Комаров В.В. Разработка вероятного психологического портрета пользователя социальной сети

К

Введение

В совре­мен­ных усло­ви­ях циф­ро­ви­за­ции обще­ства про­бле­ма соци­аль­ных деви­а­ций моло­де­жи в сети Интер­нет при­об­ре­та­ет осо­бую акту­аль­ность. Появ­ля­ет­ся мно­го новых слов для обо­зна­че­ния раз­лич­ных про­яв­ле­ний откло­ня­ю­ще­го­ся и кри­ми­наль­но­го пове­де­ния, пря­мо или кос­вен­но свя­зан­но­го с сете­вы­ми деви­а­ци­я­ми, вклю­чая фишинг, бул­линг, трол­линг, скул­шу­тинг, что, в свою оче­редь, фор­ми­ру­ет новую кар­ти­ну мира, новые иден­тич­но­сти, новые соци­аль­ные отно­ше­ния и тре­бу­ет новых отве­тов на предъ­яв­ля­е­мые вызовы. 

Деви­ант­ное пове­де­ние моло­де­жи в сети Интер­нет самым непо­сред­ствен­ным обра­зом затра­ги­ва­ет дея­тель­ность обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, высту­пая теперь уже неиз­беж­ным фрон­том рабо­ты педа­го­гов и психологов.

Проблема разработки вероятного психологического портрета пользователя социальной сети в современной науке

В мето­до­ло­ги­че­ском плане наи­бо­лее раз­ра­бо­тан­ны­ми явля­ют­ся мето­ди­ки состав­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та пре­ступ­ни­ка для про­фи­лак­ти­ки, пре­ду­пре­жде­ния и рас­сле­до­ва­ния пре­ступ­ле­ний, при этом осно­во­по­ла­га­ю­щее зна­че­ние при­да­ет­ся пре­ступ­ле­ни­ям экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти, осо­бо тяж­ким и серий­ным пре­ступ­ле­ни­ям [1–3].

По спо­со­бу ана­ли­за содер­жа­ния интер­нет-стра­ни­цы поль­зо­ва­те­ля мето­ди­ка состав­ле­ния его пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та соот­вет­ству­ет мето­ду ана­ли­за доку­мен­тов, кото­рый исполь­зу­ет­ся, в част­но­сти, в ком­плекс­ной судеб­ной пси­хо­ло­го-линг­ви­сти­че­ской экс­пер­ти­зе доку­мен­тов экс­тре­мист­ско­го содер­жа­ния [4].

Так, рас­смат­ри­вая иссле­до­ва­ние тек­стов экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти, Д.В. Берд­ни­ков отме­ча­ет, что любой текст, в том чис­ле и экс­тре­мист­ский, это про­дукт осо­знан­ной пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти чело­ве­ка, отра­жа­ю­щий пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти и ока­зы­ва­ю­щий пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ствие на получателя. 

При этом ана­лиз тек­ста реко­мен­ду­ет­ся про­во­дить на двух уров­нях: на пер­вом уровне опи­сы­ва­ет­ся струк­ту­ра и содер­жа­ние средств пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ствия на адре­са­та; на вто­ром – отра­жен­ные в тек­сте наме­ре­ния, мотив, цели и содер­жа­тель­ные осо­бен­но­сти орга­ни­за­ции пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти авто­ра [5].

Опре­де­ляя кри­те­рии экс­перт­ной оцен­ки экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти тек­ста, А.В. Баки­на и И.Ю. Махо­ва отме­ча­ют, что такой ана­лиз дол­жен осно­вы­вать­ся на сле­ду­ю­щих мето­до­ло­ги­че­ских прин­ци­пах: систем­ном, дея­тель­ност­ном, лич­ност­ном, а так­же прин­ци­пе типо­ло­ги­за­ции и выяв­ле­ния уров­ней про­яв­ле­ния пси­хи­че­ских свойств. 

Струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ные ком­по­нен­ты тек­ста долж­ны вклю­чать в себя пред­мет­но-содер­жа­тель­ный и моти­ва­ци­он­но-целе­вой. Авто­ры выде­ля­ют такие кри­те­рии ана­ли­за тек­ста, как направ­лен­ность тек­ста, при­зна­ки побуж­де­ния (при­зы­ва) к опре­де­лен­ной дея­тель­но­сти и при­зна­ки про­па­ган­ды каких-либо взгля­дов и идей [2].

Ана­ли­зи­руя пред­мет­но-содер­жа­тель­ный ком­по­нент тек­ста, авто­ры реко­мен­ду­ют учи­ты­вать основ­ную тему тек­ста, назва­ние тек­ста, поня­тия, упо­треб­ля­е­мые в тек­сте; модаль­ность эмо­ци­о­наль­ной оцен­ки объ­ек­та, кото­ро­му посвя­ще­но повест­во­ва­ние; фор­ми­ро­ва­ние опре­де­лен­ной уста­нов­ки ауди­то­рии по отно­ше­нию к это­му объекту.

При ана­ли­зе моти­ва­ци­он­но-целе­во­го ком­по­нен­та тек­ста, авто­ры реко­мен­ду­ют обра­щать вни­ма­ние на под­стре­ка­тель­ство ауди­то­рии к опре­де­лен­ным дей­стви­ям, в том чис­ле деви­ант­ным и про­ти­во­прав­ным; при­зыв­ность тек­ста (напри­мер, побуж­де­ние к актив­но­му про­ти­во­прав­но­му дей­ствию или пре­ступ­но­му без­дей­ствию); ком­му­ни­ка­тив­ная направ­лен­ность тек­ста (в том чис­ле исполь­зо­ва­ние средств рече­во­го воз­дей­ствия и тех­ник манипулирования).

В пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке при изу­че­нии актив­но­сти поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей ана­ли­зи­ру­ют­ся их пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти, тип харак­те­ра, тем­пе­ра­мент. В част­но­сти, про­ана­ли­зи­ро­вав акка­ун­ты поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей, име­ю­щих экс­тра­вер­ти­ро­ван­ный тип лич­но­сти, Е.Д. Быков­ская отме­ча­ет, что они пози­ци­о­ни­ру­ют себя в сети как весе­ло­го, само­уве­рен­но­го, счаст­ли­во­го, актив­но­го, сме­ло­го, нрав­ствен­но­го, ком­па­ней­ско­го, дерз­ко­го и силь­но­го человека. 

Поль­зо­ва­тель-экс­тра­верт, соглас­но авто­ру, стре­мит­ся быть откры­тым к вир­ту­аль­но­му обще­нию со зна­ко­мы­ми и незна­ко­мы­ми ему людь­ми; его стра­ни­ца в соци­аль­ных сетях под­пи­са­на его соб­ствен­ным име­нем; основ­ная фото­гра­фия про­фи­ля (ава­тар) явля­ет­ся соб­ствен­ной и актив­но обнов­ля­ет­ся; ста­тус и медиа-фай­лы на стра­ни­це тако­го поль­зо­ва­те­ля отра­жа­ют подроб­ные отче­ты о встре­чах с дру­зья­ми, новых зна­ком­ствах, раз­лич­ных раз­вле­че­ни­ях и радост­ных откры­ти­ях; экс­тра­вер­ты объ­ем­но раз­ме­ща­ют инфор­ма­цию о сво­их успе­хах и спо­соб­ны про­явить настой­чи­вость в защи­те пред­став­лен­ной ими информации.

Соот­вет­ствен­но, поль­зо­ва­тель-интро­верт, наобо­рот, будет сдер­жан, замкнут, избе­гать рас­кры­тия соб­ствен­но­го мира дру­гим людям, невни­ма­тель­но отно­сить­ся к собы­ти­ям, про­ис­хо­дя­щих во внеш­нем мире, а так­же обла­дать сни­жен­ным фоном настро­е­ния [6].

Изу­че­ние ком­му­ни­ка­тив­ных осо­бен­но­стей поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ных сетей так­же может при­не­сти суще­ствен­ную поль­зу при состав­ле­нии его пси­хо­ло­ги­че­ско­го портрета.

А.С. Боб­ров­ская, иссле­до­вав исполь­зо­ва­ние фра­зео­ло­гиз­мов и нео­ло­гиз­мов ком­му­ни­кан­та­ми соци­аль­ной сети Facebook, при­шла к выво­дам, что нео­ло­гиз­мы поль­зо­ва­те­лей этой сети мож­но раз­де­лить на три группы: 

  1. при­над­ле­жа­щие к опре­де­лен­ной субкультуре;
  2. при­шед­шие из сфе­ры циф­ро­вых технологий;
  3. жар­гон­ные нео­ло­гиз­мы из кино, лите­ра­ту­ры и дру­гих источ­ни­ков, в том чис­ле выступ­ле­ний пуб­лич­ных пер­сон, поли­ти­ков и т. п. 

Эти нео­ло­гиз­мы пред­став­ля­ют собой пол­но­цен­ный инстру­мент совре­мен­ной мгно­вен­ной сете­вой ком­му­ни­ка­ции, а кро­ме того, помо­га­ют най­ти общий язык поль­зо­ва­те­лям Интер­не­та и облег­чить про­цесс вза­и­мо­по­ни­ма­ния [7].

Ана­ли­зи­руя пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей, Т.М. Арти­шев­ская отме­ча­ет, что в Интер­не­те люди обма­ны­ва­ют зна­чи­тель­но чаще, чем в реаль­ной жиз­ни, поль­зо­ва­те­ли стре­мят­ся при­укра­сить дей­стви­тель­ность, обез­опа­сить себя от раз­лич­ных пося­га­тельств, стре­мят­ся казать­ся инте­рес­нее и при­вле­ка­тель­нее, создав иде­а­ли­зи­ро­ван­ный вир­ту­аль­ный образ. 

Как пока­зы­ва­ют дан­ные про­ве­ден­но­го авто­ром опро­са, основ­ная моти­ва­ция поль­зо­ва­те­лей состо­ит в раз­вле­че­нии, обще­нии и полу­че­нии инфор­ма­ции, более част­ные виды моти­ва­ции, по отве­там респон­ден­тов, это само­пре­зен­та­ция, созда­ние ими­джа, биз­нес, ком­пен­са­ция недо­стат­ка обще­ния в реаль­ной жиз­ни, инте­рес­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, борь­ба со скукой. 

Соглас­но авто­ру, боль­шин­ство поль­зо­ва­те­лей не осо­зна­ют, что теря­ют вре­мя за ком­пью­те­ром, что они не могут пол­но­цен­но общать­ся в реаль­ной жиз­ни, при этом оцен­ка соци­аль­ных сетей как обще­ствен­но­го явле­ния неод­но­знач­на [8].

Пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз воз­мож­но­го содер­жа­ния моти­ва­ци­он­ной сфе­ры поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети так­же высту­па­ет важ­ной состав­ля­ю­щей его пси­хо­ло­ги­че­ско­го портрета.

С.Б. Цым­ба­лен­ко и П.С. Маке­ев, ана­ли­зи­руя медий­ный порт­рет под­рост­ка, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие моти­вы инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ной деятельности:

  1. увле­че­ние инте­рес­ным заня­ти­ем, воз­мож­ность через него реа­ли­зо­вать себя;
  2. воз­мож­ность общать­ся с дру­зья­ми и инте­рес­ны­ми взрослыми;
  3. ори­ен­ти­ро­ван­ность на буду­щую профессию;
  4. уже в юном воз­расте дея­тель­ность у мно­гих ори­ен­ти­ро­ва­на на изме­не­ние соци­аль­ной сре­ды – воз­мож­ность сде­лать что-то полез­ное для дру­гих, изме­нять окру­жа­ю­щий мир. 

Авто­ры пола­га­ют, что за послед­ние годы сло­жи­лось новое, циф­ро­вое поко­ле­ние с иным вхо­дом в мир зна­ний и чело­ве­че­ских отно­ше­ний, дети рож­да­ют­ся и живут в усло­ви­ях интер­нет-ком­му­ни­ка­ции и циф­ро­вых тех­но­ло­гий, при этом инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ная дея­тель­ность под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния явля­ет­ся фак­то­ром раз­ви­тия лич­но­сти и эффек­тив­ным соци­аль­ным фак­то­ром пре­об­ра­зо­ва­ния инфор­ма­ци­он­но-обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства обще­ства [9].

В иссле­до­ва­нии М.С. Без­бо­го­вой, посвя­щен­ном вли­я­нию соци­аль­ных сетей на фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­ных уста­но­вок совре­мен­ной моло­де­жи, пока­за­но, что соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский меха­низм фор­ми­ро­ва­ния атти­тю­дов в соци­аль­ных сетях вклю­ча­ет в себя выбор акцен­ти­ро­ван­ной потреб­но­сти, фор­ми­ро­ва­ние сооб­ще­ния с исполь­зо­ва­ни­ем мани­пу­ля­тив­ных мето­дов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ние соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских меха­низ­мов и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных меха­низ­мов удо­вле­тво­ре­ния акцен­ти­ро­ван­ных потреб­но­стей и фик­са­ции информации. 

При этом веду­щи­ми потреб­но­стя­ми высту­па­ют потреб­но­сти в повы­ше­нии и под­дер­жа­нии ста­ту­са, само­оцен­ки, иден­ти­фи­ка­ции и успе­хе, кото­рые, в свою оче­редь, свя­за­ны с таки­ми инди­ви­ду­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми поль­зо­ва­те­лей, как моти­ва­ция дости­же­ния успе­ха, кре­а­тив­ность, высо­кая соб­ствен­ная зна­чи­мость и ори­ен­та­ция на теку­щий момент времени. 

Боль­шую роль в фор­ми­ро­ва­нии уста­нов­ки игра­ет повто­ре­ние инфор­ма­ции. Соглас­но авто­ру, при повто­ре­нии этой инфор­ма­ции боль­ше семи раз, начи­на­ет­ся про­цесс фор­ми­ро­ва­ния уста­нов­ки или ее кри­стал­ли­за­ции в соот­вет­ствии с кри­вой забы­ва­ния Эббин­гау­за [10].

Для более подроб­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за сете­вой актив­но­сти поль­зо­ва­те­ля c целью постро­е­ния его пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та мож­но опре­де­лить его соци­аль­ную роль и ста­тус в интер­нет-сооб­ще­стве. Так, ана­ли­зи­руя про­яв­ле­ния экс­тре­миз­ма в соци­аль­ной сети ВКон­так­те, Ю.А. Анто­но­ва выде­ля­ет 4 груп­пы участ­ни­ков вир­ту­аль­но­го сообщества:

  1. про­во­ка­то­ры-обли­чи­те­ли, как пра­ви­ло, осно­ва­те­ли групп, могут при­дер­жи­вать­ся край­них, ради­каль­ных взглядов;
  2. ведо­мые, с более ней­траль­ны­ми взгля­да­ми, но под­да­ю­щи­е­ся пси­хо­ло­ги­че­ско­му воздействию;
  3. трол­ли;
  4. анти­по­ды про­во­ка­то­ров, могут высту­пать защит­ни­ка­ми тех, на кого направ­ле­ны выска­зы­ва­ния обличителей.

При этом вир­ту­аль­ное сооб­ще­ство, по мне­нию авто­ра, мож­но рас­смат­ри­вать как осо­бый гипер­текст со все­ми при­су­щи­ми тек­сту при­зна­ка­ми, вклю­чая инфор­ма­тив­ность, связ­ность, смыс­ло­вую целост­ность, завер­шен­ность, чле­ни­мость, ситу­а­тив­ность, интенциональность. 

Соглас­но авто­ру, сооб­ще­ства, направ­лен­ные на дис­кре­ди­та­цию какой-либо соци­аль­ной груп­пы, име­ют двой­но­го адре­са­та: тех, кто раз­де­ля­ет взгля­ды сооб­ще­ства, и тех, про­тив кого дан­ное сооб­ще­ство высту­па­ет (а так­же защит­ни­ков дис­кре­ди­ти­ру­е­мой группы). 

Чаще все­го ком­му­ни­ка­ция в таких груп­пах носит харак­тер вер­баль­ной агрес­сии, слу­жит выра­же­ни­ем отри­ца­тель­ных эмо­ций, сни­ма­ет напря­же­ние, дает пси­хо­ло­ги­че­скую раз­ряд­ку, но в то же вре­мя может иметь целе­на­прав­лен­ное наме­ре­ние нане­сти ком­му­ни­ка­тив­ный урон адресату. 

Выска­зы­ва­ния в таких сооб­ще­ствах мож­но раз­де­лить на под­креп­лен­ные аргу­мен­та­ми (одно­знач­ные объ­яс­не­ния про­блем; раз­де­ле­ние реаль­но­сти на абсо­лют­ное доб­ро и абсо­лют­ное зло; гипер­бо­ли­за­ция про­бле­мы, при­да­ние ей гло­баль­но­го смыс­ла; игно­ри­ро­ва­ние, ниве­ли­ро­ва­ние дру­гих норм и цен­но­стей) и лишен­ные аргу­мен­та­ции (в том чис­ле, накле­и­ва­ние ярлы­ков, при­зы­вы к наси­лию и т. п.).

Н.Н. Коро­ле­ва, изу­чая вли­я­ние ком­му­ни­ка­ции в Интер­не­те на лич­ност­ные осо­бен­но­сти поль­зо­ва­те­лей, при­шла к выво­дам, что поль­зо­ва­те­ли с дли­тель­ным ста­жем сете­во­го обще­ния (5 лет и более) исполь­зу­ют Интер­нет для лич­ных кон­так­тов и новых зна­комств, отме­ча­ют часто воз­ни­ка­ю­щие мыс­ли, фан­та­зии об Интер­не­те в то вре­мя, когда они нахо­дят­ся вне сети, у них про­ис­хо­дит изме­не­ние рас­по­ряд­ка дня и пре­не­бре­же­ние сном ради сете­во­го обще­ния; пред­по­чи­та­ют вир­ту­аль­ное обще­ние реаль­но­му и испы­ты­ва­ют про­бле­мы в реаль­ной жиз­ни из-за увле­чен­но­сти Интер­не­том, что ука­зы­ва­ет на сфор­ми­ро­ван­ную интернет-зависимость. 

Автор пола­га­ет, что обще­ние в сети в тече­ние несколь­ких лет для моло­дых людей может слу­жить сред­ством гипер­ком­пен­са­ции внут­ри­лич­ност­ных про­блем, при­чи­ны кото­рых могут лежать в обла­сти семей­ных отно­ше­ний и соци­аль­ных контактов. 

Дли­тель­ное вре­мя, про­во­ди­мое моло­дым чело­ве­ком за ком­пью­те­ром, может при­во­дить к затруд­не­ни­ям в про­цес­се обще­ния, что может при­ве­сти к нега­тив­ным послед­стви­ям, в том чис­ле интер­нет-зави­си­мо­сти [11].

Раз­ра­бот­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети может высту­пать важ­ным зве­ном про­фи­лак­ти­ки соци­аль­ных деви­а­ций в обра­зо­ва­тель­ной среде. 

Пер­вич­ным эта­пом такой про­фи­лак­ти­ки может высту­пать мони­то­ринг акка­ун­тов обу­ча­ю­щих­ся в соци­аль­ных сетях на пред­мет деви­ант­но­го и про­ти­во­прав­но­го кон­тен­та [12].

При обна­ру­же­нии ука­зан­но­го кон­тен­та долж­но про­во­дить­ся более деталь­ное его изу­че­ние и пси­хо­ло­ги­че­ским инстру­мен­та­ри­ем на дан­ном эта­пе может высту­пать состав­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та, на осно­ва­нии кото­ро­го раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции для педа­го­гов и пси­хо­ло­гов по даль­ней­шей инди­ви­ду­аль­ной или груп­по­вой рабо­ты с про­блем­ны­ми обу­ча­ю­щи­ми­ся. С этой целью была раз­ра­бо­та­на пси­хо­ло­ги­че­ская тех­но­ло­гия, кото­рая пред­став­ле­на ниже.

Психологическая технология составления вероятного психологического портрета пользователя социальных сетей

Дан­ная тех­но­ло­гия реко­мен­ду­ет­ся для исполь­зо­ва­ния прак­ти­че­ски­ми пси­хо­ло­га­ми, пси­хо­ло­га­ми-экс­пер­та­ми, педа­го­га­ми для опре­де­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ных сетей на при­ме­ре сети ВКон­так­те, более эффек­тив­но­го пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия с ним. 

Реко­мен­ду­ет­ся сопо­став­лять дан­ные, полу­чен­ные по дан­ной тех­но­ло­гии, с дан­ны­ми непо­сред­ствен­но­го вза­и­мо­дей­ствия с субъ­ек­том (наблю­де­ние, бесе­да, интер­вью) и резуль­та­та­ми при­ме­не­ния стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных пси­хо­ло­ги­че­ских мето­дик (тесты), если есть такая возможность.

Цель исполь­зо­ва­ния дан­ной пси­хо­тех­но­ло­гии – раз­ра­бот­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та поль­зо­ва­те­ля для про­фи­лак­ти­ки соци­аль­ных деви­а­ций, кри­ми­наль­но­го пове­де­ния, раз­ра­бот­ки мето­ди­че­ских реко­мен­да­ций педа­го­гам и пси­хо­ло­гам по пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­му сопро­вож­де­нию детей и под­рост­ков с выяв­лен­ны­ми соци­аль­ны­ми девиациями.

Для реа­ли­за­ции дан­ной тех­но­ло­гии необ­хо­ди­ма инфор­ма­ция об актив­но­сти субъ­ек­та в соци­аль­ных сетях в фор­ме непо­сред­ствен­но­го досту­па к его акка­ун­ту либо сде­лан­ные с его стра­ни­цы скриншоты.

Мето­до­ло­ги­че­скую осно­ву тех­но­ло­гии состав­ля­ют систем­ный, дея­тель­ност­ный, субъ­ект­ный под­хо­ды, основ­ные поло­же­ния общей, соци­аль­ной, педа­го­ги­че­ской, воз­раст­ной и юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, ими­дже­ло­гии, основ судеб­но-пси­хо­ло­ги­че­ской экспертизы.

Основ­ным мето­дом иссле­до­ва­ния высту­па­ет метод ана­ли­за доку­мен­тов, кото­рый дает спе­ци­а­ли­сту воз­мож­ность уви­деть мно­гие важ­ные сто­ро­ны соци­аль­ной жиз­ни, помо­га­ет уста­но­вить нор­мы и цен­но­сти, свой­ствен­ные опре­де­лен­но­му обще­ству в опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский пери­од, полу­чить све­де­ния, необ­хо­ди­мые для опи­са­ния тех или иных соци­аль­ных струк­тур, про­сле­дить дина­ми­ку вза­и­мо­дей­ствия меж­ду раз­лич­ны­ми соци­аль­ны­ми груп­па­ми и отдель­ны­ми людь­ми. Доку­мент – спе­ци­аль­но создан­ный чело­ве­ком пред­мет, пред­на­зна­чен­ный для пере­да­чи или хра­не­ния информации.

Доку­мент в ходе иссле­до­ва­ния ана­ли­зи­ру­ет­ся по сле­ду­ю­щим пара­мет­рам: лич­ный – без­лич­ный, офи­ци­аль­ный – неофи­ци­аль­ный, пер­вич­ный – вто­рич­ный, целе­вой – неце­ле­вой, опи­са­тель­ный – оценочный.

В ходе иссле­до­ва­ния ана­ли­зи­ру­ет­ся име­ю­щий­ся мате­ри­ал как доку­мент пси­хо­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния, осу­ществ­ля­ет­ся систе­ма­ти­за­ция полу­чен­ных резуль­та­тов, пси­хо­ло­ги­че­ская рекон­струк­ция ком­му­ни­ка­тив­ной зада­чи авто­ра, состав­ля­ет­ся веро­ят­ный пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет поль­зо­ва­те­ля, а так­же пси­хо­ло­ги­че­ская рекон­струк­ция воз­мож­но­го диа­па­зо­на реак­ций аудитории.

Ана­ли­зи­ру­ют­ся копии име­ю­ще­го­ся доку­мен­та. Осу­ществ­ля­ет­ся так­же выбо­роч­ный (с уче­том кон­крет­ных задач и вре­ме­ни) ана­лиз самой стра­ни­цы поль­зо­ва­те­ля. В про­цес­се ана­ли­за науч­но-мето­до­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний по дан­ной про­бле­ме раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся кри­те­рии оцен­ки материала.

Пси­хо­ло­ги­че­скую рекон­струк­цию реко­мен­ду­ет­ся про­во­дить по схе­ме В.А. Ядо­ва [13], вклю­ча­ю­щей опи­са­ние собы­тий и их оцен­ку, ана­лиз наме­ре­ний соста­ви­те­ля доку­мен­та, канал пере­да­чи инфор­ма­ции, усло­вия состав­ле­ния доку­мен­та, ком­му­ни­ка­тив­ная ситуация.

При­ме­ня­ют­ся эле­мен­ты мето­ди­ки состав­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та лич­но­сти с уче­том спе­ци­фи­ки полу­чен­ной инфор­ма­ции. Может исполь­зо­вать­ся так­же модель Г. Лас­су­эл­ла [14], создан­ная для изу­че­ния убеж­да­ю­ще­го воз­дей­ствия средств мас­со­вой инфор­ма­ции. Модель ком­му­ни­ка­тив­но­го про­цес­са, по Г. Лас­су­эл­лу, вклю­ча­ет пять элементов:

  1. кто? (пере­да­ет сооб­ще­ние) – коммуникатор;
  2. что? (пере­да­ет­ся) – сооб­ще­ние (текст);
  3. как? (осу­ществ­ля­ет­ся пере­да­ча) – канал;
  4. кому? (направ­ле­но сооб­ще­ние) – аудитория;
  5. с каким эффек­том? – эффективность. 

На вто­ром эта­пе иссле­до­ва­ния осу­ществ­ля­ет­ся ана­лиз предо­став­лен­ных мате­ри­а­лов, в ходе кото­ро­го про­во­ди­лась их интер­пре­та­ция по спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ным кри­те­ри­ям. По ито­гам ана­ли­за оформ­ля­ет­ся пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское заключение.

Пси­хо­ло­ги­че­ская рекон­струк­ция ком­му­ни­ка­тив­ной зада­чи авто­ра по схе­ме В.А. Ядо­ва поз­во­ля­ет выявить сле­ду­ю­щие особенности:

  • опи­са­ние и оцен­ка событий;
  • воз­мож­ные    наме­ре­ния    соста­ви­те­ля документа;
  • канал пере­да­чи информации;
  • усло­вия состав­ле­ния документа;
  • ком­му­ни­ка­тив­ная ситу­а­ция. Пси­хо­ло­ги­че­ская рекон­струк­ция ком­му­ни­ка­тив­ной зада­чи авто­ра по моде­ли Г. Лас­су­эл­ла дает воз­мож­ность выявить:
  • ком­му­ни­ка­то­ра: его взгля­ды, пози­ции, намерения;
  • сооб­ще­ния: тема­ти­че­ские груп­пы публикаций;
  • канал: опо­сре­до­ван­ность тех­ни­че­ски­ми возможностями;
  • ауди­то­рию: лица и груп­пы по типу реа­ги­ро­ва­ния на сооб­ще­ния коммуникатора;
  • эффек­тив­ность сооб­ще­ния: у раз­ных групп аудитории.

Для изу­че­ния доми­ни­ру­ю­щих инте­ре­сов ком­му­ни­ка­то­ра может так­же исполь­зо­вать­ся кон­тент-ана­лиз его тема­ти­че­ских под­пи­сок (а так­же видео­за­пи­сей и запи­сей на стене). Дан­ная про­це­ду­ра поз­во­ля­ет полу­чить не толь­ко каче­ствен­ную, но и коли­че­ствен­ную инфор­ма­цию даже в тех слу­ча­ях, когда про­филь поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети частич­но скрыт и инфор­ма­ция на стене ново­стей пред­став­ле­на скуд­но [15].

При­ме­ни­тель­но к наше­му пред­ме­ту иссле­до­ва­ния тек­сто­вой реаль­но­стью будет сово­куп­ность под­пи­сок поль­зо­ва­те­ля, вне­тек­сто­вой реаль­но­стью – соци­аль­ная ситу­а­ция поль­зо­ва­те­ля онлайн. 

Темой, соот­вет­ствен­но, будет «доми­ни­ру­ю­щие инте­ре­сы поль­зо­ва­те­ля», тема­ти­че­ски­ми еди­ни­ца­ми – груп­пы под­пи­сок, объ­еди­нен­ные по содер­жа­нию. Как пра­ви­ло, чаще все­го выде­ля­ют­ся такие груп­пы инте­ре­сов (тема­ти­че­ские еди­ни­цы), как «эро­ти­ка», «юмор» (как отдель­ную еди­ни­цу мож­но выде­лить так­же «пош­лый юмор»), «авто­мо­би­ли», «мото­цик­лы», «кино, видео», «вир­ту­аль­ные игры», «фут­бол», «раз­вле­че­ния», «потреб­ле­ние», «сплет­ни», «эру­ди­ция» и др. 

Кро­ме того, в соот­вет­ствии с целью иссле­до­ва­ния, осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся таким тема­ти­че­ским еди­ни­цам, как «ору­жие», «агрес­сия, наси­лие», «шок-кон­тент», «алко­голь», «нар­ко­ти­ки», «нецен­зур­ная лек­си­ка», «кри­ми­наль­ная роман­ти­ка» и т. п. Клас­си­фи­ка­ци­он­ны­ми еди­ни­ца­ми будут кон­крет­ные под­пис­ки по каж­дой тема­ти­че­ской еди­ни­це и их количество.

Опре­де­ля­ет­ся воз­мож­ная ком­му­ни­ка­тив­ная зада­ча авто­ра, в том чис­ле воз­дей­ствие на ауди­то­рию, заяв­ле­ние о сво­ей при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ным соци­аль­ным груп­пам, в том чис­ле суб­куль­ту­рам, воз­мож­ность при­ме­не­ния наси­лия и дру­гие характеристики.

Ана­ли­зи­ру­ют­ся такие осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­то­ра, как кру­го­зор (широ­кий, уме­рен­ный, сни­жен­ный), инте­ре­сы (науч­ные, эсте­ти­че­ские, праг­ма­ти­че­ские и др.), оце­ноч­ные суж­де­ния (в том чис­ле, в кон­тек­сте бли­жай­ше­го окру­же­ния, суб­куль­ту­ры, мак­ро­со­ци­у­ма), сте­пень кате­го­рич­но­сти и сте­рео­тип­но­сти суж­де­ний, воз­мож­ные соци­аль­ные представления.

Интер­пре­ти­ру­ют­ся инте­ре­сы ком­му­ни­ка­то­ра по содер­жа­нию, склон­ность к мас­со­вид­ным фор­мам пси­хи­че­ско­го реа­ги­ро­ва­ния, пове­де­ние (по век­то­ру импуль­сив­ность – раци­о­наль­ность), воз­мож­ность совер­ше­ния деви­ант­ных, асо­ци­аль­ных, про­ти­во­прав­ных поступ­ков, зави­си­мость от авто­ри­те­та, воз­мож­ное про­ве­де­ние досу­га (в том чис­ле исполь­зо­ва­ние пси­хо­ак­тив­ных веществ, воз­мож­ная зави­си­мость от них).

Опре­де­ля­ет­ся инте­рес ком­му­ни­ка­то­ра к про­ти­во­по­лож­но­му полу (в том чис­ле воз­мож­ные сек­су­аль­ные деви­а­ции и пер­вер­сии), цен­ность роман­ти­че­ских отно­ше­ний, акцен­ти­ро­ва­ние ген­дер­ной роли, воз­мож­ная агрес­сив­ность (реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать типо­ло­гию состо­я­ний и форм агрес­сии А. Бас­са и А. Дар­ки), подо­зри­тель­ность, враж­деб­ность, обидчивость.

Ана­лиз когни­тив­ной сфе­ры авто­ра реко­мен­ду­ет­ся про­во­дить в свя­зи с эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ной, выяв­лять отно­ше­ние к жиз­нен­ным ситу­а­ци­ям (реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать модель Дж. Кел­ли, его тео­рию лич­ност­ных кон­струк­тов [14]).

Моти­ва­ци­он­ная сфе­ра ана­ли­зи­ру­ет­ся по век­то­ру эгоизм–альтруизм (реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать типо­ло­гию цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ры лич­но­сти Б.С. Бра­ту­ся [16]), выяв­ля­ют­ся воз­мож­ные сим­во­лы пре­сти­жа, зна­чи­мые цен­но­сти, ста­тус­ные пред­по­чте­ния, соот­вет­ствие цен­ност­ных уста­но­вок ком­му­ни­ка­то­ра нор­мам макросоциума. 

Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся исполь­зо­ва­нию атри­бу­тов деструк­тив­ных, деви­ант­ных, кри­ми­наль­ных суб­куль­тур, неустой­чи­вость целей (срав­ни­ва­ет­ся тема­ти­ка пуб­ли­ка­ций за послед­ние несколь­ко лет).

Эмо­ци­о­наль­ная сфе­ра поль­зо­ва­те­ля ана­ли­зи­ру­ет­ся с уче­том воз­мож­ных про­яв­ле­ний агрес­сив­но­сти, тре­вож­но­сти, импуль­сив­но­сти, уве­рен­но­сти в себе, воз­мож­но­го стрем­ле­ния (готов­но­сти) к актив­ным дей­стви­ям, поис­ка поло­жи­тель­ных эмо­ций (напри­мер, юмор), пере­жи­ва­ния, ассо­ци­и­ру­е­мые с рефе­рент­ной груп­пой, роман­ти­че­ские переживания.

Ана­ли­зи­ру­ет­ся воз­мож­ная соци­аль­ная актив­ность авто­ра, общи­тель­ность, широ­кий или узкий круг обще­ния, потреб­ность в обще­нии, потреб­ность в силь­ных пере­жи­ва­ни­ях, склон­ность к рис­ку, воз­мож­ная уста­нов­ка созна­ния (экстраверсия–интроверсия), исполь­зо­ва­ние вир­ту­аль­но­го ресур­са для после­ду­ю­щей актив­но­сти в реаль­ном мире.

Реко­мен­ду­ет­ся опре­де­лить воз­мож­ный тип ими­джа (исполь­зуя, напри­мер, типо­ло­гию И.А. Федо­ро­ва [17]) для уста­нов­ле­ния спе­ци­фи­ки даль­ней­ше­го взаимодействия.

В заклю­че­ние реко­мен­ду­ет­ся соста­вить пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские реко­мен­да­ции для даль­ней­ше­го вза­и­мо­дей­ствия с поль­зо­ва­те­лем и опти­ми­за­ции мораль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го кли­ма­та в обра­зо­ва­тель­ной сре­де организации.

При состав­ле­нии заклю­че­ния реко­мен­ду­ет­ся при­дер­жи­вать­ся сле­ду­ю­щих реко­мен­да­ций. Заклю­че­ние долж­но состо­ять из трех частей: 

  • ввод­ной, в кото­рой ука­зы­ва­ют­ся све­де­ния об испол­ни­те­ле, заказ­чи­ке, осно­ва­ние для исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гии, предо­став­лен­ные в рас­по­ря­же­ние иссле­до­ва­те­ля мате­ри­а­лы, вопро­сы или зада­ния для испол­ни­те­ля, место и вре­мя про­ве­де­ния иссле­до­ва­ния (мето­ди­че­ская база); 
  • основ­ной части, где подроб­но опи­сы­ва­ет­ся ход про­ве­де­ния иссле­до­ва­ния и его пред­ва­ри­тель­ные результаты; 
  • заклю­чи­тель­ной части, в кото­рой могут содер­жать­ся мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции для педа­го­гов и пси­хо­ло­гов и выво­ды, в том слу­чае, если перед иссле­до­ва­те­лем были постав­ле­ны кон­крет­ные вопро­сы или задачи.

Сле­ду­ет учи­ты­вать, что иссле­до­ва­ние носит при­клад­ной харак­тер, поэто­му испол­ни­те­лю реко­мен­ду­ет­ся избе­гать непо­нят­ной для заказ­чи­ка тер­ми­но­ло­гии или в слу­чае ее неиз­беж­но­го исполь­зо­ва­ния вно­сить соот­вет­ству­ю­щие пояс­не­ния; текст заклю­че­ния дол­жен быть чет­ким, понят­ным, сле­ду­ет избе­гать дву­смыс­лен­но­стей; в тек­сте не долж­но содер­жать­ся кате­го­ри­че­ских утвер­жде­ний: с уче­том того, что состав­ля­ет­ся веро­ят­ный пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет, все выво­ды долж­ны носить допу­сти­мый и отно­си­тель­ный характер. 

Эти­че­ские прин­ци­пы прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти пси­хо­ло­га (ува­же­ние досто­ин­ства, прав и сво­бод лич­но­сти, кон­фи­ден­ци­аль­ность, ком­пе­тент­ность и ее гра­ни­цы, зна­ние про­фес­си­о­наль­ной эти­ки, огра­ни­че­ние при­ме­ня­е­мых средств, ответ­ствен­ность, нена­не­се­ние вре­да, реше­ние эти­че­ских дилемм, осо­зна­ние гра­ниц лич­ных и про­фес­си­о­наль­ных воз­мож­но­стей, избе­га­ние кон­флик­та инте­ре­сов и др.) сле­ду­ет соблю­дать по умолчанию.

Выводы

Таким обра­зом, раз­ра­бот­ка и постро­е­ние веро­ят­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети осно­ва­на на систем­ном, дея­тель­ност­ном, субъ­ект­ном под­хо­дах, основ­ных поло­же­ни­ях общей, соци­аль­ной, педа­го­ги­че­ской, воз­раст­ной и юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, ими­дже­ло­гии, осно­вах судеб­но-пси­хо­ло­ги­че­ской экс­пер­ти­зы и мето­дах: ана­ли­за доку­мен­тов с эле­мен­та­ми кон­тент-ана­ли­за, пси­хо­ло­ги­че­ской рекон­струк­ции и состав­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го портрета.

Раз­ра­бот­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети может высту­пать важ­ным аспек­том про­фи­лак­ти­ки соци­аль­ных деви­а­ций в обра­зо­ва­тель­ной сре­де как про­ме­жу­точ­ный этап меж­ду мони­то­рин­гом акка­ун­тов обу­ча­ю­щих­ся в соци­аль­ных сетях и раз­ра­бот­кой прак­ти­че­ских реко­мен­да­ций для педа­го­гов и пси­хо­ло­гов по инди­ви­ду­аль­ной и груп­по­вой рабо­те с про­блем­ны­ми обучающимися.

Список литературы

  1. Анто­но­ва Ю.А. Вир­ту­аль­ное сооб­ще­ство в соци­аль­ной сети как спо­соб рас­про­стра­не­ния экс­тре­мист­ской идео­ло­гии сре­ди моло­де­жи // Поли­ти­че­ская линг­ви­сти­ка. 2012. № 4. С. 71-80.
  2. Баки­на А.В., Махо­ва И.Ю. К вопро­су о пси­хо­ло­ги­че­ских кри­те­ри­ях экс­перт­ной оцен­ки экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти тек­ста // Нау­ка и мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 178-183.
  3. Юри­цин А.Е., Куя­но­ва А.В., Зве­рев В.О., Полов­ни­ков О.Г. Пси­хо­ло­ги­че­ское порт­ре­ти­ро­ва­ние и тех­но­ло­гия про­фай­лин­га в дея­тель­но­сти поли­ции как сред­ство про­ти­во­дей­ствия тер­ро­ри­сти­че­ским актам на транс­пор­те // Пси­хопе­да­го­ги­ка в пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах. 2015. № 3 (62). С. 44-48.
  4. Судеб­но-пси­хо­ло­ги­че­ская экс­пер­ти­за. Пси­хо­ло­го-линг­ви­сти­че­ская экс­пер­ти­за мате­ри­а­лов экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти / сост. Л.З. Под­бе­рез­ки­на, Е.Ю. Федо­рен­ко. Крас­но­ярск, 2012. 46 с.
  5. Берд­ни­ков Д.В. Пси­хо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние экс­тре­мист­ско­го тек­ста: тео­ре­ти­че­ские аспек­ты // Тео­рия и прак­ти­ка судеб­ной экс­пер­ти­зы. 2014. № 4 (36). С. 10-15.
  6. Быков­ская Е.Д. Пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети, име­ю­ще­го экс­тра­вер­ти­ро­ван­ный тип лич­но­сти // Пси­хо­ло­ги­че­ское зна­ние в кон­тек­сте совре­мен­но­сти: тео­рия и прак­ти­ка / под ред. Л. М. Попо­ва, Н. М. Шве­цо­ва. Йош­кар-Ола, 2016. С. 22-26.
  7. Боб­ров­ская А.С. Исполь­зо­ва­ние фра­зео­ло­гиз­мов и нео­ло­гиз­мов ком­му­ни­кан­та­ми соци­аль­ной сети Facebook // Моло­дой иссле­до­ва­тель Дона. 2018. № 2 (11). С. 126-130.
  8. Арти­шев­ская Т.М. Пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ны­ми сетя­ми // Знак: про­блем­ное поле медиа­об­ра­зо­ва­ния. 2012. № 1. С. 6-9.
  9. Цым­ба­лен­ко С.Б., Маке­ев П.С. Медий­ный порт­рет под­рост­ка. М., 2015. 88 с.
  10. Без­бо­го­ва М.С. Соци­аль­ные сети как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния соци­аль­ных уста­но­вок совре­мен­ной моло­де­жи: дис. … канд. пси­хол. наук. М., 2016. 212 с.
  11. Коро­ле­ва Н.Н. Вли­я­ние ком­му­ни­ка­ции в сети Интер­нет на лич­ност­ные осо­бен­но­сти поль­зо­ва­те­лей // Изве­стия РГПУ им. А.И. Гер­це­на. 2004. № 9. С. 168-179.
  12. Бре­дун Е.В., Вау­ли­на Т.А., Шама­ков В.А., Щег­ло­ва Э.А. Тех­но­ло­ги­че­ские зада­чи пси­хо­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния мони­то­рин­га дей­ствий поль­зо­ва­те­ля в элек­трон­ной обра­зо­ва­тель­ной сре­де совре­мен­но­го вуза // Вест­ник Кем­ГУ. 2021. № 1 (85). С. 156-165.
  13. Ядов В.А. Стра­те­гии социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния. Опи­са­ние объ­яс­не­ние, пони­ма­ние соци­аль­ной реаль­но­сти. М., 2003. 596 с.
  14. Андре­ева Г.М. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия. М., 2017. 364 с.
  15. Енга­лы­чев В.Ф., Мои­се­е­ва И.Г., Мои­се­ев А.В. Об осо­бен­но­стях при­ме­не­ния мето­да кон­тент-ана­ли­за в судеб­но-пси­хо­ло­ги­че­ской экс­пер­ти­зе раз­лич­ной пред­мет­ной направ­лен­но­сти // При­клад­ная юри­ди­че­ская пси­хо­ло­гия. 2015. № 3. С. 39-46.
  16. Бра­тусь Б.С. Ано­ма­лии лич­но­сти. Пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход. М., 2019. 912 с.
  17. Федо­ров И.А. Про­ле­го­ме­ны социо­ло­гии духов­ных ком­му­ни­ка­ций. СПб., 2007. 312 с.
Источ­ник: Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский жур­нал «Гауде­а­мус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 45-54. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-45-54

Об авторе

Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Кома­ров — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии ТГУ име­ни Г. Р. Дер­жа­ви­на, веду­щий пси­хо­лог Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций ТГУ име­ни Г. Р. Державина.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest