Бизюкова М.С. Трансформация современной личности в условиях виртуальной реальности социальных сетей

Б

Вто­рая поло­ви­на XX века и нача­ло XXI века отме­че­ны собы­ти­я­ми, суще­ствен­ным обра­зом транс­фор­ми­ро­вав­ши­ми совре­мен­ную соци­о­куль­тур­ную реаль­ность. Совре­мен­ное обще­ство харак­те­ри­зу­ет­ся актив­ным внед­ре­ни­ем во все сфе­ры соци­о­куль­тур­но­го про­стран­ства новых инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных технологий. 

Изме­не­ния при­ве­ли к фор­ми­ро­ва­нию каче­ствен­но ново­го типа обще­ства, полу­чив­ше­го назва­ние «инфор­ма­ци­он­но­го». Мы ста­но­вим­ся сви­де­те­ля­ми инфор­ма­ти­за­ции совре­мен­но­го про­стран­ства, в кото­ром гло­баль­ная сеть Интер­нет, мобиль­ные теле­фо­ны и муль­ти­ме­диа пле­ня­ют моло­дое поколение.

Инфор­ма­ция и ком­му­ни­ка­ция теперь явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мы­ми состав­ля­ю­щи­ми совре­мен­но­го про­стран­ства. «Инфор­ма­ти­за­ция – гло­баль­ный соци­аль­но-тех­ни­че­ский про­цесс мас­со­во­го при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий во всех сфе­рах чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти для под­дер­жа­ния уров­ня инфор­ми­ро­ван­но­сти всех чле­нов обще­ства и его раз­лич­ных инсти­ту­тов (струк­тур), необ­хо­ди­мо­сти доста­точ­но­го для кар­ди­наль­но­го улуч­ше­ния каче­ства тру­да и усло­вий жиз­ни людей» [6; С. 305]. 

Полу­ча­ет­ся, что инфор­ма­ти­за­ция явля­ет­ся гаран­том обра­зо­ван­но­сти, куль­тур­но­сти насе­ле­ния и бла­го­твор­ных соци­о­куль­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Фор­ми­руя чело­ве­ка как кре­а­тив­ную лич­ность и субъ­ек­та соци­аль­но­го твор­че­ства, инфор­ма­ция и ком­му­ни­ка­ция тем самым демон­стри­ру­ют собой важ­ней­ший фак­тор, спо­соб­ный вли­ять на устой­чи­вость раз­ви­тия, при­чем и в инди­ви­ду­аль­ном плане, и в обще­со­ци­аль­ном. И за сло­вом «инфор­ма­ция» кро­ет­ся имен­но ком­му­ни­ка­ция, а не знание. 

Как опре­де­лил петер­бург­ский социо­лог Дмит­рий Ива­нов, совре­мен­ный более инфор­ми­ро­ван­ный чело­век – это не тот, кто боль­ше зна­ет, а тот, кто участ­ву­ет в боль­шем чис­ле ком­му­ни­ка­ций [2; C. 10-11].

Таким обра­зом, жизнь совре­мен­но­го чело­ве­ка теперь тес­ней­шим обра­зом свя­за­на с раз­лич­ны­ми тех­ни­че­ски­ми устрой­ства­ми и при­спо­соб­ле­ни­я­ми, кото­рые вхо­дят в нашу дей­стви­тель­ность все глуб­же и глуб­же, сосед­ствуя с чело­ве­ком прак­ти­че­ски во всех сфе­рах жизнедеятельности. 

Пожа­луй, теперь слож­но най­ти область жиз­не­де­я­тель­но­сти чело­ве­ка, где не участ­ву­ют ком­пью­те­ры: с ними свя­за­на и позна­ва­тель­ная, и тру­до­вая, и ком­му­ни­ка­тив­ная (твор­че­ская, рекре­а­ци­он­ная и т. д.) жизнь человека. 

Не вызы­ва­ет сомне­ния, что сего­дняш­ний мир, преж­де все­го, мир нау­ки и тех­ни­ки, имен­но поэто­му ком­пью­тер­ные и инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии при­об­ре­та­ют в нём всё боль­шее зна­че­ние. Осо­бен­ную роль на совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия чело­ве­че­ства обре­та­ет Интер­нет и соци­аль­ные сети.

Сле­ду­ет отме­тить, что вир­ту­аль­ная реаль­ность ста­но­вит­ся сре­дой оби­та­ния совре­мен­ных людей, и совре­мен­ный чело­век боль­шую часть сво­е­го вре­ме­ни про­во­дит в кибер­про­стран­стве, то есть в новой ком­му­ни­ка­тив­ной реаль­но­сти. Вир­ту­аль­ная реаль­ность (virtualis – воз­мож­ный, веро­ят­ный) пони­ма­ет­ся как область бытия вир­ту­аль­ных объ­ек­тов, кото­рые порож­да­ют­ся объ­ек­та­ми дру­гих реаль­но­стей (физи­че­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских, соци­аль­ных и др.).

Сего­дня соци­аль­ные сети, это – огром­ная база дан­ных, кото­рая вклю­ча­ет самую раз­но­об­раз­ную инфор­ма­цию о сот­нях мил­ли­о­нов людей со все­го мира и к тому же она еще отлич­но струк­ту­ри­ро­ва­на. Все боль­ше соци­аль­ных сетей откры­ты для внеш­не­го мира и все боль­ше доступ­но лич­ной инфор­ма­ции о чело­ве­ке для всех желающих. 

Соци­аль­ные сети ста­ли зани­мать цен­траль­ное место в совре­мен­ном интер­нет-про­стран­стве. В насто­я­щее вре­мя кибер­про­стран­ство – это важ­ная плат­фор­мa чело­ве­че­ской актив­но­сти. Таким обра­зом, имен­но соци­аль­ные сети в Интер­нет-сре­де явля­ют­ся акту­аль­ным фак­то­ром кибер­со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти, кото­рая транс­фор­ми­ру­ет лич­ность в усло­ви­ях совре­мен­но­го инфор­ма­ци­он­но­го общества.

Кибер­со­ци­а­ли­за­ция чело­ве­ка (от англ. Cyber- – в насто­я­щий момент, cвя­зан­ный с ком­пью­тер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми и, в осо­бен­но­сти, со все­мир­ной гло­баль­ной сетью Интер­нет, пре­фикс, кото­рый исполь­зу­ют, ссы­ла­ясь на раз­лич­ные элек­трон­ные и/или сете­вые ресур­сы, инфор­ма­цию, объ­ек­ты, собы­тия, когда идёт раз­го­вор о ком­пью­тер­ной тех­ни­ке + англ. Socialization – соци­а­ли­за­ция) – соци­а­ли­за­ция лич­но­сти в киберпространстве. 

Она пони­ма­ет­ся как про­цесс каче­ствен­ных изме­не­ний струк­ту­ры само­со­зна­ния лич­но­сти и моти­ва­ци­он­но- потреб­ност­ной сфе­ры инди­ви­ду­у­ма, про­ис­хо­дя­щий под вли­я­ни­ем и в резуль­та­те исполь­зо­ва­ния чело­ве­ком совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­но- ком­му­ни­ка­ци­он­ных и ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий в кон­тек­сте усво­е­ния и вос­про­из­вод­ства им куль­ту­ры в рам­ках пер­со­наль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти [5].

Выде­лим субъ­ект-субъ­ект­ный под­ход для рас­смот­ре­ния транс­фор­ма­ции и ста­нов­ле­ния вир­ту­аль­ной лич­но­сти в ком­му­ни­ка­тив­ной реаль­но­сти соци­аль­ных сетей. Дан­ный под­ход пред­по­ла­га­ет, что чело­век сам высту­па­ет актив­ным участ­ни­ком сво­ей соци­а­ли­за­ции. Осно­во­по­лож­ни­ка­ми это­го под­хо­да мож­но счи­тать аме­ри­кан­ских уче­ных, рабо­тав­ших в основ­ном в пер­вой тре­ти XX в., Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мида.

Чарльз Хор­тон Кули и Джордж Гер­берт Мид Кули счи­та­ли, что лич­ность фор­ми­ру­ет­ся на осно­ве мно­же­ства вза­и­мо­дей­ствий людей с окру­жа­ю­щим миром. В про­цес­се этих интерак­ций люди созда­ют своё «зер­каль­ное Я». 

«Зер­каль­ное Я» состо­ит из трёх элементов: 

  1. того, как, по наше­му мне­нию, нас вос­при­ни­ма­ют другие;
  2. того, как, по наше­му мне­нию, они реа­ги­ру­ют на то, что видят; 
  3. того, как мы отве­ча­ем на вос­при­ня­тую нами реак­цию других. 

То есть для каж­до­го чело­ве­ка дру­гие люди – это зер­ка­ла, в кото­рые он смот­рит­ся в про­цес­се меж­лич­ност­но­го обще­ния. Он стро­ит свое Я, осно­вы­ва­ясь на вос­при­я­тии мне­ний, оце­нок тех, с кем ком­му­ни­ци­ру­ет [3; C. 316-317].

Аме­ри­кан­ский фило­соф, пси­хо­лог, социо­лог, пред­ста­ви­тель Чикаг­ской социо­ло­ги­че­ской шко­лы Джордж Гер­берт Мид про­дол­жил раз­ви­вать кон­цеп­цию ста­нов­ле­ния наше­го «Я». Как и Кули, он исхо­дил из того, что «Я» явля­ет­ся соци­аль­ным про­дук­том и фор­ми­ру­ет­ся на осно­ве вза­и­мо­дей­ствий с дру­ги­ми людьми. 

Раз­ра­бо­тан­ная Дж.Г. Мидом тео­рия “обоб­щен­но­го дру­го­го” пред­став­ля­ет собой некие цен­но­сти и нор­мы пове­де­ния той или иной груп­пы, под вли­я­ни­ем кото­рых у чле­нов этой груп­пы фор­ми­ру­ет­ся образ Я. 

Соглас­но дан­ной кон­цеп­ции, чело­век, вза­и­мо­дей­ствуя в груп­пе с дру­ги­ми людь­ми, как бы вста­ет на их место, видит себя их гла­за­ми и оце­ни­ва­ет себя в целом и отель­ные свои свой­ства и посту­па­ет в соот­вет­ствии с пред­став­ля­е­мы­ми оцен­ка­ми “обоб­щен­но­го дру­го­го” [4; C. 224-227].

Исхо­дя из дан­ных кон­цеп­ций, мож­но сде­лать вывод, что чело­век, вза­и­мо­дей­ствуя в соци­аль­ных сетях, на осно­ве мне­ний и оце­нок тех, с кем ком­му­ни­ци­ру­ет, фор­ми­ру­ет свое “Вир­ту­аль­ное Я”. 

Лич­ность фор­ми­ру­ет­ся под воз­дей­стви­ем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти и обес­пе­чи­ва­ет эффек­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие в вир­ту­аль­ном про­стран­стве и пси­хо­ло­ги­че­ски ком­форт­ное состо­я­ние пре­бы­ва­ния в нем в момент вир­ту­аль­ной актив­но­сти. З

а счет един­ства реаль­ной и сете­вой лич­но­сти в рам­ках как соци­аль­но­го, так и вир­ту­аль­но­го про­стран­ства про­ис­хо­дит про­цесс вир­ту­а­ли­за­ции лич­но­сти. Этот про­цесс дву­сто­рон­ний, так как вклю­ча­ет вза­им­ное вли­я­ние двух состав­ля­ю­щих лич­но­сти. Его след­стви­ем высту­па­ет появ­ле­ние вир­ту­аль­ной личности.

Вир­ту­аль­ная лич­ность – это порож­де­ние вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, про­ду­ци­ро­ван­ной совре­мен­ной ком­пью­тер­ной тех­ни­кой, с одной сто­ро­ны, а с дру­гой сто­ро­ны, – это плод созна­ния чело­ве­ка. Вир­ту­аль­ная лич­ность бес­те­лес­на, сим­во­лич­на, мно­же­ствен­на, обла­да­ет имен­ной озна­чен­но­стью и неко­то­ры­ми при­зна­ка­ми субъ­ек­та, напри­мер, отно­си­тель­ной авто­ном­но­стью дей­ствий в вир­ту­аль­ной среде. 

В силу этих свойств вир­ту­аль­ная лич­ность, высту­пая объ­ек­том по отно­ше­нию к реаль­ной лич­но­сти, обла­да­ет вли­я­тель­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, кото­ры­ми объ­ек­тив­но наде­лен субъ­ект дея­тель­но­сти и отно­ше­ний [1].

В рам­ках соци­аль­ных сетей, в кото­рых суще­ству­ет зара­нее про­ду­ман­ная модель ком­му­ни­ка­ции, кото­рая пред­по­ла­га­ет от чело­ве­ка опре­де­лен­ные дей­ствия и дела­ет пове­де­ние поль­зо­ва­те­ля более пред­ска­зу­е­мым. Тем самым, поль­зо­ва­тель вынуж­ден дей­ство­вать в тех рам­ках, кото­рые зада­ют ему раз­ра­бот­чи­ки. Сле­до­ва­тель­но, ста­но­вит­ся лег­че наблю­дать за чело­ве­ком, кон­тро­ли­ро­вать чело­ве­ка и побуж­дать его дей­ство­вать в задан­ном режиме. 

Поль­зо­ва­тель соци­аль­ной сети усва­и­ва­ет кон­крет­ные роле­вые ори­ен­та­ции; учит­ся осу­ществ­лять нави­га­цию в кибер­про­стран­стве и вза­и­мо­дей­ство­вать как с дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми, так и с кон­тен­том; позна­ет нор­ма­тив­ные моде­ли соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий; ощу­ща­ет на себе дей­ствие меха­низ­мов соци­аль­но­го кон­тро­ля и т.д.

Отме­тим, что поль­зо­ва­тель соци­аль­ных сетей сам кон­стру­и­ру­ет свой образ, соби­рая его подоб­но моза­и­ке из сво­их фан­та­зий, пред­став­ле­ний о себе, мне­ний дру­гих, ожи­да­ний соци­у­ма. В соци­аль­ных сетях Я-Дру­гой созда­ет­ся по обра­зу и подо­бию соб­ствен­но­го Я. Сле­до­ва­тель­но, на дру­го­го, как бы пере­кла­ды­ва­ют­ся свой­ства и чер­ты это­го само­го Я, такие как само­оцен­ка, инте­ре­сы. Я и Дру­гой есть эле­мен­ты вза­и­мо­обу­слав­ли­ва­ю­щие друг друга. 

Эта новая, «иде­аль­ная» лич­ность, создан­ная в вир­ту­аль­ном мире, очень ско­ро начи­на­ет воз­дей­ство­вать на реаль­но­го чело­ве­ка. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ных сетей реа­ги­ру­ют имен­но на «вир­ту­аль­ную» сто­ро­ну личности. 

Реаль­ный поль­зо­ва­тель ста­но­вит­ся зави­си­мым от сво­е­го Дру­го­го, рас­ши­ряя зна­ния об окру­жа­ю­щем мире, транс­ли­руя опре­де­лен­ные соци­аль­ные нор­мы и цен­но­сти, моде­ли соци­аль­но­го пове­де­ния и пра­ви­ла вза­и­мо­дей­ствия. Тем самым, ком­му­ни­ка­тив­ная реаль­ность соци­аль­ных сетей все более при­об­ре­та­ет сего­дня соци­а­ли­зи­ру­ю­щую функцию.

Таким обра­зом, имен­но ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство соци­аль­ных сетей явля­ет­ся важ­ней­шим меха­низ­мом кибер­со­ци­а­ли­за­ции, кото­рая транс­фор­ми­ру­ет лич­ность в усло­ви­ях новой реаль­но­сти. А имен­но, в вир­ту­аль­ном про­стран­стве инди­вид усва­и­ва­ет цен­но­сти, образ­цы пове­де­ния и куль­тур­ные нор­мы того или ино­го сете­во­го общества. 

Попа­дая в новую ком­му­ни­ка­ци­он­ную сре­ду, чело­век начи­на­ет усва­и­вать новые нор­мы и цен­но­сти, так как преж­ние уста­ре­ва­ют. Сей­час кибер­про­стран­ство в лице соци­аль­ных сетей – важ­ная плат­фор­ма чело­ве­че­ской актив­но­сти, в кото­рой суще­ству­ют свои образ­цы, нор­мы и пра­ви­ла пове­де­ния, к кото­рым при­хо­дит­ся под­стра­и­вать­ся индивиду. 

Созда­вая в соци­аль­ных сетях свой иде­аль­ный образ-я, совре­мен­ный чело­век под­стра­и­ва­ет­ся под новый образ, меняя и кор­рек­ти­руя свои жиз­нен­ные ори­ен­та­ции, цен­но­сти и установки. 

На сего­дняш­ний день соци­аль­ные сети пред­став­ля­ют поль­зо­ва­те­лю широ­чай­шие воз­мож­но­сти полу­че­ния и транс­ля­ции соци­о­куль­тур­но­го опы­та и, в свя­зи с этим, транс­фор­ма­ции и ста­нов­ле­ния личности.

Список литературы

  1. Бон­да­рен­ко Т.А. Вир­ту­аль­ная реаль­ность в совре­мен­ной соци­аль­ной ситу­а­ции: Дис­сер. докт. филос. наук : 09.00.11 / Бон­да­рен­ко Тама­ра Алек­се­ев­на; [Место защи­ты: Юж. федер. ун-т]. – Ростов-на-Дону, 2007.
  2. Ива­нов Д.В. Вир­ту­а­ли­за­ция обще­ства. Вер­сия 2.0. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002.
  3. Кули Ч. Соци­аль­ная самость // Аме­ри­кан­ская социо­ло­ги­че­ская мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  4. Мид Дж. Интер­на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ные дру­гие и самость // Аме­ри­кан­ская социо­ло­ги­че­ская мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  5. Пле­ша­ков В.А. Кибер­со­ци­а­ли­за­ция как инно­ва­ци­он­ный соци­аль­но- педа­го­ги­че­ский фено­мен // Пре­по­да­ва­тель ХХI век. 2009. №3-1.
  6. Юсу­пов Р.М., Забо­лот­ский В.П. Науч­но-мето­ди­че­ские осно­вы инфор­ма­ти­за­ции. – СПб., 2000.
Источ­ник: Вопро­сы куль­ту­ро­ло­гии: Науч­но-прак­ти­че­ский и мето­ди­че­ский жур­нал. 2014. № 9. С. 30-33.

Об авторе

Мария Сер­ге­ев­на Бизю­ко­ва — асси­стент кафед­ры куль­ту­ро­ло­гии Мос­ков­ско­го педа­го­ги­че­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, соис­ка­тель кафед­ры ФГОУ ВПО «Мос­ков­ский педа­го­ги­че­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет» Рос­сия, г. Москва.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest