Арнаутова Е.А. Особенности взаимоотношений подростков цифрового поколения с родителями

А

ВВЕДЕНИЕ

В осно­ве раз­ли­чий опре­де­лён­ных поко­ле­ний лежат осо­бен­но­сти систе­мы цен­но­стей, ста­нов­ле­ние кото­рой про­ис­хо­ди­ло в кон­крет­ном исто­ри­че­ском пери­о­де. Струк­ту­ра направ­лен­но­сти лич­но­сти, кото­рую состав­ля­ют цен­но­сти, инте­ре­сы, миро­воз­зре­ние и иные моти­ва­ци­он­ные обра­зо­ва­ния фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко в резуль­та­те вос­пи­та­ния в семье, но так­же под вли­я­ни­ем абсо­лют­но все­го обще­ствен­но­го кон­тек­ста, где посто­ян­но рас­по­ла­га­ет­ся лич­ность в момент взросления.

Соглас­но тео­рии Е. Нико­но­ва и Е. Шамис, «Поко­ле­ние Z» или циф­ро­вое поко­ле­ние — это люди, родив­ши­е­ся после 2000 годов в момент быст­ро­го роста при­ме­не­ния ком­пью­тер­ных средств и мобиль­ных гад­же­тов, и будут рож­дать­ся при­бли­зи­тель­но до 2020 гг., когда вновь про­изой­дёт сме­на поко­ле­ний». [4]

Целью иссле­до­ва­ния явля­ет­ся ана­лиз осо­бен­но­стей вза­и­мо­от­но­ше­ний под­рост­ков циф­ро­во­го поко­ле­ния с родителями.

Зада­чи исследования: 

  1. рас­смот­реть пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти и про­бле­мы циф­ро­во­го поколения;
  2. про­ана­ли­зи­ро­вать авто­ри­тет роди­те­лей как важ­ную состав­ля­ю­щую успеш­но­сти вос­пи­та­ния детей в семье; 3) про­ве­сти опрос, направ­лен­ный на выяв­ле­ние авто­ри­тет­ных для под­рост­ков лиц;
  3. опре­де­лить воз­мож­ные пути про­фи­лак­ти­ки про­блем вза­и­мо­от­но­ше­ний ново­го поко­ле­ния с родителями.

Психологические особенности и проблемы цифрового поколения

На дан­ный момент, в шко­ле учат­ся имен­но пред­ста­ви­те­ли поко­ле­ния Z. Соглас­но воз­раст­ной пери­о­ди­за­ции Д.Б. Эль­ко­ни­на, для воз­раст­но­го пери­о­да от 11 до 15 лет харак­тер­ны опре­де­лён­ные ново­об­ра­зо­ва­ния и осо­бен­но­сти: кри­ти­че­ское отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим, потреб­ность в само­ува­же­нии, стрем­ле­ние к «взрос­ло­сти», направ­лен­ность на обще­ние со сверст­ни­ка­ми. При этом, нынеш­ние дети, по обра­зу мыш­ле­ния и вос­при­я­тию дей­стви­тель­но­сти во мно­гом отли­ча­ют­ся от сво­их предшественников. 

Прин­ци­пы суще­ству­ю­щей на сего­дняш­ний день систе­мы вос­пи­та­ния, кото­рые в про­шлом пока­зы­ва­ли хоро­шие резуль­та­ты, уже не спо­соб­ны успеш­но выпол­нять зада­чи раз­ви­тия и вос­пи­та­ния под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния. Роди­те­ли серьёз­но обес­по­ко­е­ны коли­че­ством вре­ме­ни и актив­ной вос­при­им­чи­во­стью детей к циф­ро­вым тех­но­ло­ги­ям. Они счи­та­ют, что моло­дёжь прак­ти­че­ски «суще­ству­ет» в элек­трон­ной среде.

На пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства и миро­воз­зре­ние это­го поко­ле­ния вли­я­ет про­гресс циф­ро­вых тех­но­ло­гий и их внед­ре­ние в раз­лич­ные виды дея­тель­но­сти. Клю­че­вое и отли­чи­тель­ное свой­ство ново­го поко­ле­ния опре­де­ля­ет­ся тем, что моло­дёжь, в отли­чие от стар­ших поко­ле­ний, при­ме­ня­ет новей­шие тех­но­ло­гии на более высо­ком уровне: это про­ис­хо­дит зача­стую намно­го уве­рен­ней и регулярнее. 

Сего­дняш­нее поко­ле­ние школь­ни­ков опре­де­ля­ют как «циф­ро­вое», посколь­ку они име­ют опре­де­лён­ную страсть к ком­пью­тер­ным тех­но­ло­ги­ям. Для детей и моло­дё­жи дан­ные устрой­ства ста­ли обя­за­тель­ным атри­бу­том жизнедеятельности.

Дети, взрос­ле­ние кото­рых про­хо­дит в эпо­ху бур­но­го раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, с одной сто­ро­ны, при­над­ле­жат к уже суще­ству­ю­щей куль­ту­ре пост­ин­ду­стри­аль­но­го обще­ства, но, с дру­гой, сто­ро­ны, вза­и­мо­дей­ствуя с дру­ги­ми поко­ле­ни­я­ми, её же и созда­ют, и одно­вре­мен­но изме­ня­ют [2, с 70].

Такие тен­ден­ции циф­ро­во­го пери­о­да харак­те­ри­зу­ют­ся как плю­са­ми, так и мину­са­ми в плане вли­я­ния на лич­ност­ные осо­бен­но­сти и жиз­не­де­я­тель­ность людей. 

К плю­сам при­ме­не­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий для про­грес­са рас­ту­ще­го поко­ле­ния сто­ит отне­сти зна­чи­тель­ный уро­вень циф­ро­вой гра­мот­но­сти, обшир­ные спо­соб­но­сти для полу­че­ния све­де­ний, твор­че­ства и само­вы­ра­же­ния, отсут­ствие гео­гра­фи­че­ских барье­ров в ком­му­ни­ка­ции, воз­мож­ность к мно­го­функ­ци­о­наль­ной дея­тель­но­сти и др. 

В то же вре­мя, про­ис­хо­дит спад есте­ствен­ной актив­но­сти в обыч­ной жиз­ни, что вле­чёт за собой про­бле­мы в ком­му­ни­ка­ции и в осу­ществ­ле­нии необ­хо­ди­мой дея­тель­но­сти за пре­де­ла­ми вир­ту­аль­но­го мира. При­ме­не­ние циф­ро­вых устройств отни­ма­ет боль­шое коли­че­ство вре­ме­ни, что фор­ми­ру­ет опре­де­лён­ные про­бле­мы во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях в реаль­ной жизни. 

При этом акту­аль­ным ста­но­вит­ся изу­че­ние основ­ных про­блем во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях под­рост­ков – пред­ста­ви­те­лей циф­ро­во­го поко­ле­ния с родителями.

По резуль­та­там про­ве­дён­но­го эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния, Е.А. Соро­ко­умо­ва кон­ста­ти­ру­ет, что пред­ста­ви­те­ли ново­го поко­ле­ния при­вык­ли опе­ра­тив­но полу­чать све­де­ния, стре­мят­ся к мно­го­знач­но­сти, пред­по­чи­та­ют играть, а не рабо­тать серьёз­но, пло­хо справ­ля­ют­ся с инди­ви­ду­аль­ны­ми зада­ни­я­ми, посколь­ку у них нет воз­мож­но­сти искать реше­ние самостоятельно. 

Роди­те­ли все чаще отме­ча­ют отсут­ствие у детей навы­ков обще­ния, повы­шен­ную кон­фликт­ность и низ­кий уро­вень адап­та­ции, неспо­соб­ность орга­ни­зо­вать соб­ствен­ную дея­тель­ность. Про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний двух поко­ле­ний ослож­ня­ют­ся тем, что моло­дое поко­ле­ние на дан­ный момент учат те люди, кото­рые не отно­сят­ся к их поко­ле­нию и, в резуль­та­те, воз­ни­ка­ют кон­флик­ты и недопонимание. 

Роди­те­лям слож­но най­ти под­ход к детям, не вос­при­ни­ма­ю­щим их клас­си­че­ские цен­но­сти. Два поко­ле­ния «раз­го­ва­ри­ва­ют абсо­лют­но на раз­ных язы­ках» и зача­стую не пони­ма­ют друг дру­га. Под­рост­ки часто отвер­га­ют цен­но­сти поко­ле­ний, не желая при­ни­мать их в каче­стве образ­ца [3].

Авторитет родителей как важная составляющая успешности воспитания детей в семье

Про­бле­ма авто­ри­те­та лич­но­сти изу­ча­лась в основ­ном в рам­ках соци­аль­ной пси­хо­ло­гии по отно­ше­нию к про­цес­сам про­ис­хо­дя­щим в груп­пах, при этом вме­сто тер­ми­на «авто­ри­тет» исполь­зу­ют­ся поня­тия «рефе­рент­ность», «лидер­ство», «вли­я­ние» и др. 

Мно­го иссле­до­ва­ний дан­ной про­бле­мы выпол­не­но в обла­сти управ­ле­ния пер­со­на­лом и орга­ни­за­ци­ей, где пред­ме­том изу­че­ния явля­ет­ся авто­ри­тет руководителя. 

В педа­го­ги­ке наи­бо­лее пол­но про­бле­ма авто­ри­те­та вос­пи­та­те­ля и его фор­ми­ро­ва­ния пред­став­ле­на в рабо­тах А.С. Мака­рен­ко. Иссле­до­ва­ния авто­ри­те­та педа­го­га, учи­те­ля в оте­че­ствен­ной нау­ке пред­став­ле­ны в рабо­тах Л.М. Мити­ной, Н.В. Кузь­ми­ной, В.А. Кан-Кали­ка, Н.Д. Леви­то­ва, А.А. Леон­тье­ва, А.К. Мар­ко­вой, А.В. Муд­ри­ка, Н.И. Пет­ро­вой, Н.Ф. Талы­зи­ной и др. В пси­хо­ло­гии иссле­до­ва­ний, посвя­щён­ных авто­ри­те­ту лич­но­сти роди­те­ля как пси­хо­ло­ги­че­ско­му фено­ме­ну, прак­ти­че­ски нет.

Авто­ри­тет роди­те­лей — важ­ная состав­ля­ю­щая успеш­но­сти вос­пи­та­ния детей в семье, это ува­же­ние, выпол­не­ние тре­бо­ва­ний на осно­ве созна­тель­но­го и доб­ро­воль­но­го при­ня­тия их ребён­ком, а так­же стрем­ле­ние при­слу­ши­вать­ся к сове­там и под­ра­жать им. 

Роди­тель может иметь авто­ри­тет у ребён­ка в силу нали­чия опре­де­лён­ных лич­ност­ных качеств – интел­лек­ту­аль­ных, эмо­ци­о­наль­ных, воле­вых и дру­гих, но важ­ней­ши­ми фак­то­ра­ми фор­ми­ро­ва­ния авто­ри­те­та явля­ют­ся лич­ный при­мер, един­ство вос­пи­та­тель­ной пози­ции роди­те­лей, отно­ше­ние к нему, инте­рес к его эмо­ци­о­наль­ной жиз­ни, готов­ность выслу­шать, понять и прий­ти на помощь, соче­та­ние тре­бо­ва­тель­но­сти с ува­же­ни­ем к его личности.

А.С. Мака­рен­ко под­чёр­ки­ва­ет, что авто­ри­тет педа­го­га и роди­те­ля может быть истин­ным и лож­ным. Лож­ный авто­ри­тет, неустой­чи­вый и недол­го­веч­ный, воз­ни­ка­ет, когда основ­ной целью роди­те­лей явля­ет­ся послу­ша­ние детей и их соб­ствен­ное спокойствие. 

Выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие типы лож­ных авто­ри­те­тов: авто­ри­тет подав­ле­ния, авто­ри­тет рас­сто­я­ния, авто­ри­тет педан­тиз­ма, авто­ри­тет резо­нер­ства, авто­ри­тет люб­ви, авто­ри­тет доб­ро­ты и т.д. Истин­ный авто­ри­тет, соглас­но А.С. Мака­рен­ко, име­ет сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты: авто­ри­тет зна­ния (инфор­ми­ро­ван­ность о жиз­ни сво­е­го ребён­ка, об его инте­ре­сах, дру­зьях и т.д.), авто­ри­тет помо­щи (помощь при затруд­не­ни­ях, но и предо­став­ле­ние воз­мож­но­сти само­му пре­одо­ле­вать их), авто­ри­тет ответ­ствен­но­сти [1].

МЕТОДЫ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Сре­ди мето­дик, направ­лен­ных на выяв­ле­ние авто­ри­те­та роди­те­лей мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие: мето­ди­ку выяв­ле­ния осо­бен­но­стей иден­ти­фи­ка­ции детей с роди­те­ля­ми (А.И. Заха­ров) (пер­вые 5 вопро­сов дан­ной мето­ди­ки диа­гно­сти­ру­ют ком­пе­тент­ность и пре­стиж­ность роди­те­лей в вос­при­я­тии детей); визу­аль­но-сло­вес­ная мето­ди­ка Р. Жиля поз­во­ля­ет выявить отно­ше­ние ребён­ка к чле­нам семьи, учи­те­лю и дру­гим зна­чи­мым лицам.

На осно­ве дан­ных мето­дик была раз­ра­бо­та­на автор­ская анке­та для опре­де­ле­ния авто­ри­те­та роди­те­лей у под­рост­ков и про­ве­дён опрос, в кото­ром при­ня­ли уча­стие 78 уче­ни­ков Ерде­нев­ской сред­ней обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы Мало­я­ро­слав­ско­го рай­о­на Калуж­ской обла­сти в воз­расте от 10 до 13 лет.

Автор­ская анке­та вклю­ча­ет 29 вопро­сов, каса­ю­щих­ся раз­лич­ных аспек­тов отно­ше­ния под­рост­ков к учи­те­лям и роди­те­лям, а так­же дру­гим зна­чи­мым для них лицам.

ОБСУЖДЕНИЕ

По резуль­та­там опро­са мож­но сде­лать вывод, что для 53 под­рост­ков авто­ри­те­том явля­ет­ся зна­чи­мый взрос­лый (для 32,1% детей – оба роди­те­ля, 30,2% мама, 15,1 % папа, 15,1 % бабуш­ка, 5,7% дедуш­ка). Лишь для одно­го уча­ще­го­ся (1,9%) авто­ри­те­том явля­ет­ся учи­тель. У 25 под­рост­ков (32 % нашей выбор­ки) нет авто­ри­те­та в лице взрос­ло­го чело­ве­ка, с учё­том тех ребят, кото­рые при­зна­лись, что не зна­ют зна­че­ния это­го слова. 

Часть под­рост­ков (7 чело­век) отве­ти­ли, что у них нет авто­ри­те­тов сре­ди взрос­лых и сверст­ни­ков, для 6 под­рост­ков авто­ри­те­том высту­па­ют зна­чи­мые сверст­ни­ки, и 6 чело­век про­яви­ли харак­тер­ную для дан­но­го воз­раст­но­го пери­о­да реак­цию эман­си­па­ции – демон­стра­цию само­сто­я­тель­но­сти и неза­ви­си­мо­сти, отве­тив: «Я сам для себя явля­юсь авторитетом». 

Таким обра­зом, авто­ри­тет учи­те­ля уже не столь абсо­лют­ный, как это было рань­ше, так как совре­мен­ные дети одним нажа­ти­ем на кноп­ку ком­пью­те­ра или дру­го­го гад­же­та, полу­ча­ют инфор­ма­цию из интер­нет-источ­ни­ков, кото­рая намно­го боль­ше той, кото­рой вла­де­ет учи­тель. Он не вос­при­ни­ма­ет­ся как некий источ­ник зна­ний, как чело­век, име­ю­щий инфор­ма­цию, кото­рую невоз­мож­но полу­чить самостоятельно.

В под­рост­ко­вом воз­расте воз­ни­ка­ет ярко выра­жен­ная потреб­ность в обще­нии со сверст­ни­ка­ми, кото­рых не могут заме­нить роди­те­ли. Но при этом, как мы видим, зна­чи­мый взрос­лый оста­ёт­ся авто­ри­те­том для подростка.

Возможные пути профилактики проблем взаимоотношений подростков цифрового поколения с родителями

Тем роди­те­лям, кому под­дер­жи­вать авто­ри­тет не про­сто, необ­хо­ди­мо быть после­до­ва­тель­ным, уста­нав­ли­вать пра­ви­ла, разум­ные огра­ни­че­ния, и твёр­до вопло­щать их в жизнь, не пре­вра­щая роди­тель­скую власть в дик­тат, все­гда объ­яс­няя моти­вы сво­их тре­бо­ва­ний. В под­рост­ко­вом воз­расте детей при­вле­ка­ют лич­но­сти с твёр­дым харак­те­ром, прин­ци­пи­аль­ные, с внут­рен­ней и внеш­ней силой.

Так­же роди­те­лям сто­ит при­нять свой­ства обще­ствен­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го обли­ка сего­дняш­ней моло­дё­жи, никак не срав­ни­вая их с собой, но одно­вре­мен­но фор­ми­руя под новое поко­ле­ние акту­аль­ные мето­ди­ки обу­че­ния и вос­пи­та­ния личности. 

Необ­хо­ди­мо ста­рать­ся созда­вать чув­ство успе­ха в реаль­но­сти у пред­ста­ви­те­лей ново­го «циф­ро­во­го поко­ле­ния», что повы­сит их уве­рен­ность в себе и, сле­до­ва­тель­но, будет спо­соб­ство­вать сни­же­нию напря­жён­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду поколениями. 

Так­же очень важ­но раз­ви­вать ком­му­ни­ка­тив­ные вза­и­мо­свя­зи, в том чис­ле дове­ри­тель­ное обще­ние, посвя­щать боль­ше вре­ме­ни раз­го­во­рам и обсуж­де­ни­ям про­шед­ше­го дня. При­вле­кать под­рост­ков к актив­ной дея­тель­но­сти, кото­рая не свя­за­на с компьютером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким обра­зом, мож­но сде­лать вывод о том, что циф­ро­вые устрой­ства могут ока­зы­вать деструк­тив­ное вли­я­ние на ком­му­ни­ка­тив­ную, интел­лек­ту­аль­ную, воле­вую и моти­ва­ци­он­ную сфе­ры лич­но­сти под­рост­ков, при­во­дить к повы­шен­ной кон­фликт­но­сти, сни­же­нию воле­во­го само­кон­тро­ля, неуме­нию орга­ни­зо­вать свою деятельность. 

В свя­зи с этим, боль­шин­ство под­рост­ков име­ют труд­но­сти во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях со сво­и­ми роди­те­ля­ми, посколь­ку стар­шее поко­ле­ние видит в таком виде дея­тель­но­сти исклю­чи­тель­но без­от­вет­ствен­ное пове­де­ние, в отли­чие от преды­ду­щих поко­ле­ний, кото­рые, по их мне­нию, при­ме­ня­ют циф­ро­вые тех­но­ло­гии ответственно. 

Циф­ро­вая реаль­ность как про­стран­ство дея­тель­но­сти и обще­ния ста­но­вит­ся для моло­дё­жи одним из клю­че­вых фак­то­ров взрос­ле­ния, отра­жа­ет­ся во всём лич­ност­ном обли­ке: в раз­ви­тии выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций, в его цен­но­стях, моти­ва­ции, в мане­ре вза­и­мо­дей­ствия и поведения. 

Про­ис­хо­дит пере­ме­ще­ние раз­лич­ных видов актив­но­сти в вир­ту­аль­ный мир, что опре­де­ля­ет завы­шен­ную увле­чён­ность интер­нет-сетью, с после­ду­ю­щим ослаб­ле­ни­ем адап­та­ции к внеш­не­му миру.

Основ­ны­ми направ­ле­ни­я­ми про­фи­лак­ти­ки нега­тив­но­го вли­я­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий на обще­ние и дея­тель­ность под­рост­ков явля­ют­ся: раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков; созда­ние ситу­а­ций для воз­ник­но­ве­ния чув­ства успе­ха в реаль­но­сти; раз­ви­тие спо­соб­но­сти к само­ор­га­ни­за­ции в дости­же­нии жиз­нен­ных целей; раз­ви­тие воле­вой регу­ля­ции поведения. 

Дан­ные меха­низм будут спо­соб­ство­вать раз­ре­ше­нию про­блем во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях под­рост­ков циф­ро­во­го поко­ле­ния с родителями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кали­ни­на Р.Р. Роди­тель­ские пози­ции и их роль в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти ребен­ка / Р.Р. Кали­ни­на [Элек­трон­ный ресурс].
  2. Кофей­ни­ко­ва Ю.Л. Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские про­бле­мы обра­зо­ва­ния поко­ле­ния Z в совре­мен­ном соци­о­куль­тур­ном кон­тек­сте / Ю.Л. Кофей­ни­ко­ва // Вест­ник Сара­тов­ско­го област­но­го инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния. 2015. №3. С.70.
  3. Соро­ко­умо­ва Е.А., Соци­а­ли­за­ция под­рост­ка в про­цес­се интер­нет-обще­ния / Е.А. Соро­ко­умо­ва, Н.Ю. Моло­сто­ва, Д.Н. Арю­ти­на // Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния. 2018. №2. С. 141.
  4. Шамис Е., Тео­рия поко­ле­ний: Необык­но­вен­ный Икс / Е. Шамис, Е. Нико­нов. – М.: Синер­гия, 2016. – 140 с.
Источ­ник: Кол­лек­ция гума­ни­тар­ных иссле­до­ва­ний. Элек­трон­ный науч­ный жур­нал. 2018. Т. 14. № 5. С. 40–45.

Об авторе

Арна­у­то­ва Е.А. - маги­странт, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский педа­го­ги­че­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет» (МПГУ), Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest