Разработанная программа психологической коррекции рассчитана минимум на 28 занятий с рекомендованной частотой проведения не менее одного раза в неделю от 1 до 3 занятий единовременно продолжительностью 1,5 часа.
Таблица 1. Содержание индивидуальной психологической коррекции компьютерной игровой аддикции
I ЭТАП – КОНСУЛЬТАИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Упражнение «Инженеры». Цель – совместная и согласованная деятельность между родителем и ребенком. Подготовка: скотч, клей момент, деревянные палочки.
Описание упражнения: совместное выполнение теста Роршаха (адаптация Е.Т. Соколовой) в сочетании с естественным экспериментом при выполнении упражнения «Инженеры». Родитель (законный представитель) и подросток должны создать башню, учитывая пожелания друг друга. Оцениваться конструкция должна по таким критериям как: эстетика, надежность, устойчивость и т.д.
Рекомендация: эта методика очень информативна если во время выполнения задания наблюдать за поведением, согласованностью действий, эмоциональным состоянием, взаимным уважением к пожеланиям, внимательностью, пониманием, доверием, заинтересованностью родителя и ребенка.
II ЭТАП – ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ
Блок I. Психотерапевтические упражнения с подростком.
Часть 1. Проведение психотерапевтических упражнений совместно с подростком.
Упражнение № 1. «Автопортрет» Р. Бернса в модификации Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина. Подготовка: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10 × 15 см [10].
Упражнение № 2. Создание коллажа на тему «Настоящее и будущее моей семьи» Дж. Остер, П. Гоулл. Подготовка: два больших ватмана, цветная, оберточная бумага, журналы, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, ножницы. Проведение психолога. При выполнении упражнения ребенком, запрещается давать попутные указания и замечания. Примечание: рисовать настоящее и будущее семьи необходимо на двух отдельных ватманах.
Упражнение № 3. «Страх внутри меня» Ю. Климановой [5]. Подготовка: краски гуашь, фломастеры, восковые мелки, карандаши, восковые мелки кисточки, ластик, альбомные листы бумаги. Выполнение. После завершения рисунка, необходимо его обсудить и сделать «преображение» этого страха, видоизменив его в более забавный, смешно, милый или праздничный рисунок.
Упражнение № 4. «Объективное и Субъективное». Подготовка: лист А4, линейка, цветные ручки, маркеры. Описание упражнения.
I этап. Подросток делит лист А4 на две половины. Каждый столбец именуется как «Я-субъективное» и «Я-объективное». В первом столбце указываются как положительные, так и отрицательные качества, которыми, по его мнению, он обладает. Во втором столбце он указывает, как его воспринимают окружающие и какие качества они ему приписывают. При этом не стоит давать директивных установок. Характерологические качества записываются в произвольном порядке и могут выделяться разными цветами, в зависимости от того, какой окрас придает этому качеству подросток. Также можно попросить подростка при заполнении столбца «Я-объективное» указывать имя человека или отмечать историю, которая позволила ему сделать такие выводы.
II этап. Попросить родителей (учителя, друга) выполнить упражнение, касающееся только «Я-объективной» части. Обсуждение: 1) Сравнение и анализ каждого качества; 2) Выделение качеств, способствующих дальнейшему развитию личности.
Упражнение № 5. «Маски». Подготовка: лист А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, акриловая краска, масляная постель, кисточки, стаканчик для воды, художественный уголь. Описание упражнения. Попросить подростка нарисовать «лицо» своего страха, потом радости, раздражения, любви. Вопросы обратной связи: поинтересоваться возникали ли ассоциации с чем или кем-либо.
Упражнение № 6. «Темные воспоминания». Подготовка: лист А4, карандаши, краски, фломастеры, восковые мелки, медитативная музыка, глубокая урна для сжигания бумаги. Описание упражнения.
I этап. Попросить подростка вспомнить историю, оказавшую на него сильное влияние, после которой он потерпел психологическое потрясение. Не доверяя ее специалисту молча нарисовать кадр из воспоминания, ярко отражающий не столько суть истории, сколько психологическое состояние подростка.
II этап. По завершении рисунка специалист предлагает ребенку нарисовать «линию времени» (в виде стрелки с годовыми периодами), и отметить на ней тот участок, который соответствует изображению.
III. Попросить подростка подумать о способе изменении исхода этой истории, перспективе и возможности ее преодоления, изобразив это на листе. IV этап. Психологический анализ рисунков с проработкой проблемы и психологических последствий для подростка, в завершение которой, необходимо сжечь рисунок содержащий негативную информацию или порвать его.
Упражнение № 7. «Ладони желаний и возможностей». Подготовка: лист А4, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акриловая краска, масляная постель, кисточки, стаканчик для воды, художественный уголь. Описание упражнения. Попросить подростка обрисовать свои две ладони, в центре которых написать «Я». Далее над правой рукой написать «Я могу» и над левой «Я хочу». Выбирая цвета на каждом пальце левой руки написать пожелания, а на правой реальные возможности. После завершения специалистом проводится анализ и обсуждение с подростком.
Упражнение № 8. «Путешествие». Подготовка: ватман, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акриловая краска, масляная постель, кисточки, стаканчик для воды, художественный уголь. Описание упражнения. Попросить подростка нарисовать страну, город или определенное место где, как или с кем бы он хотел жить через 10 лет. Вопросы обратной связи: 1) Дай пожалуйста этому городу (месту) название, которое символизировало бы отражение твоих эмоций, которое оно у тебя вызывает?; 2) Какие в этом городе правила (законы)?; 3) Кого бы ты туда забрал с собой из своих родных и знакомых?; 4) Охарактеризуй разницу между этим и созданным тобой городом (местом)? и т.д.
Упражнение № 9. «План достижений». Подготовка: лист А4, линейка, ручка, четыре цвета маркеров. Описание упражнения. Выписать все цели, которые бы Вы хотели достичь в течение трех, пяти и десяти лет. Далее за каждый период необходимо разделить все желания по категориям, разделяя их соответствующим цветом маркера: А – очень важные; В – важные; С – нужные; D – необязательные. Вопросы обратной связи: 1) Что вы чувствуете?; 2) Как оцениваете перспективу реальности выполнения поставленных целей и желаемых достижений?; Что фактически нужно сделать для максимального выполнения плана?; Обсуждение значимости и первостепенности поставленных целей?; Возможности для реализации и осуществления, меру ответственности самого клиента за их реализацию.
Упражнение № 10. «Мои ассоциации». Описание упражнения: подростку предлагается сделать ассоциации которые у него вызывает компьютер: отдых, развлечения, паутина, жизнь и т.д. Обсуждение всех ассоциативных связей заканчивается подведением итогов занятия прочтением притчи Роберта Элиаса Наджеми (Robert Elias Najemy) основываясь на трудах по глубинной психологии в области форм страхов Фрица Римана.
Притча «Что делает нас счастливыми».
То, что делает нас счастливыми, постоянно меняется. Когда тебе было два года от роду, ты был (а) счастлив (а), получив в подарок игрушечную машинку, играя в луже или исследуя насекомое (куклу, играя в дочки матери или готовя импровизированный ужин).
Мы стали постарше, и наше счастье менялось вместе с нами. Позднее счастье стало музыкой, потом танцами, потом дружбой с представителями противоположного пола. Наконец на данный момент предмет нашего счастья приобрел очертания компьютерных игровых технологий.
Для многих счастье означает быть принятым в подростковой группе или оцененным конкретным человеком, для других счастье проявляется в спортивных достижениях, к которым он пришел через каждодневные и многочасовые тренировки, давшие свои плоды.
Жизнь меняется. Таким образом, предметы, которые дают ощущение счастья и удовлетворенности, также претерпевают перемены, если мы это им позволяем. Главная наша проблема состоит в том, что мы привязываемся к предметам, которые приносили нам счастье прежде, и полагаем, что они будут приносить нам счастье и дальше. При этом мы не растем, а остаемся в застоявшихся водоемах наших прежних привязанностей.
Как мы не раз в прошлом расставались с нашими прежними источниками счастья и переходили к новым, точно так же мы и в будущем должны придерживаться такой тактики.
Если бы, когда нам было два года, или семь, кто-нибудь сказал нам, что вещи, которые приносят счастье сейчас, некоторое время спустя станут для нас бессмысленными и никчемными, мы бы не смогли понять этого и решили бы, что нас пытаются обмануть. Почему же мы должны верить, что сейчас дела обстоят иначе?
Мы все еще находимся в самом низу лестницы духовного развития. Нам придется претерпеть немало изменений, прежде чем мы доберемся до верхней ступеньки. Не замечаешь ли ты за собой, что пытаешься сохранить прежние источники счастья, которые на самом деле теперь стали источниками не столько счастья, сколько дискомфорта, приносящего тревогу в жизнь твоих близких, что неминуемо сказывается на ваших взаимоотношениях.
Когда прежний источник счастья начинает приносить боль твоим родным, и становится причиной конфликта с другими людьми и нашим внутренним «я», возможно, это знак: пришло время выйти на новые горизонты интересов и занятий и я с твоими близкими попытаемся тебя в этом помочь и подержать в любую трудную для тебя минуту.
Часть 2. Теоретическая часть «Влияние на психику и здоровье чрезмерного увлечения компьютерными играми».
Стоит отметить, что после каждой лекции для подростка будет наиболее интересно просматривать научно популярные фильмы, сюжеты, ролики, с целью наглядной демонстрации последствий этого недуга.
Занятие № 1. Лекция «Психологические особенности обращения к компьютерным играм юношей и девушек» и просмотр научно-познавательного фильма «Виртуальная агрессия» [3, 1].
Занятие № 2. Лекция «Особенности развития людей с компьютерноигровой зависимостью» и просмотр сюжета о влиянии СМИ и компьютерных игр [6, 2].
Занятие №3. Лекция «Особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте» и просмотр выпуска программы «Дорогая мы убиваем наших детей» [9, 4].
Часть 3. Практическая часть. «Обучение комплексу общеукрепляющих упражнений для профилактики негативного влияния компьютерной игровой аддикции на здоровье человека».
Упражнения разработаны не только в качестве профилактики нежелательных соматотелесных нарушений, работы с блоками гейминг-зависимых, но и для ознакомления родителей и подростков с простыми физическими упражнениями, необходимыми при долгой работе за компьютером.
Упражнение № 1. «Разминка для шеи». 1) Сидя на стуле в медленном темпе на счѐт 1 – повернуть голову направо, на 2 – голову прямо. Так же налево. Повторить 6-8 раз; 2) «Черепаха». Сидя на стуле в медленном темпе на 1-2 втянуть голову в плечи. На 3-4 – вернуться в исходное положение. Повторять 6-8 раз; 3). «Карусель». Медленно сделать круговые движения головой вправо и влево по 5 раз; 4) «Сова». Голова поставлена в одной плоскости со спиной. Медленно уводим взгляд вправо (влево) до предела, пытаясь посмотреть за спину, с постепенным поворотом головы и спины. Повторять по 5 раз в каждую сторону.
Упражнение № 2. «Разминка для суставов рук». 1) Сожмите кисти в кулак на счѐт 1 и на счет 2 разожмите кисти; 2) Совершайте вращательные движения в обе стороны в лучезапястном суставе; 3) Поочередно и каждым плечом дотягиваться до мочки уха, голова не наклоняется; 4) Поднимите руки на уровень плеч по бокам. Согнув руки в кистевом суставе, начинайте делать вращения; 5) Опустите руки вниз и начинайте двигать плечами, совершая круговые движения сначала вперед, затем назад. Каждый элемент упражнения повторять по 8-10 раз в медленном темпе.
Упражнение № 3. «Разминка для суставов ног». 1) Стопы: а) тянем носок на себя и от себя, совершая небольшие колебательные движения по 5 раз; б) стоя на месте переминаться с ноги на ногу чередуя наружные и внутренние края стоп, на пальцах и пятках; в) поочередно каждой стопой совершаем круговые движения в обе стороны по 5 раз. 2) Коленные суставы: а) в положении стоя поставить ноги на ширине плеч, а кисти рук расположить на коленях. Помогая руками совершить коленям круговые движения вовнутрь, а затем наружу 10 раз; б) поставить ноги вместе и расположить кисти рук на колени для помощи в совершении круговых движений вправо и влево; в) поставьте ноги на ширине плеч и начните делать наклоны вперед, стараясь 10 раз коснуться ладонями пола, а затем 6 наклонов назад поочередно к каждой ноге через бок; г) Встаньте и расставьте ноги шире уровня плеч и присядьте, далее аккуратно сделайте 6 перекатов от правой ноги к левой и обратно.
Упражнение № 4. «Разминка для тазобедренных суставов». 1) «Циркуль». Из положения стоя, отводим ногу в сторону (примерно на 45 °) и делаем легкое колебательное движение; 2) «Вращение туловища». Тазом делаете круговые движения в горизонтальной плоскости, вращая среднюю часть туловища; 3) «Большие весы». Левая рука – на затылке, правая – вдоль тела. В этом положении делаем наклоны вправо, затем аналогичным образом – влево, каждый раз прилагая дополнительные усилия.
Упражнение № 5. «Разминка для спины». 1) Обернувшись через левое плечо и чуть прогнувшись назад, начинайте колебательные движения, стремясь увидеть правую пятку с наружной стороны; ноги неподвижны; аналогичным образом «производим осмотр» левой пятки; делаем два поворота в каждую сторону по 15 движений, стараясь дышать свободно; 2) «Скрутки». Стоя прямо, наклонить туловище вперед и сделать поворот вправо (влево) и принять исходное положение.
Упражнение № 6. «Мышечная гимнастика». 1) Бедра и живот: сидя на стуле, поднимите ноги и сделайте перекрещивающиеся движения «ножницы» 20 раз.
Упражнение № 7. «Диалог с напряженной частью тела [7]. Инструкция ведущего: «Закройте глаза. Мысленным взором пройдите по всему вашему телу, отмечая напряженные и расслабленные участки. Сосредоточьтесь на наиболее напряженной части вашего тела (может быть, этот зажим вы ощущаете всегда; может быть – в трудных для вас ситуациях; может быть, вы осознали его, делая одно из предыдущих упражнений). Почувствуйте эту часть вашего тела, будьте внимательны к любым ощущениям. Ничего не придумывайте, отдайтесь на свободное течение образов (зрительных, слуховых, кинестетических). Что за образы возникают, когда вы сосредотачиваетесь на своем зажиме? Если это зрительный образ, рассмотрите его внимательнее. Что это (или кто это)? Какого он цвета? Это что-то теплое или холодное? Приблизьтесь к нему. Спросите, чего он от вас хочет. Обратитесь к своей памяти, попытайтесь вспомнить моменты своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно счастливым. Что происходит с образом? Пропустите через все тело ощущение абсолютного благополучия, особенно направляя его на проблемные участки тела. Что происходит? Представьте и почувствуйте, как все болезни и недомогания исчезают под воздействием сил, идущих от переживания полного телесного благополучия».
Упражнение № 8. «Для глаз». 1) Посмотреть на кончик носа на 1-4. Затем провести взгляд вдаль на 1-6; 2) «Метка на стекле». Переводить взгляд с метки на стекле окна на выбранный предмет вдали за окном; 3) Перемещение взгляда по траекториям: по часовой стрелке и против часовой стрелки, по восьмѐрке.
Упражнение № 9. «Сам себе судья». Подготовка: лист А4, линейка, цветные карандаши и ручки. Описание упражнения. Попросить подростка подвести итог занятию и честно оценить, что у него получилось, что он смог преодолеть, какие достижения и способности он для себя открыл, а над чем еще пройдется поработать.
Блок II. Проведение психотерапевтических упражнений с родителем и ребенком.
Упражнение № 1. «Общее творчество». Подготовка: медитативная музыка, цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, художественный уголь, акварельные краски и масляная пастель, кисточки, стаканчик для воды и листы А4.
Описание упражнения. Перед началом упражнения включается на небольшую громкость медитативная музыка. Выполняется при соблюдении полного молчания участников. Родитель и ребенок располагаются рядом друг с другом.
I этап. Участник (родитель или ребенок) начинает рисовать какой-нибудь предмет (это может быть и животное, растение, персонаж), в то время как второй участник внимательно наблюдает до тех пор, пока не поймет замысел художника, после чего перенимает инициативу, и заканчивает рисунок.
II этап. Ограничивается время для художника составляющее не более 10 секунд, но это не касается участника, который будет дорисовывать.
III этап «Вензеля». Родитель на листе А4 рисует любой вензель, не наделяя его определенным смыслом и передает его ребенку, который пытается преобразить его в образ, после чего ребенок также передает свой рисунок родителю. У родителя и ребенка, должен получится полноценный рисунок.
Вопросы обратной связи: 1) Было ли сложно понимать друг друга?; Получалось ли у вашего партнера дополнять и преобразовывать ваш результат? Получалось ли угадывать замысел?
Упражнение № 2. «Сила слова». Описание упражнения: родитель встает напротив ребенка и вытягивает руки перед собой. Ребенок должен опускать руки родителя по нарастающей силе вниз, нажимая на них сверху. Родитель в это время должен удерживать руки, говоря при этом решительно «Я сильный!». Затем при тех же действиях необходимо говорить «Я слабый», произнося эту реплику тихо и уныло. После этого родитель меняется ролями с ребенком. Вопросы обратной связи: 1) Как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и преодолевать преграды? Вспомните историю из жизни когда вас морально поддержали в сложной ситуации?
Теоретическая часть: «Негативное влияние слов на воспитание ребенка».
- «Отстань» или «оставь меня в покое», «Мне совершенно не до тебя» – ребенок воспринимает эти фразы, так что он мешает родителям своим присутствием, является лишним и второстепенным и чтобы привлечь внимание, в следующий раз он может перейти от слов просьб к действиям;
- «Не плачь», «не ной» – этими фразами мы даем понять ребенку, что его чувства ничтожны;
- «У всех дети, как дети, а у меня…» – подобные ярлыки, способны понизить самооценку ребенка, а за этим следует истинное соответствие словам, произнесенные родителями;
- «Ты не сможешь или у тебя не получается, лучше я это сделаю» – эти фразы и последующие действия имеют свойство закрепляться влияя на самостоятельность формирующейся личности;
- Ты же девочка (мальчик)!» – отрицая навязанные родителями стереотипы, девочка может «отключить» свою женственность, а мальчик будет считать себя несостоявшимся мужчиной;
- «Возьми, только угомонись!» – как говорится, «чем бы дитя ни тешилось…», все не так просто, произнося эту фразу, мы ясно даем ребенку понять, что своим нытьем можно добиться желаемого, после желание вырастает в требование. Если Вы говорите «нет», это должно быть твердым «нет»;
- «Вечно ты…» и «Ты никогда…» – сильнейшие слова, которые обвинительным приговором навешиваются на любого человека, в адрес которого они прозвучали, и в какой-то степени заставляют поверить, что он и есть тот, кто постоянно опаздывает, наводит беспорядок в своей комнате, забывает. В последствии, это действительно может стать одной из черт характера;
- «Это не стоит переживаний» – с высоты родительских лет, нам проблемы и неудачи наших детей кажутся несущественными. Постарайтесь вспомнить, как ранит невзаимная любовь, несдержанное ваше обещание или данное слово друга. Разделить чувства, а не умалять их значение – только такой реакции от родителей ждет в сложной ситуации ребенок любого возраста;
- «Еще раз такое увижу – ты у меня получишь» – ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае, а внезапные эмоциональные порывы приводят его к замешательству и обиде;
- «Быстро перестань!» – при таких фразах, ребенок чувствует себя бесправным;
- «Да кому ты нужен!» – результатом фраз такого типа, является повышенная тревожность, нервные срывы, ухудшение дисциплины и поведения у детей;
- «Ну куда тебе» – уровень притязаний ребенка от этого может сильно измениться, ведь очень тяжело чего-либо добиться, если в тебя не верят самые близкие люди;
- «Ты весь в своего папу» или «И в кого ты такой пошел? Ума не приложу» – В таких фразах обычно чувствуются злость, а у детей такой тип фраз, вызывает чувство недовольства, разочарование, тревоги и одиночества, в крайнем случае гнев.
Упражнение № 3. «Зато мой ребенок…». Подготовка: лист А4, ручка, линейка. Описание упражнения: специалист: «Есть такое выражение «любят не за что-то, а вопреки всему», просто так. В повседневной жизни большинство родителей склонны чаще обращать внимание на недостатки своих детей, чем подчеркивать их достоинства. Как часто мы делаем похожие ошибки, сравнивая своих и чужих детей, выделяя, приписывая и гипертрофируя любую незначительную черту, находящую у нас одобрение. Дети это тонко чувствуют и болезненно воспринимают». Далее родителям предлагается разделить лист пополам. В левой колонке записываются все недостатки ребенка с точки зрения родителя, а в правой противовесом выписываются плюсы после слова «зато». После этого родителю предлагается произнести вслух выписанные достоинства и недостатки. Далее родитель должен порвать лист вдоль и колонку с недостатками разорвав выбросить в мусорное ведро. Затем выделить не больше пяти главных достоинств, к каждому вспомнив историю, ярко отражающую каждое достоинство. В заключение родитель должен произнести лично ребенку выделенное достоинство и рассказать историю специалисту.
Упражнение № 4. «Воспоминание» (совместно с ребенком). Описание упражнения:
I этап. Родителю предлагается оглянуться на свое прошлое и вспомнить те поступки, которые вызывали негодование, непонимание и негатив со стороны родных и окружающих, а также ответную реакцию в виде эмоций и ощущений в том возрасте, в котором сейчас находится ребенок.
II этап. Родителю предлагается составить список из пяти поступков и реакций на замечания ребенка, сопоставив с собой в его возрасте.
III этап. Родителям предлагается определиться в каждом конкретном случае, что напоминает из поступков, реакций, поведения ребенка их в подростковом возрасте. Попробовать проанализировать, насколько эти ситуации выявляют индивидуальность ребенка, протест, причину и т.д.
Упражнение № 5. «Тонкая грань». Подготовка: полиэтиленовая пленка. Описание упражнения. Ведущий: При совершении поступков или в разговоре мы не всегда чувствуем грань, за которую нельзя переходить, за которой лежит конфликт, обида и непонимание. Очень важно чувствовать ту грань, за которой может произойти разрыв». Родителю и ребенку дается пленка, с задачей максимально растянуть ее и не порвать.
Упражнение № 6. «Тайное послание» Т.П. Филатовой. Подготовка: йод, лист бумаги, лимонный сок, тонкие кисточки, контейнеры для воды, конверт. Инструкция. Родитель и ребенок должны написать лимонным соком на листе бумаги небольшое послание, положить в конверт и поменяться посланиями. Затем в контейнер с водой необходимо добавить немного йода и промокнуть послание, для расшифровки.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Блок I. Повторная психологическая диагностика (через 2-3 недели).
Психологу необходимо сделать акцент на ресурсах и позитивной динамике в решении проблемы. Поиск ресурсов можно направить в: 1) Прошлое (что раньше помогало, преодолеть проблему? Что (кто) поддерживал?) 2) Настоящее (что сейчас помогает преодолевать проблему, хотя бы временно? Помогает ли прошлый опыт преодоления неудач, страхов? Как влияют на тебя и твой окружающий мир произошедшие перемены?) 3) В будущее (кто или что поможет выйти из трудной ситуации в будущем? Чему можно научиться извлекая из преодоленных преград? Что хотелось бы изменить в настоящем для наступления более благоприятного будущего?).
В процессе консультирования необходимо ориентироваться на позитивный подход по принципу «Во всем есть не только темная, но и светлая сторона». Акцентировать внимание на наклонностях и интересах подростка, путем вовлечения его в другие виды деятельности (секции, кружки), с мотивацией на достижение результатов и поставленной цели, для чего необходимо помочь не только подростку в выстраивании процесса целеполагания, но и родителям на грамотное стимулирование мотивации своего ребенка.
Список литературы
- Виртуальная агрессия / реж. В.И. Матвеева // Научно-познавательный фильм.
- Влияние СМИ и компьютерных игр [Электронный ресурс].
- Добровидова Н.А. Психологические особенности обращения к компьютерным играм юношей и девушек / Н.А. Добровидова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 2 (2). – С. 366-370.
- Дорогая мы убиваем наших детей: передача [Электронный ресурс] // youtube. – 2012. – Вып. 4.
- Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи / Ю. Климанова // Семья и школа. – 1999. – № 9. – С. 22-24.
- Максимов А.А. Особенности развития людей с компьютерно-игровой зависимостью / А.А. Максимов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 7. – С. 85-96.
- Малкина-Пых И. Возрастные кризисы / И. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.
- Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. – 152 с.
- Особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте [Электронный ресурс].
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
Об авторе
Филатова Т.П. - соискатель кафедры Психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, старший лейтенант полиции, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Россия.
Смотрите также:
- Павлова Е.А. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся
- Пережогин Л. О. Программа психотерапевтической помощи несовершеннолетним, обнаруживающим признаки зависимости от интернета и мобильных устройств
- Яснова А.А. Теоретические аспекты изучения проблемы геймер-аддикции и её влияния на поведение подростков
- Internet Addiction in Children and Adolescents by Kimberly S. Young (Editor)