Повседневный жизненный мир российской молодежи существенно изменился под влиянием активного внедрения информационных технологий, которое произошло в минувшие 8-10 лет. Скорость, с которой произошло их внедрение в жизнь российского общества, оказалась примечательно высокой.
Еще восемь лет назад доля активных пользователей Интернета оценивалась в России всего в 3540% от общей численности населения [3, с. 13]. Но уже в 2012-2013 гг. этот показатель превысил 50% [5, с. 174], а к 2018-му г. достиг 70% [13].
Иначе говоря, всего за несколько лет Интернет и связанные с ним поведенческие практики в российском обществе перестали быть чем-то редким и экзотическим, превратившись для большинства людей в абсолютно привычный и неотъемлемый атрибут повседневной жизни.
Важным, хотя и не очевидным, последствием столь стремительной интернетизации российского общества стало существенное изменение контекста, в котором происходит социализация новых поколений российской молодежи.
Фактически нынешние молодые россияне стали первым поколением российской молодежи, вся или почти вся сознательная жизнь которого проходит в условиях интенсивного внедрения Интернета в самые разные общественные процессы.
Конечно, было бы излишне смелым предполагать, будто интенсивное распространение Интернета в обществе поменяло повседневную реальность российской молодежи до неузнаваемости.
Внедрение информационных технологий в общественные процессы не оказывает прямого влияния ни на базовую суть тех проблем, которые волнуют молодежь, ни на ее жизненные устремления и притязания. Поэтому очевидно, что многие практики повседневной жизни современных молодых россиян похожи на те, которые были привычны прошлым поколениям российской молодежи.
И тем не менее, определенные перемены в жизненном мире молодежи случившаяся интернетизация общества, скорее всего, стимулирует. Залог этих перемен – в самом постоянстве присутствия Интернета во многих социальных процессах. В отличие от прошлых поколений, нынешние молодые россияне проводят в условиях интенсивной интернетизации общества всю (или почти всю) свою сознательную жизнь. Интернет не дополняет привычную им с детства социальную реальность, а изначально становится одной из фундаментальных основ этой реальности.
Поэтому очевидно, что контекст жизни нынешних молодых россиян все же довольно своеобразен и отличается от того, с которым сталкивались прежние поколения.
Эта уникальность контекста повседневной жизни современной российской молодежи формирует выраженный запрос на изучение роли Интернета в социальной реальности нынешних молодых россиян.
Неопределенность вокруг того, как именно Интернет вписан в повседневную реальность молодых людей, изначально взрослевших в условиях его интенсивного распространения в обществе, вызывает предсказуемый интерес со стороны академических исследователей.
В свою очередь, отсутствие ясных представлений о влиянии интернетизации общества на частные настроения и поведенческие склонности молодежи делает эту тему интересной не только академической науке, но и практикам, вовлеченным в прикладную работу с молодежью.
В этих обстоятельствах изучение трендов и рисков, связанных с влиянием интернетизации общества на социальную реальность современной российской молодежи, приобретает особую актуальность.
Ниже мы расскажем о результатах нашего собственного исследования, в аналитическом фокусе которого находились соответствующие тренды и риски.
Методология исследования
Цель исследования, о котором пойдет речь, была двоякой. С одной стороны, мы стремились оценить общий уровень проникновения Интернета в повседневную реальность российской молодежи. С другой стороны, нам было важно понять, сказывается ли проникновение Интернета в повседневную реальность российской молодежи на настроениях и поведенческих склонностях.
Поэтому в своей аналитической работе мы опирались на два источника данных. Первым источником стали результаты вторичного анализа результатов психологических и социологических исследований, выполненных отечественными учеными в минувшие несколько лет для диагностики влияния Интернета на повседневную реальность молодежи.
Вторым источником послужили результаты социологического опроса, выполненного нами в Екатеринбурге в первой половине 2018 г. (N = 2054 человек в возрасте 18-30 лет, квотная выборка по полу, возрасту и району проживания).
Вторичный анализ данных помогал нам оценить общий уровень проникновения Интернета в повседневную действительность российской молодежи, опрос же позволял выявить и охарактеризовать частные эффекты, порождаемые этим проникновением.
Обобщая и комбинируя данные, полученные в ходе исследования, мы смогли сформулировать несколько примечательных заключений.
Результаты и обсуждение
Прежде всего, выполненный анализ показал, что нынешние представители российской молодежи значительно более активны и разносторонни в своих практиках использования Интернета, чем представители других поколений.
В частности, примечательно, что, по данным исследований ВЦИОМ, доля активных пользователей Интернета среди представителей молодежи значительно превосходит общие показатели по населению и достигает 90% [1].
Однако дело не только в высокой активности молодежи при использовании Интернета, но и, повторим, в разнообразии этого использования. Проведение свободного времени именно в Интернете характерно молодым россиянам (в возрасте 18-24 лет) вдвое чаще, чем представителям других поколений: среди них такой вид досуга предпочитают 44%, тогда как среди людей старше – только 21% [2].
Точно так же показательно, что именно Интернет становится для молодежи основным источником информации, хотя представителям других поколений это отнюдь не характерно: 65% молодых людей в возрасте 18-24 лет узнают новости в виртуальном пространстве, тогда как в других возрастных группах их процент вдвое скромнее – только 32% [8].
В совокупности эти (как, вероятно, и другие похожие) показатели свидетельствуют о том, что Интернет действительно вписан в повседневную социальную реальность российской молодежи гораздо интенсивнее, чем в жизнь старших поколений. Молодежь более активна в использовании Интернета, а ее практики использования виртуального пространства более разнообразны и многогранны.
Результаты нашего опроса помогают дополнить и углубить этот вывод. В частности, характерно, что сами о себе молодые люди думают именно как об активных пользователях Интернета. Анализ показал, что к таковым относят себя более 97% респондентов.
Учитывая, что среднее число активных пользователей Интернета по всем возрастным группам российского общества обычно оценивается социологами примерно в 70%, можно констатировать, что активность использования Интернета у молодежи – действительно повышенная, и это находит отражение в ее самоощущении.
Подтвердилась и разносторонность использования Интернета представителями молодежи. Опрос показал, что абсолютное большинство опрошенных молодых людей используют Интернет для поиска информации (90,1%), поддержания контактов с друзьями (86,9%), потребления медиа-контента (85,0%), чтения новостей (65,3%).
Характерно и время, которое молодежь, по своим ощущениям, проводит в Интернете: 65,7% проводят не менее 3 часов в день в социальных сетях, 46,2% – на учебных и научных сайтах, 43,0% – на игровых сайтах.
Высокая интенсивность и выраженная многогранность использования Интернета в молодежной среде позволяют говорить о его отчетливой интегрированности в повседневную социальную реальность, которая окружает молодых людей.
Фактически данные опроса показывают, что Интернет является для молодежи не просто средством работы с информацией, а скорее своеобразной средой обитания, дающей возможности и для решения практических задач, и для развлечения, и для общения.
Примечательно, что Интернет настолько вписан в привычную молодым людям социальную реальность, что для очень многих из них он становится совершенно незаменимым инструментом развлечения и общения.
Для того, чтобы проверить, насколько опрошенные допускают для себя возможность обойтись без использования Интернета, в анкете мы задавали гипотетический вопрос: «Что Вы будете делать, если приедете в гостиницу в другом городе и администратор сообщит Вам о том, что выйти в Интернет невозможно?». Ответы, которые были получены на этот вопрос, говорят о том, что для большинства респондентов Интернет не просто привычен и понятен, но и по сути не заменим (См. Рисунок 1).
Вероятно, нельзя категорично сказать, что большинство из них зависимы от Интернета: характерно, что только 15,4% из них, оказавшись в подобной ситуации, начнут любой ценой искать возможность подключиться к сети. Но все же тех, кто способен найти замену Интернету в виде других развлечений, тоже немного – только треть от всего массива опрошенных.
Абсолютное большинство молодых людей, оказавшись в подобной ситуации, будут растеряны и не станут развлекать себя какими-то иными способами. Иначе говоря, у большинства молодых людей отсутствует зависимость от Интернета, но само его присутствие в жизни настолько привычно, что полноценно заменить его им особо нечем.
Следует подчеркнуть еще один тренд, который удалось выявить в ходе исследования. Дело в том, что Интернет, по всей видимости, постепенно становится важной (или даже важнейшей) коммуникативной площадкой для представителей российской молодежи.
При подготовке опроса мы интуитивно предполагали, что повышенная активность в использовании Интернета благоприятствует смещению баланса повседневного общения молодых людей именно в пользу виртуального общения. Само по себе это логично: если молодым людям привычнее искать информацию и развлекаться именно в Интернете, то и общение с друзьями они могут предпочитать именно в виртуальной среде.
Для того, чтобы проверить, так ли это в действительности, мы пользовались в анкете комбинацией из двух взаимосвязанных вопросов: «Оцените, пожалуйста, насколько часто Вы общаетесь с друзьями в Интернете?» и «Как часто Вы предпочитаете встречаться с друзьями ради общения?».
Размытая категория «как часто» применялась нами целенаправленно: в ходе опроса было важно понять не фактическую частоту общения, а именно субъективную, ощущаемую самими опрошенными интенсивность коммуникации. Анализ полученных ответов показал, что выдвинутое предположение скорее подтверждается.
Обобщая и комбинируя ответы опрошенных на поставленные вопросы, мы разработали собственную типологию молодых людей, характеризующую варианты их предрасположенности к реальной и/или виртуальной коммуникации:
- замкнутые: мало общаются с друзьями и в Интернете, и за его пределами;
- виртуалы: в основном общаются с друзьями через Интернет, редко общаются с друзьями в оффлайне;
- общительные: в основном общаются с друзьями через Интернет, но часто общаются и в оффлайне
- традиционалы: предпочитают общаться с друзьями в оффлайне, редко пользуются для этих целей Интернетом. Распределение опрошенных по соответствующим категориям показало, что на данный момент повседневное общение молодежи не сместилось в сторону виртуальной коммуникации полностью, но вероятность такого смещения в будущем довольно высока (См. Рисунок 2).
Видно, что общение в Интернете на данный момент все же не является доминирующей формой коммуникации молодых людей – «виртуалы», которые предпочитают именно такой формат общения, составляют в общем массиве опрошенных меньшинство (6,9%).
Однако здесь важны и два других, на первый взгляд, непримечательных факта. Во-первых, в явном меньшинстве оказались те молодые люди, которые воспринимают виртуальное и традиционное общение как равнозначное: «общительные», которые в равной степени способны сочетать общение в Интернете и другие формы коммуникации, довольно немногочисленны (их только 24,5%).
Во-вторых, примечательно, что «замкнутые» встречаются среди опрошенных гораздо чаще, чем «традиционалы» (43,2% против 25,4%, соответственно). Это говорит о том, что среди тех молодых людей, которые не склонны активно общаться с друзьями в Интернете, в основном распространены те, кто в принципе воздерживается от общения, а не те, кто предпочитает иные, более традиционные формы.
Таким образом, полноценного смещения коммуникации молодых людей в виртуальное пространство на данный момент не случилось, но предпосылки, необходимые для этого смещения, сложились.
Еще одна тенденция, которую удалось выявить в ходе опроса, заключается в принципиально открытой, доверительной позиции молодежи по отношению к коммуникации с новыми, заведомо незнакомыми людьми в Интернете (См. Таблица 1).
Таблица 1. Ситуации, в которых опрошенные допускают общение в Интернете с заведомо незнакомым человеком (поливариантный вопрос)
Полностью исключат для себя вероятность общения с такими заведомо незнакомыми людьми в виртуальном пространстве лишь 25,5% из всех опрошенных молодых людей. Остальные опрошенные называют разные условия, при которых они допускают для себя вступление в подобную коммуникацию, но все же саму возможность не отвергают.
Фактически это говорит о том, что Интернет является для них не только одним из инструментов поддержания уже существующих социальных контактов, но и (в определенных условиях) – средой формирования новых связей.
Мотивация для формирования этих связей вариативна: по ответам заметно, что она может быть построена и на эмоциях, и на прагматическом интересе, и даже на простом любопытстве. Но принципиально важно, что сама готовность к коммуникации с заведомо незнакомыми людьми в Интернете у большинства молодых людей в любом случае прослеживается.
Если обобщить эти результаты, то можно отметить, что Интернет органично встроен в повседневную социальную действительность современной российской молодежи. И наши собственные данные, и результаты, полученные другими исследователями, показывают, что нынешние молодые россияне существенно более активны и разносторонни в своем использовании Интернета, чем представители других поколений.
В каком-то смысле Интернет становится для молодежи не просто техническим инструментом для поддержания социальных связей или получения информации, а превращается в саму среду ее жизни.
Молодые россияне пользуются Интернетом значительно чаще, чем представители других возрастных групп, и используют его в самых разных направлениях: ищут информацию, общаются, развлекаются.
Анализ показал, что большинство представителей современной российской молодежи нельзя назвать в чистом виде зависимыми от Интернета: те, кто стремится выйти в сеть любой ценой, среди них в явном меньшинстве. Точно так же нельзя сказать, что большинство молодых людей переместили свое общение только в Интернет, позабыв об иных, более традиционных формах коммуникации.
Тем не менее, Интернет становится для абсолютного большинства из них настолько привычным элементом реальности, что обойтись без него им сложно. Иными словами, в их ответах не прослеживается признаков зависимости от Интернета, но отчетливо видно, что Интернет стал для них не только привычным, но и неотъемлемым, незаменимым атрибутом повседневной жизни.
Столь органичная интегрированность Интернета в повседневную реальность современной российской молодежи дает богатую почву для размышлений о потенциальных рисках, связанных с глубоким погружением молодых людей в виртуальное пространство.
Конечно, описание и оценка подобных рисков в любом случае обладают несколько условным характером. На данный момент мы можем однозначно судить лишь о том, что Интернет интегрирован в повседневную жизнь современной российской молодежи крайне интенсивно.
В свою очередь, любые рассуждения о долгосрочных последствиях этой ситуации лежат в гипотетической плоскости: мы можем предполагать, какие проблемы могут возникнуть из-за интегрированности Интернета в повседневную жизнь молодых людей, но обоснованно судить о справедливости подобных предположений можно будет лишь с течением времени. Тем не менее, даже несмотря на некоторую условность, описание подобных рисков, на наш взгляд, возможно.
В современной научной литературе описаны несколько серьезных проблем, которые связываются учеными с высокой активностью использования Интернета со стороны молодежи. Каждая из этих проблем, на наш взгляд, может существенно усилиться благодаря тому, что Интернет стал настолько неотъемлемой частью повседневной реальности современной российской молодежи.
Во-первых, существует риск формирования зависимости молодежи от Интернета. Мы уже отмечали выше, что на данный момент говорить об уже сформированной зависимости российской молодежи от Интернета все же не следует. Но перспектива развития подобной зависимости в будущем, на наш взгляд, сохраняется.
Многие исследователи (Т.В. Ефимова [7], А. Хомик и Ю.А. Кайль [15], Е.А. Шаповал [16] и др.) справедливо отмечают, что сам характер коммуникации в Интернете очень специфичен: обмен информацией происходит очень быстро, в ней преобладает эмоционально яркий и доступный для восприятия контент. Соответственно, ситуация, когда молодежь привыкает к Интернету и использует его ежедневно в самых разных целях, развитию может благоприятствовать развитию такой зависимости.
Примечательно, что исследование С.Н. Варламовой, Е.Р. Гончаровой и И.В. Соколовой в свое время показало наличие прямой взаимосвязи между интенсивностью времени, которое молодой человек проводит в Интернете, и его склонностью к подобной зависимости: чем больше времени – тем отчетливее склонность [4, с. 176].
Принимая во внимание этот эффект, мы полагаем, что риск формирования у современной российской молодежи интернет-зависимости в текущих обстоятельствах довольно велик.
Во-вторых, сложившаяся ситуация повышает уязвимость молодежи перед тем деструктивным контентом, который транслируется в Интернете. О существовании подобной уязвимости писали многие авторы.
В исследованиях таких авторов, как З.С. Макарова [10], А.А. Митибаева [11], И.С. Тулохонова и С.Д. Отбоева [12] и др. подвергалась систематическому изучению проблема уязвимости молодежи перед провокационным, радикальным или экстремистским контентом.
Очевидный корень этой уязвимости – в высокой скорости и непредсказуемости тех информационных потоков, которые циркулируют в виртуальном пространстве. Интернет удобен для быстрого и масштабного распространения любой информации: попадая в виртуальное пространство, она моментально становится доступной огромному числу пользователей.
И очевидно, что тиражированию в Интернете подвергается принципиально очень разный контент – не только образовательный, практически полезный или развлекательный, но и откровенно деструктивный по своим свойствам.
Высокая активность использования Интернета молодыми людьми делает их одним из потенциальных адресатов тиражирования такого контента. И даже при том, что эффективность воздействия такого контента на настроения и поведенческие склонности молодежи нуждается в отдельном изучении, сама вероятность этого воздействия в текущих условиях видится довольно высокой.
В-третьих, текущая ситуация провоцирует усиление коммуникативного разрыва между представителями разных поколений. Это последствие интернетизации общества упоминается реже, чем формирование зависимости от Интернета и уязвимости перед деструктивным контентом, но важность его так же велика.
В коммуникации, которая происходит в рамках Интернета, формируется особый сленг и своеобразный перечень тем, которые будут совершенно незнакомы тем, кто находится за пределами этой коммуникации [9, с. 196].
Более того, виртуальная коммуникативная среда создает и особые проблемы, которые важны для тех, кто в нее погружен, но могут быть не понятны и даже не известны остальным людям: например, кибербуллинг [6] или кибервандализм [12].
Как справедливо отмечает О.В. Волченко, старшие поколения россиян не совсем устранены от Интернета, но все же активных пользователей среди их представителей многократно меньше, чем среди молодежи [5].
Поэтому важно понимать, что высокая интенсивность погружения молодежи в виртуальное пространство приводит к формированию у нее особых настроений, поводов для беспокойства и даже своеобразного языка, которые могут быть совершенно не известны или не понятны представителям других поколений. Повышенная активность молодежи в использовании Интернета делает этот риск очевидно сильным.
Конечно, важно понимать, что в данном случае мы рассуждаем в довольно гипотетической плоскости. Перечень подобных рисков, как и оценка их остроты остаются предметом обсуждения и наверняка могут быть описаны и иначе.
Однако в любом случае повышенная активность современной российской молодежи в использовании Интернета может иметь относительно долгосрочные социальные последствия. И на наш взгляд, описанные проблемы могут рассматриваться как одни из таких потенциальных последствий.
Заключение
Начиная данную работу, мы ставили своей целью проследить потенциальные тренды и риски, связанные с влиянием интернетизации общества на социальную реальность современной российской молодежи.
Проведенный анализ показал, что стремительное внедрение Интернета в социальную реальность современного российского общества не обошлось без последствий.
За минувшие годы в России выросло особое поколение молодежи, вся или почти вся сознательная жизнь которого пришлась на период стремительного внедрения Интернета в самые разные стороны общественной жизни. Этих молодых людей, по сути ставших первым для России поколением эпохи интернетизации, отличает от иных возрастных групп, повышенная активность и разносторонность использования Интернета.
Большинство из них нельзя назвать в чистом виде зависимыми от Интернета. Но использование ресурсов виртуального пространства им настолько привычно, что их отсутствие (пусть и временное) вызывает у них растерянность.
Фактически можно сказать, что Интернет оказался для этого поколения российской молодежи не техническим инструментом для работы с информацией, а скорее полноценной средой обитания.
Повышенная активность этих молодых людей при использовании Интернета – источник целого ряда социальных рисков: распространения интернет-зависимости, усиления воздействия деструктивного информационного контента, усиления коммуникативных разрывов между представителями разных поколений.
Впрочем, вероятность подобных рисков и степень их остроты, на наш взгляд, нуждаются в дополнительном изучении.
В своей работы мы лишь предлагаем перечень тех возможных рисков, который видится нам наиболее вероятным, исходя из наших данных и результатов, к которым приходили другие исследователи. Поэтому в данном случае нам хотелось бы воздержаться от окончательных всеобъемлющих выводов и пригласить коллег к дальнейшей дискуссии и разработке обозначенной проблематики.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-311-00226.
ЛИТЕРАТУРА
- А если без Интернета?!: пресс-выпуск 07.04.2017 / Официальный сайт ВЦИОМ.
- А на досуге мы танцем буги-вуги?: пресс-выпуск 29.11.2017 / Официальный сайт ВЦИОМ.
- Аудитория Интернета в России: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад управления телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. М. 2010. 80 с.
- Варламова С.Н., Гончарова Е.Р, Соколова И.В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2. С. 165-182.
- Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163-182.
- Волченкова Е.В. Профилактика кибербуллинга в молодежной среде // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 702-708.
- Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности // В мире научных открытий. 2011. № 5.4(41). С. 195-209.
- Интернет против телевидения: битва продолжается: пресс-выпуск 03.05.2017 / Официальный сайт ВЦИОМ.
- Кронштатова Е.А., Васерман С.В., Белисова А.А., Мишенева Л.Н., Николаева Н.И. Молодежь и интернет: проблемы взаимодействия // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 9. С. 194-197.
- Макарова З.С. Влияние информационного экстремизма на сознание молодежи // Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства: опыт, проблемы и перспективы развития Сборник материалов Республиканской конференции по вопросам организации работы с детьми и молодежью по месту жительства. 2017. С. 64-66.
- Митибаева А.А. Основные аспекты влияния СМИ и новых медиа на социализацию молодежи // Эффективность реализации государственной молодёжной политики: опыт регионов и перспективы развития. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Чита. Издательство Забайкальского государственного университета. 2018. С. 97-100.
- Оболенская А.Г., Блинова О.А., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В. Кибервандализм как полифакторный феномен подростковой девиации // В сборнике: Профессионализм учителя как условие качества образования Сборник научных трудов IV международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT. 2018. С. 82-88.
- Пользование Интернетом: Пресс-выпуск 18.01.2018 / Официальный сайт аналитического центра Юрия Левады.
- Тулохонова И.С., Отбоева С.Д. Интернет-технологии как фактор воздействия на студенческую молодежь // Вестник современных исследований. 2018. № 9.3(24). С. 179-184.
- Хомик А., Кайль Ю.А. Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения // Материалы IV региональной научно-практической конференции. Омск. 2017. С. 106-110.
- Шаповал Е.А. Влияние Интернет-пространства на современную молодежь // Право и правопорядок: вопросы теории и практики Сборник научных трудов. Под общей редакцией С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. Хабаровск, 2018. С. 244-249.
Об авторах
- Дмитрий Васильевич Руденкин — Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия.
- Алена Игоревна Руденкина — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия.
Смотрите также:
- Дутко Ю.А., Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений)
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран
- Татарко А.Н., Миронова А.А., Макласова Е.В. Индивидуальные ценности и активность использования интернета: сопоставление России и Европейских стран
- Федорова М.В. Религиозная идентичность в современном цифровом мире