Овчарова Р.В. Самопрезентация личности подростков и юношей в социальной сети

О

Введение

В свя­зи с посто­ян­ным сни­же­ни­ем воз­рас­та ини­ци­а­ции в соци­аль­ных сетях и повы­ше­ни­ем онлайн-актив­но­сти моло­де­жи в послед­ние годы наблю­да­ет­ся воз­рас­та­ю­щий инте­рес оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных уче­ных к про­бле­ме кибер­со­ци­а­ли­за­ции [1].

Вни­ма­ние мно­гих иссле­до­ва­те­лей при­вле­ка­ет фено­мен само­пре­зен­та­ции лич­но­сти в соци­аль­ных сетях, кото­рая у под­рост­ков и юно­шей отра­жа­ет цен­траль­ную тен­ден­цию фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти [2].

Ресурс соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» отве­ча­ет акту­аль­ным потреб­но­стям под­рост­ко­во-юно­ше­ско­го воз­рас­та, сре­ди кото­рых уме­ние ори­ен­ти­ро­вать­ся в соци­аль­ном мире, поиск и полу­че­ние нуж­ной инфор­ма­ции, обще­ние, воз­мож­ность про­явить свою инди­ви­ду­аль­ность [3].

В рабо­те были исполь­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие мето­ды иссле­до­ва­ния: кон­тент-ана­лиз, «Шка­ла изме­ре­ния так­тик само­пре­зен­та­ции» С.-Ж. Ли, Б. Куиг­ли и др., тест «Само­оцен­ка» О.Ю. Казь­ми­ной, U-кри­те­рий Ман­на – Уит­ни и кла­стер­ный анализ.

Кон­тент-ана­лиз – это метод каче­ствен­но-коли­че­ствен­но­го ана­ли­за содер­жа­ния, кото­рый поз­во­лил судить о харак­те­ри­сти­ках само­пре­зен­та­ции лич­но­сти под­рост­ков в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те».

Был исполь­зо­ван для опре­де­ле­ния прин­ци­пов само­оцен­ки и так­тик само­пре­зен­та­ции, при­ме­ня­е­мых поль­зо­ва­те­ля­ми вир­ту­аль­ных соци­аль­ных сетей. Осно­ва­ния для кон­тент-ана­ли­за стра­ниц в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» ранее раз­ра­ба­ты­ва­лись в рабо­тах И.В. Чере­ми­со­вой [4].

Для кон­тент-ана­ли­за харак­те­ри­стик само­пре­зен­та­ции лич­но­сти под­рост­ков и юно­шей в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» были выде­ле­ны смыс­ло­вые еди­ни­цы: соот­но­ше­ние пози­тив­ных и нега­тив­ных выска­зы­ва­ний, нали­чие ука­зан­ной сфе­ры увле­че­ний в дан­ном раз­де­ле; исполь­зо­ва­ние сим­во­ли­че­ских рисун­ков, опи­са­ние внеш­но­сти и нали­чие цити­ро­ва­ний [5].

Так­же про­ве­ден срав­ни­тель­ный ана­лиз соот­но­ше­ния объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных дан­ных в само­пре­зен­та­ци­ях, каса­ю­щих­ся име­ни, года рож­де­ния, семей­но­го поло­же­ния, рода дея­тель­но­сти, даты окон­ча­ния вуза.

«Шка­ла изме­ре­ния так­тик само­пре­зен­та­ции» С.-Ж. Ли, Б. Куиг­ли и др. поз­во­ля­ет пред­ста­вить само­пре­зен­та­ци­он­ное пове­де­ние инди­ви­да в виде 5 стра­те­гий (укло­не­ние, аттрак­тив­ное пове­де­ние, само­воз­вы­ше­ние, само­при­ни­же­ние, сило­вое вли­я­ние, запу­ги­ва­ние, нега­тив­ная оцен­ка дру­гих) и 12 так­тик само­пре­зен­та­ции. Кро­ме того, мето­ди­ка выяв­ля­ет защит­ный и ассер­тив­ный типы поведения.

Тест «Само­оцен­ка» О.Ю. Казь­ми­ной для под­рос­ко­во-юно­ше­ско­го воз­рас­та был исполь­зо­ван для опре­де­ле­ния уров­ня само­оцен­ки испы­ту­е­мых (высо­ко­го, сред­не­го, низкого).

U-кри­те­рий Ман­на – Уит­ни при­вле­кал­ся нами с целью выяв­ле­ния раз­ли­чий в зна­че­ни­ях пара­мет­ров меж­ду малы­ми выборками.

