Комаров В.В. Современные тенденции цифровой социализации молодёжи: вызовы, риски и перспективы

К

Совре­мен­ный соци­аль­ный мир ста­но­вит­ся все боль­ше опо­сре­до­ван­ным циф­ро­вы­ми ком­му­ни­ка­ци­я­ми и вир­ту­аль­ное про­стран­ство все силь­нее заво­е­вы­ва­ет наше вре­мя и про­стран­ство жиз­ни, дик­туя свои усло­вия и пра­ви­ла игры. Если стар­шее поко­ле­ние пыта­ет­ся с пере­мен­ным успе­хом при­спо­со­бить­ся к новым вызо­вам, то моло­дежь уже с малых лет с голо­вой ныря­ет в циф­ро­вой мир, осва­и­вая раз­лич­ные спо­со­бы бытия в киберпространстве. 

Без­услов­но, это осво­е­ние дале­ко не все­гда про­хо­дит глад­ко, циф­ро­вая сре­да предъ­яв­ля­ет высо­кие тре­бо­ва­ния к поль­зо­ва­те­лю, при усло­вии, что этот поль­зо­ва­тель будет не про­сто пас­сив­ным потре­би­те­лем циф­ро­во­го кон­тен­та, а пол­но­цен­но соци­а­ли­зи­ро­ван­ным чле­ном обще­ства в его вир­ту­аль­ном срезе.

Мож­но при­ве­сти мас­су при­ме­ров нега­тив­но­го воз­дей­ствия кибер­про­стран­ства, когда вир­ту­аль­ная реаль­ность ста­но­вит­ся даже в какой-то сте­пе­ни инсти­ту­том десо­ци­а­ли­за­ции, про­во­ци­руя раз­но­об­раз­ные циф­ро­вые соци­аль­ные деви­а­ции, преж­де все­го, интер­нет-зави­си­мость, агрес­сив­ное пове­де­ние в Сети и киберпреступность. 

С дру­гой сто­ро­ны, циф­ро­вая сре­да дает колос­саль­ные воз­мож­но­сти для обу­че­ния, доступ к инфор­ма­ции в любой точ­ке пла­не­ты и прак­ти­че­ски мгно­вен­ный ответ на поис­ко­вый запрос. Дру­гое дело, что инфор­ма­ция эта не все­гда досто­вер­на и науч­но обос­но­ва­на, поэто­му здесь игра­ет опре­де­ля­ю­щую роль кри­ти­че­ское мыш­ле­ние поль­зо­ва­те­ля и уме­ние отсе­и­вать фей­ко­вую информацию.

Таким обра­зом, про­бле­ма циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции совре­мен­ной моло­де­жи сто­ит в насто­я­щее вре­мя как нико­гда ост­ро, от ее реше­ния зави­сит наше буду­щее, то, в каком обще­стве мы ока­жем­ся в бли­жай­шие десять-два­дцать лет, насколь­ко оно будет гуман­ным и отве­ча­ю­щим сущ­ност­ной при­ро­де чело­ве­ка, насколь­ко циф­ро­вые тех­но­ло­гии спо­соб­ны будут на нее повли­ять и кто кого будет изме­нять – чело­век циф­ро­вую сре­ду или наобо­рот, циф­ро­вая сре­да человека.

Акту­аль­ность дан­ной про­бле­мы под­твер­жда­ет­ся тем, что на запрос «циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция» науч­ная элек­трон­ная биб­лио­те­ка eLibrary.ru выда­ла толь­ко за 2022 г. 230+ источников. 

Сре­ди акту­аль­ных тема­ти­че­ских бло­ков мож­но выде­лить, напри­мер, такие, как про­ти­во­ре­чи­вость, воз­мож­но­сти и без­опас­ность циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции, меж­лич­ност­ное вза­и­мо­дей­ствие в усло­ви­ях циф­ро­вой сре­ды, в том чис­ле обра­зо­ва­тель­ной; циф­ро­вой про­филь совре­мен­но­го школь­ни­ка; роль семьи, шко­лы, обра­зо­ва­тель­ных медиа, видео­игр в циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции; пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское про­све­ще­ние роди­те­лей и обу­ча­ю­щих­ся как фак­тор циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции; про­бле­мы поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской соци­а­ли­за­ции в циф­ро­вом и мире, меди­а­тив­ный под­ход в кон­тек­сте циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции; диа­лог поко­ле­ний в свя­зи с циф­ро­вой соци­а­ли­за­ци­ей, кросс-куль­тур­ные и меж­ре­ги­о­наль­ные иссле­до­ва­ния циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции, ее осо­бен­но­сти у раз­ных воз­раст­ных групп обу­ча­ю­щих­ся и связь с соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской адап­та­ци­ей в учеб­ном заве­де­нии; медиа­по­треб­ле­ние циф­ро­во­го кон­тен­та, циф­ро­ви­за­ция повсе­днев­но­сти, соот­но­ше­ние нор­ма­тив­ной и откло­ня­ю­щей­ся циф­ро­вой социализации. 

Иссле­ду­ет­ся гей­мер­ская суб­куль­ту­ра, медиа­пред­по­чте­ния обу­ча­ю­щих­ся, роль зна­чи­мых дру­гих в циф­ро­вой социализации. 

Осо­бая роль в совре­мен­ных иссле­до­ва­ни­ях уде­ля­ет­ся пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ским аспек­там циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции, начи­ная с дошколь­но­го воз­рас­та и рабо­ты дошколь­ных вос­пи­та­тель­ных учре­жде­ний. При этом во мно­гих пуб­ли­ка­ци­ях дан­ная тема толь­ко наме­ча­ет­ся, дела­ет­ся обзор суще­ству­ю­щих под­хо­дов к про­бле­ме, обсуж­да­ют­ся общие вопросы.

Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет совре­мен­но­го школь­ни­ка в кон­тек­сте про­цес­сов гло­ба­ли­за­ции, инфор­ма­ти­за­ции, циф­ро­ви­за­ции совре­мен­но­го обще­ства при­ме­ни­тель­но к систе­ме обра­зо­ва­ния раз­ра­бо­тан в иссле­до­ва­нии О. В. Лебе­де­вой и Ф. В. Повшед­ной [7].

Авто­ры не дела­ют окон­ча­тель­ных обоб­ще­ний, одна­ко ука­зы­ва­ют, что для совре­мен­но­го школь­ни­ка в млад­ших клас­сах боль­шое зна­че­ние в про­цес­се обу­че­ния име­ют учеб­ная моти­ва­ция, раз­ви­тие навы­ков само­ре­гу­ля­ции, авто­ри­тет и ответ­ствен­ность учи­те­ля, в под­рост­ко­вом воз­расте на пер­вый план выхо­дит интим­но-лич­ност­ное обще­ние со сверст­ни­ка­ми, раз­ви­тие рефлек­сии, оце­ни­ва­ние дей­ствий взрос­лых, и уже к юно­ше­ско­му воз­рас­ту, аффи­ли­а­тив­ная потреб­ность, нор­ма­тив­ные ори­ен­ти­ры пове­де­ния, соци­аль­ный ста­тус, при­чем циф­ро­вая сре­да раз­но­пла­но­во вли­я­ет на про­цес­сы памя­ти, кон­цен­тра­цию вни­ма­ния, мыс­ли­тель­ные про­цес­сы, поиск и систе­ма­ти­за­цию инфор­ма­ции обу­ча­ю­щи­ми­ся, что необ­хо­ди­мо учи­ты­вать в про­цес­се обучения. 

В допол­не­ние сле­ду­ет заме­тить, что пси­хо­ло­ги­че­ское порт­ре­ти­ро­ва­ние само по себе может высту­пать важ­ным диа­гно­сти­че­ским и кор­рек­ци­он­ным инстру­мен­том в рабо­те, свя­зан­ной с циф­ро­вой соци­а­ли­за­ци­ей обу­ча­ю­щих­ся [5].

В иссле­до­ва­нии М. Б. Лиги и М. А. Заха­ро­ва циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как про­цесс при­об­ре­те­ния соци­аль­но­го опы­та, уме­ний, навы­ков, соци­аль­ных свя­зей в новом про­стран­стве на осно­ве исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий с целью обес­пе­че­ния сво­ей жиз­не­де­я­тель­но­сти в окру­жа­ю­щем мире [8].

Авто­ры пола­га­ют, что дан­ный про­цесс спо­соб­ство­вал появ­ле­нию ново­го, циф­ро­во­го, поко­ле­ния моло­де­жи, кото­ро­му при­су­щи кли­по­вость мыш­ле­ния, вир­ту­аль­ное обще­ние, суще­ство­ва­ние в реаль­ном мире и мире обра­зов, сим­во­лов, посто­ян­ный и высо­кий уро­вень под­клю­чен­но­сти к Интер­не­ту, кото­рый в свою оче­редь высту­па­ет как меха­низм фор­ми­ро­ва­ния лич­ност­ных качеств, зна­ний и навыков.

О циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции лич­но­сти в обра­зо­ва­тель­ной сре­де пишет Г. Я. Грев­це­ва, кото­рая ука­зы­ва­ет, что вопрос циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции лич­но­сти в обра­зо­ва­тель­ной сре­де весь­ма актуа­лен, а созда­ние пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских усло­вий для успеш­ной циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции обу­ча­ю­щих­ся – важ­ная зада­ча обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций [3].

При этом, соглас­но авто­ру, субъ­ек­ты обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са име­ют пред­став­ле­ние о циф­ро­ви­за­ции, циф­ро­вых тех­но­ло­ги­ях, циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции, пони­ма­ют куль­тур­ный смысл про­ис­шед­ших пере­мен, а исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий поз­во­ля­ет при­ни­мать адек­ват­ные реше­ния в реаль­ном мире, в обще­нии с соот­вет­ству­ю­щим сете­вым сооб­ще­ством и спо­соб­ству­ет циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции обучающихся.

В пози­тив­ном аспек­те  циф­ро­вая  соци­а­ли­за­ция  моло­де­жи рас­смат­ри­ва­ет­ся как усло­вие успеш­ной учеб­ной дея­тель­но­сти,  соци­аль­ной  и  ком­му­ни­ка­тив­ной  актив­но­сти в циф­ро­вой сре­де, фор­ми­ро­ва­ния само­оцен­ки, соци­аль­ной иден­тич­но­сти, кибер­куль­ту­ры лич­но­сти и циф­ро­вой гра­мот­но­сти, соци­аль­но-циф­ро­вой успеш­но­сти, пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья и бла­го­по­лу­чия, раз­ви­тия интел­лек­ту­аль­ных и твор­че­ских спо­соб­но­стей, циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти, кон­флик­то­устой­чи­во­сти и мно­гих дру­гих важ­ных характеристик.

О поло­жи­тель­ном вли­я­нии соци­аль­ных сетей на циф­ро­вую соци­а­ли­за­цию пишут А. А. Каш­ки­на и Т. А. Гера­си­мен­ко, кото­рые счи­та­ют, что соци­аль­ные сети могут помочь людям обес­пе­чи­вать их соци­аль­ные и пси­хо­ло­ги­че­ские нуж­ды [4]. Соглас­но авто­рам, через соци­аль­ные сети удоб­нее под­дер­жи­вать связь друг с дру­гом, выра­жать свои чув­ства, снять стресс и быть более доступ­ным для коммуникации.

В пуб­ли­ка­ции Н. С. Кра­ма­рен­ко пока­за­но, что инфор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра лич­но­сти как резуль­тат циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции спо­соб­ству­ет обес­пе­че­нию ее пси­хо­ло­ги­че­ской и инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти в циф­ро­вой обра­зо­ва­тель­ной сре­де, опре­де­ля­ют клю­че­вые аспек­ты в постро­е­нии ори­ен­ти­ров совре­мен­но­го обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са в усло­ви­ях циф­ро­ви­за­ции [6].

Нега­тив­ные сто­ро­ны циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции свя­зы­ва­ют­ся с деструк­тив­ным вли­я­ни­ем циф­ро­вой сре­ды на лич­ность и зако­но­мер­но рас­смат­ри­ва­ют­ся воз­мож­но­сти пре­ду­пре­жде­ния тако­го вли­я­ния; циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как несу­щая угро­зы и рис­ки, иссле­ду­ют­ся такие нега­тив­ные послед­ствия циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции, как интер­нет-зави­си­мость, хакер­ство, кибер­бул­линг (агрес­сия, уни­же­ния, оскорб­ле­ния в циф­ро­вой сре­де), хей­тинг (откры­тая демон­стра­ция сво­ей непри­яз­ни к кон­крет­но­му поль­зо­ва­те­лю), флей­минг (пуб­лич­ный эмо­ци­о­наль­ный обмен оскорб­ле­ни­я­ми в ходе спо­ра онлайн), трол­линг (воз­буж­де­ние груп­по­вой агрес­сии по отно­ше­нию к кон­крет­но­му поль­зо­ва­те­лю), кибер­стал­кинг (пре­сле­до­ва­ния с угро­за­ми в циф­ро­вой сре­де), гри­финг (вре­ди­тель­ство, ван­да­лизм по отно­ше­нию к дру­гим участ­ни­кам онлайн-игр), сек­стинг (пере­сыл­ка через гад­же­ты лич­ных мате­ри­а­лов и сооб­ще­ний интим­но­го содер­жа­ния), фаб­бинг (при­выч­ка посто­ян­но отвле­кать­ся на гад­жет), номо­фо­бия (страх отсут­ствия при себе гад­же­та); обсуж­да­ют­ся вли­я­ние фей­ко­вой инфор­ма­ции на уро­вень агрес­сии моло­де­жи, про­смотр неле­галь­но­го циф­ро­во­го кон­тен­та, рас­про­стра­не­ние моло­де­жью деструк­тив­но­го циф­ро­во­го кон­тен­та, вли­я­ние циф­ро­вой сре­ды на ано­мию моло­до­го поко­ле­ния и появ­ле­ние в моло­деж­ной сре­де про­тестных настро­е­ний и уста­но­вок; агрес­сив­ная циф­ро­вая сре­да рас­смат­ри­ва­ет­ся как угро­жа­ю­щая соци­аль­но­му здо­ро­вью молодежи.

Так, в иссле­до­ва­нии асо­ци­аль­но­го пове­де­ния под­рост­ков в циф­ро­вой сре­де, про­ве­ден­ном Л. Р. Апти­ки­е­вой и М. С. Бур­са­ко­вой пока­за­но, что циф­ро­вая сре­да – это целост­ное и еди­ное циф­ро­вое кибер­про­стран­ство, вклю­ча­ю­щее инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии и пред­став­ля­ю­щее инте­гри­ро­ван­ную ком­му­ни­ка­ци­он­ную сре­ду, она явля­ет­ся для под­рост­ка про­дол­же­ни­ем физи­че­ско­го мира, в ней про­те­ка­ют про­цес­сы соци­а­ли­за­ции, ком­му­ни­ка­ции и само­ре­а­ли­за­ции [1].

Авто­ры при­хо­дят к выво­ду, что нега­тив­ны­ми послед­стви­я­ми про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния моло­де­жью циф­ро­во­го про­стран­ства явля­ют­ся изме­не­ния физи­че­ско­го и пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья поль­зо­ва­те­ля, затра­ги­ва­ю­щие эмо­ци­о­наль­ный, когни­тив­ный, пове­ден­че­ский ком­по­нен­ты лич­но­сти, а так­же его моти­ва­ци­он­ную и ком­му­ни­ка­тив­ную сферы.

В пуб­ли­ка­ции А. В. Плет­не­ва утвер­жда­ет­ся, что циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция спо­соб­ству­ет усво­е­нию моло­де­жью инди­ви­ду­а­ли­сти­че­ских цен­но­стей, что в резуль­та­те при­во­дит к кон­флик­ту цен­но­стей, инте­ре­су к нефор­маль­ным объ­еди­не­ни­ям и суб­куль­ту­рам, уси­ле­нию ано­мии и росту соци­аль­ных деви­а­ций в моло­деж­ной сре­де [9].

Автор дела­ет вывод, что кон­фликт меж­ду кол­лек­ти­вист­ски­ми и инди­ви­ду­а­ли­сти­че­ски­ми цен­но­стя­ми у поко­ле­ния «Z» при­во­дит к деви­ант­но­му пове­де­нию, тогда как прак­ти­ки нефор­ма­ли­зо­ван­но­го обра­зо­ва­ния могут быть успеш­но исполь­зо­ва­ны для его профилактики.

О деструк­тив­ном вли­я­нии циф­ро­вой вир­ту­аль­ной сре­ды на про­цесс соци­а­ли­за­ции лич­но­сти под­рост­ков пишут В. А. Бели­ков, А. С. Вале­ев, П. Ю. Рома­нов и Е. Н. Гри­го­рьев [2]. Авто­ры пола­га­ют, что про­бле­ма пре­ду­пре­жде­ния десо­ци­а­ли­за­ции под­рост­ков в циф­ро­вой вир­ту­аль­ной сре­де деструк­тив­но­го харак­те­ра явля­ет­ся акту­аль­ной, и ее реше­ние может быть в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни обес­пе­че­но реа­ли­за­ци­ей ком­плек­са выде­лен­ных соци­аль­но-педа­го­ги­че­ских усло­вий, к кото­рым они отно­сят целе­на­прав­лен­ную под­го­тов­ку педа­го­гов к рабо­те в циф­ро­вом про­стран­стве,  целе­на­прав­лен­ное  фор­ми­ро­ва­ние  ком­форт­ной и авто­ри­тет­ной соци­аль­ной сре­ды под­рост­ков и обес­пе­че­ние воз­мож­но­сти под­рост­ка зани­мать­ся инте­рес­ным и полез­ным для него видом деятельности.

Итак, про­бле­ма циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции совре­мен­ной моло­де­жи в насто­я­щее вре­мя весь­ма акту­аль­на, она актив­но иссле­ду­ет­ся пси­хо­ло­га­ми, педа­го­га­ми, фило­со­фа­ми, социо­ло­га­ми, поли­то­ло­га­ми; циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция име­ет как пози­тив­ные, так и нега­тив­ные аспек­ты, поэто­му от реше­ния дан­ной про­бле­мы будет во мно­гом зави­сеть каче­ство жиз­ни наше­го обще­ства в целом и каж­до­го отдель­но­го его граж­да­ни­на в бли­жай­шем будущем.

Литература

  1. Апти­ки­е­ва Л. Р., Бур­са­ко­ва М. С. Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское иссле­до­ва­ние асо­ци­аль­но­го пове­де­ния под­рост­ков поко­ле­ния Z в циф­ро­вой сре­де / Вест­ник Орен­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2022. № 2 (234). С. 6–19.
  2. Бели­ков В. А., Вале­ев А. С., Рома­нов П. Ю., Гри­го­рьев Е. Н. Пре­ду­пре­жде­ние вли­я­ния циф­ро­вой вир­ту­аль­ной сре­ды на про­цесс соци­а­ли­за­ции лич­но­сти под­рост­ков / Инно­ва­ци­он­ное раз­ви­тие про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния. 2022. № 2 (34). С. 122–130.
  3. Грев­це­ва Г. Я. Циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция лич­но­сти в обра­зо­ва­тель­ной сре­де / Вест­ник Южно-Ураль­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Обра­зо­ва­ние. Педа­го­ги­че­ские нау­ки. 2022. Т. 14. № 1. С. 40–49.
  4. Каш­ки­на А. А., Гера­си­мен­ко Т. А. Поло­жи­тель­ное вли­я­ние соци­аль­ных сетей на про­цесс соци­а­ли­за­ции / Вли­я­ние новей­ших тех­но­ло­гий, СМИ и Интер­не­та на обра­зо­ва­ние, язык и куль­ту­ру. Мате­ри­а­лы Все­рос­сий­ской (с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем) науч­но-прак­ти­че­ской сту­ден­че­ской кон­фе­рен­ции. Под общ. ред. Л. Д. Торо­сян, Г. Г. Слыш­ки­на. М., 2022. С. 76–83.
  5. Кома­ров В. В. Раз­ра­бот­ка веро­ят­но­го  пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети / Пси­хо­ло­го­пе­да­го­ги­че­ский жур­нал Гауде­а­мус. 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 45–54.
  6. Кра­ма­рен­ко Н. С. Инфор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра как фак­тор обес­пе­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти в циф­ро­вой обра­зо­ва­тель­ной сре­де / Совре­мен­ное дошколь­ное обра­зо­ва­ние: тео­рия и прак­ти­ка. Сб. науч. тр. М-во обра­зо­ва­ния Мос­ков­ской обла­сти; Госу­дар­ствен­ное обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние выс­ше­го обра­зо­ва­ния Мос­ков­ской обла­сти Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный област­ной уни­вер­си­тет, Факуль­тет пси­хо­ло­гии, Кафед­ра дошколь­но­го обра­зо­ва­ния. М., 2022. С. 64–70.
  7. Лебе­де­ва О. В., Повшед­ная Ф. В. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет совре­мен­но­го школь­ни­ка / Вест­ник Минин­ско­го уни­вер­си­те­та. 2022. Т. 10. № 3.
  8. Лига М. Б., Заха­ров М. А. Моло­дежь циф­ро­во­го обще­ства / Эффек­тив­ность реа­ли­за­ции госу­дар­ствен­ной моло­деж­ной поли­ти­ки: опыт реги­о­нов и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. Мате­ри­а­лы VIII Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. Чита, 2022. С. 23–27.
  9. Плет­нев А. В. Ано­мия моло­до­го поко­ле­ния как фак­тор изме­не­ния обра­зо­ва­ния в усло­ви­ях циф­ро­во­го обще­ства / Науч­ное мне­ние. 2022. № 9. С. 27–33.
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и новые вызо­вы совре­мен­но­сти. Сбор­ник науч­ных тру­дов. Там­бов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Г.Р. Дер­жа­ви­на. Там­бов, 2023. Изда­тель­ство: Изда­тель­ский дом «Дер­жа­вин­ский»

Об авторе

Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Кома­ров — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии ТГУ име­ни Г. Р. Дер­жа­ви­на, веду­щий пси­хо­лог Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций ТГУ име­ни Г. Р. Державина.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest