Интернет-зависимость подразумевает длительное провождение времени в интернете с полным погружением в онлайн-среду и уходом от окружающей реальности. Интернет-аддикции можно тоже классифицировать на несколько подвидов. Такая аддикция может сформироваться в процессе игры (это не всегда можно считать именно интернет-зависимостью.
В зависимости от вида игры, устройства, это может быть и компьютерно-игровая зависимость), в процессе изучения новой информации как навязчивая потребность «извлечь всю пользу и знания», в процессе просмотра фильмов (так же некоторые специалисты выделяют отдельно просмотр порнофильмов), навязчивая потребность в общении в сети интернет, «бездумное» листание новостной ленты может выступить формой интернет-зависимости так же, в том числе в качестве защитного механизма.
В последнее время, очень популярным занятием среди подростков и молодых людей стал блогинг – ведение личной интернет-страницы, транслирование своего опыта и мыслей, своих эстетических вкусов.
Такое увлечение можно выделить в качестве отдельной подкатегории интернет-зависимости, так как оно требует большого количества времени, проводимого в соцсетях и на платформах, предназначенных для блогинга, вызывая полное погружение в интернет-ресурсы и отрыв от реальности.
Однако, не каждый подросток подвержен интернет-зависимости. Аддиктивное поведение является следствием многих факторов: состояния эмоционально- волевой сферы, мотивационная сфера личности, качество межличностных отношений, перенесенные потрясения.
В настоящее время важно понимать, какой именно фактор послужил причиной проявления интернет-аддиктивного поведения, чтобы предотвратить или скорректировать негативные длительные состояния личности, ухудшение социальной сферы жизни подростка – именно в этом состоит актуальность проблемы исследования.
Наиболее интересным фактором для нашего исследования является проявление акцентуации характера подростка. Акцентуация это усиленные до определённой степени черты личности и характера, выражающие крайний вариант нормы (К. Леонгард, Н. Шмишек, Б.Н. Ганушкин и др.)[1].
Нами была выдвинута следующая гипотеза: подросткам с признаками интернет- зависимости от блогинга свойственны такие ярко-выраженные акцентуации, как демонстративная, аффективно-экзальтированная, эмотивная.
Целью нашего исследования стала диагностика акцентуаций характера у подростков, увлекающихся блогингом и не увлекающихся блогингом. Для ее достижения, были определены следующие этапы – основные задачи: найти подростков, серьезно увлекающихся блогингом и подростков, которые не разделяют этого увлечения, провести диагностику наличия интернет-зависимости с помощью теста-опросника С.А. Кулакова, провести диагностику акцентуации характера с помощью опросника Н. Шмишека, К. Леонгарда на определение акцентуации характера и темперамента личности и провести статистический анализ данных с помощью математического критерия Фишера.
В исследовании приняли участие 317 подростков из школьного комплекса №97 (г. Москва), гимназия №18 (г. Королев), ГБОУ ВО МГОТУ в подразделении Техникум технологии и дизайна, социальная сеть Instagram (здесь был дополнительный критерий – блогер должен был проживать в РФ), в возрасте от 12 до 16 лет, из которых 169 человек – девочки, а 140 человек - мальчики.
Среди них были подростки, занимающиеся блогингом (подростком-блогером мы считали такого подростка, у которого насчитывается от 1000 подписчиков в социальной сети) – экспериментальная группа, и подростки, не занимающиеся блогингом – контрольная группа.
После завершения исследования, была выгружена полная таблица с ответами на исследование. Так как нас интересовала не степень проявления акцентуаций, а их качество, подростки со средним и слабым проявлением акцентуаций в исследование включены не были. В итоге, в экспериментальную группу вошло 122 человека, из которых 62 человека – девушки, а 60 человек – юноши, а в контрольную – 116 человек, из которых 56 человек – девушки, а 60 – юноши от 12 до 16 лет.
Для изучения проявления акцентуаций характера был использован тест- опросник К. Леонгарда и Г. Шмишека «Методика изучения акцентуаций характера и темперамента личности».
Испытуемым предлагалось ответить на 88 вопросов выбирая один из двух вариантов ответа: «да» или «нет». Этот опросник позволил определить наличие или отсутствие акцентуации характера, а также ее вид.
Мы проанализировали данные, полученные в ходе исследования, и получили следующие результаты (рисунки 1, 2).
Исходя из приведенных выше гистограмм, мы можем сделать следующие выводы:
- в группе «подростки-блогеры с интернет-зависимостью» наиболее выражены аффективно-экзальтированный и демонстративный тип акцентуации,
- в группе «подростки-блогеры без интернет-зависимости» наиболее выражен гипертимический тип акцентуации,
- в группе «подростки не блогеры с интернет-зависимостью» наиболее выражен гипертимический тип акцентуации,
- в группе «подростки не блогеры без интернет-зависимости» наиболее выражен гипертимический тип акцентуации.
Мы произвели анализ данных с помощью математического критерия Фишера. Данные анализа представлены в таблице 1:
Таблица 1. Данные расчета по математическому критерию Фишера
Выявлены статистически значимые различия в процентных долях по шкале: «Наличие интернет-зависимости» (20,22%) и группе «Отсутствие интернет- зависимости» (0%) по шкале: «Демонстративный тип» (φ = 4,577; p<0,01) (рисунок 3).
Испытуемые с интернет-зависимостью более артистичны, им хочется и нравится быть на виду у остальных. Они практически никогда не вступают в открытую конфронтацию, но склонны добиваться своего с помощью убеждения и манипуляций. Тактичны, приятны в общении, доброжелательны. Им свойственна, легка и понятна роль лидера в коллективе, однако в межличностном общении они могут быть скудны на эмоции, недоверчивы к другу, родителю или партнеру.
Процентная доля испытуемых в группе «Наличие интернет-зависимости» (5,62%) статистически больше процентной доли испытуемых группы «Отсутствие интернет-зависимости» (0%) по шкале: «Возбудимый тип» (φ = 2,348; p<0,01) (рисунок 4).
Способность к самоконтролю у испытуемых с интернет-зависимостью низкая, они импульсивны, склонны к необдуманным поступкам – «сначала делают, потом думают», из-за чего в последствии могут сильно переживать.
Подростки-блогеры с признаками интернет-зависимости имеют повышенную реактивность нервной системы – склонны реагировать внутренним изменением на внешний раздражитель чаще, чем их сверстники без признаков интернет-зависимости. Любая критика может сильно их расстроить и послужить причиной для конфликта (редко) или для манипуляции либо убеждения в собственной правоте и уникальности.
Выявлены статистически значимые различия в процентных долях по шкале: «Наличие интернет-зависимости» (68,54%) и группе «Отсутствие интернет- зависимости» (6,06%) по шкале: «Аффективно-экзальтированный тип» (φ = 7,13; p<0,01) (рисунок 5).
Группе испытуемых с интернет-зависимостью свойственна высокая интенсивность и изменчивость эмоциональных реакций. Они более искренны, чем их сверстники, из-за чего часто терпят бедствия в реальной жизни при межличностном общении и попытках доверять. Их стратегия – избегание конфликтов и трудностей. Они довольно эмоционально и поведенчески пластичны, что позволяет им следовать описанной выше стратегии. Прибегая к манипуляциям и убеждению или же находя компромисс, они могут разрешить почти любой конфликт или трудность. Психические процессы протекают у них достаточно быстро, реакция на любые события в реальной жизни достаточно острая, однако, такие подростки предпочитают не делиться ей с окружающими в офлайне.
Выявлены статистически значимые различия в процентных долях по шкале: «Наличие интернет-зависимости» (0%) и группе «Отсутствие интернет- зависимости» (9,09%) по шкале: «Эмотивный тип» (φ = 3,006; p<0,01) (рисунок 6).
Подростки без признаков интернет-зависимости чаще способны испытывать глубокие, поглощающие чувства, склонны эффективнее анализировать и понимать свои состояния и ощущения, чем сверстники. По этой же причине могут быть сильно обидчивы. Очень мягкие в межличностном общении. Гораздо более проницательны, чем остальные подростки, способны к состраданию. У таких подростков очень хорошо развита эмпатия. Они часто могут найти подход к любому человеку.
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
- полученные результаты подтверждают связь акцентуации характера и риска погружения в деструктивные для личности и/или общества модели поведения, в том числе и интернет-зависимость [3; 6];
- среди подростков-блогеров, страдающих интернет-зависимостью, чаще всего встречается аффективно-экзальтированный (50%) и демонстративный (14%) типы акцентуаций. Это говорит нам о том, что такие подростки всегда стараются соответствовать образу, выстроенному в блоге, могут с обидой воспринимать критику, эмоциональны, любят, когда их хвалят или восхищаются (что провоцирует завышенную или заниженную самооценку);
- остальные же подростки, в большинстве, имеют гипертимическую акцентуацию (74% опрошенных подростков без интернет-зависимости). Такие подростки имеют много друзей и увлечений, стараются везде успеть и поучаствовать. Они любят находиться в центре внимания, при этом воспринимают себя достаточно реально. Поэтому найти баланс между онлайн и офлайн у них получается лучше, чем у подростков-блогеров с интернет-зависимостью;
- каждый тип выраженной акцентуации неотрывно связан с трудностями в коммуникации и межличностными отношениями. Не исключаются такие варианты коммуникативных девиаций, как построение парасоциальных связей.
Литература
- Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. —2015. — №6.4. — С. 84-87.
- Ошевский Д.С., Мартынова И.Р. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. – 2013. - №3 [Электронный ресурс].
- Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.- 107 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. –М.: Изд. «Academia», 2018. -384 с.
Об авторе
Виктория Алексеевна Косова - ИСОИП, ГАОУ ВО МГПУ, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Абросимова Е.Е. Портрет современного ребенка-видеоблогера
- Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков
- Митрофанова С. Ю. Меняющиеся дети в меняющемся мире: Тенденции изменения современного детства
- Филипова А.Г, Ардальянова А.Ю., Абросимова Е.Е. Видеоблогинг и современные подростки: опасности интернет-пространства