Щербакова В.А. Паттерны коммуникации подростков в социальных сетях

Щ

Становление личности в обществе определяется значительным количеством факторов – как внешних по отношению к ней (институты, механизмы, агенты, способы социализации), так и внутренних (интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые качества личности, условия и особенности формирования системы ценностных ориентаций, взглядов, убеждений человека), которые тесно между собой взаимосвязаны.

Социальные сети приобретают все большее значение в жизни современных студентов, поскольку способствует интенсификации их личностного и профессионального становления через включение в особую деятельностную и коммуникативную среду, в которой происходит расширение границ общения и отношений, налаживание широкого круга личных и профессиональных контактов с другими людьми.

Социализация личности чаще всего толкуется как процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе [Prepis:7].

Современный человек не представляет себя без электронных средств массовое коммуникации. Маршалл Маклюэн полагал, что медиа стали продолжением нервной системы человека [Маклюэн: 131]. Под средствами массовой коммуникации М. Маклюэн понимал не только традиционные СМИ (телевидение, радио, печатные издания), но одежду, жилище человека, его транспорт, все то, что помогает человеку освоить окружающий мир и выразить себя в нем.

Социальные сети являются неотъемлемой частью современной жизни, а, следовательно, и социализации подростка. 

Общение в социальных сетях, с одной стороны, приводит к расширению круга контактов молодежи, к обмену социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «зависимости» от социальной сети, способствуя уходу от реальности, социальной изоляции, сужению интересов, поглощенности компьютерными играми, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам. Зачастую досуг подростков сводится к «просиживанию» всего свободного времени в интернете [Сундеева: 194].

Мануэль Кастельс, развивая теорию сетевого общества, считал, что развитие информационных технологий и связанные с ними изменения в социосетевой коммуникации, ведут к изменению структуры общественных отношений, от иерархического типа устройства социальные системы приходят к сетевой структуре. 

Самыгин С.И., Попов М.Ю. и Загутин Д.С. в своей работе «Социальные сети как социальный институт социализации молодёжи», опираясь на сетевую теорию М. Кастельса, говорят о том, что «можно смело говорить о социальных сетях как общественном институте, который оказывает непосредственное влияние на социализацию молодёжи». [Самыгин, Попов, Загутин: 47].

В социальных сетях пользователю предоставляется право создания личных профилей, возможность делиться видео-, фото-, текстовой информацией, возможность организации тематических сообществ, возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (дружба, родство, деловые и рабочие связи и т.п.) [Загутин: 112].

Говоря о конструировании профиля пользователя в социальной сети, нельзя не обратиться к драматургической социологии Ирвинга Гоффмана, которая может служить основой для описания интернет-коммуникации и формирования онлайн идентичности. 

Основной тезис Гоффмана заключается в том, что каждое социальное взаимодействие основывается на процессе управления впечатлением [Goffman: 12]. Для этого люди работают со своим внешним видом, действиями, манерами и т.д., чтобы произвести впечатление, которые принесет выгоду их личным интересам. Хотя эта теория была сформулирована задолго до популяризации компьютерных коммуникационных технологий, она не теряет своей актуальности до сих пор и может быть экстраполирована на профили в социальных сетях.

«Портрет» социальных сетей в понимании подростков

Для изучения социальных сетей как среды коммуникации подростков в сентябре 2019 года автором было проведено качественное исследование в форме глубинных интервью с 42 подростками в возрасте от 14 до 18 лет из разных населённых пунктов России, Белоруссии, Украины и Казахстана. 

Метод формирования выборки: «снежный ком», форма опроса: полуформализованное качественное интервью. В интервью с подростками обсуждались социальные сети, которыми они пользуются чаще всего, как давно они ими пользуются, для чего используется каждая социальная сеть, достоинством или недостатком является отсутствие аккаунтов в социальных сетях. 

Таким образом были выделены три основные социальные сети: ВКонтакте, Instagram и Twitter. Гипотезами исследования, которые будут раскрываться в данной статье были: предположение о том, что у подростков есть чёткое негласное понимание для чего нужна каждая из социальных сетей, каждая выполняет для них определенную функцию и раскрывает ту или иную сторону их социальной жизни; существует динамика особенностей использования социальных сетей с момента регистрации и в дальнейшем; предположение, что социальные сети являются основным каналом коммуникации и информации, и они не представляют жизнь сверстника без социальных сетей.

Практическая проблема, на которую направлено исследование – недостаточная степень изученности среды социальных сетей. Подростки имеют практически неограниченный доступ к интернету и социальным сетям и достаточно сильно вовлечены в них, однако нет полного понимания, как подростки пользуются социальными сетями, насколько важную роль они играют в их жизни.

ВКонтакте чаще всего выступает как «официальная страница, т.е. общение с одноклассниками, учителями, родственниками» и там выкладываются «чётко выверенные вещи в нейтральном тоне» (женщина, 17 лет, Апатиты). Наиболее распространённое описание использования сети ВКонтакте: «общаюсь с друзьями, слушаю музыку, смотрю мемы, читаю познавательные посты в группах» (женщина, 17 лет, Челябинск). Также ВКонтакте считается удобным сайтом для поиска знакомых по имени фамилии. Только на сайте ВКонтакте есть встроенные игры, в которых люди проводят время, сидя за компьютером.

В Instagram ведут свой профиль, который является важной составляющей самопрезентации: «Каждый снимок в моем профиле всегда публикуется строго по моему «идеалу» в голове. Мне не нравится спонтанность в этом деле. Я люблю всё продумывать. Этот процесс увлекателен и приносит мне неисчерпаемое удовольствие. Огромную роль в подборе контента играет тематика, цвет, сочетаемость между собой и множество разных деталей (с одной стороны – мелких, с другой – важных). Я люблю красоту. Я создаю красоту» (женщина, 18 лет, Ростов-на-Дону).

Размещая различную информацию Instagram, владелец профиля может разработать и поддерживать тщательно выверенную самопрезентацию; фотографии идентифицируют создателя и его роль в различных социальных сетях, список вкусовых предпочтений определяет место создателя в культуре или субкультуре. Каждый профиль репрезентирует своего создателя именно таким образом, каким он хочет предстать перед аудиторией, а не личность создателя в реальном мире, это не совсем «истинное я», а некое созданное «ожидаемое Я» [Yurchisin: 737].

Instagram воспринимается как рекреационный ресурс, эта социальная сеть позволяет:

  • Делиться своими красивыми фотографиямиж;
  • Следить за жизнью друзей;
  • Транслировать происходящее вокруг с помощью историй и возможностей онлайн-трансляции;
  • Просматривать короткие видео и фото, «убивать» время;
  • Следить за жизнью кумиров;
  • Смотреть работы художников, дизайнеров, тату мастеров, визажистов, парикмахеров – Instagram с его системой хэштегов и возможностью отмечать пользователей на фотографиях является основной социальной сетью для творческих людей;
  • Находить обучающие видео по тренировкам, кулинарии и другим хобби.

Twitter с одной стороны является одной из самых «несерьёзных» социальных сетей, в первую очередь респонденты отмечают его развлекательную направленность, но с другой стороны, это один из основных новостных каналов для современных подростков. В режиме реального времени там выкладываются твиты, позволяющие следить за событиями, которые происходят в мире.

В Twitter общаются с людьми не из своего окружения, это возможность поделиться своими мыслями с другими людьми, сохраняя анонимность. В Twitter пишут о всём, что происходит, о всём, что волнует: «Твиттер – моя отдушина, там я выплескиваю свои эмоции, мысли, нахожу таких же людей, общаюсь с ними. Там мало моих знакомых, только близкие люди», женщина, 18 лет, Нижний Новгород, «Твиттер для изложения мыслей, там нет лица, ибо прежде всего это я духовный, а не физический» (мужчина, 16 лет, Ставрополь). В Twitter «более свободная форма общения и выражения мыслей, неформальное общение с людьми, с которыми есть общие хобби, с которыми действительно интересно общаться, возможность выбора круга общения» (женщина, 17 лет, Апатиты).

Практически все респонденты отмечают динамику моделей поведения в социальных сетях с начала регистрации по настоящий момент. Можно выделить несколько моделей изменения поведения в социальных сетях

  1. С возрастом подростки становятся более открытыми, выкладывают больше своих фотографий, меньше стесняются, начинают рассказывать о своей жизни, высказывают своё мнение, не только потребляют контент, но и сами его создают
  2. Подростки начинают разграничивать социальные сети по сферам общения, варьируют степень своей открытости в зависимости от социальной сети. Например, с одноклассниками больше общаются в Instagram, а для родителей, репетиторов и преподавателей оставляют ВКонтакте как «официальную» страницу. «Раньше, я вела только одну, редко две, страницы и не разделяла их по «аудитории». Тогда я была совсем ребёнком и это было не столь важно, а теперь, когда социальная жизнь более разнообразна, в зависимости от сети варьирую уровень информации, с которой могу ознакомить определённых людей без урона для себя и получения от этого взаимного удовольствия» (женщина, 17 лет, Апатиты). «Разница есть и она огромна, потому что ранее я не понимала до конца для чего мне нужна та или иная социальная сеть, сейчас осознание пришло» (женщина, 17 лет, Челябинск).
  3. Взрослея, подростки от развлекательного контента приходят к развивающему, читают образовательные каналы и подписываются на людей, которые дают советы в интересующей их в будущем профессиональной сфере. «Раньше всё было направлено на убийство времени, сейчас же стараюсь тратить время на развитие, телеграмм помогает, ибо куча ботов. Я и в Твиттере нашёл людей, которые могут давать мне советы, которые помогают развиваться» (мужчина, 16 лет, Ставрополь). «До 12 лет пользовалась Ютубом только для развлечения, сейчас совмещаю приятное с полезным и занимаюсь саморазвитием» (женщина, 13 лет, Москва).
  4. Вырос интерес к Twitter, так как там возросла активность людей, а также можно обратиться к любому человеку или компании и получить ответ. Например, большой популярностью пользуется Twitter сети магазинов алкогольной продукции «Красное и Белое», с аккаунта которого происходит активное общение с пользователями. Также Twitter интересен тем, что там есть аккаунты различных новостных изданий, а также политики и блоггеры делятся своим мнением, «умные люди делятся умными мыслями», «Твиттер огромен, черпаю инфу вообще о всем, от эмиграции до кулинарии» женщина, 16 лет, Волгоград.
  5. Отмечают, что стали меньше проводить времени в социальных сетях. «В 2014 сидела в соцсетях 24/7, сейчас зависимость прошла, использую по делу» (женщина, 16 лет, Ростов-на-Дону). «Раньше была зависима, сейчас могу проводить время без соц.сетей» (женщина, 15 лет, Красноярск).

Разделилось мнение респондентов о том, является ли достоинством или недостатком является отказ от социальных сетей. Часть респондентов считает это недостатком, потому что:

  1. С человеком трудно связаться или на это потребуется больше времени, социальные сети повышают эффективность коммуникации;
  2. Человек не имеет полного доступа к информации и происходящему в мире;
  3. Непонятно, из каких источников он берёт информацию, только социальные сети могут дать полную картину мнений и происходящих событий
  4. Человеку будет тяжело искать новые знакомства;
  5. С таким человеком трудно будет найти общий язык, он не в курсе трендов, так как «в современном мире соцсети – это удобно, ими классно пользоваться, и это нужно уметь делать» (женщина, 18 лет, Самара);
  6. Человеку сложнее «добывать» информацию, «намного быстрее и легче обо всем можно узнать из соц сетей. Просто разве не для этого и придумали соц сети? Что бы облегчить жизнь?» (женщина, 15 лет, Тверь).

Другие респонденты видят в этом положительные стороны:

  1. У человека больше времени на себя, на хобби и живое общение, меньше времени на прокрастинацию в социальных сетях;
  2. Человек умеет себя занять чем-то помимо телефона;
  3. Это положительно сказывается на здоровье человека, «Не считаю это недостатком, ибо у меня есть знакомые, которые не сидят нигде, но при этом занимаются собой, здорово выглядят, хорошо спят, строгий режим и занятие спортом» (мужчина, 15 лет, Шымкент, Казахстан);
  4. Человек может избегать «культуры фаст фуд контента», мужчина (18 лет, Удмуртия).

Один из респондентов очень точно выделил достоинства и недостатки человека, который не пользуется социальными сетями:

«С одной стороны невозможность связаться в рекордно короткие сроки может послужить не самую хорошую службу, а с другой если человек уверен, что общения в реальной жизни ему достаточно, то это тоже замечательно. Так или иначе, в социальных сетях проще общаться – при желании можно минимизировать последствия неудач в общении, проще выбирать круг общения. Оно придаёт уверенности в себе, помогает впоследствии научиться общаться и в реальной жизни, если с этим есть какие-то проблемы. В общем, всё очень зависит от конкретного человека – кому-то лучше без соцсетей (достаточно других способов общения и получения знаний – телефон, книги, личные встречи), а кому-то другому они действительно необходимы» (женщина, 17 лет, Апатиты).

Выводы

Подводя итоги, мы можем отметить, что подростки зарегистрированы в нескольких социальных сетях одновременно, и ими негласно понимается, что каждая из социальных сетей используется по своему назначению, причём изменились паттерны коммуникации в социальных сетях. 

Если ВКонтакте был социальной сетью для общения молодёжи, то для современных подростков ВКонтакте является «официальной» страницей, которую можно представить родителям, учителям и репетиторам, а самопрезентуют себя перед одноклассниками и следят за жизнью друзей они в социальной сети Instagram. 

Профиль в Instagram тщательно выверяется, так как он является визитной карточкой для сверстников. 

Twitter создавался как социальная сеть для быстрой передачи информации, чтобы можно было отслеживать события. Однако, для современных подростков Twitter является развлекательной социальной сетью, единственной, где сохраняется анонимность, и соответственно подросток может себе позволить делиться своими мыслями с другими анонимами. 

Профиль в социальной сети является важной частью самопрезентации подростка. Контент тщательно фильтруется в соответствии с образом, который конструируется в той или иной социальной сети. Трансляция образа производится на определённую аудиторию. 

Современные подростки считают, что человек, который не зарегистрирован в социальных сетях, выключен из социальной жизни и не имеет полного доступа к информации о происходящем в мире. Если для взрослых людей социальные сети являются каналом коммуникации и дополнением реальности, то для современных подростков они стали частью реальности.

Источники

  1. Бирюков Д.А. (2006). Блоги и СМИ: Новые роли [эл. ресурс].
  2. Браславец Л.А. (2009). Социальные сети как средство массовой информации // Вести ВГУ. №1. С. 125-130.
  3. Гримов О.А. (2013). Самопрезентация личности в социальных сетях // Социология. №2. С. 59-66.
  4. Загутин Д.С. (2015). Степанова А.А. Влияние социальных сетей на социализацию молодежи: интенсивность, уровни, последствия // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 1 (39). С.111-116.
  5. Лещенко А.М. (2011) Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе : дис. канд. филос. наук.
  6. Маклюэн М. (2003). Понимание Медиа: Внешние расширения человека М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц».
  7. Маяцкая О.Б. (2017). Влияние сети Интернет на ценностные установки молодого поколения россиян // Бюллетень науки и практики. №12 (25). С. 354-358.
  8. Нургалеева Л.В. (2005). Нестрогие коммуникационные альянсы. Проблемы и особенности взаимодействия сетевых сообществ // Гуманитарная информатика. № 2. C. 28–36.
  9. Самыгин С.И., Попов М.Ю., Загутин Д.С. (2015). Социальные сети как социальный институт социализации молодёжи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. №5.
  10. Сундеева Е. Н. (2016) Организация учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении с целью профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков (из профессионального опыта) / Социальные сети и интернет риски [эл. ресурс].
  11. Туркин Д.В. (2008). Социальная коммуникация в Сети Интернет // Вестник ЧелГУ. 2008. №33. Ясев В.В. (2018). Социальные сети как фактор социализации студенческой молодёжи // В сборнике: Итоги научных исследований ученых МГУ имени А.А. Кулешова Сборник научных статей. Под ред. Е.К. Сычовой. С. 254-255.
  12. Castells M. (2002). The Internet Galaxy: Reflectionson the Internet, Business, and Society. Oxford; NewYork : Oxford University Press.
  13. Castells M. (2004). The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar.
  14. Goffman E. (1959). The Presentation of Self in Everyday Life. New York: Doubleday.
  15. Prepis A. (2018). The values of the world heritage and the younger generation // Наследие и современность. Т. 1. № 3. С. 7-19.
  16. Yurchisin J. (2005). An Exploration of Identity Re-Creation in the Context of Internet Dating // Social Behavior & Personality: An International Journal, 33(8): 735-750.
Источник: Коммуникология. 2020. Том 8. №1. С. 128-136. DOI: 10.21453/2311-30652020-8-1-128-136

Об авторе

Виктория Андреевна Щербакова - аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС. г. Москва, Россия.

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest