Вторая половина XX века и начало XXI века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Современное общество характеризуется активным внедрением во все сферы социокультурного пространства новых информационно-коммуникационных технологий.
Изменения привели к формированию качественно нового типа общества, получившего название «информационного». Мы становимся свидетелями информатизации современного пространства, в котором глобальная сеть Интернет, мобильные телефоны и мультимедиа пленяют молодое поколение.
Информация и коммуникация теперь являются неотъемлемыми составляющими современного пространства. «Информатизация – глобальный социально-технический процесс массового применения информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности для поддержания уровня информированности всех членов общества и его различных институтов (структур), необходимости достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни людей» [6; С. 305].
Получается, что информатизация является гарантом образованности, культурности населения и благотворных социокультурных преобразований. Формируя человека как креативную личность и субъекта социального творчества, информация и коммуникация тем самым демонстрируют собой важнейший фактор, способный влиять на устойчивость развития, причем и в индивидуальном плане, и в общесоциальном. И за словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание.
Как определил петербургский социолог Дмитрий Иванов, современный более информированный человек – это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций [2; C. 10-11].
Таким образом, жизнь современного человека теперь теснейшим образом связана с различными техническими устройствами и приспособлениями, которые входят в нашу действительность все глубже и глубже, соседствуя с человеком практически во всех сферах жизнедеятельности.
Пожалуй, теперь сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры: с ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т. д.) жизнь человека.
Не вызывает сомнения, что сегодняшний мир, прежде всего, мир науки и техники, именно поэтому компьютерные и информационные технологии приобретают в нём всё большее значение. Особенную роль на современном этапе развития человечества обретает Интернет и социальные сети.
Следует отметить, что виртуальная реальность становится средой обитания современных людей, и современный человек большую часть своего времени проводит в киберпространстве, то есть в новой коммуникативной реальности. Виртуальная реальность (virtualis – возможный, вероятный) понимается как область бытия виртуальных объектов, которые порождаются объектами других реальностей (физических, психологических, социальных и др.).
Сегодня социальные сети, это – огромная база данных, которая включает самую разнообразную информацию о сотнях миллионов людей со всего мира и к тому же она еще отлично структурирована. Все больше социальных сетей открыты для внешнего мира и все больше доступно личной информации о человеке для всех желающих.
Социальные сети стали занимать центральное место в современном интернет-пространстве. В настоящее время киберпространство – это важная платформa человеческой активности. Таким образом, именно социальные сети в Интернет-среде являются актуальным фактором киберсоциализации личности, которая трансформирует личность в условиях современного информационного общества.
Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- – в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization – социализация) – социализация личности в киберпространстве.
Она понимается как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно- потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно- коммуникационных и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [5].
Выделим субъект-субъектный подход для рассмотрения трансформации и становления виртуальной личности в коммуникативной реальности социальных сетей. Данный подход предполагает, что человек сам выступает активным участником своей социализации. Основоположниками этого подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой трети XX в., Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мида.
Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид Кули считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я».
«Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:
- того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
- того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
- того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
То есть для каждого человека другие люди – это зеркала, в которые он смотрится в процессе межличностного общения. Он строит свое Я, основываясь на восприятии мнений, оценок тех, с кем коммуницирует [3; C. 316-317].
Американский философ, психолог, социолог, представитель Чикагской социологической школы Джордж Герберт Мид продолжил развивать концепцию становления нашего «Я». Как и Кули, он исходил из того, что «Я» является социальным продуктом и формируется на основе взаимодействий с другими людьми.
Разработанная Дж.Г. Мидом теория “обобщенного другого” представляет собой некие ценности и нормы поведения той или иной группы, под влиянием которых у членов этой группы формируется образ Я.
Согласно данной концепции, человек, взаимодействуя в группе с другими людьми, как бы встает на их место, видит себя их глазами и оценивает себя в целом и отельные свои свойства и поступает в соответствии с представляемыми оценками “обобщенного другого” [4; C. 224-227].
Исходя из данных концепций, можно сделать вывод, что человек, взаимодействуя в социальных сетях, на основе мнений и оценок тех, с кем коммуницирует, формирует свое “Виртуальное Я”.
Личность формируется под воздействием виртуальной реальности и обеспечивает эффективное взаимодействие в виртуальном пространстве и психологически комфортное состояние пребывания в нем в момент виртуальной активности. З
а счет единства реальной и сетевой личности в рамках как социального, так и виртуального пространства происходит процесс виртуализации личности. Этот процесс двусторонний, так как включает взаимное влияние двух составляющих личности. Его следствием выступает появление виртуальной личности.
Виртуальная личность – это порождение виртуальной реальности, продуцированной современной компьютерной техникой, с одной стороны, а с другой стороны, – это плод сознания человека. Виртуальная личность бестелесна, символична, множественна, обладает именной означенностью и некоторыми признаками субъекта, например, относительной автономностью действий в виртуальной среде.
В силу этих свойств виртуальная личность, выступая объектом по отношению к реальной личности, обладает влиятельными способностями, которыми объективно наделен субъект деятельности и отношений [1].
В рамках социальных сетей, в которых существует заранее продуманная модель коммуникации, которая предполагает от человека определенные действия и делает поведение пользователя более предсказуемым. Тем самым, пользователь вынужден действовать в тех рамках, которые задают ему разработчики. Следовательно, становится легче наблюдать за человеком, контролировать человека и побуждать его действовать в заданном режиме.
Пользователь социальной сети усваивает конкретные ролевые ориентации; учится осуществлять навигацию в киберпространстве и взаимодействовать как с другими пользователями, так и с контентом; познает нормативные модели социальных взаимодействий; ощущает на себе действие механизмов социального контроля и т.д.
Отметим, что пользователь социальных сетей сам конструирует свой образ, собирая его подобно мозаике из своих фантазий, представлений о себе, мнений других, ожиданий социума. В социальных сетях Я-Другой создается по образу и подобию собственного Я. Следовательно, на другого, как бы перекладываются свойства и черты этого самого Я, такие как самооценка, интересы. Я и Другой есть элементы взаимообуславливающие друг друга.
Эта новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, очень скоро начинает воздействовать на реального человека. Это объясняется тем, что пользователи социальных сетей реагируют именно на «виртуальную» сторону личности.
Реальный пользователь становится зависимым от своего Другого, расширяя знания об окружающем мире, транслируя определенные социальные нормы и ценности, модели социального поведения и правила взаимодействия. Тем самым, коммуникативная реальность социальных сетей все более приобретает сегодня социализирующую функцию.
Таким образом, именно коммуникативное пространство социальных сетей является важнейшим механизмом киберсоциализации, которая трансформирует личность в условиях новой реальности. А именно, в виртуальном пространстве индивид усваивает ценности, образцы поведения и культурные нормы того или иного сетевого общества.
Попадая в новую коммуникационную среду, человек начинает усваивать новые нормы и ценности, так как прежние устаревают. Сейчас киберпространство в лице социальных сетей – важная платформа человеческой активности, в которой существуют свои образцы, нормы и правила поведения, к которым приходится подстраиваться индивиду.
Создавая в социальных сетях свой идеальный образ-я, современный человек подстраивается под новый образ, меняя и корректируя свои жизненные ориентации, ценности и установки.
На сегодняшний день социальные сети представляют пользователю широчайшие возможности получения и трансляции социокультурного опыта и, в связи с этим, трансформации и становления личности.
Список литературы
- Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: Диссер. докт. филос. наук : 09.00.11 / Бондаренко Тамара Алексеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. – Ростов-на-Дону, 2007.
- Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002.
- Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Мид Дж. Интернационализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально- педагогический феномен // Преподаватель ХХI век. 2009. №3-1.
- Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методические основы информатизации. – СПб., 2000.
Об авторе
Мария Сергеевна Бизюкова — ассистент кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета, соискатель кафедры ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Россия, г. Москва.
Смотрите также:
- Комаров В.В. Разработка вероятного психологического портрета пользователя социальной сети
- Комаров В.В. Современные тенденции цифровой социализации молодёжи: вызовы, риски и перспективы
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я»
- Щекотуров А.В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте»