«Персонифицировать» в переводе с латинского означает «делать личность». О «личности компьютера» впервые заговорил Э.Беркли, один из первых создателей ЭВМ. Наделение компьютера личностными качествами и формирование субъект-субъектных отношений с ним составляет феномен персонификации. Исследованию процесса персонификации посвящено ряд работ [2,3,5,7,8].
В них рассматривались вопросы типологической классификации этого феномена. А.М.Ходошем разработана специальная методика изучения объект-субъектного образа компьютера «Компьютер: кто он?» [6].
Решение проблемы атрибуции субъектности и, в частности, персонификация программ представляется еще более важным при переходе к обучающим диалоговым системам и к пользователю – ребенку.
Целью нашей работы было проведение экспериментального исследования структуры образа компьютера у детей старшего дошкольного возраста. Предполагалось, что на персонификацию компьютера оказывают влияние личностно-коммуникативные качества, опыт взаимодействия с компьютером, мотивационная направленность детей.
Для исследования данной проблемы был разработан комплекс психодиагностических процедур, в который вошли как известные методики, так и новые авторские. В него вошли методики исследования структуры образа компьютера, мотивационной значимости компьютера для детей, личностно-коммуникативных, умственных, волевых качеств детей-дошкольников, опыта взаимодействия с компьютером.
Существующая методика «Компьютер: кто он?» не рассчитана для использована данной категорией испытуемых, поэтому нами разработан и стандартизирован новый тест-опросник открытого типа, ориентированный на детей 5-9-летнего возраста под тем же названием «Компьютер: кто он?». В методики А.М.Ходоша испытуемый должен дать не менее 20 свободных ассоциаций о компьютере.
Ребенку младше 10 лет в силу его возрастных особенностей еще сложно самостоятельно придумать столько характеристик компьютеру. Поэтому его ассоциации фиксируются при ответах на ряд вопросов, которые задаются экспериментатором. Методика включает в себя процедуру проведения опроса, непосредственно опросник, категориальную систему для классификации полученных ответов. Вопросы могут иметь несколько вариантов ответов, оценивается их общее количество.
Примеры некоторых вопросов: «Компьютер - это игрушка, машина, учитель или…»; «Он все умеет или не все?»; «С ним легко играть или трудно?»; «Он взрослый или ребенок?» и другие. Полученные ответы подвергаются классификации посредством системы следующих категорий.
Категория 1 - оценка субъектности. В ней объединены ответы, либо непосредственно относящие компьютер к классу субъектов или объектов, либо отмечающие присутствие (отсутствие) у него черт, необходимых для признания его субъектом. Примеры ответов, определяющих его субъектность, – «человек», «живой», «учитель», «помощник», «соперник», «друг», а объектность – это «машина», «автомат», «механика», «он неживой», «игрушка», «вещь».
Категория 2 - оценка лидерства. Ответы этой категории определяют, кто в диалоге «человек-компьютер» является лидером: ребенок или компьютер.
Категория 3 - оценка активности диалога. Примерами ответов этой категории являются: «Для меня лучше играть с компьютером», «Он интересный», «Мне нравится играть в игры с компьютером», «Мне нравится выигрывать у него».
Категория 4 - оценка коммуникативности. Здесь оценивается роль компьютера как коммуникатора или реципиента.
Категория 5 – эмоциональная сторона общения. Ответы этой категории могут быть представлены следующими примерами: «интересный» (+), «полезный» (+), «добрый» (+), «грустный» (–), «плохой» (–), «мучитель» (–).
Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника использовалась методика-опросник «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?».
Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители, воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений.
Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально.
Оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми: доброта, внимательность к людям, правдивость, честность, вежливость, общительность, щедрость, отзывчивость, готовность прийти на помощь, справедливость, жизнерадостность и ответственность.
С целью изучения и оценки межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста использовалась методика «Выбор в действии», которая является одним из детских вариантов социометрической методики.
С помощью методики обследования детей подготовительной группы Т.Д.Кондратенко, В.К.Котырло, С.А.Ладывир [1] были определенеы объем и качество знаний детей в соответствии с требованиями программы данной группы, уровень умений и навыков, особенности познавательно-волевой активности детей.
Авторская методика исследования мотивационной значимости компьютера для детей дошкольного возраста «Ситуации» для оценки интереса, мотивации, значимости компьютера среди всего, что окружает ребенка-дошкольника (значимость компьютера по отношению к самому себе и к другу). Методика включает две ситуации, на решение каждой из них можно дать несколько вариантов ответов.
Ситуация 1. «К тебе в детский сад пришел твой друг, который не ходит в этот детский сад. Ты можешь его повести в своем саду, куда захочешь и показать все, что бы ты хотел ему показать. Куда бы ты повел друга и что бы ты показал ему в первую очередь?»
Ситуация 2. «Представь, что ты в детском саду один. Кроме тебя больше никого нет, ни детей, ни взрослых. Но все комнаты, кабинеты, залы, группы открыты, и все везде работает. Тебе можно пойти, куда угодно. Куда бы ты пошел в первую очередь?». Значимыми ответами являются те, в которых присутствует компьютер.
Исследование проводилось в детском комбинате «Чарiвниця» (г.Харцызк). В нем принимали участие дети подготовительной к школе группы в количестве 22 человек. Возраст: 6-7 лет. С 1991 года в детском саду работает компьютерно-игровой комплекс (КИК) «Электроник».
Занятия проходят в специально оборудованном компьютерном зале под руководством опытного специалиста-воспитателя. Четко определена структура деятельности ребенка в условиях КИК: подготовительный этап, основной этап, этап выхода на другие виды деятельности. Каждый этап имеет свои конкретные психолого-педагогические цели и методики [4].
Остановимся на обсуждении результатов, полученных по авторским методикам «Ситуации» и «Компьютер: кто он?». Сравнение данных по методикам «Выбор в действии» и «Ситуации» позволили сделать некоторые выводы. Значимым компьютер оказался для 50% детей. Среди детей, которые бы пошли в компьютерный класс сами, но не повели бы туда друга (около 38%), преобладают дети имеющие низкий социометрический статус или дети, имеющие компьютер дома. Дети, которые повели бы на компьютер только друга, а сами не пошли бы (9,1%) - это добрые, внимательные, отзывчивые ребята.
Ответы на вопросы методики «Компьютер: кто он?» классифицировались по следующей системе категорий: субъектность, активность, эмоции, коммуникативность, лидерство. В процессе опроса выяснилось, что все испытуемые видят в компьютере субъекта. Это подтверждают их ответы, в которых говорится, что он живой, у него есть душа, компьютер - это «тот, с кем играют в игры», он все знает, умеет и всему учит. Испытуемые хотят видеть компьютер веселым, сильным, добрым, умным, не балованным, чтобы был разговаривающим, умел читать и знал английский язык.
Почти все испытуемые 19 человек (86,4%) считают компьютер субъектом мужского рода. Есть ответ: «Компьютер бывает и мужского и женского рода». И только один ребенок сказал, что ПК - это «механика, она никакого рода не бывает». Очень любопытными являются данные относительно возрастных особенностей компьютера. 6 человек (27,3%) отнесли его только к взрослой категории. Ребенком его назвали 10 человек (45,5%), причем 6 из них охарактеризовали его младше себя, а двое - старше себя, «так как ума больше у него». Пять человек считают, что компьютер бывает и ребенком, и взрослым («Когда он все знает, то он взрослый, а с играми - для детей»).
Оценивая орудийные функции, которые непосредственно выполняет компьютер, 50% детей дают субъективную характеристику, называя его «учителем». Другая половина детей считает его либо машиной, либо игрушкой. Что касается социальных ролей, то в основном все испытуемые называют его своим «другом» и «помощником», «партнером по игре».
«Профессиональные» роли компьютера видны из высказываний: «учитель, он учит детей играть с компьютером», «игратель, в игры с детьми играет», «художник», «сказочник», «инструктор», «рабочий», «спортсмен».
Соотношение субъектных и объектных характеристик позволило разбить детей на три группы: в первой дети отдали предпочтение субъективным характеристикам при оценке компьютера (45,5%), во второй – они больше описывали компьютер как объект(36,4%), и в третьей – одинаково видят в компьютере субъективные и объективные характеристики (18,2%).
Эмоциональная сторона общения проявилась в следующих высказываниях: «он добрый, веселый, хороший», «добрая штука», «лапочка», «прелесть» или «зануда», «грустный», «мучитель», «он рычит, когда нажимаешь неправильно кнопку». В целом же у всех детей старшего дошкольного возраста отмечалось яркое, эмоциональное, положительное отношение к компьютеру.
Анализ предпочтений ребенка видеть в компьютере коммуникатора или реципиента во время диалога с ним позволили изучить «коммуникативность-реципиентность» в качестве одной из категорий структуры образа компьютера. А составляющая «лидерство» характеризует, кто из двух сторон коммуникативного акта «ребенок-компьютер» берет на себя ведущую роль.
С помощью корреляционного анализа были выявлены следующие закономерности:
1) установлены значимые коэффициенты корреляции (a?0,05) или имеют тенденцию достоверных связей между категорией «субъектность» и категориями «коммуникативность» (ребенок видит в компьютере коммуникатора), «активность», «лидерство» (в процессе общения «человек-компьютер» лидер компьютер). Коэффициенты корреляции соответственно равны 0.36, 0.54 и 0.37. И, наоборот, чем он меньше наделяет компьютер этими свойствами, тем он больше видит в компьютере объект.
2) лидерство ребенка в общении с компьютером обусловлено следующими факторами: компьютер выступает в качестве объекта; ребенок видит в нем больше реципиента, чем коммуникатора; высокая степень активности общения; возможность общения с компьютером дома (соответственно коэффициенты корреляции равны 0.35, 0.48, 0.5, 0.32).
В общении ребенок отдает лидерство компьютеру, если он видит в компьютере субъект; коммуникатора; если ребенок имеет низкие показатели коммуникативно-личностных качеств (соответственно коэффициенты корреляции равны 0.37, 0.48, -0.45).
Таким образом, на примере детей старшего дошкольного возраста при исследовании компонент, составляющих образ компьютера, получены значимые связи с личностно-коммуникативными качествами, мотивационной направленностью и опытом взаимодействия с ПК.
Литература
- Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. – Киев: Рад. школа, 1986. – 234с.
- Лойелин Дж. Машины, обладающие чертами личности. В кн.: Человеческие способности машин / Под ред. И.А. Полетаева – М., 1971. – С. 138-152.
- Машбиц Е.И., Андриевская В.В., Комиссарова Е.Ю. Диалог в обучающей системе. – Киев: Выща школа, 1989. – 184с.
- Новоселова С. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. – 1990. – №2. – С. 92-96.
- Тихомиров О.К. Психологические последствия компьютеризации // Человек и компьютер / Под ред. О.К. Тихомирова. – М., 1972. – С. 235-262.
- Ходош А.М. Методика изучения объект-субъектного образа компьютера //Вопросы психологии. –1991.–№6.– С.149-154.
Человек и ЭВМ/ Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Наука, 1973. – 352с. - Шнейдерман Б. Психология программирования.– М.: Радио и связь, 1984.– 304с.
Источник: Персонификация компьютера у детей старшего дошкольного возраста // Психологія на перетинні тисячоліть: Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України. – Київ, 1998. – Т.1. – С.313-318.
Об авторе
Алла Валериановна Гордеева — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и социальной работы Донецкого института последипломного образования инженерно-педагогических работников АПН Украины. Член правления РАПД.
Сфера научных интересов: психология компьютеризации (психология Интернета, психология компьютерных игр, взаимодействие человека с ПК, компьютерная психодиагностика), психология управления, организационная психология.
Практическая работа: разработка компьютерных психодиагностических методик.
Смотрите также:
- Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками
- Гордеева А.В. Влияние уровня владения информационными технологиями на восприятие компьютера пользователями
- Гордеева А.В. Контент-аналитическое исследование структуры образа компьютера
- Гордеева А.В. Психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей