Современное общество и коммуникации в нем уже сложно представить без виртуального пространства в целом и Интернета и социальных сетей в частности. При этом данный вид взаимодействия постоянно развивается.
Так, в России наиболее популярным ресурсом является «ВКонтакте», созданный Павлом Дуровым в 2006 г. А уже в 2012 г. ресурс входит в число лидеров в странах СНГ и в первую двадцатку рейтинга мировых сайтов такого профиля по статистике использования [1].
Аудиторию в 50 млн человек радиостанции достигли за 38 лет, телевидение – за 13 лет, Интернет – спустя 4 года, а Facebook создал вокруг себя 100-миллионную сеть участников меньше чем за 9 месяцев [2].
По результатам исследований TNS в 2013 г., самыми востребованными социальными сетями в России являются ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, LiveJournal, Twitter.
Такие показатели включенности людей в интернет-коммуникации не могут не оставить свой след на различных аспектах жизни человека. В. А. Сергодеев (2013) выделил характерные особенности интернет-общения:
- виртуальность, с помощью которой данное пространство различными техниками заменяет реальный мир;
- интерактивность, с помощью которой социальная сеть способна подстроиться под любого пользователя;
- сильное преобладание текстов, избыточность текстовой информации, которую, однако, каждый пользователь может контролировать в зависимости от своих предпочтений;
- глобальность, обозначающая возможность самостоятельного регулирования своего пространства в социальной сети;
- креативность, благодаря которой пользователь может избирать новые средства по использованию своего аккаунта;
- анонимность – возможность соблюдать конфиденциальность в виртуальном пространстве;
- хаотичность, то есть отсутствие четкой структуры и иерархии в интернет-сообществе [3].
Понятие «социальная сеть» впервые было сформулировано в 1954 г. Джеймсом Барнсом в его работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», опубликованной в сборнике трудов «Человеческие отношения» [2].
Э. Н. Забарная и И. В. Куриленко (2012) под социальной сетью понимают сообщество в виртуальной среде людей, сплоченных по какому-либо принципу на основе одной платформы, которая и обозначается как социальная сеть [4].
А. С. Дужникова (2010) выделяет следующие критерии социальной сети как отдельного ресурса:
- возможность создания собственного аккаунта, хранящего личную информацию о человеке (имя, семейный статус, город проживания, образование, интересы и другие социально-демографические характеристики);
- возможность взаимодействия участников виртуального пространства (через доступ к профилям друг друга, личные сообщения, комментарии, так называемые «подарки» и пр.);
- возможность реализации собственных планов и идей (например, поиск новых друзей, создание тематических групп по интересам и пр.);
- возможность обмена ресурсами (к примеру, видеои фотоматериалам);
- возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов [5].
В настоящей статье мы рассмотрим исследования и работы, изучающие данный феномен.
Так, зарубежные ученые указывают, что включенность в виртуальное пространство связано с проявлением различных психологических конструктов. Так, Bargh с соавт. (2002) и Butt, Phillips (2008) заявляют о наличии высокого нейротизма [7]; Amichai-Hamburger, Ben-Artzi (2003) [8] и Bargh с соавт. (2002) [7] – о низкой экстраверсии; Landers, Lounsbury (2006) [9] и Peters, Malesky (2008) [10] – о низкой доброжелательности; Guadagno с соавт. (2008) [11] – о высокой открытости опыту.
По данным Kramer и Winter (2008), наличие экстраверсии взаимосвязано с цветовым выбором фотографий [12]; Ross с соавт. (2009) – с количеством сообществ, в которых человек является участником [13]; Muscanell и Guadagno (2012) – с наполняемостью аккаунта фотографиями [14]; Gosling с соавт. (2011) – со статистикой данных о друзьях, записях на стене и комментариев, просмотров своих и чужих страниц [15]. При этом наличие нейротизма, по данным Ross с соавт. (2009), связано с частотой использования стены для коммуникаций [13]. Muscanell и Guadagno (2012) связывают добросовестность с объемом отправленных личных сообщений [14].
А. А. Шаповаленко (2013) выявил, что социальные сети являются значимым инструментом социализации. По данным исследователя, 78% исследованных пользователей юношеского возраста проводят в Интернете от 2 до 6 часов ежедневно, а виртуальное пространство выполняет множество функций, среди которых можно выделить информационную и развлекательную, пространство для общения и самовыражения, пространство для профессиональной и коммерческой деятельности [16].
B. Becker (1997) писал, что виртуальное пространство – это шанс каждого участника данного сообщества регулировать мнение о себе. Так, например, главная цель картинки в аккаунте в социальной сети – «рекламная»: обратить внимание других членов интернетсообщества на себя [17].
О. М. Шахмартова и И. В. Недошивина (2012) установили, что главные мотивы включенности в виртуальное пространство младших школьников – высокая потребность в социальных контактах и низкий социальный статус в референтной группе сверстников [18]. Как было отмечено С. А. Сашенковым (2012), социальные сети оказывают и криминогенное влияние на человека [19]. К такому влиянию автор исследования относит:
- наличие доступа к информации с отрицательной окраской, содержащей риски имеющемуся благополучию у человека;
- травлю в интернет-среде и противозаконное использование личной информации;
- включенность в криминальные группы в виртуальном пространстве и дальнейшая им приверженность [19].
В. Гладышев-Лядов (2013) утверждал, что социальные сети часто используются и для пропаганды материалов экстремистской и террористической направленности, а зачастую работают вместе со СМИ [20].
Также социальные сети рассматриваются и с точки зрения ресурсов. Так, С. В. Антоненко (2013) пишет о виртуальном пространстве как о средстве профориентации, с помощью которого образовательные учреждения могут развивать и продвигать свой бренд, формировать позитивное мнение об организации, работать с абитуриентами и другой целевой аудиторией [21].
Л. А. Битков (2012) считает социальные сети принципиально новым видом коммуникаций – виртуальное средство массовой коммуникации, которое обладает рядом особенностей и преимуществ:
- коммуникация происходит с помощью технических приспособлений;
- возможность взаимодействия различных многочисленных социальных групп;
- основная цель пространства – именно общение;
- общение рассматривается как отлаженный и систематизированный процесс;
- между участниками общения может отсутствовать непосредственная связь;
- особое обязательство к соблюдению установленных правил и норм;
- четкое направление информации и принятие ролей в общении;
- групповой характер общения;
- аудитория является по своей специфике конфиденциальной, мозаичной, случайно собранной массой пользователей;
- регулярность и востребованность публикуемых сообщений [22].
В. В. Фёдоров и И. Д. Милеев (2015), изучая мотивацию подростков-пользователей социальных сетей, пришли к выводам о том, что:
- существует взаимосвязь между деятельностью подростков в виртуальном пространстве (просмотр фильмов, видео, фото, прослушиванием аудиозаписей, новые знакомства, изучение новостей и т. д.) и их мотивацией и временной перспективой личности;
- у подростков, которые проводят различное количество времени за каким-либо одним видом деятельности, существуют значимые различия в выраженности мотиваций и перспективе времени [23].
Также появляется множество исследований по сравнению функционирования различных социальных сетей: Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили (2009) [24]; Н. И. Базенков, Д. А. Губанов (2009) [25], К. А. Демичева (2015) [26] и др.
Многими исследователями проводится анализ разнообразных характеристик профилей пользователей виртуального пространства: А. А. Шаповаленко (2013) [16], Е. Р. Агадуллина (2015) [27] и др.
Нам предстоит в дальнейшем провести эмпирическое исследование, посвященное анализу активности молодежи в социальных сетях, а также взаимосвязи интернет-зависимости с субъективным уровнем одиночества и особенностями межличностных отношений.
Список литературы
- Щебетенко С. А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. ЮУрГУ. Сер.: Психология. 2013. Т. 6, № 4. С. 73–83.
- Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002–1008.
- Сергодеев В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1. С. 122–127.
- Забарная Э. Н., Куриленко И. В. Социальный медиа-маркетинг (на примере системы образования) // Вестн. Волынского института экономики и менеджмента. 2012. № 5. С. 74–82.
- Дужникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (99). С. 238–251.
- Bargh J. A., McKenna K. Y. A., Fitzsimons G. M. Can you see the real me? Activation and expression of the “true self” on the Internet // Journal of Social Issues. 2002, Vol. 58, No. 1. P. 33–48.
- Butt S., Phillips J. G. Personality and self reported mobile phone use // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24, No. 2. P. 346–360.
- Amichai-Hamburger Y., Ben-Artzi, E. Loneliness and Internet use // Computers in Human Behavior. 2003. Vol. 19, No. 1. P. 71–80.
- Landers R. N., Lounsbury J. W. An investigation of big five and narrow personality traits in relation to internet usage // Computers in Human Behavior. 2006. Vol. 22, No. 2. P. 283–293.
- Peters C. S., Malesky L. A. Problematics usage among highly-engaged players of massively multiplayer online role playing games // CyberPsychology& Behavior. 2008. Vol. 11, No. 4. P. 481–484.
- Guadagno R. E., Okdie B. M., Eno C. A. Who blogs? Personality predictors of blogging // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24, No. 5. P. 1993–2004.
- Kramer N. C., Winter S. Impression Management 2.0. The relationship of self-esteem, extraversion, self-efficacy, and self-presentation within social networking sites // Journal of Media Psychology. 2008. Vol. 20, No. 3. P. 106–116.
- Personality and motivations associated with Face book use / C. Ross, E. S. Orr, M. Sisic, J. M. Arseneault, M. G. Simmering, R. R. Orr // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25, No. 2. P. 578–586.
- Muscanell N. L., Guadagno R. E. Make new friends or keep the old: Gender and personality differences in social networking use // Computers in Human Behavior. 2012. No. 28. P. 107– 112.
- Gosling S. D., Gaddis S., Vazire S. Personality impressions based on Facebook profiles // Proceedings of the International Conference on Weblogs and Social Media (Boulder, Colorado, USA, March 26–28, 2007).
- Шаповаленко А. А. Активность пользователя социальной сети (на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности // Психолого-педагогические технологии создания виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия. 2013. № 4. С. 133–138.
- Becker B. To be in touch or not? Some remarks on communication in virtual environments. 1997. Women, work and computerization: spinning a web from past to future // Proceedings of the 6th International IFIP-Conference, Bonn, Germany, May 24–27, 1997. Berlin: Springer, 1997. P. 211–212.
- Шахмартова О. М., Недошивина И. В. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1348–1353.
- Сашенков С. А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. 2015. № 3. С. 215–219.
- Гладышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма // Обзор НЦПТИ. 2013. № 3. С. 28–31.
- Антоненко С. В. Социальные сети как инструмент профориентации // Изв. ТулГУ. Технические науки. 2013. № 11. С. 41–44.
- Битков Л. А. Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением / Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2012. № 28 (282). С. 36–38.
- Фёдоров В. В., Милеев И. Д. О мотивации подростков — пользователей социальных сетей / Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 3. С. 98–108.
- Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Управление в социально-экономических системах // Управление большими системами. 2009. № 27. С. 205–281.
- Базенков Н. И., Губанов Д. А. Обзор информационных систем анализа социальных сетей / Технические и программные средства управления. 2009. № 41. С. 357–394.
- Демичева К. А. Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети Интернет // International scientific review. 2015. № 3 (4). С. 79–82.
- Агадуллина Е. Р. Пользователи социальных сетей: современные исследования // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 3. С. 36–46.
- Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. М.: МГПУ, 2007. 311 с.
Об авторе
Леонид Маркович Левин — кафедра социальной психологии Московского государственного областного университета.
Смотрите также:
- Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях
- Кураева С. В. К методологии исследования социальных сетей
- Чумакова В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях
- Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей