Теоретический анализ подходов к исследованию вопроса о влиянии компьютеризированной деятельности на психику показал, что компьютерные технологии являются новым средством (орудием) опосредования деятельности, а сама компьютеризированная деятельность выступает средством опосредования внутреннего мира человека, его мировосприятия и мироощущения, что находит отражение в своеобразной картине мира профессиональных пользователей компьютерных технологий, своего рода «компьютерном сознании» (Тихомиров O.K., 1993).
Выступая одновременно внешним и внутренним психологическим орудием, компьютерные технологии изменяют психологические характеристики самого субъекта компьютеризированной деятельности на уровне субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения, вызывая различного рода изменения (линейные и нелинейные, позитивные и негативные, существенные и несущественные) в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах личности.
В частности, компьютеризация создает специфическое пространство социального взаимодействия юноши или подростка, включенного в компьютеризированную деятельность.
Современные компьютерные технологии создают условия для более раннего по сравнению со сверстниками включения юноши и подростка в социальную деятельность: компьютер - современное орудие труда, современное орудие производства, которым уже владеет подросток, юноша; посредством Интернета тот же юноша, подросток может участвовать в экономической, культурной, политической, научной и др. жизни общества.
В компьютеризированной деятельности у него формируются свойства человека-деятеля, что связано с очень высоким уровнем процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля при «переводе» практической задачи на язык компьютерных технологий.
Все это способствует более раннему овладению социальными видами деятельности подростками и юношами, активно включенными в компьютеризированную деятельность.
Оказывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности, способности к деятельности, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты.
Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений «человек - человек» у юношей и подростков, включенных в компьютеризированную деятельность.
В личностном развитии у них преобладают характеристики человека-деятеля и плохо развиты свойства человека-субъекта социальных взаимоотношений, в частности, навыки интимно-личностного взаимодействия, опирающегося на аффективную сферу.
Исследование категориальных структур сознания (методом личностного семантического дифференциала), определяющих смысловые установки по отношению к другому как к партнеру по взаимодействию-общению, выявило меньшую значимость навыков социального взаимодействия для опытных пользователей компьютерных технологий по сравнению со сверстниками.
Они менее осведомлены во всех тонкостях человеческих взаимоотношений, все происходящее склонны оценивать логически, рационально, с помощью мыслительных операций, что не всегда приемлемо для межличностных отношений.
У опытных пользователей компьютерных технологий восприятие и понимание другого и взаимодействие с ним подчиняются ценностной ориентации личности на активное достижение в деятельности, а у неопытных пользователей компьютерных технологий - ценностной ориентации на продолжение отношений.
В ценностном образе другого у опытных пользователей компьютерных технологий доминируют деловые качества, ориентация на успех и достижение, активность, интеллект, выступая основным регуляторами межличностных отношений, что выражается в форме их чувствительности к оценке образа другого, прежде всего, как субъекта-деятеля.
Слабая дифференциация компонентов эмоционально-чувственной сферы при категоризации другого свидетельствует о низком уровне рефлексии и осознанности данной сферы человеческого бытия, вырождении её регулятивной функции. В организации межличностного взаимодействия, являющегося в юношеском и подростковом возрастах особым условием и основой индивидуальной проработки жизненного опыта, снижается роль эмоционально-чувственного компонента.
Выше описанные особенности сознания опытных пользователей компьютерных технологий влияют на освоение и понимание ими социально-нормативных отношений в целом. Так, например, изменяются полоролевой компонент социализации, общение со сверстниками, профессиональное самоопределение, выбор способов достижения целей индивидуального развития и др.
Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что компьютеризированная деятельность выступает новым существенным условием социализации личности, которое реально может выступить в роли особого психологического фактора, действие которого задает ряд перспектив и ограничений в личностном развитии.
Источник: 3-я Российская конференция по экологической психологии (15-16 сентября 2003 г., Москва) // Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад.
Об авторе
Кузьмина К.Е. - Смоленск, СГПУ, ассистент кафедры психологии, кандидат психологических наук.