Современный социальный мир становится все больше опосредованным цифровыми коммуникациями и виртуальное пространство все сильнее завоевывает наше время и пространство жизни, диктуя свои условия и правила игры. Если старшее поколение пытается с переменным успехом приспособиться к новым вызовам, то молодежь уже с малых лет с головой ныряет в цифровой мир, осваивая различные способы бытия в киберпространстве.
Безусловно, это освоение далеко не всегда проходит гладко, цифровая среда предъявляет высокие требования к пользователю, при условии, что этот пользователь будет не просто пассивным потребителем цифрового контента, а полноценно социализированным членом общества в его виртуальном срезе.
Можно привести массу примеров негативного воздействия киберпространства, когда виртуальная реальность становится даже в какой-то степени институтом десоциализации, провоцируя разнообразные цифровые социальные девиации, прежде всего, интернет-зависимость, агрессивное поведение в Сети и киберпреступность.
С другой стороны, цифровая среда дает колоссальные возможности для обучения, доступ к информации в любой точке планеты и практически мгновенный ответ на поисковый запрос. Другое дело, что информация эта не всегда достоверна и научно обоснована, поэтому здесь играет определяющую роль критическое мышление пользователя и умение отсеивать фейковую информацию.
Таким образом, проблема цифровой социализации современной молодежи стоит в настоящее время как никогда остро, от ее решения зависит наше будущее, то, в каком обществе мы окажемся в ближайшие десять-двадцать лет, насколько оно будет гуманным и отвечающим сущностной природе человека, насколько цифровые технологии способны будут на нее повлиять и кто кого будет изменять – человек цифровую среду или наоборот, цифровая среда человека.
Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что на запрос «цифровая социализация» научная электронная библиотека eLibrary.ru выдала только за 2022 г. 230+ источников.
Среди актуальных тематических блоков можно выделить, например, такие, как противоречивость, возможности и безопасность цифровой социализации, межличностное взаимодействие в условиях цифровой среды, в том числе образовательной; цифровой профиль современного школьника; роль семьи, школы, образовательных медиа, видеоигр в цифровой социализации; психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся как фактор цифровой социализации; проблемы политической и экономической социализации в цифровом и мире, медиативный подход в контексте цифровой социализации; диалог поколений в связи с цифровой социализацией, кросс-культурные и межрегиональные исследования цифровой социализации, ее особенности у разных возрастных групп обучающихся и связь с социально-психологической адаптацией в учебном заведении; медиапотребление цифрового контента, цифровизация повседневности, соотношение нормативной и отклоняющейся цифровой социализации.
Исследуется геймерская субкультура, медиапредпочтения обучающихся, роль значимых других в цифровой социализации.
Особая роль в современных исследованиях уделяется психолого-педагогическим аспектам цифровой социализации, начиная с дошкольного возраста и работы дошкольных воспитательных учреждений. При этом во многих публикациях данная тема только намечается, делается обзор существующих подходов к проблеме, обсуждаются общие вопросы.
Социально-психологический портрет современного школьника в контексте процессов глобализации, информатизации, цифровизации современного общества применительно к системе образования разработан в исследовании О. В. Лебедевой и Ф. В. Повшедной [7].
Авторы не делают окончательных обобщений, однако указывают, что для современного школьника в младших классах большое значение в процессе обучения имеют учебная мотивация, развитие навыков саморегуляции, авторитет и ответственность учителя, в подростковом возрасте на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками, развитие рефлексии, оценивание действий взрослых, и уже к юношескому возрасту, аффилиативная потребность, нормативные ориентиры поведения, социальный статус, причем цифровая среда разнопланово влияет на процессы памяти, концентрацию внимания, мыслительные процессы, поиск и систематизацию информации обучающимися, что необходимо учитывать в процессе обучения.
В дополнение следует заметить, что психологическое портретирование само по себе может выступать важным диагностическим и коррекционным инструментом в работе, связанной с цифровой социализацией обучающихся [5].
В исследовании М. Б. Лиги и М. А. Захарова цифровая социализация рассматривается как процесс приобретения социального опыта, умений, навыков, социальных связей в новом пространстве на основе использования цифровых технологий с целью обеспечения своей жизнедеятельности в окружающем мире [8].
Авторы полагают, что данный процесс способствовал появлению нового, цифрового, поколения молодежи, которому присущи клиповость мышления, виртуальное общение, существование в реальном мире и мире образов, символов, постоянный и высокий уровень подключенности к Интернету, который в свою очередь выступает как механизм формирования личностных качеств, знаний и навыков.
О цифровой социализации личности в образовательной среде пишет Г. Я. Гревцева, которая указывает, что вопрос цифровой социализации личности в образовательной среде весьма актуален, а создание психолого-педагогических условий для успешной цифровой социализации обучающихся – важная задача образовательных организаций [3].
При этом, согласно автору, субъекты образовательного процесса имеют представление о цифровизации, цифровых технологиях, цифровой социализации, понимают культурный смысл происшедших перемен, а использование цифровых технологий позволяет принимать адекватные решения в реальном мире, в общении с соответствующим сетевым сообществом и способствует цифровой социализации обучающихся.
В позитивном аспекте цифровая социализация молодежи рассматривается как условие успешной учебной деятельности, социальной и коммуникативной активности в цифровой среде, формирования самооценки, социальной идентичности, киберкультуры личности и цифровой грамотности, социально-цифровой успешности, психологического здоровья и благополучия, развития интеллектуальных и творческих способностей, цифровой компетентности, конфликтоустойчивости и многих других важных характеристик.
О положительном влиянии социальных сетей на цифровую социализацию пишут А. А. Кашкина и Т. А. Герасименко, которые считают, что социальные сети могут помочь людям обеспечивать их социальные и психологические нужды [4]. Согласно авторам, через социальные сети удобнее поддерживать связь друг с другом, выражать свои чувства, снять стресс и быть более доступным для коммуникации.
В публикации Н. С. Крамаренко показано, что информационная культура личности как результат цифровой социализации способствует обеспечению ее психологической и информационной безопасности в цифровой образовательной среде, определяют ключевые аспекты в построении ориентиров современного образовательного процесса в условиях цифровизации [6].
Негативные стороны цифровой социализации связываются с деструктивным влиянием цифровой среды на личность и закономерно рассматриваются возможности предупреждения такого влияния; цифровая социализация рассматривается как несущая угрозы и риски, исследуются такие негативные последствия цифровой социализации, как интернет-зависимость, хакерство, кибербуллинг (агрессия, унижения, оскорбления в цифровой среде), хейтинг (открытая демонстрация своей неприязни к конкретному пользователю), флейминг (публичный эмоциональный обмен оскорблениями в ходе спора онлайн), троллинг (возбуждение групповой агрессии по отношению к конкретному пользователю), киберсталкинг (преследования с угрозами в цифровой среде), грифинг (вредительство, вандализм по отношению к другим участникам онлайн-игр), секстинг (пересылка через гаджеты личных материалов и сообщений интимного содержания), фаббинг (привычка постоянно отвлекаться на гаджет), номофобия (страх отсутствия при себе гаджета); обсуждаются влияние фейковой информации на уровень агрессии молодежи, просмотр нелегального цифрового контента, распространение молодежью деструктивного цифрового контента, влияние цифровой среды на аномию молодого поколения и появление в молодежной среде протестных настроений и установок; агрессивная цифровая среда рассматривается как угрожающая социальному здоровью молодежи.
Так, в исследовании асоциального поведения подростков в цифровой среде, проведенном Л. Р. Аптикиевой и М. С. Бурсаковой показано, что цифровая среда – это целостное и единое цифровое киберпространство, включающее информационные технологии и представляющее интегрированную коммуникационную среду, она является для подростка продолжением физического мира, в ней протекают процессы социализации, коммуникации и самореализации [1].
Авторы приходят к выводу, что негативными последствиями проблемного использования молодежью цифрового пространства являются изменения физического и психического здоровья пользователя, затрагивающие эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты личности, а также его мотивационную и коммуникативную сферы.
В публикации А. В. Плетнева утверждается, что цифровая социализация способствует усвоению молодежью индивидуалистических ценностей, что в результате приводит к конфликту ценностей, интересу к неформальным объединениям и субкультурам, усилению аномии и росту социальных девиаций в молодежной среде [9].
Автор делает вывод, что конфликт между коллективистскими и индивидуалистическими ценностями у поколения «Z» приводит к девиантному поведению, тогда как практики неформализованного образования могут быть успешно использованы для его профилактики.
О деструктивном влиянии цифровой виртуальной среды на процесс социализации личности подростков пишут В. А. Беликов, А. С. Валеев, П. Ю. Романов и Е. Н. Григорьев [2]. Авторы полагают, что проблема предупреждения десоциализации подростков в цифровой виртуальной среде деструктивного характера является актуальной, и ее решение может быть в значительной степени обеспечено реализацией комплекса выделенных социально-педагогических условий, к которым они относят целенаправленную подготовку педагогов к работе в цифровом пространстве, целенаправленное формирование комфортной и авторитетной социальной среды подростков и обеспечение возможности подростка заниматься интересным и полезным для него видом деятельности.
Итак, проблема цифровой социализации современной молодежи в настоящее время весьма актуальна, она активно исследуется психологами, педагогами, философами, социологами, политологами; цифровая социализация имеет как позитивные, так и негативные аспекты, поэтому от решения данной проблемы будет во многом зависеть качество жизни нашего общества в целом и каждого отдельного его гражданина в ближайшем будущем.
Литература
- Аптикиева Л. Р., Бурсакова М. С. Психолого-педагогическое исследование асоциального поведения подростков поколения Z в цифровой среде / Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 2 (234). С. 6–19.
- Беликов В. А., Валеев А. С., Романов П. Ю., Григорьев Е. Н. Предупреждение влияния цифровой виртуальной среды на процесс социализации личности подростков / Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 122–130.
- Гревцева Г. Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 1. С. 40–49.
- Кашкина А. А., Герасименко Т. А. Положительное влияние социальных сетей на процесс социализации / Влияние новейших технологий, СМИ и Интернета на образование, язык и культуру. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции. Под общ. ред. Л. Д. Торосян, Г. Г. Слышкина. М., 2022. С. 76–83.
- Комаров В. В. Разработка вероятного психологического портрета пользователя социальной сети / Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 45–54.
- Крамаренко Н. С. Информационная культура как фактор обеспечения психологической безопасности в цифровой образовательной среде / Современное дошкольное образование: теория и практика. Сб. науч. тр. М-во образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии, Кафедра дошкольного образования. М., 2022. С. 64–70.
- Лебедева О. В., Повшедная Ф. В. Социально-психологический портрет современного школьника / Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3.
- Лига М. Б., Захаров М. А. Молодежь цифрового общества / Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чита, 2022. С. 23–27.
- Плетнев А. В. Аномия молодого поколения как фактор изменения образования в условиях цифрового общества / Научное мнение. 2022. № 9. С. 27–33.
Об авторе
Владимир Владимирович Комаров — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени Г. Р. Державина, ведущий психолог Центра исследований социальных девиаций ТГУ имени Г. Р. Державина.
Смотрите также:
- Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве
- Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум
- Микляева А.В., Безгодова С.А. Академическая успеваемость школьников с разным опытом цифровой социализации
- Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: Новая экосистема и социальная эволюция психики