Туев А.А., Бредихин С.С. Особенности психологического онлайн-консультирования в социальных сетях

Т

В совре­мен­ную циф­ро­вую эпо­ху, стре­ми­тель­ное раз­ви­тие инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий послу­жи­ло появ­ле­нию новых форм вза­и­мо­дей­ствия людей меж­ду собой. Интер­нет, явля­ясь основ­ным источ­ни­ком прак­ти­че­ски любой инфор­ма­ции в откры­том досту­пе, стал быст­рым спо­со­бом не толь­ко поис­ка и созда­ния инфор­ма­тив­но­го поля, но и осо­бой ком­му­ни­ка­тив­ной сре­дой. Для мно­гих людей появи­лась воз­мож­ность полу­чить пси­хо­ло­ги­че­скую помощь и под­держ­ку в дистан­ци­он­ном фор­ма­те прак­ти­че­ски в любое удоб­ное вре­мя, где бы они не находились.

С одной сто­ро­ны, ока­за­ние пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи через Интер­нет – явля­ет­ся иде­аль­ной вир­ту­аль­ной плат­фор­мой для фор­ми­ро­ва­ния систе­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний «кли­ент – пси­хо­лог», так как поз­во­ля­ет внед­рять раз­лич­ные фор­мы вза­и­мо­дей­ствия и мето­ди­ки выяв­ле­ния, обсуж­де­ния и прак­ти­че­ско­го реше­ния раз­лич­ных пси­хо­ло­ги­че­ских запро­сов. И пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние в Интер­нет-сре­де име­ет целый ряд пре­иму­ществ как для кли­ен­та, так и для специалиста-консультанта.

Для кли­ен­та это: доступ­ность, неко­то­рая ано­ним­ность, ком­форт­ность, воз­мож­ность выго­во­рить­ся и не остать­ся «один на один» со сво­и­ми чув­ства­ми и пере­жи­ва­ни­я­ми, воз­мож­ность пре­рвать кон­такт в любой момент (хотя это ско­рее отри­ца­тель­ная сто­ро­на любо­го вир­ту­аль­но­го взаимодействия).

Для спе­ци­а­ли­ста-кон­суль­тан­та: гиб­кий гра­фик рабо­ты с кли­ен­та­ми, отсут­ствие аренд­ной пла­ты за поме­ще­ние, обо­ру­до­ва­ние, воз­мож­ность без­оце­ноч­но­го отно­ше­ния к кли­ен­ту. [1]

С дру­гой сто­ро­ны, пред­ла­га­е­мая про­филь­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми пси­хо­ло­ги­че­ская помощь, посред­ством дистан­ци­он­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, не име­ет чет­кой струк­ту­ры и уни­фи­ци­ро­ван­ных алго­рит­мов реа­ги­ро­ва­ния. При­чем некая хао­тич­ность наблю­да­ет­ся даже в опре­де­ле­ни­ях пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния или пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи в интер­нет-про­стран­стве. На сего­дняш­ний день изу­че­ни­ем про­цес­са вза­и­мо­дей­ствия человека/общества и вир­ту­аль­ной сре­ды (в самом широ­ком смыс­ле ее пони­ма­ния – от гад­же­тов до соци­аль­ных сетей), зани­ма­ет­ся раз­дел пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки – Кибер­пси­хо­ло­гия. [2. С. 275] 

Авто­ры ста­тьи опре­де­ля­ют пси­хо­ло­ги­че­ское онлайн кон­суль­ти­ро­ва­ние, как про­цесс предо­став­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи и под­держ­ки через раз­лич­ные фор­мы свя­зи на рас­сто­я­нии, посред­ством вир­ту­аль­ных тех­ни­че­ских средств: мес­сен­дже­ры (Viber, Telegram), соци­аль­ные сети (в первую оче­редь Вкон­так­те), непо­сред­ствен­но через тек­сто­вые, аудио и видео сооб­ще­ния (как через лич­ные сооб­ще­ния, так и через сооб­ще­ния про­филь­ных сооб­ществ), в отдель­ных слу­ча­ях даже с помо­щью элек­трон­ной почты. [3. С. 65-66] 

Соглас­но ста­ти­сти­ке, соци­аль­ные сети, на сего­дняш­ний день, име­ют наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние и при­ме­не­ние у спе­ци­а­ли­стов пси­хо­ло­гов в их про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти по ока­за­нию пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи кли­ен­там в киберпространстве.

Одна­ко, несмот­ря на удоб­ство вир­ту­аль­ных инстру­мен­тов таких как соци­аль­ные сети и поло­жи­тель­ные сто­ро­ны онлайн кон­суль­ти­ро­ва­ния, оно име­ет ряд отри­ца­тель­ных сто­рон и ограничений.

Напри­мер, про­бле­мы иден­ти­фи­ка­ции лич­но­сти кли­ен­та при онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­нии обу­слов­ле­ны отсут­стви­ем очно­го визу­аль­но­го кон­так­та с ним. Кон­суль­тант не может напря­мую видеть чело­ве­ка и соста­вить пер­вич­ное впе­чат­ле­ние о нем. Это затруд­ня­ет созда­ние атмо­сфе­ры дове­рия и понимания.

К тому же, в насто­я­щий момент ост­ро сто­ит вопрос адап­та­ции к при­ме­не­нию в онлайн-фор­ма­те раз­лич­ных диа­гно­сти­че­ских и кор­рек­ци­он­ных мето­дик, так как малое коли­че­ство мето­дик было иссле­до­ва­но на пред­мет валид­но­сти при пере­но­се из очно­го в онлайн-фор­мат. Из это­го сле­ду­ет, что спе­ци­а­ли­сты, кон­суль­ти­ру­ю­щие дистан­ци­он­но, не могут быть уве­ре­ны в досто­вер­но­сти полу­ча­е­мых резуль­та­тов. [4. С. 182-183] 

Кро­ме того, кли­ент может предо­ста­вить лож­ные дан­ные о себе, сво­ем воз­расте, про­бле­мах. Осо­бен­но это акту­аль­но при ано­ним­ных фор­ма­тах консультирования.

К слож­но­стям и «барье­рам» онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния авто­ры ста­тьи относят:

  • огра­ни­чен­ность невер­баль­ных сиг­на­лов. Слож­но уло­вить эмо­ции, настро­е­ние чело­ве­ка, не видя его лица, позы, жестов.
  • тех­ни­че­ские сбои свя­зи. Внеш­ние фак­то­ры могут пре­ры­вать бесе­ду, мешая сосредоточиться;
  • пре­ры­ва­ние в одно­сто­рон­нем поряд­ке сеан­са кон­суль­ти­ро­ва­ния самим кли­ен­том в силу раз­лич­ных обстоятельств;
  • невоз­мож­ность ока­зать экс­трен­ную помощь при кри­зис­ных ситу­а­ци­ях и состо­я­ни­ях кли­ен­та. Кон­суль­тант физи­че­ски не может вме­шать­ся и повли­ять на ситу­а­цию, если кли­ент пред­став­ля­ет угро­зу для себя или окру­жа­ю­щих. К тому же, каж­до­му спе­ци­а­ли­сту необ­хо­дим чет­кий алго­ритм сопро­вож­де­ния кри­зис­ной ситу­а­ции для каж­до­го кон­крет­но­го кли­ен­та, что не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, из-за опре­де­лён­ных огра­ни­че­ний, накла­ды­ва­е­мых киберпространством;
  • слож­ность уста­нов­ле­ния рап­пор­та и дове­ри­тель­ных отно­ше­ний дистан­ци­он­но. Ни кли­ент, ни сам спе­ци­а­лист не могут быть уве­ре­ны в досто­вер­но­сти наме­ре­ний отно­си­тель­но друг друга.
  • этич­ность и эко­ло­гич­ность. Не со все­ми запро­са­ми кли­ен­тов мож­но рабо­тать дистан­ци­он­но (суи­ци­даль­ные запро­сы, сек­су­аль­ные нару­ше­ния, слож­ные пси­хо­ти­че­ские расстройства).

Ука­зан­ные огра­ни­че­ния и «барье­ры» могут сни­зить эффек­тив­ность онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния, затруд­нить поста­нов­ку точ­но­го диа­гно­за и выбор стра­те­гии пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи клиенту.

Таким обра­зом, несмот­ря на рас­ту­щую попу­ляр­ность и вос­тре­бо­ван­ность пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи и под­держ­ки посред­ством онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния, оста­ет­ся мно­же­ство нере­шен­ных вопро­сов, про­ти­во­ре­чий и недостатков.

По наше­му мне­нию, есть ряд вопро­сов, кото­рые необ­хо­ди­мо изу­чить и в даль­ней­шем иссле­до­вать более детально: 

  • эти­че­ские аспек­ты онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния – уро­вень ответ­ствен­но­сти перед клиентом; 
  • опре­де­ле­ние уров­ня ква­ли­фи­ка­ции и опы­та спе­ци­а­ли­ста-кон­суль­тан­та, какие виды и фор­мы пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи мож­но при­ме­нять, а какие нет; 
  • насколь­ко эффек­тив­на дистан­ци­он­ная фор­ма консультирования; 
  • лич­ная без­опас­ность как кон­суль­тан­та, так и кли­ен­та, гаран­тии опла­ты и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вой­скун­ский А.Е. Кибер­пси­хо­ло­гия как раз­дел пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки и прак­ти­ки [Элек­трон­ный ресурс] 
  2. Коз­ло­ва, Н. С. Вли­я­ние интер­нет-сре­ды на лич­ность и ее жиз­не­де­я­тель­ность / Н. С. Коз­ло­ва // Жур­нал «Зна­ние. Пони­ма­ние. Уме­ние». – 2015. – №3. – с.274-285.
  3. Менов­щи­ков В.Ю. Пси­хо­ло­ги­че­ская помощь в сети интер­нет. М., 2017. 178 с.
  4. Andersson G. Internet interventions: past, present and future // Internet Interventions. 2018. Vol. 12. P. 181—188. DOI: 10.1016/j.invent.2018.03.008

Об авторах

  • Алек­сей Ана­то­лье­вич Туев — млад­ший науч­ный сотруд­ник сек­то­ра пси­хо­ло­гии Науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра мони­то­рин­га и про­фи­лак­ти­ки деструк­тив­ных про­яв­ле­ний в обра­зо­ва­тель­ной сре­де, пси­хо­лог, педагог-психолог.
  • Сер­гей Сер­ге­е­вич Бре­ди­хин — кан­ди­дат фило­соф­ских наук, доцент кафед­ры социо­ло­гии ЮУр­ГУ, заве­ду­ю­щий сек­то­ром мони­то­рин­га и ана­ли­за Науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра мони­то­рин­га и про­фи­лак­ти­ка деструк­тив­ных про­яв­ле­ний в обра­зо­ва­тель­ной среде.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest