Холупова К.А., Яворская М.В. Интернет-зависимость у людей с разным уровнем коммуникабельности

Х

Настоящее время – это период, когда количество людей, заменяющих живое общение с окружающими на пребывание в сети, постоянно растёт. 

На данный момент интернет-зависимость не рассматривают, как психическое расстройство ни по МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра), ни по DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition). 

Однако последствия, которые несёт за собой данный вариант аддикции, могут нанести человеку весомый психологический ущерб. 

В связи с этим, изучение взаимосвязи между интернет-зависимостью и коммуникабельностью является актуальным для современной психологии.

Американский исследователь М. Орзак (Orzack, 1998) в своих работах выделяет психологические симптомы при интернет-аддикции: ощущение пустоты, депрессии и раздражения не за компьютером, а также физические симптомы: расстройства сна и головные боли [1].

Есть основания полагать, что постоянная нагрузка на нервно- психическое напряжение может привести как к определённым трудностям в общении, так и к полной замкнутости и стремлению к постоянному одиночеству. 

Кроме того, согласно мнению доктора медицинских наук А.Ю. Егорова, интернет-зависимость можно также рассматривать, как общую совокупность других различных аддикций (игровая, любовная, работогольная и т.д.), другими словами, интернет-пространство становится средством реализации подобных зависимостей [2].

Так как интернет затрагивает широкий спектр человеческой деятельности, в настоящее время, как можно предположить, любой человек подвергается риску стать зависимым от Всемирной паутины.

Цель исследования: выяснить, влияет ли зависимость от киберпространства на коммуникабельные способности человека.

Методики исследования:

  • Методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). Участникам предлагалось 16 простых вопросов, на которые необходимо было ответить «Да», «Иногда» и «Нет». Тест использовался для оценки общего уровня общительности и испытуемого.
  • «Опросник Интернет-зависимости» (Кимберли Янг, 1996). Участникам предлагалось 20 вопросов, на которые необходимо было ответить «никогда», «иногда», «регулярно», «часто», «очень часто». Методика использовалась для определения степени интернет- зависимости у испытуемого. Стоит также отметить, что степень аддикции определялась не количеством потерянного времени за интернетом, а скорее влиянием увлеченности киберпространством на повседневную жизнь.

Результаты исследования. В работе принимали участие 30 студентов, из них 13 юношей в возрасте от 20 до 25 лет и 17 девушек в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты исследования уровня коммуникабельности по методике В.Ф. Ряховского послужили основанием разделить участников исследования на три основные группы (Рис. 1):

  1. Группа студентов, имеющих низкий уровень коммуникабельности, характеризующийся неразговорчивостью, замкнутостью, а также предпочтением находиться в одиночестве – 9 человек;
  2. Группа студентов, имеющих средний уровень коммуникабельности, характеризующийся осторожностью при взаимодействии с незнакомыми собеседниками, а также избегание шумных компаний – 13 человек;
  3. Группа студентов, имеющих высокий уровень коммуникабельности, характеризующийся любопытностью, разговорчивостью, охотным желанием быть в центре внимания – 8 человек.
Рис. 1. Результаты исследования уровня общительности
Рис. 1. Результаты исследования уровня общительности

Результаты методики исследования уровня интернет-зависимости Кимберли Янг показали, что чрезмерное увлечение интернетом наблюдается: в первой группе – у 7 из 9 человек, во второй группе – у 2 из 13 человек и в третьей группе – у одного из 8 человек (Рис. 2). У остальных испытуемых отмечается низкая степень интернет- аддикции.

Рис. 2. Количество студентов с высоким уровнем интернет-зависимости
Рис. 2. Количество студентов с высоким уровнем интернет-зависимости

Так как в исследовании принимали участие студенты высших учебных заведений, можно предположить некоторые факторы, которые могли повлиять на результаты. 

Во-первых, методика К. Янг является самодиагностикой пристрастия к интернету, поэтому стоит учитывать тот факт, что не все участники исследования могли отнестись добросовестно к самооценке собственной личности. 

Во-вторых, следует также обратить внимание на то, что испытуемые, обладающие низким уровнем общительности, могут являться носителями таких черт характера, как нерешительность и неуверенность в своей деятельности, что  также может сказаться на результатах самооценки. 

В-третьих, исследование проводилось у студентов, обучающихся на дистанционной форме обучения с использованием интернет- технологий, в связи с чем потребность в использовании интернета у студента резко повышается. Данный фактор таким же образом мог повлиять на результаты исследования уровня интернет-аддикции.

Исходя из результатов проведённого исследования, мы видим, что испытуемые, имеющие высокий и средний уровни общительности, способны контролировать своё времяпровождение в киберпространстве; однако у испытуемых с низким уровнем коммуникабельности наблюдается некоторые проблемы, связанные с нежелательно высоким увлечением интернетом. 

Таким образом, можно предположить, что чем сильнее человек зависим от интернет- пространства, тем ниже его коммуникабельные способности.

Согласно точке зрения Р. Дэвиса, существуют так называемые «здоровые» интернет-пользователи, которые способны отличать обычное межличностное взаимодействие от онлайн-общения, таким образом они, как правило, не имеют каких- либо проблем с окружением, связанных именно с пребыванием в интернете [2].

На наш взгляд, замещение живого общения онлайн-взаимодействием, а также такие возможные последствия интернет-зависимости, как пренебрежение личной гигиеной, проблемы контролирования собственных эмоций, а также недостаток времени, сказывающийся на общей работоспособности человека могут оказывать сильное влияние на его коммуникативные навыки, изменяя их в худшую сторону.

Список литературы

  1. Егоров А.Ю. Нехимические аддикции. СПб.: Речь, 2007, 190 с.
  2. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2015. № 4 (33). C. 4. 
  3. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. 240 с.
  4. Young K.S. Internet addiction: Symptoms, evaluation, and treatment // Innovations in Clinical Practice / Ed. by L. Vande-Creek, T.L. Jackson. Sarasota, FL: Professional Resource Press, 1999. Vol. 17.
Источник: Вестник науки и образования. 2020. №12-2 (90).

Об авторах

  • Ксения Андреевна Холупова - кафедра клинической психологии, факультет общественного здоровья, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.
  • Марина Владимировна Яворская - старший преподаватель, кафедра клинической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest