Введение
В современных условиях цифровизации общества проблема социальных девиаций молодежи в сети Интернет приобретает особую актуальность. Появляется много новых слов для обозначения различных проявлений отклоняющегося и криминального поведения, прямо или косвенно связанного с сетевыми девиациями, включая фишинг, буллинг, троллинг, скулшутинг, что, в свою очередь, формирует новую картину мира, новые идентичности, новые социальные отношения и требует новых ответов на предъявляемые вызовы.
Девиантное поведение молодежи в сети Интернет самым непосредственным образом затрагивает деятельность образовательных учреждений, выступая теперь уже неизбежным фронтом работы педагогов и психологов.
Проблема разработки вероятного психологического портрета пользователя социальной сети в современной науке
В методологическом плане наиболее разработанными являются методики составления психологического портрета преступника для профилактики, предупреждения и расследования преступлений, при этом основополагающее значение придается преступлениям экстремистской направленности, особо тяжким и серийным преступлениям [1–3].
По способу анализа содержания интернет-страницы пользователя методика составления его психологического портрета соответствует методу анализа документов, который используется, в частности, в комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизе документов экстремистского содержания [4].
Так, рассматривая исследование текстов экстремистской направленности, Д.В. Бердников отмечает, что любой текст, в том числе и экстремистский, это продукт осознанной психической деятельности человека, отражающий психологические особенности и оказывающий психологическое воздействие на получателя.
При этом анализ текста рекомендуется проводить на двух уровнях: на первом уровне описывается структура и содержание средств психологического воздействия на адресата; на втором – отраженные в тексте намерения, мотив, цели и содержательные особенности организации психической деятельности автора [5].
Определяя критерии экспертной оценки экстремистской направленности текста, А.В. Бакина и И.Ю. Махова отмечают, что такой анализ должен основываться на следующих методологических принципах: системном, деятельностном, личностном, а также принципе типологизации и выявления уровней проявления психических свойств.
Структурно-функциональные компоненты текста должны включать в себя предметно-содержательный и мотивационно-целевой. Авторы выделяют такие критерии анализа текста, как направленность текста, признаки побуждения (призыва) к определенной деятельности и признаки пропаганды каких-либо взглядов и идей [2].
Анализируя предметно-содержательный компонент текста, авторы рекомендуют учитывать основную тему текста, название текста, понятия, употребляемые в тексте; модальность эмоциональной оценки объекта, которому посвящено повествование; формирование определенной установки аудитории по отношению к этому объекту.
При анализе мотивационно-целевого компонента текста, авторы рекомендуют обращать внимание на подстрекательство аудитории к определенным действиям, в том числе девиантным и противоправным; призывность текста (например, побуждение к активному противоправному действию или преступному бездействию); коммуникативная направленность текста (в том числе использование средств речевого воздействия и техник манипулирования).
В психологической науке при изучении активности пользователей социальных сетей анализируются их психологические особенности, тип характера, темперамент. В частности, проанализировав аккаунты пользователей социальных сетей, имеющих экстравертированный тип личности, Е.Д. Быковская отмечает, что они позиционируют себя в сети как веселого, самоуверенного, счастливого, активного, смелого, нравственного, компанейского, дерзкого и сильного человека.
Пользователь-экстраверт, согласно автору, стремится быть открытым к виртуальному общению со знакомыми и незнакомыми ему людьми; его страница в социальных сетях подписана его собственным именем; основная фотография профиля (аватар) является собственной и активно обновляется; статус и медиа-файлы на странице такого пользователя отражают подробные отчеты о встречах с друзьями, новых знакомствах, различных развлечениях и радостных открытиях; экстраверты объемно размещают информацию о своих успехах и способны проявить настойчивость в защите представленной ими информации.
Соответственно, пользователь-интроверт, наоборот, будет сдержан, замкнут, избегать раскрытия собственного мира другим людям, невнимательно относиться к событиям, происходящих во внешнем мире, а также обладать сниженным фоном настроения [6].
Изучение коммуникативных особенностей пользователя социальных сетей также может принести существенную пользу при составлении его психологического портрета.
А.С. Бобровская, исследовав использование фразеологизмов и неологизмов коммуникантами социальной сети Facebook, пришла к выводам, что неологизмы пользователей этой сети можно разделить на три группы:
- принадлежащие к определенной субкультуре;
- пришедшие из сферы цифровых технологий;
- жаргонные неологизмы из кино, литературы и других источников, в том числе выступлений публичных персон, политиков и т. п.
Эти неологизмы представляют собой полноценный инструмент современной мгновенной сетевой коммуникации, а кроме того, помогают найти общий язык пользователям Интернета и облегчить процесс взаимопонимания [7].
Анализируя психологический портрет пользователей социальных сетей, Т.М. Артишевская отмечает, что в Интернете люди обманывают значительно чаще, чем в реальной жизни, пользователи стремятся приукрасить действительность, обезопасить себя от различных посягательств, стремятся казаться интереснее и привлекательнее, создав идеализированный виртуальный образ.
Как показывают данные проведенного автором опроса, основная мотивация пользователей состоит в развлечении, общении и получении информации, более частные виды мотивации, по ответам респондентов, это самопрезентация, создание имиджа, бизнес, компенсация недостатка общения в реальной жизни, интересное времяпрепровождение, борьба со скукой.
Согласно автору, большинство пользователей не осознают, что теряют время за компьютером, что они не могут полноценно общаться в реальной жизни, при этом оценка социальных сетей как общественного явления неоднозначна [8].
Психологический анализ возможного содержания мотивационной сферы пользователя социальной сети также выступает важной составляющей его психологического портрета.
С.Б. Цымбаленко и П.С. Макеев, анализируя медийный портрет подростка, выделяют следующие мотивы информационно-коммуникативной деятельности:
- увлечение интересным занятием, возможность через него реализовать себя;
- возможность общаться с друзьями и интересными взрослыми;
- ориентированность на будущую профессию;
- уже в юном возрасте деятельность у многих ориентирована на изменение социальной среды – возможность сделать что-то полезное для других, изменять окружающий мир.
Авторы полагают, что за последние годы сложилось новое, цифровое поколение с иным входом в мир знаний и человеческих отношений, дети рождаются и живут в условиях интернет-коммуникации и цифровых технологий, при этом информационно-коммуникативная деятельность подрастающего поколения является фактором развития личности и эффективным социальным фактором преобразования информационно-образовательного пространства общества [9].
В исследовании М.С. Безбоговой, посвященном влиянию социальных сетей на формирование социальных установок современной молодежи, показано, что социально-психологический механизм формирования аттитюдов в социальных сетях включает в себя выбор акцентированной потребности, формирование сообщения с использованием манипулятивных методов, функционирование социально-психологических механизмов и дифференцированных механизмов удовлетворения акцентированных потребностей и фиксации информации.
При этом ведущими потребностями выступают потребности в повышении и поддержании статуса, самооценки, идентификации и успехе, которые, в свою очередь, связаны с такими индивидуальными особенностями пользователей, как мотивация достижения успеха, креативность, высокая собственная значимость и ориентация на текущий момент времени.
Большую роль в формировании установки играет повторение информации. Согласно автору, при повторении этой информации больше семи раз, начинается процесс формирования установки или ее кристаллизации в соответствии с кривой забывания Эббингауза [10].
Для более подробного психологического анализа сетевой активности пользователя c целью построения его психологического портрета можно определить его социальную роль и статус в интернет-сообществе. Так, анализируя проявления экстремизма в социальной сети ВКонтакте, Ю.А. Антонова выделяет 4 группы участников виртуального сообщества:
- провокаторы-обличители, как правило, основатели групп, могут придерживаться крайних, радикальных взглядов;
- ведомые, с более нейтральными взглядами, но поддающиеся психологическому воздействию;
- тролли;
- антиподы провокаторов, могут выступать защитниками тех, на кого направлены высказывания обличителей.
При этом виртуальное сообщество, по мнению автора, можно рассматривать как особый гипертекст со всеми присущими тексту признаками, включая информативность, связность, смысловую целостность, завершенность, членимость, ситуативность, интенциональность.
Согласно автору, сообщества, направленные на дискредитацию какой-либо социальной группы, имеют двойного адресата: тех, кто разделяет взгляды сообщества, и тех, против кого данное сообщество выступает (а также защитников дискредитируемой группы).
Чаще всего коммуникация в таких группах носит характер вербальной агрессии, служит выражением отрицательных эмоций, снимает напряжение, дает психологическую разрядку, но в то же время может иметь целенаправленное намерение нанести коммуникативный урон адресату.
Высказывания в таких сообществах можно разделить на подкрепленные аргументами (однозначные объяснения проблем; разделение реальности на абсолютное добро и абсолютное зло; гиперболизация проблемы, придание ей глобального смысла; игнорирование, нивелирование других норм и ценностей) и лишенные аргументации (в том числе, наклеивание ярлыков, призывы к насилию и т. п.).
Н.Н. Королева, изучая влияние коммуникации в Интернете на личностные особенности пользователей, пришла к выводам, что пользователи с длительным стажем сетевого общения (5 лет и более) используют Интернет для личных контактов и новых знакомств, отмечают часто возникающие мысли, фантазии об Интернете в то время, когда они находятся вне сети, у них происходит изменение распорядка дня и пренебрежение сном ради сетевого общения; предпочитают виртуальное общение реальному и испытывают проблемы в реальной жизни из-за увлеченности Интернетом, что указывает на сформированную интернет-зависимость.
Автор полагает, что общение в сети в течение нескольких лет для молодых людей может служить средством гиперкомпенсации внутриличностных проблем, причины которых могут лежать в области семейных отношений и социальных контактов.
Длительное время, проводимое молодым человеком за компьютером, может приводить к затруднениям в процессе общения, что может привести к негативным последствиям, в том числе интернет-зависимости [11].
Разработка психологического портрета пользователя социальной сети может выступать важным звеном профилактики социальных девиаций в образовательной среде.
Первичным этапом такой профилактики может выступать мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях на предмет девиантного и противоправного контента [12].
При обнаружении указанного контента должно проводиться более детальное его изучение и психологическим инструментарием на данном этапе может выступать составление психологического портрета, на основании которого разрабатываются практические рекомендации для педагогов и психологов по дальнейшей индивидуальной или групповой работы с проблемными обучающимися. С этой целью была разработана психологическая технология, которая представлена ниже.
Психологическая технология составления вероятного психологического портрета пользователя социальных сетей
Данная технология рекомендуется для использования практическими психологами, психологами-экспертами, педагогами для определения психологических особенностей пользователя социальных сетей на примере сети ВКонтакте, более эффективного психолого-педагогического взаимодействия с ним.
Рекомендуется сопоставлять данные, полученные по данной технологии, с данными непосредственного взаимодействия с субъектом (наблюдение, беседа, интервью) и результатами применения стандартизированных психологических методик (тесты), если есть такая возможность.
Цель использования данной психотехнологии – разработка психологического портрета пользователя для профилактики социальных девиаций, криминального поведения, разработки методических рекомендаций педагогам и психологам по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков с выявленными социальными девиациями.
Для реализации данной технологии необходима информация об активности субъекта в социальных сетях в форме непосредственного доступа к его аккаунту либо сделанные с его страницы скриншоты.
Методологическую основу технологии составляют системный, деятельностный, субъектный подходы, основные положения общей, социальной, педагогической, возрастной и юридической психологии, имиджелогии, основ судебно-психологической экспертизы.
Основным методом исследования выступает метод анализа документов, который дает специалисту возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному обществу в определенный исторический период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
Документ в ходе исследования анализируется по следующим параметрам: личный – безличный, официальный – неофициальный, первичный – вторичный, целевой – нецелевой, описательный – оценочный.
В ходе исследования анализируется имеющийся материал как документ психологического содержания, осуществляется систематизация полученных результатов, психологическая реконструкция коммуникативной задачи автора, составляется вероятный психологический портрет пользователя, а также психологическая реконструкция возможного диапазона реакций аудитории.
Анализируются копии имеющегося документа. Осуществляется также выборочный (с учетом конкретных задач и времени) анализ самой страницы пользователя. В процессе анализа научно-методологических исследований по данной проблеме разрабатываются критерии оценки материала.
Психологическую реконструкцию рекомендуется проводить по схеме В.А. Ядова [13], включающей описание событий и их оценку, анализ намерений составителя документа, канал передачи информации, условия составления документа, коммуникативная ситуация.
Применяются элементы методики составления психологического портрета личности с учетом специфики полученной информации. Может использоваться также модель Г. Лассуэлла [14], созданная для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации. Модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу, включает пять элементов:
- кто? (передает сообщение) – коммуникатор;
- что? (передается) – сообщение (текст);
- как? (осуществляется передача) – канал;
- кому? (направлено сообщение) – аудитория;
- с каким эффектом? – эффективность.
На втором этапе исследования осуществляется анализ предоставленных материалов, в ходе которого проводилась их интерпретация по специально разработанным критериям. По итогам анализа оформляется психолого-педагогическое заключение.
Психологическая реконструкция коммуникативной задачи автора по схеме В.А. Ядова позволяет выявить следующие особенности:
- описание и оценка событий;
- возможные намерения составителя документа;
- канал передачи информации;
- условия составления документа;
- коммуникативная ситуация. Психологическая реконструкция коммуникативной задачи автора по модели Г. Лассуэлла дает возможность выявить:
- коммуникатора: его взгляды, позиции, намерения;
- сообщения: тематические группы публикаций;
- канал: опосредованность техническими возможностями;
- аудиторию: лица и группы по типу реагирования на сообщения коммуникатора;
- эффективность сообщения: у разных групп аудитории.
Для изучения доминирующих интересов коммуникатора может также использоваться контент-анализ его тематических подписок (а также видеозаписей и записей на стене). Данная процедура позволяет получить не только качественную, но и количественную информацию даже в тех случаях, когда профиль пользователя социальной сети частично скрыт и информация на стене новостей представлена скудно [15].
Применительно к нашему предмету исследования текстовой реальностью будет совокупность подписок пользователя, внетекстовой реальностью – социальная ситуация пользователя онлайн.
Темой, соответственно, будет «доминирующие интересы пользователя», тематическими единицами – группы подписок, объединенные по содержанию. Как правило, чаще всего выделяются такие группы интересов (тематические единицы), как «эротика», «юмор» (как отдельную единицу можно выделить также «пошлый юмор»), «автомобили», «мотоциклы», «кино, видео», «виртуальные игры», «футбол», «развлечения», «потребление», «сплетни», «эрудиция» и др.
Кроме того, в соответствии с целью исследования, особое внимание уделяется таким тематическим единицам, как «оружие», «агрессия, насилие», «шок-контент», «алкоголь», «наркотики», «нецензурная лексика», «криминальная романтика» и т. п. Классификационными единицами будут конкретные подписки по каждой тематической единице и их количество.
Определяется возможная коммуникативная задача автора, в том числе воздействие на аудиторию, заявление о своей принадлежности к определенным социальным группам, в том числе субкультурам, возможность применения насилия и другие характеристики.
Анализируются такие особенности коммуникатора, как кругозор (широкий, умеренный, сниженный), интересы (научные, эстетические, прагматические и др.), оценочные суждения (в том числе, в контексте ближайшего окружения, субкультуры, макросоциума), степень категоричности и стереотипности суждений, возможные социальные представления.
Интерпретируются интересы коммуникатора по содержанию, склонность к массовидным формам психического реагирования, поведение (по вектору импульсивность – рациональность), возможность совершения девиантных, асоциальных, противоправных поступков, зависимость от авторитета, возможное проведение досуга (в том числе использование психоактивных веществ, возможная зависимость от них).
Определяется интерес коммуникатора к противоположному полу (в том числе возможные сексуальные девиации и перверсии), ценность романтических отношений, акцентирование гендерной роли, возможная агрессивность (рекомендуется использовать типологию состояний и форм агрессии А. Басса и А. Дарки), подозрительность, враждебность, обидчивость.
Анализ когнитивной сферы автора рекомендуется проводить в связи с эмоционально-оценочной, выявлять отношение к жизненным ситуациям (рекомендуется использовать модель Дж. Келли, его теорию личностных конструктов [14]).
Мотивационная сфера анализируется по вектору эгоизм–альтруизм (рекомендуется использовать типологию ценностно-смысловой сферы личности Б.С. Братуся [16]), выявляются возможные символы престижа, значимые ценности, статусные предпочтения, соответствие ценностных установок коммуникатора нормам макросоциума.
Особое внимание уделяется использованию атрибутов деструктивных, девиантных, криминальных субкультур, неустойчивость целей (сравнивается тематика публикаций за последние несколько лет).
Эмоциональная сфера пользователя анализируется с учетом возможных проявлений агрессивности, тревожности, импульсивности, уверенности в себе, возможного стремления (готовности) к активным действиям, поиска положительных эмоций (например, юмор), переживания, ассоциируемые с референтной группой, романтические переживания.
Анализируется возможная социальная активность автора, общительность, широкий или узкий круг общения, потребность в общении, потребность в сильных переживаниях, склонность к риску, возможная установка сознания (экстраверсия–интроверсия), использование виртуального ресурса для последующей активности в реальном мире.
Рекомендуется определить возможный тип имиджа (используя, например, типологию И.А. Федорова [17]) для установления специфики дальнейшего взаимодействия.
В заключение рекомендуется составить психолого-педагогические рекомендации для дальнейшего взаимодействия с пользователем и оптимизации морально-психологического климата в образовательной среде организации.
При составлении заключения рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций. Заключение должно состоять из трех частей:
- вводной, в которой указываются сведения об исполнителе, заказчике, основание для использования технологии, предоставленные в распоряжение исследователя материалы, вопросы или задания для исполнителя, место и время проведения исследования (методическая база);
- основной части, где подробно описывается ход проведения исследования и его предварительные результаты;
- заключительной части, в которой могут содержаться методические рекомендации для педагогов и психологов и выводы, в том случае, если перед исследователем были поставлены конкретные вопросы или задачи.
Следует учитывать, что исследование носит прикладной характер, поэтому исполнителю рекомендуется избегать непонятной для заказчика терминологии или в случае ее неизбежного использования вносить соответствующие пояснения; текст заключения должен быть четким, понятным, следует избегать двусмысленностей; в тексте не должно содержаться категорических утверждений: с учетом того, что составляется вероятный психологический портрет, все выводы должны носить допустимый и относительный характер.
Этические принципы практической деятельности психолога (уважение достоинства, прав и свобод личности, конфиденциальность, компетентность и ее границы, знание профессиональной этики, ограничение применяемых средств, ответственность, ненанесение вреда, решение этических дилемм, осознание границ личных и профессиональных возможностей, избегание конфликта интересов и др.) следует соблюдать по умолчанию.
Выводы
Таким образом, разработка и построение вероятного психологического портрета пользователя социальной сети основана на системном, деятельностном, субъектном подходах, основных положениях общей, социальной, педагогической, возрастной и юридической психологии, имиджелогии, основах судебно-психологической экспертизы и методах: анализа документов с элементами контент-анализа, психологической реконструкции и составления психологического портрета.
Разработка психологического портрета пользователя социальной сети может выступать важным аспектом профилактики социальных девиаций в образовательной среде как промежуточный этап между мониторингом аккаунтов обучающихся в социальных сетях и разработкой практических рекомендаций для педагогов и психологов по индивидуальной и групповой работе с проблемными обучающимися.
Список литературы
- Антонова Ю.А. Виртуальное сообщество в социальной сети как способ распространения экстремистской идеологии среди молодежи // Политическая лингвистика. 2012. № 4. С. 71-80.
- Бакина А.В., Махова И.Ю. К вопросу о психологических критериях экспертной оценки экстремистской направленности текста // Наука и мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 178-183.
- Юрицин А.Е., Куянова А.В., Зверев В.О., Половников О.Г. Психологическое портретирование и технология профайлинга в деятельности полиции как средство противодействия террористическим актам на транспорте // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 44-48.
- Судебно-психологическая экспертиза. Психолого-лингвистическая экспертиза материалов экстремистской направленности / сост. Л.З. Подберезкина, Е.Ю. Федоренко. Красноярск, 2012. 46 с.
- Бердников Д.В. Психологическое исследование экстремистского текста: теоретические аспекты // Теория и практика судебной экспертизы. 2014. № 4 (36). С. 10-15.
- Быковская Е.Д. Психологический портрет пользователя социальной сети, имеющего экстравертированный тип личности // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика / под ред. Л. М. Попова, Н. М. Швецова. Йошкар-Ола, 2016. С. 22-26.
- Бобровская А.С. Использование фразеологизмов и неологизмов коммуникантами социальной сети Facebook // Молодой исследователь Дона. 2018. № 2 (11). С. 126-130.
- Артишевская Т.М. Психологический портрет пользователя социальными сетями // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. № 1. С. 6-9.
- Цымбаленко С.Б., Макеев П.С. Медийный портрет подростка. М., 2015. 88 с.
- Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 212 с.
- Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 9. С. 168-179.
- Бредун Е.В., Ваулина Т.А., Шамаков В.А., Щеглова Э.А. Технологические задачи психологического обеспечения мониторинга действий пользователя в электронной образовательной среде современного вуза // Вестник КемГУ. 2021. № 1 (85). С. 156-165.
- Ядов В.А. Стратегии социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003. 596 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2017. 364 с.
- Енгалычев В.Ф., Моисеева И.Г., Моисеев А.В. Об особенностях применения метода контент-анализа в судебно-психологической экспертизе различной предметной направленности // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 39-46.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М., 2019. 912 с.
- Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб., 2007. 312 с.
Об авторе
Владимир Владимирович Комаров — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени Г. Р. Державина, ведущий психолог Центра исследований социальных девиаций ТГУ имени Г. Р. Державина.
Смотрите также:
- Абросимова Е.Е. Портрет современного ребенка-видеоблогера
- Комаров В.В. Психолого-педагогическая профилактика размещения подростками деструктивного и аутодеструктивного контента в социальных сетях и мессенджерах
- Косова В.А. Взаимосвязь акцентуации характера и проявления интернет-зависимости у подростков, увлекающихся интернет-блогингом
- Малахаева С.К., Потапов Р.С. Агрессивность и аутоагрессивность в сетевом тексте: контент-анализ страниц в социальной сети «ВКонтакте»