Кла­стер­ный ана­лиз был при­ме­нен для выде­ле­ния типо­ло­ги­че­ских групп по при­зна­кам пола, воз­рас­та, стра­те­гий и так­тик самопрезентации.

Выбор­ку иссле­до­ва­ния соста­ви­ли 72 поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети «ВКон­так­те». Изу­че­но 36 про­фи­лей испы­ту­е­мых в воз­расте от 12 до 15 лет и 36 про­фи­лей моло­дых людей в воз­расте от 18 до 21 года, дав­ших инфор­ми­ро­ван­ное согласие.

Про­бле­ма иссле­до­ва­ния свя­за­на с опре­де­ле­ни­ем детер­ми­нант само­пре­зен­та­ции лич­но­сти под­рост­ков и юно­шей в сете­вой коммуникации. 

Нас инте­ре­со­ва­ли сле­ду­ю­щие иссле­до­ва­тель­ские вопросы: 

  • как соот­но­сят­ся так­ти­ки само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ных сетях и самооценка;
  • отли­ча­ют­ся ли так­ти­ки само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ных сетях у под­рост­ков и юношей; 
  • име­ют­ся ли поло­вые раз­ли­чия само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ных сетях «ВКон­так­те».

Анализ проблемы исследования

Трак­тов­ка поня­тия «само­пре­зен­та­ция» вклю­ча­ет пред­став­лен­ность раз­ной сте­пе­ни осо­зна­ва­е­мо­го и реа­ли­зу­е­мо­го в меж­лич­ност­ном вза­и­мо­дей­ствии про­цес­са предъ­яв­ле­ния Я-инфор­ма­ции. Она осу­ществ­ля­ет­ся в вер­баль­ной и невер­баль­ной фор­ме с уче­том спе­ци­фи­ки соци­аль­ной ситуации. 

Стра­те­гия само­пре­зен­та­ции – это в раз­лич­ной мере осо­зна­ва­е­мое и пла­ни­ру­е­мое пове­де­ние субъ­ек­та, направ­лен­ное на созда­ние жела­е­мо­го впе­чат­ле­ния. Так­ти­ка само­пре­зен­та­ции пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние крат­ко­сроч­ных пове­ден­че­ских актов, сово­куп­но­сти при­е­мов вер­баль­но­го и невер­баль­но­го пове­де­ния, направ­лен­ных на созда­ние жела­е­мо­го впе­чат­ле­ния о субъ­ек­те само­пре­зен­та­ции [6, с. 29].

Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что защит­ный тип само­пре­зен­та­ции име­ет место, когда собы­тие содер­жит угро­зу суще­ству­ю­щей или жела­е­мой иден­тич­но­сти. В этом слу­чае само­пре­зен­та­ция будет направ­ле­на на вос­ста­нов­ле­ние и сохра­не­ние иден­тич­но­сти или на сокра­ще­ние нега­тив­ных послед­ствий, угро­жа­ю­щих ситу­а­ции. Ассер­тив­ный тип само­пре­зен­та­ции отно­сит­ся к про­ак­тив­но­му пове­де­нию, наце­лен­но­му на созда­ние опре­де­лен­ной идентичности.

Посколь­ку само­пре­зен­та­ция явля­ет­ся выра­же­ни­ем обра­за Я, она свя­за­на с уров­нем само­оцен­ки, кото­рая отра­жа­ет осо­бен­но­сти осо­зна­ния чело­ве­ком сво­их поступ­ков и дей­ствий, сво­их воз­мож­но­стей и способностей. 

У под­рост­ков наря­ду с общим при­ня­ти­ем себя сохра­ня­ет­ся и ситу­а­тив­но-отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к соб­ствен­ной лич­но­сти. Оно зави­сит от оце­нок окру­жа­ю­щих, преж­де все­го сверст­ни­ков. Позд­нее они начи­на­ют сопо­став­лять осо­бен­но­сти сво­ей лич­но­сти и пове­де­ния с соци­аль­ны­ми нор­ма­ми [7]. В юно­ше­ском воз­расте про­дол­жа­ет­ся рост осо­знан­но­го отно­ше­ния к себе [8].

Иссле­до­ва­те­ли ана­ли­зи­ру­ют спе­ци­фи­ку само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ных сетях. Она свя­за­на с воз­мож­но­стью управ­лять впе­чат­ле­ни­ем о себе, созда­вать любые обра­зы, удо­вле­тво­рять потреб­ность в при­зна­нии. В под­рост­ко­вом воз­расте само­пре­зен­та­ция исхо­дит из стрем­ле­ния к под­ра­жа­нию, потреб­но­сти быть частью груп­пы, заявить о себе. 

В каче­стве глав­ных при­чин сме­ны само­пре­зен­та­ции в юно­ше­ском воз­расте ука­зы­ва­ют­ся: неудо­вле­тво­рен­ность неко­то­ры­ми сто­ро­на­ми сво­ей лич­но­сти; само­раз­ви­ти­ем; рас­ту­щее любо­пыт­ство, а так­же полу­че­ние ново­го опы­та [9].

Под­твер­жде­на связь склон­но­сти под­рост­ков экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с онлайн-само­пре­зен­та­ци­ей, обу­слов­лен­ная изме­не­ни­ем уров­ня их само­оцен­ки. Инди­ви­ды, обла­да­ю­щие менее устой­чи­вым чув­ством соб­ствен­но­го «Я», экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют с онлайн-само­пре­зен­та­ци­ей более регу­ляр­но, делая ее авто­ном­ной. Под­рост­ки чаще про­яв­ля­ют непо­сле­до­ва­тель­ность, в то вре­мя как юно­ши ведут себя более зако­но­мер­но в раз­лич­ных кон­текстах обще­ния [10].

Резуль­та­ты экс­пе­ри­мен­тов пока­за­ли, что исполь­зо­ва­ние истин­но­го сти­ля само­пре­зен­та­ции боль­ше удо­вле­тво­ря­ет поль­зо­ва­те­лей с высо­кой само­оцен­кой, чем с низ­кой [11].

Дока­за­на связь меж­ду лич­но­стью и шаб­ло­на­ми онлайн-само­пре­зен­та­ции. Осо­бен­но­сти харак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та могут опре­де­лить выбор инди­ви­дом вари­ан­тов исполь­зу­е­мых в про­фи­ле изоб­ра­же­ний и моде­ли пове­де­ния, обще­ния в Сети [12].

Иссле­до­ва­те­ли под­твер­жда­ют тен­ден­цию раз­мы­ва­ния поло­вых раз­ли­чий в само­пре­зен­та­ци­ях в онлайн-про­фи­лях. Как маль­чи­ки, так и девоч­ки демон­стри­ру­ют на сво­их стра­ни­цах менее сек­су­аль­но диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную само­оцен­ку и авто­порт­рет, чем типич­ный взрос­лый, с неболь­шим пред­по­чте­ни­ем муж­ских черт [13].

Дока­за­но, что уве­ли­че­ние исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей линей­но свя­за­но с ростом реаль­ной соци­аль­ной изо­ля­ции. При­чем эта связь раз­ли­ча­лась по созна­тель­но­сти. Дез­адап­тив­ные зави­си­мые под­рост­ки и юно­ши отве­ти­ли отри­ца­тель­но на нега­тив­ные сце­на­рии обрат­ной свя­зи. Адап­тив­ные и неза­ви­си­мые лич­но­сти поло­жи­тель­но реа­ги­ро­ва­ли на ее пози­тив­ные сце­на­рии [14].

Само­пре­зен­та­ция в соци­аль­ных сетях, с одной сто­ро­ны, – это заме­ще­ние или допол­не­ние живо­го обще­ния, а с дру­гой – спо­соб пре­вра­ще­ния чело­ве­ка в интер­нет-залож­ни­ка, опре­де­ля­ю­щий его реаль­ные отно­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми [15].

Посколь­ку исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей ста­ло веду­щей дея­тель­но­стью мно­гих под­рост­ков и моло­дых людей, зло­упо­треб­ле­ние ими и неадап­ти­ро­ван­ное при­ме­не­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий было опре­де­ле­но как потен­ци­аль­ная про­бле­ма пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Поэто­му необ­хо­ди­мы спе­ци­аль­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы для содей­ствия более без­опас­но­му исполь­зо­ва­нию соци­аль­ных сетей под­рост­ка­ми и моло­ды­ми людь­ми, а так­же для предот­вра­ще­ния воз­мож­ных нега­тив­ных послед­ствий увле­че­ния Интернетом.

Осо­бен­но­сти само­опи­са­ния в интер­нет-днев­ни­ках под­рост­ков и моло­де­жи, изу­чен­ные О.В. Гаври­чен­ко и Т.В. Смо­ля­ко­вой (на при­ме­ре интер­нет-бло­гов), не отра­жа­ют извест­ных стра­те­гий и так­тик само­пре­зен­та­ции, осно­ва­ны на автор­ской анке­те и спо­со­бе кон­тент-ана­ли­за без выде­ле­ния извест­ных еди­ниц. Наше иссле­до­ва­ние пре­одо­ле­ва­ет эти недостатки.

Изу­че­ние вза­и­мо­свя­зи лич­ност­ных осо­бен­но­стей под­рост­ков с их пове­де­ни­ем в вир­ту­аль­ном про­стран­стве (на при­ме­ре соци­аль­ной сети «ВКон­так­те») О.В. Руб­цо­вой с соав­то­ра­ми име­ло целью опре­де­ле­ние функ­ций соци­аль­ных сетей в жиз­ни совре­мен­ных под­рост­ков. В нем не рас­смат­ри­ва­лись стра­те­гии и так­ти­ки само­пре­зен­та­ции. Наша рабо­та отли­ча­ет­ся новиз­ной по постав­лен­ным зада­чам и дру­гим мето­дам иссле­до­ва­ния (за исклю­че­ни­ем кон­тент-ана­ли­за) [16].

Анализ и обсуждение результатов исследования

Основ­ной метод иссле­до­ва­ния – кон­тент-ана­лиз – обна­ру­жил, что под­рост­ки, в отли­чие от юно­шей, доволь­но часто иска­жа­ют инфор­ма­цию о себе в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те». Обыч­но это каса­ет­ся име­ни, пола, воз­рас­та, года рож­де­ния, семей­но­го поло­же­ния, дея­тель­но­сти и интересов.

Имя. При отсут­ствии досто­вер­ных раз­ли­чий выяв­ле­ны осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в Сети. Они назы­ва­ют себя вымыш­лен­ны­ми име­на­ми (напри­мер, «Неви­Дим­ка»). Юно­ши пред­став­ля­ют себя онлайн-сооб­ще­ству на осно­ве реаль­ных данных.

Год рож­де­ния. Под­рост­ко­вая груп­па часто игно­ри­ру­ет этот раз­дел, остав­ляя его незаполненным.

Семей­ное поло­же­ние. Поло­ви­на под­рост­ков в этом раз­де­ле назы­ва­ет сво­их несу­ще­ству­ю­щих брач­ных парт­не­ров или свои сим­па­тии (напри­мер, «есть друг/подруга» или «встре­ча­ет­ся с…», «влюблён/на в…»). Юно­ши сооб­ща­ют реаль­ные сведения.

Дея­тель­ность. Дан­ная гра­фа содер­жит при­мер­но рав­ное коли­че­ство недо­сто­вер­ной инфор­ма­ции в обе­их воз­раст­ных груп­пах. Тем не менее под­рост­ки чаще при­пи­сы­ва­ют себе несу­ще­ству­ю­щие виды дея­тель­но­сти и должности.

Дата окон­ча­ния вуза. У поло­ви­ны под­рост­ков назва­ны нере­аль­ные вузы, а дата их окон­ча­ния сов­па­да­ет с датой окон­ча­ния шко­лы. В груп­пе юно­ше­ско­го воз­рас­та боль­шин­ство испы­ту­е­мых при­во­дят досто­вер­ные све­де­ния (78 %).

Про­цент запол­не­ния стра­ни­цы. В под­рост­ко­вой груп­пе запол­ня­ет­ся 90 % кон­тен­та, а в юно­ше­ской – 60 %. При­чем под­рост­кам свой­ствен­но давать пол­ную само­пре­зен­та­цию, даже исполь­зуя нере­аль­ные сведения.

Соот­но­ше­ние пози­тив­ных и нега­тив­ных выска­зы­ва­ний. Само­опи­са­ния под­рост­ков вклю­ча­ют пре­иму­ще­ствен­но пози­тив­ные выска­зы­ва­ния, из них 17 % пред­став­ля­ют собой иде­а­ли­зи­ро­ван­ные оцен­ки. Отри­ца­тель­ные суж­де­ния встре­ча­ют­ся в 11 % слу­ча­ев. Осталь­ные само­пре­зен­та­ции соот­вет­ству­ют действительности.

75 % само­опи­са­ний юно­шей явля­ют­ся ней­траль­ны­ми. Их слож­но отне­сти к пози­тив­ным или нега­тив­ным. Это свя­за­но с осо­бен­но­стя­ми Я-кон­цеп­ции моло­дых людей, кото­рая услож­ня­ет­ся и ста­но­вит­ся более неопре­де­лен­ной, чем у подростков.

Инте­ре­сы. Боль­шин­ство поль­зо­ва­те­лей обе­их групп обо­зна­чи­ли их в раз­де­ле «О себе». Они исполь­зу­ют эту кате­го­рию для самопрезентации.

Сим­во­ли­че­ский рису­нок. Для при­да­ния сво­ей стра­ни­це боль­шей при­вле­ка­тель­но­сти и ори­ги­наль­но­сти под­рост­ки (25 %) раз­ме­ща­ют на ней раз­лич­ные сим­во­лы. Юно­ши прак­ти­ку­ют это зна­чи­тель­но реже (5,5 %).

Внеш­ность. Опи­са­ния внеш­но­сти под­твер­жда­ют све­де­ния об уве­ли­че­нии доли объ­ек­тив­ных харак­те­ри­стик по мере взрос­ле­ния от под­рост­ко­во­го к юно­ше­ско­му возрасту.

Цити­ро­ва­ние. Юно­ши чаще вос­про­из­во­дят на сво­ей стра­ни­це фра­зы, отно­ся­щи­е­ся к их школь­ной жиз­ни и учеб­ной дея­тель­но­сти, исполь­зуя их в каче­стве афо­риз­мов. Под­рост­ки при­ме­ня­ют те же выра­же­ния, но в шуточ­ной фор­ме, при­да­вач им новый смысл.

Ана­лиз сред­них зна­че­ний пока­зал, что в груп­пе под­рост­ков пре­об­ла­да­ет завы­шен­ная само­оцен­ка – 46 %, при сред­ней, харак­тер­ной для 19 % инфор­ман­тов, и низ­кой, отме­чен­ной у 35 % поль­зо­ва­те­лей пер­вой группы. 

Маль­чи­ки с высо­кой само­оцен­кой пред­по­чи­та­ют так­ти­ку запу­ги­ва­ния, со сред­ней – при­ня­тия ответ­ствен­но­сти, с низ­кой – отре­че­ния и оправ­да­ния себя. Для дево­чек с высо­кой само­оцен­кой харак­тер­но жела­ние понра­вить­ся, со сред­ней – так­ти­ка изви­не­ния, выбо­ра при­ме­ра для под­ра­жа­ния, с низ­кой – оправ­да­ния, отре­че­ния, прось­бы (таб­ли­ца 1).

Таблица 1. Соотношение самооценки и тактик самопрезентации

  Само­оцен­каТак­ти­ки самопрезентации
Под­рост­ки (1 группа)Юно­ши (2 группа)
Маль­чи­киДевоч­киЮно­шиДевуш­ки
  Высокая  Запугивание  Жела­ние понравитьсяЖела­ние понра­вить­ся, пре­уве­ли­че­ние достижений  Жела­ние понравиться
Сред­няяПри­ня­тие ответственностиИзви­не­ние, при­мер для подражанияПри­ня­тие ответственностиИзви­не­ние, при­ня­тие ответственности
Низ­каяОтре­че­ние, оправ­да­ние себяОправ­да­ние, отре­че­ние, просьбаОтре­че­ниеПрось­ба

В груп­пе 2 (юно­ше­ский воз­раст) пре­об­ла­да­ет взве­шен­ная сред­няя само­оцен­ка – ее про­де­мон­стри­ро­ва­ли 53 % инфор­ман­тов, 28 % поль­зо­ва­те­лей име­ют высо­кую и 19 % – низ­кую само­оцен­ку. При высо­кой само­оцен­ке юно­ши исполь­зу­ют так­ти­ки жела­ния понра­вить­ся и пре­уве­ли­че­ния сво­их дости­же­ний, а девуш­ки – толь­ко жела­ния понравиться. 

Для юно­шей со сред­ней само­оцен­кой харак­тер­на так­ти­ка при­ня­тия ответ­ствен­но­сти, а для деву­шек – изви­не­ния, при­ня­тия ответ­ствен­но­сти. Нако­нец, юно­ши с низ­кой само­оцен­кой прак­ти­ку­ют так­ти­ку отре­че­ния, а девуш­ки – так­ти­ку просьбы.

Под­рост­ки и юно­ши исполь­зу­ют так­ти­ки как про­ак­тив­но­го ассер­тив­но­го типа, направ­лен­ные на созда­ние соб­ствен­ной иден­тич­но­сти (5), так и защит­но­го типа (3), содей­ству­ю­щие ее вос­ста­нов­ле­нию и сохранению. 

Соот­но­ше­ние таких типов по полу: жен­ский пол – 6 и 4; муж­ской – 8 и 3. Ана­ло­гич­ное соот­но­ше­ние у под­рост­ков состав­ля­ет 5 и 4, у юно­шей – 6 и 2, что под­твер­жда­ет воз­раст­ную дина­ми­ку фор­ми­ро­ва­ния идентичности.

Соглас­но кри­те­рию Ман­на – Уит­ни досто­вер­ные раз­ли­чия меж­ду груп­па­ми с раз­ли­чи­я­ми в само­оцен­ке обна­ру­же­ны по всем четы­рем стра­те­ги­ям и девя­ти так­ти­кам само­пре­зен­та­ции из две­на­дца­ти, что пол­но­стью под­твер­жда­ет наше пред­по­ло­же­ние (таб­ли­ца 2).

Так, для выбор­ки с высо­кой само­оцен­кой пре­иму­ще­ствен­но харак­тер­ны стра­те­гии аттрак­тив­но­го пове­де­ния и само­воз­вы­ше­ния. Под­рост­ки и юно­ши со сред­ней само­оцен­кой в рав­ной мере исполь­зу­ют стра­те­гии укло­не­ния и аттрак­тив­но­го пове­де­ния, в мень­шей – само­при­ни­же­ния и самовозвышения.

Таблица 2. Сравнение показателей самопрезентации у лиц с разной самооценкой

Стра­те­гии и так­ти­ки самопрезентацииСамо­оцен­каU- кри­те­рийЗна­че­ния P
Высо­каяСред­няяНиз­кая
Укло­не­ние7,1959,1768,461 698**
Аттрак­тив­ное поведение67,4556,255,151 839*
Само­воз­вы­ше­ние32,6725,1420,67713**
Само­при­ни­же­ние8,1230,1240,201 726**
При­ня­тие ответственности55,8667,123,171 590**
Оправ­да­ние с при­ня­ти­ем ответственности7,8340,2126,191 705**
Отре­че­ние4,2645,6467,35726**
Изви­не­ние6,2552,9348,451 801*
Жела­ние понравиться39,1535,129,121 724**
Запу­ги­ва­ние78,8556,192,121 715**
Прось­ба8,2155,7971,121 637**
При­пи­сы­ва­ние себе достижений72,4545,652,181 714**
При­мер для подражания31,6725,1420,64713**

Спо­со­бом выяв­ле­ния типов под­рост­ков и юно­шей стал кла­стер­ный ана­лиз. В каче­стве исход­ных дан­ных исполь­зо­вал­ся набор 27 пере­мен­ных, отра­жа­ю­щих пара­мет­ры воз­рас­та, пола, само­оцен­ки и само­пре­зен­та­ци­он­ных тактик.

Полу­чен­ные в резуль­та­те иерар­хи­че­ской кла­сте­ри­за­ции дан­ные поз­во­ля­ют гово­рить о том, что по соче­та­нию изу­чен­ных пара­мет­ров выбор­ка делит­ся на три отлич­ных друг от дру­га груп­пы в соот­вет­ствии с уров­нем само­оцен­ки (высо­ким, сред­ним, низ­ким), каж­дая из кото­рых име­ет четы­ре кластера. 

Таким обра­зом, в опи­са­нии типо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей выбор­ка была раз­де­ле­на на 12 кла­сте­ров-групп. 1, 2, 3 и 4 кла­сте­ры охва­ты­ва­ли лиц с высо­кой само­оцен­кой, 5, 6, 7 и 8 – инфор­ман­тов со сред­ней само­оцен­кой, 9, 10, 11 и 12 – с зани­жен­ной самооценкой. 

Кла­сте­ры незна­чи­тель­но отли­ча­лись друг от дру­га по коли­че­ствен­но­му соста­ву. Часть из них обла­да­ла раз­но­воз­раст­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, по поло­во­му при­зна­ку все кла­сте­ры явля­лись смешанными.

Итак, кла­стер­ный ана­лиз так­же ука­зы­ва­ет на обу­слов­лен­ность само­оцен­ки так­ти­ка­ми само­пре­зен­та­ции и частич­но – воз­рас­том. При этом связь с полом про­смат­ри­ва­ет­ся незна­чи­тель­но, что под­твер­жда­ет идею о раз­мы­ва­нии ген­дер­ных раз­ли­чий в само­пре­зен­та­ци­ях онлайн.

Отве­чая на постав­лен­ные иссле­до­ва­тель­ские вопро­сы, мож­но сде­лать сле­ду­ю­щие выводы:

  1. Само­пре­зен­та­ция в соци­аль­ных сетях отра­жа­ет содер­жа­ние раз­ви­тия лич­но­сти в под­рост­ко­во-юно­ше­ском воз­расте, ее пси­хо­ло­ги­че­ские ново­об­ра­зо­ва­ния: у под­рост­ков – чув­ство взрос­ло­сти, кон­фор­мизм, стрем­ле­ние к соци­аль­но­му одоб­ре­нию, син­дром дисмор­фо­фо­бии; у юно­шей – фор­ми­ро­ва­ние Я-кон­цеп­ции, лич­ност­ное и про­фес­си­о­наль­ное само­опре­де­ле­ние, стрем­ле­ние к самоактуализации.
  2. Раз­ли­чия меж­ду под­рост­ка­ми и юно­ша­ми выяв­ле­ны в спо­со­бах запол­не­ния стра­ниц в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те». Само­опи­са­ния под­рост­ков содер­жат боль­ше иска­же­ний реаль­ных био­гра­фи­че­ских дан­ных. Они зача­стую не осо­зна­ют сво­их пред­по­чте­ний и инте­ре­сов. Само­пре­зен­та­ции юно­шей в боль­шин­стве слу­ча­ев ней­траль­ные и неопре­де­лен­ные, при этом их выска­зы­ва­ния о соб­ствен­ных инте­ре­сах чаще все­го сфор­му­ли­ро­ва­ны конкретно.
  3. Так­ти­ки само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ных сетях меня­ют­ся в зави­си­мо­сти от уров­ня само­оцен­ки поль­зо­ва­те­лей. Высо­кая само­оцен­ка под­рост­ков и юно­шей, обу­слов­лен­ная удо­вле­тво­ре­ни­ем воз­раст­ных потреб­но­стей, детер­ми­ни­ру­ет так­ти­ки само­пре­зен­та­ции ассер­тив­но­го типа. Фор­ми­ру­е­мой при бло­ки­ров­ке этих потреб­но­стей низ­кой само­оцен­ке соот­вет­ству­ют так­ти­ки защит­но­го типа (отре­че­ние, оправ­да­ние себя, при­мер для под­ра­жа­ния, изви­не­ние). Со сред­ним уров­нем чаще соот­но­сят­ся про­дук­тив­ные тактики.
  4. При фруст­ра­ции базо­вых воз­раст­ных потреб­но­стей фор­ми­ру­ет­ся низ­кая само­оцен­ка, кото­рая про­во­ци­ру­ет стра­те­гии и так­ти­ки защит­но­го типа (отре­че­ние, оправ­да­ние себя, при­мер для под­ра­жа­ния, изви­не­ние). При этом у маль­чи­ков пре­об­ла­да­ют сило­вые так­ти­ки, а у дево­чек – само­при­ни­жа­ю­щие и пре­пят­ству­ю­щие само­воз­вы­ше­нию (прось­ба, отре­че­ние, изви­не­ние, при­ня­тие ответ­ствен­но­сти). Одна­ко так­ти­ки само­пре­зен­та­ции в ген­дер­ном отно­ше­нии во мно­гом явля­ют­ся схо­жи­ми, что под­вер­жда­ет тен­ден­цию раз­мы­ва­ния поло­вых раз­ли­чий в онлайн-профилях.
  5. Резуль­та­ты про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния при­ме­ни­мы для прак­ти­че­ской рабо­ты с под­рост­ка­ми и юно­ша­ми в аспек­те опти­ми­за­ции их реаль­но­го обще­ния со сверст­ни­ка­ми, фор­ми­ро­ва­ния адек­ват­ной само­оцен­ки и само­пре­зен­та­ции. Воз­мож­но их исполь­зо­ва­ние и в каче­стве диа­гно­сти­че­ской осно­вы при раз­ра­бот­ке про­грамм раз­ви­тия само­пре­зен­та­ци­он­ной ком­пе­тент­но­сти, тре­нин­гов эффек­тив­ной пода­чи себя в целях фор­ми­ро­ва­ния жела­тель­но­го ими­джа и полу­че­ния соци­аль­но­го одобрения.

Рабо­та выпол­не­на при под­держ­ке гран­та РФФИ и пра­ви­тель­ства Кур­ган­ской обла­сти. Про­ект «Иссле­до­ва­ние субъ­ек­тив­но­го обра­за соци­аль­но­го мира уча­щей­ся моло­де­жи Кур­ган­ской обла­сти с целью про­гно­зи­ро­ва­ния соци­аль­ных про­цес­сов в моло­деж­ной сре­де» №19-413-450002\20.

Ссылки

  1. Гаври­чен­ко О.В., Смо­ля­ко­ва Т.В. Осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции в интер­нет-днев­ни­ках под­рост­ков и моло­де­жи [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2008. №1 (1). С. 1–9;
    • Пику­ле­ва О.А. Пси­хо­ло­ги­че­ская мно­го­знач­ность поня­тия «само­пре­зен­та­ция лич­но­сти» и совре­мен­ные науч­ные под­хо­ды к пони­ма­нию его содер­жа­ния // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2013. № 2. С. 21–37 ;
    • Рож­ко­ва А.В. Само­вы­ра­же­ние (само­пре­зен­та­ция) в соци­аль­ных интер­нет-сетях как фено­мен кибер­со­ци­а­ли­за­ции [Элек­трон­ный ресурс] // Homo Cyberus. 2017. № 2 (3);
    • Руб­цо­ва О.В., Пан­фи­ло­ва А.С., Смир­но­ва В.К. Иссле­до­ва­ние вза­и­мо­свя­зи лич­ност­ных осо­бен­но­стей под­рост­ков с их пове­де­ни­ем в вир­ту­аль­ном про­стран­стве (на при­ме­ре соци­аль­ной сети «ВКон­так­те») // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2018. Т. 23, № 3. C. 54–66;
    • Чере­ми­со­ва И.В. Кон­тент-ана­лиз стра­ниц актив­ных поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Вест­ник Вол­го­град­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия 11. Есте­ствен­ные нау­ки. 2016. № 2 (16). С. 74−80. https://doi.org/10.15688/jvolsu11.2016.2.9;
    • Jang W., Bucy EP., Cho J. Self-esteem Moderates the Influence of Self-presentation Style on Facebook Users’ Sense of Subjective Well-being // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 85. P. 190–199. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.03.044;
    • Metzler A., Scheithauer H. The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for Adolescents’ Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Р. 1981. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01981;
    • Oberst U., Chamarro A., Renau V. Auto-representaciones de Adolescentes en Facebook // Comunicar. 2016. Vol. 24, iss. 48. P. 81–90;
    • Tifferet S., Vilnai-Yavet I. Gender Differences in Face book Selfpresentation: An International Randomized Study // Computers in Human Behavior, 2014. Vol. 35. P. 388–399. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.03.016.
  2. Рож­ко­ва А.В. Указ. соч.
  3. Рож­ко­ва А.В. Указ. соч.; Руб­цо­ва О.В., Пан­фи­ло­ва А.С., Смир­но­ва В.К. Указ. соч.; Чере­ми­со­ва И.В. Указ. соч.
  4. Чере­ми­со­ва И.В. Указ. соч.
  5. Руб­цо­ва О.В., Пан­фи­ло­ва А.С., Смир­но­ва В.К. Указ. соч.; Чере­ми­со­ва И.В. Указ. соч.
  6. Пику­ле­ва О.А. Указ.соч. С. 29.
  7. Гаври­чен­ко О.В., Смо­ля­ко­ва Т.В. Указ. соч.
  8. Руб­цо­ва О.В., Пан­фи­ло­ва А.С., Смир­но­ва В.К. Указ. соч.
  9. Там же.
  10. Oberst U., Chamarro A., Renau V. Op. cit.
  11. Metzler A., Scheithauer H. Op. cit.
  12. Руб­цо­ва О.В., Пан­фи­ло­ва А.С., Смир­но­ва В.К. Указ. соч.;
  13. Jang W., Bucy EP., Cho J. Op. cit.
  14. Tifferet S., Vilnai-Yavet I. Op. cit.
  15. Ibid.
  16. Гаври­чен­ко О.В., Смо­ля­ко­ва Т.В. Указ. соч.; Руб­цо­ва О.В., Пан­фи­ло­ва А.С., Смир­но­ва В.К. Указ. соч.
Источ­ник: Обще­ство: социо­ло­гия, пси­хо­ло­гия, педа­го­ги­ка. 2021. №3 (83)

Об авторе

Раи­са Вик­то­ров­на Овча­ро­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та педа­го­ги­ки, пси­хо­ло­гии и физи­че­ской куль­ту­ры Кур­ган­ско­го госу­дар­ствен­но­го университета.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest