Современный период развития общества связан с активным использованием информационных технологий, и в частности Интернета, которые создают альтернативу традиционным способам взаимодействия людей. Одним из наиболее массовых примеров изменения способов коммуникации являются социальные сети, которыми пользуются 42% от всего населения Земли, и этот показатель вырос на 13% за 2017 год [Global Digital …, 2018].
В России 76% населения имеет доступ к Интернету, а прирост пользователей социальных медиа возрос на 15% [Measuring the Information …, 2017]. Социальные сети становятся не только элементом культуры, новым полем для социализации [Аянян, Марцинковская, 2016], причем как для молодежи, так и для старшего поколения. Так, например, 97% молодых людей в возрасте от 19 до 24 лет пользуются социальной сетью «ВКонтакте», и хотя для более старших возрастов процент использования снижается, не менее трети людей старше 55 пользуются социальными сетями [Чванова и др., 2014].
Предпочтение в использовании социальных сетей как средств коммуникации, особенно для молодежи, положительно связано и с числом возможных контактов в сети, и с наличием эмоциональной привязанности [Сибирко, Винокуров, 2016].
Наряду с социальными факторами (отсутствие партнера и близких друзей, низкая трудовая занятость, проблемы со здоровьем), которые способствуют увеличению частоты, длительности использования социальных сетей, выделяются и психологические, такие как: сниженная поведенческая и эмоциональная саморегуляция, что проявляется в повышенной импульсивности, сверхактивности на слабые провоцирующие стимулы, отвлекаемости и трудности самоорганизации [Хомерики, 2013; Reinecke, Hofmann, 2016].
В целом увеличение количества цифровых медиа негативно отражается на деятельности, так как медиа становятся формой отвлечения от работы или ее откладывания [Hinsch, Sheldon, 2013]. Среди наиболее значимых психологических факторов использования социальных сетей рассматривается прокрастинация, которая и представляет личностную диспозицию, проявляющуюся в откладывании работы, дел на потом.
Значительное число исследований негативных последствий прокрастинации для академических успехов показывают, что откладывание снижает как общий уровень достижений, так и выполнение отдельных заданий [Kim, Seo, 2015]. В то же время студенты становятся более обеспокоены снижением своих успехов вследствие откладывания и переживают беспокойство, тревожность, возрастающее чувство вины и стресс [Sirois, 2014; и др.].
Существует большое количество исследований того, что прокрастинация или откладывание дел связано с использованием Facebook и негативно сказывается на академических успехах [Rosen et al., 2013; и др.].
Таким образом, наиболее значимыми факторами, приводящими к активному использованию социальных сетей, являются прокрастинация и саморегуляция. При этом нет однозначности в понимании соотношения данных характеристик.
Так, прокрастинация рассматривается как самостоятельная черта и/или как противоположный полюс саморегуляции [Киселева, 2014] либо рассматривается как нарушение саморегуляции, имеющей в основе низкую сознательнось, высокую импульсивность и недостаток когнитивного контроля [Rebetez et al., 2015], кроме того, прокрастинация может выступать медиатором между самоконтролем и психологическим благополучием, академическим стрессом [Meier et al., 2016].
Рассматривая саморегуляцию как процесс, основанный на обратной связи и обеспечивающий стабильное функционирование различных систем (когнитивных, эмоциональных и т.д.), а также возможность адаптировать, изменять работу этих систем, некоторые авторы полагают, что прокрастинация является одной из форм сбоя саморегуляции, основанной на отсутствии обратной связи [Baumeister, Heatherton, 1996].
Результаты эмпирических исследований показывают, что особенности прокрастинации учебных заданий не только обнаруживают отрицательную связь с волевой саморегуляциией, но и могут быть обусловлены ситуационными причинами на младших курсах или личностными факторами на старших курсах. При этом личностно-обусловленная прокрастинация вытесняет волевую регуляцию и становится определяющей в учебной деятельности [Гончарова, Венгренюк, 2017].
Также была обнаружена отрицательная связь прокрастинации с планированием, постановкой целей и определением приоритетов, а также распределением времени на решение поставленной задачи [Lay, Schouwenburg, 1993].
В целом наблюдается единая тенденция в результатах эмпирических исследований взаимосвязи прокрастинации и саморегуляции – высокий уровень прокрастинации неизбежно связан с низким уровнем показателей саморегуляции [Захарова, 2014;Klassen et al., 2008].
Таким образом, на фоне все увеличивающегося числа пользователей Интернета представляется важным выявить роль прокрастинации и саморегуляции в использовании социальных сетей. Конкретизируя данную цель, можно полагать, что параметры использования и зависимости от социальных сетей имеют в качестве предикторов как прокрастинацию, так и различные аспекты саморегуляции, поэтому изучение их вклада в особенности использования социальных сетей является актуальной задачей.
Выборка
Выборку составили студенты пермских вузов и работающие люди, которые получали ссылку на опрос, созданный в системе SurveyMonkey через Интернет. Общее количество опрошенных составило 379, но опрос респондентов показал, что 84,7% назвали для себя основной социальной сетью «ВКонтакте». Таким образом, выборка данного исследования составила 321 человек, из них 137 мужчин и 184 (57,3%) женщины в возрасте от 17 до 60 лет (M = 24,5; SD = 7,04).
Методы
Для определения уровня прокрастинации использовалась Шкала общей прокрастинации К.Х.Лэй в адаптации О.С.Виндекер, М.В.Останиной [Виндекер, Останина, 2014]. Прокрастинация рассматривается в данной методике как склонность откладывать дела на потом. Опросник состоит из 20 утверждений, касающихся прокрастинации в различных обстоятельствах. Респондентам предлагается оценивать по 5-балльной шкале свое согласие с каждым утверждением от 1 («не согласен») до 5 («согласен»). Надежность методики альфа Кронбаха = 0,93.
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» направлен на диагностику степени развития осознанной саморегуляции, которая включает в себя различные функциональные компоненты и представляется как единый процесс инициации и управления произвольной активностью, обеспечивающий мобилизацию и интеграцию психологических особенностей для достижения целей деятельности и поведения. Для данного исследования был взят общий показатель саморегуляции. Опросник состоит из 46 вопросов, которые оцениваются по 4-балльной шкале от 1 – «неверно» до 4 – «верно». Надежность шкалы общей саморегуляции = 0,77 [Моросанова, Бондаренко, 2015].
Опросник Emotion Regulation Questionnaire Дж.Гросса, созданный в рамках процессуальной модели регуляции эмоций. Методика содержит 10 пунктов, которые распределяются по двум шкалам: «Когнитивная переоценка» и «Подавление экспрессии». Респондент оценивает степень согласия с предложенными утверждениями по шкале от 1 («категорически не согласен») до 7 («полностью согласен»). «Когнитивная переоценка» характеризует изменение отношения к ситуации, что позволяет измерить эмоциональный ответ, а «подавление экспрессии» описывает сдерживание внешних проявлений уже возникшего эмоционального ответа [Панкратова, Корниенко, 2017].
Для измерения частоты, поведенческих и эмоциональных особенностей использования социальных сетей были адаптированы Шкала интенсивности использования Facebook (Facebook Intensity scale) [Ellison et al., 2007] и Шкала навязчивого использования Facebook (Facebook Intrusion Scale) [Elphinston, Noller, 2011]. Данные шкалы адресованы пользователям социальной сети Facebook, но в связи с большей популярностью в России и в целях адаптации при переводе была произведена замена на социальную сеть «ВКонтакте». В остальном содержание вопросов оставалось неизменным.
Шкала интенсивности использования социальной сети предназначена для измерения частоты и длительности использования социальной сети «ВКонтакте», а также эмоционального отношения к социальной сети. Шкала содержит восемь вопросов, на которые респондент дает ответ, используя варианты от 1 «категорически не согласен» до 5 «полностью согласен». Шесть вопросов адресованы к оценке ежедневной активности (например, «ВКонтакте» стал частью моих повседневных дел) и эмоциональным переживаниям в связи с отсутствием доступа к социальной сети (например, Мне становится не по себе, если я не захожу во «ВКонтакте» долгое время), в двух других вопросах спрашивается о количестве друзей и времени, которое человек проводит в социальной сети. При этом оценка данных двух вопросов также идет по шкале 1–5, и они суммируются при подсчете итогового балла. Факторизация вопросов методом главных компонент с последующим варимакс-вращением показала, что они объединяются в один фактор, объясняющий 49,2% дисперсии. Шкала показывает высокую надежность (альфа Кронбаха = 0,83), так же как и оригинальная версия.
Шкала навязчивого использования социальной сети. Исходная методика Facebook Intrusion Scale была создана на основе базовых критериев поведенческой аддикции и вовлеченности в пользование мобильными телефонами [Elphinston, Noller, 2011]. Шкала содержит вопросы относительно различных негативных аспектов использования социальной сети, оценивающих: когнитивные и поведенческие изменения (Я часто думаю о «ВКонтакте», когда не захожу в него), межличностный конфликт (У меня возникали ссоры с другими из-за моего использования «ВКонтакте»), конкуренция с другими видами деятельности (Я прерываю другие дела, когда чувствую необходимость зайти во «ВКонтакте»), потеря контроля, эйфория, переживание стресса при отсутствии возможности доступа (Мысль о невозможности доступа к «ВКонтакте» заставляет меня расстраиваться). Каждый вопрос оценивался респондентом по шкале от 1 («категорически не согласен») до 7 («полностью согласен»). При факторизации методом главных компонент с последующим варимакс-вращением пункты шкалы образовали один фактор, объясняющий 41,2% дисперсии. Коэффициент надежности оригинальной версии 0,85, данной адаптации = 0,79.
Результаты
В результате корреляционного анализа (см. табл. 1) Интенсивность использования социальной сети и Навязчивость в использовании социальной сетей обнаружили сходные связи: положительную с Прокрастинацией и отрицательную с Саморегуляцией (деятельностной), а также положительную корреляцию с Полом. Интенсивность использования социальной сети отрицательно коррелирует с Подавлением экспрессии и Когнитивной переоценкой. Полученные взаимосвязи позволяют утверждать, что активное использование социальных сетей связано с недостатками саморегуляции и откладыванием дел на потом, и при этом увлеченность социальными сетями в большей степени выражена у женщин.
Таблица 1. Интеркорреляции социально-демографических показателей, прокрастинации и саморегуляции
Наличие отрицательной корреляции между Прокрастинацией и Саморегуляцией показывает, что эти два параметра, негативно связанные друг с другом, возможно, могут оказывать совместный эффект на использование социальных сетей. Интенсивность использования социальной сети негативно связана со всеми показателями Саморегуляции, тогда как Навязчивость использования социальной сети – только с Деятельностной саморегуляцией.
Далее был проведен иерархический регрессионный анализ, в который последовательно в качестве предикторов включались показатели Пол, Возраст, Прокрастинация и показатели регуляции, а в качестве зависимых переменных рассматривались Интенсивность использования социальной сети и Навязчивость использования социальной сети (см. табл. 2).
Таблица 2. Результаты регрессионного анализа показателей
Результаты регрессионного анализа показывают, что совокупность значимых предикторов объясняет только 10% дисперсии, при этом наибольший вклад вносит Пол, независимо от роли других характеристик для обоих показателей использования социальных сетей. Прокрастинация может быть значимым предиктором в модели, включающей Пол и Возраст для показателей Интенсивность использования социальной сети и Навязчивости использования социальной сети.
Добавление в модель показателей саморегуляции, независимо от того, деятельностная это саморегуляция или эмоциональная, приводит к тому, что Пол остается наиболее значимым предиктором для Интенсивности использования социальной сети. Однако для зависимой переменной Навязчивость в использовании социальной сети значимыми предикторами являются Пол и Прокрастинация.
Полученные результаты показывают, что особенности саморегуляции не являются значимыми предикторами для характеристик использования социальных сетей. Несмотря на то что имеются отрицательные корреляции Саморегуляции с Интенсивностью использования социальной сети и Навязчивостью использования социальной сети, их вклад является минимальными или незначимым. Интерес представляет и тот факт, что показатели эмоциональной регуляции (Когнитивная переоценка и Подавление экспрессии) имеют отрицательные связи с Интенсивностью использования социальной сети.
В связи со значимостью Пола как предиктора использования социальных сетей был проведен сравнительный анализ в группах мужчин и женщин (см. табл. 3).
Таблица 3. Средние и стандартные отклонения показателей в группах мужчин и женщин
Были обнаружены различия в Интенсивности использования социальной сети (t(377) = –5,11, p < 0,001; d = 0,53) и Навязчивости использования социальной сети (t(377) = –3,66, p < 0,001; d = 0,37), а также по Подавлению экспрессии (t(377) = 3,53, p < 0,001; d = 0,36). Размер эффекта для показателя Интенсивности использования социальной сети является большим, чем для Навязчивости использования социальной сети.
Обсуждение
Сходные результаты анализа взаимосвязей Интенсивности использования социальной сети и Навязчивости использования социальной сети были получены в работе А.Пржепиорка [Przepiorka et al., 2016]. Однако в нашем исследовании не обнаружилось связи показателей Прокрастинации, Интенсивности использования социальной сетей и Навязчивости в использовании социальной сети с возрастом респондентов, и только для показателя Навязчивость использования социальной сети имеется положительная корреляция с Полом. Это позволяет утверждать, что независимо от возраста увлеченность социальными сетями связана с большей склонностью откладывать принятие решений и осуществление действий.
Выявление предикторов Интенсивности использования социальной сети и Навязчивости использования социальной сети показывает, что Пол и Прокрастинация – наиболее значимые предикторы независимо от добавления других характеристик в модель. При этом объяснимость модели не превышает 10%. Если сопоставить наши результаты с результатами аналогичного исследования [Przepiorka et al., 2016], то можно обнаружить сходство и в значимости коэффициента детерминации, и в значимости показателей пола и прокрастинации, но главным отличием является отсутствие роли Возраста как предиктора.
Таким образом, можно утверждать, что большая вовлеченность в использование социальной сети и наличие негативных эмоциональных переживаний или поведенческих и социальных трудностей при ограничении доступа в социальную сеть в большей степени характеризуют женщин.
Целый ряд исследований показал, что женщины чаще, в сравнении с мужчинами, используют социальные сети, в частности Facebook, для поддержания отношений, получения эмоциональной поддержки [Joiner et al., 2014] и просто общения [Muscanell, Guadagno, 2012]. Вариантом обобщающего объяснения большего предпочтения женщинами социальных сетей, чем мужчинами, может являться то, что женщины обладают более выраженной тенденцией к установлению и поддержанию отношений с другими людьми, что воплощается в конкретных действиях, в том числе и в Интернете, и является основой для осознания себя в связи с другими людьми [Ferenczi et al., 2017; Krasnova et al., 2017].
Результаты сравнительного анализа также свидетельствуют в пользу Пола как фактора различий в Интенсивности использования социальной сети и Навязчивости в использовании социальной сети. Так как в показатель навязчивости входят характеристики, близкие к аддиктивному поведению, то, учитывая результаты исследования, в котором было показано, что для девушек именно социальные сети являются предиктором проблемного интернет-использования (Problematic Internet Use) [Dufour et al., 2017], можно полагать, что именно постоянное использование «ВКонтакте» является характеристикой, связанной с Полом.
При этом обращение к социальной сети может являться как способом ухода от решения проблем, так и способом откладывания принятия решений и осуществления действий. В поддержку этого факта имеются данные, которые показывают отсутствие половых различий в Прокрастинации, связанной с принятием решений [Przepiorka et al., 2016]. Однако вопрос о половых различиях в прокрастинации остается дискуссионным, так как результаты других исследований показывают, что мужчины (студенты) более склонны к прокрастинации [Steel, Ferrari, 2013], в том числе и в академической сфере [Ozer et al., 2009].
Обращаясь к взаимосвязям прокрастинации, характеристик саморегуляции и увлеченности социальными сетями, можно отметить, что недостаток как деятельностной, так и аффективной саморегуляции приводит к большей интенсивности использования «ВКонтакте». При этом недостаток деятельностной саморегуляции повышает стремление к постоянному пребыванию в сети (навязчивость ), тогда как аффективная регуляция не играет роли.
Полученные результаты согласуются с фактами о том, что сниженная саморегуляция связана с большей прокрастинацией и увеличением времени, проводимом в Интернете [Kandemir, 2014], а также с тем, что не просто низкая выраженность саморегуляции, но и недостаток умений регулировать эмоции может приводить к тому, что прокрастинация начинает использоваться как способ снять напряжение и усилить положительные эмоции [Хомерики, 2013; Eckert et al., 2016].
При изучении сходных с нашими показателями особенностей использования социальной сети Facebook были также обнаружены отрицательные взаимосвязи между самоконтролем и прокрастинацией и положительные между использованием социальной сети как способа прокрастинации и получением удовольствия от использования Интернета [Meier et al., 2016].
Выводы
Подводя итог полученным в данном исследовании результатам, можно констатировать, что увлеченность использованием социальной сети связано как с прокрастинацией, так и с недостатком саморегуляции.
Вместе с тем предикторами негативных проявлений (межличностные, эмоциональные, деловые проблемы) увлеченности социальной сетью являются пол и прокрастинация, что дает основание говорить о том, что именно поведение, связанное с откладыванием, у женщин приводит к большему использованию социальной сети и появлению негативных эффектов от этого.
Наличие отрицательных взаимосвязей прокрастинации, саморегуляции позволяет полагать, что низкая саморегуляция выступает как основа для прокрастинирующего поведения, которое в свою очередь приводит к интенсивному использованию социальной сети и может формировать зависимое от сети поведение.
Литература
- Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве. Психологические исследования, 2016, 9(46), 8.
- Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H.Lay (на примере студенческой выборки). Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. Научно-практический журнал, 2014, 1(30), 116–126.
- Гончарова Е.В., Венгренюк М.М. К вопросу о взаимосвязи прокрастинации и мотивации у студентов. В кн.: Роль инноваций в трансформации современной науки. Сборник статей Международно-практической конференции, Уфа, 1 июня 2017 г. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. Ч. 6, с. 73–78.
- Захарова И.М. Специфика ценностей юношей и девушек, склонных к «Интернет-зависимости», в аспекте саморегуляции деятельности. Известия Самарского научного центра РАН, 2014, 2(2), 333–336.
- Киселева М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности. Гуманизация образования, 2014, No. 6, 68–73.
- Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-центр, 2015.
- Панкратова А.А., Корниенко Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж.Гросса. Вопросы психологии, 2017, No. 5, 1–11.
- Сибирко А.И., Винокуров Ф.Н. Роль мобильных социальных сетей в межличностном общении молодежи. Психологические исследования, 2016, 9(47), 5.
- Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению. Психическое здоровье, 2013, 11(5), 49–52.
- Чванова М.С., Храмова М.В., Лыскова В.Ю., Михайлова Д.И., Моргунова А.Ю., Молчанов А.А. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России. Образовательные технологии и общество, 2014, No. 3, 472–493.
- Baumeister R.F, Heatherton T.F. Self-regulation failure: An overview. Psychological Inquiry, 1996, 7(1), 1–15. doi.:10.1207/s15327965pli0701_1
- Dufour M., Brunelle N., Khazaal Y., Tremblay J., Leclerc D., Cousineau M.-M., Rousseau M., Légaré A.-A., Berbiche D. Gender difference in online activities that determine problematic internet use. Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive, 2017, 27(3), 90–98. doi: 10.1016/j.jtcc.2017.05.002
- Eckert M., Ebert D., Lehr D., Sieland B., Berking M. Overcome procrastination: Enhancing emotion regulation skills reduce procrastination. Learning and Individual Differences, 2016, Vol. 52, 10–18. doi: 10.1016/j.lindif.2016.10.001
- Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. The Benefits of Facebook “Friends:” Social Capital and College Students’ Use of Online Social Network Sites. Journal of Computer‐Mediated Communication, 2007, 12(4), 1143–1168. doi:10.1111/j.1083-6101.2007.00367.x
- Elphinston R.A., Noller P. Time to face it! Facebook intrusion and the implications for romantic jealousy and relationship satisfaction. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2011, 14(11), 631–635. doi: 10.1089/cyber.2010.0318
- Ferenczi N., Marshall T.C., Bejanyan K. Are sex differences in antisocial and prosocial Facebook use explained by narcissism and relational self-construal? Computers in Human Behavior, 2017, Vol. 77, 25–31. doi:10.1016/j.chb.2017.08.033
- Global Digital Statshot 2018 Q2, 2018.
- Hinsch C., Sheldon K.M. The impact of frequent social Internet consumption: Increased procrastination and lower life satisfaction. Journal of Consumer Behaviour, 2013, 12(6), 496–505. doi:10.1002/cb.1453
- Joiner R., Stewart C., Beaney C., Moon A., Maras P., Guiller J. Publically different, privately the same: Gender differences and similarities in response to Facebook status updates. Computers in Human Behavior, 2014, Vol. 39, 165–169. doi:10.1016/j.chb.2014.07.004
- Kandemir M. Reasons of Academic Procrastination: Self-regulation, Academic Self-efficacy, Life Satisfaction and Demographics Variables. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, Vol. 152, 188–193. doi:/10.1016/j.sbspro.2014.09.179
- Kim K.R., Seo E.H. The relationship between procrastination and academic performance: A meta-analysis. Personality and Individual Differences, 2015, Vol. 82, 26–33. doi:/10.1016/j.paid.2015.02.038
- Klassen R., Krawchuk L., Rajani S. Academic procrastination of undergraduates: Low self-efficacy to self-regulate predicts higher levels of procrastination. Contemporary Educational Psychology, 2008, 33(4), 915–931. doi:10.1016/j.cedpsych.2007.07.001
- Krasnova H., Veltri N.F., Eling N., Buxmann P. Why men and women continue to use social networking sites: The role of gender differences. The Journal of Strategic Information Systems, 2017, 26(4), 261–284. doi:10.1016/j.jsis.2017.01.004
- Lay C., Schouwenburg H. Trait procrastination, time management, and academic behavior. Journal of Social Behavior and Personality, 1993, 8(4), 647–662.
- Measuring the Information Society Report 2017. Geneva, Switzerland: International Telecommunication Union Place des Nations, 2017.
- Meier A., Reinecke L., Meltzer C.E. “Facebocrastination”? Predictors of using Facebook for procrastination and its effects on students’ well-being. Computers in Human Behavior, 2016, Vol. 64, 65–76. doi:10.1016/J.CHB.2016.06.011
- Muscanell N.L., Guadagno R.E. Make new friends or keep the old: Gender and personality differences in social networking use. Computers in Human Behavior, 2012, 28(1), 107–112. doi: 10.1016/j.chb.2011.08.016
- Ozer B.U., Demir A., Ferrari J.R. Exploring academic procrastination among Turkish students: Possible gender differences in prevalence and reasons. Journal of Social Psychology, 2009, 149(2), 241–257. doi: 10.3200/SOCP.149.2.241-257
- Przepiorka A., Błachnio A., Díaz-Morales J.F. Problematic Facebook use and procrastination. Computers in Human Behavior, 2016, Vol. 65, 59–64. doi:10.1016/j.chb.2016.08.022
- Rebetez M.M.L., Rochat L., Van der Linden M. Cognitive, emotional, and motivational factors related to procrastination: A cluster analytic approach. Personality and Individual Differences, 2015, Vol. 76, 1–6. doi: 10.1016/j.paid.2014.11.044
- Reinecke L., Hofmann W. Slacking off or winding down? An experience sampling study on the drivers and consequences of media use for recovery versus procrastination. Human Communication Research, 2016, 42(3).
- Rosen L.D., Carrier M.L., Cheever N.A. Facebook and texting made me do it: Media-induced task-switching while studying. Computers in Human Behavior, 2013, 29(3), 948e958.
- Sirois F.M. Procrastination and stress: Exploring the role of self-compassion. Self and Identity, 2014, 13(2), 128e145.
- Steel P., Ferrari J. Sex, Education and Procrastination: An Epidemiological Study of Procrastinators’ Characteristics from a Global Sample. European Journal of Personality. 2013, 27(1), 51–58.
Об авторах
- Дмитрий Сергеевич Корниенко - доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и клинической психологии, философско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия.
- Наталья Александровна Руднова - аспирант, кафедра общей и клинической психологии, философско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия.
Смотрите также:
- Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия
- Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях
- Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность
- Левин Л.М. Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования