Щекотуров А.В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте»

Щ

Самым попу­ляр­ным для рос­сий­ских под­рост­ков явля­ет­ся сайт «ВКон­так­те» («ВК»), на кото­ром толь­ко в Ниж­нем Нов­го­ро­де заре­ги­стри­ро­ва­ны свы­ше 130 000 чело­век в воз­расте от 14 до 18 лет (от 17.02.2012 года), при­чем подав­ля­ю­щее боль­шин­ство поль­зу­ют­ся им ежедневно. 

Поль­зо­ва­тель­ская стра­нич­ка (про­филь) поз­во­ля­ет состав­лять инфор­ма­цию о себе и нахо­дить­ся на свя­зи с дру­ги­ми людь­ми, искать и слу­шать люби­мую музы­ку, смот­реть филь­мы, обме­ни­вать­ся видео, фото­гра­фи­я­ми, изоб­ра­же­ни­я­ми и афо­риз­ма­ми. Все опции сай­та, начи­ная с воз­мож­но­сти выкла­ды­ва­ния инфор­ма­ции о себе, фото­гра­фии про­фи­ля (ава­та­ра) и закан­чи­вая при­ват­но­стью, настраиваемы. 

Как и зару­беж­ные авто­ры, изу­ча­ю­щие аспек­ты пред­став­ле­ния себя на таких соци­аль­ных сетях, как MySpace, мы пред­по­ла­га­ем, что «ВК» фор­ми­ру­ет опре­де­лен­ный куль­тур­ный кон­текст, в кото­ром соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие и само­пре­зен­та­ция созда­ют и раз­ви­ва­ют новые воз­мож­но­сти для рефлек­сии и экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния как с реаль­ной, так и с вир­ту­аль­ной иден­тич­но­стью [9, p. 446].

Про­стран­ство сай­та в силу его опре­де­лен­ных свойств (отно­си­тель­ной ано­ним­но­сти, дистан­ци­он­но­го обще­ния) предо­став­ля­ет воз­мож­ность исполь­зо­вать прак­ти­че­ски любые ген­дер­ные репре­зен­та­ции для созда­ния сво­ей вир­ту­аль­ной сто­ро­ны личности.

Раз­ви­вая мысль И.С. Кона о том, что «в сре­де сверст­ни­ков ребе­нок испы­ты­ва­ет себя как пред­ста­ви­те­ля пола, “обка­ты­ва­ет” полу­чен­ные в семье ген­дер­ные сте­рео­ти­пы и кор­рек­ти­ру­ет их в само­сто­я­тель­ном, не регла­мен­ти­ру­е­мом взрос­лы­ми обще­нии» [3, с. 230], логич­но пред­по­ло­жить, что имен­но под­рост­ки в боль­шей сте­пе­ни заин­те­ре­со­ва­ны в созда­нии соб­ствен­но­го вир­ту­аль­но­го кру­га обще­ния, посколь­ку авто­ри­тет семьи начи­на­ет усту­пать зна­чи­мо­сти груп­пы сверст­ни­ков в усло­ви­ях попу­ля­ри­за­ции соци­аль­ных сетей в Интернете.

Под­рост­ки нуж­да­ют­ся в поис­ке вне­се­мей­ных зна­ний об осо­бен­но­стях гете­ро­сек­су­аль­ных отно­ше­ний, отта­чи­ва­нии навы­ков эффект­ных и эффек­тив­ных ген­дер­но нор­ма­тив­ных моде­лей поведения.

Под­рост­ки актив­нее, чем в повсе­днев­ной жиз­ни (оффлайн) вовле­че­ны в про­цесс раз­ви­тия сво­ей ген­дер­ной соци­а­ли­за­ции, т.е. усво­е­ния норм, пра­вил и уста­но­вок, кото­рые обще­ство тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ет муж­чи­нам и женщинам. 

Сход­ной точ­ки зре­ния при­дер­жи­ва­ет­ся Дж. Арнетт, кото­рый в сво­ей рабо­те дает типо­ло­гию и ана­ли­зи­ру­ет при­чи­ны исполь­зо­ва­ния под­рост­ка­ми средств мас­со­вой инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ции [6]. Дру­гие иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что вир­ту­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие облег­ча­ет само­рас­кры­тие и фор­ми­ро­ва­ние дове­ри­тель­ных отно­ше­ний, спо­соб­ству­ет выра­же­нию искрен­них чувств чело­ве­ка [8].

Ген­дер­ные и сек­су­аль­ные пат­тер­ны явля­ют­ся глав­ной состав­ля­ю­щей онлайн обще­ния сре­ди под­рост­ков и юно­шей. Напри­мер, выду­ман­ные име­на поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети, а так­же ава­тар, при­зван­ный заме­нить физи­че­скую внеш­ность обла­да­те­ля стра­ни­цы, доволь­но часто ген­дер­но мар­ки­ро­ва­ны и сек­су­аль­но под­черк­ну­ты, что­бы при­влечь вни­ма­ние потен­ци­аль­но­го сек­су­аль­но­го парт­не­ра [10].

Таким обра­зом, про­цес­сы уси­ле­ния само­со­ци­а­ли­за­ции и акту­а­ли­за­ции ген­дер­ной соци­а­ли­за­ции под­рост­ков в соци­аль­ной сети пред­став­ля­ют зна­чи­тель­ный инте­рес для социо­ло­ги­че­ско­го исследования.

Попы­та­ем­ся рас­смот­реть и объ­яс­нить осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ний себя как деву­шек или юно­шей на стра­ни­цах соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», ана­ли­зи­руя их реаль­ные прак­ти­ки репре­зен­та­ции на фото­гра­фи­ях, пред­став­ле­ния о спо­со­бах «разыг­ры­ва­ния ген­де­ра» сво­им и про­ти­во­по­лож­ным полом, соб­ствен­ные пред­по­чте­ния в оформ­ле­нии ген­дер­но соот­вет­ству­ю­щей стра­ни­цы на сай­те «ВК».

В каче­стве мето­до­ло­гии был выбран дра­ма­тур­ги­че­ский под­ход Ирви­на Гоф­ма­на в рабо­те «Пред­став­ле­ние себя дру­гим в повсе­днев­ной жиз­ни» [2]. Суть его тео­рии сво­дит­ся к тому, что каж­дый инди­вид при вза­и­мо­дей­ствии стре­мит­ся «управ­лять впечатлением». 

Разыг­ры­ва­ние роли про­ис­хо­дит либо на «перед­нем плане», месте, где про­ис­хо­дит та часть пред­став­ле­ния, кото­рая дей­ству­ет доволь­но устой­чи­во и обоб­щен­но, опре­де­ляя ситу­а­цию для тех, кто наблю­да­ет за пред­став­ле­ни­ем, либо в «заку­лис­ной зоне» – там, где могут про­яв­лять­ся скры­ва­е­мые на перед­нем плане фак­ты или нефор­маль­ные действия. 

В соот­вет­ствии с его кон­цеп­ци­ей, мож­но пред­по­ло­жить, что наша повсе­днев­ная жизнь, или оффлайн явля­ет­ся аван­сце­ной или «перед­ним пла­ном», тогда как пред­став­ле­ние себя в соци­аль­ной сети, или онлайн слу­жит нам «заку­лис­ной зоной». 

Опи­сы­ва­е­мые выше воз­мож­но­сти вир­ту­аль­ной реаль­но­сти поз­во­ля­ют кон­стру­и­ро­вать иной образ себя, несколь­ко отлич­ный от фор­маль­но­го и устой­чи­во вос­про­из­во­ди­мо­го в повсе­днев­ной жизни. 

Более того, при пер­вом при­бли­же­нии мож­но уви­деть, что и сама орга­ни­за­ция сай­та «ВК» спо­соб­ству­ет раз­де­ле­нию на эти две зоны, посколь­ку там суще­ству­ет место для пуб­лич­ной пере­пис­ки и обме­на ново­стя­ми (так назы­ва­е­мая «сте­на»), а так­же воз­мож­ность писать при­ват­ные сооб­ще­ния, исполь­зуя функ­цию «лич­ные сообщения». 

Таким обра­зом, поло­же­ния кон­цеп­ции Гоф­ма­на логич­но встра­и­ва­ют­ся в ана­лиз кон­стру­и­ро­ва­ния вир­ту­аль­но­го образа.

В пилот­ном про­ек­те иссле­до­ва­ния при­ня­ли уча­стие 52 под­рост­ка (20 юно­шей и 32 девуш­ки) в воз­расте от 14 до 17 лет (с вось­мо­го по один­на­дца­тые клас­сы) из четы­рех школ Ниж­не­го Нов­го­ро­да. Попа­да­ние их в выбор­ку было слу­чай­ным, они явля­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных школ, класс­ных кол­лек­ти­вов, соци­аль­ных групп и гео­гра­фи­че­ских тер­ри­то­рий, что зна­чи­тель­но повы­ша­ет валид­ность дан­ных. Каж­дый из них заре­ги­стри­ро­ван в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» от одно­го года до четы­рех лет (сред­ний стаж – 2,5 года). 

Мы про­во­ди­ли иссле­до­ва­ние с при­ме­не­ни­ем онлайн-мето­дов, исполь­зуя сайт «ВК». На сай­те было созда­но сооб­ще­ство с целью при­вле­че­ния под­рост­ков и орга­ни­за­ции про­це­ду­ры про­ве­де­ния исследования. 

Для полу­че­ния дан­ных и рабо­ты с ними исполь­зо­ва­лись груп­по­вая on-line дис­кус­сия и глу­бин­ное on-line интер­вью с инфор­ман­та­ми. На пер­вом эта­пе про­ве­де­но девять груп­по­вых on-line дис­кус­сий, кото­рые были орга­ни­зо­ва­ны в сооб­ще­стве, по прин­ци­пу фокус- групп и дли­лись от полу­то­ра до двух часов. 

Суть вопро­сов на этом эта­пе сво­ди­лась к уста­нов­ле­нию осо­бен­но­стей исполь­зо­ва­ния дан­ной соци­аль­ной сети, ее зна­чи­мо­сти в жиз­ни под­рост­ков. Коли­че­ство участ­ни­ков одной дис­кус­сии варьи­ро­ва­лось от пяти до девя­ти чело­век. Вре­мя и день их про­ве­де­ния был зара­нее согла­со­ван со все­ми участниками. 

После окон­ча­ния каж­дой дис­кус­сии все отве­ты копи­ро­ва­лись на ком­пью­тер и уда­ля­лись со «сте­ны» сооб­ще­ства, что­бы после­ду­ю­щие участ­ни­ки не мог­ли видеть отве­ты предыдущих. 

После того как все участ­ни­ки про­шли груп­по­вую on-line дис­кус­сию, им было пред­ло­же­но при­нять уча­стие во вто­ром эта­пе иссле­до­ва­ния, кото­рое про­во­ди­лось с помо­щью так назы­ва­е­мо­го глу­бин­но­го on-line интер­вью. Его спе­ци­фи­ка заклю­ча­лась в том, что респон­дент давал отве­ты непо­сред­ствен­но иссле­до­ва­те­лю уже без огляд­ки на мне­ние дру­гих отвечающих. 

Подоб­ное тет-а-тет интер­вью про­во­ди­лось через лич­ные сооб­ще­ния на сай­те «ВК» и дли­лось так­же час- пол­то­ра. На этом эта­пе вопро­сы были дру­го­го харак­те­ра, с их помо­щью пред­по­ла­га­лось опре­де­лить спе­ци­фи­ку кон­стру­и­ро­ва­ния вир­ту­аль­но­го обра­за подростка.

Счи­та­ет­ся, что каче­ствен­ная мето­до­ло­гия явля­ет­ся более адек­ват­ной при изу­че­нии как Интер­не­та [1], так и ген­дер­ных осо­бен­но­стей ком­му­ни­ка­ций [4], посколь­ку имен­но её при­ме­не­ние поз­во­ля­ет уви­деть и спро­гно­зи­ро­вать латент­ные, скры­тые от коли­че­ствен­но­го наблю­де­ния, соци­аль­ные феномены.

При про­ве­де­нии социо­ло­ги­че­ских и мар­ке­тин­го­вых иссле­до­ва­ний исполь­зо­ва­ние on- line мето­дов посте­пен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся. Уже накоп­лен зна­чи­тель­ный опыт и оте­че­ствен­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, кото­рый пред­став­лен в част­но­сти в кни­ге «Онлайн иссле­до­ва­ния в Рос­сии 2.0».

В целом все авто­ры при­хо­дят к выво­ду, что про­цент бра­ка, свя­зан­ный с дистан­ци­он­ным (опо­сре­до­ван­ным ком­пью­те­ром) уча­сти­ем респон­ден­та, неве­лик и в основ­ном рас­про­стра­ня­ет­ся на коли­че­ствен­ные мето­ды сбо­ра инфор­ма­ции [5].

Это под­чер­ки­ва­ет досто­вер­ность резуль­та­тов насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния и воз­мож­ность для авто­ра поде­лить­ся сво­им опы­том в отно­ше­нии пре­иму­ществ и недо­стат­ков при­ме­ня­е­мых методов.

Преимущества групповой on-line дискуссии и глубинного on-line интервью:

  1. Сами инфор­ман­ты выби­ра­ют удоб­ное вре­мя и день опроса.
  2. Уча­стие, опо­сре­до­ван­ное ком­пью­те­ром, поз­во­ля­ет респон­ден­там рас­кре­по­стить­ся и скон­цен­три­ро­вать­ся на вопро­сах, не забо­тясь о сво­ем внеш­нем виде и реак­ции со сто­ро­ны дру­гих участников.
  3. Пись­мен­ный ответ спо­соб­ству­ет более точ­но­му фор­му­ли­ро­ва­нию мыс­лей, неже­ли ответ в уст­ной форме.
  4. Воз­мож­ность вести дис­кус­сию, отве­чая на вопрос, вовле­ка­ет самих под­рост­ков в иссле­ду­е­мую про­бле­му, сни­ма­ет чув­ство усталости.
  5. Пись­мен­ная фор­ма дис­кус­сии в боль­шей сте­пе­ни поз­во­ля­ет иссле­до­ва­те­лю кон­тро­ли­ро­вать при­сут­ствие и каче­ство отве­тов каж­до­го респондента.
  6. После­до­ва­тель­ность в при­ме­не­нии мето­дов дис­кус­сии и интер­вью не поз­во­ля­ет угас­нуть заин­те­ре­со­ван­но­сти под­рост­ков, а ско­рее наобо­рот, под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мость их отве­тов для иссле­до­ва­те­ля, что спо­соб­ству­ет даль­ней­ше­му рас­кры­тию респондентов.
  7. Глу­бин­ное on-line интер­вью поз­во­ля­ет уде­лить боль­ше вни­ма­ния дета­лям и при­ме­рам, кото­рые могут при­во­дить отве­ча­ю­щие, сама атмо­сфе­ра отно­си­тель­но ано­ним­но­го (вне лич­но­го зна­ком­ства) тет-а-тет обще­ния рож­да­ет опре­де­лен­ную интим­ность, дове­ри­тель­ность при про­ве­де­нии опроса.
  8. On-line мето­ды поз­во­ля­ют полу­чить инфор­ма­цию от весь­ма заня­той, энер­гич­ной и «воль­ной» кате­го­рии людей, кото­рых труд­но орга­ни­зо­вать в повсе­днев­ной жиз­ни (к ним отно­сят­ся и под­рост­ки), но к кото­рым есть доступ в вир­ту­аль­ной среде.
  9. Срав­ни­тель­ная лег­кость в обра­бот­ке дан­ных: все отве­ты уже пред­став­ле­ны в виде стенограммы.
  10. Фор­мат сай­та «ВКон­так­те» поз­во­ля­ет орга­ни­зо­вы­вать и про­во­дить как дис­кус­сию, так и глу­бин­ные интервью.

Недостатки групповой on-line дискуссии и глубинного on-line интервью:

  1. Респон­дент, часто сам того не пла­ни­руя, в силу раз­лич­ных обсто­я­тельств не может про­дол­жить уча­стие в опро­се и поки­да­ет сайт. Воз­мож­ность про­дол­жить отве­чать на вопро­сы может появить­ся лишь через несколь­ко дней.
  2. Опо­сре­до­ван­ное ком­пью­те­ром уча­стие в опро­се не все­гда поз­во­ля­ет кон­тро­ли­ро­вать «чисто­ту экс­пе­ри­мен­та», респон­ден­ты могут отвлекаться.
  3. Пись­мен­ный фор­мат отве­тов, хотя и спо­соб­ству­ет чет­ко­му фор­му­ли­ро­ва­нию мыс­лей, но затруд­ня­ет набор длин­ных отве­тов, поэто­му в режи­ме дис­кус­сии может при­сут­ство­вать ощу­ще­ние недосказанного.

Результаты и их обсуждение

В сво­их отве­тах под­рост­ки (пре­иму­ще­ствен­но юно­ши) дале­ко не все­гда под­чер­ки­ва­ют зна­чи­мость ава­та­ра для их вир­ту­аль­но­го обра­за, он все­гда вза­и­мо­за­ме­ня­ем и отра­жа­ет лишь вре­мен­ные изме­не­ния настро­е­ния. Это пра­ви­ло рас­про­стра­ня­ет­ся и на тех, кто пред­по­чи­та­ет ста­вить кар­тин­ки вме­сто сво­ей фотографии.

«Ищу какую-нибудь интересную фотографию и ставлю» (юноша, 14 лет).

«Если получился хорошо, то и ставлю» (юноша, 15 лет).

«Ничего  под­черк­нуть  не  хочу,  про­сто  став­лю кар­тин­ку,  кото­рая  нра­вит­ся.  Свою фото­гра­фию нико­гда не ста­ви­ла и не хочу, не вижу в этом смыс­ла!» (девуш­ка, 15 лет).

«Так просто, чтоб в лицо знали» (юноша, 16 лет).

С помо­щью ава­та­ра мож­но так­же рас­ска­зать о сво­ем настроении.

«Если все не очень хорошо, то ставлю понравившеюся картинку. Если нормально, то стоит моя фотография, которая понравилась из последних» (девушка, 16 лет).

«В  зави­си­мо­сти  от  настро­е­ния,  жела­ния  пока­зать  себя  или  про­сто  выра­зить инте­рес к тому или ино­му сво­е­му увле­че­нию» (девуш­ка, 14 лет).

«Лично  я  выби­раю  [фото­гра­фию],  что­бы  все  посмот­ре­ли  на  неё  и  оце­ни­ли» (девуш­ка, 14 лет).

Основ­ны­ми аргу­мен­та­ми для выбо­ра фото­гра­фии для ава­та­ра ста­ли ее новиз­на, ори­ги­наль­ность и удач­но сде­лан­ный кадр. Были обна­ру­же­ны опре­де­лен­ные ген­дер­ные осо­бен­но­сти при ком­по­зи­ции ава­та­ров. Фото­гра­фии деву­шек отли­ча­ют­ся боль­шей вычур­но­стью, они более худо­же­ствен­ны, сде­ла­ны на кра­си­вом фоне. 

Юно­ши заин­те­ре­со­ва­ны пока­зать связь со сво­им люби­мым делом, рас­ска­зать о собы­тии, в кото­ром им уда­лось при­нять уча­стие, неред­ко встре­ча­ют­ся фото­гра­фии в ком­па­нии друзей. 

Выдви­ну­тые утвер­жде­ния под­креп­ля­ют­ся наблю­де­ни­я­ми самих подростков:

«Я  все­гда  пыта­юсь  под­би­рать  инте­рес­ные  места  с  кра­си­вы­ми  пей­за­жа­ми» (девуш­ка, 16 лет).

«Мои ава­та­ры в основ­ном свя­за­ны со спор­том. Я ведь спортс­мен» (юно­ша, 14 лет).

Глав­ная фото­гра­фия про­фи­ля спо­соб­ству­ет выра­же­нию под­рост­ка­ми той соци­аль­ной и ген­дер­ной роли, кото­рую он пред­по­чи­та­ет играть, пере­да­ет настро­е­ние и лич­ност­ные убеж­де­ния, взгля­ды, отра­жа­ет дина­ми­ку их изменений. 

Ген­дер­но ней­траль­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми обла­да­ют не несу­щие ген­дер­но­го смыс­ла ава­та­ры - кар­тин­ки и фото­гра­фии, не под­чер­ки­ва­ю­щие поло­ро­ле­вые аттитюды. 

При­ме­ча­тель­но, что ряд респон­ден­тов не ста­ра­ет­ся выде­лить свой ава­тар с точ­ки зре­ния соот­вет­ствия тра­ди­ци­он­ным ген­дер­ным пред­став­ле­ния, но под­ме­ча­ют это у дру­гих поль­зо­ва­те­лей, подо­зре­вая, что «осо­бый» ген­дер­но под­чер­ки­ва­ю­щий фор­мат фото­гра­фии будет слу­жить одним из клю­че­вых фак­то­ров для дости­же­ния цели (напри­мер, зна­ком­ства). Объ­яс­не­ние это­му мож­но най­ти у Гоф­ма­на, кото­рый гово­рит, что «соци­аль­ный перед­ний план, как пра­ви­ло, инсти­ту­ци­о­на­ли­зи­ру­ет­ся в виде обоб­щен­ных сте­рео­тип­ных ожи­да­ний» [2, с. 59]. 

Роль ава­та­ра в ген­дер­ной соци­а­ли­за­ции под­рост­ка заклю­ча­ет­ся в том, что с помо­щью него кон­стру­и­ру­ет­ся образ, кото­рый созда­ет жела­е­мое под­рост­ком впе­чат­ле­ние для ауди­то­рии. Осно­ва для созда­ва­е­мо­го впе­чат­ле­ния может нахо­дить­ся как в опы­те, при­об­ре­тен­ном в повсе­днев­ной жиз­ни, так и в экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нии со сво­ей вир­ту­аль­ной идентичностью.

Когда респон­ден­ты высту­па­ли в роли наблю­да­те­лей за спо­со­ба­ми вир­ту­аль­ной репре­зен­та­ции сво­е­го и про­ти­во­по­лож­но­го пола, девуш­ки и юно­ши под­ме­ча­ли ген­дер­но мар­ки­ро­ван­ные особенности:

«У  деву­шек  на   фото­гра­фи­ях  наклон  голо­вы,  под­на­ду­тые  губы,  так  ска­жем, выта­ра­щен­ные  гла­за,  для  боль­шей  выра­зи­тель­но­сти!  Маль­чи­ки  обыч­но  вста­ют  в какие-то стран­ные позы, озна­ча­ю­щие какой-то вызов, пафос» (девуш­ка, 16 лет).

«Девушки пытаются привлечь внимание, на аватарах часто сильно накрашены, парни,  наобо­рот,  закрыть  лицо  ста­ра­ют­ся  чер­ны­ми  очка­ми,  напри­мер.  Девуш­кам хочет­ся,  что­бы  все  счи­та­ли  их  кра­си­вы­ми  и  навер­но  ищут  новых  зна­комств,  вот  и исполь­зу­ют кос­ме­ти­ку» (юно­ша, 16 лет).

«Парни хотят показать свою крутость, а девушки нежность» (девушка, 14 лет).

Кон­стру­и­руя свои вир­ту­аль­ные репре­зен­та­ции, под­рост­ки актив­но вовле­ка­ют­ся в про­цесс вос­про­из­вод­ства опре­де­лен­ных ген­дер­ных эта­ло­нов и моде­лей, суще­ству­ю­щих в повсе­днев­ной жиз­ни. Их ген­дер­ные репре­зен­та­ции, высту­пая меха­низ­ма­ми ген­дер­ной соци­а­ли­за­ции, опре­де­ля­ют осо­бен­но­сти ком­по­зи­ции ава­та­ров в соци­аль­ной сети.

Сле­ду­ю­щей воз­мож­но­стью для управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем ауди­то­рии может слу­жить лич­ная инфор­ма­ция, раз­ме­щен­ная на стра­нич­ке. Ана­лиз содер­жа­ния про­фи­лей (анке­ты с инфор­ма­ци­ей о себе) под­рост­ков сви­де­тель­ству­ет, что здесь на пер­вое место выхо­дят не ген­дер­ные осо­бен­но­сти ком­по­зи­ции стра­ниц, а жела­ние пока­зать свои каче­ства как уни­каль­ной лич­но­сти, сво­бод­ной от ген­дер­ных предрассудков. 

Сле­ду­ю­щие при­ме­ры демон­стри­ру­ют, что и ожи­да­ния под­рост­ков отно­си­тель­но того, как сле­ду­ет офор­мить стра­ни­цу юно­шам и девуш­кам, в целом не под­чер­ки­ва­ют ген­дер­ную специфику:

«Существенной разницы между оформлением страницы девушкой и парнем я не назову,  но  мне  нра­вит­ся,  когда  как-то  выра­жа­ют  своё  мне­ние,  у  пар­ней  нра­вит­ся, когда  про­па­ган­ди­ру­ют  здо­ро­вый  образ  жиз­ни,  у  деву­шек  мне  часто  не  нра­вит­ся огром­ное мно­же­ство ста­ту­сов из раз­лич­ных групп и стра­ниц» (девуш­ка, 16 лет).

«Как  душе  угод­но,  так  и  оформ­ля­ют.  Вооб­ще  без  раз­ни­цы.  Не  име­ет  ника­ко­го зна­че­ния» (девуш­ка, 17 лет).

«Это  вопрос,  кото­рый  каж­дый  дол­жен  решать  сам  в  зави­си­мо­сти  от  сво­е­го миро­вос­при­я­тия» (юно­ша, 16 лет).

«Мне кажется, что особых различий между этими страницами не должно быть, ну если только аватары разные. Это нужно, чтобы не акцентировать на различиях между пар­нем и девуш­кой» (девуш­ка, 14 лет).

«Девушке  сле­ду­ет  по  мини­му­му выкла­ды­вать  свои фото­гра­фии,  так  как  долж­на быть  какая-то  недо­ска­зан­ность,  что  ли,  это  заин­те­ре­со­вы­ва­ет,  так  же  по  мини­му­му запол­не­на  лич­ная  инфор­ма­ция.  Что­бы  вызы­ва­ло  инте­рес,  но  не  рас­кры­ва­ло  тебя пол­но­стью,  ина­че  не  о  чем  будет  лич­но  пооб­щать­ся.  Насчёт  пар­ней  то  же  самое» (девуш­ка, 16 лет).

Одна­ко не может не быть исклю­че­ний, посколь­ку осно­ва ген­дер­ных пред­став­ле­ний закла­ды­ва­ет­ся в повсе­днев­ной жиз­ни, часть кото­рых вос­про­из­во­дит­ся в виртуальной:

«Девушка:    боль­ше    фото­гра­фий,    мень­ше    цен­зу­ры,    быть    зага­доч­ной    (не рас­пи­сы­вать все о себе в инфор­ма­ции на 2 тома). Парень: ну они не любят запол­нять инфор­ма­цию о себе, да в прин­ци­пе и не надо, мень­ше вся­ких цитат и т.д.» (девуш­ка, 16 лет).

«У  девуш­ки  -  что­бы  было  всё  ори­ги­наль­но,  это  же  девуш­ка..  а  парень  как захо­чет…» (девуш­ка, 14 лет).

Сами под­рост­ки при­зна­ют­ся, что с момен­та реги­стра­ции они уда­ли­ли боль­шую часть инфор­ма­ции, пото­му что никто не обра­ща­ет на нее вни­ма­ние. А на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, опции сай­та наи­бо­лее спо­соб­ству­ют выра­же­нию Ваших пред­став­ле­ний о себе и взгля­дах на мир?» боль­шин­ство отве­ти­ли в такой после­до­ва­тель­но­сти: груп­пы, цита­ты, фото­гра­фии, музы­ка и статус.

Онлайн сооб­ще­ства поз­во­ля­ют под­рост­кам в без­опас­ной сре­де иссле­до­вать соб­ствен­ную лич­ность, завя­зы­вать отно­ше­ния и раз­де­лять свои чувства. 

Исполь­зуя тер­ми­но­ло­гию Гоф­ма­на, груп­пы, цита­ты и т.д. явля­ют­ся «зна­ко­вы­ми сред­ства­ми выра­же­ния», посколь­ку даже если поль­зо­ва­те­ли сай­та не зна­ко­мы с чело­ве­ком, они могут по его обли­ку и этим опци­ям «подо­брать неко­то­рые клю­чи», кото­рые поз­во­лят им «при­ме­нить к нему свой преды­ду­щий опыт обще­ния с при­бли­зи­тель­но похо­жи­ми людь­ми, или что более важ­но, исполь­зо­вать еще не про­ве­рен­ные сте­рео­ти­пы» [2, с. 32].

И посколь­ку цель ген­дер­ных репре­зен­та­ций, как и цель испол­ни­те­ля в оффлайн – «под­дер­жи­вать опре­де­ле­ние ситу­а­ции, пред­став­ляя этим свою заяв­ку на то, чем явля­ет­ся для него реаль­ность» [2, с. 121], то осо­бое вни­ма­ние сле­ду­ет уде­лить цита­там, посколь­ку прак­ти­че­ски каж­дый респон­дент отме­тил для себя их высо­кую зна­чи­мость. С помо­щью цитат под­рост­ки выра­жа­ют свое настро­е­ние, миро­вос­при­я­тие, хотят выгля­деть более умны­ми, обра­зо­ван­ны­ми и начитанными. 

Если гово­рить о ген­дер­ной спе­ци­фи­ке, то она явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем той линии, кото­рую выбрал под­ро­сток при кон­стру­и­ро­ва­нии сво­е­го вир­ту­аль­но­го обра­за. В дан­ном кон­тек­сте, если под­ро­сток жела­ет под­черк­нуть какое-либо каче­ство, тра­ди­ци­он­но вос­при­ни­ма­е­мое как муж­ское или жен­ское, он пред­по­чтет раз­ме­стить цита­ту из кни­ги, афо­ризм или мысль како­го-либо авто­ри­тет­но­го писа­те­ля, ученого. 

Ниже при­во­дят­ся при­ме­ры выска­зы­ва­ний инфор­ман­тов, демон­стри­ру­ю­щие, что цита­ты могут так­же озна­чать прин­ци­пы, нор­мы и иде­а­лы, кото­ры­ми они могут поль­зо­вать­ся в повсе­днев­ной жизни:

«Цитатой я могу выразить свою точку зрения» (юноша, 14 лет).

«Могу поставить цитату, которая понравилась и отражает какие-то мои идеи. Могу обращение какое-то, впечатления, воспоминания» (девушка, 15 лет).

Одна­ко суще­ству­ют прак­ти­ки цити­ро­ва­ния того, что может не соот­вет­ство­вать дей­стви­тель­но­му пове­де­нию или вос­при­я­тию, т.е. содер­жать иде­а­ли­зи­ро­ван­ное или иска­жен­ное пред­став­ле­ние о каком-либо соци­аль­ном факте. 

Подоб­ные ситу­а­ции встре­ча­ют­ся и в оффлайн: «Когда инди­вид пред­став­ля­ет себя перед дру­ги­ми, его испол­не­ние будет реаль­но про­яв­лять тен­ден­цию к вопло­ще­нию и под­твер­жде­нию соб­ствен­ным при­ме­ром обще­при­ня­тых цен­но­стей дан­но­го обще­ства в гораз­до боль­шей мере, чем это дела­ет его пове­де­ние в целом» [2, с. 68]. 

При этом рас­хож­де­ние меж­ду иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми цита­та­ми, инфор­ма­ци­ей о себе в онлайн (пове­де­ни­ем в оффлайн) и лич­ной пере­пиской («заку­лис­ной» ком­му­ни­ка­ци­ей в повсе­днев­ной жиз­ни) созда­ет воз­мож­ность для раз­ру­ше­ния впе­чат­ле­ния, что в обо­их слу­ча­ях порож­да­ет недо­ве­рие меж­ду коммуникаторами.

«Все  вру­ны  и  лице­ме­ры,  толь­ко  близ­кие  дру­зья  ска­жут  прав­ду  при  обще­нии вжи­вую» (девуш­ка, 16 лет).

Под­рост­ки с двух-трех­лет­ним ста­жем поль­зо­ва­ния сай­том счи­та­ют более инфор­ма­тив­ны­ми цита­ты и фото­гра­фии, чем гра­фы, сооб­ща­ю­щие об их инте­ре­сах и убеждениях. 

Для деву­шек ава­тар и фото­гра­фии в аль­бо­мах явля­ют­ся клю­чом к пони­ма­нию чело­ве­ка. Они посте­пен­но начи­на­ют умень­шать коли­че­ство выкла­ды­ва­е­мой инфор­ма­ции о себе, уве­ли­чи­вая коли­че­ство и раз­но­об­ра­зие сво­их фотографий. 

С помо­щью фото­гра­фий они ори­ен­ти­ру­ют­ся на пред­став­ле­ния о внеш­но­сти совре­мен­ных деву­шек и пар­ней, фор­ми­руя тем самым для себя более-менее опре­де­лен­ный обра­зец, эта­лон жен­ской и муж­ской кра­со­ты, начи­на­ют срав­ни­вать себя с ним.

«В  основ­ном  не  читаю  инфор­ма­цию  о  чело­ве­ке,  а  смот­рю  его  фото­гра­фии. Счи­таю, что по ним мож­но гораз­до боль­ше ска­зать» (девуш­ка, 17 лет).

«Раньше  я  тупо  про­кру­чи­ва­ла  стра­нич­ки  дру­гих  людей,  сей­час  я  очень  мно­го вре­ме­ни  тра­чу  на  фот­ку.  Исклю­чи­тель­но  сижу  на  стра­ни­цах  фото­гра­фов  и  т.д.!» (девуш­ка, 16 лет).

«Фотографии выражают все» (девушка, 15 лет).

«Я хочу раскрыть себя, чтобы взглянув на аватарку, можно было понять, что я за чело­век» (девуш­ка, 14 лет).

«С  момен­та  реги­стра­ции  изме­ни­лось  мно­го.  Я  убра­ла  всю  инфор­ма­цию  типа инте­ре­сов и так далее, убра­ла места, фот­ки обнов­ляю, слиш­ком ста­рые уда­ляю… Как появ­ля­ют­ся новые фот­ки, так и меняю, а если их дол­го нет, то из ста­ро­го что-нибудь выби­раю» (девуш­ка, 15 лет).

«Я  ста­ра­юсь,  что­бы  лицо  было  выде­ле­но,  пото­му  что  счи­таю,  что  глав­ное,  что дол­жен видеть незна­ко­мый чело­век - это лицо, осталь­ное не столь важ­но» (девуш­ка, 14 лет).

А. Мана­гоу и М. Грэ­хем гово­рят об «ове­ществ­ле­нии себя через пуб­лич­ное пред­став­ле­ние» на стра­ни­це соци­аль­ной сети MySpace» [9, р. 449]. Как и в слу­чае вир­ту­аль­ных репре­зен­та­ций на MySpace, рос­сий­ские девуш­ки так­же стре­мят­ся под­черк­нуть свой внеш­ний вид, вынуж­дая тем самым пар­ней рас­смат­ри­вать их как объекты. 

В совре­мен­ной лите­ра­ту­ре такие про­цес­сы часто опи­сы­ва­ют­ся в тер­ми­нах тео­рии объ­ек­ти­ва­ции, соглас­но кото­рой запад­ные обще­ства сек­су­аль­но объ­ек­ти­ви­ру­ют, ове­ществ­ля­ют жен­ское тело. Жен­щи­ны посто­ян­но чув­ству­ют, что их вос­при­ни­ма­ют как вещи, посто­ян­но оце­ни­ва­ют и исполь­зу­ют в инду­стрии раз­вле­че­ний и рекламе. 

Сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции все вре­мя посы­ла­ют обще­ству, и преж­де все­го самим жен­щи­нам, сиг­на­лы, что жен­щин нуж­но оце­ни­вать не по тому, кем они явля­ют­ся, а по тому, как они выгля­дят. Попу­ляр­ный в мас­со­вой куль­ту­ре иде­ал худо­ща­вой кра­со­ты побуж­да­ет думать, что если девуш­ки захо­тят быть поло­жи­тель­но оце­не­ны дру­ги­ми, они обя­за­ны соот­вет­ство­вать это­му идеалу. 

Мне­ние, что жен­щин нуж­но оце­ни­вать по тому, как они выгля­дят, усва­и­ва­ет­ся и при­ни­ма­ет­ся сами­ми жен­щи­на­ми. Этот про­цесс, в резуль­та­те кото­ро­го инди­ви­ды начи­на­ют думать, что они дей­стви­тель­но явля­ют­ся объ­ек­та­ми или това­ра­ми, под­ле­жа­щи­ми раз­гля­ды­ва­нию и оце­ни­ва­нию, Фред­рик­сон и Робертс назы­ва­ют само­объ­ек­ти­ва­ци­ей. А само­объ­ек­ти­ва­ция, в свою оче­редь, порож­да­ет бес­по­кой­ство о внеш­но­сти, телес­ный стыд, депрес­сию, неудо­вле­тво­рен­ность сво­им телом, пони­жен­ное само­ува­же­ние и т.д. [7].

Заключение

Для изу­че­ния прак­тик ген­дер­ных само­ре­пре­зен­та­ций под­рост­ков в сети Интер­нет была исполь­зо­ва­на наи­бо­лее попу­ляр­ная соци­аль­ная сеть «ВКон­так­те», предо­став­ля­ю­щая уни­каль­ные в сво­ем роде воз­мож­но­сти кон­стру­и­ро­ва­ния вир­ту­аль­но­го образа. 

Иссле­до­ва­ние обна­ру­жи­ло, что визу­аль­ный фор­мат ген­дер­ных само­ре­пре­зен­та­ций носит вре­мен­ный харак­тер, вза­и­мо­за­ме­ня­ем и отра­жа­ет дина­ми­ку изме­не­ний в повсе­днев­ной жиз­ни подростка. 

Исполь­зо­ва­ние ава­та­ров, обнов­ле­ние фото­аль­бо­мов поз­во­ля­ет не толь­ко созда­вать и управ­лять жела­е­мым впе­чат­ле­ни­ем ауди­то­рии (посе­ти­те­лей стра­ни­цы), но и полу­чать воз­мож­ные заме­ча­ния и ком­мен­та­рии, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни регу­ли­ру­ю­щие ген­дер­ную нормативность. 

Само­ре­пре­зен­та­ции высту­па­ют новым меха­низ­мом ген­дер­ной соци­а­ли­за­ции совре­мен­ных подростков. 

Ана­лиз пред­по­чте­ний под­рост­ков в оформ­ле­нии ген­дер­но соот­вет­ству­ю­щих стра­ниц на сай­те «ВК» пока­зал отсут­ствие зна­чи­мо­сти сле­до­ва­ния ген­дер­ным образ­цам, они не наме­ре­ны пус­кать тра­ди­ци­он­ные ген­дер­ные сте­рео­ти­пы в моде­ли­ро­ва­ние сво­ей жиз­ни в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, отда­вая пред­по­чте­ние ген­дер­но­му эгалитаризму.

Литература

  1. Ала­дыш­ки­на А.С. Совре­мен­ное интер­нет-сооб­ще­ство : соц.-стратификац. ана­лиз : дис. … канд. социол. наук. Ниж­ний Нов­го­род, 2006.
  2. Гоф­ман И. Пред­став­ле­ние себя дру­гим в повсе­днев­ной жиз­ни. М. : КАНОН-пресс-Ц: Куч­ко­во поле, 2000
  3. Кон И.С. Ребе­нок и обще­ство. М. : Ака­де­мия, 2003.
  4. Малы­ше­ва М. М. Ана­лиз каче­ствен­ных дан­ных в ген­дер­ных иссле­до­ва­ни­ях // Ген­дер­ный калей­до­скоп. М. : Academia, 2001. С. 146-168.
  5. Онлайн иссле­до­ва­ния в Рос­сии 2.0 / под ред. Шаш­ки­на А.В., Девят­ко И.Ф., Давы­до­ва С.Г. М. : Севе­ро-Восток, 2010.
  6. Arnett J. Adolescents’ uses of media for self-socialization // Journal of youth and adolescence. 1995. Vol.24. No.5. P. 519-533.
  7. Fredrickson B.L., Roberts T.-A. Objectification theory: toward understanding women’s lived experience and mental health risks // Psychology of women quarterly. 1997. Vol. 21. P. 173-206.
  8. McKenna A., Bargh, J. Plan 9 from Cyberspace : the implications of the Internet for personality and social psychology // Personality and social psychology review. 2000. Vol. 4 P. 57-75
  9. Self-presentation and Gender on MySpace / Manago A., Graham M., Greenfield P., Salimkhan G.// Journal of applied developmental psychology. 2008. Vol. 29.
  10. Subrahmanyam K., Greenfield P., Tynes B. Constructing sexuality and identity in an internet teen chat room // Journal of applied developmental psychology. 2004. Vol. 25. P. 651−666.
Источ­ник: Мони­то­ринг. 2012. №4 (110).

Об авторе

Алек­сандр Вяче­сла­во­вич Щеко­ту­ров – Наци­о­наль­ный иссле­до­ва­тель­ский уни­вер­си­тет – Ниже­го­род­ско­го госу­ни­вер­си­те­та им. Н.И. Лобачевского.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest