мен­ных форм аддик­ций, высту­па­ют ком­пью­тер­ные игры. Наи­бо­лее под­вер­жен­ны­ми к фор­ми­ро­ва­нию ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти явля­ют­ся дети и под­рост­ки. Их пси­хи­ка неустой­чи­ва к небла­го­при­ят­ным воз­дей­стви­ям, часто нега­тив­ные пере­жи­ва­ния и непри­ят­но­сти вос­при­ни­ма­ют­ся как без­вы­ход­ные или ката­стро­фи­че­ские. (Мулик Е. О., Коло­ми­ец А. А., Мулик Ю. В., 2003).

Два основ­ных пути фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной игро­вой зависимости. 

1. Уход от реаль­но­сти. Потреб­ность под­рост­ка в отстра­не­нии от про­блем в шко­ле, со сверст­ни­ка­ми или в семье раз­ре­ша­ет­ся заме­ной реаль­но­сти, на вир­ту­аль­ную. Игра поз­во­ля­ет най­ти доступ­ный спо­соб созда­ния иде­аль­но­го мира, жиз­нен­ных ситу­а­ций, в кото­рых нет нераз­ре­ши­мых про­блем. Это может стать спо­со­бом эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­ки и сня­тия стрес­са, но ребе­нок быст­ро при­вы­ка­ет к управ­ля­е­мо­му миру. Про­бле­мы реаль­ной жиз­ни не исче­за­ют, и субъ­ект все чаще ухо­дит в дру­гую реаль­ность, зло­упо­треб­ляя ею, даль­ней­ший отказ от неё ста­но­вит­ся затруд­ни­тель­ным. Есть опас­ность отре­ше­ния от реаль­но­го мира. 

2. При­ня­тие роли. Под­рост­ку харак­тер­но стрем­ле­ние к при­ня­тию роли ком­пью­тер­но­го пер­со­на­жа. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния зави­си­мо­сти постро­ен на жела­нии и необ­хо­ди­мо­сти в при­ня­тии роли. (Мулик Е. О., Коло­ми­ец А. А., Мулик Ю. В., 2003) После того, как ребе­нок несколь­ко раз игра­ет в роле­вую игру, он заме­ча­ет, что может при­нять на себя роль сво­е­го ком­пью­тер­но­го пер­со­на­жа. Он пони­ма­ет, что здесь может удо­вле­тво­рить те потреб­но­сти, кото­рые не удо­вле­тво­ре­ны в реаль­ной жиз­ни. (Ива­нов М. С., 2003)

Чем боль­ше вре­ме­ни тра­тит­ся на ком­пью­тер­ную игру, тем боль­ше игра пре­вра­ща­ет­ся в сред­ство устра­не­ния тре­вож­но­сти, суб­ли­ма­ции, эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­ки и ком­пен­са­ции, про­ис­хо­дит реа­ли­за­ция сво­их потреб­но­стей в игро­вом мире, а не в реаль­ном. Это может повлечь за собой ряд серьез­ных про­блем в раз­ви­тии лич­но­сти ребен­ка, в фор­ми­ро­ва­нии само­со­зна­ния и само­оцен­ки, а так­же выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций. (Жич­ки­на А. Е., Белин­ская Е. П., 2000).

Обоб­щая мне­ния пси­хо­ло­гов, рабо­та­ю­щих с этой про­бле­мой, сфор­ми­ро­ван пси­хо­ло­ги­че­ский про­филь чело­ве­ка, нахо­дя­ще­го­ся в ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти, либо нахо­дя­ще­го­ся в груп­пе риска. 

Ему свой­ствен­ны:

  1. Тре­вож­ность, эмо­ци­о­наль­ная напря­жен­ность и чувствительность; 
  2. Сни­жен­ный само­кон­троль эмо­ций и поведения; 
  3. Внут­рен­няя кон­фликт­ность «Я», слож­ность в при­ня­тии сво­е­го физи­че­ско­го «Я», пред­став­ле­ния об иде­аль­ном «Я» недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ны, завы­ше­ны или нереалистичны; 
  4. Само­оцен­ка зани­же­на; Скры­тый ком­плекс непол­но­цен­но­сти, одно­вре­мен­но с внеш­ним про­яв­ле­ни­ем ком­пен­са­тор­но­го превосходства; 
  5. Лица с гено­филь­ным, эго­филь­ным, диг­ни­то­филь­ным, доми­нант­ным типа­ми Доми­ни­ру­ю­ще­го Инстинкта; 
  6. Харак­тер­ные при­ме­ня­е­мые меха­низ­мы пси­хо­ло­ги­че­ской защи­ты: «отри­ца­ние», «про­ек­ция», реже «ком­пен­са­ция», «раци­о­на­ли­за­ция»;
  7. Склон­ность к интел­лек­ту­а­ли­за­ции, высо­кий уро­вень абстракт­но­го мышления; 
  8. Лабиль­ная или шизо­ид­ная акцен­ту­а­ция характера; 
  9. Внеш­няя социа­бель­ность, соче­та­ет­ся со стра­хом перед устой­чи­вы­ми эмо­ци­о­наль­ны­ми кон­так­та­ми, чув­ства­ми недо­стат­ка вза­и­мо­по­ни­ма­ния и оди­но­че­ства. Замкну­тость и затруд­не­ния в про­цес­се непо­сред­ствен­но­го общения; 
  10. Склон­ность к нега­ти­виз­му, стрем­ле­ние к скрыт­но­сти, тен­ден­ция гово­рить неправ­ду, к обви­не­нию окру­жа­ю­щих, пере­кла­ды­ва­нию ответственности. 

Наи­бо­лее тес­но стал­ки­ва­ют­ся с ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­стью школь­ные педа­го­ги-пси­хо­ло­ги. Про­бле­мы диа­гно­сти­че­ско­го инстру­мен­та­рия в этой обла­сти и недо­ста­ток вре­ме­ни на соот­вет­ству­ю­щую рабо­ту, ска­зы­ва­ют­ся на про­фи­лак­ти­ке фор­ми­ро­ва­ния и пси­хо­кор­рек­ци­он­ной рабо­те с ком­пью­тер­ной игро­вой зависимостью. 

С целью повы­ше­ния эффек­тив­но­сти этой рабо­ты — нами было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти и её про­яв­ле­ний у под­рост­ков, выяв­ле­ние её свя­зи со школь­ной тре­вож­но­стью, а так­же выяв­ле­ние груп­пы рис­ка. Иссле­до­ва­ния про­во­ди­лись на базе МБОУ СОШ № 29 им. Ю. В. Аме­ло­ва, г. Новороссийск.

Осно­вы­ва­ясь на экс­перт­ном мне­нии педа­го­гов-пси­хо­ло­гов и обзо­ре науч­ной лите­ра­ту­ры — груп­пой рис­ка фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти и, как след­ствие, груп­пой участ­ни­ков иссле­до­ва­ния, опре­де­ле­ны: под­рост­ки воз­рас­том 13–14 лет, 7- е клас­сы обще­об­ра­зо­ва­тель­ных шко­лы, все­го 172 человека. 

Респон­ден­ты были раз­де­ле­ны на две неза­ви­си­мые выбор­ки, кото­рые изу­ча­лись раз­ны­ми мето­ди­ка­ми диа­гно­сти­ки ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти (1. «Тест на Интер­нет – Аддик­цию», авто­ров Т. А. Ники­ти­на, А. Ю. Его­ров; 2. Опрос­ник «Уро­вень ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти», автор О.М. Видо­ва), а так­же мето­ди­кой диа­гно­сти­ки уров­ня школь­ной тре­вож­но­сти Филлипса).

Обра­бот­ка полу­чен­ных дан­ных про­из­во­ди­лась мате­ма­ти­че­ски­ми и ста­ти­сти­че­ски­ми мето­да­ми, исполь­зо­ва­лась ком­пью­тер­ная про­грам­ма IBM SPSS Statistics. Ана­лиз непа­ра­мет­ри­че­ских кри­те­ри­ев Кол­мо­го­ро­ва-Смир­но­ва пока­зал отсут­ствие нор­маль­но­го рас­пре­де­ле­ния. Полу­чен­ные дан­ные были обо­зна­че­ны поряд­ко­вой шка­лой, для обра­бот­ки непа­ра­мет­ри­че­ски­ми мето­да­ми. После про­ве­де­ния ран­жи­ро­ва­ния, про­ве­дён кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз пока­за­те­лей шкал внут­ри выбо­рок, по мето­ду Спир­ме­на, а так­же срав­не­ние двух групп испы­ту­е­мых с исполь­зо­ва­ни­ем кри­те­рия Ман­на — Уит­ни. Про­ве­дён­ный ана­лиз поз­во­лил выявить свя­зи харак­те­ри­стик раз­лич­но­го уров­ня значимости.

Резуль­та­ты поз­во­ля­ют утвер­ждать, что гипо­те­за о свя­зи ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти с осо­бен­но­стя­ми про­яв­ле­ний школь­ной тре­вож­но­сти — подтвердилась. 

Суще­ствен­ным фак­то­ром раз­ви­тия ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти ока­зал­ся — пол респон­ден­та (к. кор­рел. 0.415), в част­но­сти: муж­ской пол. При­чи­на, веро­ят­но, в том, что совре­мен­ные ком­пью­тер­ные игры, в боль­шин­стве сво­ём — раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся для муж­ской ауди­то­рии, экс­плу­а­ти­руя в каче­стве средств попу­ля­ри­за­ции – реа­ли­за­цию подав­лен­ной агрес­сии, сорев­но­ва­тель­ность и дру­гие мас­ку­лин­ное про­яв­ле­ния черт характера.

Выяв­ле­на пря­мая связь ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти и ста­жа исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра, ком­пью­тер­ных игр и Интер­не­та (к. кор­рел. 0.357). Стаж исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра фор­ми­ру­ет при­выч­ки пове­де­ния, это ста­но­вят­ся пред­по­чи­та­е­мой фор­мой дея­тель­но­сти то же отно­сит­ся к фор­мам изме­не­ния сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го состояния.

Отме­че­на зна­чи­мая связь роста про­яв­ле­ний ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти с ростом Стра­ха не соот­вет­ство­вать ожи­да­ни­ям окру­жа­ю­щих (к. кор­рел. 0.391), и ростом Стра­ха само­вы­ра­же­ния (к. кор­рел. 0.329). Страх не соот­вет­ство­вать ожи­да­ни­ям окру­жа­ю­щих, рас­кры­ва­ет­ся как: «Ори­ен­та­ция на зна­чи­мость дру­гих в оцен­ке сво­их резуль­та­тов, поступ­ков и мыс­лей, тре­во­га по пово­ду оце­нок, дава­е­мых окру­жа­ю­щи­ми, ожи­да­ние нега­тив­ных оце­нок». Страх само­вы­ра­же­ния, рас­кры­ва­ет­ся, как: «Нега­тив­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние пере­жи­ва­ния ситу­а­ций, сопря­жён­ных с необ­хо­ди­мо­стью само­рас­кры­тия, пред­став­ле­ния себя дру­гим, демон­стра­ции сво­их возможностей».

Выде­ле­на груп­па рис­ка раз­ви­тия ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти, сре­ди уче­ни­ков 7‑х клас­сов, это: лица муж­ско­го пола, име­ю­щие стаж рабо­ты на ком­пью­те­ре, име­ю­щие чер­ты: интро­вер­ти­ро­ван­ность и пес­си­ми­стич­ность, внеш­ний локус кон­тро­ля и потреб­ность про­явить себя. При этом, отме­че­но явное про­ти­во­ре­чие меж­ду: стрем­ле­ни­ем про­явить себя, пес­си­миз­мом и интроверсией. 

Эти фак­то­ры, веро­ят­но, порож­да­ет внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт, на осно­ве чего сфор­ми­ро­ва­на новая гипо­те­за под­вер­жен­но­сти ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти, опре­де­ля­ю­щая при­чи­ной фор­ми­ро­ва­ния зави­си­мо­сти — внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт, тре­бу­ю­щий неко­то­ро­го раз­ре­ше­ния и нахо­дя­щий свою реа­ли­за­цию в ком­пью­тер­ных играх.

По ито­гам рабо­ты, сфор­ми­ро­ва­ны реко­мен­да­ции по рабо­те с лица­ми с ком­пью­тер­ной игро­вой зависимостью:

  1. Рабо­та со стра­хом само­вы­ра­же­ния, раз­ви­тие пози­тив­но­го отно­ше­ния к само­рас­кры­тию, демон­стра­ции сво­их воз­мож­но­стей. Рас­смот­ре­ние само­оцен­ки кли­ен­та, его отно­ше­ния к про­дук­там соб­ствен­ной дея­тель­но­сти, харак­те­ри­сти­ки, их при­чин­ность и сте­пень обос­но­ван­но­сти. Реко­мен­ду­ют­ся Арт-тера­пев­ти­че­ские тех­ни­ки, сов­ме­ща­ю­щие в себе твор­че­ское само­вы­ра­же­ние, с воз­мож­но­стью ниве­ли­ро­ва­ния стро­гой дихо­то­мии мыш­ле­ния, умень­ше­ние его мыш­ле­ния и, в целом, пере­оцен­кой себя и про­дук­тов сво­ей деятельности.
  2. Рабо­та по сни­же­нию стра­ха не соот­вет­ство­вать ожи­да­ни­ям окру­жа­ю­щих. Реко­мен­ду­ет­ся разо­брать пред­став­ле­ния кли­ен­та о буду­щем, пред­по­ла­га­е­мых послед­стви­ях поступ­ков. Уде­лить вни­ма­ние при­чи­нам важ­но­сти оце­нок окру­жа­ю­щих для кли­ен­та, кор­рект­ность полу­ча­е­мых оце­нок. Рас­смот­реть модаль­ность ожи­да­е­мых оце­нок, с раз­бо­ром опы­та, опре­де­лить нали­чие тако­го опы­та. Исполь­зо­ва­ние Когни­тив­ной пси­хо­те­ра­пии, в том чис­ле: рабо­та по сни­же­нию уров­ня свер­хо­боб­ще­ний о буду­щих собы­ти­ях и уров­ня нега­тив­ных пред­ска­за­ний, рефлек­сия «накле­и­ва­ния» ярлы­ков на окружающих.
  3. Выяв­ле­ние и раз­ре­ше­ние внут­ри-лич­ност­ных кон­флик­тов, изме­не­ние отно­ше­ния к дол­жен­ство­ва­нию. Рабо­та со стрем­ле­ни­я­ми кли­ен­та, мни­мы­ми и объ­ек­тив­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми в их реа­ли­за­ции. Поиск аль­тер­на­тив­ных путей реа­ли­за­ции фруст­ри­ро­ван­ных потреб­но­стей кли­ен­та. Раз­бор ситу­а­ций вынуж­ден­но­го дей­ствия, при­чи­ны сопро­тив­ле­ния этим дей­стви­ям и необ­хо­ди­мость дей­ствия и дол­га, как таковых.

В резуль­та­те, очер­чен пер­спек­тив­ный круг точек при­ло­же­ния прак­ти­че­ских уси­лий пси­хо­ло­га-кон­суль­тан­та, рабо­та­ю­ще­го с лица­ми, под­вер­жен­ны­ми ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти. Разу­ме­ет­ся, выбор кон­крет­ных мето­дов и форм рабо­ты оста­ёт­ся за конеч­ным спе­ци­а­ли­стом, кото­рый, с учё­том инди­ви­ду­аль­ных пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей кли­ен­та и ситу­а­ции сре­ды — смо­жет подо­брать наи­бо­лее эффек­тив­ный инстру­мент для работы.

Источ­ник: Акту­аль­ные про­бле­мы нау­ки и тех­ни­ки. 2020. [Элек­трон­ный ресурс]: мате­ри­а­лы А43 нац. науч.-практ. конф (Ростов-на-Дону, 25–27 мар­та 2020 года)

Об авторе

Егор Гер­ма­но­вич Ани­си­мов — маги­странт кафед­ры «Пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния и орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия» Дон­ско­го Госу­дар­ствен­но­го Тех­ни­че­ско­го Уни­вер­си­те­та. Пред­при­ни­ма­тель. Ювелир.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest