
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО М.С. Ковязина, кандидат психологических наук А.Е. Войскунский.
Формирование современного ребенка происходит в особой социальной ситуации развития, в которой цифровые технологии, выступая новыми культурными орудиями, опосредствуют и изменяют систему семейных отношений, структуру деятельности ребенка и его когнитивное развитие.
Цель данной монографии – сквозь призму зон риска и ближайшего развития подрастающего поколения изучить специфику использования цифровых технологий в современных семьях с детьми 5–16 лет, а также особенности развития высших психических функций у детей-пользователей Интернета.
На основе анализа эмпирических данных систематизированы преобладающие практики применения цифровых технологий в семьях, в том числе характеристики онлайн-активности, опыт столкновения с онлайн-рисками, специфика освоения цифровых устройств и уровень цифровой компетентности, место Интернета и цифровых технологий в образе мира детей и родителей, факторы благополучия детей и связь с рядом показателей их цифровой активности; выявлена роль значимых взрослых в медиации цифровой активности детей, связь характера детско-родительских отношений и стратегий родительской медиации онлайн- деятельности детей.
Специальное внимание уделено особенностям нейрокогнитивного развития возрастных групп детей и подростков, отличающихся интенсивностью использования Интернета, содержанием онлайн-деятельности, уровнем цифровой компетентности, психологическим благополучием, а также спецификой детско-родительских отношений и родительской медиации.
Монография адресована психологам, педагогам, педиатрам, специалистам в области медиаобразования, представителям СМИ, руководителям, экспертам и специалистам органов управления образованием и образовательных учреждений, представителям IT-индустрии, широкому кругу специалистов, интересующихся вопросами влияния цифровых технологий на развитие детей.
Об авторах
- Галина Уртанбековна Cолдатова — профессор, кафедра психологии личности, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Школа антропологии будущего, РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Сфера научных интересов: психология личности, социальная психология, этнопсихология, психология межкультурных коммуникаций, психология переговоров, киберпсихология.
- Елена Игоревна Рассказова - кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова); старший научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья, Москва, Россия.
- Анастасия Евгеньевна Вишнева - клинический психолог, Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва, Россия.
- Оксана Игоревна Теславская — научный сотрудник центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи, Академия социального управления, Москва, Россия.
- Светлана Вячеславна Чигарькова — кандидат психологических наук, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Психология интернет-коммуникации. Е.П. Белинская
- Психология и Интернет. А.Е. Войскунский
- Психологические факторы аттракции в интернет-коммуникации. Валерия Чумакова
- Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете