Введение
В современном информационном обществе происходят изменения, которые влекут за собой трансформацию критериев оценки субъектной составляющей личности в процессе ее самореализации в различных видах деятельности. Погруженность в интернет-коммуникацию меняет повседневную жизнь студенческой молодежи, трансформируя процессы идентификации и познавательной активности. Потребности, интересы, цели, мотивы и, что особенно важно, «формы социально-психологической активности становятся сопряженными исключительно с сетью» [1, с. 17].
Среди молодежи возникают новые способы самореализации, например «онлайн-солидарность» [2]; формируются новые стереотипы поведения ‒ «киберфилия» [3], хикикомори [4, 5]; появляются новые виды фобий ‒ номофобия, FoMO, имоджифобия, тредофобия, троллефобия, соционетофобия [6]; происходит трансформация жизненных целей в сторону проявления эгоцентрического доминирования [7]. При этом интернет-коммуникация становится новым каналом социальной мобильности, определяющим особенности процесса самореализации молодежи.
Дистанционные технологии и удаленные формы образования и трудоустройства, по данным Д. Р. Гимадеевой, уменьшают влияние гендера, возраста, этнической принадлежности, места проживания на продвижение индивида. Образование как фактор мобильности удерживает свои позиции и становится более доступным и эффективным каналом продвижения [8]. Все больше социальная и гражданская активность личности, в том числе и девиантная, проявляется в интернет-среде [9‒11].
По данным отчета «Global Digital 2023» креативного агентства We Are Social [12], современный человек проводит в интернете около 7 часов в день, отдавая предпочтение социальным сетям. В среднем 6 из 10 интернет-пользователей (57,8%) обращаются к онлайн-ресурсам в первую очередь в поисках информации, а также чтобы поддерживать связь с друзьями и семьей (53,7%), быть в курсе новостей и текущих событий (50,9%), смотреть видеоролики, сериалы или кино (49,7%) [12].
В сетевом обществе личность как субъект общения реализует себя и в физическом, и в виртуальном пространстве одновременно. В связи с этим возникают такие проблемы, как сохранение своей аутентичности [13] и отстаивание «психологической суверенности личности в виртуальной среде» [14, с. 9].
При этом виртуальная активность личности может формировать как просоциальный, так и асоциальный стереотип поведения, а интернет-коммуникации могут способствовать созданию новых эталонов поведения, которые личность использует в условиях уже контактного взаимодействия [15].
Сегодня можно говорить о существовании идентификационной модели цифрового стиля жизни, которая отражает способы и процессы трансформации идентичности молодых людей [16, 17]. Идентичность современного человека, формируемая в условиях киберсоциализации, проектна, субъект интернет-коммуникации – автор своей идентичности, так как имеет разнообразные средства для ее проверки, поддержания и обновления.
Ценностно-смысловая идентификационная модель идентичности российской культуры имеет амбивалентные черты (с одной стороны, ориентированность на привнесенные извне ценности, с другой ‒ поиск национальной специфики) [17], что определяет значимость изучения проблемы формирования субъектности личности, самореализация которой осуществляется как в виртуальном, так и в физическом пространстве межличностного взаимодействия, а также типологических особенностей субъектности.
Приведенные факты и статистические данные позволяют предположить, что самореализация личности, включенной в постоянный процесс инфокоммуникации, может осуществляться в определенном континууме проявления личностью субъектности, а именно в континууме «деструктивная / созидательная субъектность».
Достижение созидательной субъектности осуществляется за счет сформированной способности к осуществлению рефлексии собственных мотивов и ценностно-смысловой организации поведения в процессе реализации инфокоммуникации, что соответствует диапазону психологической нормы в рамках личностной и поведенческой изменчивости.
Проявление деструктивной субъектности связано с недостаточной сформированностью способности к саморефлексии, что приводит к ограничению возможностей выхода за рамки эгоцентрических ценностей «Я» с преобладанием психологических механизмов декомпенсации, дезадаптации в пределах диапазона аномальной личностной и поведенческой изменчивости, проявляющихся в том числе в условиях интернет-опосредованного взаимодействия.
Особенности субъектной самореализации личности, имеющей разный уровень погруженности в процесс цифрового взаимодействия, описаны в нашем предыдущем исследовании [18].
Цель исследования, представленного в статье, ‒ изучить структурные компоненты индивидуальности с выраженной зависимостью от социальных сетей, выступающих в роли психологических факторов формирования созидательной субъектности у студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: навыки рефлексии собственного поведения в условиях инфокоммуникации, полученные в ходе психопрофилактических и развивающих занятий, позволяют обеспечить достаточный уровень психологической защищенности и способности к противодействию манипулятивному влиянию субъектов интернет-взаимодействия и сетевого контента, определяя созидательный вектор проявления субъектности личности.
Материалы
Участники исследования ‒ 276 студентов 1‒3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 19,2, SD = 0,67, из них юношей 32%, девушек 68%.
На первом этапе после диагностики степени зависимости от социальных сетей была выделена группа из 97 респондентов (52 девушки и 45 юношей) с высокой выраженностью данного показателя. Остальные 179 респондентов имели среднюю или низкую выраженность зависимости от социальных сетей и не участвовали в следующем этапе исследования.
На втором этапе была проведена серия психопрофилактических занятий, направленных на развитие навыков рефлексии сетевого контента и характера интернет-взаимодействия, с 20 студентами (17 девушек и 3 юноши), имеющими высокие показатели зависимости от социальных сетей.
Методики. В исследовании применены методики, направленные на выявление особенностей интеграции социально-психологических и личностных характеристик в структуре индивидуальности у студентов вуза. Для изучения указанных характеристик применялся ряд методик.
Фрайбургский личностный опросник (модифицированная форма «В»), (А. А. Крылов и Т. И. Ронгинская) [19] состоит из 12 шкал (невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсия/ интроверсия, эмоциональная лабильность, маскулинизм / феминизм), позволяющих фиксировать выраженность состояний и свойств личности, которые имеют прямое отношение к оценки социальной адаптации и регуляции поведения.
Методика диагностики уровня невротиза ции (Л. И. Вассерман) представляет собой перечень из 40 утверждений и позволяет выявить уровень невротизации личности [20]. Респондентам предлагалось выразить свое согласие / несогласие с предлагаемым перечнем суждений, выбирая ответ «да» или «нет». Обработка данных осуществлялась посредством подсчета числа положительных ответов.
Опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина) состоит из 66 утверждений и одного открытого вопроса и позволяет выявить факторы зависимости от Интернета, последствия этой зависимости и особенности восприятия Интернета [21]. Респондентам предлагалось выразить степень своего согласия с утверждением «да» / «нет» / «трудно сказать».
Выраженность зависимости от использования социальных сетей выявлялась в результате применения «Опросника зависимости от социальных сетей» (В. П. Шейнов, А. С. Девицын), представляющего шкалу из 15 вопросов, ориентированных на выявление состояний и поведения личности при использовании социальных сетей [22]. По сумме баллов показателей определяется интегральный показатель зависимости от социальных сетей.
Ценностные ориентации изучались с применением «Теста исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова) [23], состоящего из 66 вопросов, позволяющих выявить доминирующие ценностные ориентации из одиннадцати предложенных автором, проявляющиеся в поведении и убеждениях личности.
Ценностные ориентации: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье.
Респондентам предлагалось выразить степень своего согласия с утверждением «да» / «нет». Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов.
Уровень личностной рефлексивности измерялся с помощью «Опросника рефлексивности» (А. В. Карпов) [24], представляющего собой 27 утверждений, которые оценивались респондентами по 7-балльной шкале согласия / несогласия. Рефлексивность понимается в нем как склонность и способность субъекта к сознательному самоанализу.
Для анализа представлений человека о собственной защищенности / незащищенности от манипуляций применялся опросник «Незащищенность от манипуляций» (ВМ-16) (В. П. Шейнов, А. С. Девицын) [25], состоящий из описания 16 ситуаций, по поводу которых респондент выносит собственное суждение по трем предложенным вариантам ответа: (а) = 2 балла, (б) = 0 баллов, (в) = 1 балл. Обработка первичных данных связана с подсчетом суммы ответов.
Методы анализа данных. Первичные данные исследования обрабатывались посредством процедур математической статистики, таких как описательная статистика и для построения интеркорреляционных матриц корреляционный анализ (по Спирмену). Все расчетные процедуры выполнены в статистическом пакете программы SPSS Statistics 26.0.
В качестве статистических методов использовались факторный анализ с использованием процедуры varimax (по методу главных компонент) и непараметрический H-критерий Краскела ‒ Уоллиса.
Результаты и их обсуждение
Данные проведенного факторного анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1. Структурные характеристики индивидуальности пользователей интернета с высоким уровнем зависимости от социальных сетей (n = 97)
Структура индивидуальности | Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | |
Социально-психологические показатели | Нецеленаправленное использование интернета | ‒ | ‒ | 0,71 |
Потребность в сенсорной стимуляции | ‒ | 0,61 | ‒ | |
Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный | 0,63 | ‒ | ‒ | |
Зависимость от социальных сетей | 0,85 | 0,76 | 0,59 | |
Общительность | -0,57 | -0,65 | ‒ | |
Личностные характеристики и ценностные ориентации | Личностная рефлексивность | -0,78 | -0,76 | ‒ |
Невротичность | 0,64 | ‒ | 0,59 | |
Незащищенность от манипуляций | 0,68 | ‒ | 0,53 | |
Приятное времяпрепровождение, отдых | ‒ | 0,61 | ‒ | |
Высокое материальное благосостояние | 0,57 | ‒ | ‒ | |
Высокий социальный статус и управление людьми | 0,73 | ‒ | ‒ | |
Любовь | ‒ | 0,59 | ‒ | |
Познание нового в мире, природе, человеке | ‒ | ‒ | 0,61 | |
Объясненная дисперсия, % | 43, 6 | 21 | 17 |
Как видно из табл.1, в результате статистической обработки с применением факторного анализа были выделены 3 фактора с общей дисперсией 81,6%.
В структуре индивидуальности при анализе социально-психологических свойств, отражающих особенности участия личности в интернет-коммуникации в первом факторе, было обнаружено, что наибольший факторный вес (0,85) имеет показатель «зависимость от социальных сетей», а также по мере убывания ‒ показатель «стремление перенести нормы виртуального мира в реальный» (0,63) и с отрицательным знаком показатель «общительность» (−0,57).
Личностные характеристики и ценностные ориентации в структуре индивидуальности представлены в первом факторе следующим образом. Наибольший факторный вес имеют показатель с отрицательным знаком «личностная рефлексивность» (-0,78), ориентация на достижение высокого социального статуса и возможности управления людьми (0,73) и далее по мере убывания факторного веса ‒ «незащищенность от манипуляций» (0,68), «невротичность» (0,63), достижение высокого материального благосостояния (0,57).
Таким образом, особенности интеграции разноуровневых свойств в структуре индивидуальности позволяют говорить о том, что студенты с высокими показателями зависимости от социальных сетей могут за счет низкой способности к рефлексии переносить поведенческие установки из виртуального мира в физический, при этом демонстрировать слабо выраженную способность к противодействию манипуляциям, невротичность, но ярко выраженное стремление к управлению людьми, социальному статусу и высокому материальному достатку, что согласуется в части выраженности ценностных ориентаций с данными, полученными нами в предыдущем исследовании [18].
Второй фактор также отражает ряд особенностей факторной структуры индивидуальности, а именно: наибольший факторный вес среди социально-психологических особенностей, как и в первом факторе, имеет показатель «зависимость от социальных сетей» (0,76), «общительность» с отрицательным знаком (-0,65) и показатель «потребность в сенсорной стимуляции» (0,61).
Личностные особенности и ценностные ориентации интегрированы в данном факторе следующим образом: личностная рефлексивность с отрицательным знаком (-071), ориентация на приятное времяпрепровождение, отдых (0,61) и любовь (0,59).
Таким образом, зависимость от социальных сетей у студентов может сопровождаться сниженной потребностью в контактном взаимодействии, при этом ярко выраженной потребностью в сенсорной стимуляции, восприятии предпочтительно визуальной информации в сочетании с ориентацией на приятное времяпрепровождение, ценности любви в сочетании со сниженной личностной рефлексивностью.
Третий фактор представлен следующим взаимодействием свойств в структуре индивидуальности у студентов с высокими показателями зависимости от социальных сетей. В структуре социально-психологических свойств наибольших факторный вес принадлежит показателям «нецеленаправленное использование интернета» (0,71), «зависимость от социальных сетей» (0,62).
Ценностные ориентации и личностные свойства сгруппированы в следующей последовательности: ценность «познание нового в мире, природе, человеке» (0,61), невротичность (0,59) и незащищенность от манипуляций (0,53).
Таким образом, зависимость от социальных сетей в студенческом возрасте может сочетаться с использованием интернета без определенных целей, психологической неустойчивостью, недостаточной сформированностью способности к противодействию манипуляциям при наличии сформированной ценности познания окружающего мира и людей.
На втором этапе исследования была проведена серия психопрофилактических занятий в рамках курса «Практикум по методам когнитивных исследований», которые были направлены на повышение рефлексивных возможностей личности, а также на развитие осознанности при восприятии текста с целью повышения способности к противодействию манипуляциям в сетевом взаимодействии. Занятия состояли из двух блоков.
В рамках первого блока ‒ «Освоение навыков метакогнитивной оценки суждений и принимаемых решений» ‒ для достижения формирования навыков осуществления метакогнитивной оценки собственных умозаключений и принимаемых решений в моделируемых ситуациях применялись метод оценки мониторинга знания (Knowledge Monitoring Assessment instrument), техника МОМЗ (Г. Эверсон, З. Тобиас) [26], для формирования умения оценки стиля принимаемых решений ‒ метод семантического дифференциала, для формирования навыка самооценки метакогнитивного поведения ‒ шкала самооценки метакогнитивного поведения (Ла Коста, 1998) (адаптация А. В. Карпова) [27].
Второй блок ‒ «Освоение навыков анализа текста». Целью занятий на данном этапе было повышение когнитивно-личностной компетентности, состоящей в проявлении способности к осмысленному восприятию контента, распространяемого в интернет-сети. Занятия в рамках этого блока были направлены на освоение методов анализа и метакогнитивной оценки текста. Были освоены такие методы, как интент-анализ текста и метапознавательное интервью [27].
После проведения психопрофиактических занятий было осуществлено повторное тестирование таких показателей в структуре индивидуальности, как «личностная рефлексивность», «защищенность от манипуляций», «стремление перенести нормы виртуального мира в реальный», «нецеленаправленное использование интернета», «потребность в сенсорной стимуляции».
С целью выявления различий в исследуемых характеристиках личности на данной выборке был проведен сравнительный анализ с использованием непараметрического H-критерия Краскела ‒ Уоллеса, так как проведенный анализ Колмогорова ‒ Смирнова показал, что данные, обнаруженные с применением этих шкал, имеют отклонения от нормального распределения.
Результаты сравнения показателей, отражающих выраженность когнитивно-личностной компетентности и последствий погруженности в интернет-коммуникацию до и после проведения серии психопрофилактических занятий, представлены в табл. 2.
Таблица 2. Выраженность параметров когнитивно-личностной компетентности и последствий погруженности в интернет-коммуникацию до и после психопрофилактических занятий (H-критерий Краскела ‒ Уоллеса; n = 20)
Параметры | Статистика | ||
H | p | M ± SD | |
Личностная рефлексивность | 12,071* | 0,015 | M = 5,0 SD = 4 |
Незащищенность от манипуляций | 9,374* | 0,023 | M = 21,3 SD = 7,5 |
Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный | 8,150* | 0,021 | M = 2,5 SD = 1,8 |
Нецеленаправленное использование интернета | 3,121 | 0.061 | M = 3,7 SD = 1,5 |
Потребность в сенсорной стимуляции | 4,102 | 0,058 | M = 3,9 SD =1,2 |
Представленные в табл. 2 данные позволяют сделать заключение о том, что проведенные занятия изменили на достоверном уровне выраженность таких показателей, как стремление перенести нормы виртуального мира в реальный, личностная рефлексивность и защищенность от манипуляций. Нецеленаправленное использование интернета и потребность в сенсорной стимуляции в ходе занятий не изменились.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать заключение, что осуществление социального научения в форме психопрофилактических занятий, направленных на формирование когнитивно-личностной компетентности как способности к осуществлению метакогнитивной оценки своего поведения, принимаемых решений и умозаключений о воспринимаемой информации, в том числе в условиях интернет-коммуникации, способствует повышению защищенности от возможных манипуляций в виртуальном пространстве, усиливает личностную рефлексивность при погруженности личности в интернет-коммуникацию, способствует разделению в сознании студентов виртуальной и физической реальности. Указанные качества являются неотъемлемой характеристикой созидательной субъектности личности, формируемой в условиях цифровой социализации.
Прикладное значение данных представленного исследования заключается в том, что разработанные занятия могут служить для осуществления психопрофилактической работы с необщительными студентами, чрезмерно использующими социальные сети, с легкостью усваивающими нормы виртуального мира без оптимальной их рефлексии, что может способствовать развитию разных видов девиаций, характерных для проявления деструктивной субъектности личности.
В качестве возможных ограничений нашего исследования можно выделить отсутствие учета гендерных особенностей пользователей социальных сетей, что определяет перспективную проблематику будущих исследований в этой области.
Перспективным также может стать изучение в сравнительном аспекте особенностей формирования созидательной субъектности у пользователей социальных сетей в подростковом и старшем школьном возрасте и у студентов вузов.
Библиографический список
- Казаков М. Ю. Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом (со)обществе : дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2014. 131 с.
- Юдина Е. Н., Алексеенко И. В. Солидарность в социальных сетях // Коммуникология. 2020. Т. 8, № 1. С. 114‒127. https://doi.org/10.21453/2311-3065-20208-1-114-127, EDN: VAYWIJ
- Бабошин А. К. Влияние культуры информационного общества на стадиальные трансформации личности : автореф. дис. … канд. социол. наук. Тамбов, 2011. 24 с. EDN: QHLHUN
- Войскунский А. Е., Солдатова Г. У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 22‒43. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270303, EDN: GCHXNZ
- Семенова Л. О. Феномен хикикомори или добровольная самоизоляция от общества // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 712‒716. EDN: BWLJBL
- Казаков М. П. Коммуникативные практики современной молодежи: перспективы и вызовы / под общ. ред. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2022. С. 217‒221. EDN: MPPGWH
- Фатьянов В. М., Картавцев Д. А. Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодёжи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). C. 58‒67. https://doi. org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, EDN: VVMRHG
- Гимадеева Д. Р. Интернет-коммуникация как канал социальной мобильности в информационном обществе : автореф. дис. … канд. социол. наук. Казань, 2022. 23с.
- Seigfried-Spellar K. C., Lankford C. M. Personality and online environment factors differ for posters, trolls, lurkers, and confessors on Yik Yak // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 124. P. 54–56. https:// doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.047
- Savrasova-V’un T. Social networks and their role in development of civic activity of the Ukrainian youth // Communication Today. 2017. Vol. 8, no. 1. P. 104–113. EDN: UXUUIP
- Шаров А. А. Особенности девиантной активности в реальной и виртуальной средах у представителей молодежных субкультур // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 450‒453. EDN: PCTCEL
- Статистика интернета и соцсетей на 2023 год ‒ цифры и тренды в мире и в России.
- Белых Т. В. Интегральная индивидуальность и проблема изучения ее аутентичности в информационном обществе // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе : сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 23 апреля 2021 г.) / под ред. Т. В. Белых, Г. В. Грачева. Саратов : Наука, 2021. С. 7‒10. EDN: NAUSIU
- Шаповаленко А. А. Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов ‒ участников социальной сети ВКонтакте) : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 24 с. EDN: ZQBEWL
- Самсонова Н. Н. Взаимосвязь интернет-коммуникаций и социального поведения молодёжи : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2018. 28 с.
- Лисенкова А. А. Трансформация идентичности в цифровую эпоху // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 65‒74. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-365-74, EDN: DPAULB
- Лисенкова А. А. Формирование и репрезентация социокультурной идентичности российской городской молодежи в пространстве социальных медиа : автореф. дис. … д-ра культурол. наук. СПб., 2021. 45с.
- Белых Т. В. Типы субъектной самореализации личности в условиях цифрового взаимодействия // Человеческий капитал. 2023. № 10 (178). С. 153‒159. https://doi.org /10. 25629/ HC. 2023 .10.14 , EDN: KPDWKL
- Крылов А. А., Ронгинская Т. И. Исследование личности с помощью модифицированной формы В опросника FPI // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. С. 51‒60.
- Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности. СПб. : СПбГУ, 2014. 405 с. EDN: YPFXED
- Щепилина Е. А. Опросник «Восприятие интернета».
- Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 41–55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04, EDN: HWKGVM
- Фетискин Н. И., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии и клинической психологии, 2002. С. 26‒28. EDN: YVTRLV
- Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45‒57. EDN: OOYBSN
- Шейнов В. П., Девицын А. С. Короткая версия опросника «Незащищенность от манипуляций» // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 70–80. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.41.1.6, EDN: EGABJY
- Everson H., Tobias S. The ability to estimate knowledge and performance in college: A metacognitive analysis // Instructional Science. 1998. Vol. 26, iss. 1. P. 65‒79. https://doi.org/10.1023/A:1003040130125
- Белых Т. В. Практикум по методам когнитивных исследований. М. : Перо, 2020. 192 с. EDN: BQTMSO
Об авторе
Татьяна Викторовна Белых — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия.
Смотрите также:
- Анцыборов А.В., Дубатова И.В. Встретимся в сети или на приеме у психиатра? К вопросу зависимости от социальных сетей
- Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях
- Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность
- Манчук В.Т., Терещенко С.Ю., Шубина М.В. Проблемное использование социальных сетей: терминология, распространенность, психосоциальные факторы риска и соматическая коморбидность