Описание методики
Методика представляет собой скрининговый самоопросник, направленный на выявление кибер-аддикции (в том числе интернет-аддикции). Методика была изначально разработана и адаптирована к использованию в русскоязычной среде Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.
Теоретические основы
При разработке методики авторы руководствовались общими представлениеями о зависимом поведении и накопленным опытом диагностики и лечения кибер-аддикций. В частности, авторы опирались на критерии диагностики интернет зависимости Голдберга и Орзак.
Критерии диагностики интернет-зависимости (Ivan Goldberg, 1996)
- Толерантность:
- Потребность во все большем количестве времени работы в сети для достижения удовольствия;
- Значительное снижение эффекта от пребывания в сети в течение того же промежутка времени, что и ранее.
- Абстиненция:
- Наличие 2-х или более симптомов, которые возникают в период от нескольких дней до одного месяца после прекращения или уменьшения длительности работы в сети:
- психомоторное возбуждение;
- тревога;
- навязчивые мысли об Интернете;
- фантазии или мечты о сети;
- произвольные или непроизвольные «печатающие» движения пальцев рук.
- Наличие симптомов раздела (А) является причиной нарушений в служебной, семейной и/или других сферах социального функционирования;
- Возобновление работы в Интернете или подобных on-line службах способствует уменьшению или исчезновению симптомов абстиненции.
- Наличие 2-х или более симптомов, которые возникают в период от нескольких дней до одного месяца после прекращения или уменьшения длительности работы в сети:
- Периоды работы в сети оказываются более частыми и/или более длительными, чем планировалось.
- Наличие непреодолимого желания и/или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу в сети.
- Большое количество времени, посвящаемое имеющей отношение к Интернету деятельности (покупка соответствующей литературы, поиски новых броузеров, формирование файлов и т.д.).
- Актуальные ранее виды социальной деятельности (семейные, служебные, развлекательные и т.д.) прекращаются или сокращаются в связи с увлечением Интернетом.
- Использование сети продолжается, несмотря на очевидные и осознаваемые социальные и психологические проблемы, связанные с работой в Интернете (депривация сна, супружеские проблемы, опоздание на работу и утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями и т.п.).
Расстройство имеет место, если присутствуют три или больше признаков, выявленных в течение последних 12 месяцев.
Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999)
- Получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером.
- Увеличение времени, проводимого за компьютером, и возрастание денежных расходов на компьютерную деятельность.
- Покупка нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера.
- Изменения настроения вне компьютера/Интернета.
- Появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/Интернета.
- Ощущение потери контроля и подавленности вне компьютера/Интернета.
- Постоянные мысли о компьютере или Интернете вне компьютера/Интернета.
- Неудачные попытки контролировать время, проводимое за компьютером.
- Использование компьютера с целью ухода оттекущих проблем.
- Игнорирование своих обязанностей вследствие использования компьютера.
- Потеря весомых взаимоотношений вследствие использования компьютера.
- Ложь о количестве времени, проводимом за компьютером/в Интернете.
- Ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в Интернете.
- Возникновение финансовых трудностей, возникших в результате злоупотребления компьютером / Интернетом.
- Проблемы на работе или в учебе вследствие компьютерной деятельности.
- Проблемы со здоровьем вследствие компьютерной деятельности.
Наличие как минимум пяти перечисленных симптомов свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.
Методологический подход к созданию методики
Авторы справедливо указывают на то, что недостатком данных диагностических подходов является их ориентированность на социальную ситуацию США, дихотомичность как ответов (да-нет), так и диагностических суждений (есть зависимость-нет зависимости), снижающих эффективность применения методик.
Авторами была поставлена задача выявления не только сформированной зависимости (II стадия аддикции), но и начальной зависимости (I стадия), и формирующейся (предзависимость, аттачмент).
На основании этого был разработан скрининговый способ диагностики интернет-зависимости. На способ получен патент (патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2).
Внутренняя структура
Опросник состоит из 11 утверждений относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования.
Каждое утверждение сопровождается 4 степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла.
Интерпретация
Все утверждения учитываются в прямых значений. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям.
- Если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0.
- От 16 до 22 баллов - стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.
- От 23 до 37 баллов - первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий.
- 38 и более баллов - вторая стадия зависимости. Необходимо проведение лечебных мероприятий.
Практическое применение
Использование способа в психиатрии доказало, что оценка эмоционального состояния, волевых качеств, потребительских аспектов, способностей контролировать поведение, физического и психологического влияний на пользователя, которые отражены в вопросах при помощи расширенного ряда «адаптированных» показателей симптоматики компьютерной зависимости, позволяет дифференцировать исходные данные между стадиями «зависимости», «увлечения» и «риска возникновения», что информирует о повышении объективности результатов диагностики.
Использование данного способа поможет проводить эффективную скрининг-диагностику компьютерной зависимости как среди отдельных личностей, так и в группе пользователей компьютерными технологиями, а также одновременно оценить эмоциональное состояние личности, ее волевые свойства, способности к самоконтролю поведения, физическое и психологическое состояние. Высокая объективность конечного результата, которая обусловлена адаптацией вариантов ответов к национальной социально-общественной сфере деятельности посредством весьма простых средств, информирует о соответствии предложенного решения задачи диагностики.
Стимульный материал
Утверждение | Никогда | Редко | Часто | Очень часто |
---|---|---|---|---|
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? | ||||
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? | ||||
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? | ||||
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)? | ||||
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? | ||||
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? | ||||
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? | ||||
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? | ||||
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)? | ||||
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? | ||||
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? |
Литература
Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика. Монография. Днепропетровск «Пороги», 2006.
Об авторах
- Людмила Николаевна Юрьева — психиатр, доктор медицинских наук, профессор, академик АН Высшей школы Украины и Украинской АН, заведующая кафедрой психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской государственной медицинской академии.
- Татьяна Юрьевна Больбот — кандидат медицинских наук по специальности «Психиатрия». Кандидатская диссертация посвящена теме «Психические и поведенческие расстройства улиц молодого возраста с компьютерной зависимостью (клиника, коррекция и профилактика)» (Киев, 2005). Проходила стажировку в Рочестерском Университете (Рочестер, США), в Центре компьютерной аддикции.
Смотрите также:
- Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика
- Осуховская Е.С. Скрининговая диагностика игровой аддикции у школьников Украины (PDF)
- Янг К. Тест интернет-зависимости
- Бурова В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме
- Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости