Меновщиков В.Ю. Краткая история консультирования и психотерапии в сети Интернет в России

М

В Рос­сии, как и за рубе­жом, про­дол­жа­ют раз­ви­вать­ся раз­лич­ные виды дистант­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи через Интер­нет, назы­ва­е­мые обыч­но интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние, онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ние, интер­нет-пси­хо­те­ра­пия и мно­же­ством дру­гих тер­ми­нов, коли­че­ство кото­рых уже с тру­дом под­да­ет­ся под­сче­ту и никак не выстро­ит­ся в нечто единое.

В насто­я­щей ста­тье нам пред­став­ля­ет­ся важ­ным опи­сать крат­кую исто­рию интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / пси­хо­те­ра­пии в Рос­сии 1, не про­сто пере­чис­лив отдель­ные фак­ты, фами­лии, даты, но и постро­ив неко­то­рую пери­о­ди­за­цию, опи­ра­ясь на тео­рию диф­фу­зии инно­ва­ций, раз­ра­бо­тан­ную социо­ло­гом Эве­рет­том Род­жер­сом (1962, 2003).

Соглас­но тео­рии диф­фу­зии, сна­ча­ла инфор­ма­ция не при­ни­ма­ет­ся боль­шин­ством, и лишь неко­то­рые люди её при­ни­ма­ют; затем коли­че­ство при­няв­ших инфор­ма­цию уве­ли­чи­ва­ет­ся и дости­га­ет кри­ти­че­ской точ­ки, после чего воз­ни­ка­ет эффект «снеж­но­го кома» — коли­че­ство при­няв­ших инно­ва­цию начи­на­ет стре­ми­тель­но рас­ти, она ста­но­вит­ся рас­про­стра­нён­ной повсе­мест­но и т.д.

Э. Род­жерс опи­сал сле­ду­ю­щие эта­пы при­ня­тия новой информации.

  1. Инфор­ма­ция вос­при­ни­ма­ет­ся подав­ля­ю­щим боль­шин­ством как стран­ная и отвер­га­ет­ся. При­ни­ма­ет­ся толь­ко новаторами.
  2. При при­со­еди­не­нии «ран­них при­ни­ма­ю­щих» всё боль­шее чис­ло людей начи­на­ет счи­тать, что «это не так уж пло­хо»; при дости­же­нии кри­ти­че­ской мас­сы про­ис­хо­дит «взрыв» — новин­ка ста­но­вит­ся мод­ной, ею начи­на­ет поль­зо­вать­ся боль­шин­ство людей.
  3. Увле­че­ние новин­кой дости­га­ет пика, после чего идёт на спад; ею начи­на­ют поль­зо­вать­ся позд­нее боль­шин­ство и отста­ю­щие — в этот момент новин­ка фак­ти­че­ски уста­ре­ва­ет, выхо­дит из моды; нова­то­ры в это вре­мя уже осва­и­ва­ют что-то новое.

Мы поз­во­лим себе несколь­ко транс­фор­ми­ро­вать схе­му Э. Род­жер­са и пред­ло­жить 6 эта­пов при­ня­тия и раз­ви­тия интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / психотерапии:

Этап 0. Под­го­то­ви­тель­ный этап, пред­ва­ри­тель­ное накоп­ле­ние инфор­ма­ции, пред­ше­ствен­ни­ки, зарож­де­ние идеи, пер­вые роб­кие опы­ты, ни на что пока не претендующие.

Этап 1. Интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние / пси­хо­те­ра­пия вос­при­ни­ма­ет­ся подав­ля­ю­щим боль­шин­ством как стран­ная и отвер­га­ет­ся. При­ни­ма­ет­ся толь­ко новаторами.

Этап 2. При­со­еди­не­ние «ран­них при­ни­ма­ю­щих» интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние / психотерапию.

Этап 3. Дости­же­ние кри­ти­че­ской мас­сы, «взрыв» потреб­ле­ния интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / психотерапии.

Этап 4. Пик, когда новин­ка пере­ста­ла быть тако­вой и ста­ла про­дук­том мас­со­во­го потреб­ле­ния, что каса­ет­ся и интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / психотерапии.

Этап 5. Спад и заме­на интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / пси­хо­те­ра­пии, в насто­я­щем их пони­ма­нии, на нечто новое.

Оста­но­вим­ся далее на каж­дом из этих эта­пов при­ме­ни­тель­но к интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­нию / пси­хо­те­ра­пии. Пони­мая при этом, что эта­пы могут быть не так чет­ко отде­ле­ны один от дру­го­го. Как все­гда, воз­мож­на регрес­сия и воз­врат / откат к ста­ро­му и т.п.

Этап 0. Подготовительный. До появления интернет-консультирования / психотерапии

Исто­рия раз­ви­тия интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / пси­хо­те­ра­пии в Рос­сии гораз­до коро­че, чем ана­ло­гич­ная исто­рия на Запа­де (Менов­щи­ков В.Ю., 2019, с. 41–46). При этом сле­ду­ет отме­тить, что раз­ви­ва­ю­ща­я­ся тео­рия интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния опи­ра­ет­ся на серьез­ные тео­ре­ти­че­ские иссле­до­ва­ния оте­че­ствен­ной шко­лы пси­хо­ло­гии твор­че­ско­го мыш­ле­ния и ком­пью­те­ри­за­ции (Тихо­ми­ров О.К., 1972, 1986; Кор­ни­ло­ва Т.В., Тихо­ми­ров О.К., 1990) и пси­хо­ло­гии интер­не­та (Вой­скун­ский А.Е., 2010 и др.).

Кро­ме того, у интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / пси­хо­те­ра­пии в нашей стране была и своя предыс­то­рия, так­же повли­яв­шая на внед­ре­ние интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / пси­хо­те­ра­пии в Рос­сии. Мы име­ем в виду прак­ти­ку пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи на дистан­ции в доин­тер­не­тов­скую эпо­ху. В 1982 году в Москве был открыт пер­вый в Совет­ском Сою­зе «теле­фон дове­рия». Его осно­ва­те­лем ста­ла про­фес­сор Айна Гри­го­рьев­на Амбру­мо­ва. В кон­це 80-х годов в Ленин­гра­де, Пер­ми и дру­гих горо­дах воз­ник­ло несколь­ко кри­зис­ных теле­фон­ных служб, объ­еди­нив­ших­ся, по ини­ци­а­ти­ве Е.С. Креслав­ско­го, в Рос­сий­скую ассо­ци­а­цию теле­фон­ной экс­трен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи (РАТЭПП). В кон­це ХХ сто­ле­тия РАТЭПП объ­еди­ня­ла уже 245 служб. Более 2500 кон­суль­тан­тов в раз­ных кон­цах Рос­сии 24 часа в сут­ки ока­зы­ва­ли под­держ­ку сво­им сооте­че­ствен­ни­кам. Суще­ство­ва­ла так­же прак­ти­ка тера­пии пись­ма­ми (Бур­но М.Е., 1978; Леви В.Л., 1982).

Так сло­жи­лась моя про­фес­си­о­наль­ная судь­ба, что я начал свою дея­тель­ность имен­но с теле­фон­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния. Слу­чи­лось это в 1991 году в г. Пер­ми. А в 1993 году про­изо­шло и еще одно зна­ме­на­тель­ное для нас собы­тие — вве­де­ние кон­суль­та­тив­ной пере­пис­ки в Перм­ском цен­тре соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи и тера­пии, в кото­ром я рабо­тал на теле­фоне дове­рия. Это было обу­слов­ле­но тем, что часто теле­фон­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние (основ­ная дея­тель­ность цен­тра) затруд­ня­лось из-за боль­шой загруз­ки теле­фо­на дове­рия или отсут­ствия теле­фо­на у кли­ен­та (было тогда и такое). Решить­ся же на пря­мой кон­такт с пси­хо­ло­гом, пси­хо­те­ра­пев­том он не отва­жи­вал­ся, да и воз­мож­но­стей для это­го было немно­го, как и самих пси­хо­ло­гов. К тому же, часть наших кли­ен­тов, нуж­да­ю­щих­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи, нахо­ди­лась в усло­ви­ях изо­ля­ции от общества. 

В ходе пере­пис­ки с кли­ен­та­ми по обыч­ной почте я при­шел к мыс­ли, что раз­лич­ные тер­ми­ны: «пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ское пись­мо», «пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская пере­пис­ка», «пись­мен­ная пси­хо­ло­ги­че­ская помощь», «тера­пия домаш­ней пере­пиской с вра­чом» (Бур­но М.Е., 1987), «тера­пия пись­мом», — вно­сят зна­чи­тель­ный раз­но­бой, порой раз­но­чте­ния и раз­ные тол­ко­ва­ния, не охва­ты­ва­ю­щие всей широ­ты и глу­би­ны методики. 

Исхо­дя из это­го мною было пред­ло­же­но вве­сти новое наиме­но­ва­ние, устра­ня­ю­щее пест­ро­ту, а порой и излиш­нее мно­го­сло­вие преж­них назва­ний. Я назвал дан­ный под­ход тер­ми­ном скри­бо­те­ра­пия (от латин­ских слов: scribo — «писать» и therapia — «лече­ние»), имея в виду то, что в пере­пис­ке отра­жа­ют­ся как воз­дей­ствие кон­суль­тан­та (пси­хо­те­ра­пев­та) на кли­ен­та, так и вер­баль­ное и невер­баль­ное само­вы­ра­же­ние кли­ен­та (Менов­щи­ков В.Ю., 1995).

Таким обра­зом, у интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / пси­хо­те­ра­пии в Рос­сии были пря­мые предшественники.

Этап 1. Интернет-консультирование / психотерапия воспринимается подавляющим большинством как странная и отвергается. Принимается только новаторами

Самые пер­вые упо­ми­на­ния об интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­нии в Рос­сии мож­но най­ти лишь в сети Интер­нет. Нам извест­но, что отдель­ные попыт­ки интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния пред­при­ни­ма­лись еще с исполь­зо­ва­ни­ем люби­тель­ской ком­пью­тер­ной сети ФИДО, кото­рая была попу­ляр­на в СССР до кон­ца 90-х годов про­шло­го века. Напом­ню, что на Запа­де все нача­лось гораз­до рань­ше, и одной из пер­вых демон­стра­ций интер­нет-кон­суль­та­ций стал кон­такт меж­ду Стэнд­форд­ским уни­вер­си­те­том и Кали­фор­ний­ским уни­вер­си­те­том в Лос-Андже­ле­се в тече­ние Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции по ком­пью­тер­ной свя­зи в октяб­ре 1972. 

После вве­де­ния пер­вых пер­со­наль­ных ком­пью­те­ров в 1976 году нача­ли воз­ни­кать нефор­маль­ные груп­пы под­держ­ки в сети Интер­нет, кото­рые доста­точ­но широ­ко рас­про­стра­ни­лись в 80-х годах про­шло­го века. Ivan Goldberg начи­нал отве­чать на вопро­сы онлайн, рас­ска­зы­вал о лече­нии депрес­сии, по край­ней мере, еще в 1993 году и т.д. и т.п. И как-то (как имен­но — никем не опи­са­но) эта прак­ти­ка ста­ла извест­на в России.

В те годы и позд­нее велись раз­ные дис­кус­сии о тера­пии онлайн. Наи­бо­лее ради­каль­ной явля­лась точ­ка зре­ния о том, что ника­кая пси­хо­те­ра­пия онлайн невоз­мож­на. Воз­мож­на толь­ко «очная» тера­пия при встре­чах «лицом к лицу. Вто­рая точ­ка зре­ния гово­ри­ла о том, что кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия онлайн — это воз­мож­ные, но вспо­мо­га­тель­ные, доба­воч­ные к очной тера­пии процессы.

Нако­нец, тре­тья точ­ка зре­ния — тера­пия онлайн эффек­тив­на и само­сто­я­тель­на. По наше­му мне­нию, на этом эта­пе ее не при­дер­жи­вал­ся бук­валь­но никто. Даже сами инно­ва­то­ры и пер­во­про­ход­цы испы­ты­ва­ли раз­ные сомне­ния не столь­ко в воз­мож­но­сти, сколь­ко в эффек­тив­но­сти интернет-психотерапии.

Этап 2. Присоединении «ранних принимающих»

В 1999 году в Рос­сии начал фор­ми­ро­вать­ся Меж­ду­на­род­ный про­ект «Пси­хо­те­ра­пия и кон­суль­ти­ро­ва­ние» О.С. Мар­ты­но­вой и Б. Короб­ко­ва (Москва), суще­ству­ю­щий до сих пор.

При этом одна из актив­ных участ­ниц коман­ды сай­та PsyOnline.ru Оль­га Михай­ло­ва писа­ла: «…интер­нет-кон­суль­та­цию никак нель­зя счи­тать пол­но­цен­ной. Она носит харак­тер общих реко­мен­да­ций, сове­тов, мне­ния спе­ци­а­ли­ста по дан­но­му вопро­су, попыт­ки помочь кли­ен­ту разо­брать­ся в его про­бле­мах». То есть сомне­ния про­дол­жа­ли суще­ство­вать и у про­фес­си­о­на­лов, и у клиентов.

Уди­ви­тель­но, что в том же 1999 году мэт­ры совет­ской и рос­сий­ской пси­хо­те­ра­пии Б.Д. Кар­ва­сар­ский, Ю.В. Куз­не­цов отнес­ли к досто­ин­ствам пси­хо­те­ра­пии по элек­трон­ной почте:

  • ее акту­аль­ность для Рос­сии, так как зна­чи­тель­ная часть насе­ле­ния уда­ле­на от цен­тров пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской помощи;
  • сто­про­цент­ную воз­мож­ность супер­ви­зии, посколь­ку пере­пис­ка может сохра­нять­ся сколь угод­но дол­го в пол­ном объеме;
  • бес­пре­це­дент­ный уро­вень ано­ним­но­сти обра­ща­ю­щих­ся, так как Интер­нет поз­во­ля­ет откры­вать ано­ним­ные поч­то­вые ящи­ки с вымыш­лен­ны­ми псев­до­ни­ма­ми, что ведет к мак­си­маль­ной откры­то­сти пациента;
  • осо­бое исполь­зо­ва­ние воз­мож­но­стей цити­ро­ва­ния как тера­пев­ти­че­ско­го инстру­мен­та, свя­зан­но­го с авто­ма­ти­за­ци­ей этой функ­ции при переписке;
  • воз­мож­ность вза­и­мо­за­ме­ня­е­мой и кол­лек­тив­ной рабо­ты пси­хо­те­ра­пев­тов-опе­ра­то­ров, экс­пер­тов раз­лич­ных направ­ле­ний, свя­зан­ных меж­ду собой не обя­за­тель­но непо­сред­ствен­но, а при помо­щи ком­пью­тер­ной свя­зи в любых точ­ках мира;
  • не исклю­ча­ет­ся инте­гра­ция инди­ви­ду­аль­ной и груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии, связь толь­ко обра­тив­ших­ся паци­ен­тов с уже про­шед­ши­ми курс пси­хо­те­ра­пии, при необ­хо­ди­мо­сти при­вле­че­ние раз­лич­ных ком­пью­тер­ных тесто­вых и тре­нин­го­вых про­грамм (Кар­ва­сар­ский Б.Д., 1999, 2000).

Отдель­ные пси­хо­ло­ги-энту­зи­а­сты в эти же годы ста­ли созда­вать свои сай­ты, напри­мер, Вит Ценев (Ново­си­бирск), Борис Ново­держ­кин, прак­ти­ку­ю­щий online-кон­суль­та­ции с исполь­зо­ва­ни­ем скайп-тех­но­ло­гий (Москва) и другие.

В 2006 году я начал кон­суль­ти­ро­ва­ние через Интер­нет, при­со­еди­нив­шись к коман­де кон­суль­тан­тов пор­та­ла Профконсультант.ру, а в Мос­ков­ской служ­бы пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи насе­ле­нию (МСППН), где я начал рабо­тать несколь­ко позд­нее, была пред­ло­же­на услу­га интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния в фор­ма­те вопрос-ответ.

В 2007 году я всту­пил в кон­такт с Меж­ду­на­род­ным обще­ством пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья онлайн (ISMHO) и стал его членом.

В 2009 году нами была созда­на груп­па «Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние (Онлайн)» на пор­та­ле «Профессионалы.ру». В этом же году зара­бо­тал сайт «Б17», о кото­ром мы подроб­нее пого­во­рим ниже, обсуж­дая дея­тель­ность агре­га­то­ров пси­хо­ло­ги­че­ских услуг.

В октяб­ре 2009 года в Риге я про­вел первую обу­ча­ю­щую груп­пу для интер­нет-кон­суль­тан­тов. Опыт ока­зал­ся не слиш­ком удач­ным, но было поло­же­но нача­ло мно­го­лет­ней учеб­ной прак­ти­ке, кото­рая совер­шен­ство­ва­лась с каж­дым годом и пре­вра­ти­лась в посто­ян­ную про­грам­му, про­во­ди­мую в Инсти­ту­те кон­суль­та­тив­ной пси­хо­ло­гии и кон­са­льин­га (ФПК Онлайн-Институте).

25 фев­ра­ля 2010 года мной была офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ва­на Феде­ра­ция пси­хо­ло­гов-кон­суль­тан­тов онлайн, объ­еди­ня­ю­щая более 50 кон­суль­тан­тов со всей Рос­сии. Ниже мы рас­ска­жем подроб­нее о ее деятельности.

В 2011 году в МСППН было раз­вер­ну­то пол­но­цен­ное интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние по мно­гим кана­лам. В этом же году состо­я­лась пер­вая кон­фе­рен­ция по интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­нию и дистан­ци­он­но­му обу­че­нию в Мос­ков­ском город­ском пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те (Айсмон­тас Б.Б., Менов­щи­ков В.Ю., 2011), кото­рая ста­ла еже­год­ной. В рам­ках про­ве­де­ния кон­фе­рен­ции воз­ник­ли новые меж­ду­на­род­ные свя­зи, в част­но­сти, с Теле­мен­тал­Хелс Инсти­ту­том (М. Мах­эу, США и др.).

В 2013 году в чет­вер­той еже­год­ной кон­фе­рен­ции при­нял уча­стие один из осно­ва­те­лей интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния за рубе­жом — экс-пре­зи­дент Меж­ду­на­род­но­го обще­ства пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья онлайн Май­кл Фени­шел (США).

С само­го нача­ла раз­ви­тия онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния шла дис­кус­сия о его полез­но­сти и при­ме­ни­мо­сти, одна­ко зару­беж­ные иссле­до­ва­ния послед­них лет (Azy Barak, Liat Hen, Meyran Boniel-Nissim, Na’ama Shapira, 2008) под­твер­ди­ли эффек­тив­ность самых раз­лич­ных видов интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния и психотерапии. 

В Рос­сии иссле­до­ва­ния интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния и пси­хо­те­ра­пии немно­го­чис­лен­ны, нахо­дят­ся боль­ше на уровне опи­са­ния отдель­ных слу­ча­ев или пило­таж­ных иссле­до­ва­ний (Билык Н.В., 2012, Вино­гра­дов А.В., 2010, Дроз­дов Д.С., 2011, Попо­ва Л.В., 2012, Пост­ни­ков И.В., Сала­ма­хи­на Н.С., 2011, Синель­ни­ко­ва М.С., 2011, Стру­гов­щи­ко­ва О.В., 2010, Ягнюк К.В. и др., 2012). 

В то же вре­мя Феде­ра­ци­ей пси­хо­ло­гов-кон­суль­тан­тов онлайн после­до­ва­тель­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся иссле­до­ва­тель­ская про­грам­ма и уже сде­ла­ны отдель­ные тео­ре­ти­че­ские обоб­ще­ния (Менов­щи­ков В.Ю., 2008, 2009а, 2009б, 2010а, 2010б, 2010в). Нами так­же выпу­ще­ны моно­гра­фии и пер­вые учеб­ные посо­бия (руко­вод­ства) по интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­нию (Менов­щи­ков В.Ю., 2010, 2011, 2019).

При этом фокус про­фес­си­о­наль­но­го инте­ре­са уже сме­стил­ся с вопро­са об общей эффек­тив­но­сти онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния на вопрос о его наи­бо­лее эффек­тив­ных спо­со­бах, направ­ле­ни­ях пси­хо­те­ра­пии и орга­ни­за­ци­он­ных моде­лях. Если гово­рить о тео­ре­ти­че­ских направ­ле­ни­ях рабо­ты пси­хо­ло­гов онлайн, то мы встре­ча­ли и исполь­зо­ва­ли сами самые раз­ные тео­рии пси­хо­те­ра­пии: от кли­ент-цен­три­ро­ван­но­го под­хо­да (напри­мер, Орлов А.Б.) до пси­хо­ана­ли­за (напри­мер, Васи­лье­ва Н.Л., Нари­цын Н.Н.). Мы зна­ем рос­сий­ских спе­ци­а­ли­стов, успеш­но при­ме­ня­ю­щих в интер­не­те гештальт-тера­пию и сим­вол­дра­му (напри­мер, Ильин В.В.) и др.

В 2015 году пси­хо­ло­гом и пси­хо­те­ра­пев­том Бори­сом Ново­держ­ки­ным был создан Инсти­тут пси­хо­те­ра­пии онлайн, он был раз­ме­щён на домене ip-o.ru, в 2017 году пере­не­сён на домен ip-o.org, а в октяб­ре 2020 года закрыт сво­им осно­ва­те­лем, посвя­тив­шим себя ново­му про­ек­ту «Тера­певт-цен­три­ро­ван­ный подход».

Этап 3. Достижение критической массы, «взрыв»

Заме­тим, что в мар­ке­тин­ге почти каж­дая кри­вая адап­та­ции про­дук­та содер­жит точ­ку, кото­рая спо­соб­на или «сде­лать» весь успех, или сло­мать его на кор­ню. В мар­ке­тин­ге она назы­ва­ет­ся «про­па­стью» — про­бел меж­ду нова­то­ра­ми, ран­ни­ми поку­па­те­ля­ми и праг­ма­ти­ка­ми. Пере­шаг­нуть через «про­пасть» все­гда сложно!

Так и до пан­де­мии COVID-19 интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние / пси­хо­те­ра­пия оста­ва­лись чем-то уже извест­ным неко­то­ро­му кру­гу про­фес­си­о­на­лов и потре­би­те­лей пси­хо­ло­ги­че­ских услуг, но еще не мас­со­во при­ме­ни­мым и по-преж­не­му кри­ти­ку­е­мым частью про­фес­си­о­наль­но­го сообщества…

Изме­не­ние миро­во­го поряд­ка в послед­ние несколь­ко лет (пан­де­мия COVID-19, обостре­ние поли­ти­че­ской ситу­а­ции, ослож­не­ние эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия) и уси­лив­ше­е­ся у людей ощу­ще­ние непред­ска­зу­е­мо­сти и небез­опас­но­сти мира обу­сло­ви­ли зна­чи­тель­ный рост обра­ще­ний за про­фес­си­о­наль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щью. И это каса­ет­ся дале­ко не толь­ко России. 

Напри­мер, в опро­се, про­ве­ден­ном Орде­ном пси­хо­ло­гов Ита­лии (CNOP), восемь из деся­ти ита­льян­цев сооб­щи­ли о том, что нуж­да­ют­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ке, что яви­лось рекорд­ным пока­за­те­лем за пред­ше­ству­ю­щие годы. В Рос­сии в апре­ле 2022 года спрос на услу­ги пси­хо­те­ра­пев­тов вырос на 81% по срав­не­нию с апре­лем 2021-го года (Пан­де­мия нанес­ла…, 2022). 

Ситу­а­ция пан­де­мии COVID-19, повлек­шая за собой вынуж­ден­ную само­изо­ля­цию боль­шо­го коли­че­ства людей и одно­вре­мен­но необ­хо­ди­мость обес­пе­че­ния паци­ен­тов про­фес­си­о­наль­ной меди­цин­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щью, обу­сло­ви­ла новый мощ­ный виток раз­ви­тия циф­ро­ви­за­ции меди­цин­ских услуг и пси­хо­ло­ги­че­ской помощи. 

Спе­ци­а­ли­сты были вынуж­де­ны в сжа­тые сро­ки при­спо­со­бить­ся к рабо­те в дистан­ци­он­ном фор­ма­те посред­ством ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий (Вол­ко­ва О.А., 2021), мак­си­маль­но адап­ти­ро­вать­ся к изме­нив­ше­му­ся фор­ма­ту, искать и нахо­дить новые инстру­мен­ты для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти тера­пев­ти­че­ской рабо­ты в изме­нив­ших­ся усло­ви­ях (Чви­ле­ва О.В., Воро­нин А.Н., 2023).

Так, мы сами наблю­да­ли это вынуж­ден­ное при­спо­соб­ле­ние в госу­дар­ствен­ной Мос­ков­ской служ­бе пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи насе­ле­нию. При­мер­но 400 очных спе­ци­а­ли­стов служ­бы, мно­гие из кото­рых даже не про­бо­ва­ли кон­суль­ти­ро­вать онлайн, долж­ны были начать рабо­ту в этой фор­ме почти мгно­вен­но после пере­во­да всей служ­бы в режим дистан­ци­он­ной рабо­ты! Для мно­гих это был крайне слож­ный пере­ход. И нам при­шлось ока­зы­вать и кон­суль­та­тив­ную под­держ­ку и про­во­дить обу­че­ние для тех, кто испы­ты­вал эти трудности.

Пер­во­на­чаль­но про­фес­си­о­наль­ное пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ское сооб­ще­ство и в этих усло­ви­ях про­де­мон­стри­ро­ва­ло насто­ро­жен­ное отно­ше­ние к онлайн-фор­ма­ту: мно­гие прак­ти­ку­ю­щие пси­хо­ло­ги выска­зы­ва­ли опа­се­ния отно­си­тель­но отсут­ствия невер­баль­но­го ком­по­нен­та обще­ния, труд­но­стей с уста­нов­ле­ни­ем тера­пев­ти­че­ско­го аль­ян­са и постро­е­ни­ем каче­ствен­ных тера­пев­ти­че­ских отно­ше­ний (Лав­ро­ва Е.В., Кумин­ская Е.А., 2020). 

Необ­хо­ди­мо заме­тить, что пер­во­на­чаль­но нега­тив­ное мне­ние об эффек­тив­но­сти онлайн-тера­пии мог­ло быть так­же свя­за­но с отсут­стви­ем опы­та рабо­ты в таком фор­ма­те у тера­пев­тов, их непод­го­тов­лен­но­стью к новым усло­ви­ям (Чви­ле­ва О.В., Воро­нин А.Н., 2023).

Обна­ру­жен­ные пре­иму­ще­ства обще­ния в онлайн-фор­ма­те (воз­мож­ность суще­ствен­но рас­ши­рить выбор спе­ци­а­ли­ста, не огра­ни­чи­ва­ясь горо­дом и даже стра­ной про­жи­ва­ния, сокра­тить транс­порт­ные и вре­мен­ные затра­ты, полу­чить жела­е­мую ано­ним­ность и др.) обу­сло­ви­ли тот факт, что все боль­шее коли­че­ство людей теперь отда­ют пред­по­чте­ние имен­но такой фор­ме рабо­ты с пси­хо­ло­гом (Сане­вич М., 2022).

В насто­я­щее вре­мя пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние заня­ло проч­ное место в ряду услуг, предо­став­ля­е­мых дистан­ци­он­но. За послед­ние два года вос­тре­бо­ван­ность теле­ме­ди­ци­ны в Рос­сии вырос­ла почти на 45%, при этом боль­ше все­го уве­ли­чил­ся спрос на дистан­ци­он­ные услу­ги пси­хо­те­ра­пев­тов: толь­ко за пер­вый квар­тал 2022 года чис­ло кон­суль­та­ций, про­ве­ден­ных онлайн, вырос­ло почти в два раза по срав­не­нию с пол­ным 2021 годом. 

Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция сло­жи­лась и в дру­гих стра­нах. Если в США до пан­де­мии уда­лен­ным меди­цин­ским обслу­жи­ва­ни­ем поль­зо­ва­лись 10% насе­ле­ния, то за вре­мя эпи­де­мии коро­на­ви­ру­са этот пока­за­тель достиг 50% (Чви­ле­ва О.В., Воро­нин А.Н., 2023).

Что было бы, если бы пан­де­мии не было? Мы уве­ре­ны, что со вре­ме­нем про­изо­шло бы то же самое! Одна­ко слу­чи­лось бы это гораз­до позд­нее и менее болезненно…

Этап 4. Пик

Увле­че­ние новин­кой дости­га­ет пика, после чего идёт на спад; ею начи­на­ют поль­зо­вать­ся позд­нее боль­шин­ство и отста­ю­щие — в этот момент новин­ка фак­ти­че­ски уста­ре­ва­ет, выхо­дит из моды; нова­то­ры в это вре­мя уже осва­и­ва­ют что-то новое.

По наше­му мне­нию, пик при­ме­не­ния интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния / пси­хо­те­ра­пии еще дале­ко впереди!

На сего­дня в Рос­сии исполь­зу­ют­ся прак­ти­че­ски все извест­ные виды интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния и интернет-психотерапии: 

  • видео­кон­фе­ренц-связь;
  • аудио­сес­сии;
  • тек­сто­вый чат «один на один»; 
  • элек­трон­ная поч­та «один на один»; 
  • тера­пия груп­пы с помо­щью дос­ки для сообщений; 
  • тера­пия груп­пы с помо­щью элек­трон­ной почты; 
  • тера­пия груп­пы с помо­щью чата; 
  • онлайн-груп­пы поддержки; 
  • тера­пев­ти­че­ское уча­стие в вир­ту­аль­ных сообществах; 
  • инстру­мен­ты само­усо­вер­шен­ство­ва­ния (само­по­мо­щи) онлайн; 
  • веб­б­ло­ги;
  • оцен­ка (пси­хо­ди­а­гно­сти­ка) онлайн; 
  • инфор­ма­ци­он­ные вебсайты; 
  • лич­ные веб­сай­ты, сете­вые журналы; 
  • аудио, зву­ко­вые запи­си и филь­мы и т.п.

По наше­му мне­нию, наи­бо­лее раз­ви­ты груп­по­вые фор­мы рабо­ты в откры­тых неструк­ту­ри­ро­ван­ных фор­ма­тах (фору­мы), ответ на един­ствен­ный вопрос кли­ен­та через Интер­нет либо инди­ви­ду­аль­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние через скайп (и дру­гие мес­сен­дже­ры), чат или почту.

Пик потреб­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ских интер­нет-услуг вызвал и бур­ное раз­ви­тие биз­нес-про­ек­тов — мно­го­чис­лен­ных агрегаторов!

Для Рос­сии агре­га­то­ры — это новый опыт. Труд­но с уве­рен­но­стью ска­зать, когда появил­ся самый пер­вый рос­сий­ский сайт по под­бо­ру пси­хо­ло­гов. Во вся­ком слу­чае, один из самых ста­рых сай­тов, выпол­ня­ю­щих такую функ­цию, — Б17, как пишут его осно­ва­те­ли Дмит­рий Тре­фи­лов и Вла­ди­мир Нико­нов, «начал свое актив­ное суще­ство­ва­ние на про­сто­рах Все­мир­ной Пау­ти­ны» 1 нояб­ря 2009 года. Сей­час (на 28 апре­ля 2023 года) на сай­те заре­ги­стри­ро­ва­ны более 55 000 спе­ци­а­ли­стов из 1300 городов.

Идея агре­га­то­ров, конеч­но, заим­ство­ва­на из прак­ти­ки зару­беж­ных коллег.

Име­ю­щи­е­ся сей­час пло­щад­ки ори­ен­ти­ро­ва­ны на поиск усло­вий рабо­ты, ком­форт­ных для всех: пси­хо­ло­гов, кли­ен­тов, вла­дель­цев пло­ща­док. Поэто­му меня­ют­ся пра­ви­ла реги­стра­ции или рабо­ты в агре­га­то­рах и появ­ля­ют­ся новые сай­ты со сво­ей стра­те­ги­ей. Из тех агре­га­то­ров, что ока­за­лись у меня как-то «на слу­ху», для при­ме­ра назо­ву сер­ви­сы «Мета», «PsyChat», «Psysovet».

В сво­ей интер­нет-ста­тье А.В. Пря­ник (2023) отно­сит эти агре­га­то­ры, к тем, на кото­рые мож­но попасть начи­на­ю­щим спе­ци­а­ли­стам. Напри­мер, на «PsyChat» най­дет­ся рабо­та даже сту­ден­там-пси­хо­ло­гам. К агре­га­то­рам с более стро­ги­ми тре­бо­ва­ни­я­ми мож­но отне­сти отно­си­тель­но недав­но появив­ши­е­ся «Грань»‎, «Ясно» и Zigmund.Online.

Пси­хо­ло­ги­че­ские агре­га­то­ры, в основ­ном, заяв­ля­ют о том, что они ори­ен­ти­ро­ва­ны на кли­ен­та, их мис­сия — сде­лать пси­хо­те­ра­пию мак­си­маль­но доступ­ной без поте­ри каче­ства. Поэто­му для пси­хо­ло­гов усло­вия реги­стра­ции и рабо­ты строгие.

Так­же есть агре­га­то­ры, кото­рые не забы­ва­ют о раз­ви­тии сво­е­го биз­не­са. Они пря­мо про­сят пси­хо­ло­гов про­во­дить мак­си­мум кон­суль­та­ций с одним кли­ен­том, рас­тя­ги­вать рабо­ту. Или дела­ют это кос­вен­но, пред­ла­гая уве­ли­че­ние сто­и­мо­сти каж­дой сле­ду­ю­щей кон­суль­та­ции. Напри­мер: 1 000 → 1 300 → 1 500 руб­лей и т.д.

Точ­ное коли­че­ство агре­га­то­ров нам неиз­вест­но. В той же ста­тье А.В. Пря­ник речь идет о 15 агре­га­то­рах. Пред­по­ла­гаю, что их коли­че­ство будет про­дол­жать расти!

Соот­вет­ствен­но, этап 5 — спад и заме­на чем-то новым — пока в Рос­сии, как, впро­чем, и за рубе­жом, по наше­му мне­нию, совсем не виден.

Мож­но толь­ко пред­по­ла­гать, что интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние и интер­нет-пси­хо­те­ра­пия про­дол­жат свое раз­ви­тие быст­ры­ми тем­па­ми, во мно­гом и далее потес­нят очную прак­ти­ку; про­дол­жат свое раз­ви­тие экс­перт­ные систе­мы, робо­ты, симу­ли­ру­ю­щие диа­ло­го­вую пси­хо­те­ра­пию, плат­фор­мы, исполь­зу­ю­щие вир­ту­аль­ную реаль­ность, и др. (Менов­щи­ков В.Ю., 2019).

Заключение

Во всем этом про­сто беше­ном раз­ви­тии нам нуж­но не забыть и об эти­ке, и о про­фес­си­о­на­лиз­ме онлайн-кон­суль­тан­тов и онлайн-психотерапевтов!

Напом­ню, что для раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­ных моде­лей интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния в Рос­сии еще в 2010 году нами было созда­но про­фес­си­о­наль­ное сооб­ще­ство спе­ци­а­ли­стов, рабо­та­ю­щих в этой сфе­ре, — Феде­ра­ция пси­хо­ло­гов-кон­суль­тан­тов онлайн.

Основ­ны­ми целя­ми Феде­ра­ции явля­ет­ся содей­ствие ее чле­нам: в раз­ви­тии тео­рии и прак­ти­ки про­фес­си­о­наль­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния (пси­хо­кор­рек­ции, пси­хо­те­ра­пии) онлайн; в под­держ­ке науч­ных иссле­до­ва­ний и стан­дар­тов в обла­сти пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния (пси­хо­кор­рек­ции, пси­хо­те­ра­пии) онлайн.

Феде­ра­ция осу­ществ­ля­ет изда­ние жур­на­ла «Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние Онлайн». На стра­ни­цах жур­на­ла пуб­ли­ку­ют­ся науч­ные мате­ри­а­лы, зна­ко­мя­щие с зару­беж­ны­ми и оте­че­ствен­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми в обла­сти пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния на дистан­ции, резуль­та­ты экс­пе­ри­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний, прак­ти­че­ские рекомендации.

Феде­ра­ция пси­хо­ло­гов-кон­суль­тан­тов онлайн сов­мест­но с Инсти­ту­том кон­суль­та­тив­ной пси­хо­ло­гии и кон­сал­тин­га про­во­дит обу­че­ние интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­нию и интер­нет-пси­хо­те­ра­пии, а так­же супервизию. 

Литература

  1. Билык Н.В. Диа­гно­сти­ка эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний кли­ен­тов в интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­нии. // Пси­хо­ло­ги­че­ская помощь соци­аль­но неза­щи­щен­ным лицам с исполь­зо­ва­ни­ем дистан­ци­он­ных тех­но­ло­гий (интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние и дистан­ци­он­ное обу­че­ние. Мате­ри­а­лы II меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции 21-22 фев­ра­ля 2012 г. М.: МГППУ, 2012. С. 73–77.
  2. Бур­но М.Е. Тера­пия твор­че­ским само­вы­ра­же­ни­ем. М., 1987.
  3. Вино­гра­дов А.В. Спе­ци­фи­ка запро­са на дистант­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние у лиц, пре­бы­ва­ю­щих в заклю­че­нии // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние онлайн. 2010. №2.
  4. Дроз­дов Д.С. Интер­нет-форум как вир­ту­аль­ная пло­щад­ка для орга­ни­за­ции пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи (про­ект Pobedish.ru) // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние онлайн. 2011. №2. С. 85–91.
  5. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­гия и Интер­нет. М.: Акро­поль, 2010.
  6. Вол­ко­ва О.А. и др. Опыт исполь­зо­ва­ния теле­ме­ди­цин­ских тех­но­ло­гий в систе­мах здра­во­охра­не­ния зару­беж­ных стран и Рос­сий­ской Феде­ра­ции: систе­ма­ти­че­ский обзор // Фар­ма­ко­эко­но­ми­ка. Совре­мен­ная фар­ма­ко­эко­но­ми­ка и фар­ма­ко­эпи­де­мио­ло­гия. 2021. Том 14. №4. С. 549–562.
  7. Кор­ни­ло­ва Т.В., Тихо­ми­ров О.К. При­ня­тие интел­лек­ту­аль­ных реше­ний в диа­ло­ге с ком­пью­те­ром. М., 1990.
  8. Лав­ро­ва Е.В., Кумин­ская Е.А. Вызо­вы и наход­ки пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния онлайн // II Меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция по кон­суль­та­тив­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии, посвя­щен­ная памя­ти Федо­ра Ефи­мо­ви­ча Васи­лю­ка: Cбор­ник мате­ри­а­лов. Москва, 05–07 нояб­ря 2020 года. М.: ПИ РАО, 2020. С. 164–167.
  9. Леви В.Л. Раз­го­вор в пись­мах. М.: Совет­ская Рос­сия, 1982.
  10. Менов­щи­ков В.Ю. Вве­де­ние в пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние. М. Смысл. 1998.
  11. Менов­щи­ков В.Ю. Дис­курс в дистант­ном кон­суль­ти­ро­ва­нии и пси­хо­те­ра­пии // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 2008. №6. С. 87–95.
  12. Менов­щи­ков В.Ю. Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская пере­пис­ка // Пси­хо­ло­ги­че­ская помощь в меня­ю­щем­ся мире. Мате­ри­а­лы II Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции пси­хо­ло­ги­че­ских служб и Теле­фо­нов Дове­рия. Пермь, 1995.
  13. Менов­щи­ков В.Ю. Состо­я­ние и пер­спек­ти­вы иссле­до­ва­ний кон­суль­ти­ро­ва­ния и пси­хо­те­ра­пии в сети интер­нет // Сибир­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2009а. №33. С. 57–63.
  14. Менов­щи­ков В.Ю. Мно­го­мер­ная модель дис­кур­са интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 2009б. №1. С. 97–103.
  15. Менов­щи­ков В.Ю. Кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия в сети Интер­нет: «За» и «Про­тив» // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2010а. №3. С. 102–109.
  16. Менов­щи­ков В.Ю. Вза­и­мо­свя­зи эле­мен­тов кон­суль­та­тив­ной систе­мы и резуль­та­тив­но­сти дистант­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния // Вест­ник уни­вер­си­те­та (Госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет управ­ле­ния). 2010б. №5. С. 51–54.
  17. Менов­щи­ков В.Ю. Эти­че­ские вопро­сы кон­суль­ти­ро­ва­ния он-лайн // Куль­тур­но-исто­ри­че­ская пси­хо­ло­гия. 2010в. №3. С. 78–84.
  18. Менов­щи­ков В.Ю., Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия в Интер­не­те. М.: Спут­ник+, 2010.
  19. Менов­щи­ков В.Ю. Интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние: крат­кое прак­ти­че­ское руко­вод­ство. 2011.
  20. Менов­щи­ков В.Ю. Пси­хо­ло­ги­че­ское интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние. М.: Смысл, 2019.
  21. Пан­де­мия нанес­ла боль­шой урон пси­хи­че­ско­му здо­ро­вью ита­льян­цев. URL: open-reporter.com.
  22. Попо­ва Л.В. Модель срав­ни­тель­но­го ана­ли­за тера­пев­ти­че­ских тех­ник теле­фон­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния и интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния через чат // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние онлайн. 2012. №1. С. 29–35.
  23. Пост­ни­ков И.В. Супер­ви­зия на дистан­ции (впе­чат­ле­ния супер­ви­зи­ру­е­мо­го) // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия на дистан­ции (Опыт и про­бле­мы интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния и теле­фон­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи): сбор­ник ста­тей. / Под ред. В.Ю. Менов­щи­ко­ва. М. FPK ОНЛАЙН-ПРЕСС, 2011. С. 227–230.
  24. Пси­хо­ло­ги­че­ская помощь соци­аль­но неза­щи­щен­ным лицам с исполь­зо­ва­ни­ем дистан­ци­он­ных тех­но­ло­гий (интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние и дистан­ци­он­ное обу­че­ние: мате­ри­а­лы меж­ве­дом­ствен­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции 24-25 фев­ра­ля 2011 г. / под ред. Айсмон­та­са Б.Б., Менов­щи­ко­ва В.Ю. М.: МГППУ, 2011.
  25. Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская энцик­ло­пе­дия / Под ред. Б.Д. Кар­ва­сар­ско­го. 2-е изд., доп. и пере­раб. СПб: Питер, 2000. 1019 с.
  26. Пря­ник А.В. Боль­шой (очень) гайд по агре­га­то­рам для пси­хо­ло­гов. Тре­бо­ва­ния, комис­сии, плю­сы и минусы.
  27. Сала­ма­хи­на Н.С. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие диа­ло­га при онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­нии // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние онлайн. 2011. №1. С. 28–34.
  28. Сане­вич М. Что такое теле­ме­ди­ци­на и как она раз­ви­ва­ет­ся в Рос­сии и дру­гих стра­нах мира. 
  29. Синель­ни­ко­ва М.С, Менов­щи­ков В.Ю. Пред­став­ле­ния мос­ков­ских и реги­о­наль­ных пси­хо­ло­гов о кон­суль­ти­ро­ва­нии на дистан­ции (опыт и отно­ше­ние к раз­лич­ным спо­со­бам) // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние онлайн. 2011. №1. С. 20–27.
  30. Стру­гов­щи­ко­ва О.В. Про­ве­ре­но на себе (мой кли­ент­ский опыт е-тера­пии) // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия на дистан­ции (Опыт и про­бле­мы интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния и теле­фон­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи): сбор­ник ста­тей. / Под ред. В.Ю. Менов­щи­ко­ва. М. FPK ОНЛАЙН-ПРЕСС, 2011, С. 152–160.
  31. Чело­век и ком­пью­тер: сбор­ник / Под ред. О.К. Тихо­ми­ро­ва. М.: МГУ, 1972.
  32. Тихо­ми­ров О.К., Баба­нин Л.Н. ЭВМ и новые про­бле­мы пси­хо­ло­гии. М., 1986.
  33. Чви­ле­ва О.В., Воро­нин А.Н. Основ­ные пара­мет­ры изме­не­ний пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­го дис­кур­са при онлайн кон­суль­ти­ро­ва­нии // Меж­ду­на­род­ный иссле­до­ва­тель­ский жур­нал. 2023. № 2 (128).
  34. Ягнюк К.В., Жор­няк Е.С., Кали­ненк В.К., Мика­э­лян Л.Л., Хами­то­ва И.Ю. Слу­чай е-mail-кон­суль­та­ции: жанр тера­пев­ти­че­ско­го пись­ма с раз­ных тео­ре­ти­че­ских пер­спек­тив // Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние онлайн. 2012. №1. С. 44–66.
  35. Barak A., Hen L, Boniel-Nissim M., ShapiraN. A Comprehensive Review and a Meta-Analysis of the Effectiveness of Internet-Based Psychotherapeutic Interventions // Journal of Technology in Human Servicesю 2008. Vol. 26 (2/4).
  36. Rogers E.M. Diffusion of innovations. 5th ed. New York, NY: Free Press, 2003.

Об авторе

Вик­тор Юрье­вич Менов­щи­ков — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент. Рек­тор Инсти­ту­та кон­суль­та­тив­ной пси­хо­ло­гии и кон­сал­тин­га. Интер­нет-кон­суль­тант и супер­ви­зор сек­то­ра интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния Мос­ков­ской служ­бы пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи насе­ле­нию. Пре­зи­дент Феде­ра­ции пси­хо­ло­гов-кон­суль­тан­тов Рос­сии. Пред­се­да­тель Прав­ле­ния Наци­о­наль­ной ассо­ци­а­ции супер­ви­зо­ров, Москва.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Мы осо­зна­ем, что при­ве­ден­ная здесь крат­кая исто­рия пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи через Интер­нет, конеч­но, не явля­ет­ся пол­ной и будем при­зна­тель­ны за все воз­мож­ные допол­не­ния и комментарии.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest