Мышенкова Е.С. Успешность общения, опосредованного глобальной компьютерной сетью Интернет

М

ВВЕДЕНИЕ

«Слушать» и «слышать» — не одно и то же , — отмечают авторы книги «Межличностное общение» [1]. Это относится к реальному непосредственному общению, где умение «слышать» собеседника является одним из важнейших условий успешности общения.

Однако это трудно соотнести с виртуальной реальностью сети Интернет: там собеседники в большей своей массе не могут услышать голоса друг друга. Они общаются посредством печатного текста.

Поэтому возникает не только вопрос «как назвать данный процесс в отношении виртуального общения?», но и более проблематичный вопрос: «как оценить успешность общения в данных условиях?» и, соответственно, «является ли виртуальное общение успешным?».

Актуальность данных вопросов является тем более важной для нашего общества, чем интенсивнее в нашу жизнь включается компьютер вообще и Интернет в частности и чем больше личное и деловое общение переносится именно в виртуальную реальность глобальной компьютерной сети.

Целью нашего исследования было изучение виртуального общения посредством программы ICQ. Данный программный продукт позволяет общаться с друзьями тет-а-тет, находясь в Интернете, в отличие от чатов (IRC), в которых происходит групповое общение. Основной задачей, которая была поставлена перед исследованием было изучение и сравнение особенностей Интернет-общения посредством программы ICQ и его успешности с реальным общением.

Объектом нашего исследования стали пользователи программы ICQ, проживающие в Минске. Предметом исследования была успешность виртуального общения посредством ICQ. Этот вопрос можно считать новым в данной области, т.к. общение посредством ICQ практически не изучалось еще ни на постсоветском пространстве, ни за рубежом.

Основные гипотезы, сформулированные перед проведением работы:

  • личностный портрет собеседника, идеального для виртуального общения, будет существенно отличаться от идеального портрета собеседника для реального общения;
  • общение с виртуальным собеседником будет оцениваться тем успешнее, чем ближе собеседник по своим характеристикам с портретом идеального собеседника.

Данные исследования были получены с помощью методики «Диагностика межличностных отношений» (по [2]).

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

Анализ психологических исследований глобальной компьютерной сети Интернет

Уже существует опыт психологических исследований в Интернете и как правило ученые отмечают, что надежность таких исследований при проведении их в Интернете практически не уменьшается в сравнении с традиционными способами. Были также выделены основные преимущества и недостатки Интернет-исследований [3;4;5].

К достоинствам относят, как правило:

    1. экономия средств, времени, человеческих и других ресурсов — обычно этот фактор «экономии ресурсов» является ключевым.
    2. возможность набрать большее количество испытуемых.
    3. расширение выборки по сравнению с традиционными формами.
    4. легкость изменения методического инструментария на этапах его разработки и апробации.
    5. приближенность экспериментальной ситуации к условиям, в которых находится испытуемый.
    6. снижение влияния экспериментатора.
    7. испытуемые в Интернете более откровенны, что снижает воздействие фактора социальной желательности.
    8. дополнительные возможности программного контроля за выполнением заданий (это решает проблему неполных ответов и их форматов).

Основные недостатки психологических исследований в Интернете связаны, прежде всего, с анонимностью пользователя в сети Интернет, что может приводить к снижению контроля за поведением испытуемого: он может давать случайные ответы, искажать информацию о себе, неоднократно участвовать в опросе. У испытуемого, кроме всего прочего, отсутствует возможность задать экспериментатору вопрос о выполнении заданий, что может привести к неверному пониманию заданий и, следовательно, искажению результатов. В данной работе по возможности сглаживались приведенные недостатки исследований.

Изучение виртуального общения не осталось вне рамок внимания исследователей Интернета, однако в целом данных работ совсем немного и большинство их принадлежит западным исследователям. Основная доля психологических исследований Интернета на русскоязычном пространстве принадлежит факультету психологии МГУ.

Проанализировав основную массу работ на тему виртуального общения, я выделила основополагающие моменты, важные для изучения данной темы.

Так Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. [6] выделяют следующие основные виды общения в Сети:

1. Общение в режиме реального времени (т.н. чат):

  • с одним собеседником (выбирается определенный канал для такого общения);
  • с большим количеством людей одновременно;

2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой:

  • с одним собеседником (электронная почта);
  • со многими людьми — участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Необходимо отметить, что именно общение посредством программы ICQ и подобных ей было почему-то не учтено: т.к. данный вид общения относится к режиму реального времени, но изначально и полностью предполагает общение с одним собеседником. (Подробнее об этом в разделе «Программа ICQ»).

В данной работе также отмечается такая особенность виртуального общения, как анонимность участников: «в настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [7]. Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, немалой притягательной силой.

Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, квалификации, компетентности, имеющихся знаниях, умениях, навыках и т. п., вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме/идиокультуре/андерграунде (напр., киберпанков, музыкальных фанатов, игроков в компьютерные игры и т. д.)» [6]

Здесь хотелось бы обратить внимание на самое важное для нашего исследования место: на изменение пола вследствие полной анонимности участников. Это имеет большое значение для проведения исследований, подобных нашему.

Следующий важный момент для изучения виртуального общения, отмеченный в данной работе: пользователи Интернета «высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (напр., заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (скажем, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано» [6]. Данная особенность, тесно связанная с анонимностью, может достаточно сильно влиять на успешность виртуального общения.

Следующая особенность Интернет-общения, расширяющая возможности пользователей сети, — это возможность «быть в одно и то же время в разных местах», т. е. Интернету не свойственно единство пространства и времени, как это характерно для реальной жизни. Относительно общения это можно проиллюстрировать как возможность общаться с людьми из других стран, часовых поясов в одно и то же время, сидя за своим компьютером.

Вытекающей из названных особенностью является так же и психологическая безопасность. Об этом в своей работе пишет Шевченко И.С.: «Вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения, отсутствием внешней невербальной оценки — аффективная раскрепощенность, ненормативность поведения и некоторая „безответственность“ участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.» [8]

В следующей работе того же автора «Некоторые психологические особенности общения посредством Интернет» кроме анонимности, выделяются следующие особенности виртуального общения:

  • Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
  • Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
  • Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания)" [9].

Среди причин обращения к Интернету автор выделяет в том числе и «возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети — анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста» [9].

Необходимо заметить, что основополагающая особенность виртуального общения — это все-таки физическая непредставленность, которую довольно броско и коротко и точно описала в своей работе «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации» А. Е. Жичкина: «…до сих пор большинство сред коммуникации в Интернете — текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации — это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведения"[10] в том числе и «паралингвистические (вспомогательные) средства: тембр речи, акцентирование части высказывания, силы голоса, дикции, жестов, мимики» [11].

Вот как точно сформулировал сказанное Storm King: «Социальным психологам стоит обратить внимание на тот факт, что общение в киберпространстве — это общение при помощи текста. Здесь нет интонаций и мимики. Однако это не значит, что здесь нет чувств. Многие киберпространства рождаются, когда какие-то люди или человек желает обсудить какую-то идею. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает холодную и чисто «интеллектуальную» сущность медиума — компьютера — и люди устанавливают эмоциональные отношения. Люди в киберпространстве влюбляются и ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями» [12].

Джон Сулер в своей работе «Люди превращаются в Электроников» выделил кроме прочих и такую особенность виртуального общения: «Это так не похоже на настоящий мир и так для него странно — в киберпространстве можно постоянно иметь под рукой (клавишей) вечные летописи того, что ты говорил, кому и когда. Так как все сетевые интеракции основаны только на документах — то есть происходят в письменном виде — мы можем даже осмелеть настолько, что скажем, будто взаимоотношения между людьми ПО СУТИ задокументированы и что реальность можно в любой момент времени записывать в ее цельности… Но хоть велик соблазн лелеять мысль о сохраненном тексте как об объективной записи частички живых эмоций, не менее телячий восторг охватывает от осознания величины пропасти между эмоциональными реакциями на одну и ту же запись, перечитанную при разных обстоятельствах. В зависимости от состояния души мы наделяем написанное слово всеми мыслимыми значениями и намерениями» [13].

Таким образом, объединив и проанализировав все вышеизложенное можно прийти к выводу, что:

  1. с появлением программы ICQ появился и качественно новый способ общения через Интернет, который характеризуется возможностью как общения в режиме реального времени, так и с отсрочкой, а так же возможностью общаться сразу с несколькими собеседниками, ведя беседу с каждым из них тет-а-тет.
  2. к основным особенностям виртуального общения можно отнести:
    • анонимность;
    • физическая непредставленность участников общения;
    • затрудненность эмоционального компонента общения;
    • отсутствие единства пространства и времени, т. е. возможность быть в одно и то же время в разных местах, а также возможность общения с людьми из других часовых поясов;
    • характер общения — почти исключительно письменный;
  3. общение посредством программы ICQ практически не изучалось на русскоязычном пространстве, поэтому важно кроме всего прочего изучать и данную область общения в Интернете.

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ УСПЕШНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Много книг и статей посвящено этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества [1;14;15]. Эта тема становится все более актуальной с развитием Интернет-технологий и возрастанием объема межличностного общения в глобальной компьютерной сети.

В основных моделях общения, как правило, выделяют три составляющие:

  • первый коммуникатор (который и отправляет, и получает);
  • сообщения;
  • второй коммуникатор (который и отправляет, и получает).

Однако простое наличие данных компонентов не означает успешности общения. Вот как определяют успешность общения Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. [1]: «Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

В данном случае успешность определяется скорее не как единичный конечный результат, но как процесс, в который оба партнера должны сделать равный вклад, чтобы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности». Тут же авторы особенно обращают внимание на то, что успешность в значительной степени зависит от психологического состояния субъекта общения, т. е. в основном это не объективная, а субъективная оценка человеком процесса общения.

Основными критериями успешности общения данные авторы называют:

  1. полноценность
  2. стабильность
  3. преобладание согласия и согласованности
  4. легкость
  5. спонтанность, не требующая сверхусилий
  6. свобода
  7. устойчивый контакт
  8. взаимопонимание
  9. доверительность

А также авторы выделяют как обязательное условие успешности отсутствие:

  1. страха
  2. подозрительности
  3. напряженности
  4. чувства одиночества
  5. скованности
  6. внутренних преград
  7. дискомфорта

Таким образом, несложно заметить, что самым важным и основополагающим в общении являются личности собеседников. А так как при общении посредством программы ICQ все собеседники находятся практически в одинаковых условиях, то от личностных характеристик данных пользователей в основном и зависит успешность общения.

ПРОГРАММА ICQ

Программа ICQ позволяет вести приватные беседы в реальном времени одновременно со многими пользователями данной программы, не исключая возможность и отсроченных сообщений. Именно это и является принципиальным отличием ICQ от других программных продуктов, обеспечивающих общение в сети Интернет.

Т.к. программный продукт ICQ является качественно новым способом общения в сети Интернет, то необходимо отдельно остановиться на его отличительных чертах для более полного представления ситуации.

К основным отличиям данной программы от IRC, т. е. чатов, как правило относят:

  • Позволяет одновременно находиться в он-лайне любому количеству пользователей с одинаковыми именами;
  • Позволяет в любой момент времени видеть, находятся ли ваши друзья в сети.
  • Соединяет компьютеры пользователей напрямую, без использования промежуточных серверов. А это значит, что общение происходит в реальном времени и очень быстро: практически сразу после посланного сообщения вы получаете ответ от собеседника (если, конечно, он сразу ответит).
  • Предоставляет возможность вести поиск среди пользователей по любому из основных или по совокупности дополнительных признаков.
  • Позволяет отправлять сообщение неактивному пользователю и быть уверенным, что тот его получит, как только подключит ICQ.
  • Не вынуждает постоянно «сидеть» на канале — вы ведь можете переговариваться с друзьями время от времени или в паузах, фактически не отвлекаясь от основных дел.
  • Предоставляет возможность общаться только с избранными пользователями (даже среди общего списка друзей) или даже сохранять полную конфиденциальность.
  • Позволяет организовать мини-чат с одним или несколькими пользователями по выбору.
  • Позволяет занести назойливых собеседников в «чёрный список» и таким образом навсегда забыть о них.(по материалам www.remy.glasda.ru.)

Таким образом, можно сделать вывод, что программа ICQ действительно предоставляет качественно новые возможности для общения в сети Интернет. И судя по количеству зарегистрированных пользователей данной программы (на сегодняшний день их количество во всем мире уже превысило 100 миллионов человек) эти возможности высоко оцениваются в первую очередь теми людьми, которые ею пользуются. И так как данная тенденция продолжает нарастать, становиться очевидным, что данная тема должны интересовать исследователей (в том числе не в последнюю очередь и психологов) все больше.

Отсюда и наш интерес к данной области общения.

ИСТОРИЯ МЕТОДА

Методика ДМО (диагностика межличностных отношений) предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном Я, отношения к самому себе; методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого. На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на схеме варианты являются противоположными друг другу [по 2].

Соответственно выделенным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, всего — 128. Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном способом интерпретационного подхода, обоснованного сопоставлением феноменологии данного метода с результатами других психодиагностических исследований и данных объективного наблюдения. Подробнее об этом методе — в «Приложении».

Стандартное использование ДМО предполагает изучение и сравнение реального и идеального Я и стиля и структуры межличностных отношений испытуемого. Однако в нашем случае — при изучении успешности общения — нам наиболее интересно соотношение реального Я испытуемого и идеального собеседника, который, как говорилось выше, в целом может определять успешность общения, а так же точность восприятия пользователями друг друга в процессе коммуникации через Интернет.

Таким образом, используя уже неоднократно опробованный и проверенный метод ДМО, в соответствии с нашими целями и задачами мы немного преобразовали инструкцию и, соответственно, материал тестирования, необходимый для изучения интересующей нас области — успешности общения в глобальной компьютерной сети Интернет.

ИЗУЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАМЫ ICQ

Методика исследования

Процедура исследования

Данное исследование можно условно разделить на три составляющие:

  1. эксперимент с испытуемыми в сети Интернет, где они должны были общаться с назначенным нами собеседником и их опрос с помощью методики ДМО для изучения их реального Я и портрета идеального собеседника в общении через ICQ;
  2. опрос пользователей ICQ с помощью методики ДМО для изучения их реального Я и портрета идеального собеседника в общении через ICQ;
  3. опрос людей, которые не пользуются Интернетом (контрольная группа), с помощью методики ДМО для изучения их реального Я и портрета идеального собеседника в непосредственном общении.

В ходе исследования испытуемым была предоставлена возможность общения с экспериментатором и уточнения интересующих либо непонятных вопросов. Кроме того, общение непосредственно с руководителем исследования увеличило контроль за поведением испытуемых, т. е. они не могли участвовать несколько раз, это повышало вероятность искренних, неслучайных ответов на вопросы экспериментатора.

ИСПЫТУЕМЫЕ

В силу уникальных для каждого региона условий темпы развития сети Интернет значительно отличаются. Так, например, республика Беларусь отличается от России, а Минск отличается от областных центров и других населенных пунктов. Поэтому для избежания влияния данных различий на результаты исследования в группу испытуемых (группа 1) отбирались минчане, пользующиеся программой ICQ. Кроме того, в данном исследовании не учитывался пол опрашиваемых, т.к. в силу указанных в главе 1.1 особенностей Интернет-общения его можно изменять без уведомления собеседников.

Отбирались данные пользователи с помощью поисковой системы ICQ, где критерием поиска было место проживания: Минск. Из полученного списка случайным образом отбирались пользователи и им рассылалось предложение участвовать в данном исследовании с кратким описанием содержания необходимых от них усилий и гарантией конфиденциальности.

Таким образом в эксперименте участвовали 6 человек.

В группу 2 так же случайным образом отбирались минские пользователи ICQ, которым предлагалось только анонимно ответить на вопросы методики ДМО. Таким образом было получено (вместе с ответами испытуемых) 16 характеристик.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опишем материал исследования в соответствии с выделенными частями эксперимента.

1. Испытуемые оценивали с помощью методики ДМО реальное Я и портрет идеального собеседника при общении посредством программы ICQ. Далее (28.04.2001) им был предложен реальный собеседник (из данной группы). Им было предложено общаться с данным человеком так же, как они общаться и с другими своими знакомыми в ICQ. Существовало только одно условие: они не должны обмениваться фотографиями в период проведения исследования для избежания влияния данного материала на результаты работы. По истечении срока (21.05.2001) им было предложено следующее:

  1. оценить своего реального собеседника по методике ДМО;
  2. оценить сам процесс их общения по приведенным в главе 1.2 критериям успешности на предмет их наличия либо отсутствия в конкретном случае общения;
  3. ответить на вопрос: считают ли они данное общение успешным.

2. Другие случайные пользователи ICQ должны были выполнить только первое из заданий, т. е. оценить по методике ДМО свое реальное Я и идеального собеседника в общении через ICQ.

3. Минчане, не пользующиеся Интернетом и ICQ должны были оценить с помощью ДМО свое реальное Я и идеального собеседника при непосредственном общении.

ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ

С помощью методики исследования были получены следующие данные:

Оценка реального Я пользователей ICQ
Коэффициенты по шкалам V G
1 2 3 4 5 6 7 8
1 3 4 2 7 8 6 13 12 -9,9 15,9
2 4 4 5 5 6 5 7 3 -2,7 1,3
3 5 8 7 7 1 0 3 3 9,6 -12,4
4 8 7 7 2 2 2 4 5 13 -4,4
5 4 6 7 8 5 9 6 3 -3,8 -2,4
6 7 8 6 5 2 1 3 0 10,6 -11,4
7 5 5 6 4 4 4 3 3 3,1 -4,4
8 7 7 13 9 2 5 2 7 9,2 -13,8
9 9 8 5 7 4 3 4 7 7,1 -4,5
10 11 11 6 5 1 2 6 7 17 -4,9
11 10 8 11 8 5 6 8 8 8,5 -4,4
12 3 4 5 0 5 3 8 6 2,2 6,5
13 4 2 1 2 11 7 7 5 -11,2 11,6
14 9 7 8 13 6 4 1 0 1,6 -18,2
15 8 9 7 5 2 4 7 3 10,9 -4,9
16 7 8 7 11 3 4 4 0 4 -13,5

шкала 1 — «властный — лидирующий», 2 — «независимый — доминирующий», 3 — «прямолинейный — агрессивный», 4 — «недоверчивый — скептический», 5 — «покорно — застенчивый», 6 — «зависимый — послушный», 7 — «сотрудничающий — конвенциональный», 8 — «ответственно — великодушный».

Коэффициенты V (доминирование) и G (доброжелательность) рассчитываются из коэффициентов шкал по следующим формулам:

V=1−5+0,7(2+3−6-4)
G=7−3+0,7 (8+6−4-2)

Оценка идеального собеседника в ICQ
Коэффициенты по шкалам V G
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 4 3 5 3 4 5 5 -2,4 2
2 0 5 3 2 3 2 8 4 -0,2 4,3
3 0 1 1 0 0 0 2 0 1,4 0,3
4 4 3 3 0 2 2 10 8 4,8 11,9
5 7 8 6 0 2 2 6 3 13,4 -2,1
6 5 7 3 3 2 2 2 2 6,5 -5,2
7 9 6 6 1 3 3 10 8 11,6 6,8
8 10 8 8 7 3 3 6 9 11,2 -4,1
9 7 7 4 1 1 2 8 5 11,6 3,3
10 3 7 3 3 2 0 3 4 5,9 -4,2
11 10 8 11 8 5 6 8 8 8,5 -4,4
12 6 8 6 0 3 4 9 10 10 7,2
13 4 6 4 2 6 4 8 9 0,8 7,5
14 4 4 4 6 3 3 8 7 0,3 4
15 5 6 7 5 2 4 8 7 5,8 1
16 4 5 2 0 1 3 7 7 5,8 8,5
Оценка реального собеседника в ICQ, предложенного экспериментатором
Коэффициенты по шкалам V G
1 2 3 4 5 6 7 8
15 1 5 1 1 0 1 4 0 3,8 -0,5
4 3 6 1 0 1 1 4 0 6,2 -0,5
3 1 3 1 0 0 1 5 1 3,1 3,3
2 0 8 3 6 1 1 2 0 1,8 -10,1
5 2 4 1 2 0 1 5 1 3,4 1,2
11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Оценка реального Я в контрольной группе
Коэффициенты по шкалам V G
1 2 3 4 5 6 7 8
1 4 1 2 2 4 5 13 11 -2,8 20,1
2 3 3 4 2 2 4 4 2 1,7 0,7
3 3 3 5 4 6 4 6 2 -3 0,3
4 12 6 2 1 3 6 4 5 9,7 4,8
5 5 4 2 6 8 7 11 9 -7,9 13,2
6 0 2 3 8 11 7 3 1 -18 -1,4
7 2 8 2 5 1 1 3 2 3,8 -6
8 8 4 6 5 9 7 9 6 -2,4 5,8
9 5 7 7 8 9 6 4 6 -4 -5,1
Оценка идеального собеседника в непосредственном общении в контрольной группе
Коэффициенты по шкалам V G
1 2 3 4 5 6 7 8
1 7 3 2 0 1 3 6 2 7,4 5,4
2 3 6 3 2 2 1 5 6 5,2 1,3
3 3 3 4 0 1 3 5 3 4,8 3,1
4 10 6 4 0 3 3 8 11 11,9 9,6
5 6 8 6 2 4 2 8 10 9 3,4
6 3 5 4 1 2 2 5 5 5,2 1,7
7 3 5 3 1 2 2 5 5 4,5 2,7
8 5 5 5 0 9 8 13 13 -2,6 19,2
9 7 5 7 1 6 5 11 9 5,2 9,6
Оценка испытуемыми пользователями ICQ успешности общения в Интернете

таблица 1

Я могу сказать, что наше общение… 15 4 3 2 5 11
1 было полноценным -1 -1 1 -2 -2 1
2 было стабильным -1 -2 2 -2 1 -2
3 в нем преобладало согласие и согласованность 1 -1 2 -2 2 1
4 приносило мне удовлетворенность 1 -2 1 -2 1 1
5 было легким 2 -1 2 1 2 1
6 спонтанным, не требующим сверхусилий 2 -1 2 1 1 1
7 характеризовалось свободой в отношениях -1 -2 1 1 1 1
8 характеризовалось устойчивым контактом -1 -2 1 -2 -1 -2
9 характеризовалось взаимопониманием -1 -1 1 -2 1 2
10 было доверительным -1 -1 1 -2 2 -1
Сумма 0 -14 14 -11 8 3

таблица 2

Я могу сказать, что в нашем общении ОТСУТСТВОВАЛИ… 15 4 3 2 5 11
1 страх 2 2 2 2 2 2
2 подозрительность 2 1 2 2 2 2
3 напряженность 2 -1 2 1 2 2
4 чувство одиночества 2 2 2 2 2 2
5 скованность 2 2 1 -1 1 2
6 внутренние преграды 2 2 2 1 2 2
7 дискомфорт 2 1 2 1 1 2
Сумма 14 9 13 8 12 14
Общая оценка успешности 14 -5 27 -3 20 17

ответ «2» означает «да, согласен», «1» — «скорее да, чем нет», «-1» — «скорее нет, чем да», «-2» — «однозначно нет»

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Систематизируя полученные данные, мы в первую очередь отметили следующую закономерность: 12 из 16 опрошенных пользователей ICQ по результатам ДМО были отнесены к типу «агрессивный доминирующий», а 3 — к типу «дружелюбный подчиняющийся», и только 1 — к «дружелюбному доминирующему» (по коэффициентам V и G — см. главу 2.2). Как уже отмечалось в анализе психологических исследований (гл. 1.1), благодаря своим особенностям, отличающим его от реального общения, виртуальное общение гарантирует безопасность вообще и психологическую в частности.

Т. е. людям агрессивного доминирующего типа поведения труднее реализовать себя в реальной жизни, где соответствующий стиль общения в подавляющем большинстве случаев не одобряется обществом (в данном случае — нашим белорусским) либо самим человеком; и гораздо легче таким людям реализоваться в Интернете, где анонимность, физическая непредставленность и психологическая безопасность позволяют им быть такими, какие они есть.

Вот как описывает данную ситуацию Минаков А.В. [16]: «данная среда [Интернет], в отличие от физической, в которой мы все живем, характеризуется гораздо меньшей жесткостью барьеров и ограничений и допускает гораздо большую степень свободы для своих „обитателей“». И, следовательно, пользователи с дружелюбными типами поведения: подчиняющимся и доминирующим — имеют возможность достаточно полно реализоваться в реальной жизни, поэтому Интернет не является для них настолько притягательным в этом плане, как для пользователей первого типа.

Хотя это не исключает и других причин привлекательности Интернета по сравнению с физической средой, таких, как застенчивость, физические недостатки и т. д.

Тесно связана с данной закономерностью и следующая, которая была замечена в исследовании: для реального непосредственного общения респонденты контрольной группы идеального собеседника видят в значительной степени похожим на себя самих, независимо от их собственного типа поведения.

Среди пользователей ICQ были отмечены совсем другие тенденции. Пользователи дружелюбных типов поведения хотели бы иметь в идеале виртуального собеседника с подобным типом поведения (за исключением одного испытуемого). Те же респонденты, у которых был обнаружен агрессивный доминирующий тип поведения, хотели бы иметь собеседника гораздо более дружелюбного и недоминирующего.

Эту тенденцию так же может объяснить безопасность, предоставляемая в сети Интернет «обитателям»: «дружелюбные» пользователи совсем не хотят иметь над собой доминирующего человека для своей же психологической безопасности. В то время, как эти же «доминирующие», стремясь к собственной реализации, ищут собеседника, который гарантирует им безопасность, т. е. не будет возражать против их властности и, скорее всего, не станет осуждать. Таким образом, пользователи стремятся к удовлетворению базовой потребности в безопасности.

При анализе результатов методики ДМО во всех группах был «синтезирован» портрет двух идеальных собеседников: виртуального и реального. Данные образы были получены путем большинства: отбирались только те качества, которые большинство респондентов отметили в своих анкетах.
Результат получился следующим:

№ шкалы идеал реального собеседника идеал виртуального собеседника
1 5 4
2 5 5
3 5 4
4 0 0
5 2 2
6 3 2
7 6 8
8 7 7
V 7,90 6,90
G 4,50 6,80

По приведенным данным видно, что они значительно не отличаются, т. е. в целом идеальный собеседник идеален и для виртуальной, и для реальной среды; это значит, что люди и там, и там хотели бы общаться с практическими одинаковыми собеседниками: доминирующими и дружелюбными (хотя необходимо отметить, что для виртуального собеседника характерно немного большее дружелюбие и меньшее доминирование в сравнении с идеалом реального собеседника).

Однако самый занимательный результат был получен в самом конце исследования, когда испытуемые оценивали назначенного им собеседника, с которым они общались около месяца через ICQ. В 5 из 6 портретов выраженными оказались только 2 шкалы: 2 — «независимый — доминирующий», 7 — «сотрудничающий — конвенциональный». В шестом варианте кроме этих двух качества было выделено и еще одно: 4 — «недоверчивый — скептический». Т. е. независимо от личностных характеристик собеседника и собственных, испытуемые выделили в портретах только две, практически противоположные черты характера: доминирование и сотрудничество.

Отсюда можно сделать основной вывод данной работы: каким бы успешным ни казалось общение пользователям (как это видно из таблицы по оценке успешности в гл. 2.2), они не могут в процессе общения создать интегрированный образ собеседника. Они успевают только проанализировать имеющиеся доступные данные, и в нашем случае это выразилось в противоречивом портрете напарника: были выделены две противоположные черты, которые принципиально не могут присутствовать у одного человека. Таким образом, получается, что данного общения недостаточно для того, чтобы хотя бы отнести человека к одному из выделенных типов. Особенно интересно тут также и то, что выделенные черты личности, как уже было показано, оказывают влияние на поведение человека в сети Интернет (как это было отмечено чуть выше).

В том, что касается критериев успешности общения, то по полученным данным из главы 2.2 видно, что выделенные критерии являются значимыми и для виртуального общения: т. е., например, при суммировании всех оценок получается одна общая оценка. И в тех случаях, когда она была больше 0, было отмечено, что испытуемые в ответе на вопрос «Считаете ли Вы данное общение успешным?», отвечали однозначно «Да». В тех двух случаях, когда оценка по критериям была ниже нуля, пользователи ответили «Нет» и «Затрудняюсь оценить». Т. е. можно сказать, что существует прямая зависимость между оценкой успешности по критериям и общей субъективной оценки участника общения.

Таким образом, можно заключить, что виртуальное общение имеет те же критерии успешности, что и реальное, однако затрудняет полное, интегрированное восприятие собеседника, что может только осложнять взаимодействие. А так же в процессе общения через Интернет пользователи реализуют базовую потребность в безопасности через возможности, которые предоставляем им компьютерная сеть и лишь в ограниченном количестве может обеспечить реальный мир.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ

Поставленную задачу исследования: изучение и сравнение особенностей Интернет-общения посредством программы ICQ и его успешности с реальным общением — можно считать выполненной, т.к. в ходе исследования изучалось Интернет-общение, его особенности и, как результат, проходило сравнение с реальным общением.

Первая гипотеза, которая была выдвинута перед началом исследования не подтвердилась, т. е. личностный портрет собеседника, идеального для виртуального общения практически не отличается от идеального портрета собеседника для реального общения.

Вторая гипотеза: «общение с виртуальным собеседником будет оцениваться тем успешнее, чем ближе собеседник по своим характеристикам с портретом идеального собеседника» — так же не подтвердилась, так как вообще не было замечено связи оценки собеседника ни с успешностью общения, ни с портретом идеального собеседника, ни вообще с самим собеседником и его личностными качествами. Наоборот было отмечено, что своих собеседников испытуемые оценили практически одинаково, что может быть объяснено ограниченными возможностями сети Интернет в восприятии собеседника.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение», «Питер», С-Пб, 2001;
  2. Собчик Л.Н. «Диагностика межличностных отношений (тест Лири). Методическое руководство», Москва, 1990;
  3. Сатин Д.К. «Интернет как среда проведения психологических исследований»
  4. Жичкина А.Е. «О возможностях психологических исследований в сети Интернет» Психологический Журнал, 2000, том 21, № 2, с. 75−78
  5. Жичкина А.Е. «Методология, теория и практика психологических исследований в сети Интернет»
  6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. «Интернет: воздействие на личность»
  7. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. «Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью»
  8. Шевченко И.С. «Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении»
  9. Шевченко И.С. «Некоторые психологические особенности общения посредством Интернет»
  10. Жичкина А.Е. «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации»
  11. Нестеровы В. и Е. «Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов»
  12. «Психология киберпространства» по публикациям списка рассылки VIRTPSY, 1996;
  13. Дж. Сулер «Люди превращаются в Электроников»
  14. Бодалев А.А. «Восприятие и понимание человека человеком», МГУ, 1982;
  15. Парыгин Б.Д. «Социальная психология», ИГУП, С-Пб, 1999;
  16. Минаков А.В. «Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности»

Об авторе

Мышенкова Елена Сергеевна — отделение психологии Белорусского государственного университета (специальность — социальная психология). Сфера научных интересов — гендерные различия, Интернет и компьютер вообще, экзистенциально-гуманистический подход в психологии, консультирование.

Настоящая работа представляет собой курсовой проект автора (Минск, 2001).

Категории

Метки

Публикации

Общение

Cyberpsy.ru - первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии.
Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.