Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей

С

Рос­сий­ские попу­ля­ци­он­ные иссле­до­ва­ния по исполь­зо­ва­нию Интер­не­та детьми, про­ве­ден­ные в послед­ние годы (Сол­да­то­ва, 2010; Сол­да­то­ва, 2011 а, б, в, д; Сол­да­то­ва, 2012 а, б; Soldatova, 2011; Soldatova, Zotova, 2012), нагляд­но пока­зы­ва­ют, что стре­ми­тель­ное овла­де­ние под­рас­та­ю­щим поко­ле­ни­ем Интер­не­том сопря­же­но с недо­ста­точ­ной осве­дом­лен­но­стью как о рис­ках и угро­зах циф­ро­во­го мира, так и о воз­мож­но­стях совла­да­ния с ними. При этом циф­ро­вой раз­рыв меж­ду под­рост­ка­ми и взрос­лы­ми (роди­те­ля­ми и учи­те­ля­ми) сокра­ща­ет­ся крайне мед­лен­но, что не поз­во­ля­ет в пол­ной мере стар­ше­му поко­ле­нию помочь, а млад­ше­му – при­нять помощь роди­те­лей и учителей. 

По дан­ным каче­ствен­ных иссле­до­ва­ний (Сол­да­то­ва, 2011 г.) при­чи­ны про­блем, свя­зан­ных с Интер­не­том, суще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся в зави­си­мо­сти от воз­рас­та и содер­жа­ния дея­тель­но­сти, уров­ня сфор­ми­ро­ван­ных зна­ний, уме­ний и навы­ков, сте­пе­ни ответ­ствен­но­сти и отно­ше­ния к Интернету. 

По вопро­сам обес­пе­че­ния без­опас­но­сти под­рост­ков в Сети Рос­сия суще­ствен­но «отста­ет» от стран Запад­ной Евро­пы, где дав­но и успеш­но функ­ци­о­ни­ру­ют обра­зо­ва­тель­ные и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские про­грам­мы, направ­лен­ные на повы­ше­ние интер­нетг-рамот­но­сти и сни­же­ние рисков.

Для пре­одо­ле­ния сло­жив­шей­ся ситу­а­ции в рам­ках систе­мы обра­зо­ва­ния появи­лись и актив­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся поня­тия и моде­ли «ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти», «инфор­ма­ци­он­ной гра­мот­но­сти», «медиа­гра­мот­но­сти», «ИКТ-гра­мот­но­сти» (Асмо­лов, 2010; Лау, 2006; Медий­ная и инфор­ма­ци­он­ная гра­мот­ность, 2012; Меди­аи инфор­ма­ци­он­ная гра­мот­ность…, 2013; При­мер­ная основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма…, 2011; Струк­ту­ра ИКТ-ком­пе­тент­но­сти…, 2011; Федо­ров, 2009). На наш взгляд, для успеш­но­сти внед­ре­ния тако­го рода моде­лей необ­хо­ди­мо соблю­де­ние ряда прак­ти­че­ских и тео­ре­ти­че­ских требований.

Практически обусловленные требования

Наи­бо­лее стро­гий кри­те­рий «воз­дей­ствия», опре­де­ля­ю­щий успеш­ность соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской про­грам­мы (Prochaska et al., 2008), пред­по­ла­га­ет два момен­та. С одной сто­ро­ны, эмпи­ри­че­ское выяв­ле­ние фак­то­ров, спо­соб­ству­ю­щих повы­ше­нию гра­мот­но­сти в циф­ро­вом мире. С дру­гой сто­ро­ны, мак­си­маль­но широ­кое про­ве­де­ние попу­ля­ци­он­ных иссле­до­ва­ний с уче­том рос­сий­ской действительности.

При­ме­ни­мость основ­но­го поня­тия в прак­ти­ке, т.е. его чет­кость и при­ня­тие как со сто­ро­ны обще­ства, так и со сто­ро­ны систе­мы обра­зо­ва­ния. Поми­мо это­го, кон­структ дол­жен допус­кать не толь­ко воз­мож­ность скри­нин­го­вой оцен­ки, но и более глу­бо­ко­го ана­ли­за его струк­ту­ры для кор­рект­но­го обо­зна­че­ния целей соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских интервенций.

Теоретически обусловленные требования.

Раз­ра­бо­тан­ность и эмпи­ри­че­ская обос­но­ван­ность струк­ту­ры и функ­ций основ­но­го кон­струк­та, опи­сы­ва­ю­ще­го циф­ро­вую грамотность.

Раз­ра­бот­ка и вали­ди­за­ция соот­вет­ству­ю­ще­го мето­ди­че­ско­го инстру­мен­та­рия. Эмпи­ри­че­ские отно­ше­ния кон­струк­та (McDowel, 2006) с дру­ги­ми часто изме­ря­е­мы­ми фак­то­ра­ми долж­ны соот­вет­ство­вать пред­ска­зан­ным: напри­мер, циф­ро­вая гра­мот­ность    ожи­да­е­мым обра­зом свя­за­на с общим уров­нем зна­ний и уме­ний, осо­бен­но­стя­ми моти­ва­ции и ответ­ствен­но­сти респон­ден­тов, а так­же пере­жи­ва­е­мы­ми в про­цес­се исполь­зо­ва­ния Интер­не­та эмоциями.

На наш взгляд, этим тре­бо­ва­ни­ям в наи­боль­шей сте­пе­ни отве­ча­ет поня­тие циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти (Сол­да­то­ва, 2013 б). Целью дан­но­го иссле­до­ва­ния явля­ет­ся раз­ра­бот­ка струк­ту­ры пси­хо­ло­ги­че­ских моде­лей циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти детей и взрос­лых, обсуж­де­ние мето­ди­че­ско­го инстру­мен­та­рия и его вали­ди­за­ции на осно­ве репре­зен­та­тив­ной выбор­ки рос­сий­ских школь­ни­ков и родителей.

От цифровой грамотности к цифровой компетентности

Тер­мин «циф­ро­вая гра­мот­ность» был впер­вые попу­ля­ри­зо­ван в 1997 году Полом Гил­сте­ром в его кни­ге с одно­имен­ным назва­ни­ем (Gilster, 1997). Он опре­де­лил циф­ро­вую гра­мот­ность как спо­соб­ность кри­ти­че­ски пони­мать и исполь­зо­вать инфор­ма­цию, полу­ча­е­мую посред­ством ком­пью­те­ра в раз­лич­ных фор­ма­тах из широ­ко­го диа­па­зо­на источников. 

Это опре­де­ле­ние было кон­кре­ти­зи­ро­ва­но Алла­ном Мар­ти­ном, кото­рый под циф­ро­вой гра­мот­но­стью пони­мал осо­зна­ние, уста­нов­ки и спо­соб­ность отдель­ных лиц над­ле­жа­щим обра­зом исполь­зо­вать циф­ро­вые инстру­мен­ты и сред­ства для иден­ти­фи­ка­ции, досту­па, управ­ле­ния, инте­гра­ции, оцен­ки, ана­ли­за и син­те­за циф­ро­вых ресур­сов; постро­е­ния систем новых зна­ний, а так­же обще­ния с дру­ги­ми людь­ми с целью кон­струк­тив­ных соци­аль­ных дей­ствий в кон­тек­сте кон­крет­ных жиз­нен­ных ситу­а­ций (Martin, Madigan, 2006, p. 19).

Рас­ши­ре­ние пред­став­ле­ний о циф­ро­вой гра­мот­но­сти и обра­ще­ние к поня­тию циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти, наме­тив­ши­е­ся в послед­нее вре­мя (Ilomäki, Lakkala, Kantosalo, 2011), объ­яс­ня­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми причинами. 

Во-пер­вых, стре­ми­тель­ный рост воз­мож­но­стей, предо­став­ля­е­мых Интер­не­том, и его попу­ляр­но­сти в дет­ском и юно­ше­ском воз­расте дела­ют недо­ста­точ­ным рас­смот­ре­ние Интер­не­та толь­ко как спе­ци­фи­че­ской сфе­ры дея­тель­но­сти человека. 

Сеть для совре­мен­но­го чело­ве­ка – это целый мир, по богат­ству воз­мож­но­стей и дея­тель­но­стей ничуть не усту­па­ю­щий миру «офлайн» и опо­сред­ству­ю­щий все сфе­ры жизни. 

Так, ака­де­ми­че­ская успеш­ность начи­на­ет напря­мую зави­сеть от циф­ро­вой «успеш­но­сти» школь­ни­ков. Это озна­ча­ет, что общее ука­за­ние на зна­ния и навы­ки в рам­ках тра­ди­ци­он­но­го опре­де­ле­ния циф­ро­вой гра­мот­но­сти тре­бу­ет в сло­жив­шем­ся соци­аль­ном кон­тек­сте систе­ма­ти­за­ции прак­ти­че­ски бес­ко­неч­но­го набо­ра этих зна­ний и навыков. 

Посту­лат кри­тич­но­го отно­ше­ния к инфор­ма­ции так­же зву­чит чрез­мер­но общо – для его пони­ма­ния необ­хо­дим учет содер­жа­ния дея­тель­но­сти, ана­лиз моти­ва­ции чело­ве­ка, его цен­ност­ной сферы.

Во-вто­рых, появ­ле­ние циф­ро­во­го мира, кото­рый меня­ет дея­тель­ность и жизнь чело­ве­ка, под­ра­зу­ме­ва­ет необ­хо­ди­мость иссле­до­ва­ния и уче­та про­ис­хо­дя­щих в нем соци­аль­ных, поли­ти­че­ских, эти­че­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских про­цес­сов. Если еще недав­но обсуж­де­ние вир­ту­аль­ной реаль­но­сти Интер­не­та как новой уни­каль­ной фор­мы суще­ство­ва­ния чело­ве­ка (Носов, 2000) зву­ча­ло оправ­дан­но, то сего­дня реаль­ность и вир­ту­аль­ность уже не про­ти­во­по­став­ля­ют­ся. А огра­ни­че­ния под­хо­да, при кото­ром чело­век рас­смат­ри­ва­ет­ся про­сто как поль­зо­ва­тель вир­ту­аль­но­го про­стран­ства или спе­ци­а­лист, его под­дер­жи­ва­ю­щий, ста­но­вят­ся все более очевидны. 

В фило­со­фии и социо­ло­гии эта идея полу­ча­ет свое раз­ви­тие в пред­став­ле­ни­ях о циф­ро­вой куль­ту­ре и циф­ро­вом граж­дан­стве (Mossberger, Tolbert, McNeal, 2008). При этом, под циф­ро­вой куль­ту­рой пони­ма­ет­ся часть повсе­днев­ной куль­ту­ры граж­да­ни­на инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства, кото­рая так­же долж­на регла­мен­ти­ро­вать­ся посред­ством как зако­нов, так и эти­че­ских пра­вил пове­де­ния и пра­вил без­опас­но­сти, создан­ных сов­мест­но граж­да­на­ми это­го общества. 

В иссле­до­ва­ни­ях Интер­не­та учет аспек­тов куль­ту­ры и эти­че­ских пра­вил осо­бен­но актуа­лен, посколь­ку, вслед­ствие стре­ми­тель­но­го раз­ви­тия инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий рефлек­сия «отста­ет» от дости­же­ний науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. При этом новые нор­мы и цен­но­сти, кото­рые долж­ны стать регу­ля­то­ра­ми чело­ве­че­ско­го пове­де­ния, неред­ко недо­ста­точ­но раз­ра­бо­та­ны и осмыс­лен­ны (Сте­пин, 1998; Лисе­ев, 1998).

В-тре­тьих, пере­ход к поня­тию циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти име­ет прак­ти­че­ские осно­ва­ния, посколь­ку хоро­шо согла­су­ет­ся с изме­не­ни­я­ми в оте­че­ствен­ной систе­ме обра­зо­ва­ния и откры­ва­ет воз­мож­ность для при­ме­не­ния оте­че­ствен­ных раз­ра­бо­ток соци­аль­ной ком­пе­тент­но­сти (Соци­аль­ная ком­пе­тент­ность…, 2006). 

В кон­тек­сте куль­тур­но-исто­ри­че­ской пси­хо­ло­гии в широ­ком соци­аль­ном и пси­хо­ло­ги­че­ском смыс­ле ком­пе­тент­ность опре­де­ля­ет­ся как «зна­ние в дей­ствии», что тре­бу­ет выхо­да за пре­де­лы ана­ли­за зна­ний и уме­ний человека.

Пере­чис­лен­ные осно­ва­ния ста­ли для нас исход­ны­ми момен­та­ми в раз­ра­бот­ке моде­ли циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти. Так, в соот­вет­ствии с послед­ним поло­же­ни­ем поня­тие циф­ро­вой ком­пе­тет­но­сти рас­смат­ри­ва­ет­ся как состав­ля­ю­щая соци­аль­ной ком­пе­тент­но­сти человека. 

В соот­вет­ствии с пер­вым поло­же­ни­ем ана­лиз соци­аль­ной ком­пе­тент­но­сти дол­жен учи­ты­вать сфе­ры и содер­жа­ние дея­тель­но­сти чело­ве­ка в Интер­не­те и под­ра­зу­ме­ва­ет пред­ва­ри­тель­ную систе­ма­ти­за­цию тех ком­пе­тен­ций, зна­ний и уме­ний, кото­рые важ­ны для диагностики. 

В соот­вет­ствии со вто­рым поло­же­ни­ем, необ­хо­ди­мо вклю­че­ние в струк­ту­ру циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти ком­по­нен­тов моти­ва­ции и ответ­ствен­но­сти в каче­стве систе­мо­об­ра­зу­ю­щих зве­ньев, опре­де­ля­ю­щих ее даль­ней­шее раз­ви­тие, а так­же при­ня­тие реше­ний в Интер­не­те в ситу­а­ции неопре­де­лен­но­сти (при отсут­ствии одно­знач­но «пра­виль­ных» и «непра­виль­ных» вариантов). 

Поми­мо это­го, осно­вы­ва­ясь на раз­ра­бот­ках в рус­ле куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го под­хо­да (Асмо­лов, 2010), мож­но пред­по­ла­гать, что циф­ро­вая ком­пе­тент­ность долж­на рас­смат­ри­вать­ся как раз­де­лен­ная с дру­ги­ми людь­ми и фор­ми­ру­ю­ща­я­ся во вза­и­мо­дей­ствии с ними. 

Как след­ствие, важ­ным ста­но­вит­ся вопрос о вза­и­мо­дей­ствии в Интер­не­те и по пово­ду Интер­не­та под­рост­ка с роди­те­ля­ми и с учи­те­ля­ми. В наи­бо­лее про­стом вари­ан­те речь идет о важ­но­сти диа­гно­сти­ки и раз­ви­тия циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти не толь­ко под­рост­ков, но и роди­те­лей, и учителей. 

В более широ­ком смыс­ле, циф­ро­вая ком­пе­тент­ность окру­жа­ю­щих под­рост­ка взрос­лых долж­на соот­вет­ство­вать тем зада­чам, кото­рые сто­ят перед ребен­ком, его акту­аль­но­му уров­ню ком­пе­тент­но­сти и потен­ци­аль­ным возможностям. 

Пси­хо­ло­ги­че­ская модель циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти долж­на выяв­лять ее общий уро­вень и уро­вень раз­ви­тия отдель­ных ее ком­по­нен­тов у под­рост­ков и взрос­лых, а так­же пред­став­ле­ния и ожи­да­ния роди­те­лей отно­си­тель­но циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти детей.

Психологическая модель цифровой компетентности

Под циф­ро­вой ком­пе­тент­но­стью мы пони­ма­ем осно­ван­ную на непре­рыв­ном овла­де­нии ком­пе­тен­ци­я­ми (зна­ния, уме­ния, моти­ва­ция, ответ­ствен­ность) спо­соб­ность инди­ви­да уве­рен­но, эффек­тив­но, кри­тич­но и без­опас­но выби­рать и при­ме­нять инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии в раз­ных сфе­рах жиз­не­де­я­тель­но­сти (инфор­ма­ци­он­ная сре­да, ком­му­ни­ка­ции, потреб­ле­ние, тех­но­сфе­ра), а так­же его готов­ность к такой деятельности. 

Ины­ми сло­ва­ми, циф­ро­вая ком­пе­тент­ность – это не толь­ко сум­ма обще­поль­зо­ва­тель­ских и про­фес­си­о­наль­ных зна­ний и уме­ний, кото­рые пред­став­ле­ны в раз­лич­ных моде­лях ИКТ-ком­пе­тент­но­сти, инфор­ма­ци­он­ной ком­пе­тент­но­сти, но и уста­нов­ка на эффек­тив­ную дея­тель­ность и лич­ное отно­ше­ние к ней, осно­ван­ное на чув­стве ответственности.

Рас­смот­ре­ние ответ­ствен­но­сти как ком­по­нен­та циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти тре­бу­ет пони­ма­ния прав и обя­зан­но­стей «циф­ро­во­го граж­да­ни­на» и пра­вил пове­де­ния в циф­ро­вом мире. Вопро­сы, свя­зан­ные с ответ­ствен­но­стью, соот­но­сят­ся так­же с про­бле­мой без­опас­но­сти совре­мен­ных инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий для детей и под­рост­ков. Сюда вхо­дит не толь­ко обес­пе­че­ние взрос­лым тех­ни­че­ской без­опас­но­сти себе и ребен­ку, но и обра­ще­ние поль­зо­ва­те­лей к спе­ци­аль­ным служ­бам в слу­чае столк­но­ве­ния с угро­за­ми в Интер­не­те, пони­ма­ние, чего не нуж­но делать в про­цес­се онлайн-ком­му­ни­ка­ций (вне зави­си­мо­сти от сте­пе­ни ано­ним­но­сти), осо­зна­ние, что в Интер­не­те, как и в реаль­ной жиз­ни, надо быть осторожным. 

Циф­ро­вая ком­пе­тент­ность долж­на вклю­чать зна­ния, уме­ния и навы­ки, поз­во­ля­ю­щие взрос­лым и детям исполь­зо­вать интер­нет без­опас­но и кри­тич­но. Эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние всех воз­мож­но­стей ИКТ для обу­че­ния и само­об­ра­зо­ва­ния воз­мож­но лишь в соче­та­нии со стрем­ле­ни­ем мини­ми­зи­ро­вать рис­ки, кото­рые могут нести новые технологии.

Гло­баль­ный и все­о­хва­ты­ва­ю­щий харак­тер Интер­не­та спо­соб­ству­ют про­яв­ле­нию циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти в раз­ных сфе­рах и видах дея­тель­но­сти. Мы выде­ля­ем четы­ре сфе­ры жиз­не­де­я­тель­но­сти чело­ве­ка, в кото­рых в пол­ной мере про­яв­ля­ют­ся воз­мож­но­сти и рис­ки интер­нет-про­стран­ства (рис. 1). 

Рис. 1. Индекс цифровой компетентности: компоненты и сферы
Рис. 1. Индекс циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти: ком­по­нен­ты и сферы

Это инфор­ма­ци­он­ная (кон­тент­ная) сре­да (созда­ние, поиск, отбор, кри­ти­че­ская оцен­ка кон­тен­та), сфе­ра ком­му­ни­ка­ции (созда­ние, раз­ви­тие, под­дер­жа­ние отно­ше­ний, иден­тич­но­сти, репу­та­ции, про­цес­сы само­пре­зен­та­ции), сфе­ра потреб­ле­ния (исполь­зо­ва­ние Интер­не­та в потре­би­тель­ских целях: зака­зы, услу­ги, покуп­ки и др..) и тех­но­сфе­ра (вла­де­ние ком­пью­те­ром и про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем, обес­пе­че­ние тех­ни­че­ской безопасности).

Соот­вет­ствен­но, мож­но выде­лить четы­ре вида циф­ро­вой компетентности:

  1. инфор­ма­ци­он­ная и меди­а­ком­пе­тент­ность: зна­ния, уме­ния, моти­ва­ция и ответ­ствен­ность, свя­зан­ные с поис­ком, пони­ма­ни­ем, орга­ни­за­ци­ей, архи­ви­ро­ва­ни­ем циф­ро­вой инфор­ма­ции, ее кри­ти­че­ским осмыс­ле­ни­ем и созда­ни­ем мате­ри­а­лов с исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых ресур­сов (тек­сто­вых, изоб­ра­зи­тель­ных, аудио и видео);
  2. ком­му­ни­ка­тив­ная ком­пе­тент­ность: зна­ния, уме­ния, моти­ва­ция и ответ­ствен­ность, необ­хо­ди­мые для онлайн-ком­му­ни­ка­ции в раз­лич­ных фор­мах (элек­трон­ная поч­та, чаты, бло­ги, фору­мы, соци­аль­ные сети и др.);
  3. тех­ни­че­ская ком­пе­тент­ность: зна­ния, уме­ния, моти­ва­ция и ответ­ствен­ность, поз­во­ля­ю­щие эффек­тив­но и без­опас­но исполь­зо­вать ком­пью­тер и соот­вет­ству­ю­щее про­грамм­ное обес­пе­че­ние для реше­ния раз­лич­ных задач;
  4. потре­би­тель­ская ком­пе­тент­ность: зна­ния, уме­ния, моти­ва­ция и ответ­ствен­ность, поз­во­ля­ю­щие решать с помо­щью ком­пью­те­ра раз­лич­ные повсе­днев­ные зада­чи, пред­по­ла­га­ю­щие удо­вле­тво­ре­ние раз­лич­ных потребностей.

Как и фено­мен циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти в целом, каж­дая из ком­пе­тент­но­стей, вхо­дя­щих в его состав, име­ет ком­по­нен­ты, свя­зан­ные с моти­ва­ци­ей и ответственностью. 

Моти­ва­ци­он­ный ком­по­нент пред­по­ла­га­ет фор­ми­ро­ва­ние осмыс­лен­ной потреб­но­сти в циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти как осно­вы адек­ват­ной циф­ро­вой актив­но­сти, допол­ня­ю­щей жиз­не­де­я­тель­ность чело­ве­ка в совре­мен­ную эпоху. 

Ком­по­нент ответ­ствен­но­сти вклю­ча­ет, поми­мо обо­зна­чен­ных выше, ком­пе­тен­ции по онлайн-без­опас­но­сти: уме­ния и навы­ки обес­пе­че­ния без­опас­но­сти при рабо­те с инфор­ма­ци­ей в интернете.

Все пере­чис­лен­ные ком­по­нен­ты циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти могут по-раз­но­му реа­ли­зо­вы­вать­ся в каж­дой из этих четы­рех сфер. Исполь­зо­ва­ние Интер­не­та для обще­ния, поис­ка, ска­чи­ва­ния и созда­ния кон­тен­та, для реше­ния тех­ни­че­ских про­блем, для поку­пок и пла­те­жей – все это раз­ные воз­мож­но­сти и, соот­вет­ствен­но, для их реа­ли­за­ции необ­хо­ди­мы раз­ные ресур­сы и ком­пе­тен­ции личности. 

Как «отста­ва­ние» в циф­ро­вом раз­ви­тии, так и «циф­ро­вая гени­аль­ность» могут быть как тоталь­ны­ми (во мно­гих сфе­рах дея­тель­но­сти), так и частич­ны­ми, пар­ци­аль­ны­ми (в отдель­ных обла­стях). Поэто­му, при иссле­до­ва­нии циф­ро­вой гра­мот­но­сти важ­но изу­чать ее ком­по­нен­ты, и сфе­ры, в кото­рых каж­дый из ком­по­нен­тов может полу­чать спе­ци­фи­че­ское раз­ви­тие и реализацию.

Операционализация и скрининговая диагностика цифровой компетентности

В насто­я­щее вре­мя мно­же­ство орга­ни­за­ций по все­му миру пред­ла­га­ют кур­сы повы­ше­ния циф­ро­вой гра­мот­но­сти, оце­ни­ва­ют и выда­ют сер­ти­фи­ка­ты циф­ро­вой гра­мот­но­сти (напри­мер, Global Digital Literacy Council1, Council of European Professional Informatics Societies2, Microsoft3, Digital Literacy Best Practices4). 

Раз­ра­бот­ка ново­го индек­са циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти тре­бу­ет систе­ма­ти­за­ции этих под­хо­дов и обсуж­де­ния при­чин, по кото­рым кон­цеп­ция и инди­ка­то­ры, лежа­щие в осно­ве совре­мен­ных индек­сов циф­ро­вой гра­мот­но­сти, пред­став­ля­ют­ся нам недо­ста­точ­но соот­вет­ству­ю­щи­ми пере­чис­лен­ным выше требованиям.

Отправ­ная точ­ка для раз­ви­тия любых соци­аль­ных индек­сов (напри­мер, Sirgy et al, 2006) – при­зна­ние того, что объ­ек­тив­ных эко­но­ми­че­ских индек­сов (вало­во­го внут­рен­не­го про­дук­та для опи­са­ния бла­го­по­лу­чия стра­ны, нали­чия досту­па в Интер­нет для опи­са­ния циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти и др.) недо­ста­точ­но для оцен­ки соци­аль­ных про­цес­сов, сто­я­щих за теми или ины­ми явлениями.

Пер­вые попыт­ки пре­одо­леть эти труд­но­сти обыч­но свя­за­ны с обра­ще­ни­ем к пол­но­стью субъ­ек­тив­ным инди­ка­то­рам. Напри­мер, людей про­сят оце­нить их бла­го­по­лу­чие по неко­то­рой шкале. 

В сфе­ре инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий при­мер тако­го под­хо­да – индекс COQS, создан­ный в рам­ках про­ек­та Statistical Indicators Benchmarking the Information Society (SIBIS5) и осно­ван­ный на оцен­ках людь­ми себя по четы­рем шка­лам, соот­вет­ству­ю­щим сле­ду­ю­щим груп­пам уме­ний: насколь­ко хоро­шо они обща­ют­ся онлайн, нахо­дят, выби­ра­ют и уста­нав­ли­ва­ют про­грам­мы, ищут в интер­не­те источ­ник инфор­ма­ции и исполь­зу­ют поис­ко­вые ресурсы. 

При всей лег­ко­сти при­ме­не­ния такие спо­со­бы нена­деж­ны и чрез­мер­но упро­ща­ют кар­ти­ну. В част­но­сти, COQS вклю­ча­ет лишь несколь­ко при­ме­ров уме­ний, не учи­ты­вая ни зна­ний, ни моти­ва­ции и ответ­ствен­но­сти, ни дру­гих видов дея­тель­но­сти в Интернете.

Сле­ду­ю­щий шаг раз­ви­тия про­бле­мы – созда­ние индек­сов на осно­ве серии инди­ка­то­ров, для отбо­ра кото­рых исполь­зу­ет­ся один из двух спо­со­бов. При пер­вом вари­ан­те про­во­дит­ся мак­си­маль­но широ­кий отбор всех доступ­ных инди­ка­то­ров, в неко­то­рых слу­ча­ях с после­ду­ю­щим их суже­ни­ем по ста­ти­сти­че­ско­му кри­те­рию (напри­мер, исполь­зу­ют­ся веса из регрес­си­он­но­го урав­не­ния для пред­ска­за­ния выбран­но­го ста­ти­сти­че­ско­го кри­те­рия или фак­тор­ный ана­лиз струк­ту­ры методики). 

При вто­ром под­хо­де для созда­ния индек­сов изна­чаль­но пред­ла­га­ет­ся неко­то­рая тео­ре­ти­че­ская модель. Пунк­ты отби­ра­ют­ся так, что­бы как мож­но более пол­но ее опи­сы­вать. После сбо­ра эмпи­ри­че­ских дан­ных струк­ту­ра индек­са может уточ­нять­ся для более пол­но­го ее соот­вет­ствия моде­ли. Пре­иму­ще­ства это­го вари­ан­та в том, что ито­го­вый инстру­мент поня­тен и логи­чен, а так­же в его эко­но­мич­но­сти. Рас­смот­рим эти вари­ан­ты подробнее:

1. Отбор инди­ка­то­ров на осно­ве регрес­си­он­но­го урав­не­ния опти­ма­лен для реше­ния задач пред­ска­за­ния, но одно из его огра­ни­че­ний состо­ит в том, что дале­ко не все­гда воз­мож­но опре­де­ле­ние «золо­то­го стан­дар­та» изме­ре­ния того или ино­го фено­ме­на. В част­но­сти, это отно­сит­ся и к циф­ро­вой компетентности.

2. Идея выяв­ле­ния фак­тор­ной струк­ту­ры мето­ди­ки и отбо­ра тех индек­сов, кото­рые име­ли мак­си­маль­ные нагруз­ки на эти фак­то­ры, была реа­ли­зо­ва­на в индек­се раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий (Measuring the .., 2012). 

Индекс состо­ит из 11 пока­за­те­лей, ото­бран­ных на осно­ве мне­ний экс­пер­тов и сгруп­пи­ро­ван­ных в три шка­лы: доступ к инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям (нали­чие ком­пью­те­ров, досту­па в интер­нет, покры­тие мобиль­ной сети и т.п.), исполь­зо­ва­ние инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий (про­цент исполь­зу­ю­щих), уме­ния (гра­мот­ность).

Вес каж­до­го из ком­по­нен­тов в общем индек­се опре­де­лял­ся на осно­ве фак­тор­но­го ана­ли­за (мето­да глав­ных ком­по­нент). Одна­ко при таком под­хо­де фак­тор­ная струк­ту­ра и вес зави­сят от того, какие инди­ка­то­ры были выбра­ны в каче­стве исход­но­го набо­ра, сколь­ко их, как они свя­за­ны меж­ду собой.

В ито­ге полу­чив­ши­е­ся шка­лы индек­са отра­жа­ют не реаль­ность, а пред­по­чте­ния исследователей.

3. Более инди­ви­ду­аль­ный под­ход обес­пе­чи­ва­ет­ся при исполь­зо­ва­нии индек­сов, оце­ни­ва­ю­щих уме­ния и навы­ки поль­зо­ва­те­лей, кото­рые обыч­но отби­ра­ют­ся экс­пер­та­ми так, что­бы мак­си­маль­но пол­но охва­тить неко­то­рую область. 

Харак­тер­ный при­мер – Индекс ком­пью­тер­ной без­опас­но­сти ком­па­нии Май­к­ро­софт (Microsoft Computing Safety Index6), направ­лен­ный на оцен­ку навы­ков обес­пе­че­ния соб­ствен­ной без­опас­но­сти в Интер­не­те (исполь­зо­ва­ние новых опе­ра­ци­он­ных систем, анти­ви­ру­сов, авто­ма­ти­че­ских обнов­ле­ний и т.п.).

Одна­ко боль­шин­ство таких индек­сов огра­ни­че­ны кон­крет­ной сфе­рой: без­опас­но­стью детей в Интер­не­те, навы­ка­ми поис­ка и ком­му­ни­ка­ции, обу­че­ни­ем или навы­ка­ми ком­пью­тер­ной без­опас­но­сти и пр., что не дает воз­мож­но­сти скри­нин­го­вой оцен­ки циф­ро­вой компетентности.

В преды­ду­щих рабо­тах рас­смат­ри­ва­лись в основ­ном такие ком­по­нен­ты индек­са циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти как уме­ния, в мень­шей сте­пе­ни – зна­ния. Их авто­ры каса­лись глав­ным обра­зом дея­тель­но­сти с кон­тен­том (напри­мер, поис­ка инфор­ма­ции) и тех­ни­че­ских умений. 

Боль­шин­ство ини­ци­а­тив в этой обла­сти было направ­ле­но на обу­че­ние кон­крет­ных групп людей (школь­ни­ков, про­фес­си­о­на­лов и т.п.). При этом не учи­ты­ва­лись вопро­сы моти­ва­ции, ответ­ствен­но­сти, лич­но­го отно­ше­ния к Интернету.

Продолжение — в статье Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация.

Иссле­до­ва­ние выпол­не­но при финан­со­вой под­держ­ке РГНФ в рам­ках науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та про­ве­де­ния науч­ных иссле­до­ва­ний «Моде­ли циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти у раз­лич­ных типов интер­нет-поль­зо­ва­те­лей», про­ект 14-06-00646.

Литература

  1. Асмо­лов А.Г. Рос­сий­ская шко­ла и новые инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии: взгляд в буду­щее деся­ти­ле­тие / А.Г. Асмо­лов, А.Л. Семе­нов, А.Ю. Ува­ров. – Москва, 2010.
  2. Дон­цов А.И., Дроз­до­ва А.В. Визу­аль­ное воз­дей­ствие интер­нет-рекла­мы на моло­деж­ную суб­куль­ту­ру // Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – 2013. – №2 (10). – С. 25-32.
  3. Лау Х. Руко­вод­ство по инфор­ма­ци­он­ной гра­мот­но­сти для обра­зо­ва­ния на про­тя­же­нии всей жиз­ни / Х. Лау. – Москва : МОО ВПП ЮНЕСКО «Инфор­ма­ция для всех», 2006.
  4. Лисе­ев И.К. Высо­кие тех­но­ло­гии в кон­тек­сте изме­не­ния регу­ля­ти­вов куль­ту­ры // Высо­кие тех­но­ло­гии и совре­мен­ная циви­ли­за­ция: Мате­ри­а­лы науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. – Москва : Ин-т фило­со­фии РАН, 1998.
  5. Медиа- и инфор­ма­ци­он­ная гра­мот­ность в обще­ствах зна­ния / сост. Е.И. Кузь­мин, А.В. Пар­ша­ко­ва. – Москва : МЦБС, 2013.
  6. Медий­ная и инфор­ма­ци­он­ная гра­мот­ность: про­грам­ма обу­че­ния педа­го­гов. – Москва : Инсти­тут ЮНЕСКО по инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям в обра­зо­ва­нии, 2012.
  7. Мити­на О.В. Моде­ли­ро­ва­ние латент­ных изме­не­ний c помо­щью струк­тур­ных урав­не­ний // Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия. – 2008. – № 1. – C. 131-148.
  8. Носов Н.А. Вир­ту­аль­ная пси­хо­ло­гия / Н.А. Носов. –Москва: Агра­фа, 2000.
  9. При­мер­ная основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния. Основ­ная шко­ла / сост. Е.С. Сави­нов. – Москва : Про­све­ще­ние, 2011.
  10. Сол­да­то­ва Г.У. Зона рис­ка. Рос­сий­ские и евро­пей­ские школь­ни­ки: про­бле­мы онлайн-соци­а­ли­за­ции / Г.У. Сол­да­то­ва, Е.Ю. Зото­ва // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. – 2011а. – № 7. –С. 46-55.
  11. Сол­да­то­ва Г.У. Кибер­бул­линг в школь­ной сре­де: труд­ная онлайн-ситу­а­ция и спо­со­бы совла­да­ния / Г.У. Сол­да­то­ва, Е.Ю. Зото­ва // Обра­зо­ва­тель­ная поли­ти­ка. – 2011б. – № 5 (55). – С.48-59.
  12. Сол­да­то­ва Г. Интер­нет: воз­мож­но­сти, ком­пе­тен­ции, без­опас­ность : метод. посо­бие для работ­ни­ков систе­мы обще­го обра­зо­ва­ния. Лек­ции. Прак­ти­кум / Г. Сол­да­то­ва, Е. Зото­ва, М. Лебе­ше­ва, В. Шляп­ни­ков. – Москва : Центр книж­ной куль­ту­ры Гут­тен­берг, 2013 а. – 165 с.
  13. Сол­да­то­ва Г.У. Опас­ное любо­пыт­ство. Кто и как попа­да­ет на сай­ты, несу­щие угро­зу для здо­ро­вья школь­ни­ков? / Г.У. Сол­да­то­ва, М.И. Лебе­ше­ва // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. – 2011 в. – № 8. – С.46-55.
  14. Сол­да­то­ва Г.У. Моло­дежь в сети: сила и сла­бость соци­аль­но­го капи­та­ла / Г.У. Сол­да­то­ва, Т.А. Нестик // Обра­зо­ва­тель­ная поли­ти­ка. – 2010. – № 4 (42). – С.10-29.
  15. Сол­да­то­ва Г.У. Циф­ро­вая ком­пе­тент­ность под­рост­ков и роди­те­лей. Резуль­та­ты все­рос­сий­ско­го иссле­до­ва­ния / Г.У. Сол­да­то­ва, Т.А. Нестик, Е.И. Рас­ска­зо­ва, Е.Ю. Зото­ва. – Москва : Фонд Раз­ви­тия Интер­нет, 2013 б. – 143 с.
  16. Сол­да­то­ва Г.У. Как им помочь. Ребе­нок в интер­не­те: запре­щать, наблю­дать или объ­яс­нять? / Г.У. Сол­да­то­ва, Е.И. Рас­ска­зо­ва // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. – 2012 а. – № 10. – С. 26-33.
  17. Сол­да­то­ва Г.У. Жесто­кий опыт / Г.У. Сол­да­то­ва, Е.И. Рас­ска­зо­ва, М.И. Лебе­ше­ва // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. – 2012 б. – № 12. – С. 26-35.
  18. Сол­да­то­ва Г.У. «Неот­лож­ка» в кибер­про­стран­стве / Г.У. Сол­да­то­ва, В.В. Сере­ги­на, П.А. Вол­ко­ва // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. – 2011 г. – № 7. – С.56-63.
  19. Сол­да­то­ва Г.У. Пой­ман­ные одной сетью: соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние пред­став­ле­ний детей и взрос­лых об интер­не­те / Г.У. Сол­да­то­ва, Е.Ю. Зото­ва, А.И. Чека­ли­на, О. Гостим­ская. – Москва : Фонд Раз­ви­тия Интер­нет, 2011 д.
  20. Соци­аль­ная ком­пе­тент­ность класс­но­го руко­во­ди­те­ля: режис­су­ра сов­мест­ных дей­ствий / под. редак­ци­ей А.Г. Асмо­ло­ва, Г.У. Сол­да­то­вой. – Москва : Смысл, 2006.
  21. Сте­пин В.С. Высо­кие тех­но­ло­гии и про­бле­ма цен­но­стей // Высо­кие тех­но­ло­гии и совре­мен­ная циви­ли­за­ция. Мате­ри­а­лы науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. – Москва : Инсти­тут фило­со­фии РАН, 1998.
  22. Струк­ту­ра ИКТ-ком­пе­тент­но­сти учи­те­лей : реко­мен­да­ции ЮНЕСКО. – Париж : UNESCO, 2011.
  23. Федо­ров А.В. Медиа­об­ра­зо­ва­ние: вче­ра и сего­дня / А.В. Федо­ро­ва. – Москва : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Инфор­ма­ция для всех», 2009.
  24. Brown T. Confirmatory factor analysis for applied research. – N.Y.; L. : Guilford Press:, 2006.
  25. Gilster P. Digital Literacy. – N.Y. : Wiley Computer Publishing, 1997.
  26. Ilomäki L., Lakkala M. and Kantosalo A. What is digital competence? // Linked portal. – Brussels : European Schoolnet (EUN), 2011. – P. 1-12.
  27. Martin A., Madigan D. (Eds.). Digital literacies for learning. – L. : Facet, 2006.
  28. McDowel J. Measuring health. A guide to rating scales and questionnairies. – New York : Oxford University Press, 2006.
  29. Measuring the information society. – Geneva : International Telecommunication Union, 2012.
  30. Mossberger K., Tolbert C.J., McNeal R.S. Digital citizenship: The internet, society, and participation. – Cambridge, MA : MIT Press, 2008.
  31. Prochaska J.O., Wright J.A., Velicer W.F. Evaluating theories of htalth behavior change: a hierarchy of criteria applied to the transtheoretical model // Applied Psychology. – 2008. – 57(4). – P. 561-588.
  32. Sirgy M.J., Michalos A.C., Ferris A.L., Easterlin R.A., Patrick D., Pavot W. The quality of life (QOL) research movement: past, present and future // Social Indicators Research. – 2006. – 76. – P. 343-466.
  33. Soldatova G. Russian schoolchildren: Challenges and risks of online socialization // Children, youth and media in the world. – 2011. – № 1.
  34. Soldatova G., Zotova E. Coping with online risks: The experience of Russian schoolchildren // Journal of Children and Media. – 2012.
Источ­ник: Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал 2014. № 2. c.27-35. doi: 10.11621/npj.2014.0204

Об авторах

  • Гали­на Уртан­бе­ков­на Сол­да­то­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии лич­но­сти факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва), заве­ду­ю­щая кафед­рой соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский инсти­тут пси­хо­ана­ли­за (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия.
  • Еле­на Иго­рев­на Рас­ска­зо­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры ней­ро- и пато­пси­хо­ло­гии факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва), стар­ший науч­ный сотруд­ник отде­ла меди­цин­ской пси­хо­ло­гии, Науч­ный центр пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, веду­щий науч­ный сотруд­ник меж­ду­на­род­ной лабо­ра­то­рии пози­тив­ной пси­хо­ло­гии лич­но­сти и моти­ва­ции, НИУ Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest