Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте»)

Р

Введение

Совре­мен­ное под­рост­ни­че­ство раз­ви­ва­ет­ся в циф­ро­вую эпо­ху, харак­те­ри­зу­ю­щу­ю­ся не толь­ко новы­ми сред­ства­ми свя­зи, но и прин­ци­пи­аль­но ины­ми вида­ми куль­тур­ных ору­дий, кото­рые опре­де­ля­ют осо­бен­но­сти соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, а сле­до­ва­тель­но, и спе­ци­фи­ку под­рост­ко­во­го общения. 

Рос­сий­ские и меж­ду­на­род­ные иссле­до­ва­ния под­твер­жда­ют воз­рас­та­ю­щий инте­рес моло­дых людей к ресур­сам гло­баль­ной сети Интернет. 

Так, напри­мер, по дан­ным инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра «Паре­то», 72,9% моло­дых людей захо­дят в Интер­нет, как толь­ко у них появ­ля­ет­ся сво­бод­ное вре­мя, а 13,5% моло­дых людей прак­ти­че­ски все­гда нахо­дят­ся онлайн. 

При этом наи­бо­лее попу­ляр­ной обла­стью Интер­нет-про­стран­ства явля­ет­ся та его часть, кото­рая попа­да­ет под опре­де­ле­ние «мно­го­поль­зо­ва­тель­ских веб­сайтов, напол­не­ни­ем кото­рых зани­ма­ют­ся сами поль­зо­ва­те­ли», — т.е. соци­аль­ные сети. 

Социо­ло­ги отме­ча­ют, что с каж­дым годом коли­че­ство вре­ме­ни, еже­днев­но про­во­ди­мо­го под­рост­ка­ми в соци­аль­ных сетях, уве­ли­чи­ва­ет­ся, в то вре­мя как воз­раст реги­стра­ции в сети ста­но­вит­ся все ниже. 

Как след­ствие, у поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей воз­ни­ка­ет целый ряд раз­но­об­раз­ных инте­ре­сов, моти­вов, целей, потреб­но­стей, а так­же форм пси­хо­ло­ги­че­ской и соци­аль­ной актив­но­сти, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с этим новым вир­ту­аль­ным про­стран­ством и на дан­ный момент прак­ти­че­ски не ока­зы­вав­ших­ся в фоку­се вни­ма­ния оте­че­ствен­ных авторов. 

Одним из наи­бо­лее акту­аль­ных направ­ле­ний иссле­до­ва­ний пред­став­ля­ет­ся про­бле­ма само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в соци­аль­ных сетях, посколь­ку изу­че­ние дан­но­го фено­ме­на напря­мую свя­за­но с содер­жа­ни­ем раз­ви­тия в под­рост­ко­вом возрасте.

Поня­тие «само­пре­зен­та­ция» (англ. «self-presentation») исполь­зу­ет­ся в совре­мен­ной науч­ной лите­ра­ту­ре для обо­зна­че­ния спо­со­бов управ­ле­ния обра­зом само­го себя с исполь­зо­ва­ни­ем раз­но­об­раз­ных тех­ник и стра­те­гий. Иссле­до­ва­те­ли по-раз­но­му трак­ту­ют дан­ный фено­мен, рас­смат­ри­вая его как:

  • спо­соб под­дер­жа­ния само­оцен­ки (Б. Шлен­кер и М. Вей­голд; М. Лири и Р. Ко­вальски; Д. Майерс);
  • спо­соб воз­дей­ствия на отно­ше­ние окру­жа­ю­щих (А.А. Бода­лев), направ­ле­ние вос­при­я­тия парт­не­ра по опре­де­лен­но­му пути (Ю.С. Кри­жан­ская, В.П. Тре­тья­ков, Г.В. Бороздина);
  • спо­соб орга­ни­за­ции вза­и­мо­дей­ствия с дру­ги­ми людь­ми для дости­же­ния сво­их целей (И. Гофман);
  • спо­соб само­вы­ра­же­ния (Р. Бау­мей­стер и А. Стейхилбер);
  • фор­му соци­аль­но­го пове­де­ния (Дж. Теде­ши и М. Риес);
  • ресурс фор­ми­ро­ва­ния обра­за «Я» и само­оцен­ки (Дж.Г. Мид и Ч. Кули);
  • спо­соб фор­ми­ро­ва­ния объ­ек­тив­но­го само­со­зна­ния в резуль­та­те вос­при­я­тия чужих оце­нок (Р. Викланд);
  • спо­соб созда­ния опре­де­лен­но­го впе­чат­ле­ния и регу­ля­ции соб­ствен­но­го пове­де­ния (Ю.М. Жуков).

На сего­дняш­ний день лишь немно­гие оте­че­ствен­ные авто­ры адрес­но обра­ща­лись к изу­че­нию раз­лич­ных аспек­тов под­рост­ко­вой само­пре­зен­та­ции в вир­ту­аль­ном пространстве.

Так, напри­мер, А.И. Зату­лий пред­при­нял попыт­ку изу­че­ния ген­дер­ных иде­а­лов совре­мен­ной моло­де­жи посред­ством ана­ли­за «ава­та­рок» Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей. Авто­ром был выяв­лен ряд осо­бен­но­стей, харак­тер­ных для само­пре­зен­та­ции моло­де­жи в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, сре­ди которых:

  1. стрем­ле­ние деву­шек при­укра­ши­вать соб­ствен­ную внеш­ность, ори­ен­ти­ру­ясь на мод­ные «иде­а­лы»; стрем­ле­ние юно­шей к демон­стра­ции силы (спор­тив­ность и др.);
  2. исполь­зо­ва­ние в каче­стве «ава­тар­ки» фото­гра­фий акте­ров, ска­зоч­ных пер­со­на­жей или игро­ков вир­ту­аль­ных игр (до 35—60% пользователей);
  3. зна­чи­тель­ное вли­я­ние этни­че­ской при­над­леж­но­сти на пред­став­ле­ние о ген­дер­ном идеале.

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью вир­ту­аль­но­го про­стран­ства, отме­ча­ет А.И. Зату­лий, явля­ет­ся воз­мож­ность кон­стру­и­ро­вать «свой» мир, в любой момент уда­ляя или изме­няя вир­ту­аль­ные объ­ек­ты — в том чис­ле жела­е­мый образ само­го себя. 

По мне­нию иссле­до­ва­те­ля, дан­ная осо­бен­ность вир­ту­аль­ной реаль­но­сти ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на лич­ность поль­зо­ва­те­лей, посколь­ку сво­бод­ное варьи­ро­ва­ние пола, внеш­но­сти, воз­рас­та, места житель­ства и пр. лиша­ют чело­ве­ка базо­вых цен­но­стей, под­ме­ня­ют их «симу­ля­кра­ми».

Вза­и­мо­связь меж­ду само­от­но­ше­ни­ем под­рост­ка и вари­а­тив­но­стью его само­пре­зен­та­ции в обще­нии, опо­сре­до­ван­ном Интер­не­том, изу­ча­ла А.В. Гор­де­е­ва. Автор выяви­ла сле­ду­ю­щие закономерности:

  1. Содер­жа­ние само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в вир­ту­аль­ном про­стран­стве ста­но­вит­ся более раз­но­род­ным и неста­биль­ным, когда отсут­ству­ет ясное чув­ство иден­тич­но­сти. Тогда под­рост­ки про­бу­ют раз­лич­ные вари­ан­ты пове­де­ния в Интернет-общении.
  2. Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции под­рост­ка в Интер­нет-обще­нии не опре­де­ля­ет­ся толь­ко ситу­а­тив­ны­ми внеш­ни­ми при­чи­на­ми, но свя­за­на с содер­жа­тель­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми само­от­но­ше­ния пользователя.

В иссле­до­ва­нии «Осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции в Интер­нет-днев­ни­ках под­рост­ков и моло­де­жи» О.В. Гаври­чен­ко и Т.В. Смо­я­ко­ва при­шли к выво­ду, что под­рост­ки исполь­зу­ют вир­ту­аль­ное про­стран­ство, в первую оче­редь, как свое­об­раз­ный вид пуб­лич­но­го дневника. 

По мне­нию авто­ров, вир­ту­аль­ные днев­ни­ки пред­став­ля­ют собой нар­ра­тив, в кото­ром под­рост­ки фик­си­ру­ют соци­о­куль­тур­ный кон­текст соб­ствен­ной жиз­ни и рекон­стру­и­ру­ют жиз­нен­ные собы­тия через приз­му сво­е­го уни­каль­но­го инди­ви­ду­аль­но­го опыта. 

Основ­ны­ми спо­со­ба­ми само­пре­зен­та­ции в Интер­нет-днев­ни­ках явля­ют­ся: само­опи­са­ния и тек­сто­вые повест­во­ва­ния; допол­ни­тель­ные визу­аль­ные сред­ства (рисун­ки, фото­гра­фии, ауди­о­за­пи­си, ссыл­ки на дру­гие Интер­нет-ресур­сы или дан­ные выпол­нен­ных онлайн-тестов, напри­мер, психологических).

В целом мож­но ска­зать, что несмот­ря на стре­ми­тель­ное уве­ли­че­ние вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го под­рост­ка­ми онлайн, на дан­ный момент в оте­че­ствен­ной пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской нау­ке ощу­ща­ет­ся ост­рый недо­ста­ток работ, адрес­но посвя­щен­ных раз­лич­ным аспек­там пове­де­ния и вза­и­мо­дей­ствия под­рост­ков в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, в част­но­сти — в соци­аль­ных сетях.

Социальная сеть «ВКонтакте»

Тер­мин «соци­аль­ная сеть» (англ. «social network») обо­зна­ча­ет веб-сайт, с помо­щью кото­ро­го мож­но постро­ить, отра­зить и орга­ни­зо­вать соци­аль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния при их визу­а­ли­за­ции в соци­аль­ных гра­фах. Сайт соци­аль­ной сети отли­ча­ют сле­ду­ю­щие особенности:

  • необ­хо­ди­мость созда­ния соб­ствен­но­го «про­фи­ля» (англ. «profile») поль­зо­ва­те­ля (в зави­си­мо­сти от объ­е­ма пред­став­лен­ной лич­ной инфор­ма­ции «про­филь» может носить харак­тер пуб­лич­но­го или полу­пуб­лич­но­го; при этом суще­ству­ет мини­маль­ный объ­ем дан­ных, без кото­рых поль­зо­ва­тель не полу­чит раз­ре­ше­ние заре­ги­стри­ро­вать­ся в соци­аль­ной сети);
  • воз­мож­ность не толь­ко созда­вать спи­сок дру­зей на сво­ей стра­ни­це, но и отоб­ра­жать типы отно­ше­ний с поль­зо­ва­те­ля­ми из спис­ка (друг, род­ствен­ник, кол­ле­га, одно­класс­ник и т.п.);
  • воз­мож­ность про­смат­ри­вать стра­ни­цы дру­гих поль­зо­ва­те­лей, в том чис­ле дру­зей сво­их дру­зей, воз­мож­ных друзей;
  • нали­чие мно­же­ства вари­ан­тов для пред­став­ле­ния и обме­на инфор­ма­ци­ей (фото, видео, бло­ги, мик­роб­ло­ги, груп­пы, чаты, функ­ция отмет­ки сво­е­го место­на­хож­де­ния и т. п.).

Таким обра­зом, соци­аль­ная сеть явля­ет­ся, преж­де все­го, плат­фор­мой, онлайн-сер­ви­сом и веб-сай­том, пред­на­зна­чен­ным для постро­е­ния, отра­же­ния и орга­ни­за­ции соци­аль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний в сети Интер­нет, где люди могут общать­ся по инте­ре­сам, при­част­но­сти к опре­де­лен­ной соци­аль­ной груп­пе и т.д., обме­ни­ва­ясь сооб­ще­ни­я­ми, фото­гра­фи­я­ми, видео, «поста­ми» и «ста­ту­са­ми».

Отме­тим, что к соци­аль­ны­ми сетям не отно­сят­ся такие веб-сай­ты, кото­рые име­ют узкий спектр воз­мож­но­стей и не ста­вят в каче­стве при­о­ри­те­та сооб­ще­ние поль­зо­ва­те­ля­ми мак­си­маль­но­го объ­е­ма досто­вер­ной инфор­ма­ции о себе (напри­мер, «livejournal» — пло­щад­ка бло­гов, «Twitter» — пло­щад­ка мик­роб­ло­гов) . Одной из наи­бо­лее извест­ных соци­аль­ных сетей для рус­ско­языч­ных поль­зо­ва­те­лей явля­ет­ся плат­фор­ма «ВКон­так­те».

Создан­ный как ана­лог зару­беж­ной сети Facebook, сайт «ВКон­так­те» был запу­щен в октяб­ре 2006 г. Сего­дня в этой соци­аль­ной сети заре­ги­стри­ро­ва­но более 410 млн чело­век. В сред­нем за сут­ки сайт посе­ща­ют око­ло 87 714 854 поль­зо­ва­те­лей. Еже­днев­но в этой сети откры­ва­ет­ся более 2 млрд стра­ниц, загру­жа­ет­ся более 12 млн фото­гра­фий, более 100 тыс. новых видео­фай­лов, более 100 тыс. новых ауди­о­за­пи­сей, а так­же отсы­ла­ет­ся более 100 млн сообщений. 

По дан­ным «SimilarWeb», «ВКон­так­те» зани­ма­ет чет­вер­тое место в рей­тин­ге самых посе­ща­е­мых сай­тов в мире, будучи веду­щей соци­аль­ной сетью в Рос­сии и Украине.

У каж­до­го заре­ги­стри­ро­ван­но­го поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» есть свой «про­филь», т. е. пер­со­наль­ная стра­ни­ца, на кото­рой он раз­ме­ща­ет инфор­ма­цию о себе. В «про­фи­ле» отоб­ра­жа­ют­ся анкет­ные дан­ные, кото­рые поль­зо­ва­тель запол­ня­ет по жела­нию, раз­лич­ные вклад­ки, видео, фото­гра­фии, а так­же «сте­на» — про­стран­ство, кото­рое могут запол­нять как сам поль­зо­ва­тель, так и гости его стра­ни­цы. Обя­за­тель­ным эле­мен­том «про­фи­ля» явля­ет­ся «ава­тар­ка» — глав­ная фото­гра­фия, кото­рую видят поль­зо­ва­те­ли, захо­дя­щие на страницу.

В соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» пред­став­ле­ны раз­ные раз­де­лы и вклад­ки, сре­ди кото­рых: «Мои дру­зья», «Мои фото­гра­фии», «Мои сооб­ще­ния», «Мои видео­за­пи­си», «Мои ауди­о­за­пи­си», «Мои груп­пы», «Мои ново­сти», «Мои ответы». 

Понра­вив­шу­ю­ся инфор­ма­цию участ­ни­ки обще­ния отме­ча­ют спе­ци­аль­ной кноп­кой на сай­те, кото­рая гра­фи­че­ски отоб­ра­жа­ет­ся в виде серд­ца (в обыч­ной речи это назы­ва­ют «лай­ком»).

Поми­мо того, что каж­дый поль­зо­ва­тель может поста­вить «лайк», он так­же име­ет воз­мож­ность поде­лить­ся этой запи­сью со сво­и­ми дру­зья­ми или сохра­нить ее на сво­ей стра­ни­це (сде­лать «репост»).

Так­же поль­зо­ва­те­ли могут остав­лять свои ком­мен­та­рии под выло­жен­ны­ми мате­ри­а­ла­ми (фото- и видео­за­пи­ся­ми) или на «стене» — имен­но так обыч­но начи­на­ют­ся раз­вер­ну­тые диа­ло­ги меж­ду пользователями. 

Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность ком­мен­ти­ро­ва­ния — откры­тость, т. е. ком­мен­та­рии видят все поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ной сети, кото­рым открыт доступ к странице.

По дан­ным Лабо­ра­то­рии мони­то­рин­го­вых иссле­до­ва­ний МГППУ, «ВКон­так­те» явля­ет­ся самой попу­ляр­ной соци­аль­ной сетью сре­ди рос­сий­ских подростков.

Организация и ход исследования

В насто­я­щей ста­тье пред­став­ле­ны резуль­та­ты пер­во­го эта­па иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та «Роль соци­аль­ных сетей в жиз­ни совре­мен­ных под­рост­ков». Про­ект реа­ли­зо­ван на базе Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства МГППУ под руко­вод­ством О.В. Руб­цо­вой1 в 2015— 2017 гг. 

Глав­ная цель про­ек­та заклю­ча­ет­ся в изу­че­нии функ­ций соци­аль­ных сетей в жиз­ни совре­мен­ных под­рост­ков. В соот­вет­ствии с постав­лен­ной целью основ­ны­ми зада­ча­ми пер­во­го эта­па иссле­до­ва­ния ста­ли изу­че­ние осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ной сети и выяв­ле­ние их свя­зи с лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми поль­зо­ва­те­лей под­рост­ко­во­го возраста.

Для про­ве­де­ния эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния в рам­ках про­ек­та были осуществлены:

  • веб-реа­ли­за­ция систе­мы тести­ро­ва­ния и систе­мы загруз­ки рас­ши­рен­ной инфор­ма­ции о поль­зо­ва­те­ле и пока­за­те­лей его актив­но­сти в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» с исполь­зо­ва­ни­ем API (про­грамм­ный интер­фейс, кото­рый поз­во­ля­ет полу­чать инфор­ма­цию из базы дан­ных vk.com с помо­щью http-запро­сов к серверу);
  • про­грамм­ная обра­бот­ка и ана­лиз эмпи­ри­че­ских дан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем совре­мен­ных ста­ти­сти­че­ских методов.

В пер­вом эта­пе иссле­до­ва­ния при­ня­ли уча­стие 88 чело­век в воз­расте от 15 до 18 лет. Для уча­стия в про­ек­те под­рост­кам необ­хо­ди­мо было перей­ти по ссыл­ке, под­твер­див свое жела­ние участ­во­вать в иссле­до­ва­нии и раз­ре­шив доступ к сво­ей стра­ни­це «ВКон­так­те».

Раз­ра­бо­тан­ная в рам­ках про­ек­та систе­ма авто­ма­ти­че­ски счи­ты­ва­ла дан­ные предо­став­лен­ных «про­фи­лей», а так­же с интер­ва­лом в 30 минут про­ве­ря­ла, когда поль­зо­ва­тель послед­ний раз был в сети. Если полу­чен­ные дата и вре­мя послед­не­го посе­ще­ния сети поль­зо­ва­те­лем изме­ни­лись после преды­ду­ще­го запро­са, про­из­во­ди­лась их запись в базу данных.

Для изу­че­ния лич­ност­ных осо­бен­но­стей поль­зо­ва­те­лей были исполь­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие методики:

  • Моди­фи­ци­ро­ван­ный опрос­ник для иден­ти­фи­ка­ции типов акцен­ту­а­ций харак­те­ра у под­рост­ков (МПДО) А.Е. Личко;
  • Мето­ди­ка «Q-сор­ти­ров­ка» Б. Стефансона;
  • Мето­ди­ка субъ­ек­тив­ной оцен­ки ситу­а­тив­ной и лич­ност­ной тре­вож­но­сти Ч.Д. Спил­бер­ге­ра (в адап­та­ции Ю.Л. Ханина);
  • Тест-опрос­ник К. Тома­са «Стиль пове­де­ния в кон­фликт­ной ситу­а­ции» (в адап­та­ции Н.В. Гришиной);
  • Само­оцен­ка пси­хи­че­ских состо­я­ний Г. Айзенка.

Подо­бран­ный ком­плекс мето­дик поз­во­ля­ет иссле­до­вать такие лич­ност­ные осо­бен­но­сти, как нали­чие и отсут­ствие акцен­ту­а­ций харак­те­ра (мето­ди­ка А.Е. Лич­ко); нали­чие внут­рен­них про­ти­во­ре­чий по шести основ­ным тен­ден­ци­ям пове­де­ния чело­ве­ка в груп­пе: «зави­си­мость — неза­ви­си­мость», «общи­тель­ность — необ­щи­тель­ность», «при­ня­тие «борь­бы» — избе­га­ние «борь­бы» (мето­ди­ка Б. Сте­фан­со­на); уро­вень лич­ност­ной и ситу­а­тив­ной тре­вож­но­сти (мето­ди­ка Ч.Д. Спил­бер­ге­ра); харак­тер­ный для чело­ве­ка тип пове­де­ния в кон­фликт­ной ситу­а­ции («сопер­ни­че­ство», «при­спо­соб­ле­ние», «ком­про­мисс», «избе­га­ние», «сотруд­ни­че­ство») (мето­ди­ка К. Тома­са); уро­вень тре­вож­но­сти, фруст­ра­ции, агрес­сив­но­сти, ригид­но­сти (мето­ди­ка Г. Айзенка).

Для изу­че­ния осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции под­рост­ков был про­ве­ден кон­тент-ана­лиз стра­ниц соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», в рам­ках кото­ро­го были рас­смот­ре­ны и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие параметры:

  • имя и фами­лия поль­зо­ва­те­ля (насто­я­щее или вымышленное);
  • «ава­тар­ка» (реаль­ная фото­гра­фия или изображение);
  • основ­ные анкет­ные дан­ные стра­ниц («воз­раст», «семья», «глав­ное в людях», «глав­ное в жиз­ни и людях», «отно­ше­ние к куре­нию и алкоголю»);
  • «запол­нен­ность» «про­фи­ля» (коли­че­ство пунк­тов анке­ты поль­зо­ва­те­ля, кото­рые заполнены);
  • под­пис­чи­ки (люди, кото­рые хоте­ли бы дру­жить с этим чело­ве­ком, или те, кто видят ново­сти его страницы);
  • коли­че­ство «дру­зей» (сколь­ко людей чис­лит­ся у дан­но­го поль­зо­ва­те­ля в друзьях);
  • коли­че­ство фото­гра­фий и коли­че­ство аль­бо­мов (фото­гра­фии, кото­рые поль­зо­ва­тель сам раз­ме­ща­ет на сво­ей странице);
  • коли­че­ство ком­мен­та­ри­ев к фото­гра­фи­ям (соб­ствен­ных ком­мен­та­ри­ев и ком­мен­та­ри­ев дру­гих пользователей);
  • коли­че­ство запи­сей на «стене» (инфор­ма­ция, кото­рую поль­зо­ва­тель или дру­гие люди остав­ля­ют на стра­ни­це пользователя).

Для выяв­ле­ния свя­зей меж­ду лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми и спо­со­ба­ми само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в соци­аль­ной сети «ВКон­такте» был при­ме­нен ана­лиз ста­ти­сти­че­ских раз­ли­чий с помо­щью кри­те­рия Манна—Уит­ни и ран­го­во­го коэф­фи­ци­ен­та кор­ре­ля­ции Спирмена.

Результаты исследования

В первую оче­редь, инте­рес пред­став­ля­ют сопо­став­ле­ние реаль­ной часто­ты посе­ще­ний поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ной сети с их пред­став­ле­ни­ем о коли­че­стве вре­ме­ни, про­во­ди­мом онлайн. Для ана­ли­за были исполь­зо­ва­ны дан­ные2, зафик­си­ро­ван­ные систе­мой, и отве­ты поль­зо­ва­те­лей на вопрос анке­ты: «Как часто Вы захо­ди­те в свой акка­унт в соци­аль­ной сети?» Боль­шая часть респон­ден­тов (80%) — ука­за­ли, что прак­ти­че­ски все вре­мя нахо­дят­ся онлайн (рис. 1).

Из диа­грам­мы, пред­став­лен­ной на рис. 2, сле­ду­ет, что 21% испы­ту­е­мых нахо­дят­ся он­лайн прак­ти­че­ски все время. 

В табл. 1 при­ве­де­ны дан­ные по шести испы­ту­е­мым, кото­рые вхо­дят в эту груп­пу и пока­зы­ва­ют самые высо­кие резуль­та­ты по часто­те посе­ще­ний профиля.

Таблица 1. Данные по испытуемым, наиболее часто посещающим аккаунт в социальной сети

Номериспыту­емогоКоли­че­ство дней, в кото­рые велась реги­стра­ция посещенийСум­мар­ное коли­че­ство вхо­дов в соци­аль­ную сетьСред­нее коли­че­ство вхо­дов в соци­аль­ную сеть в сутки
132104233
23191530
33293729
43596728
53288828
63281826

Сопо­став­ле­ние дан­ных анке­ты, предо­став­лен­ных поль­зо­ва­те­ля­ми, и резуль­та­тов авто­ма­ти­че­ской реги­стра­ции посе­ще­ний пока­за­но на рис. 3.

Из диа­грам­мы, пред­став­лен­ной на рис. 3, сле­ду­ет, что в сред­нем чис­ло посе­ще­ний стра­ни­цы не раз­ли­ча­ет­ся сре­ди испы­ту­е­мых, кото­рые, по соб­ствен­но­му мне­нию, нахо­дят­ся онлайн все вре­мя (15 вхо­дов), и испы­ту­е­мых, кото­рые посе­ща­ют соци­аль­ную сеть один раз в день (11 вхо­дов). Это свя­за­но с тем, что в груп­пу испы­ту­е­мых, кото­рые счи­та­ют, что все вре­мя нахо­дят­ся онлайн, так­же вхо­дят поль­зо­ва­те­ли, по кото­рым в сред­нем заре­ги­стри­ро­ва­но менее пяти вхо­дов в день на про­тя­же­нии не менее пяти дней наблюдений.

При этом в груп­пе испы­ту­е­мых, кото­рые ука­за­ли, что посе­ща­ют свою стра­ни­цу один раз в день, по резуль­та­там авто­ма­ти­че­ской реги­стра­ции поло­ви­на респон­ден­тов в дей­стви­тель­но­сти посе­ща­ет соци­аль­ную сеть более 10 раз в сут­ки (рис. 5).

Рис. 5. Распределение среднего количества входов в социальную сеть в сутки (1—21) и числа испытуемых, которые по результатам анкеты считают, что посещают социальную сеть один раз в день
Рис. 5. Рас­пре­де­ле­ние сред­не­го коли­че­ства вхо­дов в соци­аль­ную сеть в сут­ки (1—21) и чис­ла испы­ту­е­мых, кото­рые по резуль­та­там анке­ты счи­та­ют, что посе­ща­ют соци­аль­ную сеть один раз в день

Таким обра­зом, в резуль­та­те про­ве­ден­но­го ана­ли­за было уста­нов­ле­но, что 24% испы­ту­е­мых недо­сто­вер­но оце­ни­ва­ют часто­ту соб­ствен­ных посе­ще­ний соци­аль­ной сети. Так, 14% склон­ны зани­жать реаль­ную часто­ту посе­ще­ний про­фи­ля, а 10% респон­ден­тов, напро­тив, склон­ны завы­шать коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го онлайн. Полу­чен­ные дан­ные пред­став­ля­ют­ся весь­ма инте­рес­ны­ми и нуж­да­ют­ся в даль­ней­шем тео­ре­ти­че­ском осмыслении.

В ходе про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния так­же уда­лось выявить свя­зи меж­ду рядом лич­ност­ных осо­бен­но­стей и струк­ту­рой «про­фи­ля» под­рост­ков в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те».

Так, напри­мер, при попыт­ке обна­ру­жить связь меж­ду акцен­ту­а­ци­я­ми харак­те­ра и струк­ту­рой про­фи­ля, было выяв­ле­но нали­чие ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мой свя­зи по U-кри­те­рию Манна—Уитни по сле­ду­ю­щим типам акцен­ту­а­ций: лабиль­ный, сен­си­тив­ный, цик­ло­ид­ный, тре­вож­но-педан­ти­че­ский и интровертированный.

Лабиль­ный тип акцен­ту­а­ции харак­те­ра име­ет связь с рядом пара­мет­ров про­фи­ля. Так, дан­ные, полу­чен­ные при ана­ли­зе ста­ти­сти­че­ских раз­ли­чий с помо­щью кри­те­рия Манна—Уитни, поз­во­ля­ют заклю­чить, что суще­ству­ет ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мое раз­ли­чие меж­ду нали­чи­ем и отсут­стви­ем лабиль­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра по пере­мен­ной «коли­че­ство под­пис­чи­ков» (р = 0,048). Нали­чие лабиль­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра умень­ша­ет чис­ло под­пис­чи­ков у поль­зо­ва­те­лей (в сред­нем 90), а ее отсут­ствие уве­ли­чи­ва­ет это чис­ло (в сред­нем 265).

При нали­чии лабиль­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра про­филь чаще запол­нен по таким пара­мет­рам, как «глав­ное в людях» (р = 0,038). При отсут­ствии лабиль­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра чаще запол­не­ны сле­ду­ю­щие пара­мет­ры: «глав­ное в жиз­ни» (р = 0,005), «отно­ше­ние к куре­нию» (р = 0,017), «отно­ше­ние к алко­го­лю» (р = 0,003).

Сен­си­тив­ный тип акцен­ту­а­ции харак­те­ра име­ет связь с таки­ми пока­за­те­ля­ми, как «коли­че­ство дру­зей», «коли­че­ство оди­на­ко­вых школ у дру­зей», «запол­ня­е­мость профиля».

Дан­ные, полу­чен­ные при ана­ли­зе ста­ти­сти­че­ских раз­ли­чий с помо­щью кри­те­рия Манна—Уитни, поз­во­ля­ют заклю­чить, что суще­ству­ет ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мое раз­ли­чие меж­ду нали­чи­ем и отсут­стви­ем сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра по пере­мен­ной «коли­че­ство дру­зей» (р = 0,024).

При нали­чии сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ции дру­зей у поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» мень­ше (в сред­нем 84), а при отсут­ствии дан­ной акцен­ту­а­ции коли­че­ство дру­зей боль­ше (в сред­нем 124). Дан­ное обсто­я­тель­ство отча­сти мож­но объ­яс­нить тем, что под­рост­ки с сен­си­тив­ным типом акцен­ту­а­ции харак­те­ра в прин­ци­пе склон­ны к замкну­то­сти и обыч­но огра­ни­чи­ва­ют­ся отно­си­тель­но узким кру­гом обще­ния — в том чис­ле и в соци­аль­ной сети.

В ходе ана­ли­за эмпи­ри­че­ских дан­ных так­же было выяв­ле­но ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мое раз­ли­чие меж­ду нали­чи­ем и отсут­стви­ем сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра по пере­мен­ной «коли­че­ство школ у дру­зей» (р = 0,027).

Так, при нали­чии сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра ука­за­ние коли­че­ства оди­на­ко­вых школ у дру­зей поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» встре­ча­ет­ся реже, а при отсут­ствии дан­ной акцен­ту­а­ции — чаще. 

Мож­но пред­по­ло­жить, что под­рост­кам с сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ци­ей луч­ше уда­ет­ся обще­ние с уче­ни­ка­ми не из сво­е­го класса/школы (посколь­ку, воз­мож­но, у них уже воз­ни­ка­ли труд­но­сти в обще­нии с ними в реаль­ной жиз­ни, вви­ду чего в сети они пред­по­чи­та­ют общать­ся с дру­ги­ми людь­ми, при­чем, вполне веро­ят­но, с теми, с кем они позна­ко­ми­лись в вир­ту­аль­ном пространстве).

При отсут­ствии сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра про­филь чаще запол­нен по таким пара­мет­рам, как «глав­ное в людях» (р = 0,005), «глав­ное в жиз­ни» (р = 0,0002), «отно­ше­ние к куре­нию» (р = 0,0016), «отно­ше­ние к алко­го­лю» (р = 0,0001). При нали­чии сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра эти дан­ные запол­ня­ют­ся поль­зо­ва­те­ля­ми в мень­шей степени. 

Мож­но пред­по­ло­жить, что это свя­за­но с при­су­щей сен­си­тив­ным под­рост­кам неуве­рен­но­стью в себе, повы­шен­ной чув­стви­тель­но­стью ко все­му — в част­но­сти, тому, какое мне­ние соста­вят о них дру­гие поль­зо­ва­те­ли, про­чи­тав эти дан­ные на странице.

Цик­ло­ид­ный тип акцен­ту­а­ции харак­те­ра име­ет связь с таки­ми пара­мет­ра­ми в соци­аль­ной сети, как «глав­ное в людях», «глав­ное в жиз­ни», «отно­ше­ние к куре­нию», «отно­ше­ние к алко­го­лю». При отсут­ствии дан­ной акцен­ту­а­ции чаще запол­не­ны «глав­ное в людях» (р = 0,0001) и «отно­ше­ние к куре­нию» (р = 0,0002); при нали­чии — «глав­ное в жиз­ни» (р = 0,0002), «отно­ше­ние к алко­го­лю» (р = 0,0002).

Тре­вож­но-педан­ти­че­ский тип акцен­ту­а­ции харак­те­ра име­ет связь с запол­не­ни­ем в про­фи­ле таких пара­мет­ров, как «глав­ное в людях» (р = 0,0002), «отно­ше­ние к куре­нию» (р = 0,0037), «отно­ше­ние к алко­го­лю» (р = 0,0004). При отсут­ствии тре­вож­но-педан­ти­че­ской акцен­ту­а­ции харак­те­ра эти пара­мет­ры запол­не­ны чаще, чем при нали­чии акцентуации.

Интро­вер­ти­ро­ван­ный тип акцен­ту­а­ции харак­те­ра име­ет связь с запол­не­ни­ем в про­фи­ле таких пара­мет­ров, как «глав­ное в людях» (р = 0,0009), «глав­ное в жиз­ни» (р = 0,0006), «отно­ше­ние к куре­нию» (р = 0,0006), «отно­ше­ние к алко­го­лю» (р = 0,0015).

При отсут­ствии интро­вер­ти­ро­ван­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра эти пара­мет­ры запол­не­ны чаще, чем при нали­чии акцен­ту­а­ции. Воз­мож­но, это свя­за­но с тем, что при нали­чии интро­вер­ти­ро­ван­ной акцен­ту­а­ции поль­зо­ва­те­ли явля­ют­ся более скрыт­ны­ми и осто­рож­ны­ми по срав­не­нию с поль­зо­ва­те­ля­ми без акцентуации.

Асте­но-нев­ро­ти­че­ский тип акцен­ту­а­ции харак­те­ра свя­зан со сле­ду­ю­щи­ми пока­за­те­ля­ми: «коли­че­ство дру­зей», «коли­че­ство ком­мен­та­ри­ев к фото­гра­фи­ям» и «коли­че­ство подписчиков».

Нали­чие акцен­ту­а­ции по дан­но­му типу (р = 0,01) при­во­дит к мень­ше­му чис­лу дру­зей (в сред­нем 75), чем ее отсут­ствие (в сред­нем 116), а так­же к мень­ше­му чис­лу ком­мен­та­ри­ев к фото­гра­фи­ям поль­зо­ва­те­ля (р = 0,035).

Раз­брос коли­че­ства школ у дру­зей мень­ше у испы­ту­е­мых с нали­чи­ем акцен­ту­а­ции по рас­смат­ри­ва­е­мо­му типу. Так­же дан­ный тип акцен­ту­а­ции свя­зан с чис­лом под­пис­чи­ков, кото­рое уве­ли­чи­ва­ет­ся при отсут­ствии акцен­ту­а­ции (в сред­нем 228) и умень­ша­ет­ся при ее нали­чии (в сред­нем 59).

При даль­ней­шем ана­ли­зе свя­зей резуль­та­тов тесто­вых мето­дик и пара­мет­ров про­фи­ля поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети были выяв­ле­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия по ряду при­зна­ков, сре­ди которых:

  • Коли­че­ство аль­бо­мов с фото­гра­фи­я­ми боль­ше у тех, у кого по тесту К. Тома­са в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях пре­об­ла­да­ет так­ти­ка при­спо­соб­ле­ния, а по тесту само­оцен­ки пси­хи­че­ско­го состо­я­ния Г.Ю. Айзен­ка диа­гно­сти­ро­ван низ­кий и уме­рен­ный уро­вень фруст­ра­ции; у дан­ных поль­зо­ва­те­лей так­же отме­ча­ет­ся высо­кая тревожность.
  • Коли­че­ство групп выше у людей, у кото­рых уро­вень тре­вож­но­сти высо­кий или выше сред­не­го; при этом у дан­ной груп­пы поль­зо­ва­те­лей по тесту К. Тома­са в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях могут быть силь­но выра­же­ны как избе­га­ние, так и соперничество.
  • Коли­че­ство дру­зей боль­ше у испы­ту­е­мых, у кото­рых уро­вень тре­вож­но­сти высо­кий или выше сред­не­го; по тесту само­оцен­ки пси­хи­че­ско­го состо­я­ния Г.Ю. Айзен­ка у дан­ной груп­пы поль­зо­ва­те­лей отме­ча­ет­ся низ­кая и уме­рен­ная фруст­ра­ция и ригидность.
  • Коли­че­ство запи­сей на «стене» боль­ше у людей, у кото­рых уро­вень лич­ност­ной тре­вож­но­сти высо­кий или выше сред­не­го; по тесту К. Тома­са в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях для дан­ной груп­пы поль­зо­ва­те­лей могут быть харак­тер­ны так­ти­ки избе­га­ния, сопер­ни­че­ства или приспособления.
  • Коли­че­ство фото­гра­фий боль­ше у поль­зо­ва­те­лей, у кото­рых в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях сла­бо выра­же­но избе­га­ние и сопер­ни­че­ство, силь­но выра­же­но при­спо­соб­ле­ние; для дан­ной груп­пы так­же харак­тер­на низ­кая и уме­рен­ная фруст­ра­ция или агрес­сив­ность, но так­же может отме­чать­ся высо­кая тревожность.
  • Под­пис­чи­ков боль­ше у поль­зо­ва­те­лей, у кото­рых опре­де­ля­ет­ся уме­рен­ная и низ­кая фруст­ра­ция, ригид­ность и тревожность.

При этом обра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что нали­чие какой-либо силь­но выра­жен­ной так­ти­ки пове­де­ния в кон­фликт­ной ситу­а­ции затруд­ня­ет вза­и­мо­дей­ствие испы­ту­е­мо­го с дру­ги­ми людь­ми в вир­ту­аль­ном пространстве.

В резуль­та­те даль­ней­ше­го ана­ли­за с помо­щью уров­ня ран­го­вой кор­ре­ля­ции Спирме­на уда­лось под­твер­дить нали­чие ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых кор­ре­ля­ций по ряду пара­мет­ров мето­ди­ки «Q-сор­ти­ров­ка».

Так, было уста­нов­ле­но, что под­рост­ки, у кото­рых выяв­ле­но нали­чие трех внут­ри­лич­ност­ных кон­флик­тов, остав­ля­ют толь­ко самую необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию на сво­ей пер­со­наль­ной странице. 

У таких под­рост­ков запи­сей на «стене» мало или они вовсе отсут­ству­ют, в анке­те запол­не­ны лишь основ­ные дан­ные, в «про­фи­ле» загру­же­на толь­ко одна фото­гра­фия, на кото­рой поль­зо­ва­тель изоб­ра­жен не один и его пло­хо видно.

Ана­лиз «ава­та­рок» и их свя­зи с лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми поз­во­ля­ет зафик­си­ро­вать следующее:

  • при нали­чии лабиль­ной и сен­си­тив­ной акцен­ту­а­ции харак­те­ра поль­зо­ва­те­ли пред­по­чи­та­ют исполь­зо­вать в каче­стве «ава­тар­ки» кар­тин­ку вме­сто сво­ей фотографии;
  • под­рост­ки с интро­вер­ти­ро­ван­ной и воз­бу­ди­мой акцен­ту­а­ци­я­ми харак­те­ра вме­сто сво­ей фото­гра­фии часто исполь­зу­ют изоб­ра­же­ние чело­ве­ка про­ти­во­по­лож­но­го пола;
  • при нали­чии внут­ри­лич­ност­но­го кон­флик­та по тен­ден­ци­ям «зави­си­мость — неза­ви­си­мость» и «общи­тель­ность — необ­щи­тель­ность» в каче­стве «ава­тар­ки» под­рост­ки исполь­зу­ют пре­иму­ще­ствен­но соб­ствен­ную фото­гра­фию, на кото­рой изоб­ра­же­ны лицо, шея и пле­чи (круп­ным планом);
  • при нали­чии внут­ри­лич­ност­но­го кон­флик­та по тен­ден­ции «избе­га­ние борь­бы — при­ня­тие борь­бы» под­рост­ки так­же обыч­но исполь­зу­ют в каче­стве «ава­тар­ки» соб­ствен­ную фото­гра­фию, одна­ко пред­по­чи­та­ют не пока­зы­вать лицо круп­ным пла­ном (поль­зо­ва­тель изоб­ра­жен вдалеке).

Заключение

Таким обра­зом, про­ве­ден­ное эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние поз­во­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать следующее.

  1. Лич­ност­ные осо­бен­но­сти под­рост­ков тес­ным обра­зом свя­за­ны со струк­ту­рой их «про­фи­лей» в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те». Так, выяв­ле­ны мно­го­чис­лен­ные кор­ре­ля­ции меж­ду раз­лич­ны­ми пара­мет­ра­ми пер­со­наль­ных стра­ниц и таки­ми лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, как акцен­ту­а­ции харак­те­ра, внут­ри­лич­ност­ные кон­флик­ты, пред­по­чти­тель­ный тип пове­де­ния в кон­фликт­ной ситу­а­ции, а так­же уро­вень тре­вож­но­сти, ригид­но­сти, агрес­сив­но­сти и фрустрации.
  2. «Ава­тар­ки» поль­зо­ва­те­лей отра­жа­ют неко­то­рые лич­ност­ные осо­бен­но­сти под­рост­ков — в том чис­ле нали­чие акцен­ту­а­ций и внут­ри­лич­ност­ных конфликтов.
  3. Око­ло чет­вер­ти респон­ден­тов под­рост­ко­во­го воз­рас­та (24%) недо­сто­вер­но оце­ни­ва­ют часто­ту соб­ствен­ных посе­ще­ний соци­аль­ной сети, при этом часть поль­зо­ва­те­лей склон­ны зани­жать, а часть — завы­шать коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го онлайн.

Полу­чен­ные дан­ные нуж­да­ют­ся в даль­ней­шем тео­ре­ти­че­ском и экс­пе­ри­мен­таль­ном осмыс­ле­нии, одна­ко уже на дан­ном эта­пе иссле­до­ва­ния мож­но гово­рить о том, что ана­лиз пер­со­наль­ных стра­ниц поль­зо­ва­те­лей поз­во­ля­ет с боль­шой сте­пе­нью веро­ят­но­сти выяв­лять у под­рост­ков опре­де­лен­ные лич­ност­ные характеристики. 

Даль­ней­шие пер­спек­ти­вы иссле­до­ва­ния свя­за­ны с воз­мож­но­стью выяв­ле­ния под­рост­ков из груп­пы рис­ка (в том чис­ле со склон­но­стью к суи­ци­даль­но­му или девиант­ному пове­де­нию и др.) посред­ством ана­ли­за струк­ту­ры их «про­фи­лей» в соци­аль­ной сети.

Литература

  1. Бат­ка­е­ва Е. Роль соци­аль­ных сетей в соци­а­ли­за­ции моло­де­жи [Элек­трон­ный ресурс].
  2. Блог про ноут­бу­ки и ком­пью­те­ры. Notebook.net. [Элек­трон­ный ресурс].
  3. Вер­хов­ская Е.К., Руб­цо­ва О.В., Пан­фи­ло­ва А.С. Ней­ро­ком­пью­те­ры и их при­ме­не­ние. Тези­сы докла­дов / под ред. А.И. Галуш­ки­на, А.В. Чеч­ки­на, Л.С. Курав­ско­го, С.Л. Арте­мен­ко­ва, Г.А. Юрье­ва, П.А. Мар­ма­лю­ка, А.В. Гор­ба­то­ва, С.Д. Кули­ка. М.: МГППУ. 2016. С. 69—70.
  4. Вконтакте.ру [Элек­трон­ный ресурс].
  5. Гаври­чен­ко О.В., Смо­ля­ко­ва Т.В. Осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции в Интер­нет-днев­ни­ках под­рост­ков и моло­де­жи [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния: элек­трон. науч. журн. 2008. N 1(1).
  6. Гор­де­е­ва А.В. Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в Интер­не­те. Донецк [Элек­трон­ный ресурс].
  7. Зату­лий А.И. // Куль­ту­ро­ло­гия и педа­го­ги­ка. Вест­ник ТОГУ. 2012. № 1(24). C. 297—304.
  8. Лич­ко А.Е. Пси­хо­па­тии и акцен­ту­а­ции харак­те­ра у под­рост­ков. 2-е изд., доп. и пере­раб. Л.: Меди­ци­на, 1983. 256 с.
  9. Мат­ро­со­ва М.М. Реа­ли­за­ция моду­ля адми­ни­стра­то­ра для пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ско­го ком­плек­са по выяв­ле­нию роле­во­го кон­флик­та у под­рост­ков: дис. … маги­стра. Москва, 2017.
  10. Несте­ро­ва А.В. Реа­ли­за­ция моду­ля тести­ро­ва­ния для пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ско­го ком­плек­са по выяв­ле­нию роле­во­го кон­флик­та у под­рост­ков: дис. … маги­стра. Москва, 2017.
  11. Роль вир­ту­аль­ных соци­аль­ных сетей в жиз­ни совре­мен­но­го школь­ни­ка. Отчет по ито­гам НИР / Е.В. Аржа­ных, И.В. Задо­рин, Е.Ю. Колес­ни­ко­ва, О.А. Гур­ки­на, Е.М. Нови­ко­ва, Д.В. Маль­це­ва. М., 2014. 107 с.
  12. Руб­цо­ва О.В. Циф­ро­вые тех­но­ло­гии как новое сред­ство опо­сре­до­ва­ния // Меж­ду­на­род­ный сим­по­зи­ум «Л.С. Выгот­ский и совре­мен­ное дет­ство». Сб. тези­сов / отв. редак­тор К.Н. Поли­ва­но­ва. 2017. С. 85—86.
  13. Руб­цо­ва О.В., Ула­но­ва Н.С. Digital Media as a Means of Developing Reflection in Students with Disabilities: Cultural-Historical Perspective [Элек­трон­ный ресурс] // Тео­рия дея­тель­но­сти: дея­тель­ност­ные иссле­до­ва­ния в Гер­ма­нии. 2014. Т. 12. № 1. С. 95—118.
  14. Сло­ва­ри и энцик­ло­пе­дии на Ака­де­ми­ке [Элек­трон­ный ресурс].
  15. Смир­но­ва В.К. Связь внут­ри­лич­ност­ных кон­флик­тов и спо­со­бов само­пре­зен­та­ции в вир­ту­аль­ном про­стран­стве в стар­шем под­рост­ко­вом воз­расте: дис. … маги­стра. М., 2017.
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2018. Том 23. № 3. С. 54–66. DOI: 10.17759/pse.2018230305

Об авторах

  • Оль­га Вита­льев­на Руб­цо­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры «Воз­раст­ная пси­хо­ло­гия име­ни проф .Л.Ф. Обу­хо­вой» факуль­те­та «Пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния», руко­во­ди­тель «Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства», ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Ана­ста­сия Сер­ге­ев­на Пан­фи­ло­ва — кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, науч­ный сотруд­ник, Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН (ФГБУН «ИП РАН»), Москва, Россия.
  • Вик­то­рия Кон­стан­ти­нов­на Смир­но­ва — пре­по­да­ва­тель, Мос­ков­ский город­ской педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет Инсти­тут сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния име­ни К.Д. Ушин­ско­го, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Руко­во­ди­те­ли про­ек­та: О.В. Руб­цо­ва — канд. пси­хол. наук, руко­во­ди­тель Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства МГППУ; А.С. Пан­фи­ло­ва — канд. техн. наук, веду­щий спе­ци­а­лист инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ско­го отде­ла МГППУ. Иссле­до­ва­тель­ская груп­па: С.Л. Арте­мен­ков — канд. техн. наук, руко­во­ди­тель Цен­тра инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий для пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний факуль­те­та Инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий МГППУ; В.К. Смир­но­ва — магистр факуль­те­та Пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния МГППУ.
  2. Исполь­зо­ва­лись дан­ные тех респон­ден­тов, у кото­рых реги­стра­ция посе­ще­ний соци­аль­ной сети состав­ля­ла не менее трех дней (мак­си­маль­ный пери­од наблю­де­ния за актив­но­стью респон­ден­та соста­вил 44 дня).

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest