Настоящее время – это период, когда количество людей, заменяющих живое общение с окружающими на пребывание в сети, постоянно растёт.
На данный момент интернет-зависимость не рассматривают, как психическое расстройство ни по МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра), ни по DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition).
Однако последствия, которые несёт за собой данный вариант аддикции, могут нанести человеку весомый психологический ущерб.
В связи с этим, изучение взаимосвязи между интернет-зависимостью и коммуникабельностью является актуальным для современной психологии.
Американский исследователь М. Орзак (Orzack, 1998) в своих работах выделяет психологические симптомы при интернет-аддикции: ощущение пустоты, депрессии и раздражения не за компьютером, а также физические симптомы: расстройства сна и головные боли [1].
Есть основания полагать, что постоянная нагрузка на нервно- психическое напряжение может привести как к определённым трудностям в общении, так и к полной замкнутости и стремлению к постоянному одиночеству.
Кроме того, согласно мнению доктора медицинских наук А.Ю. Егорова, интернет-зависимость можно также рассматривать, как общую совокупность других различных аддикций (игровая, любовная, работогольная и т.д.), другими словами, интернет-пространство становится средством реализации подобных зависимостей [2].
Так как интернет затрагивает широкий спектр человеческой деятельности, в настоящее время, как можно предположить, любой человек подвергается риску стать зависимым от Всемирной паутины.
Цель исследования: выяснить, влияет ли зависимость от киберпространства на коммуникабельные способности человека.
Методики исследования:
- Методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). Участникам предлагалось 16 простых вопросов, на которые необходимо было ответить «Да», «Иногда» и «Нет». Тест использовался для оценки общего уровня общительности и испытуемого.
- «Опросник Интернет-зависимости» (Кимберли Янг, 1996). Участникам предлагалось 20 вопросов, на которые необходимо было ответить «никогда», «иногда», «регулярно», «часто», «очень часто». Методика использовалась для определения степени интернет- зависимости у испытуемого. Стоит также отметить, что степень аддикции определялась не количеством потерянного времени за интернетом, а скорее влиянием увлеченности киберпространством на повседневную жизнь.
Результаты исследования. В работе принимали участие 30 студентов, из них 13 юношей в возрасте от 20 до 25 лет и 17 девушек в возрасте от 18 до 25 лет.
Результаты исследования уровня коммуникабельности по методике В.Ф. Ряховского послужили основанием разделить участников исследования на три основные группы (Рис. 1):
- Группа студентов, имеющих низкий уровень коммуникабельности, характеризующийся неразговорчивостью, замкнутостью, а также предпочтением находиться в одиночестве – 9 человек;
- Группа студентов, имеющих средний уровень коммуникабельности, характеризующийся осторожностью при взаимодействии с незнакомыми собеседниками, а также избегание шумных компаний – 13 человек;
- Группа студентов, имеющих высокий уровень коммуникабельности, характеризующийся любопытностью, разговорчивостью, охотным желанием быть в центре внимания – 8 человек.
Результаты методики исследования уровня интернет-зависимости Кимберли Янг показали, что чрезмерное увлечение интернетом наблюдается: в первой группе – у 7 из 9 человек, во второй группе – у 2 из 13 человек и в третьей группе – у одного из 8 человек (Рис. 2). У остальных испытуемых отмечается низкая степень интернет- аддикции.
Так как в исследовании принимали участие студенты высших учебных заведений, можно предположить некоторые факторы, которые могли повлиять на результаты.
Во-первых, методика К. Янг является самодиагностикой пристрастия к интернету, поэтому стоит учитывать тот факт, что не все участники исследования могли отнестись добросовестно к самооценке собственной личности.
Во-вторых, следует также обратить внимание на то, что испытуемые, обладающие низким уровнем общительности, могут являться носителями таких черт характера, как нерешительность и неуверенность в своей деятельности, что также может сказаться на результатах самооценки.
В-третьих, исследование проводилось у студентов, обучающихся на дистанционной форме обучения с использованием интернет- технологий, в связи с чем потребность в использовании интернета у студента резко повышается. Данный фактор таким же образом мог повлиять на результаты исследования уровня интернет-аддикции.
Исходя из результатов проведённого исследования, мы видим, что испытуемые, имеющие высокий и средний уровни общительности, способны контролировать своё времяпровождение в киберпространстве; однако у испытуемых с низким уровнем коммуникабельности наблюдается некоторые проблемы, связанные с нежелательно высоким увлечением интернетом.
Таким образом, можно предположить, что чем сильнее человек зависим от интернет- пространства, тем ниже его коммуникабельные способности.
Согласно точке зрения Р. Дэвиса, существуют так называемые «здоровые» интернет-пользователи, которые способны отличать обычное межличностное взаимодействие от онлайн-общения, таким образом они, как правило, не имеют каких- либо проблем с окружением, связанных именно с пребыванием в интернете [2].
На наш взгляд, замещение живого общения онлайн-взаимодействием, а также такие возможные последствия интернет-зависимости, как пренебрежение личной гигиеной, проблемы контролирования собственных эмоций, а также недостаток времени, сказывающийся на общей работоспособности человека могут оказывать сильное влияние на его коммуникативные навыки, изменяя их в худшую сторону.
Список литературы
- Егоров А.Ю. Нехимические аддикции. СПб.: Речь, 2007, 190 с.
- Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2015. № 4 (33). C. 4.
- Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. 240 с.
- Young K.S. Internet addiction: Symptoms, evaluation, and treatment // Innovations in Clinical Practice / Ed. by L. Vande-Creek, T.L. Jackson. Sarasota, FL: Professional Resource Press, 1999. Vol. 17.
Об авторах
- Ксения Андреевна Холупова - кафедра клинической психологии, факультет общественного здоровья, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.
- Марина Владимировна Яворская - старший преподаватель, кафедра клинической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.
Смотрите также:
- Коновалова Н.В. Интернет-пространство и варианты развития интернет-зависимой личности
- Непреодолимое желание. Адам Алтер
- Родионова А.С. Исследование особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-аддикцию
- Тончева А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости