Постановка проблемы
Основные изменения в обществе, влияющие на молодежь, связаны с социальными, технологическими изменениями, урбанизацией, расслоением общества, ростом эмоциональной напряженности и влиянием средств массовой информации.
Включение подростков в общество происходит в условиях перераспределения влияния институтов социализации. Традиционные институты социализации эффективны при передаче традиционных же норм, знаний и ценностей, унаследованных от прошлых поколений.
В ситуации постоянных изменений общественная система не только испытывает напряжение, но в силу своей ригидности перестает отвечать задачам адаптации личности в обществе. Динамично меняющееся окружение требует появления новых, более гибких и оперативно реагирующих на изменения институтов социализации.
Именно таким институтом являются сегодня средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК). Современные институты социализации должны быть направлены не столько на усвоение уже имеющихся в культуре знаний и навыков (их объемы становятся беспредельны), сколько на способность ставить и творчески решать актуальные задачи, с которыми еще не сталкивались прошлые поколения, гибко оперировать источниками информации и уметь учиться.
Неотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы [Социализация детей и подростков, 2009].
Телевидение, Интернет, радио, печать играют ведущую роль в построении социального образа мира, охватывая колоссальную аудиторию и преодолевая любые барьеры – государственные, национальные, социальные [Андреева, 2005]. Одновременно информация реализует функцию социального контроля и регуляции общественной активности групп.
Роль информационного пространства в развитии сегодняшних подростков сложно переоценить. Собственно становление социальных аспектов развития человечества и формирование общества, как пишет Э.В. Сайко, во многом обеспечивалось установлением информационных связей, ростом значения информации по сравнению с ролью ресурсов [Сайко, 2010].
Распространенность СМИ увеличивается все больше, одновременно растет и время включенности в информационное воздействие. На сегодняшний день СМИ все чаще используются не сами по себе, а скорее параллельно другим видам активности, например прием пищи одновременно с просмотром телевидения или выполнение какой-либо работы под фоновое радио, или даже одновременное получение информации из новостных телепередач и с новостных сайтов Интернета, что позволяет сравнить и условно объективировать информацию [Daniel, 2006].
Социализация подростков включает формирование социальных представлений, целостного социального образа мира, компоненты которого все больше подсказываются средствами массовой информации, а зачастую и формируются через СМИ как институт социализации.
Для подростков, перед которыми остро стоит задача ориентировки в мире взрослых, включения в полноценные, связанные с ответственностью и перспективными обязательствами социальные отношения, СМИ становятся источником не только социальных представлений, но и определенной программы действий, общественной ориентации и построения индивидуальных целей в будущем.
Сензитивность подростков к информационному влиянию по сравнению с другими возрастными группами максимальна, а информация, полученная через СМИ, как подчеркивает Г.М.Андреева, «давно уже успешно конкурирует с информацией, предлагаемой в семье и школе», и образ подростка строится под непосредственным влиянием СМИ [Андреева, 2005, с. 279].
Важно отметить, что в отличие от традиционных институтов социализации влияние СМИ стихийно и спонтанно, а воздействие на личность носит относительно неконтролируемый характер.
Социализация подростков в информационном пространстве отражает не пассивное приспособление, а скорее активное построение образа себя в мире и картины мира. Преобладающую роль СМИ в психосоциальном развитии подростков исследователи видят в становлении идентичности [Daniel, 2006; Purvis, 2008].
Информация – средство познания подростком себя и окружающего мира. Задачи самоопределения и сепарации, построения целостного образа Я ведут к включению подростков во все более широкие пласты информационного пространства, ориентируя на альтернативные источники информации, сопряжение виртуального и реального миров.
Конечно, социализация не происходит непосредственно под влиянием СМИ. Информационное пространство нельзя назвать универсальным, а его влияние – причинным или линейным. Скорее, это процесс взаимодействия, когда представления СМИ строятся относительно присутствующих в обществе систем ценностей или настроений, в свою очередь, утверждая эти ценности в качестве доминирующих и распространяя их на более широкий круг людей. Во взаимодействии с этим влиянием подростки присваивают субъективно выбираемые нормы и ценности.
Так, СМИ оказывают серьезное влияние на гендерную социализацию подростков. Взрослеющие юноши и девушки формируют свой полоролевой опыт, ориентируясь на послания СМИ.
Кардинальные преобразования социальной ситуации развития, изменения в области социальных и нравственных норм, ценностных ориентаций привели, по мнению Т.Д. Марцинковской, к «нарушению социальной стабильности и снизили уровень укорененности и социализированности людей» [Марцинковская, 2010].
Масштабность влияния СМИ и СМК на социализацию подростков ведет к росту альтернативности этого процесса, появлению все новых траекторий индивидуального развития.
Разнообразие СМИ и тех социальных позиций, которые они предлагают, создают для подростков новые формы социализации и индивидуализации, проявляющиеся в идентификации с определенной социальной позицией, в присоединении к мнению определенной социальной группы.
С другой стороны, многообразие информации диктует необходимость альтернативного выбора, усиливая индивидуальную позицию и усложняя – обогащая процесс становления идентичности в ее разнообразных компонентах (этническая, социальная, личностная, профессиональная и др. идентичность).
Индивидуализация в информационном пространстве для подростков усиливается потребностью в создании собственной картины мира, которая лишь отчасти пересекается с миром взрослых.
В этой связи подростки оказываются чрезвычайно чувствительны к новизне, к восприятию и присвоению информации, подаваемой как новое знание или объективно содержащей в себе элементы новизны.
Сложность информационного поля способствует изменению восприятия и мышления подростков, которые оказываются способны работать с неопределенной, множественной, плохо структурированной информацией, ранжируя ее и категоризируя.
Наличие информации по определению уже предполагает ее обработку, систематизацию и включение в картину мира в отличие, скажем, от ощущений или стимулов. В свою очередь, на основании выбора определенного источника информации, как полагает Т.Д. Марцинковская, можно судить о группе идентичности и характере интересов подростка [Марцинковская, 2010].
Роль информационного влияния на социализацию двойственна. С одной стороны, информация обладает свойством организованности, структурированности, тем самым задавая модель организованности мышлению подростку и предлагая определенные варианты обработки и презентации информации.
Но с другой стороны, как подчеркивает Г.М. Андреева, информация, предлагаемая СМИ, уже получила определенную интерпретацию и «в чем-то уподобляется информации, предлагаемой в школьных учебниках» [Андреева, 2005, с. 252].
Остается принципиальный вопрос о том, какая ценностная позиция лежит в основе предлагаемой интерпретации информации, которая в любом случае теряет часть своей объективности.
Специфичность информационного контекста задается ролью «автора», источника информации, который объективно является коллективным, массовым и оказывает на подростка групповое давление, выражая позицию определенного большинства, к которому подросток стремится примкнуть (референтная группа).
Тогда вопрос о ценностной позиции «автора» информации конкретизируется восприятием подростка этого коллективного источника информации, субъективным доверием (или недоверием), личностной значимостью источника информации.
В случае непринятия (когнитивного, эмоционального, ценностного) той или иной информации противостоять ей для подростка оказывается в силу возрастных особенностей непросто.
Важным механизмом социализации подростков является общение, которое также приобретает специфические формы в информационном пространстве, где само представление информации является коммуникацией, но коммуникацией специфичной, лишенной обратной связи и фактически исключающей взаимодействие.
Е.И. Изотова подчеркивает, что современные средства сетевого общения не только расширяют сетевое общение, но и в некоторых случаях подменяют реальное общение виртуальным [Изотова, 2010].
Кроме того, для подростков чрезвычайно важной оказывается принадлежность группе, нередко группе виртуальной или отделенной от самого подростка расстоянием, а иногда и временем.
Осознание включенности в группу происходит через разделение ценностей, установок референтной группы, восприятие себя как субъекта, признающего определенную групповую позицию. Средства массовой информации принципиально расширяют как возможности выбора референтной группы, так и информацию о характеристиках, установках и самопрезентациях выбранной группы.
Практическая безграничность источников информации не только повышает потенциальную компетентность подростков и автономность от взрослых, но и меняет структуру мышления, способствует формированию более открытого, «космополитичного» мировоззрения. Обратной стороной доступности информации становится ее обесценивание для подростков.
Очевидно, влияние информации на подростков определяется не только содержанием сообщения, но и его «авторством», формой презентации, субъективным восприятием себя в контексте информации, а также степенью доверия к коммуникатору.
Соответственно осуществленному теоретическому анализу можно поставить, во-первых, вопрос о доверии подростков различным источникам информации, во- вторых, о субъективном представлении подростков о себе как о социальной группе и, наконец, о взаимосвязи информационных предпочтений с общими возрастными тенденциями в социализации подростков.
Развитие человека немыслимо в изоляции от культуры в целом и происходит относительно межсубъектных, социальных отношений. СМИ все чаще берут на себя роль фильтров моделей взаимодействий, усиливая и подчеркивая одни контексты и нивелируя или умалчивая другие.
Одним из механизмов информационной социализации становится включение подростков посредством СМИ в молодежную субкультуру, где потребности в социальной и культурной идентичности удовлетворяются в рамках значимых групп, нередко маргинальных.
Информационное пространство открывает новые возможности для поиска субкультурных групп и включения подростков в них посредством информационных технологий. Информационное пространство фактически становится агентом действия этих групп, предлагая внутри них обретение социального статуса, формирование «актуального» образа Я и поиск себя [Авдулова, 2010].
В психологии выделяют две модели влияния СМИ и СМК на подростков: непосредственное, прямое влияние, в основе которого лежат механизмы эмоционального заражения и обусловливания, и опосредованное индивидуальными и социальными факторами влияние [Марцинковская, 2010].
Многими исследователями высказываются утверждения о том, что СМИ разрушают стабильный и защищенный мир детства, ухудшают представления о справедливом мире и снижают чувство безопасности, представляя агрессивную информацию, связанную с массовым насилием, разрушениями и катастрофами как доминантную [Прихожан, 2010; Daniel, 2006].
Вместе с тем в психологии существует позиция, согласно которой информационное пространство является не столько риском, провоцирующим различные нарушения в психическом развитии, сколько ресурсом, который позволяет подросткам строить свою идентичность и компенсировать ресурсный дефицит в других областях социальной реальности, например компенсировать семейную ситуацию [Керделлан, Грезийон, 2006; Manusov, Jaworski, 2006]. Преимуществом развития подростков является адаптация к новым технологиям и информационным системам.
Сложные, многомерные конструкции современного информационного пространства могут эффективно изучаться только с позиций междисциплинарности и мультипарадигмальности, основываясь на теоретических основаниях различных областей теоретического психологического знания, в нашем случае – возрастной и социальной психологии, культурологии.
Информационное пространство, в которое включены подростки, неоднородно и с возрастом меняет свою структуру. Необходимо вооружать подростков средствами ориентации в этом пространстве и критериями объективного оценивания, сравнения, анализа получаемой информации. Только в этом случае информационное пространство становится действенным институтом социализации подростков и моделью позитивного включения нового поколения в общество.
Выборка и методы исследования
С целью изучения взаимосвязи информационных предпочтений подростков, а также степени доверия к различным источникам информации с особенностями общего процесса социализации нами совместно с Ивановой К.В. был проведен цикл исследований, направленных на изучение отношения подростков к различным СМИ, значения СМИ и СМК в жизни подростков, того влияния, которое оказывает информация на некоторые направления социализации, в частности отношение к семье, отношения со сверстниками, с учителями, включенность в референтную группу сверстников, включенность в ведущий для отрочества тип деятельности – интимно-личностное общение.
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: опросник «Информационная социализация» [Марцинковская, 2010]; методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) в адаптации А.К. Осницкого [Осницкий, 1996]; методика диагностики особенностей социализации современного подростка (Д.В. Ярцев) [Рогов, 2001].
В исследовании в общей сложности приняли участие 97 младших подростков, из них в возрасте 11–12 лет – 70 детей, в возрасте 12–13 лет – 27 детей.
Корреляционный анализ (коэффициенты корреляции r-Спирмена) данных проводился с использованием пакета программ SPSS 19.0.
Результаты и обсуждение
Общий уровень социально-психологической адаптации младших подростков нашей выборки относительно благополучный. Нормативным показателям соответствует 61% подростков, из них 22% демонстрируют высокий уровень адаптации. Оставшиеся 39% подростков по показателям методики К. Роджерса, Р. Даймонда можно охарактеризовать как дезаптированных.
Наиболее благоприятная картина отмечается по таким показателям адаптации, как самопринятие и принятие других, а проблемной сферой оказалась эмоциональная комфортность.
Показатели социализированности у подростков в целом отражают благополучную картину постепенного включения в общество и сохранения позитивных отношений с ближайшим социальным окружением.
Около 70% подростков демонстрируют позитивное отношение к семье (соответственно 32% подростков выражают негативное отношение к семье).
Направленность подростков на семью значимо положительно связана с рядом показателей: использованием источника информации – родители; с выбором книги как источника информации, который поможет решить проблему.
Традиционалистская ориентация на родительский авторитет распространяется и на традиционное уважение к книге. Направленность подростков на семью значимо отрицательно связана с ориентацией на информацию о шоу-бизнесе и информацию о будущем.
Практически все подростки заявляют о принятии школы (96%). Вопреки традиционному представлению о негативном отношении к школе подростки нашей выборки отнеслись в подавляющем большинстве к школе хорошо, правда, воспринимали ее как пространство интимно-личностного общения и возможность для включения в референтную группу.
Включенность в референтную группу и включенность в интимно-личностное общение продемонстрировали одинаковое количество подростков – 82%.
Направленность подростков на интимно-личностное общение и включенность в референтную группу как показатели развития ведущей деятельности значимо положительно связаны с рядом показателей: уровнем адаптации подростков, уровнем самопринятия, принятием других и эмоциональной комфортностью.
Традиционная включенность подростков в группу и направленность на общение положительно сказываются на межличностных отношениях и самоотношении.
Тем не менее больше трети подростков заявили о своем негативном отношении к семье и к социально-экономической деятельности (в различных ее проявлениях). С другой стороны, родители практически по всем аспектам жизни подростков оказываются в числе наиболее авторитетных и интенсивно влияющих источников информации. Тем самым представления о семье и детско- родительских отношениях как сфере определенной эмоциональной напряженности для подростков в нашем исследовании подтвердились.
Около трети подростков отрицательно относится и к обществу, противоречиво воспринимая необходимость взросления и принятия социальных норм. Социализационная модель этих подростков может вызывать некоторые трудности.
Показательно, что негативное отношение к семье и негативное отношение к обществу демонстрируют разные подростки, нельзя объединить их в группу оппозиционно настроенных асоциализированных подростков.
Направленность подростков на семью значимо отрицательно связана с таким показателем, как социально-экономическая деятельность. Вместе с тем представляют интерес именно различия в информационных предпочтениях подростков с магистральной тенденцией социализации и подростков, реализующих альтернативное отношение к социальному окружению.
Анализ информационных предпочтений подростков показывает различную популярность источников информации. Лидирует среди подростков Интернет как источник информации (17,2% выборов), далее следует телевидение (14,2%), первую тройку занимают родители, которых воспринимают как источник информации 12% подростков.
Наши данные хорошо согласуются с результатами других отечественных исследований. По данным В.С. Собкина, на сегодняшний день в структуре досуга московских школьников старших классов общение с компьютером занимает четвертое место (25,6%), отобрав львиную долю времени от таких занятий, как чтение и реальное общение с друзьями.
Свыше 50% московских подростков-мальчиков (учеников 11-х классов) определяют Интернет как главный источник информации, за ним следует телевидение (39,5%), далее – книги (32,7%), на четвертом месте – друзья (29,6%). Учителя оказались на пятом месте (24,1%), а родители – на седьмом (13%) [Собкин, Евстигнеева, 2002].
Старшеклассники сами указывают нам на значимые для себя институты социализации, доверяя информационным сайтам и поисковым системам. Конечно, существуют гендерные особенности (девушки в меньшей степени подвержены влиянию компьютерных сетей) и географические различия (город – деревня и т.д.), но общая тенденция соответствует указанным данным.
С точки зрения интереса на первом месте для младших подростков стоит музыка (11,7%), далее – спортивная информация (11,2%), а третью позицию по привлекательности делят информация о семье и о моде (по 9,8% выборов в общей структуре интересов подростков). Наименьший интерес вызвали такие области, как экономическая информация (1%), религиозная (1,4%), политическая информация (1,8) и информация, связанная с будущей работой (1,8).
Преимущественный выбор музыки как наиболее привлекательной области традиционен для подростков и подтверждался в ряде других исследований [Авдулова, 2010]. Не вызывает сомнения, что музыка является областью информационного воздействия [Марцинковская, 2010].
Музыка несет в себе возможности эмоциональной разрядки и философский подтекст, который, сочетаясь с ритмом, мелодией и определенным звуковыми эффектами, создает для подростков условия для вчувствования в собственный мир, осознания переживаний и взаимосвязи собственной эмоциональной сферы с чувствами окружающих. Музыка через совокупность мелодии и слов дает ответы на фундаментальные вопросы отрочества о любви, смысле жизни, доверии и предательстве, пути в будущее.
Стоит добавить, что интерес в отношении музыки демонстрируют в равной степени как подростки с позитивными социализационными моделями, так и подростки с трудностями адаптации в обществе, то есть потребность в музыкальной информации и информации по поводу музыки оказалась единственной универсальной информацией в нашем исследовании, связанной с подростковым возрастом вообще.
С точки зрения интересов группу младших подростков можно охарактеризовать как политически и общественно пассивную группу, сосредоточившую интересы в области ближайшего социального окружения.
Важно, что подростки прекрасно ориентируются в содержании информации и дифференцированно подходят к выбору источника информации в зависимости от того, предназначена информация для серьезных, социально значимых целей или для целей развлекательных.
При необходимости получения достоверной научной информации подростки ориентированы на Интернет (49%), телевидение (19,1%), родителей (14,8%) и совсем не используют такие источники информации, как личный опыт (0%), друзья (0%), радио (0%).
При необходимости получения новостей пользуются источниками информации – телевидение (46%), Интернет (29,5%) и совсем не используют такие источники информации, как книги (0%), личный опыт (0%), учитель (0%).
При необходимости получения развлекательной информации (о новинках моды, музыки, кино) подростки используют Интернет (46,2%), телевидение (33,3%) и совсем не используют такие источники информации, как родителей (0%), личный опыт (0%), книги (0%) и учитель (0%).
Обнаружены статистически значимые связи между уровнем принятия других и использованием в качестве источника развлекательной информации друзей (коэффициент корреляции Спирмена r = 0,292, р < 0,05).
Если запросом является информация об отношениях между людьми, подростки нацелены на Интернет (30,7%) и друзей (26,5%). При необходимости решения сложных жизненных проблем подростки используют такие источники информации, как родители (53,4%) и друзья (16,3%).
Подростки с высоким уровнем адаптации (r = 0,268, р < 0,05), самопринятия (r = 0,383, p < 0,01) значимо чаще склонны к использованию источника информации для решения сложных ситуаций – TV.
В ситуации необходимости решения конфликтов с родителями подростки ориентируются на самих родителей (38,6%) и личный опыт (27,2%), а при необходимости решения конфликтов в школе – на родителей (40,4%) и друзей (21,4%).
Готовность использовать преимущественно информацию, полученную от друзей, в случае конфликта с родителями обнаружили подростки с высоким уровнем самопринятия (r = 0,291, p < 0,05) и принятия других (r = 0,343, p < 0,05).
Важно, что подростки с высоким уровнем адаптации (r = 0,389, p < 0,01), самопринятия (r = 0,452, p < 0,01), эмоциональной комфортности (r = 0,342, p < 0,05) готовы обращаться к учителям как источнику информации по проблемам, возникающим в школьной жизни. Плохо адаптированные подростки совсем не обращаются к учителям.
При необходимости решения финансовых проблем подростки используют такие источники информации, как родители (46,1%), Интернет (30,7%) и личный опыт (17,9%) и совсем не используют такие источники информации, как телевидение (0%), друзья (0%), радио (0%), книги (0%) и учитель (0%).
Оценивая степень влияния на собственное поведение различных источников информации, подростки в большинстве своем выделили Интернет и родительское влияние и совсем не ориентировались на книги, учителей и радио.
На поведение подростков влияют, по их собственному мнению, родители (41,3%) и Интернет (24%); на отношения со сверстниками – личный опыт (30%), друзья (25%), родители (20%); на отношения со взрослыми влияют родители (31,5%) и личный опыт (29%); на жизненные планы и представление о будущем влияют такие источники информации, как родители (34,7%) и личный опыт (21,7%); на выбор круга общения у подростков влияют личный опыт (45,6%), друзья (21,7%) и родители (19,5%). При этом чуть меньше 40% подростков заявляют о готовности принимать решения под влиянием рекламы.
Статистический анализ данных позволил обнаружить ряд значимых закономерностей в сопоставлении особенностей социализации и информационных предпочтениях подростков, доверии к различным источникам информации.
Высокая интенсивность использования Интернета и частота обращения к Интернету по разным вопросам значимо положительно связана с позитивными моделями социализации, в частности с высоким уровнем адаптации (r = 0,306, p < 0,05), высоким уровнем самопринятия (r = 0,288, p < 0,05), высоким уровнем принятия других (r = 0,324, p < 0,05) и уровнем интернальности (r = 0,275, p < 0,05).
Интересно, что подростки нашей выборки с высоким уровнем самопринятия и принятия других используют для решения сложных ситуаций личный опыт, воспринимая себя в качестве источника информации.
Обследуемые подростки с позитивным отношением по всем компонентам социализации (семья, школа, референтная группа, интимно-личностное общение, социально-экономическая деятельность) гораздо больше включены в информационные процессы, чем подростки с негативным отношением, демонстрируя высокую заинтересованность в информации, связанной с учебой (36%), спортивной информации (36%), информации о моде (36%). Одновременно позитивное отношение к одной из сфер является надежным предиктором принятия подростком других сфер социализации.
Правда, разнообразие интересов отмечается еще и у группы подростков с негативным отношением к общению, но в этом случае картина иная. Младшие подростки с нарушенным общением со сверстниками все без исключения заинтересованы в информации о моде (100%), в спортивной информации (100%), информации о культуре (100%), об учебе (100%), о музыке (100%), в познавательной информации (100%) и информации о природе и животном мире (100%). Такая позиция говорит не о разнообразии интересов, а скорее о непринятии исследования или определенной агрессивной настроенности.
Подростки с негативным отношением к школе включены преимущественно в такие информационные процессы, как получение информации о любви (66%). Это может говорить о некоторых компенсаторных потребностях в любви, принятии у подростков, не включенных в школьную жизнь и испытывающих сложности в школьной социализации, так как именно школьная социализация создает условия для развития ведущей деятельности отрочества.
Схожую, потенциально компенсаторную картину мы обнаружили и в отношении информационных предпочтений подростков с негативным отношением к референтной группе. Доминирующим интересом этой группы подростков оказалась информация о природе и животный мир (50%), что не отмечалось больше ни у одной группы подростков.
Значимые положительные связи обнаружены между стремлением к доминированию и ориентацией на информацию об учебе (r = 0,328, p < 0,05), познавательную информацию (r = 0,381, p < 0,01), спортивную информацию (r = 0,288, p < 0,05). Для подростков с высоким уровнем эмоциональной комфортности значимый источник информации – друзья (r = 0,279, p < 0,05).
Значимо положительно связанными оказались и такие показатели, как направленность подростков на социально-экономическую деятельность, преимущественное использование источника информации «друзья» и ориентация на информацию о будущем.
Заключение и выводы
Современное информационное пространство стало активным участником процесса социализации подростков и источником развития личности. Значение Интернета в информационном пространстве развития позволяет говорить о всемирной сети как об общественной структуре, главными характеристиками которой стали социальность, открытость, интерактивность, то есть характеристики, в значительной мере удовлетворяющие процессу социализации подростков. Интернет-среда адаптируется под запросы социума.
Взаимодействие личности подростка с системными информационными средами носит не спонтанный характер, это индивидуализированный выбор, одним из факторов которого становятся семейные, межличностные и социальные отношения подростков.
Можно высказать предположение о потенциальном влиянии особенностей общения на способ переработки информации, в частности, функциональное общение и потребительские ориентации могут вести к доминированию «клипового» мышления у подростков, а социальное общение – к контекстному и ассоциативному мышлению в обработке информации.
Связи информационного пространства и социализации подростков находят отражение в степени критичности восприятия информации и выборе стратегии поиска информации, а также использовании компенсаторных возможностей информации.
Позитивные адаптационные модели социализации обеспечивают интенсивную включенность подростков в информационное пространство, дифференцированный выбор информации и поиск разнообразных смысловых связей.
Информационная среда опосредует социализацию подростков множественными контекстами, нелинейными и неспонтанными переходами между информационными блоками, влиянием на формирование различных форм мышления и удовлетворением индивидуализированных потребностей подростков.
Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.
- Подростки с позитивными социализационными моделями активнее используют различные источники информации и демонстрируют более широкие интересы, чем подростки, реализующие негативные модели социализации. Подростки с позитивным отношением по категориям «семья», «школа», «референтная группа», «интимно-личностное общение» и «социально-экономическая деятельность» активнее используют различную информацию, проявляют высокий уровень познавательной активности.
- Подростки с позитивными моделями социализации, активно решающие возрастные задачи развития, в большей степени ориентированы на Интернет как источник информации и используют его чаще, чем подростки с негативными моделями социализации, испытывающие сложности в тех или иных социальных или межличностных отношениях.
- Подростки с выраженным стремлением к доминированию заинтересованы в получении информации в большей степени, чем подростки, не стремящиеся к лидерству. В информационном пространстве доминирующие подростки выражают наибольший интерес в отношении информации, связанной со спортом, учебой, и демонстрируют высокий уровень познавательной активности.
- Выбор источника информации подростками четко дифференцируется в зависимости от содержания информации и целей ее использования. Развлекательную информацию подростки черпают преимущественно в Интернете и от друзей, научная проблематика связана с телевидением и Интернетом, а проблемы межличностных отношений совсем не ориентированы на СМИ, а решаются с привлечением мнения родителей, друзей и собственного опыта.
- Наиболее авторитетным в жизни подростков источником информации являются родители, и именно родители выделяются подростками как реальный фактор влияния на разные сферы жизни. Вместе с тем отношение подростков к родителям в трети случаев противоречивое с точки зрения социализационных процессов.
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 10-06-00262-а «Информационная социализация: междисциплинарный и мультипарадигмальный подход».
Литература
- Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2010. N 4. C. 28– 38.
- Авдулова Т.П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. N 2. С. 43–52.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005.
- Изотова Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка // Мир психологии. 2010. N 3. C. 102–112.
- Керделлан К., Грезийон Г. [Kerdellant K., Gresillon G.] Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. N 3. C. 90–102.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2001.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва; Нальчик: Эль-Фа, 1996.
- Прихожан А.М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. N 3. C. 135–141.
- Сайко Э.В. Информация в пространстве-времени эволюции и формировании современного человека // Мир психологии. 2010. N 3. C. 3–12.
- Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Виртуальная атака. Компьютер в подростковой субкультуре // Первое сентября. 2002. N 8. C. 2–7.
- Социализация детей и подростков / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Прометей, 2009.
- Daniel S. Socialization and Media. Encyclopedia of children, adolescents, and the media. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2006.
- Levine K.J., Hoffner C.A.Adolescents’ conceptions of work. What is learned from different sources during anticipatory socialization? // Journal of Adolescent Research. 2006. Vol. 21(6). P. 647–669.
- Manusov V., Jaworski A. Casting nonverbal behavior in the media: Representations and responses // The SAGE handbook of nonverbal communication. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2006. Part II: Factors of influence. P. 379–405.
Об авторе
Татьяна Павловна Авдулова — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Маслова А.А. Диалог подростка с виртуальным собеседником как опосредствование в развитии коммуникативной компетентности
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран
- Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Арютина Д.Н. Социализация подростка в процессе интернет-общения