Введение
В течение последних 20-ти лет ученые изучают влияние интернета на человека. Использование интернета может как упростить жизнь человека, так и явиться некой проблемой в случае его нефункционального использования.
Т.н. «здоровое использование интернета» («healthy internet use») определяют как целенаправленное использование интернета для достижения конкретной цели в оптимальные сроки без возникновения поведенческих и иных нарушений (Davis, 2001).
Однако данный феномен привлекает внимание исследователей далеко не так часто. Последние два десятилетия изучения интернет-поведения посвящено, напротив, анализу его негативных исходов.
Феномен «проблемности» в связи с использованием интернета нашел свое выражение в таких терминах, как «интернет-аддикция» (Goldberg, 1997), «интернет-зависимость» (Scherer, 1997), «патологическое использование интернета» (Davis, 2001) и «проблемное использование интернета» (Davis et al., 2002) и др.
Хотя термин «проблемное использование интернета» (problematic Internet use) в настоящее время является более предпочтительным, в науке он понимается максимально расширительно и, скорее, изучается как цельный феномен вне зависимости от формы его проявления, что может затруднять его эмпирическое изучение (Ерицян и др., 2013).
Дискуссии относительно того, является ли «проблемное использование интернета» непосредственно следствием использования интернета или же лишь одним из возможных проявлений уже существующей и имеющей иные истоки «проблемности» личности, продолжаются по сей день.
В настоящей статье поставлена цель рассмотреть, каким образом в российском научном дискурсе представлена тема интернет-поведения в упомянутых двух аспектах: а) как «проблемное» или ведущее к «проблемности» и б) как нормативное или ресурсное.
В связи с обширностью проявлений интернет-поведения, мы также подробнее остановимся на рассмотрении интернет-коммуникации как одном из них.
Теоретические и эмпирические исследования интернет-поведения
Эмпирическое изучение любого феномена требует, прежде всего, его операционализации. Так, выделение и использование долгое время таких диагностических критериев «проблемного использования интернета», как частота и время нахождения в сети, на сегодняшний день считается недостаточным и подвергается критике (Larkin et al., 2006).
С развитием высоких технологий и повышением доступности интернета, происходит закономерный пересмотр социальных норм относительно количественных критериев пребывания в интернете, в том числе перевод интернет- коммуникации в разряд нормативных способов коммуникации.
Так, Г.У. Солдатовой и Е.И. Рассказовой (2013) было выдвинуто предположение о том, что ряд критериев «интернет-зависимости» некорректно использовать при изучении поведения молодежи.
В исследовании на репрезентативной выборке 737 школьников 11–16 лет семи регионов России авторы обнаружили слабую связь следующих критериев с «проблемностью» поведения: стаж пользования интернетом, частота и продолжительность нахождения в сети.
Достаточными критериями проблемности, по мнению авторов, являются: наличие симптома отмены, потеря контроля над временем и своим поведением, и замена реальности, т.е. субъективная высокая значимость пребывания в интернете по сравнению с другими сферами жизнедеятельности.
Чрезмерное использование интернета отметили у себя от 9 до 24% опрошенных школьников. Если симптомы отмены и потери контроля время от времени переживают около половины подростков, то симптомы замены реальности встречаются заметно реже.
Оказалось, что признаки интернет-зависимости встречаются у российских школьников значительно чаще, чем у их европейских сверстников, что согласуется с данными Е.В. Фадеевой с коллегами (2013).
Следует отметить, что в настоящее время не выработано четких и однозначных диагностических критериев «проблемного» (зависимого) интернет поведения (Малыгин и др., 2011; Хомерики, 2013). Приведем сводные данные изучения данного феномена среди российской молодежи (таблица 1).
Таблица 1. Обзор исследований особенностей проблемного (зависимого) интернет-поведения российской молодежи
При анализе публикаций обращает на себя внимание несколько моментов. Во-первых, изучение «проблемности» в рамках российских исследований в основном проводится в терминах «интернет-зависимости», при этом особенно популярным является подход к определению «интернет- зависимости» К. Янг, основанный на клинических проявлениях других нехимических аддикций, в частности влечению к азартным играм.
По своему исследовательскому плану исследования являются преимущественно кросс-секционными или исследованиями по типу «случай-контроль», что затрудняет ответ на вопрос, являются ли психологические и поведенческие особенности «интернет-зависимых» фактором или следствием увлеченности интернет-коммуникацией. Наконец, объектом исследования преимущественно является студенческая молодежь.
Также исследователи активно выделяют время, частоту и длительность собственно коммуникации в социальных сетях и иных интернет ресурсах в качестве определенных критериев проблемности (исследования №№ 6-9, таблица 1), при этом далеко не во всех исследованиях, в группах, выделенных на основании этого критерия, были выявлены какие-либо однозначно негативные личностные или поведенческие проявления.
Исследования интернет-коммуникации (computer-mediated communication – CMC; cyberspace communication) становятся все более популярными в научной психологической литературе.
Российские авторы преимущественно используют следующие термины: виртуальная коммуникация, компьютерное (интернет) общение, сетевая коммуникация, online-коммуникация. Ряд исследований посвящено изучению особенностей субкультуры, субкультурных сообществ «интернет-жителей» (Кошелева, 2011; Рухло, 2010, Чудова, 2002).
Следует отметить, что при исследовании общения в сети интернет зачастую общение и коммуникация используются авторами как синонимы, хотя в отечественной психологии не принято отождествлять эти два понятия: коммуникация рассматривается лишь как одна из трех сторон общения наряду с социальной перцепцией и интеракцией (Андреева, 2012).
Во многом такая расширительная трактовка понятия «коммуникация» связано с изучением данного феномена помимо психологов специалистами из других смежных областей наук: психиатрии, социологии, филологии, культурологии, философии, что затрудняет операционализацию изучаемых феноменов.
Интернет-коммуникация обладает значительной спецификой по сравнению с коммуникацией не опосредованной компьютером (face-to-face communication) (см., например, Антонова, Одинцова, 2010; Жичкина, 2007; Касумова, 2009; Стародубцева, Шапошникова, 2008; Чучкова, 2007; Якоба, 2011; Williams et al., 2012).
Среди специфичных особенностей можно условно выделить те, которые расширяют спектр возможностей, по сравнению с «обычной» коммуникацией и те, которые обедняют его.
К первой категории можно отнести:
- многообразие форматов коммуникации;
- расширенную возможность анонимности;
- избирательную самопрезентацию (включая т.н. «карнавальность» – расширенные возможности «играть» себя, инсценировать, мистифицировать, иронизировать, хулиганить);
- возможность отсроченной коммуникации (асинхрония);
- легкость нахождения/вхождения в контакт со знакомыми/интересующими людьми;
- отсутствие пространственных и временных границ;
- снятие жестких социальных конвенций и культурных ограничений, ослабление процессов социальной категоризации, коммуникативных барьеров;
- бытийность, реальность интернет-коммуникации, событий и чувств общающихся (виртуальная коммуникативная среда – это иначе организованная реальность);
- социальность виртуального мира: он создан человеком и для человека, в виртуальном мире нет ничего, кроме людей, а в реальном – люди лишь часть мира.
К ограничениям обычно относят в первую и основную очередь ограниченность физического присутствия, и как ее следствие – ограниченную возможность/свернутость невербальной коммуникации, а также передачи и восприятия эмоциональной составляющей коммуникации; ограниченность сенсорного переживания; отчужденность сообщений; трудности в создании интегрированного образа партнера.
Кроме того, исследователи отмечают специфику т.н. сетевого языка («нетлингво»), который регламентирован комплексом особых правил – «сетикетом» и зачастую сопровождается визуальной и аудио-информацией (Горошко, 2008).
Н.Н. Казнова (2009) выделяет две группы мотивов общения в интернет-блогах:
- сознательный уход от реального общения (попытка реализации своего идеального Я или уход от барьеров, норм и правил реального общения);
- желание приобрести новый опыт, поэкспериментировать с идентичностью (в целях самопознания, поиска истинного Я или игра с другими, вызов другим участникам интернет-коммуникации).
Использование коммуникативных сервисов интернета рассматривается Г.С. Чучковой (2007, С. 93) «в качестве особых «инструментов» развития, самосозидания личности, оптимизации её жизненного мира». Автор делает любопытное замечание, что с ростом стажа общения в чатах происходит увеличение перевода виртуальных отношений в реальные со снижением интереса к первым.
Рассматривая феномен net-дружбы как ресурса, А.В. Щекотуров (2013) на материале собственного качественного исследования 30 старшеклассников – активных пользователей сети «Вконтакте» обнаружил, что основными мотивами завязывания дружбы в интернете среди подростков являются: 1 – создание своего круга доверия и определение себя частью молодежного сообщества; 2 – закрепление знакомства или дружбы, которые возникли в реальности; 3 – желание научиться дружить.
Причем если девушки больше склонны обсуждать с net-друзьями свои любовные переживания, секреты, и рассматривают интернет как способ поддержания социальных отношений, то юноши рассматривают общение в интернете как способ развлечения и установления новых контактов.
Любопытно, что российские подростки четко дифференцируют понятие «net-друг» и «друг в реальности», и скорее склонны не афишировать свои отношения в интернете, не использовать публичные опции социальных сетей и т.д.
Результаты анализа позитивных и негативных эффектов интернет- коммуникации представлены в таблице 2 (Андреева, Андреев, 2009; Арестова и др., 1996; Бабаева и др., 2000; Васильева, 2009; Войскунский, 2004; Годик, 2011; Изотова, 2010; Казнова, 2009; Максимова, 201; Сирота, 2010; Петрова, 2012).
Таблица 2. Эффекты интернет-коммуникации, отмечаемые в российских исследованиях
Выводы и обсуждение
Систематизируя результаты исследований мотивов интернет- коммуникации, можно предложить следующую их типологизацию.
- Интернет-коммуникация как возможность саморазвития, т.е. поиск и общение со значимыми другими с целью изменения личности в желанном для нее направлении; освоение «нового» виртуального пространства, его возможностей, особенностей; обучение.
- Интернет-коммуникация как творческое самовыражение, когда общение приобретает черты «карнавальной культуры», позволяя реализовать себя личности в игре, шутке, розыгрыше.
- Интернет-коммуникация как удобный формат общения, с возможностью отсроченной коммуникации, анонимности, преодоления расстояния, регулирования степени открытости и пр.
- Интернет-коммуникация как способ наращивания социального капитала, как инструмент «социального мониторинга», поддержания социальных связей.
- Интернет-коммуникация как компенсация или замещение, когда цели и мотивы личности (например, в доминировании, принятии, любви) не могут быть реализованы в реальной коммуникации из-за ряда объективных или субъективных трудностей.
- Интернет-коммуникация как средство реализации девиантных (аддиктивных) намерений в виртуальной плоскости (азартные игры, кибербуллинг и т.д.).
Анализ современной литературы, посвященный изучению феномена интернет-общения позволяет заключить, что на сегодняшний день фокус исследователей направлен преимущественно на изучение проблемной интернет-коммуникации и поиск негативных эффектов использования Интернета.
Однако, на наш взгляд, в последнее время становится очевидным, что интернет-коммуникация и преимущественно ее предпочтение по сравнению с реальной коммуникацией должна рассматриваться не только в аспекте ее возможной «проблемности», т.е. как угрозы психологическому благополучию личности, но и как некий ресурс личности.
Можно предположить, что с развитием информационного общества уже в ближайшем будущем игнорирование возможностей интернет-коммуникации будет рассматриваться как одна из форм девиаций.
Список использованных источников
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. 363 с.
- Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник ТюмГУ. 2009. № 5. С. 138-142.
- Антонова Н.В., Одинцова М.С. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте Интернет-коммуникации // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и Психология. 2010. № 2. С. 5-16.
- Арестова О. Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестн. МГУ. 1996. № 4. С. 14-20.
- Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра. 2000. С. 11-39.
- Васильева И.Л. Особенности организации межличностного взаимодействия у интернет-зависимых юношей // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №3. С. 998-1002.
- Васильева И.Л. Проблема готовности к трудностям в организации межличностных контактов интернет-зависимых студентов // Челябинский гуманитарий. 2009. № 1 (9). С. 112–116.
- Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал - 2004. № 1. С. 90-100.
- Годик Ю. О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (дата обращения: 19.10.2012). 2011.
- Горошко Е.И. Гендерные аспекты коммуникаций на примере образовательных практик интернета // Educational Technology and Society. 2008. № 11(2). С. 388-411.
- Дмитриев К.Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости // Вестник ПСТГУ. Серия 4. 2013. Вып. 1 (28). С. 99-102.
- Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник ТГПУ. 2009. № 4. С. 75-81.
- Ерицян К.Ю., Антонова Н.А. Поиск сексуального партнера посредством сети интернет: гендерная специфика // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении: материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. / Отв. ред. О.Ю. Щелкова. – СПб.: Скифия-принт. С. 342-344.
- Ерицян К.Ю., Антонова Н.А., Марудова Н.М. Проблемное использование Интернета в контексте Интернет-коммуникации // Вестник СПбГУ, Серия 16, 2013. Вып. 2. С. 15-22.
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон. 2007.
- Изотова Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора // Мир психологии. 2010. № 3. С.102- 111.
- Малыгин В.Л. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
- Казнова Н.Н. Сетевые дневники как новый вид реализации личности // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 150-156.
- Касумова М.Ю. Компьютерный дискурс как новый вид коммуникации// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.. 2009. № 3. С. 62- 66.
- Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети интернет на личностные особенности пользователей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. Т. 4. № 9. С. 168-179.
- Кошелева Ю.П. Возможности самопредъявления пользователей интернета // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 2. С. 71-80.
- Максимова О.Б. Социальные аспекты интернет-коммуникации: Интернет-сообщество и коммуникативная личность // Вестник РУНД. Сер.: Социология. 2011. № 1. С. 24-33.
- Носс И.Н. Влияние личностных особенностей на виртуальную коммуникацию // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2010. № 2. С. 132-139.
- Петрова Е.И. Дети и компьютер // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 1. С. 133-141.
- Рухло А.А. Аддиктивные интернет-личности в современной действительности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 51-53.
- Сирота Е.Ю. Личностные особенности постоянных посетителей сайта vkontakte // Вестник КемГУ. 2010. № 3. С. 115-118.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. т. 34. № 4. С. 79–88.
- Стародубцева Л.В., Шапошникова О.О. Роль и место интернет- коммуникаций в современной жизни // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2008. № 7. С. 84-86.
- Фадеева Е.В., Цветкова О.В., Макаров А.В. Изучение распространенности интернет-зависимости и зависимости от компьютерных игр в студенческой среде // Наркология. 2013. Т.12. № 2. С. 96-103.
- Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение у подростков: особенности личностных свойств и формирование интернет- зависимости // Вестник психотерапии. 2013. № 46. С. 100-109.
- Чудова Н. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 113-117.
- Чучкова Г.С. Интернет-коммуникация как фактор личностного развития (на примере общения в чатах) // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2009. № 1. С. 46-59.
- Чучкова Г.С. О проблеме общения в виртуальной коммуникативной среде // Омский научный вестник. 2007. № 1. С. 90-94.
- Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник ННГУ им. Лобачевского. 2013. №3 (1). С. 441-445.
- Якоба И.А. Интернет как средство социальной коммуникации: особенности виртуального общения // Вестник ИрГТУ. 2011. Т. 55. № 8. С. 342-347.
- Davis R. A. A cognitive-behavioral model of pathological internet use // Computers in Human Behavior, 2001. V. 17. P. 187–195.
- Davis R. A., Flett G. L., Besser A. Validation of a new scale for measuring problematic internet use: implications for pre-employment screening // CyberPsychology and Behavior, 2002. V. 15. P. 331–347.
- Goldberg I. Ivan Goldberg discusses “Internet addiction” // New Yorker, 1997.
- Larkin M., Wood R.T., Griffiths M.D. Toward addiction as relationship // Addiction Research and Theory, 2006. № 14 (3). P. 207–215.
- Scherer K. College life online: healthy and unhealthy internet use // J. of College Student Development, 1997. V. 38. P. 655–664.
- Williams S., Clausen M., Robertson A. et al. Methodological Reflections on the Use of Asynchronous Online Focus Groups in Health Research // International J. of Qualitative Methods. 2012. N 11(4). P. 368-383.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Психологические аспекты проблемного поведения в сфере интернет-коммуникации студенческой молодежи»), проект № 12-36-01378.
Об авторах
- Лариса Валерьевна Марарица — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологииФакультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
- Наталья Александровна Антонова — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологииФакультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
- Ксения Юрьевна Ерицян — ассистент кафедры социальной психологии, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Смотрите также:
- Нестеров В.Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернет
- Родионова А.С. Исследование особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-аддикцию
- Тончева А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости
- Холупова К.А., Яворская М.В. Интернет-зависимость у людей с разным уровнем коммуникабельности