ДЕТИ РОССИИ ОНЛАЙН: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. — Москва, 2012. — С. 213.
Полный текст результатов исследования на русском и английском языках (PDF).
Для проведения сравнительного международного анализа Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на правах самостоятельных участников вошли в исследовательский проект EU KidsOnline II, проводившийся в 2009-2011 гг. и охвативший 25 стран Европы, а также Россию и Австралию. (Livingstone, Haddon, Görzig, Ólafsson, 2011).
В каждой стране-участнице были проведены интервью с детьми 9-16 лет и их родителями с целью получения точных, пригодных для кросс-культурного сравнения количественных данных относительно использования интернета в Европе.
Координатор проекта – Лондонская школа экономики и политических наук (LSE), Факультет медиа и коммуникаций. Руководителипроекта – профессор Соня Ливинстони доктор Лесли Хэддон.
Проект финансировался Программой Безопасного Интернета Еврокомиссии. Проект EU Kids Online II, адаптируя центрированный на детях, сравнительный, критический и контекстуальный подход, поставил своей целью разработать, провести и проанализировать крупное количественное исследование детского опыта столкновения с онлайн-рисками. Исследование включает вопросы об использовании детьми интернета, цифровой грамотности, совладании с онлайн-рисками, восприятии рисков и практикой обеспечения своей безопасности. Эти результаты были систематически сравнены с тем, как воспринимают риски и какие практики для обеспечения безопасности используют их родителей.
Это был второй проект, проводимый сетью EU Kids Online, объединивший около 70 экспертов в области общественного использования интернета и новых медиа, медиа образования и цифровой грамотности, исследований детства и семьи, психологии подросткового возраста и идентичности, юридических и управленческих перспектив и исследовательских методов.
Цель проекта — исследование детского и родительского опыта столкновения с интернет-угрозами и безопасного использования интернета и новых онлайн-технологий в России и других странах мира.
Исследование проводилось на основе общей методики, разработанной в рамках проекта EU Kids Online II. Вопросы охватывали разные проблемные области: пользовательская интернет-активность и интернет-грамотность детей и их родителей, их осведомленность о онлайн-рисках и способах борьбы сними, их личный опыт обеспечения безопасности в интернете.
Для российского исследования методика была переведена, культурно адаптирована и валидизирована сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
ВЫБОРКА И РЕГИОНЫ
В исследовании использовалась многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. Страты формировались в границах Федеральных округов РФ. Отбор проводился с вероятностью пропорциональной численности детского населения (использовались данные Госкомстата России на 2009 г.). В силу различных обстоятельств Калининградская область была исключена из рассмотрения в процессе проектирования выборки. Общий размер выборки (1000 пар родитель-ребенок)распределялся между стратами пропорционально численности детского населения каждой страты.
Полевая работа началась в июле и была проведена в срок с июля по ноябрь 2010.
Исследование охватило 11 регионов России: Забайкальский край, Кемеровская, Кировская области, Москва, Московская область, Республика Дагестан, Республика Коми, Ростовская область, Санкт-Петербург, Саратовская, Челябинская области.
Общая выборка исследования составила 1025 пар «родитель-ребенок», включающих детей 9-16 лет и одного из их родителей. В исследовании приняли участие 44,5% мальчиков и 55,5% девочек. По возрасту дети распределились следующим образом:
25,5% - детей 9-10 лет (9,5% - 9 лет и 16% - 10 лет), 16,5% - детей 11-12 лет (7,5% - 11 лет, 9% - 12 лет), 28% - детей 13-14 лет (10% - 13 лет и 18% - 14 лет), 31% - детей 15-16 лет, (18% - 15 лет, 13% - 16 лет).
Некоторые таблицы и диаграммы, представленные в книге
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
Около половины детей используют для выхода в интернет компьютер, находящийся в общем пользовании. Одновременно многие школьники активно пользуются личными устройствами, среди них наравне с персональным компьютером (57%) лидирует мобильный телефон (45%). В среднем один ребенок для выхода в сеть использует два электронных устройства.
Чем старше школьники, тем реже взрослые их контролируют: 70% российских школьников 9-10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются интернетом бесконтрольно – когда рядом нет родителей, старших, учителей.
Лишь треть российских детей ответили, что пользуются интернетом в школе. Это в два раза меньше, чем в странах Европы, где наблюдаются обратные результаты: дети чаще пользуются интернетом в школе (более 60%) и в общей комнате дома (60%).
В России дети в среднем начинают выходить в сеть в 10 лет, в городах-мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге, возраст начала использования интернета составляет 9 лет. Среди детей 11–12 лет в среднем около половины имеют навыки безопасного использования интернета. Почти половина детей считают, что знают об интернете больше, чем их родители.
Практически каждый пятый ребенок в России безуспешно пытается уменьшить проводимое в интернете время, блуждает по интернету, даже не испытывая особого интереса, и чувствует себя дискомфортно, когда не имеет к нему доступа.
РИСК И ВРЕД
Более половины российских школьников (53%) согласны с тем, что в интернете может быть что-то плохое для детей их возраста, четверть детей (26%) имеет отрицательный опыт столкновения с негативом в сети.
Среди детей 11-12 лет пятая часть детей (21%) практически ежедневно испытывает отрицательные эмоции из-за столкновения с негативным контентом в интернете.
Российские и европейские школьники практически единодушны в том, что интернет может быть небезопасен для детей их возраста. Но когда речь идет о личном негативном опыте в сети, данные расходятся – в России показатели в целом в 2 раза выше.
14% родителей считают, что их ребенок мог расстроиться из-за столкновения с чем-либо негативным в интернете. На самом деле детей, попадавших в подобные ситуации, в два раза больше (26%).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В целом чуть меньше половины всех школьников (45%) согласны с тем, что в интернете есть много хорошего для детей их возраста. Пятая часть детей абсолютно не согласна с этим утверждением (20%).
Российские школьники пытаются освоить практически все возможные виды активности в сети, отдавая предпочтение коммуникационной деятельности: 77% заходят в социальные сети, 60% отправляют и получают почту, 56% пользуются мессенджером, 31% посещают чат, 12% делают записи в блоге.
Около 80% детей пользуются интернетом в учебных целях. В среднем один школьник занят в сети восемью различными видами деятельности. Почти 80% российских детей указали, что у них есть профиль в социальных сетях. Среди детей 9-12 лет больше половины пользуются социальными сетями, игнорируя возрастной ценз, установленный в России – 13 лет.
В среднем российские школьники имеют около 50 друзей в социальных сетях. У шестой части детей (16%) в друзьях более 100 пользователей.
У большинства российских школьников (62%) странички в соц. сетях находятся в ограниченном или частично ограниченном доступе, однако, у третьей части опрошенных детей профили открыты всему миру.
Примерно от 60% до 80% российских школьников выкладывают в сети фамилию, точный возраст, номер школы, а также фотографию, на которой видно их лицо, треть детей указывает на странице в сети номер телефона или свой домашний адрес.
Около половины школьников общаются с людьми, с которыми они познакомились в интернете и которые никак не связаны с их жизнью вне сети (48%). Практически половина школьников заводит новые знакомства в интернете каждый месяц и даже чаще.
Около трети школьников (24%) чаще одного раза в месяц отправляют информацию личного характера незнакомым людям.
СЕКСУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ
По сравнению с европейскими школьниками, российские подростки в 2 раза чаще сталкиваются с сексуальными изображениями онлайн и оффлайн. Более трети детей (41%) сталкивались с сексуальными изображениями в интернете.
Российские дети в 6 раз чаще, чем европейские, сталкиваются с сексуальным контентом во всплывающих окнах (42% в России против 7% в Европе) и значимо чаще в социальных сетях (17% в России против 3% в Европе).
Особенно часто российские подростки видят изображения/видео людей в обнаженном виде (38%), интимных частей тела (29%), людей, занимающихся сексом (28%).
Практически каждый десятый школьник в возрасте 11-16 лет сталкивался с самым экстремальным типом контента – порнографией с насилием (9%). Мальчики чаще, чем девочки, признаются в том, что видели подобное в интернете (12% против 6%).
Родители более чем в два раза недооценивают риск столкновения с сексуальным контентом в интернете.
Почти каждый шестой школьник (16%) расстраивается из-за столкновения с сексуальным контентом. По сравнению с европейскими, российские дети расстраиваются немного меньше и быстрее справляются с переживаниями.
В 43% случаев подростки, чтобы справиться с переживаниями из-за сексуального контента, рассказывают об этом другим людям. Каждый пятый ребенок надеется, что проблема решится сама собой, лишь немногие пытаются решить проблему (10%).
БУЛЛИНГ
В среднем по России 23% детей, которые пользуются интернетом, были жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю.
Буллинг в интернете так же распространен, как и буллинг «лицом к лицу»: каждый десятый ребенок подвергался буллингу одним из этих способов.
Основная площадка кибербуллинга в Рунете – социальные сети. Основные приемы кибербуллинга: отправление пользователю сообщений непристойного и обидного характера, либо размещение подобной информации о ребенке в открытом доступе в интернете.
Каждый четвертый ребенок (28%) признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в интернете. С возрастом дети чаще становятся агрессорами: это практически каждый третий ребенок 13-16 лет. При этом практически во всех регионах России «агрессоров» столько же или даже больше, чем «жертв».
Российские школьники чаще, чем европейские, сознаются, что проявляли агрессию «лицом к лицу» (соответственно, 21% в России и 10% в Европе). И те, и другие гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в интернете (8% в России и 3% в Европе).
Каждый третий ребенок, проявлявший агрессию в интернете, сам был жертвой кибербуллинга.
Лишь пятая часть родителей детей, подвергавшихся кибербуллингу, знает об этом (21%).
Более двух третьих опрошенных детей (72%), ставших жертвами кибербуллинга, переживают это как стрессовое событие. При этом девочки расстраиваются в значительно большей степени, чем мальчики. Наиболее сильно переживают из-за кибербуллинга дети 9-12 лет.
Среди источников социальной поддержки и в России, и в Европе лидируют друзья: каждый второй ребенок делился с друзьями тем, что случилось (49% и 52% соответственно). Родители гораздо реже служат источником социальной поддержки: в России каждый четвертый делился проблемой с родителями (25%), в то время как в Европе – почти каждый второй (42%).
СЕКСТИНГ
Треть (28%) российских школьников встречали или получали лично сообщения сексуального характера в интернете, причем более 15% – раз в месяц и чаще.
По проценту детей, получающих или сталкивающихся с сообщениями сексуального характера в интернете, Россия опережает все европейские страны.
Дети сравнительно редко (4%) признаются, что пишут сами сообщения сексуального характера. При этом, в среднем по России школьники получают подобные сообщения в 7 раз чаще, чем отправляют сами.
Из тех детей, кто сталкивался с секстингом в интернете, каждый пятый читал размещенные в открытом доступе сообщения сексуального характера (20%). Каждый десятый ребенок видел в сети как другие люди занимаются сексом (10%).
Сообщения сексуального характера дети чаще встречают во всплывающих окнах (18%) и в социальных сетях (13%), причем в России это происходит в три раза чаще, чем в европейских странах.
Мальчики (33%) чаще, чем девочки (23%), признаются, что встречали или получали сообщения сексуального характера. При этом девочкам значимо чаще, чем мальчикам, предлагают поговорить о половом акте в интернете.
И в России и в Европе примерно половина родителей осведомлена о том, что их дети сталкиваются с секстингом.
Каждый четвертый подросток, столкнувшийся с секстингом, расстроился из-за этого. Дети 11-12 лет расстраиваются сильнее и переживают дольше, чем дети 13-16 лет, а также чаще используют выжидательную стратегию – ждут, что проблема решится сама собой. Старшие подростки предпочитают активные стратегии совладания.
Треть детей (33%) рассказывает о секстинге кому-либо из своего близкого окружения, либо обращаются в специальные службы.
ВСТРЕЧИ С НЕЗНАКОМЦАМИ
Половина (47%) российских детей призналась, что им приходилось общаться в интернете с кем-либо, с кем они никогда не общались лицом к лицу.
Каждый пятый ребенок лично встречается с теми, с кем познакомился в сети (21%). Это более чем в два раза превышает показатели по странам Европы (9%).
С возрастом заметно увеличивается как частота контактов с незнакомцами в интернете, так и частота личных встреч после знакомства в интернете.
Больше двух третьих российских детей, встречавшихся с интернет-знакомыми, установили контакты в интернете с людьми, которые ранее не имели никакого отношения к кругу их общения (69%).
Среди мест знакомства лидируют социальные сети, 61% российских детей, встречавшихся с интернет-знакомыми в реальной жизни, познакомились с ними в социальной сети.
Только каждый пятый родитель знает, что его ребенок встречался лично с интернет-знакомыми (22%).
Практически каждый третий ребенок из тех, кто встречался с интернет-знакомыми, признался, что эти встречи так или иначе его расстроили. При этом, в большинстве случаев в этой негативной ситуации они встречались с людьми приблизительно своего возраста (75%).
В 5% случаев дети встретились со взрослым человеком. Эти данные соответствуют европейским.
Большинство детей и в России, и в Европе, встречавшихся лично с интернет-знакомыми, рассказывали об этой встрече кому-либо (70%).
Больше половины российских школьников брали кого-то на встречу с незнакомыми (62%). Каждый второй ребенок брал с собой ровесника, единицы – взрослого (2%).
Некоторые дети признались, что на встрече другой человек либо ударил их (7%), либо предпринял действия сексуального характера (7%) или сделал еще что-либо плохое (7%).
Каждый второй ребенок в России рассказывал кому-либо о случившемся (55%).
Среди источников социальной поддержки дети предпочитают друзей – к ним обращались 45% детей, расстроившихся от встречи с интернет-знакомыми.
Каждый десятый прекращал пользоваться интернетом на некоторое время (12%) или уничтожал любые послания от другого лица (13%).
ОПАСНЫЕ САЙТЫ: КОНТЕНТНЫЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
46% детей в возрасте 11-16 лет сталкивались с сайтами, несущими угрозу их физическому здоровью и благополучию, а также с сайтами, где пропагандируется насилие и расовая ненависть.
29% детей сталкиваются с ненавистническим контентом, 28% детей посещают сайты, где обсуждаются способы чрезмерного похудения, 14% детей заходят на сайты, посвященные причинению физического вреда себе и другим людям, 13% - на сайты, пропагандирующие наркотики, 11% - на сайты, описывающие способы совершения суицида.
Среди детей 11-13 лет мальчики и девочки практически в равной степени сталкивались с опасным контентом в сети (37и 34% соответственно).
Среди старших детей лидируют девочки: с вступлением в подростковый возраст, у них резко возрастает интерес к сайтам, где обсуждаются различные диеты и способы похудения (с 22% до 43%).
Среди детей 11-13 лет мальчики в 5 раз чаще девочек интересуются сайтами, на которых представлена информация о наркотиках (15% и 3% соответственно).
В России процент посещений детьми ненавистнических сайтов в два раза выше, чем в европейских странах: 46% против 22%.
Школьники в 3 раза чаще, чем предполагают родители, сталкивались с опасным для здоровья или ненавистническим контентом. Родители гораздо в большей степени осведомлены о том, что их дети сталкиваются с обманом и мошенничеством в сети.
Каждый четвертый ребенок (26%) сталкивался в сети с обманом и кражей личных данных. Дети 13-14 лет чаще всего попадали в ситуацию, когда кто-то использовал личную информацию, предоставленную ребенком в интернете, для розыгрыша или оскорбления (14%). В то же время жертвой кражи пароля для тех же целей чаще становились дети 15-16 лет (21%).
Около половины российских детей (47%) сталкивались при использовании интернета с вирусами.
МЕДИАЦИЯ
Менее половины опрошенных родителей в России вовлечены в деятельность своих детей в Интернете. Тем не менее, многие родители пытаются разговаривать с ребенком о том, чем он занимается в сети (58%), или поощряют к ее самостоятельному освоению (40%).
С возрастом родители реже помогают ребенку. Старшие дети меньше замечают участие родителей в их деятельности в интернете.
Более половины российских родителей помогают детям в случае трудностей (53%), почти половина объясняет, почему сайты бывают хорошими и плохими (45%).
В 15-20% случаев родители считают, что помогают ребенку, тогда как он этого не видит.
Менее 25% родителей вводят ограничения на пользование ICQ и социальных сетей, скачивание музыки, фото, видео просмотр видеоклипов.
Наиболее частым предметом контроля, как в России, так и в Европе, является возможность передачи личной информации (39% в России).
Родители довольно редко проверяют то, что их дети делают в интернете. Чаще всего родители проверяют, какие сайты посещает ребенок (24%) и его профиль в социальной сети (20%), очень редко (11%) - сообщения в его электронной почте. Половина детей, находящихся под контролем, отрицает это.
Взрослые активно используют лишь программное обеспечение от спама и вирусов (70%). При этом мало кто из родителей пользуется программами для блокировки и фильтрации сайтов, отслеживания сайтов, которые дети посетили, или ограничения во времени.
Родители значимо чаще блокируют доступ к определенным сайтам для детей до 12 лет, по сравнению с более старшими детьми.
Более чем в 40% случаев, когда родителям кажется, что они помогают ребенку, тот не ощущает никакой поддержки. Напротив, более чем в 30% случаев, когда ребенок ощущает помощь родителей, те считают свою помощь незначительной или не чувствуют ее вовсе.
Каждый третий ребенок в России считает, что родители мало знают или ничего не знают о том, что он делает в интернете.
В 39% случаев дети считают, что родители контролируют их деятельность в интернете, при этом они считают даже нестрогий контроль достаточным или чрезмерно ограничивающим.
По мере взросления ребенка родители все выше оценивают его возможности справиться с трудностями в Интернете и несколько ниже – свои возможности помочь.
В 13% случаев дети игнорируют то, что им говорят родители об интернете, а еще в 35% случаев - игнорируют часть такой информации.
Большинство детей не замечает изменения в поведении родителей как реакцию на их онлайн-проблемы.
Более половины детей устраивает то, какой интерес проявляют родители к их деятельности в Интернете (68%). 14% детей хотели бы, чтобы родители больше участвовали в их деятельности в интернете.
Родители в России немного сильнее чувствуют необходимость своего вмешательства в жизнь ребенка в интернете, чем родители в Европе. Европейские дети в 2-3 раза чаще, чем российские, говорят об участии учителей в их деятельности в интернете. При этом, чем старше дети, тем чаще они сами помогают друг другу безопасно пользоваться интернетом.
Смотрите также:
- Ежеквартальный журнал «ДЕТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ» под ред. Г.В. Солдатовой.
- ПОЙМАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С..