Введение
Современное общество невозможно представить без высоких технологий, в частности, без Интернета. Интернет является мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных подростков [23; 34]. Именно пользователи данной возрастной группы являются наиболее активными в интернет-пространстве.
Вместе с тем, дети и подростки наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий в силу возрастной незрелости личности и неустойчивости ее структуры [4; 7; 26; 29]. Сверхувлеченность интернет-ресурсами часто происходит именно в этом возрасте, что нередко приводит к нарушениям социальной адаптации: конфликтам в семье и школе, проблемам в общении со сверстниками, общей инфантилизации [1; 13; 33].
Привлекательность деятельности в Интернете для подростков обусловлена рядом возможностей, которые предоставляет киберпространство: 1) возможность иметь собственный интимный мир, к которому нет доступа никому, кроме самого подростка; 2) возможность избегать ответственности за происходящее; 3) возможность ощущать реалистичность процессов и полностью абстрагироваться от окружающего мира; 4) возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; 5) возможность самостоятельно принимать любые решения (например, в рамках игровой деятельности); 6) снижение рисков общения [1].
Интернет-среда сама по себе очень многоликое и гибкое пространство, которое можно сформировать под себя и выбрать наиболее привлекательную деятельность в Сети.
В свое время был широко разработан вопрос о выявлении индивидуально-психологических предпосылок формирования зависимого поведения от ПАВ. Исследователи стремились выявить и описать «зависимый тип личности» [5; 6; 10]. Исследования по выявлению профиля личности, специфичного для формирования интернет-аддикции, ведутся сравнительно недавно.
Первые попытки выявления индивидуальных черт, ассоциированных с интернет-зависимым поведением, были реализованы в 1998 году K. Young и R.C. Rodgers [34]. Следующие личностные черты различные исследователи связывают с интернет-зависимым поведением: шизоидные тенденции [12], интроверсия и чувство одиночества [30], агрессивность и враждебность [14; 19; 28; 30], поиск острых ощущений [14; 19; 24], снижение самоконтроля и нарцистические черты личности [28; 31; 32], низкая самооценка [2], нейротизм [28; 32], низкий эмоциональный интеллект [18; 25], низкая самоэффективность в реальной жизни по сравнению с высокой самоэффективность в виртуальной жизни.
Отечественные исследователи Р.Ф. Теперик, М.А. Жукова обозначили связь интернет-зависимости с алекситимией и уровнем эмпатических способностей [13]. А.Ю. Егоров отмечает низкую самооценку и наличие симптомов депрессии среди интернет-зависимых [3; 21]. Литвиненко О.В., Рыбников В.Ю., Юренкова В.А. связывают компьютерную игровую зависимость с высоким уровнем ситуационной тревожности, высокого психического напряжения, суммарного отклонения от аутогенной нормы, а также снижением работоспособности и вегетативного коэффициента [8; 9].
Несмотря на неоспоримую теоретическую и практическую значимость данных исследований, работы, проведенные на ранних этапах разработки проблемы интернет-зависимости, подвергаются всесторонней критике. Это связано, в первую очередь, с отсутствием единого диагностического подхода, использованием внутренне несогласованных опросных методик.
Так, например, в работах Gray J.B., Gray N.D. [18] приводятся данные о том, тест К. Янг, который долгое время был единственным диагностическим инструментом, используемым исследователями для определения интернет-зависимости, недостаточно валиден, и его внутренняя согласованность оценок редко достигает приемлемой альфы Кронбаха. Среди других недостатков проведенных исследований отмечают также опору исключительно на испытуемых-волонтеров, отсутствие контрольных групп, малочисленность выборки [1; 15; 17].
Цель исследования: изучение индивидуально-психологических особенностей подростков с интернет-зависимым поведением.
Материалы и методы
Сплошное невыборочное исследование старших школьников проводилось на базе шести средних образовательных учреждений города Москвы и Подмосковья. Всего в исследовании приняло участие 1084 подростка — ученики старших классов, из них 436 — девушки (40,2%), 648 — юноши (59,8%). Возраст испытуемых от 14 до 17 лет. Основу выборки (80%) составили подростки 15—16 лет, соответственно 40% и 40%. Средний возраст по выборке — 15,56 (SD=0,81 лет). Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия дома доступа в Интернет.
В соответствии с критериями формирования исследовательских групп были выделены три группы: группа интернет-зависимых, группа злоупотребляющих Интернетом, контрольная группа.
Таким образом, группу интернет-зависимых составили 46 человек (4,25% от общей выборки), из них 25 юношей (54,3%) и 21 девушка (45,7%). Средний возраст испытуемых: 15,7 ±0,87. Средний стаж пользования Интернетом 4,7±2,9 лет. Среднее время в день, проводимое в Сети, 6,32±2,31 часов, в неделю — 38,65±15,6 часов.
Группу злоупотребляющих Интернетом составили 318 человек (29,33% от общей выборки), из них 185 юношей (55%) и 133 девушек (45%). Средний возраст испытуемых 15,53±0,81. Средний стаж использования Интернет 4,77±2,13 лет. Среднее время в день, проводимое в Сети, 3,89±2,26 часов, в неделю — 24,26±15,41 часов.
Контрольную группу составили 105 человек. Из них 54 юноши (51,43%) и 51 девушка (48,57%). Средний возраст испытуемых 15,66±0,75. Средний стаж использования Интернет 4,4± 2,127 года. Среднее время в день, проводимое в Сети, 1,92±0,953 часов, в неделю — 11,89±7,54 часов.
Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы: клинико-психологический и экспериментально-психологический методы. Клинико-психологический метод включал полуструктурированное психологическое интервью. Анкета участника исследования (Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С.) была разработана для оценки параметров интернет-зависимого поведения. Экспериментально-психологический метод представлен следующими методиками и техниками:
- Тест Chen Internet addiction Scale-CIAS в адаптации Феклисова К.А., Малыгина В.Л.
- Опросник Кеттелла HSPQ для описания структуры личности исследуемых на уровне индивидуальных черт и диспозиций.
- Модифицированный патохарактерологический опросник (МПДО) Подмазина С.И. с целью исследования типов акцентуаций характера и типов психопатий.
- Методика исследования социального интеллекта Гилфорда (в адаптации Е.С. Михайловой).
Результаты
Изучение индивидуально-психологических черт интернет-зависимых подростков с помощью опросника Кеттелла HSPQ выявило, что в группе подростков с выраженным проблемным использованием Интернета статистически значимы различия по показателям возбудимости-уравновешенности — фактор D (p=0,014, р<0,05) и способности к самоконтролю и организованности — фактор Q3 (p=0,046,р<0,05). На уровне тенденций можно выделить различия по показателям общей фрустрированности-расслабленности — фактор Q4 (p=0,066) (Таб. 1). Таким образом интернет-зависимые подростки, характеризуются большей импульсивностью, сверх-активностью на слабые провоцирующие стимулы по сравнению с контрольной группой. Их отличает беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания, а также трудности самоконтроля в поведении и эмоциях. Подростки с интернет-зависимостью склонны тревожиться, находится в состоянии постоянного напряжения. Их эмоциональную сферу можно описать как нестабильную, неустойчивую с преобладанием пониженного настроения.
Таблица 1. Результаты исследования с применением опросника Кеттелла HSPQ
Сравнительный анализ показателей по шкалам акцентуаций личности (методика МПДО) в группах интернет-зависимых и подростков контрольной группы выявил, что в группе подростков, демонстрирующих интернет-зависимое поведение, статистически значимы более высокие показатели по всем типам акцентуаций (кроме гипертимого типа) (Таб. 2). Следовательно, повышение характерологических черт, стремящееся к уровню акцентуации (выраженность дезадаптивных черт), является фактором, ассоциированным с формированием интернет-зависимого поведения.
Таблица 2. Результаты исследования с применением опросника МПДО
(сравнительный анализ)
Качественный анализ исследуемых групп позволил наметить характер специфики патохарактерологического профиля интернет-зависимых подростков. С учетом минимальных диагностических значений акцентуаций, а также правил подсчета, в каждой из групп были выявлены подростки, у которых значения патохарактерологических черт достигали уровня акцентуаций. Результаты представлены в процентах в таблице 3.
Таблица 3. Результаты исследования с применением опросника МПДО
(качественный анализ)
Таким образом, подростки с интернет-зависимым поведением раздражительны, склонны к аффективным вспышкам. Внешне они могут выглядеть бледными, ослабленными, что усиливается тем фактом, что данная группа подростков проводит существенно больше времени за компьютером, чем подростки контрольной группы. Им трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередко тяжело переживается, быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя, недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Интернет-зависимые подростки испытывают трудности самоконтроля и саморегуляции, а эти навыки особенно важны при планировании эффективной деятельности в Интернете, поскольку необходимо сопротивляться гипер-стимулирующей интернет-среде.
Примечательно, что у 48,11% подростков контрольной группы характерологические черты не достигают уровня акцентуаций, в то время как среди интернет-зависимых подростков акцентуированные черты характера выявляются в 84% случаев, что дает основание полагать, что формирование интернет-зависимости связано не столько со специфическими характерологическими особенностями, сколько с выраженностью дезадаптивных личностных черт.
Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта подростков с интернет-зависимым поведением и подростков контрольной группы выявил статистически значимые различия по следующим показателям: Общий интегральный показатель эмоционального интеллекта (p=0,0042), Секция A «Измерение восприятия лиц» (p=0,002), Секция E «Измерение восприятия картинок» (p=0,02). Различия по шкалам Секции D «Управление своими эмоциями» и Секции H «Способность управления эмоциями других людей» также стремятся к статистической достоверности (p=0,08 и 0,05 соответственно) (Таб. 4).
Таблица 4. Результаты исследования с применением теста MSCEIT
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать о том, что у интернет-зависимых подростков показатели эмоционального интеллекта снижены в сравнении с подростками контрольной группы. Они хуже идентифицируют собственные эмоции, испытывают затруднение в эмоциональной самоорганизации, обнаруживают сложности эмоционального контакта с окружающими. Способность идентифицировать эмоции является базовым фактором, лежащим в основании иерархической структуры эмоционального интеллекта. Его нарушение в группе интернет-зависимых подростков говорит о нарушениях, возникших на ранних этапах его формирования, что обуславливает особенности формирования более поздних навыков, таких, как управление эмоциями и общее снижение эмоциональной компетентности.
Исследование социального интеллекта интернет-зависимых подростков как совокупности способностей, определяющих успешность общения и социальной адаптации, а также объединяющей и регулирующей познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов, выявило статистически значимое снижение в экспериментальной группе общих показателей социального интеллекта, а также показателей субтеста «Вербальная экспрессия» (Таб. 5).
Таблица 5. Результаты исследования с применением теста Гилфорда «Социальный интеллект»
Таким образом, можно говорить о том, что интернет-зависимые подростки в целом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, а также хуже распознают различные смыслы, которые принимают одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Данные результаты, вероятно, связаны с особенностями протекания коммуникативной деятельности в Интернете, которая в первую очередь характеризуется физической непредставленностью партнеров по общению друг другу. Как следствие этого факта, теряют свое значение невербальные средства общения, утрачивается целый пласт мета-коммуникаций, связанный не только с экспрессивностью поведения, но и чувствительностью к тонкостям вербального интонирования, способностью различать скрытые смыслы сообщений.
В результате корреляционного анализа выявлено, что общий показатель интернет-зависимости статистически значимо положительно коррелирует с показателями опросника Р. Кеттелла (Рис. 1): с эмоциональной неустойчивостью (фактор С), робостью в поведении и межличностных отношениях (фактор H), низкой способностью к самоконтролю и организованности (фактор Q3), с возбудимостью (фактор D), склонностью к чувству вины (фактор O), с общей фрустрированностью (фактор Q4).
Также в результате корреляционного анализа установлено, что общий показатель интернет-зависимости статистически положительно коррелирует со всеми типами акцентуаций по опроснику МПДО, за исключением гипертимной (табл. 4). Полученные результаты свидетельствуют о том, что риск возникновения интернет-зависимости повышается с нарастанием выраженности акцентуаций характера личности.
Исследование взаимосвязи интернет-зависимого поведения и эмоционального интеллекта (тест MSCEIT) выявило отрицательную связь интернет-зависимого поведения со способностью воспринимать, идентифицировать эмоции и их выражение (Секция E; R=−0,319; p<0,05), понимать и анализировать чувства (Секция G; R=−0,236; p<0,05), а так же с общим показателем эмоционального интеллекта (R=−0,441; p<0,05). Следовательно, чем подросток более компетентен в распознавании, понимании и анализе эмоций (как своих, так и других людей), тем качественнее его межличностные отношения, и тем ниже показатели интернет-зависимости. Полученные данные позволяют говорить о компенсаторном использовании подростками Интернета для удовлетворения потребностей, фрустрированных в реальной жизни.
Проведенный в дальнейшем дискриминантный анализ позволил оценить наиболее информативные признаки, определяющие вероятность попадания подростков группы риска в группу интернет-зависимых или здоровых подростков (Таб. 6). В качестве группирующего фактора (переменной) использовался фактор наличия или отсутствия интернет-зависимого поведения у подростков. Факторы по методике Кеттелла, типы акцентуаций (МПДО), субтесты по методике Гилфорда и показатели шкал эмоционального интеллекта (всего 38 показателей) считались независимыми переменными. Информативность признаков оценивали по F-критерию Фишера.
Результаты дискриминантного анализа показали, что для определения вероятности попадания подростка в группу интернет-зависимых или здоровых подростков необходимо оценить 8 признаков: субтест 4, фактор G, показатели по интровертированному типу акцентуации, фактору Е, фактору О, субтесту 1, фактору Q4, фактору D.
Таблица 6. Значимые параметры для определения попадания в группу
интернет-зависимых или здоровых подростков
Вероятность правильного распознавания в этом случае составила 90%.
При проведении анализа были получены коэффициенты дискриминантных функций (Таб. 7). Из таблицы видно, что наибольший вклад в вероятность формирования интернет-зависимости вносят показатели уровня интроверсии, нормативности поведения (фактора G) и способности распознавания структуры межличностных ситуаций в динамике (субтест 4).
Таблица 7. Коэффициенты канонической дискриминантной функции
Таким образом, чем выше уровень интроверсии и чем ниже способность к распознаванию структуры социальных ситуаций, а также чем ниже нормативность поведения подростка, тем большая вероятность попадания в группу интернет-зависимых.
Обсуждение результатов исследования
Таким образом, проведенное нами исследование выявило, что индивидуально-психологические свойства подростков с интернет-зависимым поведением отличаются снижением регуляторно-волевой сферы, в частности, повышенной импульсивностью, сверх-активностью на слабые провоцирующие стимулы.
Для них свойственно беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания, трудность самоконтроля как над своим поведением, так и над своими эмоциями, склонность к аффективному реагированию и повышенной личностной фрустрированности.
Особенности характерологических черт интернет-зависимых подростков проявляются повышением профиля по всем типам, кроме гипертимного, что дает основание полагать, что формирование интернет-зависимости связано не столько со специфическими характерологическими особенностями, сколько c выраженностью дезадаптивных личностных черт.
Обращает на себя внимание то, что социальная компетентность интернет-зависимых подростков достоверно ниже, чем у подростков контрольной группы. Интернет-зависимые подростки хуже распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.
Эмоциональный интеллект как система навыков идентифицировать и понимать эмоции, использовать их для повышения эффективности общения, также значимо снижен у подростков с интернет-зависимым поведением, что препятствует построению близких межличностных отношений и способствует компенсаторному использованию подростками Интернета для удовлетворения потребностей, фрустрированных в реальной жизни.
Наиболее значимыми индивидуально-психологическими факторами риска возникновения интернет-зависимости у подростков являются повышенная возбудимость, сниженный самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, склонность к интроверсии, а также недостаточная развитость социального и эмоционального интеллекта.
Литература
- Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 1. – С. 90–100.
- Гриффитс М.Д. Избыточное применение Интернета: онлайновое аддиктивное поведение // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития / под ред. А.Е. Войскунского. – 2009. – С. 253–256.
- Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
- Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 5. – C. 67–69.
- Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов / Е.А. Смирнова, В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова [и др.]; под ред. В.Л. Малыгина. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. – М., 1979.
- Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее профилактики: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Спб., 2008.
- Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство для врачей. – Л.; М., 1991. – 301 с.
- Пятницкая И.Н. Наркомании. – М.: Медицина, 1994. – 541 c.
- Рыбников В.Ю., Литвиненко О.В., Юренкова В.А. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 4. – С. 72–76.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ // Вопросы наркологии. – 1996. – № 4. – С. 59–67.
- Солдатова Г., Рассказова Г.У. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 4. – C. 79–88.
- Теперик Р.Ф., Жукова М.А. Особенности общения интернет-зависимых пользователей // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2009. – С. 165–187.
- Baruch Y. The autistic society // Information & Management. – 2001. – Vol. 38, № 3. – P. 129.
- Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory – based cognitive-behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. – 2002. – Vol. 18, № 5. – P. 553–575.
- Chiu S.I., Lee J.Z., Huang D.H. Video game addiction in children and teenagers in Taiwan // CyberPsychology and Behavior. – 2004. – Vol. 7(5). – P. 571–581.
- Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study / S.-H. Chen, L.-J. Weng, Y.-J. Su [et al.] // Chinese Journal of Psychology. – 2003. – Vol. 45, № 3. – P. 279–294.
- Gray J.B., Gray N.D. The web of internet dependency: Search results for the mental health professional // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2006. – Vol. 4(4). – P. 307–318.
- Griffiths M.D. Internet addiction – time to be taken seriously? // Addiction Research. – 2000, Oct. – Vol. 8, № 5. – P. 413–419.
- Heritability of compulsive Internet use in adolescents / J.M. Vink, T.C. van Beijsterveldt, C. Huppertz [et al.] // Addict Biol. – 2015 Jan 13.
- Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: a questionnaire survey / K. Kim, E. Ryu, M-Y. Chon [et al.] // International Journal of Nursing Studies. – 2006. – Vol. 43. – P. 185–192.
- Jerald J., Block M.D. Issues for DSM-V: Internet Addiction // The American Journal of Psychiatry. – 2008, Vol. 165. – № 3. – P. 306–307.
- Khan S.A. Internet addiction disorder among adolescent students // European Psychiatry. – 2012. – Vol. 27, № 1. – P. 303.
- Mehroof M., Griffiths M.D. Online gaming addiction: the role of sensation seeking, self-control, neuroticism, aggression, state anxiety, and trait anxiety // CyberPsychology and Behavior. – 2010. – Vol. 13(3). – P. 313–316.
- Problem gambling in adolescence: relationships with internet misuse, gaming abuse and emotional intelligence / J.D. Parker, R.N. Taylor, J.M. Eastabrook [et al.] // Personality and Individual Differences. – 2008. – Vol. 45. – P. 174–180.
- Processes discriminating adaptive and maladaptive Internet use among European adolescents highly engaged online / E.C. Tzavela, C. Karakitsou, M. Dreier [et al.] // Journal Adolescents. – 2015. – Jan. – Vol. 21. – P. 34–47.
- Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.] // The Journal of Nervous and Mental Disease. – 2005. – Vol. 193. – P. 728–733.
- Risk personality traits of Internet addiction: a longitudinal study of Internet-addicted Chinese university students / G. Dong, J. Wang, X. Yang [et al.] // Asia Psychiatry. – 2013, Dec. – Vol. 5(4). – P. 316–321.
- Sinkkonen H.-M., Puhakka H., Meriläinen M. Internet use and addiction among Finnish Adolescents (15–19 years) // Journal of Adolescence. – 2014. – Vol. 37, № 2. – P. 123–131.
- The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games / S.E. Allison, von L. Wahlde, T. Shockley [et al.] // The American Journal of Psychiatry. – 2006. – Vol. 163(3). – P. 381–385.
- The relationship between impulsivity and Internet addiction in a sample of Chinese adolescents. Original Research Article / Fenglin Cao, Linyan Su, TieQiao Liu [et al.] // European Psychiatry, 2007, October. – Vol. 22, Issue 7. – P. 466–471.
- The relationship of affective temeperament and emotional-behavioral difficulties to internet addiction in high school students / F.O. Ozturk, E. Ekinci, O. Ozturk [et al.] // European Psychiatry. – 2013. – Vol. 28, № 1. – P. 1.
- Yan W., Li Y., Sui N. The relationship between recent stressful life events, personality traits, perceived family functioning and internet addiction among college students // Stress Health. – 2014. – Feb., Vol. 30(1). – P. 3–11.
- Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. – 1998. – Vol. 1. – P. 237–244.
Об авторах
- Владимир Леонидович Малыгин — доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
- Нина Сергеевна Хомерики — кандидат психологических наук, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
- Анна Анатольевна Антоненко — кандидат психологических наук, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Павлова Е.А. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся
- Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде
- Терещенко С.Ю., Смольникова М.В. Нейробиологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков
- Федоров В.В. Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях