Интернет служит социальному освобождению —
это прозак социальной коммуникации.
Дж. Морахан-Мартин и П. Шумахер, 2000 г.
Согласно современным представлениям, интернет-аддикции (ИА) могут быть отнесены к группе технологических аддикций — нехимических (поведенческих) зависимостей, реализуемых посредством современных технологий [2; 3]. Наряду с ИА в эту группу входят зависимости от видеоигр, от мобильных телефонов, от просмотра телевизионных передач. Впервые термин «технологические зависимости» был предложен М. Гриффитсом [29].
В связи с увеличением роли современных технологий в нашей повседневной жизни в будущем следует ожидать роста этого вида зависимостей. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. В 2012 году, по оценкам, число пользователей Интернета составило 2,5 миллиарда человек [37].
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца — клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 году К. Янг [78] разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. В результате были получены почти 500 заполненных анкет, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами.
В середине 90-х гг. прошлого века для обозначения этого явления И. Гольдберг [26] предложил термин «интернет-аддикция» (современные синонимы: нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость, избыточное/патологическое использование Интернета, интернетомания и др.), а также набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга).
Уже в 21 веке группа китайских исследователей под руководством Р. Тао [52] предложила критерии диагностики интернет-зависимости, в основе которых лежат критерии DSM-5 для химической зависимости. Валидность этих критериев авторы определяют в 98%.
Критерии диагностики ИА [52]:
А. Симптоматические критерии
Оба критерия должны присутствовать:
- Озабоченность Интернетом: человек постоянно вспоминает о предыдущей деятельности в Интернете либо предвосхищает следующий сеанс работы в Сети.
- Симптомы отмены, о чем свидетельствуют дисфория, тревога, раздражительность и скука, возникающие после нескольких дней без использования Интернета.
По меньшей мере один (или более) из следующих симптомов:
- Толерантность: увеличение времени, проводимого в Интернете, которое необходимо для достижения удовлетворения.
- Настойчивое желание и/или неудачные попытки контролировать, сократить или прекратить использование Интернета.
- Продолжение чрезмерного использования Интернета, несмотря на знание об имеющихся постоянных либо периодических физических или психологических проблемах, которые были вызваны или усугубляются использованием Интернета.
- Потеря интереса к предыдущим увлечениям и развлечениям, за исключением использования Интернета, как прямой результат.
- Человек использует Интернет, чтобы избежать плохого настроения или облегчить подобное состояние (например, дисфорию, чувство беспомощности, вины, тревоги).
- Критерий исключения: чрезмерное использование Интернета связано с психическим расстройством или биполярным расстройством I типа.
В. Клинически значимые критерии нарушений: функциональные нарушения (снижение социальной, научной, учебной, производственной активности), в том числе потеря значимых отношений, работы, образовательных или карьерных возможностей.
С. Временные критерии: продолжительность интернет-зависимости должна быть более 3 месяцев при использовании Интернета от 6 и более часов в день.
Корейскими специалистами были разработаны диагностические характеристики для выявления ИА у подростков [53] и студентов колледжей [51]. Они во многом пересекаются с диагностическими критериями Р. Тао.
Среди специалистов в последние годы широко обсуждался вопрос, включать ли интернет-зависимость в классификации психических расстройств, в частности в DSM-5. Аргументы «за» и «против» создания новой диагностической категории приведены в табл. 1.
Таблица 1. Аргументы сторонников и противников включения ИА в DSM-5 [33]
В 2013 году ИА не была включена в новую DSM-5. Действительно, как утверждают в одном из последних критических обзоров А. Ван Рёй и Н. Праус [72], на сегодняшний день не существует строгих доказательств существования интернет-зависимого расстройства как нозологической единицы. С другой стороны, на наш взгляд, включение в перечень заболеваний данной аддикции повлекло бы за собой серьезные социальные последствия, в первую очередь вызванные последующей необходимостью медицинского страхования этой новой патологической формы.
А что тогда представляет собой обычное, нормальное использование Интернета? С точки зрения Р. Дэвиса [19], здоровые пользователи Интернета имеют строгую цель и тратят на ее реализацию разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта. Здоровые пользователи Интернета в состоянии отграничить общение онлайн от живого общения. Интернет для них является полезным инструментом.
На рубеже веков приводились данные о том, что распространенность интернет-зависимости среди населения уже составляет от 1 до 5% [28; 78], причем более подвержены ей оказались гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям.
В 2004 году около 68% взрослых американцев были активными пользователями Интернета и у 4—14% отмечались один или более признаков его проблемного использования, а у 1% — признаки интернет-зависимости [48]. Это соответствует данным немецкого исследования [47]. Проявление интернет-зависимости обычно происходит в конце тридцатилетнего — начале сорокалетнего этапа жизни [48].
Более современные популяционные исследования в США и Европе показывают распространенность ИА у 1,5—8,2% пользователей [74]. В ходе недавнего турецкого исследования, охватившего 1156 студентов (52,3% — лица мужского пола), была выявлена интернет-зависимость у 15,1% исследуемых. Молодые люди достоверно преобладали над девушками: 20,4% и 9,3% соответственно [48]. Преобладание юношей над девушками по вовлеченности в ИА составляет пропорцию 3—5:1 [38].
В своем обзоре K. Чакраборти (работа написана в соавторстве с коллегами) [15] сообщает, анализируя результаты исследований, которые были сфокусированы на лицах молодого возраста, о том, что уровень распространенности ИА варьирует в интервале от 0,9 до 38%. В 4 исследованиях, проводившихся онлайн, данные также различались: от 3,5 до 18%. Авторы объясняют такой разброс данных несколькими причинами: трудностями в самой концептуализации ИА, отсутствием доступных стандартных критериев диагностики, гетерогенностью групп населения, ставших объектом изучения, а также отсутствием учета коморбидных психических расстройств в ряде исследований.
Существенный рост ИА отмечается в экономически развитых странах Востока, где согласно разным данным она наблюдается у 4—18 % населения [49]. Так, если на рубеже веков в Тайване 6% студентов колледжей являлись интернет-аддиктами [17], то через семь лет С. Ёнг и Ч. Танг [76] с помощью опросника К. Янг обнаружили ИА у 236 тайваньских школьников-подростков (то есть у 13,8% учеников старших классов из числа 1708 исследуемых). В среднем аддикты находились в Сети 21,1 часа в неделю. У юношей ИА отмечалась в 2,6 раза чаще, чем у девушек. По данным корейских исследователей, среди старших школьников очевидная ИА регистрируется у 1,6%, а возможная — у 38% [34]. 80% из тех, кто нуждается в лечении, может потребоваться назначение психотропных средств, а 20—24% подростков, возможно, и госпитализация [41].
Используя результаты анализа 3500 анкет-тестов K. Янг на интернет-зависимость, В.А. Лоскутова [6] выявила, что среди всех респондентов в исследованной выборке «здоровых» оказалось 74%, «пограничных» — 24%, «зависимых» — 2%. Анализ распространенности интернет-зависимого поведения среди московских подростков, сделанный В.Л. Малыгиным, А.С. Искандировой и др. [5], показал, что 4,3% из них имеют признаки сформированного интернет-зависимого поведения, а 29,3% от общей выборки злоупотребляют интернет-ресурсами и относятся к группе риска в отношении проблемного использования Интернета. Точных данных о количестве интернет-аддиктов в России не имеется.
В период с 2008 по 2010 гг. из 326 пациентов немецкого Центра Грюссер-Синополи по лечению поведенческих зависимостей 192 (59%) имели ИА. В основном это были мужчины (97%) в возрасте от 18 до 36 лет. У них отмечались частые случаи социальной фобии и депрессии наряду с проблемами при обучении и в работе [25].
В последние годы интенсивно изучаются нейробиологические корреляты ИА. Исследования в области генетики и нейробиологии также внесли вклад в разработку этой темы. Так, сравнительно недавно был обнаружен полиморфизм гена-переносчика серотонина (SS-5HTTLPR) у интернет-аддиктов [22].
Морфометрические исследовании Е. Жу с коллегами [27] показали, что у интернет-зависимых подростков имеется более низкая плотность серого вещества в левой передней цингулярной коре, левой задней поясной коре, левом перешейке и левой лингвальной извилине по сравнению со здоровой контрольной группой. Авторы предположили, что это позволяет по-новому взглянуть на патогенез интернет-зависимости, особенно в свете обнаруженного ранее дефицита функции принятия решений и стратегии обучения.
По-воксельный анализ фракционной анизотропии белого вещества мозга также показал, что по сравнению с контрольной группой при ИА отмечается ее снижение, в том числе в орбито-фронтальной области, в мозолистом теле, поясном, нижнем лобно-затылочном пучке, во внутренних и внешних капсулах. Авторы заключают, что при ИА имеет место выраженное снижение фракционной анизотропии белого вещества, что может быть связано с некоторыми поведенческими нарушениями [7].
Используя ПЭТ, С. Ким и его сотрудники [56] обнаружили двустороннее снижение активности дофаминовых рецепторов D2 в хвостатом ядре и скорлупе. H. Ху и его коллеги [57] с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии обнаружили снижение уровня экспрессии переносчика дофамина в полосатом теле у взрослых с интернет-зависимостью. Взятые вместе, эти результаты показывают, что ИА, как и химические зависимости, может быть также связана с нарушением в дофаминергической нейромедиаторной системе.
ФМРТ-исследования показали, что при желании сыграть онлайн в видеоигры активируются те же зоны мозга, что и при возникновении тяги к психоактивным веществам [13]. Также с помощью ФМРТ исследовались различия во внутримозговых функциональных связях у подростков с интернет-зависимостью. Было обнаружено снижение функциональных связей, причем в большей мере оно наблюдалось в корково-подкорковых связях (~ 24% с префронтальной и ~ 27% с теменной корой). Скорлупа была наиболее вовлеченной в этот процесс структурой среди подкорковых ядер [20].
Степень вовлеченности в ИА была пропорциональна снижению объема серого вещества в дорсолатеральной префронтальной коре, ростральной передней цингулярной коре и дополнительных моторных зонах [44].
Коморбидность ИА с другими психическими и поведенческими расстройствами в целом остается сходной коморбидности других аддиктивных расстройств. Среди интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных с преобладанием депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств [36; 55], а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении [1].
Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с ИА более частую депрессию с повышенным риском суицида [34]. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и депрессивное расстройство чаще всего наблюдались у студентов колледжей с интернет-зависимостью, причем депрессивное расстройство было характерно для лиц мужского пола [54].
В другом исследовании признаки СДВГ, депрессии и враждебности были обнаружены у студентов — интернет-аддиктов мужского пола, в то время как симптомы СДВГ и депрессии оказались характерными для зависимых женского пола [66]. О частых случаях депрессии и тревоги у интернет-аддиктов сообщают и тайваньские исследователи [81]. Израильские исследователи обнаружили высокий удельный вес социальной фобии среди молодых людей с интернет-аддикцией [35], а также с СДВГ [74].
В 2013 году был опубликован анализ статей, посвященных коморбидности ИА [65]. Авторы показали, что большинство исследований проведено преимущественно в азиатских странах и имеют кросс-секционный дизайн проспективное исследование было проведено только одно.
В обзорах 75% исследований сообщается о высокой корреляции ИА с депрессией, в 57% — с тревогой, в 100% — с СДВГ, в 60% — с обсессивно-компульсивным расстройством, а в 66% — с враждебностью/агрессией. По мнению авторов, отсутствуют исследования, в отчетах о которых имеются сведения о коморбидности ИА и социальной фобии, что опровергается, в частности, упомянутой выше израильской работой. В большинстве трудов говорится о более значительной распространенности ИА среди мужчин по сравнению с женщинами.
Как и при других нехимических зависимостях, при ИА имеется более высокий риск возникновения зависимости от психоактивных веществ. Так, нами был обнаружен достоверно более высокий риск наркотизации и алкоголизации у молодых интернет-аддиктов по сравнению со здоровыми сверстниками [4]. О связи патологических пользователей онлайн-видеоигр с употреблением табака, алкоголя и каннабиса сообщают A. Ван Рёй с коллегами [67].
О высокой коморбидности ИА и химических зависимостей есть сведения, полученные в результате исследований, проведенных в Азии. Так, обследование 2,5 тыс. студентов колледжей выявило ИА у 12,3% и злоупотребление алкоголем у 6,6%, причем часто обе аддикции сочетались. У полиаддиктов отмечалась депрессия [62]. В других работах также сообщается о высоком риске среди вышеупомянутой категории лиц наркотической и никотиновой зависимости, a также алкоголизма [9; 64; 71].
Последние исследования свидетельствуют о том, что ИА может служить своеобразным предиктором дальнейшего потребления ПАВ подростками [50]. Как показало недавнее турецкое исследование, подростки с ИА характеризуются не только более высоким уровнем потребления ПАВ, но и склонностью к суицидальным мыслям, самоповреждению и делинквентному поведению [32].
Имеются данные о том, что проблемное использование Интернета коррелирует с худшими показателями физического здоровья [40]. Более того, имеются данные, что проблемные интернет-гемблеры ближе к химически зависимым лицам, чем проблемные интернет-геймеры [73].
К. Янг справедливо отметила, что интернет-зависимость не является одним расстройством, а скорее представляет собой спектр клинических проявлений [78]. Она же первая охарактеризовала пять основных типов ИА:
- Компьютерная зависимость (computer addiction): обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности).
- Компульсивные навигаторы Сети (net compulsions): компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных.
- Перегруженные информацией (information overload): патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам.
- Киберкоммуникативная зависимость (cyber-relational addiction): зависимость от социальных применений Интернета, то есть от общения в чатах, групповых играх и на телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
- Киберсексуальная зависимость (cybersexual addiction): зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».
М. Гриффитс [29] выдвинул гипотезу, что ИА может формироваться на базе различных форм использования Интернета: как возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, наличии интереса к непосредственному содержанию сайта (например, порносайты), при онлайновой социальной активности (например, общение в чатах или игры с участием нескольких человек).
Полемизируя с К. Янг, М. Гриффитс [30] утверждает, что многие интенсивные пользователи Интернета не являются собственно интернет-аддиктами, а используют Сеть для реализации других аддикций. В отличие от М. Гриффитса, Дж. Кэнделл [39] определил ИА как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в Сети.
Расширяя дефиниции ИА К. Янг, Р. Дэвис [19] предложил когнитивно-поведенческую модель патологического использования Интернета. Он выделил две формы ИА, которые обозначил как специфическое патологическое использование Интернета (Specific Pathological Internet Use) и генерализованное патологическое использование Интернета (Generalized Pathological Internet Use).
Первая форма представляет собой зависимость от какой-либо специфической функции Интернета (онлайновые сексуальные службы, онлайновые аукционы, онлайновая продажа акций, онлайновый гемблинг). Тематика аддикции сохраняется, а также может быть реализована и вне Интернета.
Вторая форма представляет собой неспециализированное, многоцелевое избыточное пользование Интернетом и включает проведение большого количества времени в Сети без ясной цели, общение в чатах, зависимость от электронной почты, т.е. она в значительной степени связана с социальными аспектами Интернета. И, по данным тайваньских исследователей, социальные функции Интернета играют существенную роль в формировании зависимости [42].
Соглашаясь с позицией К. Янг и Р. Дэвиса о неоднозначности феномена ИА и поддерживая точку зрения М. Гриффитса, мы считаем, что зависимость от Интернета представляет собой сборную группу разных поведенческих зависимостей, где компьютер является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, мы считаем возможным выделить следующие типы ИА:
- Интернет-гемблеры, которые пользуются разнообразными интернет-тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д.
- Интернет-геймеры, пользующиеся разнообразными интернет-играми, из которых наибольший аддиктивный потенциал имеют т.н. онлайновые ролевые игры для большого количества игроков (massively multiplayer online role-playing games — MMORPG).
- Интернет-трудоголики, которые реализуют свой работоголизм посредством Сети (поиск баз данных, составление программ и т.д.).
- Интернет-сексоголики, посещающие разнообразные порносайты, занимающиеся виртуальным сексом.
- Интернет-эротоголики — любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством Сети.
- Интернет-покупатели, реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн.
- Интернет-аддикты отношений, которые часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т.д., т.е. заменяют реальную аддикцию отношений виртуальной. Подтверждением существования этой формы ИА является выделение отдельной Facebook-аддикции, которой на сегодня посвящено уже порядка 10 публикаций [69].
Предлагая включить дефиницию ИА в DSM-5, Дж. Блок [11] представил к рассмотрению три подтипа интернет-зависимости, а также зависимости от компьютерных игр: 1) избыточную игровую деятельность, 2) сексуальную зависимость и 3) зависимость от электронной почты/текстовых сообщений.
Для всех подтипов характерны четыре общих компонента: а) чрезмерное использование (наряду с потерей чувства времени или игнорированием основной деятельности), б) симптомы отмены (напряженность, гнев, возбуждение и/или депрессия, когда доступ к компьютеру блокируется), в) толерантность (увеличение времени использования и/или усложнение компьютерного оборудования), г) негативные последствия (например, плохая успеваемость/производительность, усталость, социальная изоляция, конфликты).
Через Интернет могут реализовываться также самые разнообразные сексуальные аддикции, а также практически все расстройства сексуального поведения, проявление которых в обычной жизни может быстро привести к негативным последствиям.
Современные проявления киберсекса включают не только рассматривание и/или загрузку порнографии, сопровождающиеся мастурбацией, но также чтение и написание писем и рассказов сексуального содержания, назначение через электронную почту сексуальных свиданий, размещение адресов по поиску сексуальных партнеров, посещение чатов сексуального содержания, занятие виртуальным сексом с партнером в реальном времени с помощью видеокамеры.
Многие занимаются виртуальным извращенным сексом — садомазохизмом, сексом с детьми и подростками, представляют себя лицом другого пола, чего никогда с ними не бывает в реальной жизни. Побочными по отношению к киберсексуальной активности являются секс по телефону с людьми, с которыми пользователи познакомились в Сети, и отношения, которые из виртуальных превращаются в реальные.
Большинству приверженцев киберсекса Интернет дает возможность приобщения к новому увлекательному пространству для сексуального экспериментирования. Меньшинство пользователей (по оценкам американских психологов — 8—10%) становятся зависимыми от киберсекса, что создает проблемы в реальной жизни, которые можно разделить на две категории: проблемы, возникающие из-за длительного использования Интернета, и проблемы, специфически связанные с сексуальной активностью [58].
С годами становится все больше интернет-покупателей. Потратить виртуальные деньги зачастую психологически проще, чем реальные, что также способствует формированию аддикции. Онлайновая аддикция к аукционам определяется как компульсивная потребность участвовать в онлайновых аукционах, что со временем приводит к пагубным последствиям для покупателя [18].
Аддикция к онлайновым аукционам характеризуется переплетением особенностей Интернета, компульсивного шопинга и компульсивного гемблинга. В DSM-IV эти состояния относятся к расстройствам контроля побуждений (impulse control disorders), которые, в свою очередь, являются результатом нарушения суждений и способности к принятию решений. Как показали исследования, развитие онлайновой аукционной аддикции проходит континуум от единичных проявлений потенциально аддиктивного поведения к хронической зависимости [45].
Проблема ИА и ее лечения длительное время оставалась вне поля зрения психиатров и находилась в большей степени в сфере деятельности психологов. Тем не менее ситуация меняется, и, как показало исследование, проведенное в Швейцарии, абсолютное большинство психиатров этой страны (80%) считает ИА клинической нозологической единицей, требующей лечения [61].
Имеются определенные проблемы в изучении терапевтических подходов к ИА. Это обусловлено рядом причин: а) противоречиями в определении и диагностике интернет-зависимости, б) отсутствием рандомизации и двойного слепого контроля во многих исследованиях, в) отсутствием надлежащих групп контроля или других групп сравнения, и г) недостаточной информацией, касающейся полученных результатов, характеристик выборки и показателей лечебного эффекта [8].
В мире появляется все большее число центров амбулаторного лечения, в том числе на базе Учебного центра компьютерной зависимости в больнице Маклина при Гарвардской медицинской школе, Института штата Иллинойс для лечения наркомании при больнице Проктор, отдела аддикций при клинике Женевского университета, Реабилитационного центра для подростков с ИА в Китае. Целью лечения ИА в этих программах обычно является контролируемое использование Интернета, а не воздержание от него [14].
Хотя схемы лечения ИА находятся в состоянии разработки, на сегодняшний день есть предложения разных типов и подходов терапии этого расстройства [15] (табл. 2).
Таблица 2. Предлагаемые подходы к терапии ИА [15]
Результаты современного метаанализа, включившего в себя 16 исследований, в которых принимало участие 670 человек, показали, что психологические и фармакологические интервенции были высокоэффективны в случаях ИА; они уменьшали количество времени, проведенного в Сети, снижали уровень депрессии, тревоги [70].
Еще полтора десятка лет назад К. Янг [79] предложила следующие поведенческие техники для терапии ИА: а) чаще разумно использовать время вне Сети, б) использовать внешние стоп-сигналы, в) ставить цели, г) воздерживаться от использования Интернета в особых случаях, д) использовать карточки с напоминаниями, е) написать собственный перечень проблем, ж) войти в группу поддержки, з) использовать семейную терапию.
Впоследствии К. Янг разработала этапы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в применении к ИА [80]. На первом этапе поведенческая терапия используется для контроля поведения за компьютером и поведения вне компьютера. Поведение за компьютером предполагает активную деятельность онлайн с первоначальной целью достижения воздержания от проблемных приложений и контролируемого использования компьютера.
На втором этапе когнитивная терапия используется для работы с психологическими защитами у лиц с ИА, такими как отрицание и рационализация, которые оправдывают чрезмерное пребывание онлайн. КПТ ИА использует когнитивную реструктуризацию с целью сломать этот шаблон поведения.
Третий этап КПТ ИА включает терапию, направленную на снижения вреда, для дальнейшего восстановления и профилактики рецидивов. Как ситуационные факторы играют роль в развитии ИА, так и терапия, направленная на снижение вреда, может быть использована для выявления и лечения психических проблем, сосуществующих с компульсивным использованием Интернета, и для коррекции социальных проблем в семье и/или брачных отношениях. Успехом использования данной методики КПТ у 128 пациентов можно считать то, что 95% пациентов через 12 недель терапии могли контролировать свое поведение за компьютером, а у 78% отмечалась 6-месячная ремиссия [81].
В целом относительно терапии ИА высказываются мнения о пользе КПТ, которая должна включать когнитивное реструктурирование использования Интернета, поведенческие упражнения, провокационную терапию, вследствие которой пациент остается вне Сети все больше и больше времени [19], самозапрет на пользование компьютером [59].
Когнитивно-поведенческие формы терапии хорошо известны и с успехом применяются для коррекции различных психических и поведенческих расстройств. Они часто используются при лечении различных аддиктивных расстройств и для предотвращения срывов ремиссий.
Тайваньские исследователи описали факторы благоприятного и неблагоприятного прогноза коррекции ИА у подростков. К факторам благоприятного прогноза, способствующим формированию ремиссии, относятся низкая враждебность и низкая обидчивость в межличностных отношениях. К факторам неблагоприятного прогноза авторы относят высокую возбудимость, низкую потребность в поощрении, низкую самооценку, слабые семейные связи, онлайновый гемблинг [24].
В рамках КПТ киберсексуальной зависимости С. Сутем [60] предлагает обращать особое внимание на следующие компоненты: предотвращение рецидивов, улучшение отношений с близкими, реконструкцию любовных связей, восстановление нормального возбуждения, тренинги копинг-навыков.
Китайские исследователи предлагают использовать методику электроакупунктуры в сочетании с психотерапевтическим воздействием. По их данным, позитивный эффект наблюдался у 91,3% членов группы, где использовалось сочетание акупунктуры с психотерапией, и в 59,1% случаев в группе, где использовалась только психотерапия [84]. Кроме того, в Китае для подростков с ИА практикуют помещение в «дома на полпути» сроком на 10—14 дней, где используются групповая терапия, фармакотерапия, акупунктура и занятия спортом [15].
Другие исследователи предполагают, что обучение и тренинги, тематика которых связана с риском ИА, могут облегчить многие проблемы, спровоцированные Интернетом [82]. В последнее время для терапии некоторых форм ИА, в частности для работы с интернет-геймерами, используются модификации программы 12 шагов в рамках «Сообщества онлайновых анонимных игроков» [43].
Опыт швейцарской амбулаторной клиники в отношении обратившихся туда лиц с ИА включал индивидуальные психотерапевтические сессии. Психотерапия содержала в себе компоненты поведенческой терапии и мотивационного интервью, адаптированные для ИА.
Пациенты с коморбидными психическими расстройствами обследовались специалистами и получали адекватную терапевтическую помощь. Пациенты, которые оставались в поле действия лечебной программы (76% от обратившихся за помощью), в целом продемонстрировали клиническое улучшение: у 38,6% отмечалось существенное улучшение показателей шкалы CGI, у 26,3% было минимальное улучшение, а у 14% динамики не было [16].
В исследовании Е. Ду и его сотрудников [23] приняли участие 56 подростков с ИА, которые были рандомизированы в две группы. Первая группа получала в школе мультимодальную КПТ, а вторая была контрольной. Результаты показали, что время использования Интернета снизилось в обеих группах, однако только в группе, получавшей КПТ, улучшились навыки правильного использования времени, эмоциональные, когнитивные и поведенческие симптомы.
Собственный клинический опыт показывает, что коррекция и терапия ИА представляет собой серьезную проблему в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, приходится сталкиваться с почти тотальной анозогнозией (отрицанием признаков болезни) у пациентов с ИА.
Анозогнозия — явление очень характерное для всех категорий лиц с аддиктивными расстройствами, и оно связано с механизмами психологической защиты. В случае социально неприемлемых зависимостей (алкоголизм, наркомания, гемблинг и др.) это явление преодолевается легче, чем в случае социально приемлемых аддикций, к которым в большинстве своем относятся и ИА.
Преодолению анозогнозии при ИА мешают также характерологические особенности (шизоидные черты) пациентов. Очень часто проблема уже понимается ближайшим окружением пациента, в то время как он сам категорически отказывается от каких-либо консультаций специалиста, не говоря уже о терапевтическом вмешательстве.
Во-вторых, начиная коррекцию ИА, следует помнить, что она, как любая зависимость, может легко перейти в другую, в том числе социально неприемлемую, последствия которой могут быть более пагубными. И наконец, в-третьих, на сегодняшний день не существует фармакологических препаратов, непосредственно влияющих на основной симптом зависимости — влечение к объекту зависимости.
Мы также с определенным успехом использовали КПТ для коррекции ИА. Идея методики заключалась в постепенном замещении времени, проводимого за компьютером, временем, отводимым на разнообразную деятельность, которая имела для пациента эмоционально позитивную окраску. После знакомства с больным и анамнестическими данными мы начинали когнитивно-поведенческую терапию с мотивационного интервью, в ходе которого выяснялись мотивации пациента на лечение, предпринимались попытки ее повышения, обсуждались возможные перспективы изменения поведения.
В целях повышения мотивации обсуждались возможности изменения реального отношения аддикта к людям, которым он причиняет боль и неудобство своим поведением. Разбиралось влияние его поступков на других, зависящих от него, в том числе экономически. На следующем этапе совместно идентифицировались т.н. триггеры — ситуации, которые чаще всего приводят к неконтролируемому использованию Интернета.
Когда аддикт осознает свои триггеры, он может выбрать модели альтернативного поведения в этой ситуации. Рассматривались варианты альтернативной деятельности, которые субъективно носили бы эмоционально положительную окраску. Возможности альтернативных действий неоднократно проговаривались и заносились в список. Проводилось совместное планирование альтернативных действий на ближайшую (до следующего сеанса) перспективу. На последующих сеансах рассматривались использованные поведенческие стратегии, в них вносились коррективы.
Использовалось словесное поощрение успехов пациента, а также расширялся список альтернативных действий. Параллельно с поведенческими техниками применялся еще один метод: пациент обучался технике релаксации, а также элементам аутотренинга; ему рекомендовалось использовать эти техники не менее 20—30 минут в день. Назначение мягких антипсихотических, антидепрессивных и противотревожных препаратов было обязательным дополнением психотерапевтических мероприятий в случае наличия коморбидной психопатологии, которая, как указывалось выше, встречается достаточно часто.
В будущем, когда появится достаточное количество работ в области нейрохимии поведенческих аддикций, возможно, будут разработаны схемы использования психотропных препаратов в сочетании с другими стратегиями, которые в настоящее время с успехом применяются при лечении химических зависимостей и патологического гемблинга [77].
В настоящее время стандарты фармакотерапии ИА остаются неразработанными, а объем клинических исследований по данному вопросу не превышает нескольких работ. Для назначения фармакологических препаратов требуется проведение корректных исследований в рамках стандартов доказательной медицины, которые подтвердят их клиническую эффективность.
Американские исследователи Д. Боствик и Д. Буччи [12] предлагают использовать агонист/антагонист опиоидных рецепторов — препарат налтрексон. Они описали клинический случай интернет-сексуальной аддикции, когда неэффективными оказались антидепрессанты, индивидуальная и групповая психотерапия, посещение «Сообщества анонимных сексоголиков». Только назначение налтрексона возымело действие.
Селективный ингибитор обратного захвата серотонина — эсциталопрам — был использован Дель-Оссо и его соавторами [21] для лечения 14 пациентов с ИА. В результате лечения использование Интернета значительно сократилось (в среднем с 36,8 часов в неделю до 16,5 часов в неделю). Кроме того, имеется сообщение о случае успешного использования сходного по механизму и структуре препарата циталопрама в сочетании с атипичным антипсихотиком кветиапином у онлайнового игрока с депрессией [10].
Корейские исследователи сообщают об успешном применении метилфенидата [68] у 63 детей с СДВГ и аддикцией к видеоиграм. В течение 8 недель лечения показатели шкалы YIAS-K (корейская версия теста К. Янг на интернет-аддикцию) и времени использования Интернета существенно снизились. Изменения в показателях YIAS-K положительно коррелировали с показателями корейской версии шкалы оценки СДВГ (общие показатели, невнимательность), а также с пропуском ошибок по данным Visual Continuous Performance Test.
Были обнаружены значительные различия в количестве ошибок, связанных с невнимательностью, среди групп здоровых людей, лиц с легкими признаками интернет-зависимости и среди тяжелых интернет-аддиктов. Те же авторы сообщают об успешном применении антидепрессанта бупропиона в плане редукции проявлений аддикции к видеоиграм у пациентов с депрессией [31].
В качестве одного из профилактических мероприятий нам представляется полезным вывешивание на различных сайтах в онлайновом режиме диагностических опросников и шкал (которые разработаны почти для всех форм кибераддикций), чтобы пользователи Сети могли самостоятельно определить, насколько они «продвинулись» в плане развития онлайнового аддиктивного расстройства.
Литература
- Джолдыгулов Г.А., Гусманов Р.М., Шевченко Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: материалы Российской научно-практической конференции / под общ. ред. проф. А.В. Худякова. – Иваново. – 2005. – С. 111–112.
- Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
- Егоров А.Ю. Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – С. 29–55.
- Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
- Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов / Е.А. Смирнова, В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова [и др.]; под ред. В.Л. Малыгина. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с.
- Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Новосибирск., 2004.
- Abnormal white matter integrity in adolescents with Internet Addiction Disorder: A tract-based spatial statistics study / F. Lin, Y. Zhou, Y. Du [et al.] // PLoS ONE. – 2012. – Vol. 7, № 1. – e30253. doi:10.1371/journal.pone.0030253.
- Assessing clinical trials of Internet addiction treatment: a systematic review and CONSORT evaluation / D.L. King, P.H. Delfabbro, M.D. Griffiths [et al.] // Clin Psychol Rev. – 2011. – Vol. 31, № 7. – P. 1110–1116.
- Associations between the risk of internet addiction and problem behaviors among Korean adolescents / J. Sung, J. Lee, H.M. Noh [et al.] // Korean J Fam Med. – 2013. – Vol. 34. – P. 115–122.
- Atmaca M. A case of problematic internet use successfully treated with an SSRI-antipsychotic combination // Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. – 2007. – Vol. 31, № 4. – P. 961–962.
- Block J.J. Issues for DSM-V: internet addiction // Am J Psychiatry. – 2008. – Vol. 165. – P. 306–307.
- Bostwick J.M, Bucci J.A. Internet sex addiction treated with naltrexone // Mayo Clin Proc. – 2008. – Vol. 83, № 2. – P. 226–230.
- Brain activities associated with gaming urge of online gaming addiction / C.H. Ko, G.C. Liu, S. Hsiao [et al.] // J Psychiatr Res. – 2009. – Vol. 43, № 7. – P. 739–747.
- Brezing C., Derevensky J.L., Potenza M.N. Non-substance Addictive Behaviors in Youth: Pathological Gambling and Problematic Internet Use // Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. – 2010. – Vol. 19, № 3. – P. 625–641.
- Chakraborty K., Basu D., Vijaya Kumar K.G. Internet addiction: Consensus, controversies, and the way ahead // East Asian Arch Psychiatry. – 2010. – Vol. 20. – P. 123–132.
- Characteristics and treatment response of self-identified problematic Internet users in a behavioral addiction outpatient clinic / G. Thorens, S. Achab, J. Billieux [et al.] // Journal of Behavioral Addictions. – 2014. – Vol. 3, № 1. – P. 78–81.
- Chou C., Hsiao M.C. Internet addiction, usage, gratification, and pleasure experience: the Taiwan college students’ case // Computers & Education. – 2000. – Vol. 35. – P. 65–80.
- Cottler L.B. Comparing DSM-III-R and ICD-10 substance use disorders // Addiction. – 1993. – Vol. 88, № 5. – P. 689–696.
- Davis S.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. – 2001. – Vol. 17, № 2. – P. 187–195.
- Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction / S.B. Hong, A. Zalesky, L. Cocchi [et al.] // PLoS One. – 2013. – Vol. 8, № 2. e57831. doi: 10.1371/journal.pone.0057831. Epub 2013 Feb 25.
- Dell’Osso B., Hadley S., Allen A. Escitalopram in the treatment of impulsive-compulsive Internet usage disorder: an open-label trial followed by a double-blind discontinuation phase // Journal of Clinical Psychiatry. – 2008. – Vol. 69, № 3. – P. 52–56.
- Depression like characteristics of 5HTTLPR polymorphism and temperament in excessive Internet users / Y.S. Lee, D.H. Han, K.C. Yang [et al.] // J Affect Disord. – 2008. – Vol. 109. – P. 165–169.
- Du Y., Jiang W., Vance A. Longer term effect of randomized, controlled group cognitive behavioral therapy for Internet addiction in adolescent students in Shanghai // The Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. – 2010. – Vol. 44. – P. 129–134.
- Factors predictive for incidence and remission of internet addiction in young adolescents: a prospective study / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.F. Yen [et al.] // CyberPsychol and Behavior. – 2007. – Vol. 10, № 4. – P. 545–551.
- 25. Effects of a manualized short-term treatment of internet and computer game addiction (STICA): study protocol for a randomized controlled trial / S. Jäger, K.W. Müller, C. Ruckes [et al.] // Trials. – 2012. – Vol. 27. – P. 13–43.
- Goldberg I. Internet addiction disorder. 1996 // Psychom.net [Electronic resource]. – http://www.psycom.net (accessed 20 November 2004).
- Gray matter abnormalities in Internet addiction: A voxel-based morphometry study / Y. Zhou, F.-C. Lin, Y.-S. Du [et al.] // European Journal of Radiology. – 2011. – Vol. 79, № 1. – P. 92–95.
- Griffiths M.D. Internet addiction – time to be taken seriously? // Addiction Research. – 2000. – Vol. 8, № 5. – P. 413–419.
- Griffiths M.D. Internet addiction: does it really exist? // Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications / Ed. by J. Gackenbach. – San Diego, CA: Academic Press. – 1998. – P. 61–75.
- Griffiths M.D. Internet addiction: Internet fuels other addictions // Student British Medical Journal. – 1999. – Vol. 7. – P. 428–429.
- Han D.H., Renshaw P.F. Bupropion in the treatment of problematic online game play in patients with major depressive disorder // J Psychopharmacol. – 2012. – Vol. 26, № 5. – P. 689–696.
- High risk of Internet addiction and its relationship with lifetime substance use, psychological and behavioral problems among 10(th) grade adolescents / C. Evren, E. Dalbudak, B. Evren [et al.] // Psychiatr Danub. – 2014. – Vol. 26, № 4. – P. 330–339.
- Hinić D. Problems with Internet addiction diagnosis and classification // Psychiatria Danubina. – 2011. – Vol. 23, № 2. – P. 145–151.
- Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: A questionnaire survey / K. Kim, E. Ryu, M.-Y. Chon [et al.] // International Journal of Nursing Studies. – 2006. – Vol. 43. – P. 185–192.
- Internet addiction is associated with social anxiety in young adults / A. Weinstein, D. Dorani, R. Elhadif [et al.] // Annals of Clinical Psychiatry. – 2015. – Vol. 27, № 1. – P. 4–9.
- 36. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut, M. Patterson, V. Lundmark [et al.] // Am. Psychol. – 1998. – Vol. 53. – P. 1017–1031.
- Internet World Stats [Electronic resource]. – http://www.internetworldstats.com/
- Jacobs D.F. Youth gambling in North America: Long-term trends and future prospects // Gambling Problems in Youth: Theoretical and Applied Perspectives / Ed. by J.L. Derevensky, R. Gupta. – New York: Kluwer. – 2004. – Р. 1–24.
- Kandell J.J. Internet addiction on campus: The vulnerability of college students // CyberPsychology and Behavior. – 1998. – Vol. 1, № 1. – P. 11–17.
- Kelley K.J., Gruber E.M. Problematic Internet use and physical health // Journal of Behavioral Addictions. – 2013. – Vol. 2, № 2. – P. 108–112.
- Kim J.-U. A Reality Therapy Group Counseling Program as an Internet Addiction Recovery Method for College Students in Korea // International Journal of Reality Therapy. – 2007. – Vol. 26, № 2. – Р. 3–9.
- Li S.-M., Chung T.-M. Internet function and Internet addictive behavior // Computers in Human Behavior. – 2006. – Vol. 22, № 6. – P. 1067–1071.
- Meenan A. Internet gaming: A hidden addiction // American Family Physician. – 2007. – № 15. – Р. 1116.
- Microstructure abnormalities in adolescents with internet addiction disorder / K. Yuan, W. Qin, G. Wang [et al.] // PloS One. – 2011. – Vol. 6. – № 6. – e20708.
- Peters C., Bodkin C.D. An exploratory investigation of problematic online auction behaviors: Experiences of eBay users // Journal of Retailing and Consumer Services. – 2007. – Vol. 14, № 1. – P. 1–16.
- Potential markers for problematic internet use: a telephone survey of 2,513 adults / E. Aboujaoude, L. Koran, N. Gamel [et al.] // CNS Spectrums. – 2006. – Vol. 11. – P. 750–755.
- Prävalenz der Internetabhängigkeit (PINTA): Universitäten Greifswald & Lübeck / H-J. Rumpf, C. Meyer, A. Kreuzer [et al.] // Bericht an das Bundesministerium für Gesundheit. – 2011.
- Prevalence and risk factors of Internet addiction in high school students / T. Sasmaz, S. Oner, A.O. Kurt [et al.] // Eur J Public Health. – 2014. – Vol. 24, № 1. – P. 15–20.
- Problematic internet usage in US college students: a pilot study / D.A. Christakis, M.M. Moreno, L. Jelenchick [et al.] // BMC Med. – 2011. – Vol. 22, № 9. – P. 77.
- Problematic Internet use is associated with substance use in young adolescents / J. Rücker, C. Akre, A. Berchtold [et al.] // Acta Paediatr. – 2015. – Vol. 104, № 5. – P. 504–507.
- Proposed diagnostic criteria and the screening and diagnosing tool of Internet addiction in college students / C.H. Ko, J.Y. Yen, S.H. Chen [et al.] // Compr Psychiatry. – 2009. – Vol. 50, № 4. – P. 378–384.
- Proposed diagnostic criteria for internet addiction / R. Tao, X. Huang, J. Wang [et al.] // Addiction. – 2010. – Vol. 105. – P. 556–564.
- Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.] // J Nerv Ment Dis. – 2005. – Vol. 193, № 11. – P. 728–733.
- Psychiatric comorbidity of internet addiction in college students: an interview study / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.S. Chen [et al.] // CNS Spectr. – 2008. – Vol. 13, № 2. – P. 147–153.
- Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, Jr. P.E. Keck [et al.] // Journal of Affective Disorders. – 2000. – Vol. 57, № 1–3. – P. 267–272.
- Reduced striatal dopamine D2 receptors in people with Internet addiction / S.H. Kim, S.H. Baik, C.S. Park [et al.] // Neuroreport. – 2011. – Vol. 22. – P. 407–411.
- Reduced striatal dopamine transporters in people with internet addiction disorder / H. Hou, S. Jia, S. Hu [et al.] // J Biomed Biotechnol. – 2012. – Vol. 2012 [Electronic resource]. – http://dx.doi.org/10.1155/2012/854524.
- Schneider J.P., Weiss R. Cybersex Exposed: Simple Fantasy or Obsession? – Hazelden Information Education. – 2001.
- Shaw M., Black D.W. Internet addiction: definition, assessment, epidemiology and clinical management // CNS Drugs. – 2008. – Vol. 22, № 5. – P. 353–365.
- Southern S Treatment of compulsive cybersex behavior // Psychiatr Clin North Am. – 2008. – Vol. 31, № 4. – P. 697–712.
- Swiss Psychiatrists’ Beliefs and Attitudes about Internet Addiction / G. Thorens, Y. Khazaal, J. Billieux [et al.] // The Psyhiatric Q. – 2009. – Vol. 80, № 2. – P. 117–123.
- Symptoms of problematic cellular phone use, functional impairment and its association with depression among adolescents in Southern Taiwan / C.F. Yen, T.C. Tang, J.Y. Yen [et al.] // J Adolesc. – 2009. – Vol. 32. – P. 863–873.
- The association between harmful alcohol use and Internet addiction among college students: comparison of personality / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen [et al.] // Psychiatry Clin Neurosci. – 2009. – Vol. 63, № 2. – P. 218–224.
- The association between Internet addiction and problematic alcohol use in adolescents: The problem behavior model / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.F. Yen [et al.] // Cyberpsychol Behav. – 2008. – Vol. 11. – P. 571–576.
- The association between pathological internet use and comorbid psychopathology: A systematic review / V. Carli, T. Durkee, D. Wasserman [et al.] // Psychopathology. – 2013. – Vol. 46, № 1. – P. 1–13.
- The comorbid psychiatric symptoms of Internet addiction: attention deficit and hyperactivity disorder (ADHD), depression, social phobia, and hostility / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen [et al.] // J. Adolesc. Health. – 2007. – Vol. 41, № 1. – P. 93–98.
- The (co-)occurrence of problematic video gaming, substance use, and psychosocial problems in adolescents / A.J. van Rooij, D.J. Kuss, M.D. Griffiths [et al.] // Journal of Behavioral Addictions. – 2014. – Vol. 3, № 3. – P. 157–165.
- The effect of methylphenidate on Internet video game play in children with attention-deficit/hyperactivity disorder / D.H. Han, Y.S. Lee, C. Na [et al.] // Compr Psychiatry. – 2009. – Vol. 50, № 3. – P. 251–256.
- The uses and abuses of Facebook: A review of Facebook addiction / T. Ryan, A. Chester, J. Reece [et al.] // Journal of Behavioral Addictions. – 2014. – Vol. 3, № 3. – P. 133–148.
- Treatment of internet addiction: a meta-analysis / A. Winkler, B. Dörsing, W. Rief [et al.] // Clin Psychol Rev. – 2013. – Vol. 33, № 2. – P. 317–329.
- Tridimensional Personality of Adolescents With Internet Addiction and Substance Use Experience / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.] // Can J Psych. – 2006. – Vol. 51. – P. 887–894.
- van Rooij A., Prause N. A critical review of “Internet addiction” criteria with suggestions for the future // Journal of Behavioral Addictions. – 2014. – Vol. 3, № 4. – P. 203–213.
- Walther B., Morgenstern M., Hanewinkel R. Co-occurrence of addictive behaviours: personality factors related to substance use, gambling and computergaming // Eur Addict Res. – 2012. – Vol. 18, № 4. – P. 167–174.
- Weinstein A. Comorbidity of Internet addiction with other psychiatric conditions // Journal of Behavioral Addictions. – 2015. – Vol. 4(Suppl. 1). – P. 43.
- Weinstein A.M., Lejoyeux M. Internet addiction or excessive internet use // Am J Drug Alcohol Abuse. – 2010. – Vol. 36, № 5. – P. 277–283.
- Yang S.C., Tung Ch.-J. Comparison of Internet addicts and non-addicts in Taiwanese high school // Computers in Human Behavior. – 2007. – Vol. 23, № 1. – P. 79–96.
- Yellowlees P.M., Marks S. Problematic Internet use or Internet addiction? // Computers in Human Behavior. – 2007. – Vol. 23. – P. 1447–1453.
- Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. – 1998. – Vol. 1. – P. 237–244.
- Young K.S. Internet addiction: Symptoms, evaluation, and treatment // Innovations in Clinical Practice / Ed. by L. Vande-Creek, T.L. Jackson. – Sarasota, FL: Professional Resource Press. – 1999. – Vol. 17.
- Young K.S. CBT-IA: The first treatment model to address Internet addiction // Journal of Cognitive Therapy. – 2011. – Vol. 25. – P. 304–312.
- Young K.S. Treatment outcomes using CBT-IA with Internet-addicted patients // Journal of Behavioral Addictions. – 2013. – Vol. 2, № 4. – P. 209–215.
- Young K.S., Case C.J. Internet abuse in the workplace: new trends in risk management // Cyberpsychology and Behavior. – 2004. – Vol. 7, № 1. – P. 105–111.
- Yu S.C. Internet using behaviors, Internet addiction, and related factors among university students. Master thesis, Taiwan. – 2001.
- Zhu T.M., Jin R.J., Zhong X.M. Effects of electroacupuncture combined with psychologic interference on anxiety state and serum NE content in the patient of internet addiction disorder // Zhongguo Zhen Jiu. – 2008. – Vol. 28, № 8. – P. 561–564 [Article in Chinese].
Об авторе
Алексей Юрьевич Егоров — доктор медицинских наук, профессор; заведующий лабораторией нейрофизиологии и патологии поведения ФГБУН Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова; профессор кафедры психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры психиатрии и наркологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Абдрахманова Э. В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости
- Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема
- Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции
- Подтверждающий факторный анализ использования интернета и интернет-зависимости