Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н., Больбот Т. Ю.

С

Описание методики

Мето­ди­ка пред­став­ля­ет собой скри­нин­го­вый само­опрос­ник, направ­лен­ный на выяв­ле­ние кибер-аддик­ции (в том чис­ле интер­нет-аддик­ции). Мето­ди­ка была изна­чаль­но раз­ра­бо­та­на и адап­ти­ро­ва­на к исполь­зо­ва­нию в рус­ско­языч­ной сре­де Л.Н. Юрье­вой и Т.Ю. Больбот.

Теоретические основы

При раз­ра­бот­ке мето­ди­ки авто­ры руко­вод­ство­ва­лись общи­ми пред­став­ле­ни­е­я­ми о зави­си­мом пове­де­нии и накоп­лен­ным опы­том диа­гно­сти­ки и лече­ния кибер-аддик­ций. В част­но­сти, авто­ры опи­ра­лись на кри­те­рии диа­гно­сти­ки интер­нет зави­си­мо­сти Гол­дбер­га и Орзак.

Критерии диагностики интернет-зависимости (Ivan Goldberg, 1996)

  • Толе­рант­ность:
    • Потреб­ность во все боль­шем коли­че­стве вре­ме­ни рабо­ты в сети для дости­же­ния удовольствия;
    • Зна­чи­тель­ное сни­же­ние эффек­та от пре­бы­ва­ния в сети в тече­ние того же про­ме­жут­ка вре­ме­ни, что и ранее.
  • Абсти­нен­ция:
    • Нали­чие 2-х или более симп­то­мов, кото­рые воз­ни­ка­ют в пери­од от несколь­ких дней до одно­го меся­ца после пре­кра­ще­ния или умень­ше­ния дли­тель­но­сти рабо­ты в сети: 
      • пси­хо­мо­тор­ное возбуждение;
      • тре­во­га;
      • навяз­чи­вые мыс­ли об Интернете;
      • фан­та­зии или меч­ты о сети;
      • про­из­воль­ные или непро­из­воль­ные «печа­та­ю­щие» дви­же­ния паль­цев рук.
    • Нали­чие симп­то­мов раз­де­ла (А) явля­ет­ся при­чи­ной нару­ше­ний в слу­жеб­ной, семей­ной и/или дру­гих сфе­рах соци­аль­но­го функционирования;
    • Воз­об­нов­ле­ние рабо­ты в Интер­не­те или подоб­ных on-line служ­бах спо­соб­ству­ет умень­ше­нию или исчез­но­ве­нию симп­то­мов абстиненции.
  • Пери­о­ды рабо­ты в сети ока­зы­ва­ют­ся более часты­ми и/или более дли­тель­ны­ми, чем планировалось.
  • Нали­чие непре­одо­ли­мо­го жела­ния и/или без­успеш­ные попыт­ки пре­кра­тить или кон­тро­ли­ро­вать рабо­ту в сети.
  • Боль­шое коли­че­ство вре­ме­ни, посвя­ща­е­мое име­ю­щей отно­ше­ние к Интер­не­ту дея­тель­но­сти (покуп­ка соот­вет­ству­ю­щей лите­ра­ту­ры, поис­ки новых бро­узе­ров, фор­ми­ро­ва­ние фай­лов и т.д.).
  • Акту­аль­ные ранее виды соци­аль­ной дея­тель­но­сти (семей­ные, слу­жеб­ные, раз­вле­ка­тель­ные и т.д.) пре­кра­ща­ют­ся или сокра­ща­ют­ся в свя­зи с увле­че­ни­ем Интернетом.
  • Исполь­зо­ва­ние сети про­дол­жа­ет­ся, несмот­ря на оче­вид­ные и осо­зна­ва­е­мые соци­аль­ные и пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы, свя­зан­ные с рабо­той в Интер­не­те (депри­ва­ция сна, супру­же­ские про­бле­мы, опоз­да­ние на рабо­ту и утрен­ние встре­чи, пре­не­бре­же­ние слу­жеб­ны­ми обя­зан­но­стя­ми и т.п.).

Рас­строй­ство име­ет место, если при­сут­ству­ют три или боль­ше при­зна­ков, выяв­лен­ных в тече­ние послед­них 12 месяцев.

Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999)

  1. Полу­че­ние удо­воль­ствия, вол­не­ния или облег­че­ния за компьютером.
  2. Уве­ли­че­ние вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го за ком­пью­те­ром, и воз­рас­та­ние денеж­ных рас­хо­дов на ком­пью­тер­ную деятельность.
  3. Покуп­ка ново­го про­грамм­но­го и аппа­рат­но­го обес­пе­че­ния для компьютера.
  4. Изме­не­ния настро­е­ния вне компьютера/Интернета.
  5. Появ­ле­ние тре­во­ги, зло­сти и депрес­сии вне компьютера/Интернета.
  6. Ощу­ще­ние поте­ри кон­тро­ля и подав­лен­но­сти вне компьютера/Интернета.
  7. Посто­ян­ные мыс­ли о ком­пью­те­ре или Интер­не­те вне компьютера/Интернета.
  8. Неудач­ные попыт­ки кон­тро­ли­ро­вать вре­мя, про­во­ди­мое за компьютером.
  9. Исполь­зо­ва­ние ком­пью­те­ра с целью ухо­да отте­ку­щих проблем.
  10. Игно­ри­ро­ва­ние сво­их обя­зан­но­стей вслед­ствие исполь­зо­ва­ния компьютера.
  11. Поте­ря весо­мых вза­и­мо­от­но­ше­ний вслед­ствие исполь­зо­ва­ния компьютера.
  12. Ложь о коли­че­стве вре­ме­ни, про­во­ди­мом за компьютером/в Интернете.
  13. Ложь о дея­тель­но­сти, про­во­ди­мой за компьютером/в Интернете.
  14. Воз­ник­но­ве­ние финан­со­вых труд­но­стей, воз­ник­ших в резуль­та­те зло­упо­треб­ле­ния ком­пью­те­ром / Интернетом.
  15. Про­бле­мы на рабо­те или в уче­бе вслед­ствие ком­пью­тер­ной деятельности.
  16. Про­бле­мы со здо­ро­вьем вслед­ствие ком­пью­тер­ной деятельности.

Нали­чие как мини­мум пяти пере­чис­лен­ных симп­то­мов сви­де­тель­ству­ет о нали­чии ком­пью­тер­ной зависимости.

Методологический подход к созданию методики

Авто­ры спра­вед­ли­во ука­зы­ва­ют на то, что недо­стат­ком дан­ных диа­гно­сти­че­ских под­хо­дов явля­ет­ся их ори­ен­ти­ро­ван­ность на соци­аль­ную ситу­а­цию США, дихо­то­мич­ность как отве­тов (да-нет), так и диа­гно­сти­че­ских суж­де­ний (есть зави­си­мость-нет зави­си­мо­сти), сни­жа­ю­щих эффек­тив­ность при­ме­не­ния методик.

Авто­ра­ми была постав­ле­на зада­ча выяв­ле­ния не толь­ко сфор­ми­ро­ван­ной зави­си­мо­сти (II ста­дия аддик­ции), но и началь­ной зави­си­мо­сти (I ста­дия), и фор­ми­ру­ю­щей­ся (пред­за­ви­си­мость, аттачмент).

На осно­ва­нии это­го был раз­ра­бо­тан скри­нин­го­вый спо­соб диа­гно­сти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти. На спо­соб полу­чен патент (патент на изоб­ре­те­ние (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2).

Внутренняя структура

Опрос­ник состо­ит из 11 утвер­жде­ний отно­си­тель­но про­яв­ле­ний эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния лич­но­сти за ком­пью­те­ром или в Интер­не­те, рас­суж­де­ний отно­си­тель­но реа­ли­за­ции замыс­лов и пред­чув­ствия удо­воль­ствия, коли­че­ства вре­ме­ни пре­бы­ва­ния за ком­пью­те­ром и мате­ри­аль­ных рас­хо­дов, свя­зан­ных с этим, воле­вых свойств, ощу­ще­ний, полу­ча­е­мых во вре­мя про­вож­де­ния ком­пью­тер­но­го досу­га, ассо­ци­а­тив­но­го харак­те­ра вос­при­я­тия полу­ча­е­мо­го удо­воль­ствия, вли­я­ния увле­че­ния ком­пью­те­ром на соци­аль­но-быто­вые обя­зан­но­сти, роли соци­аль­ных обя­за­тельств в повсе­днев­ном быте, вли­я­ния ком­пью­те­ра на пси­хо­фи­зи­че­ское состо­я­ние, режим сна и бодрствования.

Каж­дое утвер­жде­ние сопро­вож­да­ет­ся 4 сте­пе­ня­ми согла­сия с ним. Воз­мож­ным отве­там «нико­гда», «ред­ко», «часто» или «очень часто» при­сва­и­ва­ют бал­лы 1, 2, 3 и 4, соот­вет­ствен­но. Мак­си­маль­ный балл по един­ствен­ной шка­ле мето­ди­ки состав­ля­ет 44 балла.

Интерпретация

Все утвер­жде­ния учи­ты­ва­ют­ся в пря­мых зна­че­ний. Высчи­ты­ва­ет­ся сум­ма пунк­тов по всем показателям.

  • Если сум­ма бал­лов мень­ше 16, то риск раз­ви­тия интер­нет-зави­си­мо­сти равен 0.
  • От 16 до 22 бал­лов - ста­дия увле­че­ния, «при­ли­па­ния» к зави­си­мо­сти, так назы­ва­е­мо­го аттач­мен­та. Реа­би­ли­та­ци­он­ные меро­при­я­тия дадут наи­боль­ший эффект.
  • От 23 до 37 бал­лов - пер­вая ста­дия зави­си­мо­сти. Необ­хо­ди­мо про­ве­де­ния реа­би­ли­та­ци­он­ных мероприятий.
  • 38 и более бал­лов - вто­рая ста­дия зави­си­мо­сти. Необ­хо­ди­мо про­ве­де­ние лечеб­ных мероприятий.

Практическое применение

Исполь­зо­ва­ние спо­со­ба в пси­хи­ат­рии дока­за­ло, что оцен­ка эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния, воле­вых качеств, потре­би­тель­ских аспек­тов, спо­соб­но­стей кон­тро­ли­ро­вать пове­де­ние, физи­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го вли­я­ний на поль­зо­ва­те­ля, кото­рые отра­же­ны в вопро­сах при помо­щи рас­ши­рен­но­го ряда «адап­ти­ро­ван­ных» пока­за­те­лей симп­то­ма­ти­ки ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, поз­во­ля­ет диф­фе­рен­ци­ро­вать исход­ные дан­ные меж­ду ста­ди­я­ми «зави­си­мо­сти», «увле­че­ния» и «рис­ка воз­ник­но­ве­ния», что инфор­ми­ру­ет о повы­ше­нии объ­ек­тив­но­сти резуль­та­тов диагностики.

Исполь­зо­ва­ние дан­но­го спо­со­ба помо­жет про­во­дить эффек­тив­ную скри­нинг-диа­гно­сти­ку ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти как сре­ди отдель­ных лич­но­стей, так и в груп­пе поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, а так­же одно­вре­мен­но оце­нить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние лич­но­сти, ее воле­вые свой­ства, спо­соб­но­сти к само­кон­тро­лю пове­де­ния, физи­че­ское и пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние. Высо­кая объ­ек­тив­ность конеч­но­го резуль­та­та, кото­рая обу­слов­ле­на адап­та­ци­ей вари­ан­тов отве­тов к наци­о­наль­ной соци­аль­но-обще­ствен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти посред­ством весь­ма про­стых средств, инфор­ми­ру­ет о соот­вет­ствии пред­ло­жен­но­го реше­ния зада­чи диагностики.

Стимульный материал

Утвер­жде­ние Нико­гда Ред­ко Часто Очень часто
1. Как часто Вы ощу­ща­е­те ожив­ле­ние, удо­воль­ствие, удо­вле­тво­ре­ние или облег­че­ние, нахо­дясь за ком­пью­те­ром (в сети)?
2. Как часто Вы пред­вку­ша­е­те пре­бы­ва­ние за ком­пью­те­ром (в сети), думая и раз­мыш­ляя о том, как ока­же­тесь за ком­пью­те­ром, откро­е­те опре­де­лен­ный сайт, най­де­те опре­де­лён­ную инфор­ма­цию, заве­де­те новые знакомства?
3. Как часто Вам необ­хо­ди­мо всё боль­ше вре­ме­ни про­во­дить за ком­пью­те­ром (в сети) или тра­тить все боль­ше денег для того, что­бы полу­чить те же ощущения?
4. Как часто Вам уда­ёт­ся само­сто­я­тель­но пре­кра­тить рабо­ту за ком­пью­те­ром (в сети)?
5. Как часто Вы чув­ству­е­те нер­воз­ность, сни­же­ние настро­е­ния, раз­дра­жи­тель­ность или пусто­ту вне ком­пью­те­ра (вне сети)?
6. Как часто Вы ощу­ща­е­те потреб­ность вер­нуть­ся за ком­пью­тер (в сеть) для улуч­ше­ния настро­е­ния или ухо­да от жиз­нен­ных проблем?
7. Как часто Вы пре­не­бре­га­е­те семей­ны­ми, обще­ствен­ны­ми обя­зан­но­стя­ми и уче­бой из-за частой рабо­ты за ком­пью­те­ром (пре­бы­ва­ния в сети)?
8. Как часто Вам при­хо­дит­ся лгать, скры­вать от роди­те­лей или пре­по­да­ва­те­лей коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го за ком­пью­те­ром (в сети)?
9. Как часто суще­ству­ет акту­а­ли­за­ция или угро­за поте­ри дру­же­ских и/или семей­ных отно­ше­ний, изме­не­ний финан­со­вой ста­биль­но­сти, успе­хов в учё­бе в свя­зи с частой рабо­той за ком­пью­те­ром (пре­бы­ва­ни­ем в сети)?
10. Как часто Вы отме­ча­е­те физи­че­ские симп­то­мы, такие как: оне­ме­ние и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в гла­зах, голов­ные боли; пре­не­бре­же­ние лич­ной гиги­е­ной, упо­треб­ле­ние пищи око­ло компьютера?
11. Как часто Вы отме­ча­е­те нару­ше­ния сна или изме­не­ния режи­ма сна в свя­зи с частой рабо­той за ком­пью­те­ром (в сети)?

Литература

Л.Н. Юрье­ва, Т.Ю. Боль­бот. Ком­пью­тер­ная зави­си­мость: фор­ми­ро­ва­ние, диа­гно­сти­ка, лече­ние и про­фи­лак­ти­ка. Моно­гра­фия. Дне­про­пет­ровск «Поро­ги», 2006.

Об авторах

  • Люд­ми­ла Нико­ла­ев­на Юрье­ва — пси­хи­атр, док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, ака­де­мик АН Выс­шей шко­лы Укра­и­ны и Укра­ин­ской АН, заве­ду­ю­щая кафед­рой пси­хи­ат­рии факуль­те­та после­ди­плом­но­го обра­зо­ва­ния Дне­про­пет­ров­ской госу­дар­ствен­ной меди­цин­ской академии.
  • Татья­на Юрьев­на Боль­бот — кан­ди­дат меди­цин­ских наук по спе­ци­аль­но­сти «Пси­хи­ат­рия». Кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция посвя­ще­на теме «Пси­хи­че­ские и пове­ден­че­ские рас­строй­ства улиц моло­до­го воз­рас­та с ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью (кли­ни­ка, кор­рек­ция и про­фи­лак­ти­ка)» (Киев, 2005). Про­хо­ди­ла ста­жи­ров­ку в Роче­стер­ском Уни­вер­си­те­те (Роче­стер, США), в Цен­тре ком­пью­тер­ной аддикции.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest