Как в рамках классической субъектно-деятельностной парадигмы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), так и в культурно-исторической теории развития (Л. И. Божович, Л. С. Выготский) устойчивым пониманием подросткового возраста является представление о формировании потребности в интимно-личностном общении. Данные теоретические положения складывались и развивались в условиях реальности, не опосредованной техническими средствами.
Современная же действительность характеризуется активной тенденцией к распространению виртуальной реальности. Интернет выступает одновременно и как форма, и как способ реализации виртуальной реальности и социальных сетей.
Существенную часть современного интернет-пространства занимают социальные сети, представляющие собой интернет-площадки, позволяющие зарегистрированным пользователям, устанавливая социальные связи, размещать информацию о себе и осуществлять обмен информацией, создание контента которой осуществляется непосредственно самим пользователем [5].
Социальная сеть, являясь частью виртуальной реальности, характеризуется социальной структурой, состоящей из узлов, связанных между собой различными способами посредством социальных взаимоотношений (в качестве узлов могут выступать отдельные люди, группы людей, сообщества) [3].
Общетеоретическим посылом данной исследовательской программы являлось положение о том, что интимно-личностное общение является базовой онтогенетической потребностью подросткового возраста, реализация которой переносится в виртуальную (опосредованную техническими средствами) реальность.
В виртуальной среде способ реализации данной потребности существенно ограничен:
- преобладание письменной речи над устной;
- преобладание вербальных средств коммуникации над невербальными;
- анонимность или искажение образа собеседника;
- однозначность смысловой нагрузки коммуникативных сообщений;
- минимальная продолжительность разговора [4].
При этом, по данным Фонда общественного мнения [6], подростки являются самыми активными потребителями социальных сетей.
Потребность подростков в интимно-личностном общении в социальных сетях реализуется, в частности, в коммуникативных паттернах сексуальной агрессии и флирта. Данный факт объясняется интенсивными гормональными изменениями, закономерно происходящими в подростковом возрасте.
С одной стороны, эндокринологами установлено, что сексуальная активность и агрессивное поведение обусловлены влиянием одних и тех же гормонов. С другой стороны, подавление сексуальных влечений, сексуальная неудовлетворенность подростков приводят к нарастанию раздражения и внутреннего напряжения, которое реализуется в агрессивных импульсах [2; 4].
Не устанавливая между сексуальной агрессией и флиртом дихотомического характера отношений, следует выявить общее базовое потребностное начало и различия по направленности и по форме реализации.
Сексуальная агрессивность как готовность к деструктивным, насильственным действиям различными, в том числе и образно-вербальными, средствами в отношениях между партнерами — противоположность любовно-эротических (флирта). Сексуальная агрессия в социальных сетях может быть направленной и ненаправленной.
Направленная сексуальная агрессия в социальных сетях — это контент, содержащий сексуально-агрессивную информацию конкретному человеку; ненаправленная сексуальная агрессия в социальных сетях — это контент, содержащий сексуально-агрессивную информацию не конкретному человеку, а всему сообществу в целом [1; 3].
Направленная сексуальная агрессия в социальных сетях реализуется через личные сообщения, комментарии, публикации сообщений на стене собеседника (жертвы) либо самого агрессора. Ненаправленная сексуальная агрессия в социальных сетях реализуется через публикации соответствующей информации на стене агрессора, публикации в сообществах, размещение фото и видео сексуального характера.
Сексуальная агрессия в социальных сетях имеет характерные особенности и отличия от сексуальной агрессии в неопосредованной реальности:
- в качестве сексуального агрессора в социальных сетях может выступать как пользователь сети, так и целая группа по интересам;
- воздействие сексуально-агрессивного контента не ограничено по времени;
- привлечь к ответственности агрессора в социальных сетях очень сложно;
- в социальных сетях невозможно обезопасить себя от сексуальной агрессии — высок уровень публичности и демонстративности [1].
В качестве возможных факторов, провоцирующих сексуальную агрессию подростков в социальных сетях, выступают социальная фрустрированность и изолированность в не опосредованной техническими средствами реальности, а также психические нарушения, психологические проблемы, потребность в эксперименте и привлечении к себе внимания и т. п.
Сексуальная агрессия и флирт в социальных сетях являются распространенными коммуникативными паттернами подростков [4], что актуализирует задачу углубления исследования этого феномена. Возникает вопрос о конкретизации коммуникативных средств выражения данной потребности в интимно-личностном общении, ее специфичности выражения в условиях виртуальной реальности (социальных сетей).
Изучение особенностей коммуникативных проявлений сексуальной агрессии подростков в социальных сетях стало целью проводимых нами исследований.
Эмпирическое исследование проводилось на базе интернет-ресурсов (Facebook, Twitter, «ВКонтакте», Instagram, Ask.fm) и общеобразовательных школ г. Курска. Общий объем эмпирической выборки составил 169 человек.
Выборка дифференцировалась на две группы согласно условиям реализации коммуникативного поведения: группу неопосредованной реальности — 58 человек, группу социальных сетей — 111 человек.
В условиях неопосредованной реальности исследование проводилось с февраля по май 2015 г., в нем принимали участие 58 человек. Выборка уравнивалась по гендерному признаку (женский пол — 31 и мужской пол — 27) и элиминировалась по возрастным (возраст от 14 до 17 лет), социально-статусным основаниям (являющихся на момент исследования учащимися средних образовательных школ (СОШ)) и языковым факторам (осуществление коммуникации на русском языке). Все подростки были подписчиками двух и более социальных сетей. Исследование проводилось на условиях информированного согласия.
Организация исследования на выборке социальных сетей осуществлялась на базе интернет-ресурсов с ноября 2013 г. по май 2015 г. Общий объем выборки составил 111 человек. Выборка уравнивалась по гендерному признаку (59 девушек и 52 юноши) и элиминировалась по возрастным (возраст от 14 до 17 лет), социально-статусным основаниям (являющихся на момент исследования учащимися СОШ), языковым факторам (осуществление коммуникации на русском языке) и факторам активности в социальных сетях (использование не менее 3 социальных сетей не реже одного раза в сутки).
Исследование в социальных сетях также проводилось в соответствии с особенностями информированного согласия, согласно которому пользователь передает права на публичное использование его личных данных и публикуемой информации, размещенной в открытом доступе, согласно настройкам приватности.
Все зарегистрированные пользователи социальной сети по умолчанию ознакомлены с правилами пользования сетью и согласны на некоммерческое использование опубликованной ими информации, оставляя «галочку» в соответствующем поле ознакомления с правилами пользования сети в момент регистрации в ресурсе.
Среди методов исследования были: метод функциональной прагматики, методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, методика экспресс-диагностики уровня социальной изолированности личности Д. Рассела и М. Фергюсона.
Организация исследования осуществлялась последовательно в два этапа. Задачей первого этапа исследования являлась сравнительная оценка результатов исследования факторов сексуальной агрессии (социальная фрустрированность и изолированность) подростков в условиях неопосредованной реальности (учащиеся СОШ) и подростков в условиях опосредованной реальности (в социальных сетях).
Оценка социальной изолированности осуществлялась через анализ долевого распределения показателей с учетом степени выраженности индекса социальной изолированности. Оценка социальной фрустрированности осуществлялась через расчет показателя индекса групповой фрустрации.
Для подростков в условиях не опосредованной техническими средствами реальности расчет данного показателя осуществлялся в реальных социальных группах — учебных классах (средняя численность групп составляла 24,2 ± 3,4).
Для подростков в условиях опосредованной реальности (социальных сетей) расчет индекса групповой фрустрации осуществлялся по группам контактов (средняя численность групп составляла 16,8 ± 3,26). При этом каждый подросток являлся одновременно членом нескольких социальных групп (от 3 до 7).
На втором этапе исследования осуществлялся анализ коммуникативных паттернов интимно-личностной направленности подростков в условиях опосредованной реальности (в социальных сетях).
Использование метода функциональной прагматики позволяет оценить коммуникативные паттерны, характеризующие совокупность норм и традиций общения определенной группы людей, а также дифференцировать их на конструктивные (близость, принятие, сексуальный интерес) и неконструктивные (демонстративность, агрессия, отрицание, сексуальная агрессия).
Результаты исследования
Для формулировки эмпирической задачи изучения уровней социальной изоляции и социальной фрустрации подростков в условиях неопосредованной реальности и социальных сетей были изучены индексы социальной изолированности и фрустрированности в условиях неопосредованной реальности и социальных сетей.
Индексы социальной изолированности и фрустрированности были дифференцированы по степени проявления на низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.
Эмпирически установлено, что результаты социальной изолированности в неопосредованной реальности выглядят следующим образом: 20 % подростков имеют низкий уровень, 46 % — средний уровень, 34 % — высокий уровень (рис. 1).
В социальных сетях 40 % подростков имеют низкий уровень социальной изолированности, 43 % — средний уровень, 17 % — высокий уровень. Статистическая оценка значимости различий показателей социальной изолированности подростков в условиях неопосредованной и опосредованной реальности (социальных сетей) осуществлялась с использованием углового преобразования {{-Фишера (р < 0,05). Полученные результаты имеют статистически значимые различия (р = 0,029).
Таким образом, достоверно установлено, что подростков с высоким уровнем социальной изолированности в социальных сетях на 17 % меньше, чем таких же подростков в неопосредованной реальности. Подавляющее большинство подростков (80 %) испытывают социальную изолированность в условиях неопосредованной реальности, что проявляется в ощущении себя отверженными и непонятыми. Подросткам более комфортно реализовать свое коммуникативное поведение в условиях социальных сетей, чем в условиях неопосредованной реальности.
Для сравнительного анализа уровня социальной фрустрированности подростков в неопосредованной реальности и в социальных сетях были получены индексы групповой фрустрации. Для неопосредованной реальности показатель индекса групповой фрустрации составляет 2,94 (соответствует верхней границе нормативных значений), что, в свою очередь, указывает на тенденцию к повышенной социальной фрустрированности в среде подростков.
В условиях социальных сетей индекс групповой фрустрации составляет 1,8, что указывает на пониженный уровень социальной фрустрированности подростков. Осуществляя оценку значимости различий полученных результатов (с использованием U-критерия Манна — Уитни, р < 0,05), выявлены статистически значимые различия индексов групповой фрустрации подростков в условиях неопосредованной и опосредованной реальности (социальных сетей) (р = 0,034).
Анализируя индивидуальные показатели социальной фрустрированности подростков в условиях неопосредованной реальности и социальных сетей, было установлено, что 50 % подростков в условиях неопосредованной реальности испытывают трудности в установлении и поддержании социальных контактов, ощущают неудовлетворенность своим положением в социальной иерархии.
Средний уровень социальной фрустрированности (46 % подростков) также указывает на наличие затруднений в социальном общении. На уровне субъективной оценки не возникает социальных трудностей лишь у 4 % подростков: они удовлетворены своей позицией в социальной иерархии (рис. 2).
В результате сравнительного анализа коммуникативных потребностей подростков в условиях неопосредованной и опосредованной техническими средствами реальности (социальных сетей) установлено, что в 50 % случаев подростки испытывают трудности в установлении и поддержании социальных контактов в неопосредованной реальности.
В социальных сетях лишь 5 % подростков испытывают трудности в установлении и поддержании социальных контактов, ощущая неудовлетворенность своим положением в социальной иерархии. Достоверно установлено, что уровень социальной фрустрированности подростков в социальных сетях на 36 % ниже, чем уровень социальной фрустрированности подростков в неопосредованной реальности.
Осуществляя оценку коммуникативных паттернов интимно-личностной направленности подростков в социальных сетях, были рассмотрены восемь категорий коммуникативных паттернов: агрессия (Аг), демонстративность (Д), близость (Б), отвержение (О), принятие (П), флирт (Ф), сексуальная агрессия (СА), шутка (Ш) (рис. 3).
Согласно полученным результатам исследования, коммуникативное поведение подростков в условиях опосредованной реальности (социальных сетей) характеризуется преобладанием неконструктивных коммуникативных паттернов: шутки (12 %), агрессии (27 %), демонстративности (8 %).
Выявленные паттерны поведения являются онтогенетически закономерными для подросткового возраста. При этом общее число неконструктивных паттернов поведения, к которым относятся, кроме демонстративности и агрессивности, отвержение и сексуальная агрессия, составляют более половины коммуникации (74 %).
Число конструктивных паттернов, включающих близость, принятие, флирт, составляет одну треть (суммарно 28 %) от общего объема коммуникативных паттернов подростков в социальных сетях. Категория шутки может быть расценена как одновременно конструктивная и деструктивная, она занимает 12 % коммуникации.
Реализация паттерна демонстративности позволяет подросткам привлечь к себе внимание и удовлетворить свои нереализованные (фрустрированные) потребности. В частности, подростки могут получить внимание от пользователей сети к своей личности, поведению и результатам деятельности и их одобрение.
Коммуникативные паттерны сексуальной агрессии и флирта в сумме составляют 40 % от общего объема коммуникации подростков в социальных сетях и являются для них преобладающим типом поведения, характеризующим активное сексуальное поведение.
Выявленные в описании особенности коммуникативного поведения подростков могут быть представлены как со стороны особенностей коммуникативного поведения в опосредованной техническими средствами (социальные сети) реальности (возможная анонимность, однозначность, преобладание вербального компонента), так и со стороны коммуникативных стереотипов, принятых в подростковой среде.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что каждый седьмой подросток пользуется социальными сетями с целью реализации своего сексуального поведения. Подростки реализуют свое сексуальное поведение в социальных сетях либо через поиск потенциальных сексуальных партнеров, либо через замещение («вирт», фото- и видеоматериалы эротического содержания и т. п.) (рис. 4).
Таким образом, коммуникативное поведение подростков в социальных сетях носит преимущественно деструктивный характер; большинство подростков ориентированы не на поддержание конструктивного диалога, а на собственные эгоистические интересы.
Можно сделать вывод о том, что коммуникативная активность подростков имеет своей целью удовлетворение их собственных нереализованных потребностей — реализации сексуального поведения.
Выводы
Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки оценивают общение в социальных сетях как более доступное и безопасное, что проявляется в реализации своего коммуникативного поведения более активно и сексуально направленно, нежели в неопосредованной реальности.
Потребности подростков в интимно-личностном общении, фрустрированные в условиях неопосредованной реальности, описываемые через состояния социальной изолированности, реализуются опосредованно — через общение в социальных сетях.
Фрустрированные потребности подростков в интимно-личностном общении в социальных сетях реализуются через деструктивные коммуникативные паттерны сексуальной направленности (сексуальная агрессия, флирт).
Социальные сети воспринимаются подростками в качестве безопасного и надежного средства реализации социальных потребностей в интимно-личностном общении. При этом последствия реализация сексуального поведения подростками в опосредованной реальности (в социальных сетях) могут быть как положительными, так и отрицательными (сексуальная психологическая травма, сексуальные преступления, сексуальные домогательства и преследования, сексуальные оскорбления и угрозы, сексуальное развращение).
Базовая онтогенетическая потребность в интимно-личностном общении подростков реализуется вне зависимости от условий (как в не опосредованных техническими средствами условиях, так и в опосредованных — социальных сетях).
Эмпирически доказана фрустрированность потребности подростков в интимно-личностном общении в условиях неопосредованной реальности. Реализация данной потребности в социальных сетях характеризуется сексуальной направленностью и осуществляется через деструктивные коммуникативные паттерны сексуальной агрессии и флирта, суммарная доля которых составляет порядка 75 % (сексуальная агрессия, агрессия, флирт, демонстративность) от общего объема реализуемых коммуникативных паттернов.
Сексуальная агрессия подростков в социальных сетях характеризуется отрицательной модальностью, низкой семантической организацией, несамостоятельностью речевых единиц с преобладанием нецензурной лексики, эгоцентрической направленностью содержания тем сообщений, а также имплицитностью высказываний.
Флирт как одна из форм реализации потребности в интимно-личностном общении характеризуется положительной модальностью, высокой семантической организацией, несамостоятельностью речевых единиц с преобладанием междометий, отвлеченной направленностью содержания тем сообщений.
Полученные данные в целом свидетельствуют о том, что в условиях виртуальной реальности возникает деформация онтогенетической потребности винтимно-личностном общении, что, в свою очередь, реализуется в деструктивных коммуникативных паттернах сексуальной направленности (сексуальная агрессия, флирт).
Выявленные в результате исследования характеристики состояния интимно-личностного общения, формируемого в социальных сетях, позволяют ставить вопрос о необходимости регулярного мониторинга с целью профилактики сексуальной агрессии подростков, с одной стороны, и выявления принятых в социальных сетях способов реализации социального поведения подростков в агрессивной форме — с другой.
В то же время возникает проблема повышения эффективности психолого-педагогического воздействия на этапе формирования потребности подростка в общении, в том числе интимно-личностном (как объективно значимом для данного возрастного этапа), с учетом интенсивного воздействия социальных сетей.
При этом акцент педагогического воздействия должен быть поставлен на развитии и актуализации потребностей подростка в самоотношении, самопринятии, самоуважении и уважении Другого.
Литература
- Антонов, В. П. Особенности проявления вербальной агрессии в речевом (коммуникативном) поведении современной социально известной языковой личности / В. П. Антонов // Вестн. Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. — 2013. — № 3. — С. 34—40.
- Белинская, Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] / Е. П. Белинская // Психол. исследования. — 2013. — Т. 6, № 30.
- Информационные риски в социальных сетях : монография / Г. А. Остапенко [и др.]; под ред. Д. А. Новикова. — Воронеж : Науч. книга, 2013. — 160 с.
- Никишина, В. Б. Особенности коммуникативного поведения подростков под влиянием поиска социального одобрения в социальных сетях / В. Б. Никишина, О. И. Самосват // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления : матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 19—20 нояб. 2015 г.). — Воронеж, 2015. — С. 149—156.
- Сушков, И. Р. Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте / И. Р. Сушков, Н. С. Козлова // Психол. журн. — 2015. — Т. 36, № 5. — С. 75—83.
- Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс].
Об авторах
- Вера Борисовна Никишина — Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, кафедра организации непрерывного профессионального образования (Москва).
- Надежда Владимировна Клюева (Злотникова) — Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, факультет психологии, кафедра консультационной психологии (Ярославль).
- Ольга Ивановна Самосват — Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), лаборатория исследования социальных сетей (Москва).
Смотрите также:
- Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г. Мотивационно-смысловые характеристики участия в секстинге несовершеннолетних девочек
- Корчагин Н.Ю., Дворянчиков Н.В., Антонов О.Ю., Шульга Т.И. Специфика стратегий психологического воздействия у лиц, совершающих преступления сексуальной направленности против несовершеннолетних с использованием телекоммуникационной сети Интернет
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Роль и участие родителей в процессе кибергруминга
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет)