Современное общество по праву характеризуется как информационное: одной из его черт является признание приоритета информации как продукта человеческой деятельности, а информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашего существования. В то же время компьютеризация обеспечивает доступ к информации, которая, однако, не всегда оказывает позитивное влияние на человека и не всегда бывает надежной и достоверной.
Проводя за компьютером существенную часть своего времени, подростки оказываются подверженными неблагоприятному влиянию разного рода информации, и сами становятся источником подобных воздействий в разнообразных коммуникациях.
Одна из актуальных проблем, возникших в век информационных технологий, – проблема кибербуллинга – травли человека через сообщения в сети Интернет, содержащие негативные оценки, оскорбления, угрозы [8, с. 11]. Эту проблему можно рассматривать в качестве продолжения и модификации существующей уже в течение десятилетий проблемы буллинга в реальной жизни. Буллинг – одна из современных форм девиантного поведения подростков [1].
С появлением интернет-коммуникаций молодые люди получили новые возможности и активно пользуются виртуальным пространством для реализации своей агрессии, унижая и оскорбляя других людей [4], что может иметь тяжелые последствия для жертв: от негативных эмоциональных реакций до психических расстройств и даже суицида, когда подросток не выдерживает эмоциональных нагрузок и не может справиться со сложившейся ситуацией [10, 11, 14, 15].
В отличие от обычного буллинга, кибертравля охватывает огромную аудиторию интернет-пользователей. Ситуация усугубляется тем, что информация, запущенная в виртуальное пространство с целью дискредитации человека, крайне сложно удаляется. Это порождает у жертвы ощущение беспомощности, безысходности. Большинство из пострадавших не осмеливаются обратиться за поддержкой и предать огласке их травлю, так как опасаются быть отвергнутыми всем обществом [12; 13, с. 71].
В исследованиях, посвященных определению форм и структуры отклоняющегося поведения, были выделены критерии оценки и отличительные свойства такого поведения [2]. Девиации рассматриваются как действия личности (группы), отклоняющиеся от социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности (группе). Они сопровождаются социальной дезадаптацией, однако приносят и скрытую выгоду носителю девиантного поведения [3].
Кибербуллинг сходен по своим характеристикам с другими видами девиантного поведения. Ему свойственны деструктивность, социальное равнодушие, игнорирование общечеловеческих ценностей, повторение действий, которые способствуют формированию девиаций [5, 7].
Вместе с тем феномен кибербуллинга в связи с другими видами девиантного поведения до сих пор не исследован. Это обстоятельство, а также необходимость противодействовать подобным тенденциям и предупреждать их негативные последствия обусловливают актуальность изучения проблемы кибербуллинга в связи со склонностью к другим видам девиантного поведения.
Предпринятое нами исследование было направлено на выявление связи между участием подростков в кибербуллинге и отношением к различным проявлениям кибербуллинга, с одной стороны, и склонностью подростков к различным видам девиантного поведения, с другой. Исходя из характеристик кибербуллинга, мы предположили, что наиболее близким к нему должна быть склонность подростков к агрессивному поведению в реальной жизни.
Методы и выборка
В исследовании приняли участие 44 ученика 8-х классов в возрасте 13–15 лет (М = 14,0 ± 0,36),17 мальчиков и 27 девочек. Для исследования включенности подростков в интернет-пространство и их отношения к кибербуллингу были специально разработаны два опросника.
Первая методика посвящена изучению поведения школьников в социальных сетях и определению того, какие виды занятий в Интернете предпочитают юные пользователи и какое количество времени им уделяют.
Второй опросник позволил выявить частоту столкновения школьников с кибербуллингом, характер их участия в нем (в качестве жертв, преследователей, совмещающих обе роли), а также их оценку допустимости тех или иных действий в сети Интернет, которые по своему содержанию подпадают под определение кибербуллинга. Обследование проводилось анонимно, с указанием подростками только своего псевдонима, пола и возраста, что повышало уровень их откровенности и достоверности результатов. Часть вопросов имели открытый характер.
При обработке данных с помощью описательной статистики учитывались как общие результаты, так и дифференцированные по полу.
При определении склонности подростков к девиантному поведению за основу была взята классификация, используемая в методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» («СОП») [9, с. 362–370], с помощью которой у подростков выявляются тенденции к нарушению норм и правил в целом, к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему, делинквентному поведению, к агрессии и насилию.
Специальная шкала методики ориентирована на выявление дефицита волевого контроля эмоциональных реакций, который способствует реализации перечисленных выше вариантов поведенческих девиаций.
Связь между данными об участии подростков в кибербуллинге и склонностью к отклоняющемуся поведению устанавливалась при помощи ранговой корреляции Спирмена [6, с. 2].
Результаты и их обсуждение
Проведенный опрос показал, что подростки проводят значительную часть своего свободного времени в сети Интернет, преимущественно общаясь в социальных сетях, которые привлекают их удобством такого общения (табл. 1).
Таблица 1. Виды занятий подростков в социальных сетях
Установлено, что практически все (97 %) опрошенные подростки сталкивались с кибербуллингом, причем большинство (56 %) использовали интернет-травлю в качестве ответа на агрессию (табл. 2).
Таблица 2. Участие подростков в кибербуллинге, %
Среди девочек количество тех, кто выступали только в роли жертв (40,7 %) значительно преобладает над количеством кибербуллеров (3,7 %). Среди мальчиков кибербуллеров в процентном отношении больше, чем у девочек (17,6 %), но число жертв кибертравли у них также несколько преобладает (23,5 %).
Как показано в таблице 3, в большинстве случаев школьники, находившиеся в позиции жертвы, подвергались издевательству, раскрытию личной информации и травле (диссинг).
Таблица 3. Формы кибербуллинга, которым подверглись подростки
Результаты, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что с одобрительным отношением подростков к некоторым видам кибербуллинга связана их склонность к аддиктивному и агрессивному поведению.
Таблица 4. Связь оценки допустимости подростками действий в сети Интернет со склонностью к девиантному поведению
Данные таблицы 5 указывают на то, что наибольшее число видов киберагрессии подростков связано со склонностью к аддиктивному поведению как иллюзорно-компенсаторному варианту решения собственных проблем. Кроме того, обращает на себя внимание то, что максимально тесно с различными видами отклоняющегося поведения связан такой вид кибербуллинга, как отправление текстового сообщения, чтобы позлить или посмеяться. В то же время множественные проявления кибербуллинга, или использование разных видов недопустимого поведения в виртуальной среде, имеют связь с наиболее выраженным вариантом девиантного поведения – делинквентным.
Таблица 5. Связь действий, которые совершали подростки со склонностью к девиантному поведению
Как показано в таблице 6, некоторые виды кибербуллинга, от которых страдали сами опрошенные, имеют неоднозначные связи со склонностью к девиантному поведению. Можно предположить, что положительные связи между показателями кибербуллинга, жертвами которого становились подростки, и их собственными девиантными тенденциями служат основанием превращения в дальнейшем пострадавших в киберагрессоров.
Таблица 6. Связь действий, с которыми сталкивались подростки в сети Интернет в качестве пострадавших, и склонности к девиантному поведению
Данные, представленные в таблице 7, указывают на наличие значимой связи между многими виртуальными действиями, которые, по мнению подростков, являются приемлемыми, и склонностью к отклоняющемуся поведению. Большую часть связей составляют позитивные установки к проявлениям кибербуллинга со склонностью к аддиктивному поведению.
Таблица 7. Связь виртуальных действий, которые подростки считают приемлемыми, и склонности к девиантному поведению
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно констатировать следующее. Подростки 13–15 лет активно пользуются Интернетом, в частности социальными сетями, и часто сталкиваются с кибербуллингом.
Кибербуллинг может рассматриваться как особый вариант девиантного поведения, который проявляется во враждебном отношении к другим людям с целью нанесения им психологического ущерба.
В процессе онлайн-травли подростки занимают позицию как преследователя, так и жертвы, часто сочетая эти роли. Выдвинутая нами гипотеза о наиболее тесной связи кибербуллинга со склонностью подростков к агрессии и насилию не подтвердилась: такие связи в данной выборке вообще отсутствовали.
В то же время различные виды кибербуллинга имеют значимые связи преимущественно со склонностью школьников к аддиктивному поведению, в меньшей степени – к делинквентному поведению и преодолению норм и правил в целом. Полученные результаты требуют новой интерпретации и ставят новые вопросы. Мы можем предположить, что они свидетельствуют о специфическом характере кибербуллинга как феномена агрессии.
Возможно, подростки, склонные к активной прямой, в том числе физической, агрессии, реализуют ее в реальной жизни, а не в сети Интернет. С другой стороны, кибербуллинг при отсутствии непосредственного контакта между агрессором и жертвой может иметь замещающий характер и включать в себя элементы фантазии (представления кибербуллера о реакции жертвы), что сближает его с иллюзорно-компенсаторными свойствами аддиктивного поведения.
Заключение
Проведенное исследование имеет существенные ограничения, связанные с небольшим объемом выборки, и может рассматриваться как предварительное, пилотное. В то же время выявленные связи кибербуллинга и склонности к различным видам девиантного поведения позволяют наметить пути дальнейшего изучения кибербуллинга как феномена специфической «бесконтактной» агрессии.
Более детального анализа требуют характеристики аддиктивного поведения, связи с которым кибербуллинга отличаются высокой статистической значимостью. Интерес представляет сопоставление этих явлений с таким феноменом, как кибераддикция.
Следует продолжить исследование связи кибербуллинга с различными компонентами агрессии, а также агрессивностью и враждебностью как личностными чертами. Один из вариантов исследования может заключаться в определении индивидуальных характеристик, не только способствующих, но и препятствующих кибербуллингу.
Полученные как в настоящем исследовании, так и в планируемых работах результаты позволят более четко представить феномен кибербуллинга и разработать подходы к его профилактике и конкретные меры по предупреждению кибертравли среди подростков.
Библиографический список
- Авдулова Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 8.
- Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение : учеб. пособие. СПб. ; М., 2003. 736 с.
- Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : монография. СПб., 2005. 274 с.
- Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(3). С. 102–113.
- Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сб. статей / отв. ред. А. С. Каргин. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285–294.
- Поляков Л. Е. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. М. : Наука, 1971. 2 с.
- Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания // Образовательная политика. 2011. № 5(55). С. 11–22.
- Федунина Н. Ю. Представления о триаде «преследователь – жертва – наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 41. 11 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд во Института психотерапии, 2002. 488 с.
- Chibbaro J. S. School counselors and the cyber bully: Interventions and implications. Professional School Counseling. 2007. Pp. 65–68.
- Kowalski R. M., Limber S. P. & Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age (2 nded.). Chichester : Wiley-Blackwell, 2011.
- Lenhart A. Cyberbullying: What the research is telling us. Retrieved f rom http: //w w w. pew internet. or g / P r e s en t a t io n s/20 0 9/18 Cyberbullying-What-the-research-istelling-us.aspx, 2010.
- Patchin J. W.Cyberbullying: A review of the legal issues facing educators. Preventing School Failure. 55(2). 2011. Pp. 71–74.
- Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? Scandinavian Journal of Psychology. 49. 2008. Pp. 147–154.
- Walrave M., Heirman W. Cyberbullying: Predicting victimisation and perpetration. Children & Society. 25(1). 2011. Pp. 59–72.
Об авторах
- Елена Георгиевна Дозорцева — профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, доктор психологических наук, член Ученого совета МГППУ; заведующая лабораторией психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.
- Дарья Валерьевна Кирюхина - аспирант, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Голубовская А.С. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий
- Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки
- Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания