В современных условиях педагогическое консультирование семьи часто осуществляется в виртуальном пространстве, что отвечает индивидуальным запросам потребителей, принадлежащих, как правило, к молодому и среднему поколениям. Онлайн-консультирование осуществляется в условиях широкого информационного многообразия в контексте цифровизации общества, экономики и образования.
Под термином «информационное многообразие» мы понимаем совокупность информационных источников и каналов, позволяющих человеку получить разнообразные, значительные по объему, разноплановые и порой альтернативные сведения и суждения об окружающем мире, которые могут быть использованы в различных сферах жизнедеятельности человека и общества, включая сферу образования.
На наш взгляд, понятие информационного многообразия включает как сами информационные массивы, содержащие сведения, используемые человеком, источники и каналы получения этих сведений, так и множественность способов переработки информации с целью её использования индивидами и социальными группами в различных областях жизнедеятельности, включая сферу семейных отношений.
С педагогической точки зрения важно учитывать то, что современные источники информации вытесняют традиционные способы обучения и консультирования, привычные формы взаимодействия консультантов и клиентов, становятся важным ресурсом самообразования, самостоятельного добывания новых знаний и сведений, в том числе в области межпоколенных отношений в семье.
Следует отметить, что информационное многообразие является атрибутом новой префигуративной культуры. М. Мид в своих работах выделяет постфигуративную, кофигуративную и префигуративную культуры. При постфигуративной культуре социальный опыт передаётся от старшего поколения к младшему, при кофигуративной культуре современники учатся друг у друга, делятся своими знаниями, наблюдениями, суждениями и выводами.
Префигуративная культура характерна для обществ, в которых происходят глубокие политические, экономические и технологические трансформации, когда опыт старших поколений является недостаточным для решения задач, стоящих перед молодежью. При этом молодежь вырабатывает собственные подходы к получению знаний и часто обучает новым технологиям представителей старшего поколения. В условиях префигуративной культуры выросло так называемое «цифровое поколение», характеристики которого являются достаточно противоречивыми.
Сегодня сетевая деятельность в информационном пространстве характерна не для отдельных социальных групп или сообществ, а становится неотъемлемой частью жизни большинства населения различных стран мира. Это информационное пространство вбирает в себя как информацию, так и дезинформацию, альтернативную реальность и виртуальные фантомы.
В.А. Емелин и А.Ш. Тхостов справедливо сравнивают информационное поле интернета с мифом о Вавилонской башне – только в этом пространстве наблюдается столпотворение не людей, а идей, часть которых мифологична, бессодержательна и просто лжива [3].
Представителям межпоколенного детско-взрослого семейно-родового сообщества сегодня крайне сложно разобраться в обширном потоке информации, посвященной проблемам семейных отношений. Значительная часть этой информации не отражает действительности, предоставляет непроверенные факты и сведения, научно необоснованные рекомендации по проблемам воспитания и развития детей, профилактике и разрешению внутрисемейных конфликтов, межпоколенного взаимодействия в семье.
По сути такое консультирование является лжеконсультированием, утратившим свою педагогическую ценность. Качественно обработать огромное количество информации не представляется возможным, поэтому потребители консультационных услуг «скользят по поверхности» – от одних источников информации к другим, не успевая их критически осмыслить.
Сегодня ученые отмечают «избыточность информации в коммуникативной среде, которая вызывает функциональное расстройство ее систем» [6].
Широкие возможности онлайн-консультирования семьи обусловлены следующими обстоятельствами:
- ростом объема информации и её значения в жизнедеятельности общества, индивидов и социальных групп, включая семейно-родовые детско-взрослые сообщества;
- доминирующей ролью интернета, обладающего колоссальными информационными ресурсами и ставшего инструментом не только повседневной коммуникации и социальных связей между индивидами и группами, но и инструментом получения новых знаний и полезных сведений, в том числе и в области межпоколенных отношений в семье;
- цифровизацией общества, экономики и образования;
- многообразием доступных практически каждому человеку (особенно представителям младшего и среднего поколений) источников и каналов получения информации о консультационных услугах и педагогах-консультантах;
- избыточностью, перенасыщенностью и многообразием противоречивой информации, которая становится препятствием для построения с помощью новых информационных технологий индивидуальных программ развития и воспитания детей, гармонизации межпоколенных отношений в семье;
- погружением пользователей социальных сетей в виртуальную среду, исключающую непосредственное межличностное общение с консультантом и способствующую формированию новой коммуникативной культуры.
Для того чтобы осуществлять эффективное онлайн-консультирование, педагогам-консультантам необходимо знать, какими источниками информации пользуются представители семейно-родовых детско-взрослых сообществ, в чем заключаются их информационные предпочтения, для решения каких семейных проблем используется полученная информация, как она трактуется, сортируется и обогащается, каким образом она может стать ресурсом гармонизации межпоколенных отношений в семье.
Анализ и оценка информационного многообразия имеет не только педагогический, но и прагматический аспект. Изучение основных источников и каналов информации и коммуникации, которыми пользуются представители семейно-родовых детско-взрослых сообществ, позволяет консультантам выявить запросы потенциальных потребителей консультационных услуг, диверсифицировать свои консультационно-образовательные программы, технически более грамотно оформить свои аккаунты, гибко реагируя на информационные предпочтения пользователей социальных сетей в интернете.
Таким образом, информационное многообразие может стать катализатором развития многообразия консультационных услуг, освоения инновационных форм педагогического онлайн-консультирования. Одной из таких инновационных форм является педагогический инстаграм-коучинг.
Коучинг как вид консультирования получил распространение в различных сферах жизнедеятельности: в экономике, финансовом консалтинге, психотерапии, психологии, педагогике. Данный термин пришел в различные науки из сферы спорта благодаря Тимоти Голви – тренеру, раскрывшему в теории и на практике выращивание чемпионов по гольфу и теннису.
Автор данного термина следующим образом раскрывал его смысл, рассматривая коучинг: как раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности; как процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап её развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи; как процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приёмов добиться самых высоких результатов [2].
Как утверждают Н.А. Костяева и Н.В. Кузнецова, коучинг является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в его основе лежат постановка и максимально быстрое достижение целей путём мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата.
Н.М. Зырянова рассматривает коучинг как «форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков».
Философскими и психолого-педагогическими основами коучинга являются методическая теория практикующих спортивных тренеров (Т. Голви), концепция эмоционального интеллекта (Д. Гоумен), гуманистический подход в психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу), сократовские методы диалога.
Отличие коучинга от других видов консультирования М. Аткинсон и Р.Т. Чойс проиллюстрировали на примере с лыжником в своей книге «Наука и искусство коучинга: Внутренняя динамика коучинга».
Психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег; тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать; консультант расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж; коуч станет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда вы хотите доехать и каким образом, а в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать.
На наш взгляд, если интегрировать усилия психотерапевта, консультанта, тренера и коуча, сопровождающих спортсмена, то мы сможем определить сущность и функции педагогического коучинга, смысл которого заключается в раскрытии личностного потенциала консультируемого в процессе его обучения, психологического сопровождения и педагогической поддержки.
Очевидно, что данный тезис вполне справедлив и для педагогического коучинга семьи, когда педагог-коуч проводит диагностику и коррекцию внутрисемейных отношений в семьях, состоящих из разных поколений, осуществляет мониторинг этих отношений, дает рекомендации по рефлексивному управлению развитием ребенка.
Разрабатывая основы педагогического онлайн-коучинга семьи, следует стремиться к тому, чтобы новые информационные технологии максимально оптимизировали усилия педагогов-коучей и сделали процесс консультирования более эффективным за счет использования методов сетевого взаимодействия и визуализации. В этом плане актуально звучит закон Парето, известный как «принцип наименьшего усилия», с помощью которого можно оценивать эффективность различных видов деятельности. В конце ХIХ века известный итальянский экономист Вильфредо Парето выявил математическую закономерность: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий реализуют лишь 20%.
Следовательно, выбрав те оптимальные информационные ресурсы, которые обеспечивают наибольший эффект семейного консультирования, можно с помощью новых информационных технологий и сетевого взаимодействия в виртуальном пространстве достичь положительных результатов, не предпринимая неоправданно больших усилий.
Алгоритм педагогического онлайн-коучинга семьи может выглядеть следующим образом: первым шагом является выбор темы, которая может быть достаточно узкой и сориентированной на целевую аудиторию; далее коуч определяет цель консультирования, какие знания и компетенции члены семейно-родового детско-взрослового сообщества должны приобрести в процессе консультирования.
Алгоритм коучинга предполагает прояснение реальной ситуации (каков уровень интеллектуального и психофизиологического развития ребенка, какие проблемы возникают в отношениях между представителями различных поколений, какова природа внутрисемейных конфликтов). Затем оцениваются возможности и ресурсы разрешения выявленных проблем. Далее коуч стремится к реализации межпоколенного потенциала семьи, помогает консультируемым понять сущность возникших проблем и способ их разрешения.
Таким образом, алгоритм педагогического коучинга условно можно представить как цепочку следующих методических шагов: прояснение ситуации, выявление тех элементов отношений, которые подлежат коррекции, определение способов этой коррекции и прогноз ее результатов.
При организации педагогического онлайн-коучинга консультанту важно учитывать, что консультируемые перерабатывают получаемую информацию на основе одной доминирующей системы. Как известно, в психологии выделяют четыре основные типа сенсорных систем: визуальную, когда доминирующей является зрительная форма обработки информации (форма, расположения, цвета); аудиальная, в которой преобладает слуховая система обработки информации (звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, частота); кинестетическую, при которой доминирующей является чувственная информация (прикосновения, вкус, запах, ощущения текстур, температуры); дигитальную, связанную с построением внутреннего диалога.
По имеющимся данным, около 40% потребителей консультационных услуг являются визуалами и примерно такое же количество людей являются аудиалами. Оптимально учитывать особенности и потребности визуалов и аудиалов может такой вид онлайн-консультирования семьи как педагогический инстаграм-коучинг.
Семейный инстаграм-коучинг выигрывает по сравнению с другими видами педагогического консультирования, поскольку отвечает потребностям человека информационного общества получать в максимально сжатые сроки максимальное количество полезной информации, избегая продолжительных поисков и долгочтения («лонгридов»).
Часто родители подписываются на инстаграм-аккаунты, чтобы самообразовываться в вопросах семейного воспитания, листая «ленту полезных советов», находясь в транспорте. У педагога-коуча всегда широкая аудитория, содержание и методы его консультирования не связаны с территориальным расположением клиента. Это могут быть как мать-одиночка, проживающая в соседней квартире, так и многодетная семья, состоящая из нескольких поколений, проживающая в другой стране. Для специалиста является важным найти потенциальных потребителей своих консультационных услуг и собрать их на своем инстаграм-аккаунте.
Сегодня уже не требует доказательств тот факт, что социальные сети являются успешной площадкой для продвижения образовательных и консультационных услуг, построения личного бренда консультанта и привлечения прогрессивной аудитории в качестве консультируемых.
Для педагога-коуча, который осуществляет консультирование семьи и выступает в качестве автора обучающих программ, направленных на гармонизацию межпоколенных взаимодействий (особенно если его целевой аудиторией являются молодые женщины), можно порекомендовать Инстаграм.
Такая рекомендация оправдана тем, что Инстаграм является быстро развивающейся социальной сетью, позволяющей в предельно сжатые сроки построить доверительные отношения с целевой аудиторией, что является чрезвычайно важным для педагогического консультирования семьи и ребенка.
Технологической базой педагогического онлайн-коучинга семьи, позволяющей осуществлять постоянное сопровождение родителей в процессе раннего развития ребенка, как уже было сказано выше, может выступать Инстаграм.
Инстаграм представляет собой социальную сеть, позволяющую обмениваться фотографиями и видеозаписями, отражающими опыт семейного воспитания ребенка и на этой основе осуществлять коучинг семьи, актуализируя ее межпоколенный потенциал.
Техническими преимуществами приложения Инстаграм являются: наличие хештегов, облегчающих поиск пользователей и фотографий, возможность добавлять семейные фото и видео с ландшафтной и портретной ориентацией, что расширяет границы визуализации опыта семейного воспитания ребенка, создавать фотогалереи, отражающие динамику развития ребенка и особенности межпоколенных отношений в семье.
Использование Инстаграм для педагогического коучинга представляется весьма продуктивным с учетом широкой популярности этого приложения у представителей современных семей. Так, в 2018 году число зарегистрированных пользователей составило свыше 1 млрд. человек.
Согласно данным опроса, проведенного ВЦИОМ, 14% российских интернет-пользователей используют Инстаграм практически каждый день. Каждую секунду в Инстаграме ставится свыше 500 лайков и добавляется около 100 комментариев. В Инстаграме пользователи проводят в среднем на полтора часа больше, чем в Твиттере.
Охарактеризовав технологические преимущества Инстаграма, остановимся на педагогических аспектах инстаграм-коучинга. Подписавшись на аккаунт педагога-коуча, потребитель консультационных услуг может удаленно сформировать представление о методах и приемах его работы, ознакомиться с отзывами других подписчиков и с большой вероятностью обратиться к виртуально знакомому консультанту, чем к малоизвестному специалисту.
Психолого-педагогический потенциал семейного инстаграм-коучинга связан с широким охватом этой сетью значительного количества матерей, которые стремятся решить в процессе сетевого взаимодействия целый ряд семейных проблем, к которым относятся послеродовая депрессия, отношения с мужем, свекровью, особенности раннего развития ребенка, отношения с детьми подросткового возраста.
Полезным контент-трендом семейного инстаграм-коучинга является выбор подписчиками узких тем (например, раннее развитие ребенка, отношения братьев и сестер, дети и деньги, развивающие игры детей и др.), поскольку таким образом можно получить значительное количество подробной, структурированной и доступной для понимания информации.
В качестве примера узкой темы можно привести разработанную нами авторскую методику «малышковое репетиторство», которая включает в себя диагностику развития ребенка, анализ его успехов и неудач, практические рекомендации для личностного развития, включая такие его сферы, как зрительное восприятие, причинно-следственные связи, мелкая и крупная моторика, развитие речи, мышление, слуховое восприятие, социальные навыки.
Методика предполагает не только определение уровня развития ребенка по месяцам, но и составление его индивидуального плана личностного развития, подбор тех игр и упражнений, которые расширяют зону интересов ребенка и способствуют его развитию на данный момент времени. Основой малышкового репетиторства является профессиональная диагностика актуальной и определение ближайшей зоны развития ребенка.
Технология подготовки педагогического коуча в Инстаграм предполагает продуманное оформление аккаунта, от которого во многом зависит реакция целевой аудитории и потенциальных клиентов на предполагаемые консультационные услуги, стратегия продвижения этих услуг (реклама, вирусные мероприятия, контент-стратегия, линейка продуктов, «воронка продаж»), а также работу с подписчиками (в комментариях, в Stories, в Директ), которая позволяет выстроить доверительные отношения с представителями различных поколений в консультируемых семьях, что является необходимым условием педагогического коучинга семьи.
Таким образом, педагогический инстаграм-коучинг семьи представляет собой информационно-коммуникационную технологию онлайн-консультирования семейно-родового детско-взрослого сообщества с целью мобилизации его межпоколенного потенциала в процессе рефлексивного управления ранним развитием ребенка, позволяющую в оптимальные сроки достичь педагогических целей за счет использования методов сетевого взаимодействия в виртуальном пространстве и визуализации в нем лучших практик семейного воспитания.
Литература
- Аткинсон М., Чойс Р.Т. Наука и Искусство коучинга: Внутренняя динамика коучинга. Компас для коучей. – М.: Международная Академия Трансформационного Коучинга и Лидерства, 2008. – 278 с.
- Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.
- Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. – 2013. – № 1. – С. 74-84.
- Костяева Н.А., Кузнецова Е.В. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2015. – № 9 (45). – Сентябрь. – 19 с.
- Паркин М. Сказки для управления изменениями. Как использовать сказки для развития людей и организаций / пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ‟Добрая книгаˮ», 2005. – 240 с.
- Полудина В.П. Информационный шум в Интернете как проблема потребления коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. XIV. № 5 (58). – С. 386–394.
- Парслоу Э., Рей М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
- Уитворт Л., Кимски-Хауз Г. Сандал Ф. Коактивный коучинг: учебник / пер. с англ. – М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. – С. 360.
Об авторах
Михаил Наумович Певзнер, Наталья Викторовна Александрова, Светлана Александровна Тращенкова - Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород.
Смотрите также:
- Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия
- Воробьева А.Е., Скипор С.И. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость
- Мышенкова Е.С. Успешность общения, опосредованного глобальной компьютерной сетью Интернет
- Шершнёва Т.В. Психологические особенности безопасного поведения при виртуальном общении