Федоров В.В., Милеев И.Д. О мотивации подростков — пользователей социальных сетей

Ф

К постановке проблемы

В послед­ние годы уча­сти­лись раз­го­во­ры о том, что под­рост­ки с каж­дым годом ста­ли все боль­ше про­во­дить вре­ме­ни в сети Интер­нет. Более 80% школь­ни­ков с 7 по 11 класс исполь­зу­ют Интер­нет для обще­ния с одно­класс­ни­ка­ми [2].

Так­же все чаще встре­ча­ют­ся жало­бы роди­те­лей на то, что их дети про­во­дят в Интер­не­те слиш­ком мно­го вре­ме­ни. У них про­па­да­ет инте­рес к любой дру­гой дея­тель­но­сти, что очень тре­во­жит роди­те­лей. Так­же частое посе­ще­ние Интер­не­та, как пра­ви­ло, нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на успе­ва­е­мо­сти под­рост­ков в учеб­ных заведениях.

Было про­ве­де­но мно­же­ство иссле­до­ва­ний на выяв­ле­ние Интер­нет-зави­си­мо­сти, а так­же поиск пси­хо­ло­ги­че­ских и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей «зави­си­мых» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Все чаще ста­ли появ­лять­ся науч­ные рабо­ты, рас­кры­ва­ю­щие те или иные соци­аль­ные и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти лич­ност­ных про­яв­ле­ний поль­зо­ва­те­лей Интернета.

Как было опи­са­но М. Кастель­сом, вир­ту­аль­ное сооб­ще­ство обла­да­ет теми же харак­те­ри­сти­ка­ми, что и тра­ди­ци­он­ное, но с неко­то­ры­ми отли­чи­я­ми. Так, сете­вое сооб­ще­ство не при­вя­за­но к тер­ри­то­рии, а его чле­ны могут вза­и­мо­дей­ство­вать, нахо­дясь на огром­ном рас­сто­я­нии друг от дру­га. Сете­вое сооб­ще­ство харак­те­ри­зу­ет­ся «ростом инди­ви­ду­а­лиз­ма во всех его про­яв­ле­ни­ях» [3, с. 155]. 

Созда­ние соци­аль­ных сетей осно­вы­ва­ет­ся на лич­ных инте­ре­сах, цен­но­стях, склон­но­стях и про­ек­тах все­го сооб­ще­ства. Так­же отли­чи­тель­ной чер­той соци­аль­ных сооб­ществ явля­ет­ся обя­за­тель­ная пуб­лич­ность. Дан­ная харак­те­ри­сти­ка явля­ет­ся важ­ней­шей и для чле­нов-участ­ни­ков сете­во­го сооб­ще­ства. Необ­хо­ди­мость быть полез­ны­ми чле­на­ми сети и объ­яв­ле­ния соб­ствен­ных цен­но­стей, стра­те­гий и про­ек­тов дела­ют пуб­лич­ность обя­за­тель­ным усло­ви­ем суще­ство­ва­ния сетей в целом и каж­до­го чле­на сети в отдельности. 

Как писал М. Кастельс, «в Интер­не­те вам луч­ше будет поза­бо­тить­ся о том, что­бы все зна­ли, что вы соба­ка, а не кош­ка, или же вы ока­же­тесь погру­жен­ны­ми в интим­ный мир кошек. Ибо в Интер­не­те вы буде­те тем, кем или чем вы себя назо­ве­те, посколь­ку имен­но на осно­ве это­го ожи­да­ния со вре­ме­нем созда­ет­ся сеть соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия» [3, с. 157]. Дру­ги­ми сло­ва­ми, для сете­вых сооб­ществ харак­тер­на само­пре­зен­та­ция и «само­име­но­ва­ние».

Иссле­до­ва­ния вир­ту­аль­но­го сооб­ще­ства столь­ко же акту­аль­ны, как и иссле­до­ва­ния тра­ди­ци­он­но­го сооб­ще­ства. Самым боль­шим, раз­но­пла­но­вым и инте­рес­ным вир­ту­аль­ным сооб­ще­ством явля­ет­ся вир­ту­аль­ное сооб­ще­ство в соци­аль­ной сети.

Пер­вые вир­ту­аль­ные соци­аль­ные сети появи­лись в нача­ле XXI в., самой извест­ной из них был «Facebook». Поз­же появи­лась самая попу­ляр­ная в Рос­сии и стра­нах СНГ соци­аль­ная сеть — «Вкон­так­те».

Соци­аль­ная сеть явля­ет­ся соци­аль­ной сре­дой, осо­бен­но вос­тре­бо­ван­ной и попу­ляр­ной сре­ди под­рост­ков. Нель­зя исклю­чать воз­мож­ность того, что дея­тель­ность и вре­мя, про­во­ди­мые в соци­аль­ной сети, могут вли­ять на раз­лич­ные сфе­ры жиз­не­де­я­тель­но­сти подростков.

Программа исследования

Основ­ным пред­по­ло­же­ни­ем, про­ве­ря­е­мым в рам­ках дан­но­го иссле­до­ва­ния, явля­лось то, что суще­ству­ет вза­и­мо­связь меж­ду дея­тель­но­стью в соци­аль­ной сети в Интер­не­те и моти­ва­ци­он­ны­ми осо­бен­но­стя­ми подростков.

Общая гипо­те­за кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся дву­мя частными.

Соглас­но пер­вой из них, суще­ству­ет вза­и­мо­связь меж­ду объ­е­мом дея­тель­но­сти под­рост­ков в соци­аль­ной сети в Интер­не­те и их мотивацией.

Соглас­но вто­рой част­ной гипо­те­зе, суще­ству­ют зна­чи­мые раз­ли­чия в выра­жен­но­сти моти­ва­ции у под­рост­ков, кото­рые про­во­дят раз­лич­ное коли­че­ство вре­ме­ни в рам­ках раз­ных видов дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети.

Для про­вер­ки этих пред­по­ло­же­ний было необ­хо­ди­мо решить ряд задач:

  1. опре­де­лить коли­че­ство вре­ме­ни и часто­ту той или иной дея­тель­но­сти, в рам­ках кото­рой под­рост­ки про­во­дят вре­мя в соци­аль­ной сети;
  2. опре­де­лить объ­ем дея­тель­но­сти под­рост­ков в соци­аль­ной сети;
  3. изме­рить выра­жен­ность раз­лич­ных видов моти­ва­ций у подростков;
  4. зафик­си­ро­вать вза­и­мо­связь меж­ду объ­е­мом дея­тель­но­сти под­рост­ков в соци­аль­ной сети Интер­нет и их мотивацией;
  5. выявить зна­чи­мые раз­ли­чия в выра­жен­но­сти моти­ва­ции у под­рост­ков, кото­рые про­во­дят раз­лич­ное вре­мя в рам­ках раз­ных видов дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети.

В насто­я­щем иссле­до­ва­нии в каче­стве испы­ту­е­мых высту­пи­ли уча­щи­е­ся 8 клас­са ГБОУ Лицея № 1586 и 7 и 8 гим­на­зи­че­ских клас­сов ГБОУ СОШ № 1750; выбор­ка соста­ви­ла 113 человек.

В ходе иссле­до­ва­ния при­ме­ня­лись сле­ду­ю­щие мето­ди­ки.

  1. Автор­ская анке­та «Дея­тель­ность в соци­аль­ной сети», направ­лен­ная на опре­де­ле­ние вре­ме­ни, часто­ты и объ­е­ма раз­лич­ных видов дея­тель­но­сти под­рост­ков в соци­аль­ной сети.
  2. «Метод моти­ва­ци­он­ной индук­ции» (ММИ), создан­ный и опи­сан­ный Ж. Нют­те­ном [7], исполь­зо­вал­ся нами для опре­де­ле­ния моти­ва­ции и вре­мен­ной пер­спек­ти­вы подростков.

Обсле­до­ва­ние про­во­ди­лось в уче­ни­че­ских клас­сах, вме­сто тре­тье­го-пято­го уро­ков сра­зу по двум мето­ди­кам: сна­ча­ла под­рост­кам выда­ва­лись блан­ки мето­ди­ки «ММИ», после их запол­не­ния выда­ва­лась анке­та «Дея­тель­ность в соци­аль­ной сети». На запол­не­ние блан­ков, испы­ту­е­мым тре­бо­ва­лось в сред­нем 40 минут. При этом под­рост­ки неод­но­крат­но жало­ва­лись на одно­об­раз­ность неза­кон­чен­ных пред­ло­же­ний в мето­ди­ке «ММИ», но про­цент испор­чен­ных блан­ков был мини­ма­лен (4 из 113). Кро­ме того, не рас­смат­ри­ва­лись резуль­та­ты испы­ту­е­мых, кото­рые не заре­ги­стри­ро­ва­ны в соци­аль­ной сети (7 из 113). Все­го учи­ты­ва­лись резуль­та­ты 102 испытуемых.

Для обра­бот­ки полу­чен­ных эмпи­ри­че­ских дан­ных исполь­зо­ва­лись кор­ре­ля­ци­он­ный метод Спир­ме­на и кри­те­рий U Манна-Уитни.

Виды деятельности и время препровождения подростков в социальной сети

  1. Боль­шин­ство под­рост­ков про­во­дят от 1 до 4 часов в день в соци­аль­ной сети (40,2%). Менее одно­го часа в день в соци­аль­ной сети про­во­дят 31,4% испы­ту­е­мых, более 4 часов — 28,4% испы­ту­е­мых. Таким обра­зом, полу­чен­ные резуль­та­ты демон­стри­ру­ют тот факт, что соци­аль­ная сеть зани­ма­ет зна­чи­мое место в жиз­не­де­я­тель­но­сти 2/3 подростков.
  2. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния гово­рят о том, что 52% под­рост­ков, вклю­чая ком­пью­тер, пер­вым делом захо­дят в соци­аль­ную сеть. Это может гово­рить о суще­ство­ва­нии более чем у поло­ви­ны под­рост­ков навяз­чи­вой потреб­но­сти «при вклю­че­нии ком­пью­те­ра зай­ти в соци­аль­ную сеть».
  3. Для 33,3% испы­ту­е­мых дея­тель­ность в соци­аль­ной сети явля­ет­ся основ­ной дея­тель­но­стью в Интернете.
  4. Толь­ко для 11,8 % под­рост­ков акту­аль­на заме­на обще­ния в реаль­ной жиз­ни вир­ту­аль­ным обще­ни­ем с помо­щью соци­аль­ной сети. Это гово­рит о том, что для боль­шин­ства под­рост­ков невоз­мож­на заме­на вер­баль­но­го меж­лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия обще­ни­ем виртуальным.
  5. На вопрос «Как Вы дума­е­те, кар­ди­наль­но бы изме­ни­лась Ваша жизнь, если бы соци­аль­ные сети пере­ста­ли суще­ство­вать?» 45,1% испы­ту­е­мых отве­ти­ли «да». Это лиш­ний раз под­твер­жда­ет то, что соци­аль­ные сети игра­ют важ­ную роль в жиз­не­де­я­тель­но­сти подростков.
  6. С помо­щью автор­ской анке­ты «Дея­тель­ность в соци­аль­ной сети» была выяв­ле­на часто­та реа­ли­за­ции под­рост­ка­ми раз­лич­ных видов дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети (табл.). Часто­та каж­до­го вида дея­тель­но­сти мог­ла варьи­ро­вать­ся от 1 до 5 (где 1 — нико­гда, 2 — очень ред­ко, 3 — ред­ко, 4 — ино­гда, 5 — часто).

Самой часто исполь­зу­е­мой дея­тель­но­стью в соци­аль­ной сети явля­ет­ся «про­слу­ши­ва­ние музы­ки» (ср. часто­та 4,43), далее — «пере­пис­ка со зна­ко­мы­ми» (4,39) и т.д. Самой ред­ко встре­ча­ю­щей­ся дея­тель­но­стью явля­ет­ся «про­ве­де­ние вре­ме­ни за раз­лич­ны­ми флеш-игра­ми» (2,09).

Но про­слу­ши­ва­ние музы­ки ред­ко явля­ет­ся дея­тель­но­стью как тако­вой (т.е. ред­ко когда явля­ет­ся актив­ным вза­и­мо­дей­стви­ем субъ­ек­та с объ­ек­том). Дру­ги­ми сло­ва­ми, во вре­мя про­слу­ши­ва­ния музы­ки мож­но зани­мать­ся любой дру­гой дея­тель­но­стью, даже несвя­зан­ной с соци­аль­ной сетью. 

Исхо­дя из дан­но­го пред­по­ло­же­ния, основ­ной дея­тель­но­стью в соци­аль­ной сети у под­рост­ков явля­ет­ся сле­ду­ю­щая по спис­ку в таб­ли­це — «пере­пис­ка со зна­ко­мы­ми и друзьями».

Таблица. Средние частоты деятельности подростков в социальной сети

Виды дея­тель­но­стиСред­няя часто­та
Про­слу­ши­ва­ние музыки4,43
Пере­пис­ка со зна­ко­мы­ми и друзьями4,39
Поиск ново­стей3,65
Про­смотр фильмов3,33
Про­смотр фотографий3,32
Зна­ком­ство и поиск друзей2,75
Обще­ние в груп­пе с незна­ко­мы­ми людьми2,73
Чте­ние горо­ско­пов, сти­хов, фило­соф­ских цитат и т.п.2,65
Обще­ние в груп­пе со зна­ко­мы­ми людьми2,60
Про­ве­де­ние вре­ме­ни за раз­лич­ны­ми флеш-играми2,09
  1. Все виды дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети были объ­еди­не­ны в две груп­пы: «Виды дея­тель­но­сти, направ­лен­ные на соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие» и «Виды дея­тель­но­сти, не пред­по­ла­га­ю­щие соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие». Пер­вая груп­па вклю­ча­ла в себя «Пере­пис­ку со зна­ко­мы­ми и дру­зья­ми», «Обще­ние в груп­пе со зна­ко­мы­ми людь­ми», «Обще­ние в груп­пе с незна­ко­мы­ми людь­ми» и «Зна­ком­ство и поиск дру­зей». Вто­рая же груп­па вклю­ча­ла «Про­слу­ши­ва­ние музы­ки», «Про­смотр фото­гра­фий», «Про­смотр филь­мов», «Про­ве­де­ние вре­ме­ни за раз­лич­ны­ми флеш-игра­ми», «Чте­ние горо­ско­пов, сти­хов, цитат и т.д.» и «Поиск новостей».

Срав­ним сред­ние часто­ты в двух груп­пах видов дея­тель­но­сти. Для видов дея­тель­но­сти, не пред­по­ла­га­ю­щих соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие, сред­нее зна­че­ние часто­ты — 3,24, а для видов дея­тель­но­сти, направ­лен­ных на соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие, — 3,12.

Из это­го мож­но сде­лать вывод, что сред­ние часто­ты дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие, и дея­тель­но­сти, не пред­по­ла­га­ю­щей соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие, у под­рост­ков при­мер­но равны.

Мотивация и временная перспектива подростков

  1. В ходе иссле­до­ва­ния выра­жен­но­сти основ­ных видов моти­ва­ции, были полу­че­ны сле­ду­ю­щие резуль­та­ты (рис.).
    • Наи­бо­лее ярко выра­жен­ная моти­ва­ция у под­рост­ков — моти­ва­ция, направ­лен­ная на соци­аль­ные кон­так­ты раз­лич­но­го типа (Собщ). Дан­ная моти­ва­ция в сред­нем состав­ля­ет 29,5 % от всех моти­ва­ци­он­ных объ­ек­тов, пред­став­лен­ных под­рост­ка­ми. Напри­мер, «Я сде­лаю все, что­бы помочь сво­им роди­те­лям», «Я бы ниче­го не пожа­лел для того, что­бы мои дру­зья все­гда были со мной», «Я хочу, что­бы мои одно­класс­ни­ки луч­ше ко мне отно­си­лись» и т.д.
    • Ярко выра­же­на моти­ва­ция, свя­зан­ная с каким-либо родом дея­тель­но­сти (Rобщ), кото­рая состав­ля­ет в сред­нем 27,9 % от всех моти­ва­ций под­рост­ков. Напри­мер, «Я все сде­лаю для того, что­бы закон­чить год без тро­ек», «Я меч­таю стать чем­пи­о­ном по стрель­бе из лука» и т.д.
    • Так­же ярко выра­же­на моти­ва­ция, направ­лен­ная на тот или иной аспект лич­но­сти само­го субъ­ек­та (Sобщ). В сред­нем дан­ная моти­ва­ция состав­ля­ет 26,4% от всех моти­ва­ций под­рост­ков. Напри­мер, «Я очень хочу осу­ще­ствить все свои меч­ты», «Я все­ми сила­ми стрем­люсь стать достой­ным чело­ве­ком», «Я буду очень рад (рада), если раз­ре­шат делать то, что я хочу» и т.д.

Осталь­ные виды моти­ва­ций менее ярко выражены.

  • Моти­ва­ция, свя­зан­ная с отды­хом и путе­ше­стви­я­ми (L). В сред­нем дан­ная моти­ва­ция состав­ля­ет 8% от всех моти­ва­ций под­рост­ков. Напри­мер, «Я бы так хоте­ла поехать с дру­зья­ми этим летом в Питер», «Я меч­таю побы­вать во всех стра­нах мира», «Я очень хочу этим летом отдох­нуть у бабуш­ки на даче» и т.д.
Рис. Процентное соотношение выраженности мотиваций у подростков
Рис. Про­цент­ное соот­но­ше­ние выра­жен­но­сти моти­ва­ций у подростков
  • Моти­ва­ция к обла­да­нию мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми (P общ). В моти­ва­цию (P общ) так­же вхо­дит моти­ва­ция к смене места житель­ства (Pобщ). В сред­нем моти­ва­ция состав­ля­ет 7,75% от всех моти­ва­ций под­рост­ков. Напри­мер, «Я хочу новый теле­фон», «Я меч­таю жить в Аме­ри­ке», «Я меч­таю о доми­ке на море» и т.д.
  • Так­же встре­ча­лись моти­ва­ции, кото­рые отно­си­лись либо к само­му тесту, либо их невоз­мож­но было отне­сти ни к одно­му из видов моти­ва­ций из наших кате­го­рий. В сред­нем 0,45% моти­ва­ци­он­ных объ­ек­тов мы отнес­ли в «дру­гое».

Полу­чен­ные резуль­та­ты гово­рят о том, что для под­рост­ков наи­бо­лее харак­тер­на моти­ва­ция соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Так­же в под­рост­ко­вом воз­расте харак­тер­на моти­ва­ция, направ­лен­ная на раз­лич­но­го рода дея­тель­ность, в основ­ном на дея­тель­ность, свя­зан­ную с уче­бой (R3). Моти­ва­ция, направ­лен­ная на тот или иной аспект лич­но­сти (Sобщ.), так­же харак­тер­на для под­рост­ко­во­го возраста.

  1. В ходе иссле­до­ва­ния выра­жен­но­сти основ­ных видов вре­мен­ной направ­лен­но­сти моти­ва­ций под­рост­ков были полу­че­ны сле­ду­ю­щие результаты. 
    • Наи­бо­лее ярко выра­же­ны моти­ва­ци­он­ные объ­ек­ты, кото­рые невоз­мож­но опре­де­лить на вре­мен­ной шка­ле (tl). В сред­нем, таких моти­ва­ци­он­ных объ­ек­тов 37,4%. Напри­мер, «Я меч­таю побы­вать на мат­че Ливер­пу­ля», «Я бы очень хоте­ла уви­деть соли­ста груп­пы Linkin Park» и т.д. Дру­ги­ми сло­ва­ми, это те моти­ва­ци­он­ные объ­ек­ты, кото­рые могут акту­а­ли­зи­ро­вать­ся как зав­тра, так и в дале­ком будущем.
    • Так­же часто встре­ча­ют­ся моти­ва­ци­он­ные объ­ек­ты, кото­рые отно­сят­ся ко все­му пери­о­ду пред­сто­я­щей жиз­ни или кото­рые попро­сту нель­зя точ­нее лока­ли­зо­вать во вре­ме­ни (tL). В сред­нем встре­ча­ет­ся 28,4% таких моти­ва­ци­он­ных объ­ек­тов. Напри­мер, «Я меч­таю про­жить жизнь достой­но» или «Я очень хочу, что­бы ниче­го не меня­лось». Дру­ги­ми сло­ва­ми, это те моти­ва­ци­он­ные объ­ек­ты, кото­рые «рас­тя­ну­ты на всю жизнь».
    • Осталь­ные виды вре­мен­ной направ­лен­но­сти моти­ва­ций у под­рост­ков встре­ча­ют­ся реже. Сто­ит выде­лить такие направ­лен­но­сти, как направ­лен­ность на «вре­мя обу­че­ния в шко­ле» (tE2). Сюда вхо­дят все моти­ва­ции, направ­лен­ные на вре­мя обу­че­ния в шко­ле, в основ­ном свя­зан­ные с жела­ни­ем удач­но сдать экза­ме­ны ЕГЭ и ГИА; направ­лен­ность на «взрос­лую жизнь» (tA) — чаще все­го встре­ча­ют­ся моти­ва­ции, свя­зан­ные с рабо­той, со «стро­и­тель­ством» семей­ной жиз­ни и помо­щи роди­те­лям; направ­лен­ность на бли­жай­шее буду­щее (tBB) — те моти­ва­ци­он­ные объ­ек­ты, кото­рые име­ют место быть в тече­ние дня, неде­ли, меся­ца, года («Я хочу этим летом поехать на море», «Я меч­таю купить биле­ты на вос­крес­ный кон­церт люби­мой груп­пы» и т.д.); направ­лен­ность на вре­мя, свя­зан­ное с поступ­ле­ни­ем в вуз и уче­бой (tE3) и др.

О взаимосвязи объема деятельности в социальной сети и мотивации подростков

На осно­ве пара­мет­ров анке­ты «Дея­тель­ность в соци­аль­ной сети» мы смог­ли выде­лить новую пере­мен­ную — «объ­ем дея­тель­но­сти». Объ­ем дея­тель­но­сти — это часто­та дан­но­го вида дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети за коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мое в ней в тече­ние дня.

Vд = f t, где:

Vд — объ­ем вида деятельности;

f — часто­та вида дея­тель­но­сти (от 1 до 5);

t — вре­мя, про­во­ди­мое в соци­аль­ной сети в день (1 — менее 1 часа в день; 2 — от 1 до 4 часов в день; 3 — более 4 часов в день).

Было выде­ле­но три вида объ­е­ма деятельности:

  • «объ­ем дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на соци­аль­ное взаимодействие»;
  • «объ­ем дея­тель­но­сти, не пред­по­ла­га­ю­щей соци­аль­ное взаимодействие»;
  • «общий объ­ем дея­тель­но­сти», вклю­ча­ю­щий в себя два первых.

В ходе иссле­до­ва­ния были выяв­ле­ны три зна­чи­мые поло­жи­тель­ные вза­и­мо­свя­зи моти­ва­ции, направ­лен­ной на тот или иной аспект лич­но­сти под­рост­ка (Sобщ.):

  1. с общим объ­е­мом дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети (r=0,272);
  2. с объ­ё­мом дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие (r=0,249);
  3. с объ­е­мом дея­тель­но­сти, не пред­по­ла­га­ю­щей соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие (r=0,250).

В свя­зи с этим напра­ши­ва­ет­ся вывод: чем чаще и интен­сив­нее под­ро­сток реа­ли­зу­ет раз­лич­ные виды дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети, тем более выра­же­на у него моти­ва­ция, направ­лен­ная на тот или иной аспект сво­ей личности. 

Наи­бо­лее частые отве­ты, кото­рые нами харак­те­ри­зо­ва­лись как моти­ва­ции, направ­лен­ные на тот или иной аспект лич­но­сти под­рост­ка (S/SR): «Я наде­юсь, что в жиз­ни у меня все сло­жит­ся», «Я стрем­люсь добить­ся сво­их целей», «Я меч­таю о том, что ста­ну достой­ным чело­ве­ком», «Я хочу стать счаст­ли­вой» и т.д. Так­же часто встре­ча­лись отве­ты, направ­лен­ные на само­за­щи­ту лич­но­сти (Spre): «Я не хочу умирать»,«Я ста­ра­юсь избе­жать кон­флик­тов», «Я бы не хоте­ла кон­ца све­та» и т.д. Так­же доволь­но часто встре­ча­лись моти­ва­ции, направ­лен­ные на лич­ност­ную авто­но­мию (Sout): «Я не желаю, что­бы мной коман­до­ва­ли», «Я меч­таю жить сво­ей жиз­нью» и т.д.

Доволь­но любо­пы­тен тот факт, что у 20% респон­ден­тов встре­ча­лась моти­ва­ция к поле­ту и уме­нию летать, кото­рую мы отнес­ли к моти­ва­ци­ям, направ­лен­ным на полу­че­ние спо­соб­но­стей и спе­ци­аль­ных уме­ний (Sapt): «Я бы ниче­го не пожа­лел для того, что­бы научить­ся летать», «Я хочу летать».

Как извест­но, основ­ная дея­тель­ность под­рост­ков, свя­зан­ная с меж­лич­ност­ным обще­ни­ем со сверст­ни­ка­ми и зна­чи­мы­ми взрос­лы­ми, направ­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние «чув­ства взрос­ло­сти». Для дан­но­го воз­рас­та наи­бо­лее харак­тер­на пред­рас­по­ло­жен­ность к деви­ант­но­му пове­де­нию и про­яв­ле­ни­ям неустой­чи­во­сти психики. 

Соци­аль­ная сеть явля­ет­ся наи­бо­лее бла­го­при­ят­ной сре­дой для под­рост­ков, так как они могут посто­ян­но общать­ся со сверст­ни­ка­ми (как зна­ко­мы­ми, так и незна­ко­мы­ми), со взрос­лы­ми, обсуж­дать свои про­бле­мы и про­бле­мы обще­ства, делить­ся сво­и­ми опа­се­ни­я­ми, само­ре­а­ли­зо­вы­вать­ся за счет раз­лич­ной дея­тель­но­сти (флэш-игры, обще­ние в груп­пах, обще­ние с дру­зья­ми и т.д.). При этом оче­вид­но, что соци­аль­ная сеть явля­ет­ся той сре­дой, где сти­му­ли­ру­ют­ся само­вы­ра­же­ние и самопрезентация. 

Чем боль­ше вре­ме­ни под­ро­сток про­во­дит в соци­аль­ной сети и в ее рам­ках, чем с боль­шей интен­сив­но­стью вклю­ча­ет­ся в раз­лич­ные виды дея­тель­но­сти, тем с боль­шей уве­рен­но­стью мож­но гово­рить о том, что имен­но соци­аль­ная сеть высту­па­ет в роли той сре­ды, дея­тель­но­стью в кото­рой под­ро­сток ком­пен­си­ру­ет недо­стат­ки лич­ност­но­го само­раз­ви­тия, а так­же удо­вле­тво­ря­ет потреб­ность в без­опас­но­сти и лич­ност­ной автономии.

Кро­ме того, у под­рост­ков зафик­си­ро­ва­но нали­чие обрат­ной вза­и­мо­свя­зи (r=-0,159) меж­ду общим объ­е­мом дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети и моти­ва­ци­ей к дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на хоб­би (R4). Чаще все­го хоб­би — это круж­ки рисо­ва­ния, музы­ки и спор­тив­ные сек­ции (при­ме­ры выска­зы­ва­ний: «Я очень хочу, что­бы моя коман­да побе­ди­ла на сорев­но­ва­ни­ях в этом году», «Я меч­таю не «зава­лить» экза­мен по фор­те­пи­а­но», «Я хочу взять пер­вое место по стрель­бе из лука» и т.д.).

Веро­ят­но, для под­рост­ков, чья моти­ва­ция направ­ле­на на дости­же­ние каких-либо замет­ных успе­хов в сфе­ре сво­их хоб­би, дея­тель­ность в соци­аль­ной сети не так важ­на, и ско­рее все­го у них про­сто нет воз­мож­но­сти про­во­дить мно­го вре­ме­ни в соци­аль­ной сети, так как поми­мо обу­че­ния в шко­ле и выпол­не­ния домаш­них зада­ний у них еще суще­ству­ют хоб­би, кото­рые зани­ма­ют суще­ствен­ную часть их сво­бод­но­го времени.

В то же вре­мя отсут­ствие дан­ной моти­ва­ции (R4), как пра­ви­ло, харак­тер­но для под­рост­ков, кото­рые демон­стри­ру­ют высо­кий пока­за­тель объ­е­ма дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети, не пред­по­ла­га­ю­щей соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие (r=-,191).

Это не озна­ча­ет, что под­рост­ки, отли­ча­ю­щи­е­ся выра­жен­ной моти­ва­ци­ей, направ­лен­ной на хоб­би, в прин­ци­пе не обща­ют­ся в соци­аль­ной сети, но озна­ча­ет, что под­рост­ки, с выра­жен­ной моти­ва­ци­ей, направ­лен­ной на хоб­би, име­ют отно­си­тель­но низ­кий пока­за­тель объ­е­ма дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети, не свя­зан­ной с обще­ни­ем. По-види­мо­му, под­рост­ки удо­вле­тво­ря­ют свои потреб­но­сти, не свя­зан­ные с обще­ни­ем, преж­де все­го, на заня­ти­ях и в круж­ках, отно­ся­щих­ся к их хобби.

Поми­мо это­го, выяв­ле­на тен­ден­ция к обрат­ной вза­и­мо­свя­зи (r=-0,171) меж­ду объ­е­мом дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети, не пред­по­ла­га­ю­щей соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие, и моти­ва­ци­ей под­рост­ков, направ­лен­ной на вре­мя обу­че­ния в сред­ней и стар­шей шко­ле (tE2).

Дру­ги­ми сло­ва­ми, чем боль­ше у под­рост­ков объ­ем дея­тель­но­сти, не пред­по­ла­га­ю­щей соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие в соци­аль­ной сети, тем мень­ше у них выра­же­на моти­ва­ция, свя­зан­ная со вре­ме­нем обу­че­ния в сред­ней и стар­шей шко­ле (напри­мер: «Я хочу хоро­шо сдать ЕГЭ и ГИА»). 

В дан­ном слу­чае, воз­мож­но, пра­вы роди­те­ли под­рост­ков и учи­те­ля, кото­рые обес­по­ко­е­ны тем, что их под­опеч­ный слиш­ком мно­го вре­ме­ни про­во­дит в соци­аль­ной сети и совер­шен­но не заду­мы­ва­ет­ся об уче­бе, что соци­аль­ная сеть «рас­хо­ла­жи­ва­ет» и т.д.

Но сто­ит отме­тить, что дан­ная тен­ден­ция харак­тер­на толь­ко для объ­е­ма дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети, не свя­зан­ной с меж­лич­ност­ным вза­и­мо­дей­стви­ем, т.е. для таких видов дея­тель­но­сти, как про­слу­ши­ва­ние музы­ки, про­смотр филь­мов и фото, чте­ние горо­ско­пов и цитат, поиск ново­стей, про­ве­де­ние вре­ме­ни за раз­лич­ны­ми флеш-игра­ми и т.д.

Особенности мотивации подростков, реализующих различные виды деятельности в социальной сети с различной частотой

Если выше мы обсуж­да­ли то, как объ­ем дея­тель­но­сти, т.е. сово­куп­ность интен­сив­но­сти всех видов дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети за суточ­ный интер­вал вре­ме­ни, вза­и­мо­свя­зан с раз­лич­ны­ми вида­ми моти­ва­ций под­рост­ков, то сей­час рас­смот­рим резуль­та­ты того, как раз­ли­ча­ют­ся моти­ва­ции под­рост­ков с раз­лич­ной часто­той вклю­чен­но­сти в раз­ные виды дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети.

Для поис­ка досто­вер­ных раз­ли­чий в моти­ва­ци­ях под­рост­ков, вклю­чен­ных в раз­лич­ные виды дея­тель­но­сти с раз­лич­ной часто­той, был исполь­зо­ван кри­те­рий Ман­на-Уит­ни, в резуль­та­те чего были зафик­си­ро­ва­ны 80 зна­чи­мых раз­ли­чий, кото­рые под­твер­жда­ют спра­вед­ли­вость вто­рой част­ной гипо­те­зы. Оста­но­вим­ся подроб­нее на неко­то­рых из них.

На осно­ве полу­чен­ных резуль­та­тов мож­но утвер­ждать, что у под­рост­ков, кото­рые часто зна­ко­мят­ся и ищут дру­зей в соци­аль­ной сети, суще­ству­ет более ярко выра­жен­ная моти­ва­ция, свя­зан­ная со вре­ме­нем обу­че­ния в выс­шем учеб­ном заве­де­нии (tE3), чем у тех, кото­рые зна­ко­мят­ся и ищут дру­зей не столь актив­но. Это гово­рит о том, что под­рост­ки ищут новые зна­ком­ства, напри­мер, со сту­ден­та­ми, что­бы боль­ше узнать о сво­ей буду­щей учеб­ной дея­тель­но­сти, или для под­ра­жа­ния взрослым.

Так­же инте­рес­ны резуль­та­ты, демон­стри­ру­ю­щие тот факт, что под­рост­ки, кото­рые ред­ко пере­пи­сы­ва­ют­ся в соци­аль­ной сети с дру­зья­ми, име­ют более высо­кий пока­за­тель моти­ва­ции дея­тель­но­сти вооб­ще (Rобщ), чем под­рост­ки, кото­рые пере­пи­сы­ва­ют­ся часто или хотя бы со сред­ней интен­сив­но­стью. Дан­ные резуль­та­ты гово­рят о том, что для этих под­рост­ков более важ­на дея­тель­ность, неже­ли ком­му­ни­ка­ция. Извест­ное всем выра­же­ние «не гово­ри, а делай» наи­бо­лее под­хо­дит для них.

При­ве­дем резуль­та­ты срав­не­ния моти­ва­ции под­рост­ков, вклю­чен­ных в раз­лич­ные виды дея­тель­но­сти с раз­ной часто­той, не направ­лен­ные на соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие. Напри­мер, под­рост­ки, кото­рые ред­ко смот­рят филь­мы в соци­аль­ной сети, прак­ти­че­ски не про­яв­ля­ют моти­ва­цию, направ­лен­ную на отдых (L), в отли­чие от тех, кто смот­рит филь­мы либо уме­рен­но, либо очень часто. 

Такие же пока­за­те­ли харак­те­ри­зу­ют и под­рост­ков, кото­рые ищут посты ново­стей (чита­ют новост­ную лен­ту) и про­смат­ри­ва­ют фото­гра­фии. Воз­мож­но, в дан­ном слу­чае соци­аль­ная сеть явля­ет­ся для под­рост­ков сред­ством удо­вле­тво­ре­ния эмо­ци­о­наль­ных и инфор­ма­ци­он­ных потреб­но­стей, свя­зан­ных с отдыхом.

Несмот­ря на то, что бланк мето­ди­ки ММИ содер­жал 30 неза­кон­чен­ных пред­ло­же­ний, коли­че­ство моти­ва­ци­он­ных объ­ек­тов у испы­ту­е­мых мог­ло быть каким угод­но, так как допус­ка­лось, что­бы на один моти­ва­ци­он­ный индук­тор при­во­ди­лось любое коли­че­ство объ­ек­тов. Поэто­му нами был вве­ден пока­за­тель общей моти­ва­ции (Мобщ), кото­рый явля­ет­ся сум­мой всех моти­ва­ци­он­ных объ­ек­тов у кон­крет­но­го испы­ту­е­мо­го: в соци­аль­ных свя­зях (Собщ), в отды­хе (L), в моти­ва­ции, направ­лен­ной на тот или иной аспект лич­но­сти (Sобщ), вре­мен­ной пер­спек­ти­ве, направ­лен­ной на про­шлое (tP) и бли­жай­шее буду­щее (tBB) и т.д.

При­ве­дем несколь­ко зна­чи­мых раз­ли­чий с пока­за­те­лем общей моти­ва­ции (Мобщ). Напри­мер, более высо­ким пока­за­те­лем общей моти­ва­ции (Мобщ) обла­да­ют под­рост­ки, кото­рые про­смат­ри­ва­ют фото­гра­фии часто, чем те, кото­рые про­смат­ри­ва­ют их ред­ко, а так­же те под­рост­ки, кото­рые про­во­дят вре­мя за флэш-игра­ми со сред­ней пери­о­дич­но­стью, чем те, кото­рые игра­ют ред­ко или часто. 

Таким обра­зом, потреб­ност­но-моти­ва­ци­он­ная сфе­ра насы­щен­нее у тех под­рост­ков, кото­рые чаще про­смат­ри­ва­ют фото­гра­фии и со сред­ней пери­о­дич­но­стью про­во­дят вре­мя за флэш-игра­ми. По резуль­та­там иссле­до­ва­ния могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие выводы.

Выводы

  1. Виды дея­тель­но­стей под­рост­ков в соци­аль­ной сети и типы моти­ва­ции под­рост­ков выстро­е­ны в соот­вет­ствии с опре­де­лен­ной иерархией.
  2. В рам­ках про­вер­ки спра­вед­ли­во­сти пер­вой част­ной гипо­те­зы, соглас­но кото­рой суще­ству­ет вза­и­мо­связь меж­ду объ­е­мом дея­тель­но­сти под­рост­ков в соци­аль­ной сети в Интер­не­те и их моти­ва­ци­ей, с помо­щью кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за были выяв­ле­ны сле­ду­ю­щие тен­ден­ции и зна­чи­мые взаимосвязи: 
    • обще­го объ­е­ма дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети: 1) с выра­жен­но­стью моти­ва­ци­он­ных харак­те­ри­стик под­рост­ков, направ­лен­ных на тот или иной аспект лич­но­сти (Sобщ), — пря­мая вза­и­мо­связь; 2 моти­ва­ци­ей в дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на хоб­би (R4), — обрат­ная вза­и­мо­связь; 3) моти­ва­ци­ей, направ­лен­ной на вре­мя обу­че­ния в сред­ней и стар­шей шко­ле (tE2), — обрат­ная взаимосвязь;
    • объ­е­ма дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие, с выра­жен­но­стью моти­ва­ций под­рост­ков, направ­лен­ных на тот или иной аспект лич­но­сти (Sобщ), — пря­мая взаимосвязь;
    • объ­е­ма дея­тель­но­сти, не пред­по­ла­га­ю­щей соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие: 1) с выра­жен­но­стью моти­ва­ций под­рост­ков, направ­лен­ных на тот или иной аспект лич­но­сти (Sобщ), — пря­мая вза­и­мо­связь; 2) моти­ва­ци­ей дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на хоб­би (R4), — обрат­ная вза­и­мо­связь; 3) моти­ва­ци­ей, направ­лен­ной на вре­мя обу­че­ния в сред­ней и стар­шей шко­ле (tE2), — обрат­ная взаимосвязь.
  1. В рам­ках про­вер­ки спра­вед­ли­во­сти вто­рой част­ной гипо­те­зы, соглас­но кото­рой суще­ству­ют зна­чи­мые раз­ли­чия в выра­жен­но­сти моти­ва­ции у под­рост­ков, кото­рые про­во­дят раз­лич­ное коли­че­ство вре­ме­ни за раз­ны­ми вида­ми дея­тель­но­сти в соци­аль­ной сети, были полу­че­ны резуль­та­ты, гово­ря­щие о том, что у под­рост­ков, кото­рые про­во­дят раз­лич­ное коли­че­ство вре­ме­ни за одним видом дея­тель­но­сти (в рам­ках всех видов дея­тель­но­сти, про­во­ди­мых в соци­аль­ной сети), суще­ству­ют зна­чи­мые раз­ли­чия в выра­жен­но­сти моти­ва­ций и пер­спек­ти­ве времени.
  2. На осно­ва­нии выше­из­ло­жен­ных выво­дов мож­но прий­ти к заклю­че­нию о том, что общая гипо­те­за, соглас­но кото­рой суще­ству­ет вза­и­мо­связь меж­ду дея­тель­но­стью под­рост­ков в соци­аль­ной сети и их моти­ва­ци­ей и вре­мен­ной пер­спек­ти­вой, полу­чи­ла подтверждение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андре­ева Г.М. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия. М.: Аспект-пресс, 2009. 355 с.
  2. Вач­ко­ва С.Н. Осо­бен­но­сти сете­вых форм ком­му­ни­ка­ции совре­мен­ных школь­ни­ков // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2014. Т. 5. № 4. С.135—144.
  3. Кастельс М. Галак­ти­ка Интер­нет: Раз­мыш­ле­ния об Интер­не­те, биз­не­се и обще­стве / Пер. с англ. А. Мат­ве­е­ва; под ред. В. Хари­то­но­ва. Ека­те­рин­бург: У-Фак­то­рия, 2004. 328 с.
  4. Кастельс М. Инфор­ма­ци­он­ная эпо­ха: эко­но­ми­ка, обще­ство и куль­ту­ра. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  5. Леон­тьев А.Н. Потреб­но­сти, моти­вы и эмо­ции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40 с.
  6. Мас­лоу А. Моти­ва­ция и лич­ность. СПб., 1999. 342 c.
  7. Нют­тен Ж. Моти­ва­ция, дей­ствие и пер­спек­ти­ва буду­ще­го. М.: Смысл, 2004. 607 с.
  8. Тол­стых Н.Н. Раз­ви­тие вре­мен­ной пер­спек­ти­вы лич­но­сти: куль­тур­но-исто­ри­че­ский под­ход: дисс. докт. пси­хол. наук. М., 2010. 545 с.
Источ­ник: Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2015. Том 6. № 3. С. 98–108. DOI: 10.17759/sps.2015060307

Об авторах

  • Вале­рий Вла­ди­ми­ро­вич Федо­ров — стар­ший пре­по­да­ва­тель факуль­те­та соци­аль­ной псхо­ло­гии, стар­ший науч­ный сотруд­ник науч­но-прак­ти­че­ско­го цен­тра по ком­плекс­но­му сопро­вож­де­нию пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний PsyDATA, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Иван Дмит­ри­е­вич Миле­ев — соци­аль­ный педа­гог, ГБОУ ЦВР им. А.С. Мака­рен­ко (Госу­дар­ствен­ное Бюд­жет­ное Обра­зо­ва­тель­ное Учре­жде­ние горо­да Моск­вы Центр Вне­школь­ной Рабо­ты им. Анто­на Семе­но­ви­ча Макаренко).

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest