Косова В.А. Взаимосвязь акцентуации характера и проявления интернет-зависимости у подростков, увлекающихся интернет-блогингом

К

Интер­нет-зави­си­мость под­ра­зу­ме­ва­ет дли­тель­ное про­вож­де­ние вре­ме­ни в интер­не­те с пол­ным погру­же­ни­ем в онлайн-сре­ду и ухо­дом от окру­жа­ю­щей реаль­но­сти. Интер­нет-аддик­ции мож­но тоже клас­си­фи­ци­ро­вать на несколь­ко под­ви­дов. Такая аддик­ция может сфор­ми­ро­вать­ся в про­цес­се игры (это не все­гда мож­но счи­тать имен­но интернет-зависимостью. 

В зави­си­мо­сти от вида игры, устрой­ства, это может быть и ком­пью­тер­но-игро­вая зави­си­мость), в про­цес­се изу­че­ния новой инфор­ма­ции как навяз­чи­вая потреб­ность «извлечь всю поль­зу и зна­ния», в про­цес­се про­смот­ра филь­мов (так же неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты выде­ля­ют отдель­но про­смотр пор­но­филь­мов), навяз­чи­вая потреб­ность в обще­нии в сети интер­нет, «без­дум­ное» листа­ние новост­ной лен­ты может высту­пить фор­мой интер­нет-зави­си­мо­сти так же, в том чис­ле в каче­стве защит­но­го механизма.

В послед­нее вре­мя, очень попу­ляр­ным заня­ти­ем сре­ди под­рост­ков и моло­дых людей стал бло­гинг – веде­ние лич­ной интер­нет-стра­ни­цы, транс­ли­ро­ва­ние сво­е­го опы­та и мыс­лей, сво­их эсте­ти­че­ских вкусов. 

Такое увле­че­ние мож­но выде­лить в каче­стве отдель­ной под­ка­те­го­рии интер­нет-зави­си­мо­сти, так как оно тре­бу­ет боль­шо­го коли­че­ства вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в соц­се­тях и на плат­фор­мах, пред­на­зна­чен­ных для бло­гин­га, вызы­вая пол­ное погру­же­ние в интер­нет-ресур­сы и отрыв от реальности.

Одна­ко, не каж­дый под­ро­сток под­вер­жен интер­нет-зави­си­мо­сти. Аддик­тив­ное пове­де­ние явля­ет­ся след­стви­ем мно­гих фак­то­ров: состо­я­ния эмо­ци­о­наль­но- воле­вой сфе­ры, моти­ва­ци­он­ная сфе­ра лич­но­сти, каче­ство меж­лич­ност­ных отно­ше­ний, пере­не­сен­ные потрясения.

В насто­я­щее вре­мя важ­но пони­мать, какой имен­но фак­тор послу­жил при­чи­ной про­яв­ле­ния интер­нет-аддик­тив­но­го пове­де­ния, что­бы предот­вра­тить или скор­рек­ти­ро­вать нега­тив­ные дли­тель­ные состо­я­ния лич­но­сти, ухуд­ше­ние соци­аль­ной сфе­ры жиз­ни под­рост­ка – имен­но в этом состо­ит акту­аль­ность про­бле­мы исследования.

Наи­бо­лее инте­рес­ным фак­то­ром для наше­го иссле­до­ва­ния явля­ет­ся про­яв­ле­ние акцен­ту­а­ции харак­те­ра под­рост­ка. Акцен­ту­а­ция это уси­лен­ные до опре­де­лён­ной сте­пе­ни чер­ты лич­но­сти и харак­те­ра, выра­жа­ю­щие край­ний вари­ант нор­мы (К. Леон­гард, Н. Шми­шек, Б.Н. Гануш­кин и др.)[1].

Нами была выдви­ну­та сле­ду­ю­щая гипо­те­за: под­рост­кам с при­зна­ка­ми интер­нет- зави­си­мо­сти от бло­гин­га свой­ствен­ны такие ярко-выра­жен­ные акцен­ту­а­ции, как демон­стра­тив­ная, аффек­тив­но-экзаль­ти­ро­ван­ная, эмотивная. 

Целью наше­го иссле­до­ва­ния ста­ла диа­гно­сти­ка акцен­ту­а­ций харак­те­ра у под­рост­ков, увле­ка­ю­щих­ся бло­гин­гом и не увле­ка­ю­щих­ся бло­гин­гом. Для ее дости­же­ния, были опре­де­ле­ны сле­ду­ю­щие эта­пы – основ­ные зада­чи: най­ти под­рост­ков, серьез­но увле­ка­ю­щих­ся бло­гин­гом и под­рост­ков, кото­рые не раз­де­ля­ют это­го увле­че­ния, про­ве­сти диа­гно­сти­ку нали­чия интер­нет-зави­си­мо­сти с помо­щью теста-опрос­ни­ка С.А. Кула­ко­ва, про­ве­сти диа­гно­сти­ку акцен­ту­а­ции харак­те­ра с помо­щью опрос­ни­ка Н. Шми­ше­ка, К. Леон­гар­да на опре­де­ле­ние акцен­ту­а­ции харак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та лич­но­сти и про­ве­сти ста­ти­сти­че­ский ана­лиз дан­ных с помо­щью мате­ма­ти­че­ско­го кри­те­рия Фишера.

В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 317 под­рост­ков из школь­но­го ком­плек­са №97 (г. Москва), гим­на­зия №18 (г. Коро­лев), ГБОУ ВО МГОТУ в под­раз­де­ле­нии Тех­ни­кум тех­но­ло­гии и дизай­на, соци­аль­ная сеть Instagram (здесь был допол­ни­тель­ный кри­те­рий – бло­гер дол­жен был про­жи­вать в РФ), в воз­расте от 12 до 16 лет, из кото­рых 169 чело­век – девоч­ки, а 140 чело­век - мальчики. 

Сре­ди них были под­рост­ки, зани­ма­ю­щи­е­ся бло­гин­гом (под­рост­ком-бло­ге­ром мы счи­та­ли тако­го под­рост­ка, у кото­ро­го насчи­ты­ва­ет­ся от 1000 под­пис­чи­ков в соци­аль­ной сети) – экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па, и под­рост­ки, не зани­ма­ю­щи­е­ся бло­гин­гом – кон­троль­ная группа.

После завер­ше­ния иссле­до­ва­ния, была выгру­же­на пол­ная таб­ли­ца с отве­та­ми на иссле­до­ва­ние. Так как нас инте­ре­со­ва­ла не сте­пень про­яв­ле­ния акцен­ту­а­ций, а их каче­ство, под­рост­ки со сред­ним и сла­бым про­яв­ле­ни­ем акцен­ту­а­ций в иссле­до­ва­ние вклю­че­ны не были. В ито­ге, в экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу вошло 122 чело­ве­ка, из кото­рых 62 чело­ве­ка – девуш­ки, а 60 чело­век – юно­ши, а в кон­троль­ную – 116 чело­век, из кото­рых 56 чело­век – девуш­ки, а 60 – юно­ши от 12 до 16 лет.

Для изу­че­ния про­яв­ле­ния акцен­ту­а­ций харак­те­ра был исполь­зо­ван тест- опрос­ник К. Леон­гар­да и Г. Шми­ше­ка «Мето­ди­ка изу­че­ния акцен­ту­а­ций харак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та личности».

Испы­ту­е­мым пред­ла­га­лось отве­тить на 88 вопро­сов выби­рая один из двух вари­ан­тов отве­та: «да» или «нет». Этот опрос­ник поз­во­лил опре­де­лить нали­чие или отсут­ствие акцен­ту­а­ции харак­те­ра, а так­же ее вид.

Мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли дан­ные, полу­чен­ные в ходе иссле­до­ва­ния, и полу­чи­ли сле­ду­ю­щие резуль­та­ты (рисун­ки 1, 2).

Рисунок 1. Данные по методике Н. Шмишека для группы «блогеры».
Рису­нок 1. Дан­ные по мето­ди­ке Н. Шми­ше­ка для груп­пы «бло­ге­ры».
Рисунок 2. Данные по методике Н. Шмишека для группы «не блогеры».
Рису­нок 2. Дан­ные по мето­ди­ке Н. Шми­ше­ка для груп­пы «не блогеры».

Исхо­дя из при­ве­ден­ных выше гисто­грамм, мы можем сде­лать сле­ду­ю­щие выводы:

  1. в груп­пе «под­рост­ки-бло­ге­ры с интер­нет-зави­си­мо­стью» наи­бо­лее выра­же­ны аффек­тив­но-экзаль­ти­ро­ван­ный и демон­стра­тив­ный тип акцентуации,
  2. в груп­пе «под­рост­ки-бло­ге­ры без   интер­нет-зави­си­мо­сти» наи­бо­лее выра­жен гипер­ти­ми­че­ский тип акцентуации,
  3. в груп­пе «под­рост­ки не бло­ге­ры с интер­нет-зави­си­мо­стью» наи­бо­лее выра­жен гипер­ти­ми­че­ский тип акцентуации,
  4. в груп­пе «под­рост­ки не бло­ге­ры без интер­нет-зави­си­мо­сти» наи­бо­лее выра­жен гипер­ти­ми­че­ский тип акцентуации.

Мы про­из­ве­ли ана­лиз дан­ных с помо­щью мате­ма­ти­че­ско­го кри­те­рия Фише­ра. Дан­ные ана­ли­за пред­став­ле­ны в таб­ли­це 1:

Таблица 1. Данные расчета по математическому критерию Фишера

Таблица 1. Данные расчета по математическому критерию Фишера.

Выяв­ле­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия в про­цент­ных долях по шка­ле: «Нали­чие интер­нет-зави­си­мо­сти» (20,22%) и груп­пе «Отсут­ствие интер­нет- зави­си­мо­сти» (0%) по шка­ле: «Демон­стра­тив­ный тип» (φ = 4,577; p<0,01) (рису­нок 3).

Рисунок 3. Данные по акцентуации «демонстративный тип».
Рису­нок 3. Дан­ные по акцен­ту­а­ции «демон­стра­тив­ный тип».

Испы­ту­е­мые с интер­нет-зави­си­мо­стью более арти­стич­ны, им хочет­ся и нра­вит­ся быть на виду у осталь­ных. Они прак­ти­че­ски нико­гда не всту­па­ют в откры­тую кон­фрон­та­цию, но склон­ны доби­вать­ся сво­е­го с помо­щью убеж­де­ния и мани­пу­ля­ций. Так­тич­ны, при­ят­ны в обще­нии, доб­ро­же­ла­тель­ны. Им свой­ствен­на, лег­ка и понят­на роль лиде­ра в кол­лек­ти­ве, одна­ко в меж­лич­ност­ном обще­нии они могут быть скуд­ны на эмо­ции, недо­вер­чи­вы к дру­гу, роди­те­лю или партнеру.

Про­цент­ная доля испы­ту­е­мых в груп­пе «Нали­чие интер­нет-зави­си­мо­сти» (5,62%) ста­ти­сти­че­ски боль­ше про­цент­ной доли испы­ту­е­мых груп­пы «Отсут­ствие интер­нет-зави­си­мо­сти» (0%) по шка­ле: «Воз­бу­ди­мый тип» (φ = 2,348; p<0,01) (рису­нок 4).

Рисунок 4. Данные по акцентуации «возбудимый тип».
Рису­нок 4. Дан­ные по акцен­ту­а­ции «воз­бу­ди­мый тип».

Спо­соб­ность к само­кон­тро­лю у испы­ту­е­мых с интер­нет-зави­си­мо­стью низ­кая, они импуль­сив­ны, склон­ны к необ­ду­ман­ным поступ­кам – «сна­ча­ла дела­ют, потом дума­ют», из-за чего в послед­ствии могут силь­но переживать. 

Под­рост­ки-бло­ге­ры с при­зна­ка­ми интер­нет-зави­си­мо­сти име­ют повы­шен­ную реак­тив­ность нерв­ной систе­мы – склон­ны реа­ги­ро­вать внут­рен­ним изме­не­ни­ем на внеш­ний раз­дра­жи­тель чаще, чем их сверст­ни­ки без при­зна­ков интер­нет-зави­си­мо­сти. Любая кри­ти­ка может силь­но их рас­стро­ить и послу­жить при­чи­ной для кон­флик­та (ред­ко) или для мани­пу­ля­ции либо убеж­де­ния в соб­ствен­ной право­те и уникальности.

Выяв­ле­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия в про­цент­ных долях по шка­ле: «Нали­чие интер­нет-зави­си­мо­сти» (68,54%) и груп­пе «Отсут­ствие интер­нет- зави­си­мо­сти» (6,06%) по шка­ле: «Аффек­тив­но-экзаль­ти­ро­ван­ный тип» (φ = 7,13; p<0,01) (рису­нок 5).

Рисунок 5. Данные по акцентуации «аффективно-экзальтированный тип».
Рису­нок 5. Дан­ные по акцен­ту­а­ции «аффек­тив­но-экзаль­ти­ро­ван­ный тип».

Груп­пе испы­ту­е­мых с интер­нет-зави­си­мо­стью свой­ствен­на высо­кая интен­сив­ность и измен­чи­вость эмо­ци­о­наль­ных реак­ций. Они более искрен­ны, чем их сверст­ни­ки, из-за чего часто тер­пят бед­ствия в реаль­ной жиз­ни при меж­лич­ност­ном обще­нии и попыт­ках дове­рять. Их стра­те­гия – избе­га­ние кон­флик­тов и труд­но­стей. Они доволь­но эмо­ци­о­наль­но и пове­ден­че­ски пла­стич­ны, что поз­во­ля­ет им сле­до­вать опи­сан­ной выше стра­те­гии. При­бе­гая к мани­пу­ля­ци­ям и убеж­де­нию или же нахо­дя ком­про­мисс, они могут раз­ре­шить почти любой кон­фликт или труд­ность. Пси­хи­че­ские про­цес­сы про­те­ка­ют у них доста­точ­но быст­ро, реак­ция на любые собы­тия в реаль­ной жиз­ни доста­точ­но ост­рая, одна­ко, такие под­рост­ки пред­по­чи­та­ют не делить­ся ей с окру­жа­ю­щи­ми в офлайне.

Выяв­ле­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия в про­цент­ных долях по шка­ле: «Нали­чие интер­нет-зави­си­мо­сти» (0%) и груп­пе «Отсут­ствие интер­нет- зави­си­мо­сти» (9,09%) по шка­ле: «Эмо­тив­ный тип» (φ = 3,006; p<0,01) (рису­нок 6).

Рисунок 6. Данные по акцентуации «эмотивный тип».
Рису­нок 6. Дан­ные по акцен­ту­а­ции «эмо­тив­ный тип».

Под­рост­ки без при­зна­ков интер­нет-зави­си­мо­сти чаще спо­соб­ны испы­ты­вать глу­бо­кие, погло­ща­ю­щие чув­ства, склон­ны эффек­тив­нее ана­ли­зи­ро­вать и пони­мать свои состо­я­ния и ощу­ще­ния, чем сверст­ни­ки. По этой же при­чине могут быть силь­но обид­чи­вы. Очень мяг­кие в меж­лич­ност­ном обще­нии. Гораз­до более про­ни­ца­тель­ны, чем осталь­ные под­рост­ки, спо­соб­ны к состра­да­нию. У таких под­рост­ков очень хоро­шо раз­ви­та эмпа­тия. Они часто могут най­ти под­ход к любо­му человеку.

В   резуль­та­те   про­ве­ден­но­го   иссле­до­ва­ния    мы   можем   сде­лать   сле­ду­ю­щие выво­ды:

  1. полу­чен­ные резуль­та­ты под­твер­жда­ют связь акцен­ту­а­ции харак­те­ра и рис­ка погру­же­ния в деструк­тив­ные для лич­но­сти и/или обще­ства моде­ли пове­де­ния, в том чис­ле и интер­нет-зави­си­мость [3; 6];
  2. сре­ди под­рост­ков-бло­ге­ров, стра­да­ю­щих интер­нет-зави­си­мо­стью, чаще все­го встре­ча­ет­ся аффек­тив­но-экзаль­ти­ро­ван­ный (50%) и демон­стра­тив­ный (14%) типы акцен­ту­а­ций. Это гово­рит нам о том, что такие под­рост­ки все­гда ста­ра­ют­ся соот­вет­ство­вать обра­зу, выстро­ен­но­му в бло­ге, могут с оби­дой вос­при­ни­мать кри­ти­ку, эмо­ци­о­наль­ны, любят, когда их хва­лят или вос­хи­ща­ют­ся (что про­во­ци­ру­ет завы­шен­ную или зани­жен­ную самооценку);
  3. осталь­ные же под­рост­ки, в боль­шин­стве, име­ют гипер­ти­ми­че­скую акцен­ту­а­цию (74% опро­шен­ных под­рост­ков без интер­нет-зави­си­мо­сти). Такие под­рост­ки име­ют мно­го дру­зей и увле­че­ний, ста­ра­ют­ся вез­де успеть и поучаст­во­вать. Они любят нахо­дить­ся в цен­тре вни­ма­ния, при этом вос­при­ни­ма­ют себя доста­точ­но реаль­но. Поэто­му най­ти баланс меж­ду онлайн и офлайн у них полу­ча­ет­ся луч­ше, чем у под­рост­ков-бло­ге­ров с интернет-зависимостью;
  4. каж­дый тип выра­жен­ной акцен­ту­а­ции неот­рыв­но свя­зан с труд­но­стя­ми в ком­му­ни­ка­ции и меж­лич­ност­ны­ми отно­ше­ни­я­ми. Не исклю­ча­ют­ся такие вари­ан­ты ком­му­ни­ка­тив­ных деви­а­ций, как постро­е­ние пара­со­ци­аль­ных связей.

Литература

  1. Еки­мов­ская М. А. Инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность, как гло­баль­ная про­бле­ма чело­ве­че­ства // Моло­дой уче­ный. —2015. — №6.4. — С. 84-87.
  2. Ошев­ский Д.С., Мар­ты­но­ва И.Р. Копинг-стра­те­гии под­рост­ков с акцен­ту­а­ци­я­ми харак­те­ра, склон­ных к про­яв­ле­нию агрес­сии // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние: Элек­трон­ный жур­нал. – 2013. - №3 [Элек­трон­ный ресурс].
  3. Лос­ку­то­ва В.А. Интер­нет-зави­си­мость как фор­ма нехи­ми­че­ских аддик­тив­ных рас­стройств: Дисс. канд. мед. наук. Ново­си­бирск, 2004.- 107 с.
  4. Эль­ко­нин Д.Б. Дет­ская пси­хо­ло­гия. –М.: Изд. «Academia», 2018. -384 с.
Источ­ник: Науч­но-обра­зо­ва­тель­ный жур­нал для сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей «StudNet» №4/2021

Об авторе

Вик­то­рия Алек­се­ев­на Косо­ва - ИСОИП, ГАОУ ВО МГПУ, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest