Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей

А

Анализ проблемы половых различий при взаимодействии с информационными технологиями

Иссле­до­ва­ние поло­вых раз­ли­чий в при­ме­не­нии инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий при­вле­ка­ет зна­чи­тель­ное вни­ма­ние зару­беж­ных иссле­до­ва­те­лей. Напри­мер, полу­че­ны мно­го­чис­лен­ные дан­ные о вли­я­нии пола поль­зо­ва­те­ля на харак­тер его вза­и­мо­дей­ствия с ком­пью­те­ром. Пока­за­но, что поло­вые раз­ли­чия в пове­де­нии и пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти чело­ве­ка фик­си­ро­ва­ны в самом постро­е­нии чело­ве­ко-ком­пью­тер­но­го диа­ло­га (Whitley,1997). При­ме­ня­е­мые для учеб­ной и игро­вой дея­тель­но­сти ком­пью­тер­ные про­грам­мы адре­со­ва­ны ско­рее маль­чи­кам, чем девоч­кам. Наи­бо­лее ком­пью­те­ри­зи­ро­ва­ны те учеб­ные кур­сы, кото­рые при­вле­ка­ют имен­но мальчиков.

Боль­шин­ство про­ве­ден­ных в США иссле­до­ва­ний навы­ков рабо­ты с ком­пью­те­ром выпол­не­ны в основ­ном на муж­ском кон­тин­ген­те испы­ту­е­мых. Нако­нец, сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции так­же опи­сы­ва­ют рабо­ту с ком­пью­те­ром как сфе­ру муж­ской дея­тель­но­сти (Ware and Stuck, 1985).

Эта ситу­а­ция при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию гипо­те­зы о том, что пред­ста­ви­тель­ни­цы жен­ско­го пола име­ют менее пози­тив­ные уста­нов­ки по отно­ше­нию к ком­пью­те­рам, чем муж­чи­ны (Canada and Brusca, 1993). Одна­ко экс­пе­ри­мен­таль­ные дан­ные по это­му вопро­су про­ти­во­ре­чи­вы. Как пока­за­но Кау (1992), источ­ни­ком неод­но­знач­но­сти в полу­чен­ных дан­ных была некор­рект­ная фор­му­ли­ров­ка экс­пе­ри­мен­таль­ной зада­чи, выра­жа­ю­ща­я­ся в раз­но­род­но­сти иссле­ду­е­мых пере­ме­ных. Сре­ди изу­ча­е­мых пере­мен­ных были: тре­вож­ность и страх по отно­ше­нию к ком­пью­те­ру; уве­рен­ность в себе при рабо­те с ком­пью­те­ром; про­фес­си­о­наль­ное при­ме­не­ние ком­пью­те­ра; пози­тив­ные и нега­тив­ные уста­нов­ки по отно­ше­нию к ком­пью­те­ру и их вли­я­ние на соци­аль­ное и про­фес­си­о­наль­ное пове­де­ние. Вли­я­ние поло­во­го фак­то­ра на каж­дую из изу­ча­е­мых пере­мен­ных ока­за­лось неоднозначным.

В обзор­ной рабо­те (Morgan et al.,1992) обоб­ща­ют­ся иссле­до­ва­ния, свя­зан­ные с поло­вы­ми раз­ли­чи­я­ми в обла­сти при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. К при­ме­ру, отме­ча­ет­ся, что видео­иг­ры в боль­шей сте­пе­ни при­вле­ка­ют маль­чи­ков; хотя девоч­ки доста­точ­но успеш­но игра­ют в эти игры, они про­яв­ля­ют невы­со­кую готов­ность участ­во­вать в тако­го рода дея­тель­но­сти. Веро­ят­ной при­чи­ной часто при­зна­ет­ся импли­цит­но содер­жа­щи­е­ся в играх агрес­сив­ность и наси­лие, кото­рые зна­чи­тель­но силь­нее при­вле­ка­ют пред­ста­ви­те­лей муж­ско­го пола, чем жен­ско­го. Дети всех воз­рас­тов пола­га­ют, что видео­иг­ры и ком­пью­тер­ные игры в боль­шей сте­пе­ни инте­ре­су­ют маль­чи­ков, неже­ли девочек.

В той же рабо­те отме­ча­ет­ся, что при обу­че­нии (как в шко­лах, так и в выс­ших учеб­ных заве­де­ни­ях) пред­ста­ви­те­ли силь­но­го пола про­яв­ля­ют боль­шую готов­ность при­ме­нять ком­пью­те­ры, а пре­по­да­ва­те­ли уде­ля­ют им боль­ше вни­ма­ния и поз­во­ля­ют боль­ше рабо­тать с ком­пью­те­ра­ми, чем пред­ста­ви­тель­ни­цам жен­ско­го пола. В ито­ге маль­чи­ки и юно­ши пере­оце­ни­ва­ют свою ком­пе­тент­ность в при­ме­не­нии инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, когда срав­ни­ва­ют себя с девуш­ка­ми, объ­ек­тив­но не усту­па­ю­щи­ми им в компетентности.

Вооб­ще гово­ря, ком­пе­тент­ность неред­ко ока­зы­ва­ет­ся более суще­ствен­ным фак­то­ром, лежа­щим в осно­ве атти­тю­дов к инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, чем пол.

Тем не менее даже на высо­ких уров­нях ком­пе­тент­но­сти отме­ча­ют­ся неко­то­рые поло­вые раз­ли­чия. Так, по мере роста ком­пе­тент­но­сти муж­чи­ны про­яв­ля­ют склон­ность ко все более силь­ной пер­со­ни­фи­ка­ции и ани­ми­за­ции ком­пью­те­ров, в то вре­мя как жен­щи­ны склон­ны к уве­ли­че­нию доли меха­но­по­доб­ных, неоду­шев­лен­ных харак­те­ри­стик компьютеров.

Счи­та­ет­ся, что у жен­щин и дево­чек чаще про­яв­ля­ют­ся тре­вож­ность и страх в отно­ше­нии инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, чем у муж­чин и маль­чи­ков (Доро­ни­на, 1993). В то же вре­мя встре­ча­ют­ся иссле­до­ва­ния, в кото­рых дан­ный эффект не име­ет места. В целом при­зна­ет­ся (Morgan et. al,1992), что усво­е­ние соци­аль­ных ролей и сте­рео­ти­пов ведет к тому, что жен­щи­ны про­яв­ля­ют отно­си­тель­но мень­ший (по срав­не­нию с муж­чи­на­ми) инте­рес к тех­ни­ке и к мате­ма­ти­ке, с кото­ры­ми чаще все­го ассо­ци­и­ру­ют­ся инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. При этом инди­ви­ду­аль­ные склон­но­сти в ряде слу­ча­ев пере­кры­ва­ют фак­то­ры, свя­зан­ные с асим­мет­рич­ным обу­че­ни­ем, поло­вы­ми сте­рео­ти­па­ми и др. Несмот­ря на то, что в при­ме­не­нии инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий оче­вид­ны­ми обра­зом доми­ни­ру­ют муж­чи­ны, уни­вер­саль­ных при­ем­ле­мых объ­яс­не­ний это­му фак­ту так и не найдено.

Попыт­ки выдви­нуть в каче­стве объ­яс­не­ния раз­ли­чия в когни­тив­ной орга­ни­за­ции и спо­соб­но­стях меж­ду пола­ми отвер­га­ют­ся феми­нист­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми как «сек­сист­ские». Одним из послед­ствий «рево­лю­ции в теле­ком­му­ни­ка­ци­ях» стал так назы­ва­е­мый «киберфеминизм»(Plant, 1996).

Поро­див «кибер­про­стран­ство», Интер­нет дал импульс воз­ник­но­ве­нию анар­хи­че­ско­го, никем не управ­ля­е­мо­го мира, глав­ным смыс­лом кото­ро­го ста­но­вят­ся вир­ту­аль­ные взаимодействия.

Для «кибер­фе­ми­ни­сток» воз­ник­но­ве­ние это­го вир­ту­аль­но­го мира ста­ло озна­чать новый этап борь­бы с муж­ским доми­ни­ро­ва­ни­ем в реаль­ном, пат­ри­ар­халь­ном мире, мире «эди­по­ва ком­плек­са». Неиз­вест­но, най­дут ли новую иден­тич­ность в «кибер­про­стран­стве» жен­щи­ны - суще­ствен­ным для авто­ра пред­став­ля­ет­ся уже то, что мас­ку­лин­ная иден­тич­ность теря­ет­ся или раз­мы­ва­ет­ся в вир­ту­аль­ном мире.

Таким обра­зом, ана­лиз эмпи­ри­че­ских и экс­пе­ри­мен­таль­ных дан­ных пока­зал, что боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей соглас­ны с фак­том нали­чия поло­вых раз­ли­чий во вза­и­мо­дей­ствии чело­ве­ка и ком­пью­те­ра. Харак­тер и генез этих раз­ли­чий тем не менее оста­ет­ся не вполне ясным.

Оче­вид­на, одна­ко, тес­ная связь сте­пе­ни выра­жен­но­сти поло­вых раз­ли­чий с соци­аль­ны­ми и наци­о­наль­но-куль­тур­ны­ми осо­бен­но­стя­ми обще­ства. Этот факт отме­ча­ет­ся в рабо­те Durndell et al (1997). В этом иссле­до­ва­нии про­из­во­ди­лось срав­не­ние отно­ше­ния к ком­пью­те­ру бри­тан­ских и румын­ских сту­ден­тов муж­ско­го и жен­ско­го пола. Резуль­та­ты пока­за­ли, что соци­аль­но-куль­тур­ные раз­ли­чия выра­же­ны гораз­до более силь­но, чем поло­вые. Срав­не­ние румын­ских и бри­тан­ских жен­щин-поль­зо­ва­те­лей пока­за­ло, что румын­ские жен­щи­ны про­яв­ля­ют зна­чи­тель­но боль­ший энту­зи­азм в отно­ше­нии ком­пью­те­ров. По мне­нию авто­ров, для насе­ле­ния быв­ших соци­а­ли­сти­че­ских стран типич­на ситу­а­ция актив­но­го отно­ше­ния жен­щин к новым тех­но­ло­ги­ям, про­яв­ля­ю­ща­я­ся в повы­шен­ном инте­ре­се к компьютерам.

Вли­я­ние соци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских и куль­тур­ных усло­вий на про­яв­ле­ние поло­вых раз­ли­чий в дея­тель­но­сти чело­ве­ка пред­став­ля­ет­ся суще­ствен­ным. Иссле­до­ва­ние подоб­ных вза­и­мо­свя­зей име­ет осо­бый инте­рес в Рос­сии, где вме­сте с корен­ны­ми и стре­ми­тель­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми изме­не­ни­я­ми идет пере­строй­ка нрав­ствен­ных и соци­аль­ных цен­но­стей мил­ли­о­нов людей.

Это дела­ет осо­бен­но акту­аль­ной зада­чу иссле­до­ва­ния поло­вых раз­ли­чий в обла­сти при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Прак­ти­че­ская зна­чи­мость тако­го иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в том, что эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны ведут к изме­не­ни­ям в струк­ту­ре заня­то­сти насе­ле­ния. Десят­ки про­фес­сий уста­ре­ва­ют. Мно­гие тыся­чи людей зре­ло­го воз­рас­та, зна­чи­тель­ную часть кото­рых состав­ля­ют жен­щи­ны, вынуж­де­ны обу­чать­ся новым про­фес­си­ям. Весь­ма часто эти про­фес­сии свя­за­ны с осво­е­ни­ем и исполь­зо­ва­ни­ем новых ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. Одним из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных и вме­сте с тем отно­си­тель­но ред­ких для рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей видов инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий явля­ет­ся при­ме­не­ние Интер­не­та. Лишь для неболь­шой части насе­ле­ния Рос­сии при­ме­не­ние Интер­не­та явля­ет­ся слу­жеб­ной необ­хо­ди­мо­стью; срав­ни­тель­но немно­гие семьи могут поз­во­лить себе доступ к Интер­не­ту на дому.

Таким обра­зом, Интер­нет пред­став­ля­ет собой пер­спек­тив­ную, аван­гард­ную тех­но­ло­гию; в то же вре­мя про­стые фор­мы сете­вой дея­тель­но­сти (элек­трон­ная поч­та, напри­мер) ста­но­вят­ся отно­си­тель­но доступ­ны­ми, в том чис­ле для женщин.

Задачи и методы исследования

Зада­ча наше­го иссле­до­ва­ния состо­я­ла в опре­де­ле­нии пси­хо­ло­ги­че­ской спе­ци­фи­ки дея­тель­но­сти рос­сий­ских жен­щин-поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось в рам­ках пси­хо­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния сооб­ще­ства поль­зо­ва­те­лей гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей в Рос­сии, про­во­ди­мо­го с 1992 года. В иссле­до­ва­нии при­ме­ня­лись такие мето­ды, как интер­вью, ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ный опрос, наблю­де­ние, ана­лиз документов.

На пер­вом эта­пе иссле­до­ва­ния в про­ве­ден­ном посред­ством элек­трон­ной почты опро­се участ­во­ва­ли 486 респон­ден­тов, из них 39 жен­щин. Полу­чен­ные резуль­та­ты опро­са муж­чин и жен­щин-поль­зо­ва­те­лей срав­ни­ва­лись меж­ду собой. На вто­ром эта­пе иссле­до­ва­ния был раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный опрос­ник, пред­на­зна­чен­ный для жен­щин-поль­зо­ва­те­лей. Опрос­ник был разо­слан пер­со­наль­но жен­щи­нам, при­няв­шим уча­стие в пер­вом эта­пе опро­са. Было полу­че­но 13 ответов.

Результаты исследования

Результаты первого этапа исследования

Сравнение ответов женщин и мужчин-пользователей Интернета.

Социально-демографические параметры

Чис­ло жен­щин-респон­ден­тов соста­ви­ло лишь 8% от обще­го чис­ла отве­тив­ших на опрос­ник, что гово­рит о малой пред­став­лен­но­сти жен­щин сре­ди рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Основ­ную часть жен­щин-поль­зо­ва­те­лей состав­ля­ют науч­ные работ­ни­ки и пре­по­да­ва­те­ли (25%), про­грам­ми­сты (21%), уча­щи­е­ся (19%) и слу­жа­щие ком­мер­че­ских орга­ни­за­ций (18%). 49% опро­шен­ных жен­щин име­ют стаж рабо­ты в Интер­не­те от полу­то­ра до трех лет.

Про­фес­си­о­наль­ный состав жен­ско­го кон­тин­ген­та опро­шен­ных суще­ствен­но отли­ча­ет­ся от муж­ско­го. Сре­ди них мень­ше сете­ви­ков (14% жен­щин и 29% муж­чин), про­грам­ми­стов (21% и 47%), элек­трон­щи­ков (4% и 16%), биз­не­сме­нов (2% и 12%). Зато сре­ди жен­щин боль­ше науч­ных работ­ни­ков и пре­по­да­ва­те­лей (25% и 17%).

Кон­тин­гент жен­щин-поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та несколь­ко стар­ше по воз­рас­ту, чем муж­ской. У муж­чин сред­ний воз­раст респон­ден­тов нахо­дит­ся в диа­па­зоне 21-25 лет, а у жен­щин - 26-30 лет.

Психологические параметры

Инте­ре­сы поль­зо­ва­те­лей изу­ча­лись на осно­ве пред­по­чи­та­е­мых ими теле­кон­фе­рен­ций. Ока­за­лось, что жен­щи­ны реже, чем муж­чи­ны, под­пи­сы­ва­ют­ся на ком­мер­че­ские и про­грам­мист­ские теле­кон­фе­рен­ции (40% и 65% соот­вет­ствен­но). Чаще - на теле­кон­фе­рен­ции по искус­ству, лите­ра­ту­ре, куль­ту­ре и рели­гии (41% и 28%). Жен­щи­ны мень­ше инте­ре­су­ют­ся инфор­ма­ци­ей о нау­ке (19% и 25%), об инфор­ма­ти­ке и вычис­ли­тель­ной тех­ни­ке (35% и 54%). Зато они вдвое чаще (32% и 16%) инте­ре­су­ют­ся инфор­ма­ци­ей по образованию.

Моти­вы и потреб­но­сти поль­зо­ва­те­лей. Жен­щи­ны чаще, чем муж­чи­ны, отме­ча­ли наличие

  • моти­ва интел­лек­ту­аль­ной и твор­че­ской само­ре­а­ли­за­ции (65% жен­щин и 51% мужчин),
  • моти­ва рекре­а­ции (47% и 38%),
  • моти­ва пре­одо­ле­ния ком­му­ни­ка­тив­но­го дефи­ци­та (40% и 25%).

У жен­щин менее выражена:

  • моти­ва­ция само­утвер­жде­ния и аффи­ли­а­ции (21% и 30%).

Оцен­ка вли­я­ния Интер­не­та на лич­ность поль­зо­ва­те­ля. Жен­щи­ны чаще отме­ча­ют важ­ность игры и импро­ви­за­ции при рабо­те в Интер­не­те (58% муж­чин и 43% жен­щин). Они вынуж­де­ны более актив­но попол­нять свои зна­ния при рабо­те в Интер­не­те (65% и 55%). Жен­щи­ны счи­та­ют, что Интер­нет спо­соб­ству­ет раз­ви­тию лич­но­сти (51% и 40%).

Как и при ана­ли­зе моти­ва­ции, эти резуль­та­ты пока­зы­ва­ют, что для жен­щин более важен раз­ви­ва­ю­щий ком­по­нент рабо­ты в Интер­не­те. Это раз­ви­тие носит ком­плекс­ный харак­тер и каса­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ной, интел­лек­ту­аль­ной и лич­ност­ной сфе­ры. Менее актуа­лен для жен­щин по срав­не­нию с муж­чи­на­ми аспект, свя­зан­ный с праг­ма­ти­че­ской, дело­вой (инфор­ма­ци­он­ной, карьер­ной) сфе­рой взаимодействия.

Вли­я­ние Интер­не­та на круг обще­ния. Жен­щи­ны высо­ко оце­ни­ва­ют вли­я­ние Интер­не­та на харак­тер общения.Женщины более часто, чем муж­чи­ны, нахо­дят с помо­щью Интернета:

  • хоро­ших това­ри­щей (44% муж­чин и 31 % женщин),
  • зна­ко­мых в раз­ных стра­нах (47% и 38%),
  • людей, с кото­ры­ми при­ят­но встре­тить­ся (32% и 21 %),
  • полез­ные зна­ком­ства (51% и 41 %).

Жен­щи­ны, таким обра­зом, счи­та­ют ком­му­ни­ка­тив­ные послед­ствия рабо­ты в Интер­не­те более суще­ствен­ны­ми для себя, чем мужчины.

Хотя раз­ли­чия в оцен­ке нега­тив­ных послед­ствий рабо­ты в Интер­не­те (нали­чие назой­ли­вых кли­ен­тов, ненуж­ных кон­так­тов) меж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми не дости­га­ют зна­чи­мой вели­чи­ны, наблю­да­ет­ся тен­ден­ция мень­шей выра­жен­но­сти нега­тив­ной оцен­ки послед­ствий ком­му­ни­ка­ции в Интер­не­те у жен­щин по срав­не­нию с мужчинами.

Итоги первого этапа исследования

Таким обра­зом, опрос пока­зал, что жен­щи­ны-поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та отли­ча­ют­ся от муж­чин по соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ски­ми и пси­хо­ло­ги­че­ским харак­те­ри­сти­кам. Эти осо­бен­но­сти каса­ют­ся воз­раст­но­го соста­ва и про­фес­си­о­наль­ной при­над­леж­но­сти, харак­те­ра исполь­зу­е­мой инфор­ма­ции, общей струк­ту­ры инте­ре­сов. Пока­за­но, что для жен­щин более свой­стве­нен инте­рес к инфор­ма­ции об обра­зо­ва­нии, куль­ту­ре. Они мень­ше, чем муж­чи­ны, инте­ре­су­ют­ся инфор­ма­ци­ей тех­ни­че­ско­го и науч­но­го характера.

Полу­че­ны замет­ные раз­ли­чия в моти­ва­ции жен­щин и муж­чин-поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. У жен­щин более важ­ное место зани­ма­ют моти­вы твор­че­ской само­ре­а­ли­за­ции, отды­ха и ком­му­ни­ка­тив­ные моти­вы, т.е. моти­вы, пря­мо не свя­зан­ные с дело­вой про­фес­си­о­наль­ной сфе­рой исполь­зо­ва­ния Интер­не­та. Мож­но пред­по­ло­жить, что рабо­та жен­щин в Интер­не­те име­ет доволь­но силь­ный ком­пен­са­ци­он­ный аспект. Она вос­пол­ня­ет недо­ста­ток твор­че­ско­го высо­ко­куль­тур­но­го обще­ния, ощу­ща­е­мо­го в обы­ден­ной жизни.

Для жен­щин Интер­нет име­ет более суще­ствен­ные лич­ност­ные и ком­му­ни­ка­тив­ные послед­ствия, чем для муж­чин. Жен­щи­ны отме­ча­ют, что Интер­нет спо­соб­ству­ет лич­ност­но­му, ком­му­ни­ка­тив­но­му и позна­ва­тель­но­му раз­ви­тию чело­ве­ка. Менее акту­аль­ны для них чисто дело­вые и ути­ли­тар­ные аспек­ты рабо­ты в сети. Ком­му­ни­ка­тив­ные послед­ствия рабо­ты в Интер­не­те для жен­щин не толь­ко более суще­ствен­ны, но и более пози­тив­ны, чем для мужчин.

Результаты второго этапа исследования.

Опрос женщин-пользователей Интернета

Для изу­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей жен­щин-поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та был раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный опрос­ник, состо­я­щий из 21 пунк­та. Каж­дый пункт пред­став­лял собой утвер­жде­ние, с кото­рым респон­дент согла­шал­ся или не согла­шал­ся, выби­рая в меню ответ «да» или «нет»;вдобавок име­лась сво­бод­ная стро­ка для пояс­не­ний к ответу.

Часть пунк­тов носи­ли общий харак­тер и выяс­ня­ли гло­баль­ное отно­ше­ние поль­зо­ва­те­лей к Интер­не­ту (напри­мер, «Рабо­та в Интеp­не­те дела­ет обы­ден­ную жизнь более инте­рес­ной и раз­но­об­раз­ной»). Неко­то­рые пунк­ты спе­ци­аль­но пред­на­зна­ча­лись для жен­щин и были направ­ле­ны на изу­че­ние отно­ше­ния к жен­щи­нам дру­гих пользователей,влияние поло­вой при­над­леж­но­сти на ста­тус жен­щи­ны-поль­зо­ва­те­ля и мне­ние самих жен­щин по этой про­бле­ме (напри­мер, «Тот факт, что я жен­щи­на, опре­де­ля­ет отно­ше­ние дру­гих поль­зо­ва­те­лей ко мне»).

Посколь­ку в опро­се при­ня­ли уча­стие 13 жен­щин, его резуль­та­ты носят пред­ва­ри­тель­ный пило­таж­ный харак­тер. Основ­ные тен­ден­ции, полу­чен­ные в резуль­та­те ана­ли­за дан­ных, нуж­да­ют­ся в допол­ни­тель­ной про­вер­ке на широ­кой выбор­ке. Выво­ды и не могут быть рас­про­стра­не­ны на все сооб­ще­ство поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та в Рос­сии без допол­ни­тель­но­го исследования.

В резуль­та­те про­ве­ден­но­го пило­таж­но­го иссле­до­ва­ния полу­че­ны сле­ду­ю­щие результаты.

1. Все респон­ден­ты счи­та­ют, что «Рабо­та в Интер­не­те дела­ет обы­ден­ную жизнь более инте­рес­ной и раз­но­об­раз­ной» . Это про­ис­хо­дит за счет оби­лия новой инфор­ма­ции, воз­мож­но­сти най­ти новых дру­зей, высо­кой ско­ро­сти обще­ния, воз­мож­но­сти выбрать­ся за рам­ки домаш­них про­блем, новых впе­чат­ле­ний и зна­комств. Мно­гие респон­ден­ты отме­ча­ют, что по быто­вым при­чи­нам (малень­кий ребе­нок, домаш­ние обя­зан­но­сти) у них нет воз­мож­но­сти путе­ше­ство­вать, встре­чать­ся со сво­и­ми зна­ко­мы­ми. Рабо­та в Интер­не­те поз­во­ля­ет общать­ся с инте­рес­ны­ми людь­ми, полу­чать новую инфор­ма­цию, не выхо­дя из дома и не теряя вре­ме­ни на доро­гу и суету.

2. 12 из 13 опро­шен­ных счи­та­ют, что «Интер­нет поз­во­ля­ет жен­щине более пол­но реа­ли­зо­вать свой твор­че­ский и лич­ност­ный потен­ци­ал» . По мне­нию части респон­ден­тов, загру­жен­ность жен­щи­ны в быту пре­пят­ству­ет ее само­ре­а­ли­за­ции в дру­гих сфе­рах (напри­мер, про­фес­си­о­наль­ной, твор­че­ской). Интер­нет дает воз­мож­ность, не жерт­вуя инте­ре­са­ми семьи, «най­ти себя» во внеш­нем обще­нии. Интер­нет в этом слу­чае высту­па­ет как «ана­лог кур­сов крой­ки и шитья». Дру­гая точ­ка зре­ния состо­ит в том, что Интер­нет - удоб­ное и совре­мен­ное сред­ство само­ре­а­ли­за­ции любо­го чело­ве­ка, неза­ви­си­мо от его поло­вой при­над­леж­но­сти и свя­зан­ных с нею обя­зан­но­стей и ролей. Интер­нет дает воз­мож­ность обсу­дить свои твор­че­ские резуль­та­ты и пла­ны в ком­пе­тент­ной и зна­чи­мой ауди­то­рии, что оди­на­ко­во суще­ствен­но и для жен­щин, и для мужчин.

3. С утвер­жде­ни­ем «Интер­нет дает жен­щине шанс най­ти новые зна­ком­ства и устро­ить свою лич­ную жизнь» согла­си­лись 9 опро­шен­ных. Двое не согла­си­лись с утвер­жде­ни­ем и еще двое не отве­ти­ли на вопрос. Одна из опро­шен­ных под­твер­ди­ла пра­виль­ность утвер­жде­ния соб­ствен­ным при­ме­ром, т.к. позна­ко­ми­лась со сво­им мужем посред­ством Интернета.
Прак­ти­че­ски все опро­шен­ные жен­щи­ны выска­за­ли поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к такой воз­мож­но­сти. Они счи­та­ют, что Интер­нет дает воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с близ­ки­ми по духу и инте­ре­сам людь­ми. Лишь двое из опро­шен­ных выска­за­ли скеп­ти­че­ское отно­ше­ние к Интер­не­ту как спо­со­бу лич­ных зна­комств. Отме­тим, что отве­ты этих респон­ден­тов в целом были крайне немно­го­слов­ны, в них отсут­ство­ва­ли раз­вер­ну­тые комментарии.

4. Все опро­шен­ные еди­но­душ­ны во мне­нии о том, что «Рабо­та в Интер­не­те помо­га­ет жен­щине в про­фес­си­о­наль­ном и соци­аль­ном росте». Как счи­та­ют респон­ден­ты, это воз­мож­но за счет новых зна­ний и навы­ков, обще­ния с ком­пе­тент­ны­ми людь­ми. Уме­ние поль­зо­вать­ся Интер­не­том выде­ля­ет жен­щи­ну на фоне кол­лег, дела­ет более ком­пе­тент­ной, повы­ша­ет ее авто­ри­тет. Неко­то­рые осо­бо под­чер­ки­ва­ют, что Интер­нет выдви­га­ет чело­ве­ка «на фоне общей отста­ло­сти и забитости».

5. Боль­шин­ство респон­ден­тов (11 из 13) счи­та­ют, что было бы инте­рес­но лич­но уви­деть­ся с парт­не­ра­ми по Интернету.
Целью таких встреч явля­ет­ся поиск пони­ма­ния, гар­мо­нич­ное обще­ние в широ­ком кру­гу, жела­ние стать дру­зья­ми. Соглас­но выска­зы­ва­нию однй из респон­ден­тов, «что­бы стать насто­я­щи­ми дру­зья­ми, людям необ­хо­ди­мо встре­тить­ся, уви­деть друг дру­га». Неко­то­рые респон­ден­ты уже встре­ча­лись с парт­не­ра­ми по Интер­не­ту, и толь­ко одна из них счи­та­ет этот опыт негативным.

6. Мне­ния по пово­ду утвер­жде­ния «Тот факт, что я жен­щи­на, опре­де­ля­ет отно­ше­ние дру­гих поль­зо­ва­те­лей ко мне» раз­де­ли­лись: с утвер­жде­ни­ем согла­си­лись 8 опро­шен­ных, не согла­си­лись 5 опрошенных.

Респон­ден­ты, дав­шие поло­жи­тель­ный ответ, счи­та­ют, что при обще­нии с жен­щи­ной дру­гие пользователи:

  • ста­но­вят­ся гораз­до тер­пи­мее к ее ошибкам;
  • ино­гда отно­сят­ся недо­ста­точ­но серьез­но, но зато чут­ко и вежливо;
  • муж­чи­ны более охот­но всту­па­ют в пере­пис­ку с жен­щи­на­ми, посколь­ку «это пока ред­кость» в рос­сий­ском Интернете;
  • муж­чи­ны-поль­зо­ва­те­ли не прочь пофлиртовать.

Сре­ди несо­глас­ных с утвер­жде­ни­ем был лишь один ком­мен­та­рий: «А какая, соб­ствен­но, разница?».

7. Утвер­жде­ние «Мне не раз при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся в Интер­не­те с гру­бым, невеж­ли­вым отно­ше­ни­ем к моим выска­зы­ва­ни­ям» полу­чи­ло лишь один утвер­ди­тель­ный ответ.

Респон­дент напи­са­ла, что ее выска­зы­ва­ние в теле­кон­фе­рен­ции «relcom.politics» вызва­ло репли­ки «что с жен­щин взять, они все дуры». Одна­ко дру­гие поль­зо­ва­те­ли сво­им пози­тив­ным отно­ше­ни­ем попы­та­лись сгла­дить непри­ят­ный осадок.

8. С утвер­жде­ни­ем «Рабо­та за ком­пью­те­ром - не луч­шее заня­тие для жен­щи­ны» согла­си­лись лишь двое опрошенных.Несогласные с утвер­жде­ни­ем дали сле­ду­ю­щие комментарии:

  • есть вещи и повреднее;
  • это такая же рабо­та, как и все другие;
  • ком­пью­тер дает удоб­ство, а это то, что и нуж­но женщине.

Боль­шин­ство респон­ден­тов под­чер­ки­ва­ют, что в этом вопро­се пол не име­ет реша­ю­ще­го значения.
Те, кто счи­та­ют рабо­ту за ком­пью­те­ром непод­хо­дя­щим для жен­щи­ны заня­ти­ем, гово­рят о тео­ре­ти­че­ски воз­мож­ном вре­де для здо­ро­вья. Прак­ти­че­ски же отме­ча­ют пол­ное отсут­ствие вред­ных послед­ствий лич­но для себя.

9. По пово­ду утвер­жде­ния «Жен­щи­на поль­зу­ет­ся в Интер­не­те боль­шим вни­ма­ни­ем и вызы­ва­ет боль­ший инте­рес, чем муж­чи­на» мне­ния отве­тив­ших раз­де­ли­лись. Согла­сие с выска­зы­ва­ни­ем выра­зи­ли 7 опро­шен­ных, несо­гла­сие - 5. Одна опро­шен­ная не отве­ти­ла на этот вопрос. По мне­нию респон­ден­тов, соглас­ных с утвер­жде­ни­ем, муж­чи­ны-поль­зо­ва­те­ли про­яв­ля­ют по отно­ше­нию к жен­щи­нам забо­ту, под­держ­ку, помощь, охот­но под­дер­жи­ва­ют пере­пис­ку, дела­ют ком­пли­мен­ты. Одна респон­дент­ка напи­са­ла, что это вни­ма­ние в послед­нее вре­мя уже пере­ста­ло встре­чать­ся, хотя рань­ше дей­стви­тель­но было распространено.
Отме­ча­ет­ся так­же, что этот инте­рес носит осо­бый харак­тер - на жен­щи­ну за ком­пью­те­ром смот­рят как на неви­дан­ное живот­ное, свое­об­раз­ную экзотику.

10. Лишь поло­вине опро­шен­ных (6) было бы «инте­рес­но пооб­щать­ся с дру­ги­ми жен­щи­на­ми-поль­зо­ва­те­ля­ми Интер­не­та». Часть опро­шен­ных под­чер­ки­ва­ют, что их инте­ре­су­ет не «спе­ци­фи­че­ски жен­ское» обще­ние. Харак­тер это­го обще­ния не зави­сит от пола собеседника.
Дру­гие, напро­тив, гово­рят о дефи­ци­те имен­но «чисто жен­ско­го» обще­ния, сре­ди тем назы­ва­ют­ся дети, семья, секс, хобби.

11. Раз­де­ли­лись мне­ния и по пово­ду утвер­жде­ния «Лег­кий флирт дела­ет рабо­ту в Интер­не­те более инте­рес­ной». Соглас­ны с утвер­жде­ни­ем 7 чело­век, не соглас­ны - 5. Пер­вые счи­та­ют, что флирт - это тоже вид твор­че­ства, он дает воз­мож­ность сов­ме­щать при­ят­ное с полез­ным, явля­ет­ся источ­ни­ком «нестан­дарт­ных» эмо­ций, повы­ша­ет настро­е­ние, дела­ет жизнь более интересной.

12. Сре­ди отри­ца­тель­но настро­ен­ных по отно­ше­нию к флир­ту в Интер­не­те pес­пон­ден­тов есть такой ком­мен­та­рий: «Ино­гда флирт пере­ста­ет быть лег­ким». В целом их отве­ты менее раз­вер­ну­тые, респон­ден­ты не дают ком­мен­та­ри­ев, огра­ни­чи­ва­ясь отве­та­ми «нет».

13. 10 опро­шен­ных не согла­си­лись с утвер­жде­ни­ем, что в «Интер­не­те ниве­ли­ру­ют­ся раз­ли­чия меж­ду пола­ми, и это меша­ет жен­щине про­яв­лять свою инди­ви­ду­аль­ность». По мне­нию отве­тив­ших, инди­ви­ду­аль­ность жен­щи­ны про­яв­ля­ет­ся не толь­ко во внеш­нем обли­ке, поэто­му Интер­нет дает доста­точ­но воз­мож­но­стей для инди­ви­ду­а­ли­за­ции. Осно­вой такой инди­ви­ду­аль­но­сти явля­ют­ся умствен­ные, интел­лек­ту­аль­ные каче­ства. Кро­ме того, по мне­нию респон­ден­тов, жен­щи­на в любой ситу­а­ции най­дет спо­соб про­явить свою индивидуальность.

14. Соглас­ные с утвер­жде­ни­ем счи­та­ют, что ниве­ли­ро­ва­ние поло­вых раз­ли­чий име­ет как поло­жи­тель­ные послед­ствия (нор­маль­ное обще­ние без жеман­ства), так и отри­ца­тель­ные (неудо­вле­тво­рен­ность общением).

15. Чет­ве­ро опро­шен­ных при­зна­ли, что «Ино­гда при­хо­ди­лось полу­чать не вполне при­лич­ные пред­ло­же­ния посред­ством Интер­не­та» . На вопрос о том, како­ва была их реак­ция на эти пред­ло­же­ния, полу­че­ны такие отве­ты: «игно­ри­рую», «не реа­ги­рую», «про­пус­каю мимо». Осталь­ные не встре­ча­лись с таки­ми пред­ло­же­ни­я­ми при обще­нии в Интернете.

16. 8 опро­шен­ных жен­щин соглас­ны с утвер­жде­ни­ем «Тот факт, что в Интер­не­те мало жен­щин, дела­ет наше поло­же­ние немно­го привилегированным».
Это выра­жа­ет­ся в сле­ду­ю­щем: помощь, забо­та, вни­ма­ние со сто­ро­ны муж­чин, охот­нее обща­ют­ся, ско­рее при­шлют нуж­ное, лег­че заво­е­вать вни­ма­ние парт­не­ра, ни одна жен­щи­на не оста­ет­ся без муж­ско­го вни­ма­ния, а это при­ят­но. Таким обра­зом, при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние жен­щин в Интер­не­те выра­жа­ет­ся как в чисто прак­ти­че­ских резуль­та­тах (полу­че­ние нуж­ной инфор­ма­ции), так и в осо­бом эмо­ци­о­наль­ном отно­ше­нии к жен­щи­нам, в осно­ве кото­ро­го лежат при­ня­тые в обще­стве отно­ше­ния меж­ду людь­ми раз­но­го пола.

17. 12 респон­ден­тов счи­та­ют очень важ­ным то, что Интер­нет «сбли­жа­ет людей по их инте­ре­сам вне зави­си­мо­сти от воз­рас­та, внеш­но­сти, пола и соци­аль­ной при­над­леж­но­сти». На их взгляд, это дает людям воз­мож­ность более сво­бод­но общать­ся без огра­ни­чи­ва­ю­щих их соци­аль­ных рамок; защи­ща­ет от пред­рас­суд­ков. Интер­нет явля­ет­ся откры­той и демо­кра­тич­ной сре­дой общения.

Как счи­та­ют опро­шен­ные, в реаль­ной жиз­ни мно­гие люди заком­плек­со­ва­ны и не име­ют под­хо­дя­ще­го кру­га обще­ния, живя в замкну­той систе­ме «рабо­та-дом». А Интер­нет вырав­ни­ва­ет всех людей по ста­ту­су, воз­рас­ту. Очень важ­но, что исче­за­ет такой фак­тор, как «внеш­ность». Прав­да, по мне­нию респон­ден­тов, внеш­ность парт­не­ра по обще­нию лег­ко уга­ды­ва­ет­ся за его выска­зы­ва­ни­я­ми. В каче­стве дока­за­тель­ства одна из них при­ве­ла при­мер из соб­ствен­но­го опы­та, когда она пред­ло­жи­ла сво­е­му собе­сед­ни­ку в Интер­не­те опи­сать ее порт­рет. К ее удив­ле­нию, порт­рет ока­зал­ся доволь­но схо­ден с оригиналом.

18. Лишь 4 из 13 опро­шен­ных сооб­щи­ли, что при пере­пис­ке посред­ством элек­трон­ной почты дают собе­сед­ни­ку понять, что они жен­щи­ны. Это вызва­но тем, что они:

  • гор­дят­ся сво­им полом;
  • не хотят быть бес­по­лым суще­ством в общении.

Дру­гие счи­та­ют, что делать это неза­чем; либо не при­да­ют это­му зна­че­ния; либо хотят быть на рав­ных с мужчинами.

19. 10 опро­шен­ных не счи­та­ют, что муж­чи­ны в Интер­не­те более галант­ны, чем в жиз­ни. «Они такие же, как в жиз­ни. Одна­ко за счет того, что в рос­сий­ском Интер­не­те пред­став­ле­ны более интел­лек­ту­аль­ные соци­аль­ные слои, обще­ние в нем более про­грес­сив­но». «Галант­ность в пись­мен­ном виде ни к чему не обя­зы­ва­ет. Поэто­му она чаще встре­ча­ет­ся в Интер­не­те». Дру­гая респон­дент соглас­на с этим: «Муж­чи­нам лег­ко быть галант­ным толь­ко на сло­вах. Поэто­му они более галант­но гово­рят в Интер­не­те, чем в жиз­ни». Таким обра­зом, оцен­ка веж­ли­во­сти муж­чин в Интер­не­те явля­ет­ся не слиш­ком высо­кой, по мне­нию отве­тив­ших, за ней сто­ит поверх­ност­ная мотивация.

20. Лишь одна опро­шен­ная отме­ти­ла, что ее «раз­дра­жа­ет, что отно­ше­ние к ней в Интер­не­те опре­де­ля­ет­ся тем, что она жен­щи­на». Осталь­ные либо ниче­го подоб­но­го не заме­ча­ют, либо удо­вле­тво­ре­ны этим фактом.

Одна из опро­шен­ных отме­ча­ет: «Если я жен­щи­на - ко мне и отно­ше­ние долж­но быть как к жен­щине, а не как к бес­по­ло­му това­ри­щу. Я не под­дер­жи­ваю аме­ри­кан­ские пере­ги­бы в вопро­се о равен­стве полов. Муж­чи­ны и жен­щи­ны нерав­ны от при­ро­ды, и бес­смыс­лен­но их уравнивать».

Отме­тим, что этот ответ пере­кли­ка­ет­ся с ком­мен­та­ри­я­ми к вопро­су 16 («не хочу быть бес­по­лым суще­ством»), дан­ным дру­гой опро­шен­ной. Един­ствен­ная опро­шен­ная, кото­рую раз­дра­жа­ет, что отно­ше­ние к ней дру­гих поль­зо­ва­те­лей опре­де­ля­ет­ся ее полом, дала сле­ду­ю­щий ком­мен­та­рий: «Муж­чи­ны и в Интер­не­те, и в жиз­ни счи­та­ют, что если собе­сед­ник - жен­щи­на, то зна­чит, они умнее».

21. Лишь поло­вине (6 из 13) опро­шен­ных извест­ны спе­ци­аль­ные инфор­ма­ци­он­ные ресур­сы в Интер­не­те, пред­на­зна­чен­ные для жен­щин. Одной из опро­шен­ных было бы инте­рес­но туда загля­нуть, дру­гие жалу­ют­ся на нехват­ку вре­ме­ни. Лишь одна из респон­ден­тов сооб­щи­ла, что она поль­зу­ет­ся эти­ми источ­ни­ка­ми информации.

22. Толь­ко трое из опро­шен­ных счи­та­ют, что их имидж в Интер­не­те «не сов­па­да­ет с реаль­ным обли­ком». Отме­ча­ет­ся, что «собе­сед­ни­ки в Интер­не­те видят какую-нибудь одну сто­ро­ну чело­ве­ка. А реаль­ный облик скла­ды­ва­ет­ся из мно­же­ства сто­рон». «Я пыта­юсь соот­вет­ство­вать тому, что обо мне дума­ют те, с кем я обща­юсь. Я им кажусь не такой, как я есть».

Вооб­ще этот вопрос у мно­гих вызвал затруд­не­ния, что выра­зи­лось в про­пус­ке отве­та на него. А одна из опро­шен­ных отве­ти­ла, что у нее «в Интер­не­те нет имиджа».

23. В послед­нем пунк­те анке­ты спра­ши­ва­лось: «Как выгля­дит типич­ная рос­сий­ская жен­щи­на-поль­зо­ва­тель Интер­не­та? Чем она отли­ча­ет­ся от зару­беж­ных кол­лег?». Полу­че­ны сле­ду­ю­щие ответы:

  • «Поня­тия не имею, раз­ве что жена кру­то­го или спе­ци­а­лист сама».
  • «Зару­беж­ные кол­ле­ги рань­ше научи­лись поль­зо­вать­ся ком­пью­те­ром и рань­ше полу­чи­ли доступ в Интер­нет. А типич­ная рос­сий­ская жен­щи­на поль­зу­ет­ся Интер­не­том за ком­па­нию со сво­им муж­чи­ной, кото­рый пер­вым при­во­лок это чудо домой».
  • «Ничем не отли­ча­ет­ся. А выгля­дит она нор­маль­но, совре­мен­но, т.к. все­гда в кур­се всех событий».
  • «С рос­си­ян­ка­ми я не встре­ча­лась. А типич­ная ино­стран­ка сидит дома, вос­пи­ты­ва­ет детей, меж­ду делом рабо­та­ет на ком­пью­те­ре. Пишет или пере­во­дит. Ино­стран­ка при этом не ста­но­вит­ся в обще­стве белой воро­ной, как рос­си­ян­ка. У нас таких жен­щин мало и они ото­рва­ны от жиз­ни. Мне труд­но общать­ся с «живы­ми» жен­щи­на­ми, не рабо­та­ю­щи­ми с ком­пью­те­ром, часто не о чем говорить».
  • «У нас доступ к Интер­не­ту име­ют либо про­фес­си­о­на­лы-элек­трон­щи­ки, либо бога­тые дамы, кото­рые могут это опла­тить, либо уча­ща­я­ся молодежь».
  • «Рос­сий­ская жен­щи­на-поль­зо­ва­тель скром­на и счаст­ли­ва от ерунды».
  • «Она хоро­шо обра­зо­ван­на, доста­точ­но неза­ви­си­ма, сле­дит за собой, стре­мит­ся к лич­но­му само­со­вер­шен­ство­ва­нию. Отли­ча­ет­ся низ­кой зар­пла­той и худ­ши­ми усло­ви­я­ми жизни».
  • » Жен­щи­на не может быть типич­ной, каж­дая жен­щи­на непо­вто­ри­ма, а жен­щи­на-поль­зо­ва­тель тем более».
  • «Умная, немно­го заком­плек­со­ван­ная жен­щи­на, кото­рая не все­гда име­ет воз­мож­ность быть услы­шан­ной вне Интер­не­та, но все же жен­щи­на, кото­рая хочет быть при­вле­ка­тель­ной, но не зна­ет как. Жен­щи­на, кото­рая ищет вни­ма­ния. Про­стая совет­ская жен­щи­на во всех проявлениях».

Обсуждение результатов

Отно­ше­ние опро­шен­ных рос­сий­ских жен­щин-поль­зо­ва­те­лей к Интер­не­ту явля­ет­ся еди­но­душ­но пози­тив­ным. Они при­зна­ют раз­ви­ва­ю­щее зна­че­ние Интер­не­та в раз­лич­ных сфе­рах жиз­ни: про­фес­си­о­наль­ной карье­ре, позна­нии, лич­ност­ном обще­нии, твор­че­стве. Жен­щи­ны-поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та счи­та­ют, что Интер­нет явля­ет­ся уни­вер­саль­ным сред­ством обще­ния - от сфе­ры биз­не­са до поис­ка буду­ще­го супруга.

Жен­щи­ны-поль­зо­ва­те­ли не счи­та­ют рабо­ту с ком­пью­те­ром чисто муж­ским заня­ти­ем, боль­шин­ство из них пола­га­ет, что пол не явля­ет­ся суще­ствен­ным фак­то­ром, вли­я­ю­щим на вза­и­мо­дей­ствие с инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, Интер­нет, по мне­нию опро­шен­ных, явля­ет­ся сре­дой обще­ния «на рав­ных», ниве­ли­ру­ет внеш­ние, соци­аль­ные, поло­вые и воз­раст­ные различия.

В сво­их отве­тах респон­ден­ты отме­ча­ют, что жен­щи­на в рос­сий­ском Интер­не­те - все еще явле­ние ред­кое, вызы­ва­ю­щее повы­шен­ный инте­рес со сто­ро­ны дру­гих поль­зо­ва­те­лей. Хотя в общем отме­ча­ет­ся тен­ден­ция к уве­ли­че­нию коли­че­ства поль­зо­ва­те­лей-жен­щин в Интер­не­те и как след­ствие, соот­вет­ству­ю­щее изме­не­ние отно­ше­ния к ним. Если рань­ше наблю­дал­ся повы­шен­ный инте­рес к жен­щине в Интер­не­те как к экзо­ти­че­ско­му явле­нию, то посте­пен­но этот инте­рес ста­но­вит­ся менее выра­жен­ным, и отно­ше­ние все мень­ше опре­де­ля­ет­ся полом пользователей.

С дру­гой сто­ро­ны, гово­рить о том, что поло­вая при­над­леж­ность не вли­я­ет на вза­и­мо­дей­ствие людей в Интер­не­те, пока нель­зя. Кро­ме того, неод­но­знач­но и отно­ше­ние самих жен­щин к этой тен­ден­ции. Часть из них не толь­ко не стре­мит­ся к «рав­но­прав­но­му» парт­нер­ству с муж­чи­на­ми, но и спе­ци­аль­но под­чер­ки­ва­ет, что они явля­ют­ся жен­щи­на­ми и , сле­до­ва­тель­но, тре­бу­ют осо­бо­го отно­ше­ния - более вни­ма­тель­но­го, веж­ли­во­го, осто­рож­но­го. Дру­гие, напро­тив, стро­ят свое обще­ние так, что­бы ничем не отли­чать­ся от дру­гих поль­зо­ва­те­лей. Эта тен­ден­ция более типич­на для жен­щин-поль­зо­ва­те­лей, зани­ма­ю­щих­ся бизнесом.

Основ­ная часть опро­шен­ных рос­сий­ских жен­щин не стре­мят­ся к созда­нию в рам­ках Интер­не­та «жен­ско­го клу­ба по инте­ре­сам». По-види­мо­му, в обыч­ной жиз­ни эти жен­щи­ны испы­ты­ва­ют дефи­цит ско­рее в обще­нии с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, дру­зья­ми, инте­рес­ны­ми людь­ми. Их инте­ре­сы более широ­ки по срав­не­нию с типич­но «жен­ски­ми» проблемами.

Полу­чен­ные резуль­та­ты поз­во­ля­ют наме­тить неко­то­рые под­хо­ды к выде­ле­нию «типов» жен­щин-поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та в Рос­сии. К пер­во­му типу при­над­ле­жат жен­щи­ны, для кото­рых основ­ной сфе­рой инте­ре­сов в Интер­не­те явля­ет­ся биз­нес. Эти жен­щи­ны в сво­их отве­тах демон­стри­ру­ют несколь­ко феми­нист­ские пози­ции, оза­бо­чен­ность про­бле­ма­ми равен­ства муж­чи­ны и жен­щи­ны. Они высту­па­ют про­тив низ­кой оцен­ки муж­чи­на­ми дело­вых и про­фес­си­о­наль­ных качеств пользователей-женщин.

Диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ный тип состав­ля­ют жен­щи­ны, основ­ной сфе­рой сво­ей дея­тель­но­сти счи­та­ю­щие семью и вос­пи­та­ние детей. Интер­нет при этом рас­смат­ри­ва­ет­ся как удоб­ная воз­мож­ность «быть в кур­се жиз­ни», «отвлечь­ся от домаш­них дел», «соче­тать рабо­ту с ком­фор­том». Для этой груп­пы поль­зо­ва­те­лей харак­тер­но иное отно­ше­ние к про­бле­ме поло­вой при­над­леж­но­сти поль­зо­ва­те­ля Интер­не­та. Они счи­та­ют, что обще­ние стро­ит­ся по-раз­но­му в зави­си­мо­сти от пола парт­не­ра. Поэто­му при рабо­те в Интер­не­те они инфор­ми­ру­ют сво­их парт­не­ров о том, что явля­ют­ся жен­щи­на­ми. При этом ожи­да­ет­ся, что парт­нер про­явит более вни­ма­тель­ное, чут­кое, веж­ли­вое отно­ше­ние к ним.

Выводы

Резуль­та­ты пило­таж­но­го опро­са поз­во­ля­ют отме­тить сле­ду­ю­щие основ­ные тен­ден­ции про­яв­ле­ния поло­вых раз­ли­чий при рабо­те рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей в Интернете.

Кон­тин­гент жен­щин и муж­чин поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та в Рос­сии суще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся. Раз­ли­чия каса­ют­ся про­фес­сии (сре­ди жен­щин боль­ше пре­по­да­ва­те­лей и науч­ных сотруд­ни­ков и мень­ше сете­ви­ков, элек­трон­щи­ков, биз­не­сме­нов). Кон­тин­гент жен­щин ока­зал­ся несколь­ко стар­ше по воз­рас­ту и гораз­до мало­чис­лен­нее мужского.

Име­ют­ся и пси­хо­ло­ги­че­ские раз­ли­чия. Жен­щин-поль­зо­ва­те­лей мень­ше инте­ре­су­ет инфор­ма­ция по нау­ке, вычис­ли­тель­ной тех­ни­ке, инфор­ма­ти­ке, ком­мер­че­ская инфор­ма­ция. Их боль­ше, чем муж­чин, инте­ре­су­ет инфор­ма­ция по обра­зо­ва­нию, искус­ству, лите­ра­ту­ре, куль­ту­ре, религии.

Сре­ди моти­вов дея­тель­но­сти в Интер­не­те жен­щи­ны чаще, чем муж­чи­ны, отмечают:

  • мотив интел­лек­ту­аль­ной и твор­че­ской самореализации,
  • мотив рекре­а­ции;
  • мотив пре­одо­ле­ния ком­му­ни­ка­тив­но­го дефицита.

Менее ярко, чем у муж­чин, выра­же­на моти­ва­ция само­утвер­жде­ния и аффи­ли­а­ции. Моти­ва­ция жен­щин име­ет силь­ный ком­пен­са­тор­ный ком­му­ни­ка­тив­ный ком­по­нент, то есть важ­ны­ми явля­ют­ся вос­пол­не­ние в Интер­не­те раз­ви­то­го и ком­пе­тент­но­го обще­ния, кото­ро­го им, воз­мож­но, не доста­ет в реаль­ной жизни.

Для жен­щин в Интер­не­те инте­рес­ны импро­ви­за­ция и игра, полу­че­ние новых зна­ний и лич­ност­ный рост, воз­мож­но­сти кото­ро­го предо­став­ля­ют­ся Интер­не­том. По срав­не­нию с муж­чи­на­ми жен­щи­ны про­яв­ля­ют более пози­тив­ное отно­ше­ние к ком­му­ни­ка­ции в Интер­не­те, они более тер­пи­мы к назой­ли­вым и необя­за­тель­ным кон­так­та­ми, воз­ни­ка­ю­щим м Интернете.

Тенденции развития деятельности российских женщин-пользователей в Интернете

Начав свое раз­ви­тие в Рос­сии как обособ­лен­ная сфе­ра обще­ния высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных про­грам­ми­стов, прак­ти­че­ски пол­но­стью состо­я­щая из муж­чин, Интер­нет в насто­я­щее вре­мя пре­тер­пе­ва­ет глу­бо­кие изме­не­ния. На началь­ных ста­ди­ях сво­е­го раз­ви­тия сооб­ще­ство поль­зо­ва­те­лей гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей в нашей стране обла­да­ло все­ми свой­ства­ми изо­ли­ро­ван­но­го моно­ген­дер­но­го обра­зо­ва­ния. Это и спе­ци­аль­ный эти­кет, и эле­мен­ты свое­об­раз­но­го сно­биз­ма, и закры­тость сооб­ще­ства для «посто­рон­них». Такие осо­бен­но­сти опре­де­ля­ли и спе­ци­фи­ку отно­ше­ния чле­нов сооб­ще­ства поль­зо­ва­те­лей гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей к жен­щи­нам, зате­сав­шим­ся в их ряды. Это отно­ше­ние про­яв­ля­лось, с одной сто­ро­ны, в повы­шен­ном инте­ре­се к жен­щи­нам-поль­зо­ва­те­лям, нося­щим почти «есте­ство­ис­пы­та­тель­ский» харак­тер. С дру­гой сто­ро­ны, в более вни­ма­тель­ном, снис­хо­ди­тель­ном и веж­ли­вом «гусар­ском» отно­ше­нии к дамам-поль­зо­ва­те­лям, помо­щи и вни­ма­нии к их проблемам.

По мере рас­ши­ре­ния жен­ско­го кон­тин­ген­та поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та в Рос­сии этот инте­рес утра­чи­ва­ет свою остро­ту. Посте­пен­но теряя закры­тый харак­тер, рос­сий­ский Интер­нет ста­но­вит­ся все более точ­ной моде­лью обще­ства, вос­про­из­во­дя в сво­их вза­и­мо­дей­стви­ях и отно­ше­ни­ях харак­тер­ное для Рос­сии состо­я­ние про­бле­мы поло­вых различий.

Об авторах

Вой­скун­ский Алек­сандр Евге­нье­вич - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти и инфор­ма­ти­за­ции факуль­те­та пси­хо­ло­гии Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го университета.

Аре­сто­ва Оль­га Нико­ла­ев­на - доцент кафед­ры общей пси­хо­ло­гии факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest