Интернет имеет возрастающую социальную значимость, став полноправным социальным институтом. Количество пользователей интернета в России в марте 2017 г. достигла 87 млн человек, что составляет 71% от населения страны, при этом 66 млн человек (54% населения РФ) пользуются интернетом хотя бы 1 раз в месяц через мобильные устройства, а 20 млн человек (16% населения страны) – только с мобильных устройств [1]. Поэтому можно сказать, что интернет распространился повсеместно.
Для старших школьников Интернет – это информационная среда, в которой они проводят значительную часть своего времени, участвуя в экономической, научной, политической, культурной жизни общества, или же просто играя, коммуницируя друг с другом через социальные сети. Представляет интерес вопрос, каким образом это влияет на способность подростков социализироваться в реальной жизни.
В современном мире понятие «социализация» имеет несколько значений. Это связано с тем, что данное понятие является междисциплинарным и используется во многих направлениях: социологии, психологии, педагогике, философии и т.д.
Данная работа будет опираться на определение социализации Д.Н. Дубровина, Д.И. Фельдштейна, Г.М. Андреевой и др. Они рассматривают социализацию как двоякий процесс.
Во-первых, социализация – это процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), социализация противостоит индивидуализации, хотя одновременно и взаимосвязана с ней.
Во-вторых, социализация – это реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации – индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта.
Личностное становление ребенка рассматривается как процесс реализации в нем индивидуально-социального (индивидуального освоения социального и индивидуального отторжения и воспроизводства социального).
В процессе социализации – индивидуализации (т.е. в процессе социального созревания) осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей – темперамента, характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения).
Как отмечает Д.И. Фельдштейн, социализация по своей сути – это движение, а не ряд локальных действий присвоения. Поэтому чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой – отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его Я, раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы [2].
В своем исследование С.Б. Цымбаленко проводит данные, что дети, пользующиеся интернетом, значительно больше общаются со сверстниками, родителями, ходят в кружки и на свидания. Подростки, которые не пользуются интернетом, уделяют больше времени книгам, играм и увлекаются спортом. Для подростков, которые пользуются интернетом, более важна информация о жизни друзей и близких, т.е. они более ориентированы на другого, нежели противоположная группа исследуемых [3].
В Интернете существует также определенный язык, который используют его активные пользователи как в онлайн-среде, так и в реальной жизни. Поэтому подросток, который находится в компании людей, использующих подобные слова, попросту не сможет взаимодействовать с этой группой лиц. То же самое касается обсуждения популярных видеороликов или видеоблогеров, которые также являются значимой частью интернет-жизни.
В своем исследовании С.Б. Цымбаленко опровергает распространенный миф о массовом увлечении подростков информацией о сексе, вредных привычках. Лишь 3% респондентов считают важной для себя сведения о сексе, интимной жизни.
Наиболее важной для респондентов информацией являются сведения по своим увлечениям (20%), о жизни друзей и знакомых (12%), о спорте (12%), жизни и здоровье родных и близких (10%). Далее следует школьная жизнь и учеба (7%), наука и техника (7%), о себе и своей жизни (6%), о ситуации в мире (6%), об интернет-пространстве, компьютерных играх (5%) [3].
Вместе с тем, по мнению подростков и экспертов, вызывают тревогу ресурсы, которые остаются незамеченными для общественности как опасные. Все больше сайтов и рекламы, которые пропагандируют слишком высокий уровень потребления.
К особо опасным можно отнести видео насилия, издевательств подростков друг над другом (кибербуллинг). Существует немало сайтов, связанных с ненавистническим контентом, в социальных сетях есть группы ненависти к реальным детям. Появляются тысячи сайтов, которые призывают причинить себе боль и вред.
Таким образом, можно точно сказать, что сейчас Интернет является неотъемлемой частью социализации старшеклассников. Он может оказывать на них как положительное влияние, так и отрицательное. По нашему мнению, ограничение доступа подростков к интернету в целом лишь усложнит им доступ к полезной информации и затруднит процесс социализации в своей среде.
В то же время нельзя забывать и о вреде, который может причинить интернет. Различные формы кибербуллинга, пропаганда самовредительства причиняют непоправимый вред самому подростку через замедление или нарушение процесса социализации (а иногда – вред его здоровью и жизни), поэтому родителям необходимо отслеживать активность своего ребенка в интернете, чтобы своевременно выявить и решить возникшую проблему.
Нами было разработано исследование влияния интернет-общения на социализацию подростка. Первым этапом данного исследования было изучение феномена интернет-общения у старшеклассников.
В пилотажном исследовании приняло участие 285 подростков возраста 14–18 лет, непосредственно участвующих в интернет-общении. Сбор данных производился с помощью платформы «Google формы» [4]. Респонденты самостоятельно принимали участие в заполнении анкеты из 12 вопросов в онлайн-режиме.
Первый вопрос анкеты был связан с выбором нескольких вариантов ответа и касался целей использования интернета. Самым популярным из представленных целей стало развлечение (просмотр видео развлекательного характера, прослушивание музыки, просмотр фильмов и мемов, игры) – 88%, затем идет общение с друзьями и родственниками и поиск информации для учебы – примерно по 54%, наименее популярным стал вариант «общение с интернет-друзьями, обсуждение интересующих тем на форумах» – 31,6%.
Второй вопрос касался регистрации в социальных сетях: 37% старшеклассников зарегистрированы во всех популярных сетях (ВКонтакте, Twitter, Instagram, Facebook и т.д), 73% – зарегистрированы в 1–2 социальных сетях, нет ни одного старшеклассника, кто не был бы зарегистрирован ни в одной социальной сети.
Третий и четвертый вопросы позволили определить место Интернета в жизни старшеклассника. Результаты были следующими: 31,6% – значительное («это мой основной источник информации»), 29,1% – умеренное («комбинирую интернет и прямое общение»), 23,9% – значительное («это такой же способ общения, как и все остальные»), 5,2% – незначительное («предпочитаю телефон и прямое общение»), 3,2% – предпочитаю не пользоваться / пользуюсь редко. При этом 99,3% подростков ответили, что пользуются интернетом каждый день.
Количество затраченного времени в интернете, в частности, социальных сетях, позволил определить пятый вопрос: 30,2% исследованных старшеклассников проводят в интернете 5–6 часов в день, 28,8% – практически целый день, 25,6% – 3–4 часа в день, 9,8% – 1–2 часа в день и лишь 5,6% – менее часа в день.
При ответе на вопрос «Ощущаете ли вы, что общаться с реальными людьми в социальных сетях легче, нежели в реальной жизни?» мнения разделились практически поровну. Вариант «Да, немного легче» выбрали 29,8% опрашиваемых; «не чувствую разницы» – 29,1%; «да, гораздо легче» – 24,2%; «нет, общаться в реальной жизни легче, чем в социальных сетях» – 16,8%.
На вопрос о некорректном поведение по отношению к другим в Интернете респонденты ответили, что используют нецензурную лексику (58,2%, при этом часть указывала, что используют ее только если это уместно, только по отношению к друзьям или в ответ на агрессию в свою сторону или откровенную глупость собеседника), никогда не вели себя некорректно по отношению к другим 36,1% опрашиваемых. При этом большая часть (84,9%) хотя бы раз подвергались некорректному обращению с собой, 20% из которых подвергаются ему до сих пор.
Внезапное исчезновение Интернета не вызовет тревогу и беспокойство лишь у 7% опрашиваемых, остальные будут ощущать хотя бы небольшой дискомфорт по разным причинам (рис. 1).
Десятый вопрос касался интернет-зависимости: 43,9% считают, что являются интернет-зависимыми и в современном мире без нее никуда; 33% подростков считают, что у них нет интернет-зависимости 23,2% считают себя интернет-зависимыми и хотят сократить время, проводимое в интернете.
Последние два вопроса касались половой принадлежности (58,3% – юноши, 41,7% – девушки) и указания возрастной группы (86,6% – 16–18 лет, 13,4% – 14–15 лет).
Данное исследование показало, что большинство старшеклассников пользуются интернетом, зарегистрированы в социальных сетях, проводят в них каждый день 5–6 часов в большинстве своем для поиска развлечений и общения с друзьями, при этом считают, что наличие интернет-зависимости не является проблемой, т.к. это часть современного мира, и без этого сейчас не обойтись.
Также на площадках интернета подростки подвергаются некорректному поведению со стороны других пользователей интернета, при этом не стесняются и сами проявлять некорректное поведение по отношению к другим.
В дальнейшем нами планируется провести исследования, которые будут затрагивать темы своевременного выявления признаков негативного влияния интернета на жизнь старшеклассников и предложения способов правильного преодоления такого влияния.
Библиографический список
- Доля пользователей интернета в России достигла 71% населения страны [Электронный ресурс].
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997.
- Цымбаленко С.Б. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 4.
- Google-формы [Электронный ресурс].
Об авторах
- Елена Александровна Сорокоумова – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет.
- Наталья Юрьевна Молостова – кандидат психологических наук, доцент; ведущий научный сотрудник Центра социально-педагогических измерений в образовании, Нижегородский институт развития образования.
- Дарья Николаевна Арютина – магистрант кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
Смотрите также:
- Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве
- Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие
- Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков
- Щербакова В.А. Паттерны коммуникации подростков в социальных сетях