В современную цифровую эпоху, стремительное развитие информационных технологий послужило появлению новых форм взаимодействия людей между собой. Интернет, являясь основным источником практически любой информации в открытом доступе, стал быстрым способом не только поиска и создания информативного поля, но и особой коммуникативной средой. Для многих людей появилась возможность получить психологическую помощь и поддержку в дистанционном формате практически в любое удобное время, где бы они не находились.
С одной стороны, оказание психологической помощи через Интернет – является идеальной виртуальной платформой для формирования системы взаимоотношений «клиент – психолог», так как позволяет внедрять различные формы взаимодействия и методики выявления, обсуждения и практического решения различных психологических запросов. И психологическое консультирование в Интернет-среде имеет целый ряд преимуществ как для клиента, так и для специалиста-консультанта.
Для клиента это: доступность, некоторая анонимность, комфортность, возможность выговориться и не остаться «один на один» со своими чувствами и переживаниями, возможность прервать контакт в любой момент (хотя это скорее отрицательная сторона любого виртуального взаимодействия).
Для специалиста-консультанта: гибкий график работы с клиентами, отсутствие арендной платы за помещение, оборудование, возможность безоценочного отношения к клиенту. [1]
С другой стороны, предлагаемая профильными специалистами психологическая помощь, посредством дистанционного консультирования, не имеет четкой структуры и унифицированных алгоритмов реагирования. Причем некая хаотичность наблюдается даже в определениях психологического консультирования или психологической помощи в интернет-пространстве. На сегодняшний день изучением процесса взаимодействия человека/общества и виртуальной среды (в самом широком смысле ее понимания – от гаджетов до социальных сетей), занимается раздел психологической науки – Киберпсихология. [2. С. 275]
Авторы статьи определяют психологическое онлайн консультирование, как процесс предоставления психологической помощи и поддержки через различные формы связи на расстоянии, посредством виртуальных технических средств: мессенджеры (Viber, Telegram), социальные сети (в первую очередь Вконтакте), непосредственно через текстовые, аудио и видео сообщения (как через личные сообщения, так и через сообщения профильных сообществ), в отдельных случаях даже с помощью электронной почты. [3. С. 65-66]
Согласно статистике, социальные сети, на сегодняшний день, имеют наибольшее распространение и применение у специалистов психологов в их профессиональной деятельности по оказанию психологической помощи клиентам в киберпространстве.
Однако, несмотря на удобство виртуальных инструментов таких как социальные сети и положительные стороны онлайн консультирования, оно имеет ряд отрицательных сторон и ограничений.
Например, проблемы идентификации личности клиента при онлайн-консультировании обусловлены отсутствием очного визуального контакта с ним. Консультант не может напрямую видеть человека и составить первичное впечатление о нем. Это затрудняет создание атмосферы доверия и понимания.
К тому же, в настоящий момент остро стоит вопрос адаптации к применению в онлайн-формате различных диагностических и коррекционных методик, так как малое количество методик было исследовано на предмет валидности при переносе из очного в онлайн-формат. Из этого следует, что специалисты, консультирующие дистанционно, не могут быть уверены в достоверности получаемых результатов. [4. С. 182-183]
Кроме того, клиент может предоставить ложные данные о себе, своем возрасте, проблемах. Особенно это актуально при анонимных форматах консультирования.
К сложностям и «барьерам» онлайн-консультирования авторы статьи относят:
- ограниченность невербальных сигналов. Сложно уловить эмоции, настроение человека, не видя его лица, позы, жестов.
- технические сбои связи. Внешние факторы могут прерывать беседу, мешая сосредоточиться;
- прерывание в одностороннем порядке сеанса консультирования самим клиентом в силу различных обстоятельств;
- невозможность оказать экстренную помощь при кризисных ситуациях и состояниях клиента. Консультант физически не может вмешаться и повлиять на ситуацию, если клиент представляет угрозу для себя или окружающих. К тому же, каждому специалисту необходим четкий алгоритм сопровождения кризисной ситуации для каждого конкретного клиента, что не представляется возможным, из-за определённых ограничений, накладываемых киберпространством;
- сложность установления раппорта и доверительных отношений дистанционно. Ни клиент, ни сам специалист не могут быть уверены в достоверности намерений относительно друг друга.
- этичность и экологичность. Не со всеми запросами клиентов можно работать дистанционно (суицидальные запросы, сексуальные нарушения, сложные психотические расстройства).
Указанные ограничения и «барьеры» могут снизить эффективность онлайн-консультирования, затруднить постановку точного диагноза и выбор стратегии психологической помощи клиенту.
Таким образом, несмотря на растущую популярность и востребованность психологической помощи и поддержки посредством онлайн-консультирования, остается множество нерешенных вопросов, противоречий и недостатков.
По нашему мнению, есть ряд вопросов, которые необходимо изучить и в дальнейшем исследовать более детально:
- этические аспекты онлайн-консультирования – уровень ответственности перед клиентом;
- определение уровня квалификации и опыта специалиста-консультанта, какие виды и формы психологической помощи можно применять, а какие нет;
- насколько эффективна дистанционная форма консультирования;
- личная безопасность как консультанта, так и клиента, гарантии оплаты и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики [Электронный ресурс]
- Козлова, Н. С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность / Н. С. Козлова // Журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2015. – №3. – с.274-285.
- Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети интернет. М., 2017. 178 с.
- Andersson G. Internet interventions: past, present and future // Internet Interventions. 2018. Vol. 12. P. 181—188. DOI: 10.1016/j.invent.2018.03.008
Об авторах
- Алексей Анатольевич Туев — младший научный сотрудник сектора психологии Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде, психолог, педагог-психолог.
- Сергей Сергеевич Бредихин — кандидат философских наук, доцент кафедры социологии ЮУрГУ, заведующий сектором мониторинга и анализа Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактика деструктивных проявлений в образовательной среде.
Смотрите также:
- Воробьева А.Е., Скипор С.И. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость
- Лебедева С.В., Рубцов А.В. Виртуальная психологическая служба: функциональные задачи и особенности организации
- Меновщиков В.Ю. Краткая история консультирования и психотерапии в сети Интернет в России
- Щедринская О.М., Бебчук М.А. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения