Недбаева С.В., Ткаченко В.В. Тенденции и психологические особенности социализации личности в интернет-пространстве

Н

Рост попу­ляр­но­сти интер­не­та, воз­ник­но­ве­ние в нем новых видов дея­тель­но­сти и форм вза­и­мо­дей­ствия сви­де­тель­ству­ют о том, что интер­нет-про­стран­ство ста­ло новой сре­дой соци­а­ли­за­ции личности.

Интер­нет-соци­а­ли­за­ция – это про­цесс рас­ши­ре­ния соци­аль­но­го опы­та поль­зо­ва­те­ля при вхож­де­нии в соци­о­куль­тур­ную сре­ду Интер­не­та, кото­рый явля­ет­ся частью про­цес­са соци­а­ли­за­ции лич­но­сти в целом. 

Соци­а­ли­за­ци­он­ные воз­дей­ствия на лич­ность со сто­ро­ны интер­нет-сре­ды в соот­но­ше­нии с вли­я­ни­я­ми дру­гих инсти­ту­тов соци­а­ли­за­ции могут быть сба­лан­си­ро­ван­ны­ми, что спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию новых форм вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­тов в сре­де интер­не­та, а так­же отсут­ству­ю­щи­ми или доми­ни­ру­ю­щи­ми, что может при­ве­сти к откло­не­ни­ям в ста­нов­ле­нии лич­но­сти пользователей.

Про­цесс интер­нет-соци­а­ли­за­ции име­ет свои состав­ля­ю­щие, струк­ту­ру и раз­во­ра­чи­ва­ет­ся по эта­пам, кото­рым соот­вет­ству­ют опре­де­лен­ные уров­ни реа­ли­за­ции состав­ля­ю­щих. Так­же рас­смат­ри­вать интер­нет-соци­а­ли­за­цию для каж­до­го воз­рас­та необ­хо­ди­мо по-разному. 

Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти интер­нет-соци­а­ли­за­ции вли­я­ют на рас­ши­ре­ние соци­аль­но­го опы­та лич­но­сти поль­зо­ва­те­лей и направ­ля­ют про­цесс их соци­а­ли­за­ции в интер­нет-сре­де по нор­ма­тив­ным или деви­ант­ным направ­ле­ни­ям, что воз­мож­но на каж­дом этапе. 

Обоб­щая все выше­пе­ре­чис­лен­ное, мож­но сде­лать вывод, что интер­нет, как наи­бо­лее актив­но раз­ви­ва­ю­щий­ся совре­мен­ный сек­тор, пред­став­ля­ет собой спе­ци­фи­че­ское сред­ство соци­а­ли­за­ции и име­ет уни­каль­ный соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский и педа­го­ги­че­ский потен­ци­ал, харак­те­ри­зу­ю­щий­ся таки­ми осо­бен­но­стя­ми, как доступ­ность, мобиль­ность и опе­ра­тив­ность, отно­си­тель­ная без­опас­ность и ано­ним­ность, сво­бо­да самовыражения.

При этом интер­нет может актив­но вли­ять как на пози­тив­ные, так и нега­тив­ные про­цес­сы в соци­а­ли­за­ции. Основ­ные харак­те­ри­сти­ки интер­не­та при­ве­де­ны в таблице.

Таблица – Основные характеристики интернет-пространства

Таблица. Основные характеристики интернет-пространства

Таким обра­зом, интер­нет-про­стран­ство, с одной сто­ро­ны, при­во­дит к рас­ши­ре­нию кон­так­тов, воз­мож­но­стей обме­на соци­о­куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми, порож­де­нию и реа­ли­за­ции новых форм сим­во­ли­че­ско­го опы­та, раз­ви­тию про­цес­сов вооб­ра­же­ния, интен­си­фи­ка­ции изу­че­ния раз­лич­ных явле­ний (напри­мер, роста рас­те­ний, соста­ва сол­неч­но­го све­та или воды) и ряду дру­гих пози­тив­ных эффектов. 

С дру­гой сто­ро­ны, к сожа­ле­нию, он может при­ве­сти к «зави­си­мо­сти», спо­соб­ствуя суже­нию инте­ре­сов, ухо­ду от реаль­но­сти, сни­же­нию эмпа­тии, погло­щен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, соци­аль­ной изо­ля­ции, ослаб­ле­нию эмо­ци­о­наль­ных реак­ций и дру­гим нега­тив­ным эффектам.

В свя­зи с раз­ви­ти­ем интер­не­та и его кон­тен­та в насто­я­щее вре­мя актив­но обсуж­да­ет­ся про­бле­ма семей­ных ресур­сов (М. Грид­чин, С. Ени­ко­ло­пов, Э. Игна­тье­ва, Л. Кан, Ю. Куз­не­цо­ва, С. Нед­ба­е­ва, Л. Рош, Е. Топи­ли­на, Н. Чудо­ва, Д. Шум­ков Я. Шат­лен и др.). 

Мас­со­вое про­ник­но­ве­ние интер­не­та в совре­мен­ное обще­ство повли­я­ло на семью и ее типы. В зави­си­мо­сти от сте­пе­ни про­ник­но­ве­ния тех­но­ло­гий ком­му­ни­ка­ции выделяют:

  1. тра­ди­ци­он­ные семьи – низ­кий уро­вень исполь­зо­ва­ния интер­не­та, дик­ту­е­мый исклю­чи­тель­но потреб­но­стью вза­и­мо­дей­ствия в рам­ках обра­зо­ва­тель­ных учреждений;
  2. сред­ние семьи – сред­ний уро­вень исполь­зо­ва­ния интер­не­та, когда потреб­ность в ком­му­ни­ка­ции с обра­зо­ва­тель­ны­ми учре­жде­ни­я­ми под­креп­ле­на нали­чи­ем раз­но­об­раз­ных девай­сов в домаш­ней сре­де, и они пери­о­ди­че­ски исполь­зу­ют­ся для развлечений;
  3. муль­ти­ме­дий­ные семьи – высо­кий уро­вень исполь­зо­ва­ния интер­не­та, когда в семье пред­став­лен широ­кий спектр устройств, а куль­ту­ра регу­ляр­но­го потреб­ле­ния интер­не­та зави­сит не от обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, а от родителей.

Само по себе вли­я­ние интер­не­та на семью нель­зя оха­рак­те­ри­зо­вать «хоро­шим» или «пло­хим». Его вли­я­ние зави­сит от адек­ват­но­сти исполь­зо­ва­ния, рамок и вре­ме­ни, затра­чи­ва­е­мо­го в семье на обще­ние по дру­гим каналам. 

Как отме­ча­ют мно­гие уче­ные (Н. Голо­вин, А. Инджи­го­лян, И. Крав­чук, Д.Н. Нед­ба­ев, С.В. Нед­ба­е­ва и др.) интер­нет стал одним из кана­лов соци­а­ли­за­ции моло­де­жи, и под его вли­я­ни­ем меня­ет­ся харак­тер меж­лич­ност­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний, при­выч­ные кана­лы полу­че­ния инфор­ма­ции, струк­ту­ра досу­га, про­ис­хо­дят изме­не­ния в цен­ност­ных ори­ен­та­ци­ях, появ­ля­ют­ся новые прак­ти­ки и стра­те­гии поведения.

Мно­гие иссле­до­ва­те­ли выде­ля­ют фак­то­ры поло­жи­тель­но­го и отри­ца­тель­но­го вли­я­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий на семью. Сре­ди поло­жи­тель­но­го воз­дей­ствия инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий на семью выделяют:

  • содей­ствие дистан­ци­он­ной ком­му­ни­ка­ции с близ­ки­ми и друзьями;
  • сни­же­ние отчуж­ден­но­сти с гео­гра­фи­че­ски раз­де­лен­ны­ми чле­на­ми семьи;
  • улуч­ше­ние вза­им­но­го пони­ма­ния бла­го­да­ря сооб­ще­ни­ям в фор­ме фото и видео;
  • орга­ни­за­ция сов­мест­но­го досу­га и раз­вле­че­ний чле­нов семьи;
  • широ­кий и быст­рый доступ к зна­ни­ям, эко­но­мия времени;
  • помощь в умствен­ном развитии;
  • воз­мож­ность поис­ка адек­ват­ных форм кон­тро­ля за место­на­хож­де­ни­ем детей;
  • кон­тро­ли­ру­е­мость со сто­ро­ны роди­те­лей досту­па к исполь­зу­е­мым ресурсам;
  • опти­ми­за­ция вре­ме­ни и исполь­зо­ва­ния денеж­ных средств;
  • кон­со­ли­да­ция обще­ства в целом;
  • про­фи­лак­ти­ка раз­ры­ва в соци­аль­ных отно­ше­ни­ях поколений.

К фак­то­рам отри­ца­тель­но­го вли­я­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий на семью относят:

  • изме­не­ние моде­ли обще­ния (сокра­ще­ние вре­ме­ни обще­ния в семье нано­сит ущерб семье как осно­ве соци­аль­но­го устройства);
  • циф­ро­вая зави­си­мость, веду­щая к ухуд­ше­нию здо­ро­вья, транс­фор­ма­ции харак­те­ра, замкну­то­сти и отчужденности;
  • эмо­ци­о­наль­ная обес­це­нен­ность ком­му­ни­ка­ции из-за вир­ту­а­ли­за­ции кон­так­та через мессенджеры;
  • воз­рас­та­ние рис­ков, свя­зан­ных с соци­а­ли­за­ци­ей детей (изде­ва­тель­ства, кра­жа лич­ных дан­ных, втор­же­ние в част­ную жизнь и т.д.);
  • неже­ла­тель­ные навя­зан­ные знакомства.

Про­бле­ма двой­ствен­но­го вли­я­ния интер­не­та в насто­я­щее вре­мя явля­ет­ся одной из зна­чи­мых. Уче­ны­ми и прак­ти­ка­ми долж­ны быть про­ду­ма­ны пути ней­тра­ли­за­ции нега­тив­но­го воз­дей­ствия. Для это­го преж­де все­го необ­хо­ди­мо решить про­бле­му управ­ле­ния контентом. 

Осо­бая роль в этом про­цес­се долж­на отво­дить­ся семье (роди­те­лям, бра­тьям, сест­рам, стар­ше­му поко­ле­нию) и шко­ле (учи­те­лям, близ­ким дру­зьям), помо­га­ю­щим пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся в инфор­ма­ци­он­ных потоках.

Управ­ле­ние семей­ным кон­тен­том должно:

  1. носить систем­ный харак­тер с пони­ма­ни­ем ответ­ствен­но­сти за раз­ви­тие, вос­пи­та­ние и про­цесс соци­а­ли­за­ции ребен­ка в целом;
  2. опи­рать­ся на куль­ту­ру под­дер­жа­ния «тра­ди­ци­он­но­го зна­че­ния семьи» и созда­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го кли­ма­та в семье, про­ти­во­сто­я­ще­го «ухо­ду в виртуал»;
  3. демон­стри­ро­вать пра­виль­ные моде­ли потреб­ле­ния роди­те­ля­ми, кото­рые долж­ны иметь зна­ния и навы­ки рабо­ты в инфор­ма­ци­он­ной сре­де, осно­вы про­грам­ми­ро­ва­ния для систе­ма­ти­че­ско­го кон­тро­ля и бло­ки­ров­ки опас­ных ресурсов;
  4. обез­опа­сить и защи­тить моло­дежь от про­во­ка­ци­он­ных депрес­сив­ных и суи­ци­даль­ных кон­тен­тов (напри­мер, «синий кит»);
  5. управ­лять экран­ным вре­ме­нем под­рост­ков. Для это­го необ­хо­ди­мо с дет­ства фор­ми­ро­вать здо­ро­вые при­выч­ки, обго­во­рить пра­ви­ла исполь­зо­ва­ния, уста­но­вить огра­ни­че­ния для всех типов экран­ных устройств, вре­мя (за час до сна) и место их исполь­зо­ва­ния, исполь­зо­вать толь­ко каче­ствен­ные и зна­ко­мые для роди­те­лей медиа и др.;
  6. спо­соб­ство­вать созда­нию и раз­ви­тию новых усло­вий раз­ви­тия лич­но­сти, а так­же интернет-культуры;
  7. спо­соб­ство­вать повы­ше­нию пси­хо­ло­ги­че­ской гра­мот­но­сти детей в управ­ле­нии реаль­ным и сете­вым временем;
  8. соблю­дать основ­ные пра­ви­ла в обще­нии со взрос­ле­ю­щи­ми детьми.

Сле­ду­ет отме­тить, что про­бле­ма управ­ле­ния семей­ным кон­тен­том – самая рас­про­стра­нен­ная и чаще все­го при­во­дит к кон­флик­там. Для пре­ду­пре­жде­ния их воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия роди­те­лям сле­ду­ет при­дер­жи­вать­ся сле­ду­ю­щих рекомендаций:

  1. Необ­хо­ди­мо поз­во­лить под­рост­ку при­ни­мать реше­ния и про­яв­лять само­сто­я­тель­ность. Сове­то­вать­ся с ним и обсуж­дать семей­ные про­бле­мы как с рав­ным и не закры­вать­ся фра­зой: «Ты ниче­го не пони­ма­ешь во взрос­лой жизни».
  2. Най­ти зара­нее для ребен­ка авто­ри­тет­но­го чело­ве­ка, кото­рый бы мог в нуж­ный момент дать совет. Хоро­шо, если это тре­нер или же кто-то из род­ствен­ни­ков, ина­че эту нишу зай­мут улич­ные или вир­ту­аль­ные советники.
  3. Орга­ни­зо­вать досуг под­рост­ка. Чем мень­ше у него сво­бод­но­го вре­ме­ни, тем луч­ше. В иде­а­ле нуж­но прак­ти­ко­вать и сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние. Огра­ни­чить по мак­си­му­му вре­мя про­ве­де­ния в соци­аль­ных сетях. Важ­но, что­бы у под­рост­ка была посто­ян­ная аль­тер­на­ти­ва – дру­же­ское обще­ние с роди­те­ля­ми, спорт, чте­ние лите­ра­ту­ры, круж­ки и т.д.
  4. Знать и пони­мать, что соци­аль­ные сети – это преж­де все­го вид обу­че­ния, раз­вле­че­ния и вир­ту­аль­но­го обще­ния, а не часть жизни.

От недо­стат­ка вни­ма­ния со сто­ро­ны близ­ких и окру­жа­ю­щих мно­гие под­рост­ки погру­жа­ют­ся в «вир­ту­аль­ную жизнь».

Необ­хо­ди­мо знать, в какие сооб­ще­ства всту­па­ет под­ро­сток. Так­же мож­но уста­но­вить пра­ви­ла, кото­рые удо­вле­тво­рят обе сто­ро­ны, напри­мер: назна­чить вре­мя онлайн-при­сут­ствия и уста­но­вить нор­мы на загруз­ку тех или иных фай­лов, филь­мов и про­грамм; кон­тро­ли­ро­вать детей онлайн; заре­ги­стри­ро­вать­ся в соци­аль­ной сети и уста­но­вить кон­такт с ребен­ком; вре­мя от вре­ме­ни про­смат­ри­вать стра­нич­ку на пред­мет появ­ле­ния там опас­ных сооб­ще­ний; нако­нец, вос­поль­зо­вать­ся раз­ра­бо­тан­ны­ми пси­хо­ло­га­ми памят­ка­ми для роди­те­лей «Как защи­тить детей от опас­но­стей вир­ту­аль­но­го мира».

Литература

  1. Беля­е­ва Н.И. Вли­я­ние сти­ля семей­но­го вос­пи­та­ния на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ребен­ка // IN SITU. 2016. № 4. С. 95–98.
  2. Дуб­ро­ви­на И.В., Андре­ева А.Д., Дани­ло­ва Е.Е., Вох­мя­ни­на Т.В. Пси­хо­кор­рек­ци­он­ная и раз­ви­ва­ю­щая рабо­та с детьми: учеб. посо­бие. – М.: Изда­тель­ский центр «Ака­де­мия», 2014. – 98 с.
  3. Жига­лин С.С. Фор­ми­ро­ва­ние адек­ват­ных роди­тель­ских пози­ций в семьях под­рост­ков. – М.: Lambert Academic Publishing, 2017. – 244 c.
  4. Кото­ва И.Б., Гусей­нов Р.Д., Гусей­но­ва И.С. Лич­ность: ресур­сы раз­ви­тия: учеб­ное посо­бие. – Ростов н/Д.: ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 264 с.
  5. Кра­ков­ский А.П. О под­рост­ках. – М.: Педа­го­ги­ка, 2019. – 272 c.
  6. Нед­ба­е­ва С.В., Нед­ба­ев Д.Н. Интер­нет как семей­ный ресурс раз­ви­тия лич­но­сти // Семья и лич­ность: про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия. Науч­ный жур­нал. 2018. № 12. С. 76–82.
  7. Под­ро­сток и семья. – М.: Бахрах-М, 2019. – 656 c.
  8. Тре­нинг раз­ви­тия жиз­нен­ных целей. Про­грам­ма пси­хо­ло­ги­че­ско­го содей­ствия соци­аль­ной адап­та­ции. – М.: Речь, 2015. – 224 c.
Источ­ник: Новая пси­хо­ло­гия про­фес­си­о­наль­но­го тру­да педа­го­га: от неста­биль­ной реаль­но­сти к устой­чи­во­му раз­ви­тию. 2021. №1.

Об авторах

  • Свет­ла­на Вик­то­ров­на Нед­ба­е­ва - док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, про­рек­тор по учеб­но-мето­ди­че­ской и науч­ной рабо­те, Арма­вир­ский соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут, Арма­вир, Россия.
  • Вар­ва­ра Васи­льев­на Тка­чен­ко - пре­по­да­ва­тель кафед­ры при­клад­ной пси­хо­ло­гии, Арма­вир­ский соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут, Арма­вир, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest