Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В.

Р

Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В.
Сол­да­то­ва Г.У., Рас­ска­зо­ва Е.И., Виш­не­ва А.Е., Теслав­ская О.И., Чигарь­ко­ва С.В. Рож­ден­ные циф­ро­вы­ми: семей­ный кон­текст и когни­тив­ное раз­ви­тие. – М.: 2022. – 356 с. ISBN 978-5-98807-102-0

Рецен­зен­ты: док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, член-кор­ре­спон­дент РАО М.С. Ковя­зи­на, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук А.Е. Вой­скун­ский.

Фор­ми­ро­ва­ние совре­мен­но­го ребен­ка про­ис­хо­дит в осо­бой соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия, в кото­рой циф­ро­вые тех­но­ло­гии, высту­пая новы­ми куль­тур­ны­ми ору­ди­я­ми, опо­сред­ству­ют и изме­ня­ют систе­му семей­ных отно­ше­ний, струк­ту­ру дея­тель­но­сти ребен­ка и его когни­тив­ное развитие. 

Цель дан­ной моно­гра­фии – сквозь приз­му зон рис­ка и бли­жай­ше­го раз­ви­тия под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния изу­чить спе­ци­фи­ку исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в совре­мен­ных семьях с детьми 5–16 лет, а так­же осо­бен­но­сти раз­ви­тия выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций у детей-поль­зо­ва­те­лей Интернета. 

На осно­ве ана­ли­за эмпи­ри­че­ских дан­ных систе­ма­ти­зи­ро­ва­ны пре­об­ла­да­ю­щие прак­ти­ки при­ме­не­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в семьях, в том чис­ле харак­те­ри­сти­ки онлайн-актив­но­сти, опыт столк­но­ве­ния с онлайн-рис­ка­ми, спе­ци­фи­ка осво­е­ния циф­ро­вых устройств и уро­вень циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти, место Интер­не­та и циф­ро­вых тех­но­ло­гий в обра­зе мира детей и роди­те­лей, фак­то­ры бла­го­по­лу­чия детей и связь с рядом пока­за­те­лей их циф­ро­вой актив­но­сти; выяв­ле­на роль зна­чи­мых взрос­лых в меди­а­ции циф­ро­вой актив­но­сти детей, связь харак­те­ра дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний и стра­те­гий роди­тель­ской меди­а­ции онлайн- дея­тель­но­сти детей. 

Спе­ци­аль­ное вни­ма­ние уде­ле­но осо­бен­но­стям ней­ро­ко­гни­тив­но­го раз­ви­тия воз­раст­ных групп детей и под­рост­ков, отли­ча­ю­щих­ся интен­сив­но­стью исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, содер­жа­ни­ем онлайн-дея­тель­но­сти, уров­нем циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти, пси­хо­ло­ги­че­ским бла­го­по­лу­чи­ем, а так­же спе­ци­фи­кой дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний и роди­тель­ской медиации.

Моно­гра­фия адре­со­ва­на пси­хо­ло­гам, педа­го­гам, педи­атрам, спе­ци­а­ли­стам в обла­сти медиа­об­ра­зо­ва­ния, пред­ста­ви­те­лям СМИ, руко­во­ди­те­лям, экс­пер­там и спе­ци­а­ли­стам орга­нов управ­ле­ния обра­зо­ва­ни­ем и обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, пред­ста­ви­те­лям IT-инду­стрии, широ­ко­му кру­гу спе­ци­а­ли­стов, инте­ре­су­ю­щих­ся вопро­са­ми вли­я­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий на раз­ви­тие детей.

Ска­чать (PDF, 6.98MB)

Об авторах

  • Гали­на Уртан­бе­ков­на Cол­да­то­ва — про­фес­сор, кафед­ра пси­хо­ло­гии лич­но­сти, факуль­тет пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва; Шко­ла антро­по­ло­гии буду­ще­го, РАН­ХиГС, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, ака­де­мик РАО. Сфе­ра науч­ных инте­ре­сов: пси­хо­ло­гия лич­но­сти, соци­аль­ная пси­хо­ло­гия, этно­пси­хо­ло­гия, пси­хо­ло­гия меж­куль­тур­ных ком­му­ни­ка­ций, пси­хо­ло­гия пере­го­во­ров, киберпсихология.
  • Еле­на Иго­рев­на Рас­ска­зо­ва - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры ней­ро- и пато­пси­хо­ло­гии факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва); стар­ший науч­ный сотруд­ник отде­ла меди­цин­ской пси­хо­ло­гии, Науч­ный центр пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, Москва, Россия.
  • Ана­ста­сия Евге­ньев­на Виш­не­ва - кли­ни­че­ский пси­хо­лог, Центр пато­ло­гии речи и ней­ро­ре­а­би­ли­та­ции, Москва, Россия.
  • Окса­на Иго­рев­на Теслав­ская — науч­ный сотруд­ник цен­тра мони­то­рин­га рис­ков и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи, Ака­де­мия соци­аль­но­го управ­ле­ния, Москва, Россия.
  • Свет­ла­на Вяче­слав­на Чигарь­ко­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. М. В. Ломо­но­со­ва, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest