Актуальность исследования психологических особенностей лиц, имеющих Интернет-зависимость обусловлена повсеместной вовлеченностью многих людей в сеть Интернет. Данная проблема имеет разные аспекты, как позитивные, так и негативные, что обосновывает необходимость их изучения.
Существуют работы посвященные вопросам Интернет-аддикции: основные исследования по данной теме принадлежат К. Янг [20], Е. П. Белинской [2, 3] и А. Е. Жичкиной [6]. Они активно исследуют особенности Интернет-коммуникаций, межличностного отношения, а также самопрезентации в киберпространстве. Им принадлежит разработка методик, позволяющих диагностировать Интернет-зависимость и особенности поведения в Сети Интернет.
Однако еще недостаточно изучено влияние наличия Интернет-аддикции на уровень эмоционального интеллекта, который в свою очередь тоже является понятием относительно новым и недостаточно освещенным.
В представленной статье предпринимается попытка определения наличия этого влияния и его характера.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей эмоционального интеллекта независимых и Интернет-зависимых пользователей сети Интернет.
Гипотеза исследования: уровень эмоционального интеллекта лиц, имеющих Интернет-аддикцию ниже, чем у лиц, не подверженных Интернет-зависимости. Также предполагается, что у лиц, подверженных Интернет-аддикции снижен контроль над своими эмоциями.
В эмпирической части исследования приняли участие в общей сложности 60 пользователей сети Интернет, из которых 33 женщины и 27 мужчин в возрасте от 14 до 42 лет, со стажем использования Интернета от 5 месяцев до 8 лет.
Контингент исследования представляет собой 2 группы, различные между собой по факту наличия или возможного появления Интернет-зависимости – контрольную и основную.
В состав основной группы диагностируемых вошли 23 пользователя сети интернет, имеющие Интернет-зависимость или склонные к ее появлению, из них 9 мужчин и 14 женщин в возрасте от 14 до 27 лет.
В состав контрольной группы исследуемых вошли 37 пользователей сети Интернет, не имеющие Интернет-зависимости, из них 18 мужчин и 19 женщин в возрасте от 15 до 42 лет.
Группы были сформированы на основе результатов теста на интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Ласкутовой и «Шкалы Интернет-зависимости» А. Е. Жичкиной.
Процедура исследования
Исследование проводилось в Интернете, на самом популярном сайте рунета VK.com. Испытуемым в качестве личных сообщений высылались опросники, которым предшествовало вступительное слово, в котором, помимо прочих, освещалась тема конфиденциальности, и небольшая анкета для выявления социально-демографических особенностей респондентов. Время на заполнения опросников было неограниченно. Респонденты высылали результаты также в виде личных сообщений.
Методики исследования
- Для исследования особенностей Интернет-коммуникации, и выявления Интернет-зависимости, был использован опросник «Особенности Интернет-коммуникации» А. Е. Жичкиной [6].
- Для выявления Интернет-зависимости применялся тест на Интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Ласкутовой (Буровой) [20].
- Для исследования уровня эмоционального интеллекта пользователей сети Интернет был использован тест Н. Холла [19].
Анализ результатов
По тесту на интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Ласкутовой (Буровой) были получены результаты, которые проиллюстрированы на рис. 1.
Более половины респондентов, (а именно 37 человек, 64%) абсолютно не склонны к интернет-зависимости. Они в дальнейшем составят контрольную группу.
Остальные респонденты становятся членами основной группы. В нее входят лица, имеющие средний уровень по результатам диагностики, что означает предрасположенность к Интернет-зависимости (16 человек, 24%) а также лица, с высокими показателями уровня Интернет-зависимости (7 человек, 12%).
С помощью статистического критерия Q-Розенбаума были выявлены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами на уровне значимости p <0,01. Таким образом, в основной группе уровень Интернет-зависимости значительно превышает уровень контрольной группы.
В контрольной группе 100% испытуемых абсолютные неаддикты, в то время как в основной группе 69,7% имеют склонность к Интернет-зависимости, и 30,3% аддикты.
Результаты диагностики по методике «Особенности Интернет-коммуникации» А. Е. Жичкиной отражены в табл. 1.
Таблица 1. Процентное соотношение показателей по результатам опросника «Особенности Интернет-коммуникации» А. Е. Жичкиной
Интерпретация результатов, полученных с помощью данной методики, проводилась по высоким, низким и средним значениям по трем шкалам. Результаты контрольной и основной группы значимо различались между собой (Значения по критерию χ2-Пирсона превышали критические на 1% уровне значимости).
На диаграмме, которая изображена на рис. 2, видно, что показатели контрольной группы по шкале «Активность в действии» расположились по убыванию от низких к высоким.
Таким образом, мы видим, что большинство испытуемых данной группы (52,1%) имеют низкий уровень активности в Интернете, меньше половины – средний (39,1%), и совсем немного – высокий (8,7%). В то время, как в основной группе большинство респондентов имеют среднюю активность (45,9%), на втором месте низкий уровень (35,1), и высоких показателей также меньше всего (18,9%).
Но справедливо будет заметить, что процент высокого уровня активности в основной группе выше, чем в контрольной, а низкого – ниже. Это свидетельствует о том, что испытуемые основной группы более свободно чувствуют себя в киберпространстве, постоянно находятся в поиске новых сайтов, часто занимают активную позицию на различных форумах, принимают участие в обсуждениях, в то время как члены контрольной группы являются приверженцами консервативных взглядов.
Процентное соотношение результатов по шкале «Активность в восприятии альтернатив» изображено на рис. 3.
В обеих группах преобладают средние показатели, однако процент среднего уровня в контрольной группе чуть выше процента основной (56,7% и 52,1% соответственно). На втором месте низкий уровень активности в восприятии альтернатив, но тут наоборот процент низких показателей в основной группе выше процента контрольной (39,7% и 27% соответственно).
В обеих группах меньше всего испытуемых имеют низкий уровень по данной шкале, но процентный показатель контрольной группы (16,2%) почти в два раза превышает результат основной группы (8,7%).
Все это свидетельствует о том, что Интернет-зависимый контингент нашего исследования проявляет низкий интерес к мнению остальных пользователей сети Интернет, их скорее интересует исключительно своя позиция, в то время как обычные пользователи проявляют интерес к высказываниям других людей, часто читают чужие комментарии и обсуждения на форумах, хотя сами могут занимать позицию наблюдателя.
Наиболее наглядно различия в результатах просматриваются по уровню Интернет-зависимости. Из Диаграммы, изображенной на рис. 4 видно, что абсолютное большинство испытуемых контрольной группы абсолютно не подвержены Интернет-аддикции и имеют низкий показатель по данной шкале (89,7%), и только десятая часть группы имеет средний уровень (10,8%), высокий уровень в данной группе отсутствует.
В экспериментальной группе ситуация обстоит противоположным образом. Мы видим, что низкие показатели не были зафиксированы ни у одного испытуемого. Большинство имеет средний уровень Интернет-зависимости (69,5%), и треть группы подвержена аддикции и имеет высокие показатели по этой шкале (30,5%).
Таким образом, мы видим, что в контрольной группе отсутствует явление Интернет-зависимости, а в основной – напротив оно представлено достаточно широко.
Мы убеждаемся, что выборка правильно разделена на контрольную и основную группы по признаку наличия и отсутствия Интернет-аддикции.
Таким образом, учитывая все различия между показателями по трем шкалам, можно говорить, что испытуемые контрольной группы не подвержены Интернет-зависимости, имеют более консервативные взгляды на поведение в сети, им больше присуща позиция наблюдателя, в то время как испытуемые основной группы, подверженные Интернет-аддикции, постоянно находятся в поиске чего-то нового в Интернете и занимают достаточно активную позицию с точки зрения Интернет-коммуникаций.
Интерпретация результатов, полученных с помощью теста Н. Холла на выявление уровня эмоционального интеллекта проводилась по высоким, низким и средним значениям по шести шкалам. После обработки данных, выявленных с помощью теста, результаты отражены в табл. 2.
Таблица 2. Общие данные по результатам теста Н.Холла в контрольной группе
В контрольной группе достаточно высокие общие показатели по всем школам методики. Больше всего низких показателей в контрольной группе по шкале «управление своими эмоциями» (37,8%), также достаточно низкий уровень по шкале «эмпатия» (29,7%) и «самомотивация» (24,3%). Преимущественно в этой группе средние показатели по всем шкалам.
Максимальное число испытуемых имеют средний уровень эмоциональной осведомленности (48,6%), также много испытуемых имеют средний уровень по шкале «распознание эмоций других людей» (46%) и «самомотивация» (40,5%).
Наряду со средним уровнем, в контрольной группе преобладает и высокий уровень показателей по многим шкалам, так, например, по шкале «эмоциональная осведомленность 37,8% респондентов показали высокие результаты, так же, как и по шкале «самомотивация» (35,1%).
Это все свидетельствует о достаточно высоком общем уровне эмоционального интеллекта в данной группе. Испытуемые не подверженные Интернет-аддикции способны к сопереживанию, достаточно хорошо распознают эмоции других людей, у них хорошо развита мотивационная сфера, а в частности самомотивация.
В основной группе мы наблюдаем значительное снижение показателей по всем шкалам, по сравнению с контрольной (см. табл.3).
Таблица 3. Общие данные по результатам теста Н.Холла в основной группе
Мы видим, что достаточно большое количество респондентов основной группы, подверженных Интернет-зависимости или предрасположенных к ней имеют низкий уровень почти по всем шкалам.
Ниже всего показатели по шкале «Управление своими эмоциями» – 57%, далее «Самомотивация» (51,6%) и «Эмпатия» (38,7). И это не случайно, ведь достаточно широко сейчас обсуждается тема негативного влияния компьютерных игр на уровень агрессии, а онлайн-игры являются одним из наиболее сильных факторов, обуславливающих Интернет-зависимость.
Уровень самомотивации снижается, так как аддиктивное поведение накладывает отпечаток на жизнь человека, и Интернет становится практически смыслом жизни, заставляя забыть о реальности, межличностном общении в реальном мире, бросить работу или учебу.
А вот по шкалам «Распознание эмоций других людей» и «эмоциональная осведомленность», испытуемые основной группы показали в основном средние результаты (70% и 48,3% соответственно), так же, как и по шкале «Эмпатия» (55,9%). Что касается высокого уровня, то в данной группе таких показателей очень мало.
Если по шкале «эмоциональная осведомленность» высокий уровень у 38,7% испытуемых, то по остальным шкалам процент высоких показателей очень мал (от 4,3% до 12,9%). Это свидетельствует об общем снижении уровня эмоционального интеллекта этой группы.
Если сравнивать интегративный уровень эмоционального интеллекта в двух групп, то мы видим, что и в контрольной, и в основной преобладают средние показатели. Однако, если средний и низкий уровень являются основными для основной группы (51,6% и 41,4% соответственно), то по количеству высоких показателей контрольная группа превышает процент экспериментальной почти в 7 раз (29,7% и 4,3% соответственно).
Чтобы убедиться в достоверности выявленных различий между двумя группами по показателю адаптации, мы использовали статистические методы обработки результатов, а именно критерий Q-Розенбаума [12]. В данном случае Qэмп= S + T = 8.
Сравним полученное эмпирическое значение с критическими для n1=23 и n2=26: Q0,05=7; Q0,01=9. Qэмп>Q0,05, или 8>7.
Следовательно, между интегративным уровнем эмоционального интеллекта пользователей с Интернет-аддикцией и пользователей не подверженных интернет-зависимости существуют статистически достоверные различия (p<0,05).
Проанализировав общие данные по всем шкалам в двух группах, мы видим, что соотношение процентов по каждой шкале примерно одинаково в обеих группах, с той лишь разницей, что в основной группе все показатели значительно снижены, по сравнению с контрольной.
Что касается особенностей эмоционального интеллекта Интернет-зависимой группы, то в ней наблюдается снижение контроля собственных эмоций и самомотивации, несмотря на то что уровень общей эмоциональной осведомленности достаточно высок.
Таким образом, мы убедились в том, что уровень эмоционального интеллекта в основной группе, в которую входили Интернет-зависимые пользователи сети интернет, а также лица, предрасположенные к Интернет-аддикции, значительно ниже показателей уровня эмоционального интеллекта контрольной группы, которая состояла из пользователей сети Интернет, не подверженных Интернет-зависимости.
Данные были подтверждены с использованием статистических методов математического анализа для несвязных выборок Q-Розенбаума.
Таблица 4. Сводные статистические результаты по всем методикам
С целью изучения взаимосвязей между всеми исследуемыми шкалами был проведен корреляционный анализ (по двум группам). Результаты корреляционного анализа по формуле коэффициента корреляции r-Пирсона отражены в табл. 5:
Таблица 5. Корреляционная матрица
Из табл. 5 видно, что все показатели по шкалам эмоционального интеллекта Н. Холла очень тесно коррелируют между собой: почти все на 1% уровне значимости. Показатели Интернет-зависимости по методике К. Янг и шкалы «Интернет-зависимость» по опроснику А. Е. Жичкиной также сильно взаимосвязаны (r = 0,732; p = 0,000).
Статистически значимые отрицательные связи выявлены: между шкалой «Управление своими эмоциями» Н. Холла и «Активность в действии» А. Е. Жичкиной (r = 0,260; p = 0,045); между шкалой «Эмпатия» Н. Холла и Интернет-зависимостью К. Янга (r = 0,259; p = 0,046); между шкалой «Интернет-зависимость» А. Е. Жичкиной и шкалами «Самомотивация» Н. Холла (r = 0,279; p = 0,031) и «Активность в действии» А. Е. Жичкиной (r = 0,297; p = 0,021).
Таким образом, можно отметить, что Интернет-зависимость отрицательно взаимосвязана с некоторыми характеристиками эмоционального интеллекта Интернет-пользователей сети. В данном исследовании мы констатируем соответствия и не указываем на причинно-следственные связи между этими переменными, так как это требует отдельного теоретического и экспериментального исследования.
Исходная корреляционная матрица может быть представлена в виде графа (см. рис.8):
С помощью метода главных компонент были получены результаты, которые последовательно обсудим. Наибольшую общность с извлеченными факторами имеет шкала «Интернет-зависимость» по опроснику А. Е. Жичкиной (0,842), а минимальную общность – шкала эмоционального интеллекта «Распознание эмоций других людей» (0,436). В табл. 6 первый фактор объясняет 36% вариации всех переменных, второй фактор – 20%, третий – 12%.
Таблица 6. Полная объясненная дисперсия
На рис. 9 показана связь между величиной собственного значения и числом факторов. Наиболее сильный излом линии происходит при числе факторов – 3. Это согласуется с собственными значениями, которые больше единицы.
В табл. 7 показаны нагрузки по трем извлеченным факторам.
Таблица 7. Матрица компонентa
В результате варимакс-вращения матрицы компонент с нормализацией Кайзера удалось получить более высокие нагрузки по факторам (см. табл.8 и 9).
Таблица 8. Матрица повернутых компонент
Таблица 9. Матрица преобразования компонент
Первый и второй факторы – униполярные, третий – биполярный, имеет коэффициенты противоположных знаков. Извлеченные факторы достаточно ясно поддаются интерпретации: первый фактор – «Эмоциональный интеллект», второй – «Интернет-зависимость», третий – «Активность-пассивность».
На трехмерном графике можно увидеть эти три фактора: два скопления (кластера) и одну не связанную пару (см. рис.10).
Выясним, насколько извлеченное количество факторов соответствует исходным данным. Для этого проведем конфирматорный факторный анализ методика проведения которого более подробно описана в [11]. Проверяемая структура имеет вид (см. Рис.11):
Проанализируем индексы соответствия модели исходным данным. Значение по критерию χ² = 32,19 статистически не значимо, так как p = 0,122. Индекс GFI = 0,898 незначительно ниже 0.90, CFI = 0,973> 0,90, RMSEA= 0,076 <0,1. В результате можно заключить, что модель хорошо соответствует исходным данным.
По результатам анализа (см. Рис.12) можно сделать некоторые выводы:
- Фактор «Эмоциональный интеллект» находится в обратной связи с фактором «Интернет-зависимость» (ранее это было представлено на корреляционном графе).
- Фактор «активность-пассивность» очень слабо объясняет свои переменные (3% вариации). В принципе это было предсказуемо, так как изначально этот фактор имел низкую дисперсию в 12%, а также его собственное значение 1,075 незначительно превышало единицу. При двухфакторном решении переменные этой компоненты начали бы манифестировать «Интернет-зависимость», что дало бы лучшее соответствие модели исходным данным.
Выводы
1. Интернет-коммуникация лиц, имеющих Интернет-аддикцию существенно отличается от интернет-коммуникации других пользователей сети Интернет и имеет ряд особенностей. В первую очередь это проявляется в том, что Интернет-зависимые пользователи занимают гораздо более активную позицию в Интернете по сравнению с пользователями не подверженными Интернет-зависимости.
В нашем исследовании это подтверждается тем фактом, что при диагностике уровня активности в действии (Методика А.Е. Жичкиной), у аддиктивных пользователей наблюдается высокая потребность в поиске новых сайтов, знакомств, также они часто принимают участие в форумах, обсуждениях, оставляют множество комментариев.
Общение в киберпространстве занимает гораздо больше времени, чем реальное межличностное общение вне сети Интернет. Количество посещаемых сайтов растет, также как и время, проводимое в онлайн-режиме.
В то время, как рядовые пользователи скорее склонны придерживаться более консервативных взглядов и посещать в основном уже известные и хорошо изученные ими сайты.
Также сюда следует отнести и тот факт, что Интернет-зависимые пользователи проявляют некий «эгоизм» в сети Интернет. Этот факт подтверждается при диагностике активности в восприятии альтернатив (методика А. Е. Жичкиной).
Благодаря нашему исследованию, мы узнали, что зависимые от Интернета люди хоть и оставляют множество комментариев при обсуждениях, но зачастую игнорируют комментарии других людей. Их больше интересует своя личность в киберпространстве, чем кто-либо еще. В то время, как обычные пользователи, в основном занимая позицию наблюдателя, проявляют интерес к сообщениям, оставленным другими пользователями.
2. По результатам диагностики эмоционального интеллекта Интернет-зависимых лиц и независимых пользователей сети Интернет следует отметить общее снижение интегративного уровня эмоционального интеллекта (методика Н. Холла) у лиц, подверженных Интернет-аддикции.
В ходе проведенного исследования, нами был выявлен тот факт, что среди Интернет-зависимых пользователей практически нет людей с высоким интегративным уровнем Эмоционального интеллекта. В нашей выборке был только 1 человек, с высоким показателем эмоционального интеллекта.
Для сравнения, среди респондентов, не подверженных Интернет-аддикции, количество таких людей составило 11. Это доказывает тот факт, что чрезмерное пользование интернетом, заменяющее межличностное общение в реальной жизни накладывает негативное влияние нашу эмоциональную компетентность.
Особенностями эмоционального интеллекта Интернет-зависимых пользователей является низкая способность к управлению своими эмоциями и недостаточная самомотивация. Это подтвердилось в ходе нашего эмпирического исследования (методика Н. Холла).
Согласно полученным результатам, аддиктивные пользователи сети Интернет недостаточно хорошо способны управлять своими эмоциями. Часто это проявляется в повышенной агрессии в поведении подростков, увлекающихся компьютерными онлайн-играми. Эта проблема давно широко обсуждается в обществе и привлекает к себе повышенное внимание.
Также у пользователей, зависимых от сети Интернет снижен показатель уровня самомотивации (методика Н. Холла). Проявление этого можно пронаблюдать в поведении Интернет-зависимого человека, когда он не способен бороться с непреодолимым желанием находиться все больше времени в онлайн-режиме.
В результате часто бывает так, что ради того, чтобы проводить время в сети люди начинают пропускать работу, учебу, пренебрегать домашними делами и отказываться от личной жизни.
Заключение
В своей работе мы предприняли попытку изучения особенностей эмоционального интеллекта пользователей сети Интернет, подверженных Интернет-аддикции.
Был проведен тщательный анализ теоретического материала, по данной проблеме, подобраны методики, собраны и обработаны данные, в том числе и с помощью статистического анализа, были сделаны выводы.
Результаты работы имеют практическую значимость, так как могут быть использованы для консультативной работы с родителями Интернет-зависимых подростков. А также всего Интернет-зависимого контингента.
По результатам проведенной нами исследования были получены данные, свидетельствующие о наличии различий между уровнем эмоционального интеллекта Интернет-зависимых лиц, а также лиц, не подверженных Интернет-аддикции.
Однако, на сегодняшний день очевиден тот факт, что, несмотря на значимость проблемы, её изучению уделяется мало внимания. Многое остается неизученным, а значит, есть смысл подобных, более глубоких исследовательских работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 1999. № 2. С. 91-96.
- Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности.
- Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью.
- Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал, 1999. Т.20. №1. С. 126-132.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Флинта, 2003. – 395 с.
- Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии, 1999. №3. C. 72-80.
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.
- Меджитова З.С. Особенности формирования профессиональной идентичности участников профессиональных Интернет-сообществ [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013.
- Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №2.
- Остапенко Р. И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. – Воронеж.: ВГПУ, 2012. – 124 с.
- Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 76 с.
- Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №3.
- Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013.
- Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5.
- Раецкая О.В. Социальные последствия информатизации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013.
- Стрижакова Е.Н. Интеллект работника организации: эволюция подходов к определению его составных частей и способы измерения [Электронный ресурс] // Государственный советник, 2013. №1.
- Шевченко И.В. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet [Электронный ресурс].
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.
- Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000. №2. С.24-29.
Об авторе
Анна Сергеевна Родионова — психолого-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического университета, Воронеж, Россия.
Смотрите также:
- Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях
- Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков
- Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи
- Нестеров В.Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете