Манчук В.Т., Терещенко С.Ю., Шубина М.В. Проблемное использование социальных сетей: терминология, распространенность, психосоциальные факторы риска и соматическая коморбидность

М

Введение

За послед­ние два деся­ти­ле­тия наблю­да­ет­ся быст­рый рост исполь­зо­ва­ния интер­не­та, осо­бен­но сре­ди под­рост­ков и моло­дых взрос­лых [7]. Широ­кое рас­про­стра­не­ние тех­но­ло­гий интер­не­та в повсе­днев­ной жиз­ни несет в себе мно­же­ство пре­иму­ществ: быст­рый доступ к огром­ным мас­си­вам инфор­ма­ции и раз­но­об­раз­ным сер­ви­сам, быст­рое рас­про­стра­не­ние ново­стей в гло­баль­ном мас­шта­бе, внед­ре­ние интер­нет-тех­но­ло­гий, свя­зан­ных со здо­ро­вьем и т.д.

Одна­ко у неко­то­рых поль­зо­ва­те­лей интер­не­та воз­ни­ка­ет про­бле­ма зави­си­мо­сти от интер­не­та или «проблемного/компульсивного исполь­зо­ва­ния интер­не­та», что при­во­дит к поте­ре кон­тро­ля над вре­ме­нем интер­нет-актив­но­сти и воз­ник­но­ве­нию раз­лич­ных пси­хо­со­ци­аль­ных и пси­хо­со­ма­ти­че­ских про­блем [38].

В пери­од эпи­де­мии COVID-19 уси­ли­лась оза­бо­чен­ность пси­хо­ло­гов, педа­го­гов и меди­цин­ских работ­ни­ков вли­я­ни­ем про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та на соци­аль­ное и обще­ствен­ное здо­ро­вье, так как людям чаще при­хо­ди­лось исполь­зо­вать интер­нет, и те, кто изна­чаль­но был под­вер­жен зави­си­мо­сти, про­яв­ля­ли еще боль­ше при­зна­ков пато­ло­ги­че­ско­го пове­де­ния при исполь­зо­ва­нии Сети [18].

Эта тен­ден­ция осо­бен­но затро­ну­ла пер­вые поко­ле­ния, вырос­шие в мире интер­не­та и гад­же­тов – под­рост­ков и моло­дых взрос­лых [48].

Терминология

Воз­ник­ший в 90-х годах фено­мен интер­нет-зави­си­мо­сти (ИЗ) [63] до сих пор про­во­ци­ру­ет мно­го­чис­лен­ные деба­ты в науч­ном сооб­ще­стве в отно­ше­нии его кли­ни­че­ских и соци­аль­ных аспектов. 

С точ­ки зре­ния клас­си­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хи­ат­рии онлайн-зави­си­мость пред­став­ля­ет собой отно­си­тель­но новый вид пове­ден­че­ской зави­си­мо­сти, не свя­зан­ный с хими­че­ски­ми веще­ства­ми и пока не име­ю­щий обще­при­ня­то­го фор­маль­но­го определения. 

В лите­ра­ту­ре мож­но встре­тить раз­лич­ные тер­ми­ны для обо­зна­че­ния это­го явле­ния, такие как «про­блем­ное исполь­зо­ва­ние интер­ак­тив­ных средств мас­со­вой инфор­ма­ции» [51], «про­блем­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та», «пато­ло­ги­че­ское исполь­зо­ва­ние интер­не­та», «ком­пуль­сив­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та» и «интер­нет-зави­си­мость».

В недав­нем обзо­ре экс­пер­ты Евро­пей­ской иссле­до­ва­тель­ской груп­пы реко­мен­ду­ют исполь­зо­вать тер­мин «про­блем­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та» (Problematic Internet Use, PIU) как наи­бо­лее под­хо­дя­щий в насто­я­щее вре­мя [18].

Все эти тер­ми­ны отно­сят­ся к гене­ра­ли­зо­ван­но­му PIU (PIUgen) без при­вяз­ки к кон­крет­ным кон­тен­ту и тех­но­ло­гии. На дан­ный момент выде­ля­ют пять основ­ных спе­ци­фи­че­ских видов онлайн-актив­но­сти, кото­рые могут быть потен­ци­аль­но аддиктивными: 

  1. про­блем­ное исполь­зо­ва­ние видео­игр (PUgame),
  2. про­блем­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей (problematic social media use, PSMU), 
  3. про­блем­ное исполь­зо­ва­ние пор­но­гра­фии в интернете, 
  4. азарт­ные игры в интер­не­те и 
  5. навяз­чи­вый поиск и сер­финг в интер­не­те [36].

Сре­ди раз­лич­ных форм аддик­тив­но­го пове­де­ния толь­ко PUgame при­зна­но офи­ци­аль­но как мен­таль­ное рас­строй­ство (Internet Gaming Disorder, DSM-5; American Psychiatric Association, 2013; Gaming Disorder, ICD-11, 2019). 

Одна­ко в послед­нее вре­мя так­же выде­ля­ют дру­гие спе­ци­фи­че­ские фор­мы PIU, такие как азарт­ные игры, онлайн-покуп­ки, пото­ко­вое веща­ние, кибер­хон­дрия, кибер­бул­линг и циф­ро­вое нако­пи­тель­ство [18].

Дан­ные об опре­де­ле­нии и кри­те­ри­ях диа­гно­сти­ки PSMU недав­но были сум­ми­ро­ва­ны соав­то­ром насто­я­ще­го обзо­ра, про­фес­со­ром С.Ю. Тере­щен­ко в его англо­языч­ной ста­тье “Neurobiological risk factors for problematic social media use as a specific form of Internet addiction: A narrative review” [56]. Ниже мы при­во­дим рус­ско­языч­ную адап­та­цию этих клю­че­вых положений:

«PSMU пред­став­ля­ет собой пове­ден­че­скую зави­си­мость, спе­ци­фич­ную фор­му PIU, кото­рая про­яв­ля­ет­ся в избы­точ­ном, про­блем­ном исполь­зо­ва­нии соци­аль­ных сетей. Это явле­ние харак­тер­но в первую оче­редь для совре­мен­ных под­рост­ков и моло­дых взрос­лых, кото­рые вырос­ли в эпо­ху циф­ро­ви­за­ции общества. 

Евро­пей­ская иссле­до­ва­тель­ская груп­па «European network for problematic usage of the Internet» пред­ла­га­ет сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние [18].

PSMU – пер­си­сти­ру­ю­щее состо­я­ние поте­ри кон­тро­ля при исполь­зо­ва­нии соци­аль­ных сетей, проявляющееся:

  • Нару­ше­ни­ем кон­тро­ля над вза­и­мо­дей­стви­ем с соци­аль­ны­ми сай­та­ми в плане вре­ме­ни, часто­ты, про­дол­жи­тель­но­сти использования;
  • Пре­об­ла­да­ни­ем вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го в соци­аль­ных сетях, над дру­ги­ми жиз­нен­ны­ми инте­ре­са­ми и занятиями;
  • Нега­тив­ны­ми послед­стви­я­ми – зна­чи­тель­ным дис­трес­сом или ухуд­ше­ни­ем в лич­ных, семей­ных, соци­аль­ных, обра­зо­ва­тель­ных, про­фес­си­о­наль­ных видах дея­тель­но­сти или дру­гих важ­ных сфе­рах функционирования;
  • Про­дол­же­ни­ем или уси­ле­ни­ем исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей, несмот­ря на нега­тив­ные послед­ствия, такие как пло­хая успе­ва­е­мость в шко­ле, нега­тив­ное вли­я­ние на здо­ро­вье, соци­аль­ная изо­ля­ция, меж­лич­ност­ные кон­флик­ты, пре­не­бре­же­ние сво­и­ми обязанностями;
  • Дли­тель­но­стью – исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей может быть непре­рыв­ным или эпи­зо­ди­че­ским и повто­ря­ю­щим­ся, но про­яв­ля­ет­ся в тече­ние дли­тель­но­го пери­о­да (не менее 12 месяцев).

Хотя фор­маль­ные кри­те­рии диа­гно­сти­ки PSMU в насто­я­щее вре­мя не уста­нов­ле­ны, суще­ству­ю­щие мето­ды вали­да­ции с исполь­зо­ва­ни­ем опрос­ни­ков осно­ва­ны на клас­си­че­ских симп­то­мах аддик­ций [46].

В насто­я­щее вре­мя суще­ству­ет общее согла­сие отно­си­тель­но диа­гно­сти­че­ских кри­те­ри­ев, кото­рые поз­во­ля­ют чет­ко раз­гра­ни­чить пато­ло­ги­че­скую состав­ля­ю­щую зави­си­мо­сти от адап­тив­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та под­рост­ка­ми: кли­ни­че­ский диа­гноз PSMU, а так­же PIUgen долж­ны вклю­чать шесть явных при­зна­ков [36]:

  • Зна­чи­мость: рост зна­чи­мо­сти соци­аль­ной сети для под­рост­ка в его систе­ме инте­ре­сов и цен­но­стей; исполь­зо­ва­ние соци­аль­ной сети при­во­дит к пози­тив­но­му изме­не­нию эмо­ци­о­наль­но­го состояния;
  • Ком­пуль­сив­ность и поте­ря кон­тро­ля: навяз­чи­вое (ком­пуль­сив­ное) стрем­ле­ние к исполь­зо­ва­нию соци­аль­ной сети, поте­ря кон­тро­ля вре­ме­ни, чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ной сети (осо­бен­но при одно­вре­мен­ном сокра­ще­нии выде­ля­е­мо­го вре­ме­ни для дру­гих видов деятельности);
  • Толе­рант­ность: необ­хо­ди­мость тра­тить все боль­ше вре­ме­ни на обще­ние в соци­аль­ной сети, в том чис­ле для купи­ро­ва­ния эпи­зо­дов дисфории;
  • Симп­то­мы отме­ны: изме­не­ние настро­е­ния (абсти­нен­ция) при отсут­ствии досту­па в соци­аль­ную сеть (депрес­сия, тре­во­га, агрессивность);
  • Кон­фликт, нега­тив­ные послед­ствия: поте­ря преды­ду­щих инте­ре­сов и раз­вле­че­ний в резуль­та­те чрез­мер­но­го пре­бы­ва­ния в соци­аль­ной сети; поте­ря обра­зо­ва­тель­ных, куль­тур­ных, спор­тив­ных и дру­гих воз­мож­но­стей в резуль­та­те чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния соци­аль­ной сети; спо­ры и ложь в отно­ше­нии исполь­зо­ва­ния соци­аль­ной сети; про­дол­же­ние исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей, несмот­ря на нега­тив­ные последствия;
  • Обостре­ния: быст­рый воз­врат к исполь­зо­ва­нию сети после абсти­нен­ции, без­успеш­ные само­сто­я­тель­ные попыт­ки кон­тро­ли­ро­вать исполь­зо­ва­ние соци­аль­ной сети (реци­ди­вы)» [56, с. 163].

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния в обла­сти пато­ло­ги­че­ской интер­нет-актив­но­сти направ­ле­ны на изу­че­ние не толь­ко и не столь­ко PIUgen, но в первую оче­редь ее спе­ци­фи­че­ских видов, таких как PUgame и PSMU [52].

Новый под­ход пред­ла­га­ет ана­лиз выбо­рок с исполь­зо­ва­ни­ем инстру­мен­тов для одно­вре­мен­ной оцен­ки PIUgen, PUgame и PSMU [50].

До недав­не­го вре­ме­ни было про­ве­де­но все­го два иссле­до­ва­ния с одно­вре­мен­ным ана­ли­зом PIUgen, PUgame и PSMU у взрос­лых [34; 37], в то вре­мя как под­рост­ко­вые попу­ля­ции в таких иссле­до­ва­ни­ях не были изучены. 

В 2022 году нами были полу­че­ны дан­ные, ука­зы­ва­ю­щие на суще­ство­ва­ние двух воз­мож­ных пат­тер­нов пси­хо­со­ци­аль­ных про­блем интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков: один харак­те­рен для PIUgen и PSMU, а дру­гой, зна­чи­тель­но отли­ча­ю­щий­ся по пси­хо­со­ци­аль­но­му пат­тер­ну, – исклю­чи­тель­но для PUgame [26]. Эти резуль­та­ты под­дер­жи­ва­ют идею о необ­хо­ди­мо­сти отка­за от тер­ми­на «гене­ра­ли­зо­ван­ная ИЗ» как отдель­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­струк­та [52; 59]. 

Наши дан­ные под­твер­жда­ют, что кон­цеп­ция гене­ра­ли­зо­ван­ной ИЗ мало оправ­да­на, и тер­мин «ИЗ» в этой свя­зи может быть непра­виль­но исполь­зо­ван и интерпретирован.

Распространенность

Послед­ние сум­ми­ро­ван­ные дан­ные пока­зы­ва­ют, что сред­няя рас­про­стра­нен­ность PSMU сре­ди под­рост­ков 29 евро­пей­ских стран состав­ля­ет 7,4% [17]. 

В недав­нем систе­ма­ти­че­ском обзо­ре С. Ченг и др. (C. Cheng et al.) [42] пока­за­на высо­кая этно­гео­гра­фи­че­ская гете­ро­ген­ность рас­про­стра­нен­но­сти PSMU в пре­де­лах 5-26%: основ­ны­ми моди­фи­ци­ру­ю­щи­ми фак­то­ра­ми были метод клас­си­фи­ка­ции зави­си­мо­сти (монотетическая/политетическая моде­ли и зна­че­ние поро­го­во­го уров­ня) и гео­гра­фи­че­ски-куль­ту­раль­ные факторы. 

Наи­боль­шие уров­ни рас­про­стра­нен­но­сти PSMU реги­стри­ру­ют­ся в кол­лек­ти­вист­ских обще­ствах в стра­нах Азии и Афри­ки [42].

Дан­ные рас­про­стра­нен­но­сти, полу­чен­ные авто­ра­ми опрос­ни­ка Social Media Disorder Scale (SMDS), соста­ви­ли для гол­ланд­ской под­рост­ко­вой когор­ты 7,3-11,6% [61].

В дру­гих рабо­тах с исполь­зо­ва­ни­ем SMDS полу­че­ны схо­жие резуль­та­ты: в гол­ланд­ской выбор­ке в лон­ги­тюд­ном иссле­до­ва­нии – 9,9-10,0% [58], в репре­зен­та­тив­ной выбор­ке 3408 фин­ских под­рост­ков – 9,4% [44].

Недав­ний кросс-наци­о­наль­ный ана­лиз пси­хо­мет­ри­че­ских харак­те­ри­стик опрос­ни­ка SMDS у под­рост­ков 44 стран пока­зал высо­кие уров­ни его валид­но­сти и надеж­но­сти [21].

Оте­че­ствен­ны­ми авто­ра­ми В.П. Шей­но­вым и А.С. Деви­цы­ным так­же был раз­ра­бо­тан надеж­ный и валид­ный опрос­ник для опре­де­ле­ния PSMU на осно­ве пред­ло­жен­ной ими трех­фак­тор­ной моде­ли, вклю­ча­ю­щей «пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние», «ком­му­ни­ка­цию» и «полу­че­ние инфор­ма­ции», кото­рый поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет с тре­вож­но­стью, депрес­си­ей, оди­но­че­ством, экс­тра­вер­си­ей, жен­ским полом и отри­ца­тель­но свя­зан с само­оцен­кой, удо­вле­тво­рен­но­стью жиз­нью и воз­рас­том [12].

В 2022 году нами было пока­за­но, что рас­про­стра­нен­ность PSMU, оце­нен­ная на осно­ве резуль­та­тов опрос­ни­ка SMDS, соста­ви­ла 8,0% [26], что мало отли­ча­ет­ся от цифр рас­про­стра­нен­но­сти, харак­тер­ных для боль­шин­ства евро­пей­ских и восточ­но­ази­ат­ских стран [17].

В нашей выбор­ке девоч­ки зна­чи­тель­но чаще соот­вест­во­ва­ли кри­те­ри­ям нали­чия PSMU, что под­твер­жда­ет­ся и дру­ги­ми оте­че­ствен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми [10; 13; 15]. 

В то же вре­мя в уже упо­мя­ну­тых иссле­до­ва­ни­ях гол­ланд­ских под­рост­ков не было выяв­ле­но зави­си­мо­сти рас­про­стра­нен­но­сти PSMU от пола [58; 61]. 

Одна­ко дан­ные цело­го ряда иссле­до­ва­ний кор­ре­спон­ди­ру­ют с наши­ми дан­ны­ми: пре­ва­ли­ро­ва­ние PSMU у дево­чек так­же было выяв­ле­но у немец­ких [62], вен­гер­ских [47], фин­ских [44], южно­ко­рей­ских [32] под­рост­ков, а так­же сре­ди испан­ских уча­щих­ся 17-25 лет [25].

Инте­рес­но, что ген­дер­ные раз­ли­чия в потреб­ля­е­мом кон­тен­те сохра­ня­ют­ся и во взрос­лом воз­расте: обсле­до­ва­ние 23533 взрос­лых в Нор­ве­гии пока­за­ло PUgame с муж­ским полом, а PSMU – с жен­ским [59].

Пре­об­ла­да­ние жен­ско­го пола сре­ди лиц с PSMU иссле­до­ва­те­ли объ­яс­ня­ют тем, что реша­ю­щую роль в его фор­ми­ро­ва­нии игра­ет «пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние» поль­зо­ва­те­ля Сети, при­чем его роль более зна­чи­ма у деву­шек, по срав­не­нию с юно­ша­ми [13].

Кро­ме того, в рус­ско­языч­ном соци­у­ме отме­че­но зна­чи­тель­ное вли­я­ние пола на свя­зи PSMU с таки­ми пси­хо­со­ци­аль­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, как уве­рен­ность в себе, эмо­ци­о­наль­ный интел­лект и стиль пове­де­ния в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях [11; 14].

Психологические особенности личности, предрасполагающие к формированию PSMU

Совре­мен­ная био­пси­хо­со­ци­аль­ная модель фор­ми­ро­ва­ния пове­ден­че­ских зави­си­мо­стей, посту­ли­ру­ю­щая уча­стие боль­шо­го коли­че­ства био­ло­ги­че­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских и соци­аль­ных фак­то­ров в фор­ми­ро­ва­нии аддик­тив­но­го пове­де­ния, вполне может быть при­ме­ни­ма к PSMU [1; 8; 36; 56]. 

Боль­шой вклад в пони­ма­ние пси­хо­ло­ги­че­ских основ фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния при­внес­ли тру­ды оте­че­ствен­ных пси­хо­ло­гов В.Л. Малы­ги­на, В.П. Шей­но­ва, Г.У. Сол­да­то­вой, И.В. Аба­ку­мо­ва, Ю.Д. Баба­е­ва, Е.П. Белин­ской, А.Е. Вой­скун­ско­го, А.Е. Жич­ки­ной, Д.В. Ива­но­ва, Д.И. Кутю­ги­на, В.Л. Сила­е­ва, О.Г. Фила­то­ва, Д.В. Зото­вой, В.А. Роза­но­ва и др. [2; 5; 7; 10-14] (подроб­ный ана­лиз вкла­да оте­че­ствен­ной пси­хо­ло­гии при­ве­ден в обзо­ре Н.В. Кочет­ко­ва [3]).

Для инди­ви­дов с аддик­тив­ным онлайн-пове­де­ни­ем был уста­нов­лен опре­де­лен­ный лич­ност­ный про­филь, осно­ван­ный на 5-фак­тор­ной моде­ли лич­но­сти, вклю­ча­ю­щий высо­кие пока­за­те­ли по шка­лам ней­ро­тиз­ма (эмо­ци­о­наль­ной неста­биль­но­сти, бес­по­кой­ства, раз­дра­жи­тель­но­сти) и экс­тра­вер­сии (актив­но­сти, направ­лен­ной во внеш­ний мир) и низ­кие пока­за­те­ли по шка­лам сознательности/добросовестности (само­кон­тро­ля), согласия/доброжелательности (соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти), откры­то­сти опы­ту (ори­ги­наль­но­сти) [1; 10].

Пред­по­ла­га­ет­ся, что кор­не­вые харак­те­ри­сти­ки лич­но­сти, такие как экс­тра­верт­ность и интро­верт­ность, могут вовле­кать­ся в фор­ми­ро­ва­ние PSMU раз­ны­ми спо­со­ба­ми: если экс­тра­вер­ты с высо­кой само­оцен­кой исполь­зу­ют соци­аль­ные сети для рас­ши­ре­ния уже суще­ству­ю­щих соци­аль­ных свя­зей, то интра­вер­ты с низ­кой само­оцен­кой и низ­кой удо­вле­тво­рен­но­стью жиз­нью, а так­же высо­ким уров­нем оди­но­че­ства ищут допол­ни­тель­ные соци­аль­ные кон­так­ты в рус­ле тео­рии ком­пен­са­ции [1; 36]. 

В обо­их слу­ча­ях моти­вом для исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей явля­ет­ся уве­ли­че­ние «соци­аль­но­го капи­та­ла». Тем не менее боль­шин­ство авто­ров отме­ча­ет связь PSMU с экс­тра­вер­си­ей и импуль­сив­но­стью [2; 13]. Кро­ме того, в каче­стве фак­то­ров рис­ка фор­ми­ро­ва­ния PSMU могут высту­пать нар­цис­сизм и ней­ро­тизм [2; 7; 10; 36].

Необ­хо­ди­мо раз­ли­чать интен­сив­ное адап­тив­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей и PSMU. Адап­тив­ное интен­сив­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей не несет явных нега­тив­ных послед­ствий, мало вли­я­ет на пара­мет­ры бла­го­по­лу­чия и во мно­гих инди­ви­ду­аль­ных слу­ча­ях может играть пози­тив­ную роль в раз­ви­тии под­рост­ка путем уве­ли­че­ния его «соци­аль­но­го капи­та­ла» [7].

Так, М. Бонель-Нис­сим и Д. Альт (M. Boniel-Nissim и D. Alt) уста­но­ви­ли, что интен­сив­ное адап­тив­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ной сети харак­тер­но для сту­ден­тов с пози­тив­ны­ми каче­ства­ми пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и боль­шей семей­ной под­держ­кой, тогда как PSMU сопря­же­но с чув­ством оди­но­че­ства, низ­кой удо­вле­тво­рен­но­стью жиз­нью, кото­рая тес­но свя­за­на с низ­кой само­оцен­кой, и мень­шей под­держ­кой от дру­зей [20].

Такие же вза­и­мо­свя­зи были отме­че­ны оте­че­ствен­ны­ми и бело­рус­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми [2; 6; 11; 13]. Кро­ме того, было уста­нов­ле­но, что в осно­ве PSMU может лежать не стрем­ле­ние к ком­пен­са­ции обще­ния, а объ­еди­не­ние под­рост­ков с общи­ми игро­вы­ми инте­ре­са­ми [6].

Само­оцен­ка явля­ет­ся важ­ней­шей состав­ля­ю­щей пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия под­рост­ка. Было уста­нов­ле­но, что инди­ви­ды с более низ­ким уров­нем само­оцен­ки име­ли более высо­кие пока­за­те­ли ком­пуль­сив­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та [33].

Соглас­но недав­не­му (2022 г.) мета­а­на­ли­зу имен­но само­оцен­ка (self-esteem) и удо­вле­тво­рен­ность жиз­нью (life satisfaction) явля­ют­ся дву­мя наи­бо­лее часты­ми пара­мет­ра­ми, исполь­зу­е­мы­ми для оцен­ки свя­зи PSMU и обще­го бла­го­по­лу­чия (well-being) [29].

Импуль­сив­ность и само­кон­троль свя­за­ны с широ­ким спек­тром осо­бен­но­стей пове­де­ния. Люди с высо­ким само­кон­тро­лем луч­ше кон­тро­ли­ру­ют свои мыс­ли, регу­ли­ру­ют свои эмо­ции и подав­ля­ют свои импуль­сы, чем люди с низ­ким само­кон­тро­лем [55].

Низ­кий уро­вень само­кон­тро­ля и высо­кая импуль­сив­ность тес­но свя­за­ны с делин­квент­но­стью, пре­ступ­но­стью, анти­со­ци­аль­ным и экс­тер­на­ли­зи­ру­ю­щим пове­де­ни­ем, вик­ти­ми­за­ци­ей и аддик­тив­ны­ми рас­строй­ства­ми. Посколь­ку само­кон­троль вклю­ча­ет успеш­ное регу­ли­ро­ва­ние импуль­сов, иссле­до­ва­те­ли часто при­рав­ни­ва­ют низ­кий само­кон­троль к импуль­сив­но­сти, хотя в прин­ци­пе сила импуль­са и само­кон­троль или сдер­жан­ность вно­сят неза­ви­си­мый вклад в то, будет ли пове­де­ние реа­ли­зо­ва­но [23].

Для оцен­ки уров­ня само­кон­тро­ля и импуль­сив­но­сти часто исполь­зу­ют широ­ко извест­ный опрос­ник “Barratt Impulsiveness Scale” [55]. Харак­тер­но, что сни­же­ние само­кон­тро­ля (импуль­сив­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ной сети) ука­зы­ва­ет­ся в каче­стве кар­ди­наль­но­го при­зна­ка PSMU Евро­пей­ской иссле­до­ва­тель­ской груп­пой “European network for problematic usage of the Internet” [18]. Боль­шим коли­че­ством иссле­до­ва­ний пока­за­но, что PSMU тес­но ассо­ци­и­ро­ва­но с низ­ким уров­нем самоконтроля/высоким уров­нем импуль­сив­но­сти [10].

Боязнь про­пу­стить важ­ное (Fear of Missing Out, FoMO) – отно­си­тель­но новый пси­хо­ло­ги­че­ский фено­мен, опи­сы­ва­ю­щий чув­ство опа­се­ния инди­ви­да, что он упус­ка­ет инфор­ма­цию, собы­тия, опыт, кото­рые важ­ны для него. При этом опа­се­ние так­же вклю­ча­ет и то, что дру­гие могут полу­чить более удо­вле­тво­ри­тель­ный опыт, когда субъ­ект не участ­ву­ет в общей дея­тель­но­сти и не вла­де­ет пол­ной инфор­ма­ци­ей, и харак­те­ри­зу­ет­ся силь­ным жела­ни­ем остать­ся с дру­ги­ми в общем инфор­ма­ци­он­ном поле и общей обла­сти дея­тель­но­сти [40].

FoMO при­влек­ло боль­шое вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей в свя­зи с его высо­кой часто­той и уни­каль­ным вкла­дом в фор­ми­ро­ва­ние PSMU [24]. Так, недав­ний (2021 г.) мета­а­на­лиз пока­зал, что кор­ре­ля­ция меж­ду FoMO и PSMU очень высо­ка и пре­вы­ша­ет тако­вую для дру­гих важ­ней­ших фак­то­ров, таких как чув­ство оди­но­че­ства, депрес­сия и стресс [64].

Кро­ме того, в зави­си­мо­сти от при­ня­тия или отвер­же­ния суще­ству­ю­щих соци­аль­ных норм жиз­ни раз­ли­ча­ют два типа пове­де­ния в соци­аль­ных сетях: про­со­ци­аль­ное и антисоциальное. 

На осно­ва­нии логи­ко-кате­го­ри­аль­но­го ана­ли­за дан­ных зару­беж­ных иссле­до­ва­ний И. Пого­жи­на с соавт. уста­но­ви­ли харак­те­ри­сти­ки анти­со­ци­аль­но­го циф­ро­во­го поведения. 

  • В ком­му­ни­ка­тив­ной сфе­ре – это сни­же­ние очной ком­му­ни­ка­ции и рост интернет-общения. 
  • В эмо­ци­о­наль­ной – чув­ство оди­но­че­ства; низ­кий уро­вень удо­вле­тво­рен­но­сти жиз­нью и сла­бая эмпа­тия; высо­кие пока­за­те­ли соци­аль­ной тре­вож­но­сти и импуль­сив­но­сти; отри­ца­тель­ные эмо­ции, депрес­сия, бес­сон­ни­ца; низ­кий уро­вень раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та; пси­хо­ло­ги­че­ское выгорание. 
  • В моти­ва­ци­он­ной – низ­кая само­эф­фек­тив­ность, недо­ста­ток силы воли, невер­ные когни­тив­ные уста­нов­ки (поиск одоб­ре­ния, склон­ность к обви­не­нию, перфекционизм). 
  • В когни­тив­ной – зани­жен­ная само­оцен­ка, низ­кие пока­за­те­ли само­иден­тич­но­сти, пло­хая успе­ва­е­мость [10].

Уста­нов­ле­на так­же связь PSMU с таки­ми чер­та­ми лич­но­сти, как низ­кая ассер­тив­ность у юно­шей (r = –0,226, p < 0,001) и неза­щи­щен­ность от мани­пу­ля­ций у деву­шек (r = 0,175, p < 0,05) [13; 14].

Так­же выяв­ле­но, что PSMU часто ассо­ци­и­ро­ва­но с дру­ги­ми пове­ден­че­ски­ми зави­си­мо­стя­ми, таки­ми как пище­вая зави­си­мость, зави­си­мость от поку­пок, гей­минг [2], а так­же с зави­си­мо­стью от смарт­фо­на [14], ком­пью­тер­ных и азарт­ных игр [26].

Психиатрическая коморбидность

Боль­шим коли­че­ством иссле­до­ва­ний пока­за­на выра­жен­ная комор­бид­ность PSMU с широ­ким спек­тром пси­хо­па­то­ло­ги­че­ских состо­я­ний [2; 10; 13; 20; 59]. 

Так, в круп­но­мас­штаб­ном попе­реч­ном иссле­до­ва­нии, вклю­ча­ю­щем 23533 респон­ден­тов в воз­расте от 16 до 88 лет, выяв­ле­ны поло­жи­тель­ные кор­ре­ля­ции меж­ду PSMU и син­дро­мом дефи­ци­та вни­ма­ния с гипе­р­ак­тив­но­стью (СДВГ), обсес­сив­но-ком­пуль­сив­ным рас­строй­ством (ОКР), тре­во­гой и депрес­си­ей [59].

Недав­ний (2022 г.) мета­а­на­лиз Х. Шен­нон и др. (H. Shannon et al.) так­же пока­зал, что PSMU обна­ру­жи­ва­ет связь с депрес­си­ей, тре­во­гой и стрес­сом [46]. Такие же резуль­та­ты были полу­че­ны и бело­рус­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми на при­ме­ре сту­ден­тов меди­цин­ско­го кол­ле­джа [13].

Иссле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное сре­ди насе­ле­ния Шве­ции, уста­но­ви­ло поло­жи­тель­ную вза­и­мо­связь PSMU со Шка­лой пси­хо­ло­ги­че­ско­го дис­трес­са Кес­сле­ра (Кес­слер-6), OR 1,11 (1,05–1,17) [28].

Иссле­до­ва­ние А.Дж. Тор­мо­ен и др. (A.J. Tørmoen et al.) [19], вклю­чав­шее репре­зен­та­тив­ную выбор­ку уча­щих­ся 8–11 клас­сов в Нор­ве­гии (N = 37268), пока­за­ло ассо­ци­а­цию вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го в соци­аль­ных сетях, с риском чле­но­вре­ди­тель­ства, кото­рый воз­рас­тал при про­ве­де­нии в сетях 3 и более часов в день (ОШ = 1,49 (ДИ 1,39–1,60)).

Одна­ко в мета­а­на­ли­зе 2021 года не было уста­нов­ле­но ника­кой свя­зи меж­ду часто­той исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей и само­по­вре­жда­ю­щи­ми мыс­ля­ми и пове­де­ни­ем (self-injurious thoughts and behaviors (SITBs)), вклю­ча­ю­щи­ми суи­ци­даль­ные мыс­ли, пла­ны само­убий­ства, попыт­ки само­убий­ства и несу­и­ци­даль­ные чле­но­вре­ди­тель­ства [54]. Тем не менее была выяв­ле­на связь меж­ду кибер­вик­ти­ми­за­ци­ей и все­ми SITBs [54].

Рос­сий­ские авто­ры в недав­нем обзо­ре, посвя­щен­ном про­бле­ме свя­зи суи­ци­даль­но­го пове­де­ния под­рост­ков с исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та, так­же при­хо­дят к выво­ду о дво­я­кой роли соци­аль­ных сетей в зави­си­мо­сти от посе­ща­е­мых сай­тов. С одной сто­ро­ны, это под­держ­ка, пси­хо­ло­ги­че­ская помощь, с дру­гой – озна­ком­ле­ние и поощ­ре­ние SITBs [4].

Кро­ме того, сре­ди отри­ца­тель­ных сто­рон исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей широ­ко обсуж­да­ют­ся про­яв­ле­ния трав­ли под­рост­ка­ми друг дру­га (кибер­бул­линг), рас­про­стра­не­ние и упо­треб­ле­ние пси­хо­ак­тив­ных веществ [15; 53], а так­же про­па­ган­да пове­де­ния, свя­зан­но­го с нерв­ной ано­рек­си­ей на фоне раз­ви­тия неудо­вле­тво­рен­но­сти сво­им телом [53].

Дан­ные о пси­хи­ат­ри­че­ской и пси­хо­со­ма­ти­че­ской комор­бид­но­сти у интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков в Рос­сий­ской Феде­ра­ции крайне огра­ни­че­ны: опуб­ли­ко­ван­ные резуль­та­ты иссле­до­ва­ний рас­смот­ре­ны в основ­ном с точек зре­ния соци­аль­ной и пси­хо­ло­ги­че­ской феноменологии. 

Нами в 2022 году было пока­за­но, что PIUgen ассо­ци­и­ро­ва­на со спе­ци­фи­че­ской и соци­аль­ной фоби­ей, ОКР, гене­ра­ли­зо­ван­ным тре­вож­ным рас­строй­ством, депрес­си­ей, СДВГ и оппо­зи­ци­он­ным рас­строй­ством пове­де­ния [9].

Соматическая коморбидность

С нача­ла изу­че­ния ИЗ и до насто­я­ще­го вре­ме­ни пред­при­ни­ма­ют­ся попыт­ки оце­нить ее нега­тив­ное вли­я­ние на детей и под­рост­ков, преж­де все­го в отно­ше­нии пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и соци­аль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния, но так­же и в отно­ше­нии сома­ти­че­ских ком­по­нен­тов здо­ро­вья и благополучия. 

Недав­ние мета­а­на­ли­зы пока­за­ли суще­ствен­ное сни­же­ние как пси­хо­ло­ги­че­ско­го, так и сома­ти­че­ско­го ком­по­нен­тов каче­ства жиз­ни при про­блем­ном исполь­зо­ва­нии интер­не­та (PIU) и смарт­фо­нов [39].

В под­рост­ко­вой попу­ля­ции пока­за­но нега­тив­ное вли­я­ние PIU на каче­ство жиз­ни, свя­зан­ное со здо­ро­вьем [49]. Общие пси­хо­со­ма­ти­че­ские жало­бы были ассо­ци­и­ро­ва­ны с PSMU в репре­зен­та­тив­ной выбор­ке под­рост­ков Люк­сем­бур­га и с PIU при обсле­до­ва­нии 17599 китай­ских сту­ден­тов [41]. Общая сома­ти­за­ция была свя­за­на с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем у моло­дых лиц из Ита­лии и Тай­ва­ня [30; 46]. 

PSMU было ассо­ци­и­ро­ва­но с соче­тан­ны­ми сома­ти­че­ски­ми симп­то­ма­ми (соче­та­ние в раз­ных вари­ан­тах цефал­гий, дор­сал­гий, болей в живо­те и голо­во­кру­же­ний) в репре­зен­та­тив­ной выбор­ке ита­льян­ских под­рост­ков [45].

В иссле­до­ва­нии Х.-Т. Вэй и др. (H.-T. Wei et al.) [57] была пока­за­на ассо­ци­а­ция ИЗ с хро­ни­че­ски­ми боле­вы­ми син­дро­ма­ми, кото­рые авто­ры свя­зы­ва­ют с пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми и мышеч­ным перенапряжением.

Зна­чи­тель­ное коли­че­ство иссле­до­ва­ний пока­за­ло нали­чие ассо­ци­а­ции меж­ду PIU и голов­ной болью. Так, Паак­ка­ри и др. (Paakkari et al.) пока­за­ли про­грес­си­ру­ю­щий рост часто­ты встре­ча­е­мо­сти голов­ной боли парал­лель­но с ростом сте­пе­ни PSMU в репре­зен­та­тив­ной выбор­ке фин­ских под­рост­ков [44].

Ранее была выяв­ле­на поло­жи­тель­ная связь меж­ду интен­сив­но­стью исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей и голов­ной болью [22].

В нашем недав­нем иссле­до­ва­нии так­же была выяв­ле­на замет­ная связь миг­ре­ни с PSMU, при отсут­ствии тако­вой с PUgame [16].

Кро­ме того, мно­го­чис­лен­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми уста­нов­ле­на ассо­ци­а­ция реци­ди­ви­ру­ю­щих болей в спине с избы­точ­ным исполь­зо­ва­ни­ем пер­со­наль­ных компьютеров/смартфонов и PIU, в том чис­ле PSMU [44; 60].

Нами впер­вые уста­нов­ле­на вза­и­мо­связь нару­ше­ний режи­ма и каче­ства ноч­но­го сна и днев­ной сон­ли­во­сти у под­рост­ков с PIU при раз­ных видах потреб­ля­е­мо­го кон­тен­та: выяв­ле­ны позд­ний отход ко сну, позд­нее про­буж­де­ние, сокра­ще­ние про­дол­жи­тель­но­сти ноч­но­го сна, уве­ли­че­ние вре­ме­ни засы­па­ния и частые ноч­ные про­буж­де­ния, а так­же более выра­жен­ная днев­ная сон­ли­вость [31].

Из изу­чен­ных нами пара­мет­ров сна наи­бо­лее чув­стви­тель­но реа­ги­ру­ю­щи­ми на нали­чие PIU у под­рост­ков, вне зави­си­мо­сти от потреб­ля­е­мо­го кон­тен­та (в том чис­ле и при PSMU), явля­ют­ся пока­за­те­ли шкал днев­ной сон­ли­во­сти и ноч­ных пробуждений. 

Наи­боль­шее вли­я­ние на каче­ство сна было зафик­си­ро­ва­но у маль­чи­ков 12-14 лет с PUgame – в этой груп­пе были изме­не­ны пять из шести иссле­ду­е­мых нами пара­мет­ров оцен­ки сна. 

Несо­мнен­ным пре­иму­ще­ством наше­го иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та мы счи­та­ем исполь­зо­ва­ние одно­вре­мен­но трех инстру­мен­тов, поз­во­ля­ю­щих оце­нить не толь­ко недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ную PIUgen, но и вери­фи­ци­ро­вать пре­иму­ще­ствен­ный кон­тент зави­си­мо­сти с оцен­кой сте­пе­ни днев­ной сон­ли­во­сти [31].

Кро­ме того, у интер­нет-зави­си­мых лиц было выяв­ле­но общее сни­же­ние иммун­ных функ­ций, что авто­ры свя­зы­ва­ют с общим фак­то­ром рис­ка – стрес­сом, кото­рый может вли­ять на актив­ность сим­па­то­ад­ре­на­ло­вой оси и повы­шать про­дук­цию кор­ти­зо­ла [43].

Харак­тер­но, что высо­кая актив­ность сим­па­ти­че­ско­го отде­ла веге­та­тив­ной нерв­ной систе­мы была пока­за­на рос­сий­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми при ана­ли­зе сер­деч­но­го рит­ма у под­рост­ков с PIU [35].

Так­же в недав­нем корей­ском иссле­до­ва­нии была уста­нов­ле­на связь PIU с брон­хи­аль­ной аст­мой у под­рост­ков [27].

Заключение

В насто­я­щем обзо­ре мы хоте­ли при­влечь вни­ма­ние спе­ци­а­ли­стов к отно­си­тель­но недав­но появив­ше­му­ся фено­ме­ну неадап­тив­но­го исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей. 

Было пока­за­но, что PSMU затра­ги­ва­ет зна­чи­тель­ную часть попу­ля­ции (7-10%) как в Рос­сии, так и в дру­гих стра­нах с ана­ло­гич­ным внед­ре­ни­ем циф­ро­вых тех­но­ло­гий общения. 

В каче­стве фак­то­ров рис­ка наи­бо­лее актив­но иссле­ду­ют­ся такие лич­ност­ные харак­те­ри­сти­ки, как нар­цис­сизм, импуль­сив­ность, низ­кая само­оцен­ка, боязнь про­пу­стить важное. 

Мно­го­чис­лен­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми уста­нов­ле­на комор­бид­ность PSMU с тре­вож­но-депрес­сив­ны­ми рас­строй­ства­ми и даже с суи­ци­даль­ны­ми иде­а­ци­я­ми. Кро­ме того, отдель­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми пока­за­на комор­бид­ность PSMU с рас­строй­ства­ми сна и сома­ти­че­ски­ми жалобами.

Тем не менее оста­ют­ся нере­шен­ны­ми мно­гие вопро­сы, свя­зан­ные с PSMU. Так, до сих пор слож­но про­ве­сти чет­кую грань меж­ду при­чи­на­ми и след­стви­я­ми, а так­же поль­зой и вре­дом при фор­ми­ро­ва­нии дан­но­го соци­аль­но­го явления. 

Крайне недо­ста­точ­но изу­че­на вза­и­мо­связь PSMU с пси­хо­со­ма­ти­че­ской пато­ло­ги­ей. Не раз­ра­бо­та­ны обще­при­ня­тые меры про­фи­лак­ти­ки и реабилитации. 

Так­же по-преж­не­му неко­то­рые авто­ры в сво­их иссле­до­ва­ни­ях не про­из­во­дят раз­де­ле­ния PIUgen в зави­си­мо­сти от исполь­зу­е­мо­го кон­тен­та, что может при­ве­сти к невер­ной интер­пре­та­ции резуль­та­тов и невоз­мож­но­сти адек­ват­но­го сопо­став­ле­ния и срав­не­ния с резуль­та­та­ми дру­гих авто­ров из-за неод­но­род­но­сти их выборок. 

Все это тре­бу­ет про­ве­де­ния даль­ней­ших иссле­до­ва­ний в этих направ­ле­ни­ях. Мы наде­ем­ся, что пред­став­лен­ный обзор вызо­вет инте­рес у широ­ко­го кру­га пси­хо­ло­гов, пси­хи­ат­ров и педиатров.

Финан­си­ро­ва­ние. Рабо­та выпол­не­на в рам­ках темы госу­дар­ствен­но­го зада­ния ЕГИСУ № 124020100064-6.

Литература

  1. Анцы­бо­ров А.В., Дуба­то­ва И.В. Встре­тим­ся в сети или на при­е­ме у пси­хи­ат­ра? К вопро­су зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей // Интер­ак­тив­ная нау­ка. 2019. № 5(39). С. 8– DOI:10.21661/r-496807
  2. Зото­ва Д.В., Роза­нов В.А. Пато­ло­ги­че­ское исполь­зо­ва­ние и зави­си­мость от соци­аль­ных сетей – ана­лиз с пози­ций фено­ме­но­ло­гии аддик­тив­но­го пове­де­ния // Вест­ник Санкт-Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Пси­хо­ло­гия. 2020. Tом 10. № 2. С. 158– DOI:10.21638/spbu16.2020.204
  3. Кочет­ков Н.В. Интер­нет-зави­си­мость и зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр в тру­дах оте­че­ствен­ных пси­хо­ло­гов // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2020. Tом 11. № 1. С. 27–54. DOI:17759/sps.2020110103
  4. Любов Е.Б., Зотов П.Б. Интер­нет и само­по­вре­жде­ния под­рост­ков: кто вино­ват – что делать // Суи­ци­до­ло­гия. 2019. Т. 10. № 3(36). С. 3– DOI:10.32878/suiciderus.19-10-03(36)-3-18
  5. Малы­гин В.Л., Хоме­ри­ки Н.С., Анто­нен­ко А.А. Инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства под­рост­ков как фак­то­ры рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния // Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии. 2015. Tом 30. № 1. С. 1–
  6. Оди­но­че­ство и соци­аль­ная под­держ­ка как харак­те­ри­сти­ки соци­аль­но­го здо­ро­вья и фак­то­ры зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей у под­рост­ков / Д.С. Кор­ниен­ко, Н.А. Руд­но­ва, Т.О. Гор­де­е­ва и др. // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2023. Том 14. № 2. C. 28– DOI:10.17759/sps.2023140203
  7. Сол­да­то­ва Г.У. Циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция в куль­тур­но-исто­ри­че­ской пара­диг­ме: изме­ня­ю­щий­ся ребе­нок в изме­ня­ю­щем­ся мире // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2018. Т. 9. № 3. С. 71– DOI:10.17759/ sps.2018090308
  8. Тере­щен­ко С.Ю., Смоль­ни­ко­ва М.В. Ней­ро­био­ло­ги­че­ские фак­то­ры рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти у под­рост­ков: акту­аль­ные гипо­те­зы и бли­жай­шие пер­спек­ти­вы // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2020. Tом 11. № 1. С. 55– DOI:10.17759/sps.2020110104
  9. Харак­те­ри­сти­ка пси­хи­че­ско­го ста­ту­са интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков: ген­дер­ные и воз­раст­ные осо­бен­но­сти / Н. Семе­но­ва, С. Тере­щен­ко, Л. Эверт, М. Шуби­на // Про­фи­лак­ти­че­ская меди­ци­на. 2022. Tом 25. № 8. C. 83– DOI:10.17116/profmed20222508183
  10. Циф­ро­вое пове­де­ние и осо­бен­но­сти моти­ва­ци­он­ной сфе­ры интер­нет-поль­зо­ва­те­лей: логи­ко-кате­го­ри­аль­ный ана­лиз / И. Пого­жи­на, А. Подоль­ский, О. Идо­ба­е­ва и др. // Вопро­сы обра­зо­ва­ния. 2020. Вып. 3. С. 60– DOI:10.17323/1814-9545-2020-3-60-94
  11. Шей­нов В.П., Деви­цын А.С. Вза­и­мо­свя­зи зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей с уве­рен­но­стью в себе, эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том и пове­де­ни­ем в кон­флик­тах // Инсти­тут пси­хо­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии наук. Орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­ло­гия тру­да. 2023. Т. 8. № 1. С. 60– DOI:10.38098/ipran.opwp_2023_26_1_003
  12. Шей­нов В.П., Деви­цын А.С. Раз­ра­бот­ка надеж­но­го и валид­но­го опрос­ни­ка зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей // Систем­ная пси­хо­ло­гия и социо­ло­гия. 2021. № 3(38). С. 41–55. DOI:25688/2223-6872.2021.38.2.04
  13. Шей­нов В.П., Дят­чик Н.В. Зави­си­мость от соци­аль­ных сетей и лич­ност­ные свой­ства уча­щих­ся кол­ле­джа // Вест­ник Полоц­ко­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия Е. Педа­го­ги­че­ские нау­ки. 2021. № 15. С. 98–
  14. Шей­нов В.П., Тарел­кин А.И. Вза­и­мо­свя­зи зави­си­мо­сти сту­ден­тов от соци­аль­ных сетей с пси­хо­ло­ги­че­ским небла­го­по­лу­чи­ем // Пси­хо­ло­гия чело­ве­ка в обра­зо­ва­нии. 2022. Tом 4. № 2. С. 188– DOI:10.33910/2686-9527-2022-4-2-188-204
  15. Шубин С.Б. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти циф­ро­вой актив­но­сти под­рост­ков на при­ме­ре соци­аль­ных сетей: обзор ино­стран­ных иссле­до­ва­ний // Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния. 2020. № 3. С. 173– DOI:10.31862/2500-297X-2020-3-173-191
  16. Шуби­на М.В., Тере­щен­ко С.Ю., Гор­ба­че­ва Н.Н. Часто­та встре­ча­е­мо­сти голов­ных болей у детей с интер­нет-зави­си­мо­стью // Рос­сий­ский жур­нал боли. 2022. Т. 20. № 4. С. 6–14. DOI:17116/pain2022200416
  17. Adolescents’ Intense and Problematic Social Media Use and Their Well-Being in 29 Countries / M. Boer, R. Van Den Eijnden, M. Boniel-Nissim et al. // J Adolesc Health. 2020. Vol. 66. № 6s. P. S89– DOI:10.1016/j.jadohealth.2020.02.014
  18. Advances in problematic usage of the internet research – A narrative review by experts from the European network for problematic usage of the internet / N.A. Fineberg, J.M. Menchón, N. Hall et al. // Comprehensive Psychiatry. 2022. Vol. 118. P. 152346. DOI:1016/j.comppsych.2022.152346
  19. A nationwide study on time spent on social media and self-harm among adolescents / A.J. Tørmoen, M.Ø. Myhre, A.T. Kildahl et al. // Sci Rep. 2023. Vol. 13. № Р. 19111. DOI:10.1038/s41598-023-46370-y
  20. Boniel-Nissim M., Alt D. Problematic Social Media Use and Intensive Social Media Use Among Academic Students During the COVID-19 Pandemic: Associations With Social Support and Life Satisfaction // Educ. 2022. Vol. 7. Р. 876774. DOI:10.3389/feduc.2022.876774
  21. Cross-national validation of the social media disorder scale: findings from adolescents from 44 countries / M. Boer, R.J. Van Den Eijnden, C. Finkenauer et al. // Addiction. 2022. Vol. 117. № 3. P. 784– DOI:10.1111/add.15709
  22. Deogade S.C., Saxena S., Mishra P. Adverse health effects and unhealthy behaviors among dental undergraduates surfing social networking sites // Ind Psychiatry J. 2017. Vol. 26(2). P. 207– DOI:10.4103/ipj.ipj_67_15
  23. Duckworth A.L., Kern M.L. A meta-analysis of the convergent validity of self-control measures // Journal of Research in Personality. 2011. Vol. 45. № 3. P. 259– DOI:10.1016/j.jrp.2011.02.004
  24. Fear of missing out and problematic social media use as mediators between emotional support from social media and phubbing behavior / J. Fang, X. Wang, Z. Wen, J. Zhou // Addict Behav. 2020. Vol. 107. P. 106430. DOI:1016/j.addbeh.2020.106430
  25. Gender differences in the addiction to social networks in the Southern Spanish university students / P. Aparicio-Martínez, M. Ruiz-Rubio, A.-J. Perea-Moreno et al. // Telematics and Informatics. 2020. Vol. 46. P. 101304. DOI:1016/j.tele.2019.101304
  26. Generalized and Specific Problematic Internet Use in Central Siberia Adolescents: A School-Based Study of Prevalence, Age-Sex Depending Content Structure, and Comorbidity with Psychosocial Problems / S. Tereshchenko, E. Kasparov, N. Semenova et al. // Int J Environ Res Public Health. 2022. Vol. 19. № 13. P. 7593. DOI:3390/ijerph19137593
  27. Han C.H., Chung J.H., Lee S.J. Association between Asthma and Internet Addiction Status in Korean Adolescents // J Thorac Dis. 2021. Vol. 13. № 2. Р. 968–976. DOI:10.21037/jtd-20-2342
  28. Henzel V., Håkansson A. Hooked on virtual social life. Problematic social media use and associations with mental distress and addictive disorders // PLoS One. 2021. Vol. 16. № P. e0248406. DOI:10.1371/journal.pone.0248406
  29. Huang C. A meta-analysis of the problematic social media use and mental health // Int J Soc Psychiatry. 2022. Vol. 68. № 1. P. 12– DOI:10.1177/0020764020978434
  30. Internet Addiction and Related Clinical Problems: A Study on Italian Young Adults / L. Zamboni, I. Portoghese, A. Congiu et al. // Front Psychol. 2020. Vol. 11. P. 571638. DOI:3389/fpsyg.2020.571638
  31. Internet Addiction and Sleep Problems among Russian Adolescents: A Field School-Based Study / S. Tereshchenko, E. Kasparov, M. Smolnikova et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 19. P. 10397. DOI:3390/ijerph181910397
  32. Internet addiction in Gulf countries: A systematic review and meta-analysis / A.M. Al-Khani, J. Saquib, A.M. Rajab et al. // J Behav Addict. 2021. Vol. 10. № 3. P. 601– DOI:10.1556/2006.2021.00057
  33. Is compulsive internet use related to sensitivity to reward and punishment, and impulsivity? / G.J. Meerkerk, R.J.J.M. Van Den Eijnden, I.H.A. Franken, H.F.L. Garretsen // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. № 4. P. 729– DOI:10.1016/j.chb.2010.01.009
  34. Is it meaningful to distinguish between generalized and specific Internet addiction? Evidence from a cross-cultural study from Germany, Sweden, Taiwan and China / C. Montag, K. Bey, P. Sha et al. // Asia-Pacific Psychiatry. 2015. Vol. 7. № 1. P. 20– DOI:10.1111/appy.12122
  35. Krivonogova O., Krivonogova E., Poskotinova L. Heart Rate Variability, Time Estimation and Internet-Dependent Behaviour in 16-17-Year-Old Adolescents: A Study in Russian Arctic // Life (Basel). 2021. Vol. 11. № 6. P. 497. DOI:3390/life11060497
  36. Kuss D.J., Griffiths M.D. Online social networking and addiction – a review of the psychological literature // Int J Environ Res Public Health. 2011. Vol. 8. № 9. P. 3528– DOI:10.3390/ijerph8093528
  37. Lopez-Fernandez O. Generalised versus specific internet use-related addiction problems: A mixed methods study on internet, gaming, and social networking behaviours // International journal of environmental research and public health. 2018. Vol. 15. № 12. P. 2913. DOI:3390/ijerph15122913
  38. Manifesto for a European research network into Problematic Usage of the Internet / N.A. Fineberg, Z. Demetrovics, D.J. Stein et al. // Eur Neuropsychopharmacol. 2018. Vol. 28. № 11. P. 1232– DOI:10.1016/j.euroneuro.2018.08.004
  39. Masaeli N., Billieux J. Is Problematic Internet and Smartphone Use Related to Poorer Quality of Life? A Systematic Review of Available Evidence and Assessment Strategies // Curr Addict Rep. 2022. Vol. 9. № 3. P. 235– DOI:10.1007/s40429-022-00415-w
  40. Motivational, emotional, and behavioral correlates of fear of missing out / A.K. Przybylski, K. Murayama, C.R. Dehaan, V. Gladwell // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. № 4. P. 1841– DOI:10.1016/j.chb.2013.02.014
  41. Predictors of Problematic Social Media Use in a Nationally Representative Sample of Adolescents in Luxembourg / C. Van Duin, A. Heinz, H. Willems // Int J Environ Res Public Health. 2021. Vol. 18(22). DOI:3390/ijerph182211878
  42. Prevalence of social media addiction across 32 nations: Meta-analysis with subgroup analysis of classification schemes and cultural values / C. Cheng, Y.C. Lau, L. Chan, J.W. Luk // Addict Behav. 2021. Vol. 117. P. 106845. DOI:1016/j.addbeh.2021.106845
  43. Problematic Internet Usage and Immune Function / P. Reed, R. Vile, L.A. Osborne et al. // PLoS One. 2015. Vol. 10. № 8. P. e0134538. DOI:1371/journal.pone.0134538
  44. Problematic Social Media Use and Health among Adolescents / L. Paakkari, J. Tynjälä, H. Lahti et al. // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol. 18. № 4. P. 1885. DOI:3390/ijerph18041885
  45. Problematic social media use: associations with health complaints among adolescents / C. Marino, M. Lenzi, N. Canale et al. // Ann Ist Super Sanita. 2020. Vol. 56(4). P. 514–DOI:10.4415/ann_20_04_16
  46. Problematic Social Media Use in Adolescents and Young Adults: Systematic Review and Meta-analysis / H. Shannon, K. Bush, P.J. Villeneuve et al. // JMIR Ment Health. 2022. Vol. 9. № 4. P. e33450. DOI:2196/33450
  47. Problematic social media use: Results from a large-scale nationally representative adolescent sample / F. Bányai, Á. Zsila, O. Király et al. // PLoS ONE. 2017. Vol. 12. № 1. P. e0169839. DOI:1371/journal.pone.0169839
  48. Problematic use of the internet during the COVID-19 pandemic: Good practices and mental health recommendations / B. Gjoneska, M.N. Potenza, J. Jones et al. // Comprehensive Psychiatry. 2022. Vol. 112. P. 152279. DOI:1016/j.comppsych.2021.152279
  49. Profiles of Problematic Internet Use and Its Impact on Adolescents’ Health-Related Quality of Life / J.M. Machimbarrena, J. González-Cabrera, J. Ortega-Barón et al. // Int J Environ Res Public Health. 2019. Vol. 16(20). DOI:3390/ijerph16203877
  50. Reer F., Festl R., Quandt T. Investigating problematic social media and game use in a nationally representative sample of adolescents and younger adults // Behaviour & Information Technology. 2021. Vol. 40. № 8. P. 776– DOI:10.1080/0144929X.2020.1724333
  51. Rich M., Tsappis M., Kavanaugh J.R. Problematic interactive media use among children and adolescents: Addiction, compulsion, or syndrome? / In: Young K.S., de Abreu C.N. (eds.) // Internet Addiction in Children and Adolescents: Risk Factors, Assessment, and TreatmentNew York (NY): Springer Publishing Company, LLC, P. 3–28.
  52. Ryding F.C., Kaye L.K. “Internet addiction”: A conceptual minefield // International Journal of Mental Health and Addiction. 2018. Vol. 16. № 1. P. 225– DOI:10.1007/s11469-017-9811-6
  53. Social Media Usage and Development of Psychiatric Disorders in Childhood and Adolescence: A Review / I. Cataldo, B. Lepri, M.J.Y. Neoh et al. // Front Psychiatry. 2021. № 11. P. 508595. DOI:10.3389/fpsyt.2020.508595
  54. Social media use and self-injurious thoughts and behaviors: A systematic review and meta-analysis / J. Nesi, T.A. Burke, A.H. Bettis et al. // Clin Psychol Rev. 2021.Vol. 87. P. 102038. DOI:10.1016/j.cpr.2021.102038
  55. Taking stock of self-control: a meta-analysis of how trait self-control relates to a wide range of behaviors / D.T. De Ridder, Lensvelt- G. Mulders, C. Finkenauer et al. // Pers Soc Psychol Rev. 2012. Vol. 16. № 1. P. 76– DOI:10.1177/1088868311418749
  56. Tereshchenko S.Y. Neurobiological risk factors for problematic social media use as a specific form of Internet addiction: A narrative review // World J Psychiatry. 2023. Vol. 13. № 5. Р. 160– DOI:10.5498/wjp.v13.i5.160
  57. The association between online gaming, social phobia, and depression: an internet survey / H.-T. Wei, M.-H. Chen, P.-C. Huang, Y.-M. Bai // BMC Psychiatry. Vol. 12. № 1. P. 92. DOI:10.1186/1471-244x-12-92
  58. The impact of heavy and disordered use of games and social media on adolescents’ psychological, social, and school functioning / R. Van Den Eijnden, I. Koning, S. Doornwaard et al. // J Behav Addict. 2018. Vol. 7. № 3. P. 697– DOI:10.1556/2006.7.2018.65
  59. The relationship between addictive use of social media and video games and symptoms of psychiatric disorders: A large-scale cross-sectional study / C.S. Andreassen, J. Billieux, M.D. Griffiths et al. // Psychology of Addictive Behaviors. 2016. Vol. 30. № 2. P. 252. DOI:1037/adb0000160
  60. The relationship between smartphone addiction and musculoskeletal pain prevalence among young population: a cross-sectional study / R. Mustafaoglu, Z. Yasaci, E. Zirek et al. // Korean J Pain. 2021. Vol. 34(1). P. 72–DOI:10.3344/kjp.2021.34.1.72
  61. Van Den Eijnden R.J., Lemmens J.S., Valkenburg P.M. The social media disorder scale // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 61. P. 478– DOI:10.1016/j.chb.2016.03.038
  62. Wartberg L., Kriston L., Thomasius R. Internet gaming disorder and problematic social media use in a representative sample of German adolescents: Prevalence estimates, comorbid depressive symptoms and related psychosocial aspects // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 103. P. 31– DOI:10.1016/j.chb.2019.09.014
  63. Young K.S. Psychology of computer use: XL. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype // Psychol Rep. 1996. Vol. 79. № 3. Pt 1. P. 899– DOI:10.2466/pr0.1996.79.3.899
  64. Zhang Y., Li S., Guoliang Y. The relationship between social media use and fear of missing out: A meta-analysis // Acta Psychologica Sinica. 2021. Vol. 53. № 3. P. 273– DOI:10.3724/sp.j.1041.2021.00273
Источ­ник: Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2024. Том 15. № 2. С. 28–46. DOI: 10.17759/sps.2024150203

Об авторах

  • Вале­рий Тимо­фе­е­вич Ман­чук — док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, руко­во­ди­тель науч­но­го направ­ле­ния, Науч­но-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут меди­цин­ских про­блем Севе­ра (НИИ МПС), Феде­раль­ный иссле­до­ва­тель­ский центр «Крас­но­яр­ский науч­ный центр Сибир­ско­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук» (ФИЦ КНЦ СО РАН), Крас­но­ярск, Россия.
  • Сер­гей Юрье­вич Тере­щен­ко — док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, глав­ный науч­ный сотруд­ник, заве­ду­ю­щий Кли­ни­че­ским отде­ле­ни­ем сома­ти­че­ско­го и пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья детей, Науч­но-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут меди­цин­ских про­блем Севе­ра (НИИ МПС), Феде­раль­ный иссле­до­ва­тель­ский центр «Крас­но­яр­ский науч­ный центр Сибир­ско­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук» (ФИЦ КНЦ СО РАН), Крас­но­ярск, Россия.
  • Мар­га­ри­та Вале­рьев­на Шуби­на — млад­ший науч­ный сотруд­ник, Науч­но-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут меди­цин­ских про­блем Севе­ра (НИИ МПС), Феде­раль­ный иссле­до­ва­тель­ский центр «Крас­но­яр­ский науч­ный центр Сибир­ско­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук» (ФИЦ КНЦ СО РАН), Крас­но­ярск, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest