Халепо И.И. Интернет-пространство как фактор, влияющий на формирование аддикции

Х

Всемирная паутина минует географические барьеры, окутывая земной шар невидимой нитью, обеспечивая выход в сеть из любого населенного пункта, где есть вышка сотовой связи. Уже сейчас молодому поколению невозможно представить свою жизнь без подключения к интернету и выходу в него как минимум раз в сутки [1, с. 49]. 

Новости, социальные сети, прогноз погоды, покупки в интернете, онлайн трансляции спортивных матчей, азартные игры – казино или ставки на спорт, научные статьи, советы по уходу за фикусом и прочее, не выходя из дома, не посещая библиотеки, форумы и кружки по интересам, в пару кликов. Всю необходимую информацию, по любому вопросу индивид может получить в сети. 

Эта простота и доступность привлекает и одновременно вызывает зависимость от сети. Действительно, когда на любую проблему можно найти ответы в интернете, это подкупает, мозг получает уже готовые решения, не осуществляя самостоятельную активность.

По наблюдениям Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунской, О.В. Смысловой, интернет-аддикция проявляется в том, что человек отдает предпочтение жизни в Интернете, отказываясь от своей «реальной жизни», проводя круглые сутки в сети [2, с. 13]. 

Подавляющее большинство аддиктов имеют зависимость от социальных сетей. Уже у детей младшей школы есть профили в социальных сетях, например в «ВКонтакте», где они общаются по различным темам, дружат, ссорятся или враждуют, смешивая виртуальную жизнь с реальной. 

Смешение происходит настолько глубоко, что нужно приложить усилие и сменить фокус, чтобы отделить одно от другого. Ведут свой профиль в социальной сети, специально фотографируются и выбирают лучшие, чтобы поставить на аватарку, собирают портфолио, клянчат лайки и прочее. 

Под влиянием интернет-аддикции сужается круг увлечений; утрачивается интерес к необходимой монотонной деятельности, возникает отвлеченность внимания и нарушение его концентрации. Мобильные устройства, бомбардируя звуковыми уведомлениями о новых сообщениях, постоянно требуют внимания и проверки успехов в виртуальной реальности. Это создает некоторый невротический фон, увеличивающий раздражительность. 

При лишении доступа к сети и сетевым устройствам, нечем занять свое время, наступает ухудшение настроения. В случаях, когда инициаторами временного отключения от сети являются, к примеру, родители школьника, возможны суицидальные угрозы.

Стоит выделить несколько факторов, которые привлекают потенциальных аддиктов.

Во-первых, привлекательность интернет-среды в том, что, кем бы ты ни был, ты можешь в виртуальной реальности воплотить свои самые сокровенные фантазии и желания, совершая усилия, лишь кликая мышкой.

Вторым фактором является анонимность сессий в интернете. Пользователь, как бы то ни было, оставляет следы во всемирной паутине, регистрации на сайтах, фото в социальных сетях, которые могут «всплыть» при запросе по его ФИО и, конечно, история в браузере. Но, чтобы выйти на эти следы, нужно иметь определенные навыки, зачастую недоступные обычным пользователям.

Следующим фактором является неограниченный доступ к развлечениям и информации.

Виртуальная реальность отличается от реальной жизни своей динамичностью, возможностью реализации своих скрытых желаний, возможностью принимать решения, преодолевать трудности, чувствовать себя героем/героиней. По мере прогрессирования аддикции виртуальный мир постепенно становится всё более привлекательным, в то время как реальный воспринимается неинтересным и скучным [3, с. 45]. 

Нельзя игнорировать возникновение двухсторонней связи у аддикта с виртуальным динамичным миром, что формирует иллюзию общения с существующим миром на экране монитора.

Связи аддикта с реальным миром ослабевают, и он занимает промежуточное психологическое пространство [4, с. 171]. Опасность состоит в том, что у аддикта утрачивается персонализация себя в виртуальном мире и реальной жизни, поэтому возможно выполнение аналогичных действий, совершаемых им в виртуальной реальности в обычной жизни. Происходит некоторое обесценивание своей жизни, притупление инстинкта самосохранения и принятие факта, что все возможно восстановить, запустив с последнего сохранения.

Аддикт использует содержание воображения, фантазий для обслуживания реальных мотиваций, проектов виртуального мира, испытывая при этом чувство контроля над происходящими событиями и объектами [5, с. 30]. 

Происходит опасное для аддикта размывание границ между воображаемыми реальным, вплоть до нарушения самоохранительных тенденций с иллюзией преодоления своей биологической хрупкости и повреждаемости [5].

Подводя итог, стоит отметить, что неограниченное использование интернета может привести к развитию особой формы психологической зависимости, характерной для интернет-аддикции [7, с. 38]. 

Интернет- зависимость сопровождается значительными изменениями личности и его десоциализации. Популярность и широкое применение интернета приводит к новой быстро прогрессирующей форме аддикции.

На наш взгляд, профилактическими мерами по предотвращению появления интернет-аддикции может служить развитие критического мышления. Исследователь О.А. Липовая утверждает, что развитие критического мышления еще в период их обучения может помочь в дальнейшем снизить риск попадания под влияние негативных убеждений, настроений, установок [6].

Литература

  1. Асмолов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. С. 70.
  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность [Электронный    ресурс].
  3. Баранова Ю.Л. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 4. С. 380.
  4. Годик Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Медиаскоп. 2013. № 2. С. 254.
  5. Жичкина А. Психология / А. Жичкина С.И. Дудник, [и др]. М.: Дашков и Ко, 2015. 117 с.
  6. Липовая О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 142-145.
  7. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков // Материалы конгресса по детской психиатрии. Москва, 2011. С. 43
Источник: «Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения». Сборник материалов I-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог. Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2018. 

Об авторе

Халепо И.И. - магистрант кафедры психологии, г. Таганрог, ТИ имени А.П. Чехова (филиал), ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest