ВВЕДЕНИЕ
В основе различий определённых поколений лежат особенности системы ценностей, становление которой происходило в конкретном историческом периоде. Структура направленности личности, которую составляют ценности, интересы, мировоззрение и иные мотивационные образования формируется не только в результате воспитания в семье, но также под влиянием абсолютно всего общественного контекста, где постоянно располагается личность в момент взросления.
Согласно теории Е. Никонова и Е. Шамис, «Поколение Z» или цифровое поколение — это люди, родившиеся после 2000 годов в момент быстрого роста применения компьютерных средств и мобильных гаджетов, и будут рождаться приблизительно до 2020 гг., когда вновь произойдёт смена поколений». [4]
Целью исследования является анализ особенностей взаимоотношений подростков цифрового поколения с родителями.
Задачи исследования:
- рассмотреть психологические особенности и проблемы цифрового поколения;
- проанализировать авторитет родителей как важную составляющую успешности воспитания детей в семье; 3) провести опрос, направленный на выявление авторитетных для подростков лиц;
- определить возможные пути профилактики проблем взаимоотношений нового поколения с родителями.
Психологические особенности и проблемы цифрового поколения
На данный момент, в школе учатся именно представители поколения Z. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, для возрастного периода от 11 до 15 лет характерны определённые новообразования и особенности: критическое отношение к окружающим, потребность в самоуважении, стремление к «взрослости», направленность на общение со сверстниками. При этом, нынешние дети, по образу мышления и восприятию действительности во многом отличаются от своих предшественников.
Принципы существующей на сегодняшний день системы воспитания, которые в прошлом показывали хорошие результаты, уже не способны успешно выполнять задачи развития и воспитания подрастающего поколения. Родители серьёзно обеспокоены количеством времени и активной восприимчивостью детей к цифровым технологиям. Они считают, что молодёжь практически «существует» в электронной среде.
На психологические свойства и мировоззрение этого поколения влияет прогресс цифровых технологий и их внедрение в различные виды деятельности. Ключевое и отличительное свойство нового поколения определяется тем, что молодёжь, в отличие от старших поколений, применяет новейшие технологии на более высоком уровне: это происходит зачастую намного уверенней и регулярнее.
Сегодняшнее поколение школьников определяют как «цифровое», поскольку они имеют определённую страсть к компьютерным технологиям. Для детей и молодёжи данные устройства стали обязательным атрибутом жизнедеятельности.
Дети, взросление которых проходит в эпоху бурного развития информационных технологий, с одной стороны, принадлежат к уже существующей культуре постиндустриального общества, но, с другой, стороны, взаимодействуя с другими поколениями, её же и создают, и одновременно изменяют [2, с 70].
Такие тенденции цифрового периода характеризуются как плюсами, так и минусами в плане влияния на личностные особенности и жизнедеятельность людей.
К плюсам применения цифровых технологий для прогресса растущего поколения стоит отнести значительный уровень цифровой грамотности, обширные способности для получения сведений, творчества и самовыражения, отсутствие географических барьеров в коммуникации, возможность к многофункциональной деятельности и др.
В то же время, происходит спад естественной активности в обычной жизни, что влечёт за собой проблемы в коммуникации и в осуществлении необходимой деятельности за пределами виртуального мира. Применение цифровых устройств отнимает большое количество времени, что формирует определённые проблемы во взаимоотношениях в реальной жизни.
При этом актуальным становится изучение основных проблем во взаимоотношениях подростков – представителей цифрового поколения с родителями.
По результатам проведённого эмпирического исследования, Е.А. Сорокоумова констатирует, что представители нового поколения привыкли оперативно получать сведения, стремятся к многозначности, предпочитают играть, а не работать серьёзно, плохо справляются с индивидуальными заданиями, поскольку у них нет возможности искать решение самостоятельно.
Родители все чаще отмечают отсутствие у детей навыков общения, повышенную конфликтность и низкий уровень адаптации, неспособность организовать собственную деятельность. Проблемы взаимоотношений двух поколений осложняются тем, что молодое поколение на данный момент учат те люди, которые не относятся к их поколению и, в результате, возникают конфликты и недопонимание.
Родителям сложно найти подход к детям, не воспринимающим их классические ценности. Два поколения «разговаривают абсолютно на разных языках» и зачастую не понимают друг друга. Подростки часто отвергают ценности поколений, не желая принимать их в качестве образца [3].
Авторитет родителей как важная составляющая успешности воспитания детей в семье
Проблема авторитета личности изучалась в основном в рамках социальной психологии по отношению к процессам происходящим в группах, при этом вместо термина «авторитет» используются понятия «референтность», «лидерство», «влияние» и др.
Много исследований данной проблемы выполнено в области управления персоналом и организацией, где предметом изучения является авторитет руководителя.
В педагогике наиболее полно проблема авторитета воспитателя и его формирования представлена в работах А.С. Макаренко. Исследования авторитета педагога, учителя в отечественной науке представлены в работах Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Левитова, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.В. Мудрика, Н.И. Петровой, Н.Ф. Талызиной и др. В психологии исследований, посвящённых авторитету личности родителя как психологическому феномену, практически нет.
Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье, это уважение, выполнение требований на основе сознательного и добровольного принятия их ребёнком, а также стремление прислушиваться к советам и подражать им.
Родитель может иметь авторитет у ребёнка в силу наличия определённых личностных качеств – интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других, но важнейшими факторами формирования авторитета являются личный пример, единство воспитательной позиции родителей, отношение к нему, интерес к его эмоциональной жизни, готовность выслушать, понять и прийти на помощь, сочетание требовательности с уважением к его личности.
А.С. Макаренко подчёркивает, что авторитет педагога и родителя может быть истинным и ложным. Ложный авторитет, неустойчивый и недолговечный, возникает, когда основной целью родителей является послушание детей и их собственное спокойствие.
Выделяются следующие типы ложных авторитетов: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет любви, авторитет доброты и т.д. Истинный авторитет, согласно А.С. Макаренко, имеет следующие компоненты: авторитет знания (информированность о жизни своего ребёнка, об его интересах, друзьях и т.д.), авторитет помощи (помощь при затруднениях, но и предоставление возможности самому преодолевать их), авторитет ответственности [1].
МЕТОДЫ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Среди методик, направленных на выявление авторитета родителей можно выделить следующие: методику выявления особенностей идентификации детей с родителями (А.И. Захаров) (первые 5 вопросов данной методики диагностируют компетентность и престижность родителей в восприятии детей); визуально-словесная методика Р. Жиля позволяет выявить отношение ребёнка к членам семьи, учителю и другим значимым лицам.
На основе данных методик была разработана авторская анкета для определения авторитета родителей у подростков и проведён опрос, в котором приняли участие 78 учеников Ерденевской средней общеобразовательной школы Малоярославского района Калужской области в возрасте от 10 до 13 лет.
Авторская анкета включает 29 вопросов, касающихся различных аспектов отношения подростков к учителям и родителям, а также другим значимым для них лицам.
ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам опроса можно сделать вывод, что для 53 подростков авторитетом является значимый взрослый (для 32,1% детей – оба родителя, 30,2% мама, 15,1 % папа, 15,1 % бабушка, 5,7% дедушка). Лишь для одного учащегося (1,9%) авторитетом является учитель. У 25 подростков (32 % нашей выборки) нет авторитета в лице взрослого человека, с учётом тех ребят, которые признались, что не знают значения этого слова.
Часть подростков (7 человек) ответили, что у них нет авторитетов среди взрослых и сверстников, для 6 подростков авторитетом выступают значимые сверстники, и 6 человек проявили характерную для данного возрастного периода реакцию эмансипации – демонстрацию самостоятельности и независимости, ответив: «Я сам для себя являюсь авторитетом».
Таким образом, авторитет учителя уже не столь абсолютный, как это было раньше, так как современные дети одним нажатием на кнопку компьютера или другого гаджета, получают информацию из интернет-источников, которая намного больше той, которой владеет учитель. Он не воспринимается как некий источник знаний, как человек, имеющий информацию, которую невозможно получить самостоятельно.
В подростковом возрасте возникает ярко выраженная потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Но при этом, как мы видим, значимый взрослый остаётся авторитетом для подростка.
Возможные пути профилактики проблем взаимоотношений подростков цифрового поколения с родителями
Тем родителям, кому поддерживать авторитет не просто, необходимо быть последовательным, устанавливать правила, разумные ограничения, и твёрдо воплощать их в жизнь, не превращая родительскую власть в диктат, всегда объясняя мотивы своих требований. В подростковом возрасте детей привлекают личности с твёрдым характером, принципиальные, с внутренней и внешней силой.
Также родителям стоит принять свойства общественно-психологического облика сегодняшней молодёжи, никак не сравнивая их с собой, но одновременно формируя под новое поколение актуальные методики обучения и воспитания личности.
Необходимо стараться создавать чувство успеха в реальности у представителей нового «цифрового поколения», что повысит их уверенность в себе и, следовательно, будет способствовать снижению напряжённости взаимоотношений между поколениями.
Также очень важно развивать коммуникативные взаимосвязи, в том числе доверительное общение, посвящать больше времени разговорам и обсуждениям прошедшего дня. Привлекать подростков к активной деятельности, которая не связана с компьютером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровые устройства могут оказывать деструктивное влияние на коммуникативную, интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы личности подростков, приводить к повышенной конфликтности, снижению волевого самоконтроля, неумению организовать свою деятельность.
В связи с этим, большинство подростков имеют трудности во взаимоотношениях со своими родителями, поскольку старшее поколение видит в таком виде деятельности исключительно безответственное поведение, в отличие от предыдущих поколений, которые, по их мнению, применяют цифровые технологии ответственно.
Цифровая реальность как пространство деятельности и общения становится для молодёжи одним из ключевых факторов взросления, отражается во всём личностном облике: в развитии высших психических функций, в его ценностях, мотивации, в манере взаимодействия и поведения.
Происходит перемещение различных видов активности в виртуальный мир, что определяет завышенную увлечённость интернет-сетью, с последующим ослаблением адаптации к внешнему миру.
Основными направлениями профилактики негативного влияния цифровых технологий на общение и деятельность подростков являются: развитие коммуникативных навыков; создание ситуаций для возникновения чувства успеха в реальности; развитие способности к самоорганизации в достижении жизненных целей; развитие волевой регуляции поведения.
Данные механизм будут способствовать разрешению проблем во взаимоотношениях подростков цифрового поколения с родителями.
ЛИТЕРАТУРА
- Калинина Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка / Р.Р. Калинина [Электронный ресурс].
- Кофейникова Ю.Л. Психолого-педагогические проблемы образования поколения Z в современном социокультурном контексте / Ю.Л. Кофейникова // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. №3. С.70.
- Сорокоумова Е.А., Социализация подростка в процессе интернет-общения / Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, Д.Н. Арютина // Педагогика и психология образования. 2018. №2. С. 141.
- Шамис Е., Теория поколений: Необыкновенный Икс / Е. Шамис, Е. Никонов. – М.: Синергия, 2016. – 140 с.
Об авторе
Арнаутова Е.А. - магистрант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Россия.
Смотрите также:
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Роль и участие родителей в процессе кибергруминга
- Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей
- Понукалина О.В. Детско-родительские конфликты в контексте цифровизации повседневности
- Щербакова Н. Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях