Лебедева С.В., Рубцов А.В. Виртуальная психологическая служба: функциональные задачи и особенности организации

Л

Исполь­зо­ва­ние интер­нет-про­стран­ства для ока­за­ния раз­лич­ных типов услуг, в том чис­ле и пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи, ста­ло тех­ни­че­ски воз­мож­ным и эко­но­ми­че­ски рен­та­бель­ным толь­ко в послед­ние несколь­ко лет. Это свя­за­но с воз­ник­но­ве­ни­ем новых форм пере­да­чи дан­ных по инфор­ма­ци­он­ным сетям, с внед­ре­ни­ем высо­ко­эф­фек­тив­но­го и отно­си­тель­но недо­ро­го­го теле­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния, с появ­ле­ни­ем цело­го ряда орга­ни­за­ций, ока­зы­ва­ю­щих тех­ни­че­скую под­держ­ку в раз­ра­бот­ке модуль­ных эле­мен­тов интер­нет-содер­жа­ния и др. 

При этом основ­ной про­бле­мой для эффек­тив­но­го и успеш­но­го ока­за­ния услуг в сре­де Интер­нет явля­ет­ся зада­ча про­ек­ти­ро­ва­ния и после­ду­ю­щей реа­ли­за­ции спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных чело­ве­ко-машин­ных систем, спо­соб­ных решать раз­но­об­раз­ные зада­чи. В ста­тье пред­ло­же­на кон­цеп­ция орга­ни­за­ции Вир­ту­аль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы (ВПС), осно­ван­ная на исполь­зо­ва­нии сети Интер­нет (в фор­ме пси­хо­ло­ги­че­ско­го пор­та­ла) как инстру­мен­та орга­ни­за­ции сов­мест­ной дея­тель­но­сти пси­хо­ло­гов и потен­ци­аль­ных клиентов.

Вир­ту­аль­ная пси­хо­ло­ги­че­ская служ­ба рас­смат­ри­ва­ет­ся нами как тип чело­ве­ко­ма­шин­ной систе­мы, когда ока­за­ние пси­хо­ло­ги­че­ских услуг и сам акт вза­и­мо­дей­ствия пси­хо­ло­га и кли­ен­та опо­сре­до­ва­ны интернет-средой.

Соглас­но тео­рии чело­ве­ко-машин­ных систем их веду­щим фак­то­ром явля­ет­ся сов­мест­ная дея­тель­ность чело­ве­ка, в кото­рой машин­ный ком­по­нент высту­па­ет лишь сред­ством ее эффек­тив­ной реа­ли­за­ции. Послед­нее озна­ча­ет, что эффек­тив­ность любой чело­ве­ко-машин­ной систе­мы зави­сит от того, каким обра­зом согла­су­ют­ся раз­лич­ные ее ком­по­нен­ты или каким обра­зом машин­ные, а в слу­чае рабо­ты в Интер­не­те — инфор­ма­ци­он­ные и теле­ком­му­ни­ка­и­он­ные ком­по­нен­ты впи­сы­ва­ют­ся в целост­ную дея­тель­ность чело­ве­ка, в его потреб­но­сти, моти­вы, цели и дей­ствия [4, 6]. 

Ока­за­ние пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи через Интер­нет — иде­аль­ная сре­да для про­ек­ти­ро­ва­ния чело­ве­ко-машин­ных систем сов­мест­ной дея­тель­но­сти «кли­ент — пси­хо­лог», так как поз­во­ля­ет поль­зо­вать­ся прак­ти­че­ски неогра­ни­чен­ны­ми ресур­са­ми для внед­ре­ния раз­лич­ных форм вза­и­мо­дей­ствия заин­те­ре­со­ван­ных участ­ни­ков в про­цес­се выяв­ле­ния, обсуж­де­ния и прак­ти­че­ско­го реше­ния ими раз­лич­ных вопро­сов и проблем. 

Учи­ты­вая спе­ци­фи­ку рабо­ты в Интер­не­те (ано­ним­ность, отсут­ствие физи­че­ско­го кон­так­та меж­ду кли­ен­том и пси­хо­ло­гом, воз­мож­ность «выда­вать себя за дру­го­го»), созда­ние пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы необ­хо­ди­мо начи­нать с раз­ра­бот­ки систе­мы моде­лей вза­и­мо­дей­ствия пси­хо­ло­га и клиента-пользователя. 

Такая раз­ра­бот­ка сво­дит­ся, во-пер­вых, к содер­жа­тель­но­му про­ек­ти­ро­ва­нию пси­хо­ло­ги­че­ско­го интер­нет-пор­та­ла и опре­де­ле­нию спек­тра задач, кото­рые этот пор­тал может обес­пе­чить, во-вто­рых, с ана­ли­за осо­бен­но­стей запро­сов (обра­ще­ний) раз­лич­ных групп кли­ен­тов, кото­рые будут поль­зо­вать­ся ВПС. 

На осно­ва­нии полу­чен­ных дан­ных мож­но выде­лить те спо­со­бы орга­ни­за­ции сов­мест­ной рабо­ты, кото­рые доступ­ны в рам­ках спро­ек­ти­ро­ван­но­го пор­та­ла и наи­бо­лее эффек­тив­ны при реше­нии задач соот­вет­ству­ю­щих групп клиентов.

Что же такое интер­нет-пор­тал как осо­бая сре­да вза­и­мо­дей­ствия в Интер­не­те? Фор­маль­но пор­тал — это еди­ная, или, как еще гово­рят, общая «стра­нич­ка», кото­рая, во-пер­вых, исполь­зу­ет­ся в каче­стве сред­ства для сбо­ра поль­зо­ва­те­ля­ми инфор­ма­ции из раз­лич­ных источ­ни­ков и ее после­ду­ю­ще­го рас­про­стра­не­ния. Во-вто­рых, эта стра­нич­ка обла­да­ет тех­ни­че­ски уни­фи­ци­ро­ван­ным интер­фей­сом, или еди­ным инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ным про­стран­ством, предо­став­ля­ю­щим в рас­по­ря­же­ние поль­зо­ва­те­лей раз­лич­ный инстру­мен­та­рий для поис­ка инфор­ма­ции, вза­и­мо­дей­ствия с раз­лич­ны­ми кате­го­ри­я­ми поль­зо­ва­те­лей, обес­пе­че­ния тех или иных форм вза­и­мо­дей­ствия инфор­ма­ци­он­ных источ­ни­ков и пр. [11].

Ина­че гово­ря, пор­тал — это уни­фи­ци­ро­ван­ный и инте­гри­ро­ван­ный набор спе­ци­аль­но подо­бран­ных инстру­мен­тов, год­ных для реше­ния раз­лич­ных клас­сов задач. Пор­тал как воз­мож­ное про­стран­ство вза­и­мо­дей­ствий участ­ни­ков инфор­ма­ци­он­ной сре­ды фак­ти­че­ски не име­ет опре­де­лен­ных функ­ци­о­наль­ных харак­те­ри­стик, а обла­да­ет лишь общи­ми функ­ци­о­наль­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми, кото­рые обре­та­ют опре­де­лен­ные фор­мы в зави­си­мо­сти от кон­крет­ной зада­чи. Каж­дый пор­тал дол­жен обла­дать сле­ду­ю­щи­ми общи­ми характеристиками:

  • сбо­ром информации;
  • кате­го­ри­за­ци­ей и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной орга­ни­за­ци­ей инфор­ма­ции из раз­ных источников;
  • инстру­мен­та­ри­ем для реа­ли­за­ции сов­мест­ной рабо­ты (напри­мер, живые дис­кус­сии, воз­мож­ность сов­мест­ной рабо­ты над раз­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми и типа­ми документов);
  • встро­ен­ны­ми систе­ма­ми поис­ка по раз­лич­ным параметрам;
  • инте­гри­ро­ван­ны­ми (внут­ри систе­мы) спо­соб­но­стя­ми к адап­та­ции интер­фей­са в зави­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний инди­ви­ду­аль­ных пользователей;
  • спо­соб­но­стью управ­лять инфор­ма­ци­ей во времени;
  • встро­ен­ны­ми меха­низ­ма­ми ана­ли­за информации;
  • спо­соб­но­стью к декла­ри­ро­ва­нию и выяв­ле­нию соб­ствен­ной экс­пер­ти­зы или опы­та в опре­де­лен­ной области;
  • меха­низ­ма­ми постро­е­ния свя­зей с экс­пер­та­ми по спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным функ­ци­о­наль­ным вопро­сам [11].

Этот набор харак­те­ри­стик пор­та­лов обу­слов­лен тем, что пор­та­лы пер­во­на­чаль­но раз­ра­ба­ты­ва­лись для ком­мер­че­ских орга­ни­за­ций и исполь­зо­ва­лись в каче­стве инстру­мен­та инте­гра­ции раз­лич­ных кор­по­ра­тив­ных инфор­ма­ци­он­ных систем. 

Вме­сте с тем в нача­ле 90‑х гг. орга­ни­за­ции столк­ну­лись с зада­чей «инфор­ма­ци­он­но­го объ­еди­не­ния» раз­лич­ных орга­ни­за­ци­он­ных под­раз­де­ле­ний, когда нуж­но было обос­но­вать и раз­ра­бо­тать опре­де­лен­ную кон­цеп­цию исполь­зо­ва­ния инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов орга­ни­за­ций, и толь­ко в послед­ние несколь­ко лет пор­та­лы ста­ли исполь­зо­вать­ся для реше­ния более широ­ко­го клас­са задач, в том чис­ле в каче­стве инстру­мен­та вза­и­мо­дей­ствия меж­ду орга­ни­за­ци­ей, ее постав­щи­ка­ми и клиентами. 

В совре­мен­ной прак­ти­ке все пор­та­лы мож­но раз­де­лить на две кате­го­рии — кор­по­ра­тив­ные пор­та­лы и пор­та­лы для при­ня­тия реше­ний [10].

Кор­по­ра­тив­ные пор­та­лы, осно­ван­ные на стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных при­ло­же­ни­ях, обес­пе­чи­ва­ют поль­зо­ва­те­лям поиск инфор­ма­ции по какой-либо про­бле­ме или вопро­су из раз­лич­ных источ­ни­ков, инте­гри­ру­ют раз­лич­ные инфор­ма­ци­он­ные систе­мы, а в целом струк­ту­ри­ру­ют инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство орга­ни­за­ций (хотя при­ня­тие реше­ний и постро­е­ние ком­му­ни­ка­тив­но­го про­стран­ства не явля­ют­ся основ­ны­ми эле­мен­та­ми это­го типа порталов).

Пор­та­лы для при­ня­тия реше­ний (decision portals) — это инстру­мен­та­рий, орга­ни­зу­ю­щий раз­лич­ные источ­ни­ки инфор­ма­ции, ком­пью­тер­ные про­грам­мы и спо­со­бы ком­му­ни­ка­ции, созда­ю­щий тем самым рабо­чее про­стран­ство, в кото­ром мож­но решать раз­лич­ные про­бле­мы в рам­ках функ­ци­о­наль­ных про­цес­сов или под­раз­де­ле­ний организации. 

В этих пор­та­лах основ­ная зада­ча — при­ме­не­ние воз­мож­но­стей пор­та­ла и един­ства инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства как инстру­мен­та постро­е­ния сов­мест­ной рабо­ты функ­ци­о­наль­ных под­раз­де­ле­ний какой-либо орга­ни­за­ции. В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни постро­е­ние пор­та­лов тако­го типа было свя­за­но с рас­про­стра­не­ни­ем команд­ной рабо­ты в орга­ни­за­ци­ях, став­шим осо­бен­но замет­ным в сере­дине 90‑х гг.

Таким обра­зом, если пер­во­на­чаль­но пор­тал являл­ся по пре­иму­ще­ству толь­ко инфор­ма­ци­он­ным источ­ни­ком, то в послед­ние несколь­ко лет он ста­но­вит­ся инстру­мен­том для орга­ни­за­ции вза­и­мо­дей­ствия и ком­му­ни­ка­ции в рам­ках одно­го или несколь­ких функ­ци­о­наль­ных под­раз­де­ле­ний орга­ни­за­ции. Из это­го сле­ду­ет, что сего­дня рабо­та пор­та­ла по кон­крет­ной тема­ти­ке опре­де­ля­ет­ся исклю­чи­тель­но тем, какие клас­сы задач обес­пе­че­ны воз­мож­но­стя­ми того или ино­го портала.

В оте­че­ствен­ной пси­хо­ло­гии наи­бо­лее точ­ное опре­де­ле­ние зада­чи было дано А. Н. Леон­тье­вым, соглас­но кото­ро­му в общей струк­ту­ре дея­тель­но­сти зада­ча зани­ма­ет струк­тур­ное место цели. Она пред­став­ля­ет собой цель, дан­ную в опре­де­лен­ных усло­ви­ях. В этом слу­чае зада­ча фак­ти­че­ски высту­па­ет как осо­бо­го рода един­ство цели и усло­вий выпол­ня­е­мой субъ­ек­том дея­тель­но­сти [4].

Такая поста­нов­ка вопро­са с само­го нача­ла ори­ен­ти­ру­ет на уточ­не­ние орга­ни­за­ци­он­ных целей с уче­том воз­мож­но­стей и огра­ни­че­ний соот­вет­ству­ю­щих орга­ни­за­ций. Опре­де­ле­ние (клас­сов) задач для орга­ни­за­ций начи­на­ет­ся, сле­до­ва­тель­но, с уточ­не­ния тех целей, кото­рые могут пре­сле­до­вать их потен­ци­аль­ные кли­ен­ты, всту­пая во вза­и­мо­дей­ствие с орга­ни­за­ци­ей. При этом «гра­ни­цы» кли­ент­ских целей долж­ны зада­вать­ся не кли­ен­та­ми, а орга­ни­за­ци­ей; в этом слу­чае кли­ент­ские цели будут высту­пать как функ­ци­о­наль­ные воз­мож­но­сти и огра­ни­че­ния дея­тель­но­сти организации.

Для ВПС дан­ное опре­де­ле­ние орга­ни­за­ци­он­ных задач обу­слов­ли­ва­ет необ­хо­ди­мость обос­но­ва­ния таких усло­вий рабо­ты ее кли­ен­тов, кото­рые поз­во­лят удо­вле­тво­рять раз­лич­ные запро­сы и тре­бо­ва­ния этих кли­ен­тов. Поэто­му начи­нать про­ек­ти­ро­ва­ние ВПС нуж­но с выяв­ле­ния целей потен­ци­аль­ных поль­зо­ва­те­лей, т. е. потреб­но­стей потен­ци­аль­ных кли­ен­тов-посе­ти­те­лей, и даль­ней­ше­го соот­не­се­ния этих целей с усло­ви­я­ми рабо­ты в ВПС.

Пред­ва­ри­тель­ный ана­лиз пока­зы­ва­ет, что потен­ци­аль­ные поль­зо­ва­те­ли — кли­ен­ты ВПС пре­сле­ду­ют целый ряд целей.

Во-пер­вых, это цели, свя­зан­ные с ока­за­ни­ем пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния (инди­ви­ду­аль­но­го и груп­по­во­го) для реше­ния раз­ных проблем.

Во-вто­рых, это цель обу­че­ния детей через Интер­нет раз­лич­ным прак­ти­че­ским навы­кам (орга­ни­за­ции памя­ти, вни­ма­ния и т. п., коор­ди­на­ции дей­ствий, реше­ния раз­лич­ных дет­ских пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем и др.).

В‑третьих, это ока­за­ние инфор­ма­ци­он­ных пси­хо­ло­ги­че­ских услуг. Одна­ко фор­ма удо­вле­тво­ре­ния дан­ных целей зави­сит от воз­рас­та кли­ен­тов ВПС, кото­рая рас­счи­та­на на раз­ные воз­раст­ные груп­пы поль­зо­ва­те­лей. Пред­по­ла­га­ет­ся при­вле­че­ние кли­ен­тов дет­ско­го, под­рост­ко­во­го и взрос­ло­го воз­раст­ных сег­мен­тов. Подроб­нее осо­бен­но­сти каж­до­го сег­мен­та пред­став­ле­ны в табл. 1.

Таблица 1. Портал ВПС и сегментирование пользователей ВПС по возрасту и типам услуг

Таблица 1. Портал ВПС и сегментирование пользователей ВПС по возрасту и типам услуг

Дет­ский сег­мент (воз­раст­ные рам­ки — 6—12 лет). В насто­я­щий момент в Рос­сии наблю­да­ет­ся тен­ден­ция к сни­же­нию воз­рас­та поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та, Таким обра­зом, мож­но пред­по­ло­жить, что в ско­ром вре­ме­ни до 50 % наших детей в воз­расте от 5 до 14 лет будут хотя бы один раз в год выхо­дить в Интер­нет. Конеч­но, коли­че­ство интер­нет-поль­зо­ва­те­лей в Рос­сии будет зави­сеть от мно­же­ства фак­то­ров, но такой про­гноз, на наш взгляд, явля­ет­ся доста­точ­но разум­ным. Кли­ен­ты этой кате­го­рии в основ­ном не обра­ща­ют­ся с семей­ны­ми про­бле­ма­ми. Но мно­гие дети отста­ют в шко­ле из-за нес­фор­ми­ро­ван­но­сти позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти и сла­бо­сти позна­ва­тель­ных про­цес­сов, поэто­му для них на сай­те рас­по­ло­же­ны раз­ви­ва­ю­щие игры (раз­ви­тие памя­ти, мыш­ле­ния, вооб­ра­же­ния и т. д.). Эти игры пред­по­ла­га­ют как инди­ви­ду­аль­ную рабо­ту, так и кол­лек­тив­ную. Фак­ти­че­ски в этой воз­раст­ной груп­пе основ­ные зада­чи, реша­е­мые пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бой, — это учеб­ные клас­сы задач, когда потен­ци­аль­но­го поль­зо­ва­те­ля пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы мож­но научить како­му-либо навы­ку или умению.

Под­рост­ко­вый сег­мент (воз­раст­ные рам­ки — 13—18 лет). Основ­ные про­бле­мы, в этой груп­пе кли­ен­тов — поиск смыс­ла жиз­ни, про­бле­ма обще­ния, профори­ен­та­ция, суи­ци­даль­ные наме­ре­ния, сек­су­аль­ные отно­ше­ния, вза­и­мо­от­но­ше­ния с про­ти­во­по­лож­ным полом, школь­ные про­бле­мы и др. Стар­шие под­рост­ки сто­ят перед выбо­ром буду­щей про­фес­сии, и в пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бе им помо­гут опре­де­лить­ся в сво­их пред­по­чте­ни­ях. Для это­го воз­раст­но­го направ­ле­ния реша­ют­ся зада­чи ока­за­ния про­фес­си­о­наль­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, опо­сре­до­ван­но­го интер­нет-сре­дой. Кро­ме того, не сле­ду­ет забы­вать и о боль­шом коли­че­стве учеб­ных задач, кото­рые могут решать­ся с исполь­зо­ва­ни­ем ком­пью­те­ра (напри­мер, осво­е­ние неко­то­рых поня­тий и зна­ний в обла­сти физи­ки, гео­гра­фии, исто­рии, гео­мет­рии). Эту груп­пу поль­зо­ва­те­лей так­же могут инте­ре­со­вать и инфор­ма­ци­он­ные услу­ги, кото­рые предо­став­ля­ет ВПС.

Взрос­лый сег­мент (воз­раст­ные рам­ки — 45 лет). Кли­ент име­ет доступ в Интер­нет, что отра­жа­ет его при­над­леж­ность к опре­де­лен­но­му соци­аль­но­му кру­гу. В основ­ном он житель круп­но­го горо­да, с выс­шим или сред­ним обра­зо­ва­ни­ем. Кли­ент пси­хо­ло­ги­че­ски здо­ров, обла­да­ет таки­ми чер­та­ми, как спо­соб­ность к рефлек­сии, само­ува­же­ние, само­со­зна­ние. Он береж­но отно­сит­ся к сво­е­му внут­рен­не­му миру. Кли­ент обра­ща­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­скую служ­бу, так как исчер­пал внут­рен­ние резер­вы само­сто­я­тель­но­го реше­ния про­бле­мы. Он обра­ща­ет­ся с теми же про­бле­ма­ми, что и к невир­ту­аль­но­му пси­хо­ло­гу (поиск смыс­ла жиз­ни (внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт), дет­ско-роди­тель­ские отно­ше­ния, меж­лич­ност­ные про­бле­мы, смерть близ­ких, физи­че­ская трав­ма, непол­ная семья, про­бле­ма обще­ния, оди­но­че­ство, адап­та­ция, про­бле­ма веса, застен­чи­вость и др.), а так­же с теми про­бле­ма­ми, с кото­ры­ми неко­то­рые кли­ен­ты стес­ня­ют­ся или боят­ся обра­щать­ся к «реаль­но­му» пси­хо­ло­гу. Сре­ди них, напри­мер, сек­су­аль­ные про­бле­мы, неудо­вле­тво­рен­ность лич­ной жиз­нью, раз­лич­но­го рода зави­си­мо­сти (нар­ко­за­ви­си­мость, алко­го­лизм, деструк­тив­ные куль­ты), нетра­ди­ци­он­ная ори­ен­та­ция, изна­си­ло­ва­ние и т. д. Кро­ме того, инфор­ма­ци­он­ные услу­ги ВПС могут удо­вле­тво­рить потреб­но­сти это­го сег­мен­та в само­те­сти­ро­ва­нии, науч­но-попу­ляр­ной инфор­ма­ции по пси­хо­ло­гии и др.

Конеч­но, не сле­ду­ет забы­вать о спе­ци­фи­ке рабо­ты в Интер­не­те, кото­рая опре­де­ля­ет способ/форму реше­ния постав­лен­ных перед кли­ен­та­ми про­блем. Основ­ная осо­бен­ность рабо­ты в Интер­не­те, когда чело­век пере­хо­дит от одной стра­ни­цы к дру­гой или захо­дит на какую-либо стра­ни­цу посто­ян­но, — это необ­хо­ди­мость ори­ен­та­ции на огром­ное коли­че­ство очень быст­ро меня­ю­щих­ся усло­вий работы. 

В част­но­сти это выра­жа­ет­ся в том, что в про­цес­се, ска­жем, груп­по­вой дис­кус­сии, раз­го­во­ра с кем-либо в интер­нет-кон­фе­рен­ции посто­ян­но воз­ни­ка­ют новые вопро­сы, темы дис­кус­сий, новая инфор­ма­ция и т. д. При этом управ­ле­ние появ­ле­ни­ем этой инфор­ма­ции и ход дис­кус­сии не все­гда под­да­ют­ся кон­тро­лю и могут быть направ­ле­ны по опре­де­лен­но­му век­то­ру. Орга­ни­за­ция сов­мест­ной рабо­ты — это фак­ти­че­ски един­ствен­ный спо­соб фик­си­ро­ва­ния и созда­ния неко­то­ро­го посто­ян­но­го интернет-пространства.

Сов­мест­ная рабо­та пред­по­ла­га­ет фор­ми­ро­ва­ние опре­де­лен­но­го кли­ма­та дове­рия и вза­и­мо­по­ни­ма­ния меж­ду людь­ми в реше­нии их про­блем, созда­ние усло­вий для есте­ствен­но­го допол­не­ния их пози­ций. Для про­ек­ти­ров­щи­ков ВПС в каж­дой из при­ве­ден­ных нами воз­раст­ных групп ослож­ня­ют­ся усло­вия реше­ния тех задач, кото­рые были сфор­му­ли­ро­ва­ны нами. 

В этой свя­зи необ­хо­ди­мым усло­ви­ем рабо­ты ВПС явля­ет­ся такая орга­ни­за­ция ее струк­ту­ры, в кото­рую встро­е­ны меха­низ­мы есте­ствен­но­го кон­тро­ля за реше­ни­ем той или иной зада­чи. Есте­ствен­ный кон­троль в про­цес­се реше­ния зада­чи в интер­нет-сре­де воз­ни­ка­ет исклю­чи­тель­но в том слу­чае, когда про­ис­хо­дит допол­не­ние пози­ций раз­лич­ных участ­ни­ков сов­мест­ной рабо­ты, ори­ен­ти­ро­ван­ных не столь­ко на выяв­ле­ние харак­те­ри­стик како­го-либо сове­та, сколь­ко на то, каким обра­зом дан­ный совет был полу­чен, как раз­ра­бо­тан, т. е. на спо­соб его полу­че­ния. Ины­ми сло­ва­ми, речь идет о выяв­ле­нии спо­со­бов орга­ни­за­ции рабо­ты раз­лич­ных групп кли­ен­тов друг с дру­гом и спо­со­бов постро­е­ния рабо­ты меж­ду кли­ен­том (кли­ен­та­ми) и психологом.

В этой свя­зи мы сочли необ­хо­ди­мым выде­лить неко­то­рые функ­ци­о­наль­но­тех­но­ло­ги­че­ские и орга­ни­за­ци­он­ные аспек­ты рабо­ты ВПС, нали­чие кото­рых явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем для реа­ли­за­ции раз­лич­ных спо­со­бов постро­е­ния сов­мест­ной рабо­ты кли­ен­тов и пред­ста­ви­те­лей ВПС (пси­хо­ло­гов).

Сбор информации/система инфор­ма­ци­он­но­го поис­ка. На пси­хо­ло­ги­че­ском сай­те долж­на соби­рать­ся и индек­си­ро­вать­ся инфор­ма­ция из раз­лич­ных источ­ни­ков. Сбор инфор­ма­ции поль­зо­ва­те­ля­ми служ­бы осу­ществ­ля­ет­ся дву­мя мето­да­ми: про­ак­тив­ным (инфор­ма­ция полу­ча­ет­ся сами­ми кли­ен­та­ми в ходе фору­мов) и актив­ным (инфор­ма­ция добы­ва­ет­ся спе­ци­а­ли­ста­ми). При этом сле­ду­ет осо­бо отме­тить, что источ­ни­ка­ми инфор­ма­ции в дан­ном слу­чае могут быть спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные пси­хо­ло­ги­че­ские базы дан­ных, а так­же раз­но­об­раз­ные пси­хо­ло­ги­че­ские сай­ты. В про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния ВПС долж­на учи­ты­вать­ся воз­мож­ность при­со­еди­не­ния раз­лич­ных баз дан­ных, инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов, а так­же созда­ние еди­но­го инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства вме­сте с дру­ги­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми служ­ба­ми и источ­ни­ка­ми пси­хо­ло­ги­че­ской информации.

Кате­го­ри­за­ция и орга­ни­за­ция. Вся инфор­ма­ция долж­на быть про­зрач­но струк­ту­ри­ро­ва­на соглас­но опре­де­лен­ной иерар­хии, что обес­пе­чит кли­ен­ту быст­рый поиск инте­ре­су­ю­щих его дан­ных (адрес, инфор­ма­ция, ссыл­ки). Это под­ра­зу­ме­ва­ет созда­ние систе­мы раз­лич­ных вза­и­мо­свя­зей (ссы­лок) меж­ду раз­ны­ми кате­го­ри­я­ми сайта.

Рас­про­стра­не­ние и пуб­ли­ка­ция. Обще­ние кли­ен­та и пси­хо­ло­га про­ис­хо­дит через Интер­нет в режи­ме on-line (живые дис­кус­сии, кон­суль­та­ции, рече­вое обще­ние и видео­кон­фе­рен­ции), посред­ством элек­трон­ной почты и с помо­щью дру­гих off-line-тех­но­ло­гий. Для рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции и ее после­ду­ю­щей пуб­ли­ка­ции исполь­зу­ют­ся фор­ма­ты XML, HTML, PDF. Так­же при про­ек­ти­ро­ва­нии и реа­ли­за­ции ВПС целе­со­об­раз­но преду­смот­реть воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий типа peer to peer computing.

Персонализация/сбор кли­ент­ских поже­ла­ний. Поль­зо­ва­те­ли сай­та име­ют воз­мож­ность адап­ти­ро­вать к сво­им инди­ви­ду­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям и зада­чи интер­фей­са сай­та. Это поз­во­лит им более ком­форт­но чув­ство­вать себя при реше­нии и/или обсуж­де­нии раз­лич­ных пси­хо­ло­ги­че­ских задач. Пер­со­на­ли­за­ция интер­фей­са может исполь­зо­вать­ся как осо­бый инстру­мент постро­е­ния сов­мест­ной рабо­ты. Кро­ме того, мони­то­ринг раз­лич­ных спо­со­бов пер­со­на­ли­за­ции интер­фей­са явля­ет­ся хоро­шим источ­ни­ком для ана­ли­за и сбо­ра дан­ных о раз­лич­ных кате­го­ри­ях тре­бо­ва­ний клиентов.

Жиз­нен­ный цикл инфор­ма­ции. Вклю­ча­ет спо­соб­ность служ­бы эко­ном­но и эффек­тив­но хра­нить инфор­ма­цию, делать ее лег­ко доступ­ной в нуж­ное вре­мя и уни­что­жать уста­ре­ва­ю­щую инфор­ма­цию. Под жиз­нен­ным цик­лом инфор­ма­ции так­же под­ра­зу­ме­ва­ют­ся необ­хо­ди­мые про­це­ду­ры обнов­ле­ния сай­та, тех­но­ло­гии пода­чи новой инфор­ма­ции и уда­ле­ния старой.

Состав­ной частью жиз­нен­но­го цик­ла инфор­ма­ции явля­ет­ся аудит — спо­соб­ность опре­де­лять часто­ту упо­треб­ле­ния (вос­тре­бо­ван­ность) инфор­ма­ции, ее полу­че­ние, изме­не­ние, усо­вер­шен­ство­ва­ние. Необ­хо­ди­мо преду­смот­реть про­ве­де­ние спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных меро­при­я­тий поль­зо­ва­те­ля­ми сай­та и его адми­ни­стра­ци­ей для отсле­жи­ва­ния потреб­но­стей и поже­ла­ний кли­ен­тов. Это может вклю­чать в себя опро­сы, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные фору­мы­дис­кус­сии, сов­мест­ные про­ек­ты по раз­ра­бот­ке раз­лич­ных раз­де­лов ВПС.

Опре­де­ле­ние опы­та. Исполь­зо­ва­ние экс­пер­ти­зы поль­зо­ва­те­лей. В про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния и реа­ли­за­ции ВПС ее вир­ту­аль­ная и орга­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ры долж­ны быть постро­е­ны таким обра­зом, что­бы как пси­хо­ло­ги, так и кли­ен­ты мог­ли делить­ся сво­им опы­том по соот­вет­ству­ю­щим про­бле­мам. Веду­ще­го фору­ма сле­ду­ет про­фес­си­о­наль­но под­го­то­вить и обес­пе­чить тех­ни­че­ским инстру­мен­та­ри­ем для орга­ни­за­ции дис­кус­сий в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми пользователей.

Локаль­ная экс­перт­ная груп­па вклю­ча­ет необ­хо­ди­мый инстру­мен­та­рий (тех­ни­че­ский и содер­жа­тель­ный) для мони­то­рин­га теку­щей инфор­ма­ции, посту­па­ю­щей от кли­ен­тов, и обме­на мне­ни­я­ми меж­ду адми­ни­стра­то­ра­ми сайта.

Обо­зна­чив круг функ­ци­о­наль­ных и орга­ни­за­ци­он­ных усло­вий рабо­ты ВПС, опи­шем эту служ­бу с точ­ки зре­ния содер­жа­тель­ных направ­ле­ний ее рабо­ты. Вир­ту­аль­ная пси­хо­ло­ги­че­ская служ­ба име­ет четы­ре функ­ци­о­наль­ных направ­ле­ния рабо­ты (т. е. предо­став­ля­ет поль­зо­ва­те­лям четы­ре типа услуг): инди­ви­ду­аль­ное пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние, груп­по­вое пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние, инфор­ма­ци­он­ные услу­ги, а так­же спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные услу­ги обу­че­ния поль­зо­ва­те­лей-детей (см. табл.1).

Индивидуальное консультирование

В рам­ках это­го направ­ле­ния предо­став­ля­ет­ся про­фес­си­о­наль­ная пси­хо­ло­ги­че­ская помощь. Кли­ент может общать­ся с пси­хо­ло­гом в режи­ме on-line — приватно/индивидуально, в режи­ме off-line — по элек­трон­ной почте. Кли­ент опи­сы­ва­ет свою про­бле­му с помо­щью спе­ци­аль­ной анке­ты, кото­рая предо­став­ля­ет­ся при захож­де­нии на стра­ни­цу. При этом нали­чие и запол­не­ние анке­ты высту­па­ют в каче­стве эле­мен­та рефлек­сии потен­ци­аль­но­го поль­зо­ва­те­ля отно­си­тель­но спек­тра его воз­мож­ных проблем. 

После полу­че­ния запол­нен­ной анке­ты ВПС в соот­вет­ствии со спе­ци­фи­кой запро­са направ­ля­ет к пси­хо­ло­гу, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­му­ся на дан­ной про­бле­ме, на кон­суль­ти­ро­ва­ние. Если кли­ент хочет кон­суль­ти­ро­вать­ся ано­ним­но (что ука­зы­ва­ет­ся в анке­те), то ответ отсы­ла­ет­ся по элек­трон­ной почте или в режи­ме закрытого/приватного чата, если нет, то вопрос и ответ пуб­ли­ку­ют­ся на сайте.

Групповое психологическое консультирование

Отдель­но суще­ству­ет ком­му­ни­ка­тив­но-опе­ра­ци­о­наль­ная сре­да (форум) для обсуж­де­ния, согла­со­ва­ния раз­лич­ных пози­ций и при­ня­тия реше­ния по наи­бо­лее насущ­ным про­бле­мам потен­ци­аль­ных поль­зо­ва­те­лей в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни, с после­ду­ю­щим хра­не­ни­ем тек­ста дис­кус­сий для даль­ней­ше­го их чте­ния и ана­ли­за. Суще­ству­ет несколь­ко кате­го­рий подоб­ных сред, наи­бо­лее адек­ват­ных потреб­но­стям раз­лич­ных групп клиентов:

«До 16 и стар­ше» — спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный форум для под­рост­ков, где обсуж­да­ют­ся вол­ну­ю­щие их про­бле­мы. Веду­щий (моде­ра­тор) зада­ет про­блем­ную ситу­а­цию, кото­рую участ­ни­ки фору­ма долж­ны решить сооб­ща, рабо­тая в коман­де, фак­ти­че­ски допол­няя свои пози­ции в про­цес­се сов­мест­ной рабо­ты. Для наи­бо­лее про­фес­си­о­наль­ной и эффек­тив­ной рабо­ты веду­щий обес­пе­чи­ва­ет согла­со­ва­ние этих пози­ций, вза­и­мо­по­ни­ма­ние раз­лич­ных групп участ­ни­ков, обще­ние меж­ду участ­ни­ка­ми, пла­ни­ро­ва­ние общих спо­со­бов рабо­ты и вза­им­ную рефлексию.

«Е‑форум» — здесь про­ис­хо­дят круг­ло­су­точ­ные обще­до­ступ­ные дис­кус­сии по реше­нию пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем. Участ­ни­ка­ми фору­ма явля­ют­ся взрос­лые люди. Основ­ная зада­ча фору­ма — эмо­ци­о­наль­ная и инфор­ма­ци­он­ная под­держ­ка. «Е‑форум» — это вари­ант груп­по­вой рабо­ты, во вре­мя кото­рой кли­ент стал­ки­ва­ет­ся с раз­лич­ны­ми мне­ни­я­ми участ­ни­ков фору­ма по обсуж­да­е­мой про­бле­ме. В такой рабо­те очень мно­гое зави­сит от веду­ще­го. Его основ­ная зада­ча состо­ит в отсле­жи­ва­нии ситу­а­ции и веде­нии дис­кус­сии, направ­ле­нии ее к раз­ре­ше­нию про­бле­мы. Веду­щий управ­ля­ет фору­мом так, что­бы не дать участ­ни­кам уйти в сто­ро­ну, пере­ско­чить к обсуж­де­нию дру­гой про­бле­мы. Для того что­бы рабо­та фору­ма про­хо­ди­ла орга­ни­зо­ван­но, пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бой раз­ра­бо­та­ны «Пра­ви­ла обще­ния участ­ни­ков «Е‑форума»». Прин­ци­пи­аль­ное отли­чие «Е‑форума» от фору­ма «До 16 и стар­ше» не толь­ко в воз­раст­ной кате­го­рии поль­зо­ва­те­лей, а еще и в том, что участ­ни­ки это­го фору­ма исполь­зу­ют его как инстру­мент обес­пе­че­ния рефлек­сии отно­си­тель­но соб­ствен­ной позиции/ проблемы.

«Груп­пы по инте­ре­сам» Спи­сок груп­пы состав­ля­ет­ся зара­нее, жела­ю­щие участ­во­вать в обсуж­де­нии запи­сы­ва­ют­ся в «Кни­ге пред­ло­же­ний». Дис­кус­сию (как и на фору­ме) ведет опыт­ный спе­ци­а­лист. Отли­чие этих групп от «Е‑форума» заклю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: чис­ло чле­нов груп­пы намно­го мень­ше (6 — 10 чело­век), в основ­ном это люди, ост­ро инте­ре­су­ю­щи­е­ся обсуж­да­е­мой про­бле­мой. Бесе­да про­хо­дит в при­ват­ном режи­ме, т. е. толь­ко для заре­ги­стри­ро­ван­ных чле­нов дан­ной груп­пы. Архив инфор­ма­ции по дан­ной груп­пе оста­ет­ся доступ­ным толь­ко для чле­нов дан­ной группы.

Информационные услуги

«Вы спра­ши­ва­ли, мы отве­ча­ем» вклю­ча­ет еже­днев­ные пуб­лич­но доступ­ные отве­ты ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных пси­хо­ло­гов на элек­трон­ные пись­ма посе­ти­те­лей, инфор­ма­цию по наи­бо­лее часто обсуж­да­е­мым темам. Для облег­че­ния поис­ка пись­ма и отве­ты на них клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по проблемам.

«Архив фору­ма» пред­став­ля­ет темы, обсуж­дав­ши­е­ся на фору­мах, и крат­кие резуль­та­ты дис­кус­сий. В архи­ве фору­ма хра­нят­ся дан­ные за 30 дней дискуссии.

«Сек­ция НЛП» поз­во­ля­ет озна­ко­мить­ся с раз­лич­ны­ми тех­ни­ка­ми и прак­ти­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми по улуч­ше­нию навы­ков обще­ния, вла­де­ния собой.

«Тести­ро­ва­ние» предо­став­ля­ет воз­мож­ность прой­ти тести­ро­ва­ние на профори­ен­та­цию, улуч­шить свои зна­ния в обла­сти пси­хо­ло­гии, иссле­до­вать соб­ствен­ное «я», узнать общие кри­те­рии ана­ли­за раз­лич­ных пси­хо­ло­ги­че­ских данных.

В «Ψ‑инфо» мож­но най­ти ста­тьи и кни­ги пси­хо­ло­гов, резуль­та­ты раз­лич­ных иссле­до­ва­ний, опро­сов, базу дан­ных адре­сов пси­хо­ло­ги­че­ских служб.

В руб­ри­ке «Кто мы такие» пред­став­ле­на инфор­ма­ция о пси­хо­ло­гах, вхо­дя­щих в состав этой пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы (их про­фес­си­о­наль­ная ори­ен­та­ция, область инте­ре­сов, напи­сан­ные ими кни­ги и ста­тьи). Здесь так­же при­ве­де­ны прак­ти­че­ские при­ме­ры рабо­ты сотруд­ни­ков ВПС. Здесь же мож­но най­ти руб­ри­ку «Кни­га жалоб и пред­ло­же­ний», в кото­рой посе­ти­те­ли пишут о том, что они хоте­ли бы видеть на сай­те, что изме­нить, о чем поговорить.

Далее мы пред­став­ля­ем ту часть рабо­ты ВПС, кото­рая направ­ле­на на реше­ние учеб­ных задач поль­зо­ва­те­лей 6–12 лет и части поль­зо­ва­те­лей 12–18 лет. В силу спе­ци­фи­ки реше­ния учеб­ной зада­чи в интер­нет-сре­де необ­хо­ди­мо более подроб­но про­ана­ли­зи­ро­вать поня­тие учеб­ной зада­чи и воз­мож­ные спо­со­бы ее реше­ния в интернет-среде.

Про­бле­ма учеб­ной зада­чи доста­точ­но дос­ко­наль­но иссле­до­ва­лась в оте­че­ствен­ной и зару­беж­ной пси­хо­ло­гии. Соглас­но этим иссле­до­ва­ни­ям основ­ная учеб­ная зада­ча име­ет место там, где спо­со­бы дей­ствия явля­ют­ся пря­мым объ­ек­том усво­е­ния, а ана­лиз и обна­ру­же­ние усло­вий дей­ствия высту­па­ют как основ­ная цель реше­ния [2, 8, 1]. Поэто­му эффек­тив­ность ВПС с точ­ки зре­ния спо­соб­но­сти реше­ния соб­ствен­но учеб­ной зада­чи зави­сит от того, насколь­ко в ней будет зало­же­на воз­мож­ность осво­е­ния участ­ни­ка­ми обоб­щен­ных спо­со­бов реше­ния раз­лич­ных клас­сов задач. Послед­нее опо­сре­ду­ет­ся орга­ни­за­ци­ей сов­мест­ной рабо­ты раз­лич­ных поль­зо­ва­те­лей систе­мы. Это озна­ча­ет, что про­цесс реше­ния учеб­ных задач обес­пе­чи­ва­ет­ся путем про­ек­ти­ро­ва­ния осо­бой, «вир­ту­аль­ной» кол­лек­тив­но­рас­пре­де­лен­ной учеб­ной сре­ды, име­ю­щей свои осо­бен­но­сти и свои характеристики.

При этом сле­ду­ет отме­тить, что постро­е­ние рас­пре­де­лен­ной сов­мест­ной рабо­ты с исполь­зо­ва­ни­ем ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий само по себе не явля­ет­ся новым. Как толь­ко появи­лась воз­мож­ность «соеди­нять» раз­лич­ных поль­зо­ва­те­лей в ком­пью­тер­ном про­стран­стве, были сде­ла­ны попыт­ки выявить раз­лич­ные спо­со­бы орга­ни­за­ции сов­мест­ной рабо­ты с исполь­зо­ва­ни­ем компьютера. 

Мно­же­ство ком­па­ний, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на про­из­вод­стве инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий для раз­лич­ных типов орга­ни­за­ций, сосре­до­то­чи­лись, осо­бен­но в послед­нее вре­мя, на выпус­ке такой про­дук­ции, кото­рая ори­ен­ти­ро­ва­на на согла­со­ва­ние пози­ций раз­лич­ных функ­ци­о­наль­ных под­раз­де­ле­ний внут­ри организации. 

Осо­бую попу­ляр­ность полу­чи­ло направ­ле­ние «people centric collaboration», в рам­ках кото­ро­го созда­ет­ся попыт­ка предо­ста­вить мак­си­маль­но­му чис­лу поль­зо­ва­те­лей доступ к инфор­ма­ции и инстру­мен­та­рию по раз­но­об­раз­ным функ­ци­о­наль­ным про­цес­сам внут­ри орга­ни­за­ции [9].

За счет предо­став­ле­ния досту­па поль­зо­ва­те­лей к раз­ным функ­ци­о­наль­ным и инфор­ма­ци­он­ным систе­мам появ­ля­ет­ся воз­мож­ность инте­гри­ро­вать раз­лич­ные функ­ци­о­наль­ные пози­ции внут­ри организации. 

Осо­бен­но­сти постро­е­ния сов­мест­ной рабо­ты, в кото­рой вза­и­мо­дей­ствие участ­ни­ков опо­сре­до­ва­но инфор­ма­ци­он­ной сре­дой, обес­пе­чи­ва­ют допол­не­ние функ­ци­о­наль­ных пози­ций раз­лич­ных участ­ни­ков сов­мест­ной рабо­ты. За счет допол­не­ния функ­ци­о­наль­ных пози­ций сами участ­ни­ки по-ново­му начи­на­ют пони­мать орга­ни­за­ци­он­ные воз­мож­но­сти и огра­ни­че­ния и более эффек­тив­но выпол­нять свою рабо­ту, раз­ра­ба­ты­вать и реа­ли­зо­вы­вать орга­ни­за­ци­он­ные стратегии.

Одна­ко про­ек­ти­ро­ва­ние кол­лек­тив­но-рас­пре­де­лен­ной учеб­ной сре­ды — это осо­бая про­бле­ма. Соглас­но име­ю­щим­ся дан­ным, кол­лек­тив­но-рас­пре­де­лен­ная учеб­ная сре­да воз­ни­ка­ет тогда, когда сов­мест­ная дея­тель­ность участ­ни­ков како­го-либо про­цес­са постро­е­на таким обра­зом, что содер­жа­тель­ные харак­те­ри­сти­ки или свой­ства объ­ек­та соот­но­сят­ся со спо­со­бом орга­ни­за­ции сов­мест­ной деятельности. 

В резуль­та­те при раз­ра­бот­ке како­го-либо объ­ек­та его харак­те­ри­сти­ки и свой­ства опре­де­ля­ют­ся спо­со­ба­ми орга­ни­за­ции сов­мест­ной дея­тель­но­сти всех участ­ни­ков. Таким обра­зом для поль­зо­ва­те­лей ВПС в воз­раст­ных кате­го­ри­ях 6–12 и 12–18 лет необ­хо­ди­мо обеспечить:

  • рас­пре­де­ле­ние началь­ных дей­ствий и опе­ра­ций. Это озна­ча­ет, что содер­жа­ние пор­та­ла и услу­ги, ока­зы­ва­е­мые кли­ен­там этой воз­раст­ной груп­пы, долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны таким обра­зом, что­бы раз­де­ле­ние дей­ствия ста­но­ви­лось необ­хо­ди­мым усло­ви­ем реше­ния задачи;
  • вза­и­мо­по­ни­ма­ние участ­ни­ков про­цес­сов. В интер­нет-сре­де это про­ис­хо­дит с помо­щью спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го рас­пре­де­ле­ния постав­лен­ных задач;
  • ком­му­ни­ка­цию, кото­рая в интер­нет-сре­де обес­пе­чи­ва­ет реа­ли­за­цию про­цес­сов рас­пре­де­ле­ния, обме­нов и вза­и­мо­по­ни­ма­ния меж­ду участ­ни­ка­ми. В ком­пью­тер­ной сре­де это дости­га­ет­ся за счет исполь­зо­ва­ния спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных технологий;
  • пла­ни­ро­ва­ние общих спо­со­бов рабо­ты, осу­ществ­ля­е­мое через реа­ли­за­цию раз­лич­ных про­ек­тов, реше­ние кото­рых тре­бу­ет опре­де­лен­но­го вре­мен­но­го интервала;
  • рефлек­сию, обес­пе­чи­ва­ю­щую пре­одо­ле­ние огра­ни­че­ний раз­лич­ных пози­ций и раз­лич­ных про­блем, воз­ни­ка­ю­щих у соот­вет­ству­ю­щей груп­пы кли­ен­тов. Рефлек­сия обес­пе­чи­ва­ет­ся выде­ле­ни­ем раз­лич­ных пози­ций поль­зо­ва­те­лей служ­бы, а так­же вве­де­ни­ем спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных дис­кус­си­он­ных и дру­гих форм сов­мест­ной работы.

Под­во­дя итог раз­лич­ным вари­ан­там созда­ния ВПС, необ­хо­ди­мо отме­тить, что эффек­тив­ность ее рабо­ты в зна­чи­тель­ной мере будет зави­сеть от того, насколь­ко функ­ци­о­наль­ная струк­ту­ра, содер­жа­тель­ное напол­не­ние сай­та, тех­ни­че­ская под­держ­ка смо­гут обес­пе­чить раз­лич­ные фор­мы орга­ни­за­ции сов­мест­ной рабо­ты поль­зо­ва­те­лей этой служ­бы. В зави­си­мо­сти от это­го потен­ци­аль­ные поль­зо­ва­те­ли смо­гут решать раз­лич­ные зада­чи, обес­пе­чи­вая эффек­тив­ную рабо­ту ВПС с уче­том общих воз­мож­но­стей и огра­ни­че­ний рабо­ты в интернет-среде.

Литература

  1. Бер­ц­фаи Л. В. Фор­ми­ро­ва­ние дви­га­тель­но­го навы­ка в усло­ви­ях прак­ти­че­ской и учеб­ной зада­чи // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 1964. № 4.
  2. Давы­дов В. В. Виды обоб­ще­ния в обу­че­нии. М., 1972.
  3. Ком­му­ни­ка­тив­но ори­ен­ти­ро­ван­ные обра­зо­ва­тель­ные сре­ды. Пси­хо­ло­гия про­ек­ти­ро­ва­ния / Под ред. В. В. Руб­цо­ва. М., 1996.
  4. Леон­тьев А. Н. Дея­тель­ность. Созна­ние. Лич­ность. М., 1975.
  5. Мар­го­лис А. А. Новый учеб­ный пред­мет «Фило­со­фия для детей» // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 1996. № 1.
  6. Руб­цов В. В. Осно­вы соци­аль­но-гене­ти­че­ской пси­хо­ло­гии. М., 1996.
  7. Руб­цов А. В. Орга­ни­за­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осно­вы раз­ра­бот­ки новых про­дук­тов. М.; Воро­неж, 2002.
  8. Эль­ко­нин Д. Б. О спо­со­бе опо­сре­до­ва­ния реше­ния задач «на сооб­ра­же­ние» // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 1981. № 1.
  9. Kwak С., Fagin R. Internet Infrastructure and Services // Bear Stearns Equity Research. 2001. May.
  10. Making Decisions with Pivot. 2001.
  11. Watson J, Fennez J. Portal Technology // Infolmage Inc. Understanding Portals // Information Management Journal. 2000. № 2.
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2002. Том 7. № 1. С. 87–97.

Об авторах

  • С.В. Лебе­де­ва — МГППИ, Москва, Россия.
  • Алек­сей Вита­лье­вич Руб­цов — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры тео­ре­ти­че­ских основ соци­аль­ной пси­хо­ло­гии факуль­те­та соци­аль­ной пси­хо­ло­гии МГППУ, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest