Постановка проблемы
В середине ХХ столетия начали формироваться процессы, имеющие определяющее влияние на развитие аутентичности личности. Невиданные ранее темпы и масштабы общественной динамики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, развитие технологий и в связи с этим рост информационного потока с помощью СМИ, телевидения и Интернета, привели к постоянным изменениям социальной реальности, к возникновению новых видов деятельности, групповых норм и ценностей, социальных ролей, увеличению трудностей индивидуального восприятия, категоризации себя и других. Таким образом, проблема аутентичности становилась все более актуальной.
Кризис аутентичности как психологический феномен связан с трансформацией всех сфер жизнедеятельности человека и, главным образом, его представлений о себе и других людях и отношения к ним. Обращение к идее аутентичности, как факторе сохранения биопсихосоциальной целостности в своей уникальности, является актуальным и востребованным.
В эпоху социальных потрясений, крупных общественных перемен, технического прогресса, бурного роста интернет-технологий и предоставляемых им услуг, виртуальное пространство стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Человек все больше проводит времени в виртуальном пространстве.
Данная социальная ситуация предъявляет к личности повышенные требования в плане активности: выбора способов поведения в непредсказуемых и стремительных изменяющихся обстоятельствах, конструирования индивидуальной системы ценностей и идентификационных структур.
Вместе со становлением и развитием виртуального пространства, произошло становление и развитие новой среды социализации личности, ведь именно с помощью Интернета возникли новые виды деятельности и формы взаимодействия. Интернет-среда со своими информационными вопросами создает благоприятные условия для самореализации личности и для развития аутентичности.
В связи с этим возникает проблемный вопрос, связанный с определением этапа интернет-социализации, на котором проявляется аутентичность личности интернет-пользователя.
Цель статьи обозначить теоретические подходы к исследованию аутентичности личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации.
Анализ литературы
В современной психологии исследование феномена аутентичности можно разделить на 4 условных линий:
- У. Джеймс (функционализм), З. Фрейд (психоанализ), К.-Г. Юнг (аналитическая психология), В.В. Столин, В.С. Мерлин, И.С. Кон, (отечественная психология) изучали «аутентичность» как синоним «Я» человека в контексте психологии самосознания;
- Э. Эриксон (эпигенетическая теория развития), Г. Тэджфел (теория социальной идентичности), Дж. Тернер (теория самокатегоризации), В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева (психология межэтнических отношений), Н.Е. Харламенкова, Л.Н. Ожигова, И.С. Кон (гендерная психология), отождествляли феномены «аутентичности» и «идентичности»;
- К. Роджерс, С. Мадди, А. Маслоу (гуманистическая психология), С. Гроф и К. Гроф (трансперсональная психология) рассматривали аутентичность как «подлинность» личности, «тождественность» самой себе;
- М.В. Рагулина, З. И. Рябикина, Е. Осин, Ю.В. Сорокина (современная отечественная психология бытия) трактовали понятие «аутентичность» посредством обращения к категории «аутентичный способ бытия».
Модель интернет-социализации и ее этапы стали предметом исследования А.И. Лучинкиной [2], изучением виртуальной социализации занимались С.В. Бондаренко и А.В.Чистяков, киберсоциализация стала предметом изучения В.А. Плешакова, изучением медиасоциализации занимались Л.А. Найденова, А.В. Петрунько, Л.Г. Черная.
Изложение основного материала
Именно обращение к аутентичности как идее сохранения автономности, целостности и личностной идентичности в ответ на неопределенность и неустойчивость мира, является сегодня потребностью времени. Мы считаем, что феномен аутентичности позволяет по-новому взглянуть на проблему исследования личности.
Понятие аутентичность (греч. authentikys — подлинный) разработано в гуманистической психологии К. Роджерсом. Он говорил о «переживании» жизненного опыта как о «переживании Я», возврате человека к его аутентичности с помощью доверия чувствам и опыту, принятии изменений его самости.
Аутентичность — способность человека отказываться от различных социальных ролей в общении и позволить проявлять подлинные, свойственные только данной личности мысли, эмоции и поведение [5].
С точки зрения А. Маслоу «аутентичность» определяется состоянием бытия личности, способностью слышать «импульсы-голоса» внутренней самости. А. Менегетти считает, что аутентичное бытие – некое стремление отождествиться с самим собой, самосовершенствоваться и самосозидаться.
Наиболее полная теоретическая разработка у С. Мадди, который ставит аутентичность в центр представлений об идеально развитой личности. По его мнению, аутентичность, или индивидуализм, есть стиль жизни, который характеризуется совладанием с изменениями, преобразовывая их в возможности и создавая собственный смысл бытия [4].
Таким образом, экзистенциально-гуманистические психологи понимают аутентичную личность, как идеал, фантом, к которому необходимо стремиться на протяжении всей жизни.
У феноменологических психологов аутентичность определяется способностью быть собой, жить, соответствуя собственным представлениям.
Бихевиористы не принимают разговоры об аутентичности, так как у этого понятия нет внешне наблюдаемых признаков.
Гештальт-терапия понимает под аутентичностью свободу в принятии своих неповторимых особенностей, уникальных стратегий построении жизни.
В отечественной психологии идею аутентичности развивает Д.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн – как идею жизнетворчества, А.Г. Асмолов – как идею смыслоосуществления, Э.Н. Гусинский как самосозидания и Л.А. Петровская как искусство жизни.
Не новы для российской психологии идеи «авторства жизни», они обозначены в том или ином виде жизненная активность, жизненные стратегии (К.А. Абульханова-Славская), человек как субъект собственной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев), способность для превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования самого себя (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев)[1].
Мы можем выделить следующие два фактора формирования аутентичности: генетический и психосоциальный (воспитание, образование, влияние социума, жизненный опят). Эти два фактора тесно взаимосвязаны, в процессе формирования аутентичности наследственность постоянно сталкивается с разнообразным влиянием внешней среды.
Генетически запрограммированный биологический базис обеспечивает протекание всех психических процессов, в том числе и аутентичность, а она в свою очередь через свою уникальность и целостность, формируясь под влиянием общества, проявляется в ситуационном аспекте и способствует специфическому (со стороны не всегда адекватному) взаимодействию с социумом. Получается, что аутентичность определяется уникальной гармонией биопсихосоциального.
Несмотря на то, что существует множество теоретических трактовок и концепций аутентичности, они все объединяются одной идеей аутентичного образа жизни – это самопонимание и саморазвитие.
Рост популярности Интернета оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности современного общества. Интернет-пространство создает необходимые условия для самореализации личности, расширения границ индивидуального опыта, самораскрытия и соответственно обостряет необходимость решения проблем самоконструирования личности и реализации собственного потенциала, отношения к миру и себе, развитию аутентичности.
Объективные технологические особенности (анонимность, дистантность, отсутствие маркеров телесности) виртуальной реальности задают для пользователей максимальные возможности для самоопределения и непосредственно самоконструирования.
Индивид самоконструируется посредством встраивания в социальные группы или коллективы с общим для каждого индивида языком и формируемыми источниками массовой информации, различными ценностей, нормами и представлениями «общей картины мира». Итак, термин «виртуальная реальность» подразумевает под собой пространство, в котором активизируются специфические процессы самоконструирования индивида.
В нынешнее время в интернет-пространстве реализуется целый спектр целей, ценностей, новых видов деятельности (деловые, коммуникативные, образовательные, досуговые, игровые) и форм взаимодействия, что свидетельствует о том, что виртуальное пространство стало новой средой для социализации личности.
Вопрос интернет-социализации очень важен для нашей работы, так как она непосредственно имеет влияние на самоконструировние личности. Под интернет-социализация мы понимаем – процесс, в котором расширяется социальный опыта пользователя посредством вхождения в социокультурную среду Интернета, происходит при усвоении информационных технологий, информационной культуры.
Отличием от социализации в реальном пространстве является то, что интернет-социализация особое значение придает личностной активности как внутреннему субъективному фактору социализации.
С нашей точки зрения, в интернет-среде личность проявляет свою активность в отношении к действию или поступку с помощью механизма самовыражения. Этот механизм существует и в реальном пространстве, но в интернет-среде он наиболее актуален и становится ведущим [3].
В теории интернет-социализации, предложенной А.И. Лучинкиной, отмечается, что интернет-социализация начинается с формирования представлений о значимости Интернета в жизни еще до того, как человек впервые вы шел в интернет (в соответствии с теорией социальных представлений С. Московичи) [2].
В дальнейшем у личности формируются мотивы к пользованию Интернетом, соответствующие представления, развитие творческого потенциала и самоконструирование личности.
Если говорить о том, какие этапы претерпевает процесс интернет-социализации, то А.И. Лучинкина указывает на три этапа, а именно: доинтернетный, начальный и основной. На доинтернетном этапе личность получает информационные сведения о интернет-среде, на основе которых формируется отношение к сети Интернет.
На начальном этапе личность является лишь потребителем (активно участвует в беседах на форумах, регистрируется в социальных сетях, играет). На основном этапе у человека формируется творческий мотив и тут уже личность выступает не только потребителем, но и производителем новой информации.
На основном этапе происходит формирование виртуальной личности. Исследователи выделили три возможных варианта виртуальной личности:
- конгруэнтная (соответствует реальной);
- неконгруэнтная (присутствуют как реальные, так и вымышленные характеристики);
- вымышленная (нет ничего общего с реальной личностью) (К.А. Черняева, К. Янг).
Таким образом, мы можем предположить, что именно на последнем этапе интернет-социализации и происходит развитие аутентичности личности.
Итак, современные люди живут в мире высоких технологий, цифровых инноваций, что предоставляет возможность более полной самореализации. Как следствие, современной психологии необходимо осмыслить феномен личности, как активный творческий субъект, включенный в актуальные социокультурные сетевые общества. Общение в виртуальном пространстве дат пользователю новый опыт себя, выражая это в трансформации отношений к себе и к миру.
Таким образом, в нашу эпоху Интернет служит идеальным пространством для самоконструирования человека и развития его аутентичности, поскольку является универсальной коммуникативно-информационной конструкцией, благодаря которой пассивный потребитель информации переходит на активные позиции, выявляя свое Я и достигая гармонии.
Литература
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000. №1. С. 15-25.
- Лучинкіна А.І., Плешаков В.І. Кіберсоціалізація людини: фактори і механізми соціалізації особистості в кіберпросторі // Актуальні проблеми психології : зб. наук. пр. Ін-ту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України, 2013. №11. С. 68–76.
- Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал, 2005. №6. С.87-101.
- Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности // SCI-ARTICLE, 2014. №13.
Об авторе
Дарья Игоревна Иванова — магистрант специальности «Психология» Крымский инженерно-педагогический университет, Россия, Симферополь.
Смотрите также:
- Бизюкова М.С. Трансформация современной личности в условиях виртуальной реальности социальных сетей
- Комаров В.В. Современные тенденции цифровой социализации молодёжи: вызовы, риски и перспективы
- Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум
- Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: Новая экосистема и социальная эволюция психики