Одной из самых бурно развивающихся областей исследования в гуманитарном знании является изучение особенностей коммуникации с использованием информационных технологий.
В трудах, посвященных интернет-коммуникации, мировая информационная сеть представляется как «социальная виртуальная реальность», основу которой создает общество юзеров, активно действующих в данной среде.
В центре внимания большинства исследователей оказываются явления, связанные с общением и взаимодействием пользователей в сети, а также принципы самовыражения и самопрезентации личности (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина, Д. Галкин, И. А. Остапенко, Н. В. Гордеев и др.).
Отправной точкой данного исследования стало следующее положение: современные средства интернет-коммуникации – блоги, социальные сети, сайты знакомств и пр. – служат инструментами создания и проектирования желаемого образа «Я» в сознании виртуального собеседника.
Новизна работы заключается в том, что автором статьи впервые выявлены и описаны стереотипные лингвистические средства самопредставления пользователей в виртуальном дискурсе на примере самоподачи в блогах и социальных сетях.
Эмпирическую базу исследования составили самопрезентационные тексты с 200 личных страниц социальной сети «ВКонтакте» и личных дневников с сервиса Liveournal, сбор материала осуществлялся с помощью случайной выборки. В работе использованы метод дискурс-анализа [5], описательный метод и метод компонентного анализа.
Всемирная паутина представляет человеку большие возможности в конструировании не только виртуального образа мира, но и собственного «Я».
В интернет-среде личность получает различную реализацию в разных коммуникационных средах. «Социальная сеть
дает наиболее взвешенное, но и наиболее общее представление о виртуальной личности…, а личный дневник фокусируется на речевой деятельности индивида, делая ее призмой восприятия мира и самого индивида» [4]. Все это находит отражение в содержании текста самопрезентации и сообщает ему ситуативно-обусловленную сценарность.
В процессе контент-анализа самопрезентационных текстов в блогах и социальных сетях удалось выделить обобщенную семантическую структуру вербальной самоподачи, а также определить представленность различных коммуникативных блоков речевой самопрезентации в 2 исследуемых интернет-контекстах.
Семантическая структура (сценарий) вербальной самопрезентации в виртуальном дискурсе:
- личностный блок (представленность в социальных сетях – 94%, в блогах – 62%);
- интерактивный блок (представленность в социальных сетях – 6%, в блогах – 20%);
- презентация личной интернет-страницы (представленность в социальных сетях – 0%, в блогах – 18%).
Личностный блок – информация о личностных качествах пользователя (самоописание, интересы, убеждения и т. д.) – ключевой компонент самоподачи, к которому сводится практически вся вербальная самопрезентация в социальных сетях, доля этого блока в упомянутом контексте составляет 94%. Для сравнения – в блогах на треть меньше.
Отчасти это обусловлено тем, что в интернет-журналах появляется свой специфический коммуникативный блок самоподачи – презентация личной страницы / журнала, он занимает 18% контекста и служит, с одной стороны, для отражения интересов и взглядов пользователя, а с другой – для привлечения читателей. Оба коммуникативных блока– и «Презентация личности», и «Презентация личной интернет-страницы – имеют монологовую форму: пользователь говорит преимущественно о себе и своих интересах.
Выделенный нами интерактивный (диалоговый) блок самопрезентации имеет другое назначение – установление контакта с предполагаемой аудиторией через этикетные формулы, вопросы, трансляцию правил общения и т. д.
В большей степени диалоговый блок оказался актуальным в контексте самопрезентации пользователей интернет-дневников (20%), в меньшей степени – социальных сетей (6%). Это объясняется тем, что блогеры больше ориентированы на привлечение незнакомой аудитории – читателей, чем пользователи социальных сетей, для которых чаще важно поддержание уже сложившихся в реальности связей.
Интернет-пространство есть пространство вербальное, соответственно, на первый план в нем выходят тексты, с помощью которых устанавливается социальная связь между пользователями.
Как и в реальности, в интернет-контексте социальная идентификация человека осуществляется в рамках языковой практики, при этом важно заметить, что воспроизводимость большинства речевых ситуаций в виртуальном дискурсе, так же как и в реальном, порождает сценарность речи, ситуативные речевые формулы.
Приведем пример наиболее характерных для интернет-дискурса речевых формул (далее – Р / Ф) самопрезентации личности, выявленных нами в процессе анализа материала. В основу классификации положен способ самохарактеристики личности пользователя.
Примеры цитируются с сохранением орфографии их авторов.
1. Р / Ф. Социальный ярлык (представленность в блогах – 25%, в социальных сетях – 25%).
Наиболее частотная речевая формула, ее использовала четверть респондентов.
− Я простой парень.
− Я обычный житель поселка.
− По гороскопу я Водолей, то есть вечно ищущий новых ощущений, впечатлений, может, даже – открытий…
− Я студентка, в очередной раз пообещавшая себе ходить на все пары)
− Я из тех, кто, засмотревшись на ёлочку, разбивается о столб…
− Я демократ, который не в восторге от либералов.
Формула представляет собой простое предложение, обязательным компонентом которого является составное именное сказуемое.
Именная часть, как правило, выражена существительным или словосочетанием прил. + сущ. (простой парень) и обозначает определенный вид социального поведения, роль человека в обществе или социальное самовосприятие. Важно отметить, что в социальных сетях данной формулой пользователи отражали чаще свой социальный статус, реальный вид деятельности, а в блогах – образ мыслей.
На наш взгляд, название формулы очень верно отражает ее сущность. Ярлык – шаблонная, краткая характеристика, оценка кого, чего-л. [7].
Заметим, что часто шаблон, лежащий в основе формулы (социальная роль, вид поведения), обозначает признак, который в сознании читателя уже имеет определенный знак оценки: например, водолей, демократ, нерадивая студентка и т. д.
Используя для самопрезентации данную речевую формулу, человек заранее прогнозирует реакцию аудитории. Формула является одной из самых показательных, т. к. обнаруживает тенденцию к использованию кратких и легких для восприятия аудиторией самохарактеристик в интернет-контексте.
2. Р / Ф. Черный пиар (представленность в блогах – 15%, в социальных сетях – 15%).
В данном контексте черный пиар – создание негативного представления о себе – рассматривается как игровой прием.
В отличие от живого общения интернеткоммуникация менее регламентирована с точки зрения нравственности и общепринятых норм поведения, поэтому в интернет-среде человек может позволить себе в большей степени «быть не таким как все» или, с позиции морали, «нехорошим», «ненормальным».
Следуя логике известной поговорки «Черный пиар – тоже пиар», приписывание пользователями себе отрицательных, по мнению общества, черт может стать эффективным пиар-ходом в виртуальном мире и повысить узнаваемость субъекта. При этом важно отметить, что создаваемый образ, например злодея, может и не соответствовать реальному.
Очень часто имидж объекта, формируемый PR-технологиями, является по сути своей мифом и строится на характеристиках, соответствующих ожиданиям целевой аудитории. В рамках данной речевой формулы были выделены три варианта негативного образа.
1) Злодей.
Первый образ чаще создавали себе пользователи социальных сетей, представляя себя перед друзьями «плохим парнем» / «плохой девчонкой».
− Злой и коварный.
− Вредное, злобное, вечно всем недовольное, чертовски ленивое, хронически не высыпающееся чудовище.
Лингвистические показатели данного варианта формулы: слова с корнями –зло-, -черт (злой, чертовски); слова различных частей речи, лексико-семантические варианты которых сводятся целиком к выражению отрицательной оценки (вредное, недовольное, ленивое, чудовище).
В самохарактеристиках некоторых респондентов встретились слова-символы с негативным значением: 666, красная кнопка.
− Телефон: 666 ответит заместитель.
− За неимением президентской красной кнопки мне приходится любить человечество таким, как оно есть.
В последнем примере автор не только создает отрицательный образ себя, обнаруживая фальсификацию собственных чувств и жестокость, но и дает косвенно отрицательную характеристику обществу в целом (человечество – такое, какое оно есть).
2) Неудачник-скептик.
Образ неудачника оказался популярным в большей степени среди пользователей блогов. Акцентируя внимание читателя на негативных моментах своей личной истории, респонденты представляли себя перед аудиторией людьми несостоявшимися в личном или профессиональном плане. При этом было заметно, что авторы подобных высказываний не ждали сочувствия, они высмеивали сложившуюся ситуацию.
− Я – скучный специалист по препрессу, моя профессия даже не имеет нормального названия и на сленге называется «допечатник под флексу».
− … кошка Зюзя, единственный человек, который не считает меня нищей старой неудачницей, глава семьи и заменитель мужа и детей.
Лингвистические маркеры формулы: скучный, нищий, старый, неудачник и пр.
3) «Не от мира сего».
Некоторые респонденты, желая продемонстрировать свою непохожесть на остальных, характеризовали себя как людей, оторванных от реальности. Речевыми показателями формулы часто выступали известные фразеологизмы и их трансформации (не от мира сего, башню снесло).
− Башни как таковой нет, да и никогда и не было.
− Не от мира сего.
3. Р / Ф. Инсценировка собственного Я (представленность в блогах – 10%, в социальных сетях – 12%).
Виртуальная среда как новый тип коммуникации – очень креативная среда для самопезентации. «Интернет становится своеобразной социальной лабораторией для экспериментов с созданием и реконструкцией личного образа» [9]. В этих условиях многие пользователи творчески подходят к своей самопрезентации, воспользуемся терминологией В. А. Михайлова: они инсценируют собственное «Я» согласно своим личным предпочтениям и запросам аудитории [6].
Большая роль в исполнении креативного образа себя отводится прецедентному тексту: различным цитатам, мифам, анекдотам, фильмам, известным именам и т. д. Богатая система ассоциаций, стоящая за прецедентным текстом, помогает пользователю создать объемный узнаваемый образ.
− Ri’s e (3х3х3) – 00:30:00
− Деятельность – инквизиция – хранитель ключей, КИМ «Феникс»
− Я лучше буду заблуждаться с Платоном, чем делить «истину» с современными знатоками
− Истинный ариец. Характер твердый, нордический. В политических и иных связях, порочащих его не замечен.
Инсценировка образа может происходить также через использование сравнений:
− Я – солнце. Не желай меня! Не тронь! Я светом взгляд померкнувший утешу, осыплю лаской и теплом изнежу, а прикоснешься
– обожгу ладонь.
− Я, подобно поэту, смотрю на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету. Планету Любви и Света.
В последнем примере автор создает не только виртуальный образ своего «Я», но и субъективный образ действительности.
В самопрезентациях встретились и оригинальные образы, характерные для пользователей с развитыми коммуникативными навыками. Часто в этих творческих характеристиках использовалась ирония.
− Разносторонний вечно-поющий трудоголик-философ, птица-феникс, одним словом, фейерверк)))
− Я десять лет ходила с рюкзаком. Еще четыре с кожаной сумкой, а нынче я желаю босиком. И без всего. Чтоб легкой поход кой. Люблю тупо поржать и тупо пожрать. Работаю во дворце пионеров. Принцессой.
Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее. Виртуальный дискурс – это, с одной стороны, полноценная социальная среда со своим языком и нормами взаимодействия, а с другой – мало регламентированный социальный контекст, в котором личность может позволить себе большую свободу самовыражения.
С одной стороны, виртуальный дискурс – это творческое коммуникативное пространство, представляющее пользователям широкое поле для экспериментов с образом своего «Я»; а с другой, ввиду воспроизводимости большинства речевых ситуаций, – достаточно предсказуемая коммуникативная среда с устоявшимися вербальными сценариями и речевыми формулами.
Среди характерных признаков самопрезентации в рамках исследуемого контекста автором статьи были выделены следующие: использование кратких и легких для восприятия аудиторией самохарактеристик – ярлыков; использование черного пиара как игрового приема для создания привлекательного образа; инсценировка образа «Я» через реконструкцию реального образа, вплоть до полного его изменения.
Все перечисленные признаки определяют сценарий самопрезентации в сети и имеют свое языковое выражение. Полученные результаты могут найти применение в спецкурсах по эффективной самопрезентации, а также могут быть использованы на вузовских курсах лингвопрагматики и теории дискурса.
Список литературы
- Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1996. № 4. С.14–20.
- Белинская, Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина.
- Галкин, Д. Виртуальный дискурс в природе постмодерна // Критика и семиотика. М. : 2000.
- Гордеев, Н. В. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети Интернет.
- Макаров, М. Л. Основы теории дискурса. М. : Гносиз, 2003.
- Михайлов, В. А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В. А. Михайлов, С. В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. С. 34–52.
- Новейший словарь иностранных слов / [авт.-сост. Е. А. Окунцова]. М. : Айрис-пресс, 2009.
- Остапенко, И. А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации : социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 2004.
- Фриндте, В. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении / В. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета. М., 2000. С. 40–54.